Об огне, возникающем в живых телах, и об их сгорании
Данная публикация появилась на страницах научно-литературного журнала «Виленский дневник» в 1805 году. Ее автор – Анджей Снядецкий (1768-1838), профессор химии и медицины императорского Виленского университета, известный также своим участием в деятельности литературного просветительского общества шубравцев. В ту пору на страницах упомянутого издания им были сделаны две интересные публикации. Одна из них касалась темы мнимой смерти, вторая – вопроса о самовозгорании людей, феномена, который остается загадочным и по сей день. Перевод последней как библиографической редкости и представляется вашему вниманию. Статья прекрасно свидетельствует о том, что с начала XIX века практически ничего по обсуждаемой проблеме не изменилось. То, что обсуждалось ученым сообществом два столетия назад, ныне периодически повторяется на уровне бульварных публикаций.
* * *
В век повсеместного успеха наук и просвещения мы привыкли пренебрегать сообщениями из простонародья, равно как и представлениями, широко принимаемыми им на веру, хоть сообщения эти и представления зачастую основаны на опыте и несомненных наблюдений. Правда, легковерность простого люда и природная склонность к вещам необычайным или непостижимым преображает таковые наблюдения, придавая им облик совершенно сказочных повествований. Однако они, как правило, имеют надежное основание в природе и, скорее, достойны вдумчивого и философского разбора, нежели презрения. Ученые, проживающие в своем большинстве в городах, либо замкнутые в пределах своих кабинетов, имеют гораздо менее возможностей познания природных событий, нежели простой народ, который всегда живет, как я говорю, на лоне природы и который, не умея систематично объяснять для себя определенные вещи, преподносит их так, как видит. И мы, как правило, упорно отрицаем все то, что с нашими научными предубеждениями не согласуется. Найочевиднейший и свежий тому пример мы имеем с камнями метеоритными, или, как говорят, с неба упавшими, в которые еще несколько лет назад ни один ученый не верил, но по поводу которых у нас сейчас нет никаких сомнений.
Мало найдется в нашей стране людей, которые от народа никогда не слышали о возгорании водки в простаках пьянству преданных. Такие известия мы, как правило, принимаем за сказки и не уделяем им внимания. Однако я хорошо помню, как мне самому довелось быть в очень молодом еще возрасте очевидцем такого события и как прилежно старухи для скорой помощи свежую мочу в горло несчастливца вливали, стараясь погасить этот ужасный пожар. К несчастью, в том возрасте я не мог ни воспринять данное событие как следует, ни оценить его значения. Но письмо г-на Лейра (Lair)1, который также был свидетелем подобных происшествий и у других авторов их почерпнул, поразило меня немало, и хотелось бы, чтобы моих земляков это также задуматься заставило. Ибо следовало бы нам собрать множество подобных и со всей тщательностью сделанных наблюдений, чтобы понять должным образом природу такового возгорания, что могло бы пролить немало света на животную экономию. Ежели где подобные события и могут быть часты, то это наверняка у нас, где, к несчастью, беднейший слой людей, особенно в городах и местечках, совершенно предан пороку пьянства. Призывая затем моих соотечественников к сбору и верному описанию подобных случаев, я решил изложить вкратце то, что нам до настоящего времени об этом предмете известно.
Как бы то ни было, неприемлемым для принятия на веру может казаться, чтобы живые люди могли заниматься огнем и до пепла сгорать. Однако, опыт несомненно показывает, что такие события, довольно редкие, иногда происходить могут. Опуская сомнительные известия, которые там и сям собрать среди народа можно, Бьянкини (Bianchini), Маффа (Maffa), Ролли (Rolli), Лека (Lecat) и Вик-д’Азир (Vicq d’Azyr) приводят подобные примеры. Один из свежайших такого рода случаев описан в Recueil periodique an VIII. Ventose p. 485, где женщина, которую двумя часами ранее ходящей видели и слышали, была обнаружена в собственной постели абсолютно сгоревшей. Все мышцы и кости живота и груди прекратились в настоящий уголь, источающий непереносимое зловоние. Руки и ноги гораздо менее от огня пострадали, во всяком случае одна только нога осталась естественного цвета. Голова была целиком обожженной и вздутой, еще держалась на части туловища. Невозможно было установить причины и начала такого происшествия, а из имеющихся сведений известно только то, что женщина эта была старой и давно уже втянутой в мерзкий порок пьянства.
Второй такой пример мы находим в Философском журнале в № 532. 16 марта 1802 года ночью в одном городе штата Массачусетс в Америке само по себе разложилось и испортилось по причине внутренней и неизвестной тело старой женщины, в течение полутора часов. Одни члены ее семьи в это время уже спали, другие отсутствовали. Только одна эта старушка бодрствовала, занимаясь хозяйством. Один из ее внуков, вернувшись домой, обнаружил горящий пол вблизи камина. Он тут же разбудил остальных, и все сбежались тушить начавшийся пожар. Но во время этого занятия они обнаружили у камина и прилегающей части пола особенные следы горения, которые покрыты были толстым слоем жирной копоти и пепла вместе с явными останками человеческого тела. Все помещение наполнилось особенным и чрезвычайным зловонием, а сама старушка пропала.
Иногда такое возгорание не охватывает всего тела, ограничиваясь только одной его частью; руки и ноги остаются обычно целыми или мало затронутыми. Чаще всего, даже если доходит до высшей степени, само пламя не показывается, а тело только жаром истребляется. Иногда, однако, виден слабый и бегающий огонек, который попеременно затухает и появляется вновь, имитируя как бы горение спирта. Вода его не только не гасит, но в некоторых случаях даже заметно его усиливает, что свойственно не только этой разновидности горения, но и в случае с масляными и жирными веществами.
Но гораздо большего внимания заслуживает следующее обстоятельство: такой огонь слабо затрагивает либо совсем не трогает иные легковоспламеняющиеся предметы, с которыми соприкасается, какими являются постель, белье или одежда. Г-н Лейр объясняет это частично слабостью огня, который подобен горящим флюидам; частью тлением, которое медленно, подобно пирофору, тело поглощает; частью природой животных тел, которые мало летучих и горючих испарений из себя источают, а при полном сжигании только жирный и зловонный пепел оставляют. Но эти объяснения не являются и не могут являться достаточными, так как и спиртовое пламя, и медленно тлеющий пирофор прилегающие горючие предметы зажигают; и все части животные, разлагаемые огнем, выделяют очень много вонючих и летучих масел, которые способны и горение расширить на значительное расстояние и на ближайшие предметы огонь перебросить. Если такие явления реальны, то следует, пожалуй, их объяснение оставить на некоторое время, когда большее число достоверных и четких свидетельств поможет понять их природу.
Люди, которые таким способом сгорели, обычно были одержимы долгое время пороком пьянства; а между ними особенно те такому несчастью подвергались, которые имели привычку упиваться водкой либо подобными самогонными напитками. Лейр, пытаясь объяснить, как эта дурная привычка может сделать горючими человеческие тела, отдельно останавливается на том, что подверженные пьянству люди мало принимают пищи, а если и принимают, то употребляют обычно острую и пряную; их урина водянистая, а сами винные флюиды, как и большая часть летучих веществ, не перевариваются. Таким образом, мышцы, то есть все мягкие и жирные части, могут ими постепенно насыщаться. В этом нас убеждают умирающие от пьянства люди, тела которых долго после смерти сохраняют запах алкоголя; убеждает нас и приближение к опойцам, которых по запаху можно узнать издалека. Допустив такое насыщение тела флюидами, нужно также и допустить и два необходимых условия. Первое, что флюиды волокнистые животные части высушивают, а жирных не трогают и от всякой влаги лишают, таким образом как первые, так и вторые к воспламенению приспосабливают. Второе, что спиртовые испарения все части насыщают и из тела в форме невидимой выходящей с легкостью даже от отдаленного огня заняться и пожар по всему телу распространить могут.
Все приведенные выше случаи имели место только с женщинами, и то в пожилом возрасте. Однако я понимаю, что не только женщины подвержены такому року. Случай, которому я был свидетелем в молодости, произошел с мужчиной, и подобные наверняка случаться должны. Но все имеющиеся до сих пор описания упоминают только женщин, их плоть должна быть гораздо больше таким случаям подвержена, нежели у мужчин. Лейр приписывает эту склонность нежности женских тканей и пухлой рыхлости их тела, которая более способствует насыщению спиртом. Ежели только с пожилыми женщинами случалось возгорание, это следует приписать большей склонности к алкоголю в таком возрасте. Каждый из нас имеет свою страсть, которая является движущей силой. Те, затем, у которых увлечения молодости к старости не находят продолжения, которые не знают сладости наук или которых преследуют несчастья, ищут утешения в выпивке и отдаются им иногда без меры.
Но важнейшим для решения в этом деле вопросом является следующее: сам ли по себе в таких людях разгорается огонь? или же перекидывается на них от ближайших горящих предметов? Упомянутый уже неоднократно Лейр более склоняется к последнему предположению, утверждая, что все сгоревшие подобным образом люди находились поблизости от огня, что часто можно увидеть воспламенение от близкой свечи дыхания упившихся водкой людей, что выходящее из пропитанных спиртом тел испарение легко от ближнего пламени воспламеняется и приводить к их возгоранию. И хотя заслуживают доверия наблюдатели, которые уверяют о самостоятельном возникновении такого возгорания, хотя и достаточно примеров подобных воспламенений в растительном царстве, хотя, наконец, сам автор приводит примеры опойц, пламя из себя выдыхающих, однако понять нельзя, каким образом такой огонь может обратить в пепел целое тело. Такая позиция автора не может быть оправдана никаким способом и вызывает гораздо большее удивление; ибо также сложно будет понять, как вспыхнувший в теле огонь может полностью уничтожить живое тело. Но автору пришлось придерживаться принятой им теории. Ибо приписывая причину появления этого огня флюидам, которые ни сами по себе, ни от свойственной человеческому телу температуры воспламеняться не могут, нужно было сослаться на помощь внешнего источника. Так объяснение г-на Лейра не выдерживает критики ни с точки зрения физиологии, ни физики. По физиологии – потому что принято вольное допущение, что винные флюиды не перерабатываются организмом; и если бы даже так и было, тогда они как чуждое вещество рано или поздно были бы выведены из животного тела, чему сама их летучесть способствовать должна. По физике – потому что не свойственно флюидам формировать такую атмосферу, которая бы от нескольких до нескольких десятков градусов могла воспламеняться.
Не вдаваясь в объяснение этого недостаточно еще распознанного феномена, уверенно, как кажется, можно установить только то, что имеются случаи, когда животные тела либо сами собой, либо от близкого огня воспламеняются и совершенно сгореть могут; а также, что это явление стоит внимания людей просвещенных, которые могли бы для нас собрать и тщательно описать большее количество наблюдений. Судьи, которые если бы имели перед собой обвиненных в злонамеренном сожжении кого-нибудь, должны знать, что подобные случаи могут случаться сами по себе. Пьяницы должны иметь перед глазами ужасный конец, опасности которого они себя подвергают.
Г-н Шведьяур (Swediaur), известный по своим медицинским публикациям, заверяет3, что подобные самовозгорания не столько редки, как до сих пор считалось. В своих путешествиях по северным странам он убедился, что водочные пьяницы очень часто подвержены таким случаям. Тем, кому грозит подобное несчастье, помогают обильные клейкие напитки и молоко, а уже загоревшихся спасают везде в народе свежей уриной, которую пить вынуждены.
Ссылки:
- Essay sur les combustions humaines, produites par l'abus des liqueurs spiritueuses. Par Pierre Aimé-Lair. Paris an VIII.
- Philosophical Magazine Nro LIII. Rapid desorganisation of the Human Body.
- Bulletin des sciences de la société Phylomatique.
Источник: Sniadecki J. O ogniu wszczynajacym się w ciałach zyiących, i o ich pogorzeniu // Dziennik Wileński. 1805. T. 1. № 2. S. 70-80.
Перевод с польского – Виктор Гайдучик.