Белорусские материалы об обновлении придорожных крестов в 1930–1950-е гг.
В данной статье рассматриваются материалы, собранные в рамках проекта «Уфоком» (проект возник в 2001 г. как исследовательская площадка для белорусского сообщества краеведов-энтузиастов, изучающих аномальные и загадочные явления). Автору статьи уже приходилось обращаться к так называемому обновлению икон (под которым подразумевается чудесное самопроизвольное прояснение изображения [10. С. 563]). Нам удалось выяснить, что с XIX в. информация об обновлениях распространяется как бы волнами и имеет довольно четкую географическую привязку. Как правило, очередная волна возникает на территории Украины, затем распространяется на соседние регионы (Беларусь, Россию, Молдавию, Польшу), чаще всего сопровождая периоды нестабильности (голод, эпидемии, войны и т. д.). Согласно исследованиям автора, волна идет в разных направлениях, заканчиваясь спустя несколько лет в самых отдаленных уголках, вплоть до Сибири на востоке и примерно на широте Санкт-Петербурга на севере. В остальное время количество сообщений о подобных случаях стабильно невелико. Подобные волнообразные скачки фиксируются в начале 1890-х и в 1900‑е гг., а также в 1920-е, 1930-е и в конце 1940‑х – начале 1950-х гг. [4].
Кроме того, в 1920-е – начале 1930‑х гг. появляются сообщения о сходном явлении – обновлении крестов, например, на Украине [12. С. 34] либо без указания конкретной местности (сообщается, что «обновление икон и омолаживание крестов стали сейчас обыденным явлением» [13. С. 115]). Всего нами отмечено около 10 таких случаев: в г. Сорочинске Самарской губернии (1922), пос. Любар и с. Люци Волынской губернии (1923), Купянском округе (1925), с. Большой Уторгош Ленинградской губернии (1925), Воронежской области (1944) и других местах. По данным В. Рожко, в июле 1948 г. обновились два придорожных креста вблизи источника у Старой Лешни (Иваничевский район, Украина), летом того же года – несколько крестов на кладбищах в с. Охновка Овадновского района, Свинари Турийского района; сообщалось также об обновлении «одного католического распятия с серебряным блеском». Донесение о том, что «на кладбище с. Свинарни обновляются святые надмогильные кресты, что сияют чудесно на 9 крестах, на одном кресте распятье Иисуса Христа чудесно сияло 23 августа 1948 года», вызвало некоторый испуг среди партработников [11. С. 181–183]. На этом малоизученном сюжете, но уже связанном с территорией Белорусской ССР, мы и хотели бы сегодня остановиться.
Обновление крестов и икон, если к нему было причастно какое-либо лицо (иногда его называли «инициатор обновления»), согласно статье 160 УК БССР (издание НКО СССР 1941 г.), являлось уголовно наказуемым действием1. С 1944 г. в Белорусской ССР начал свою работу институт уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви при Совете Народных Комиссаров2 СССР (далее – СРПЦ), деятельность которого предполагала расследование подобных случаев, а также организацию специальных вечеров для разоблачения «ложных чудес». На одном из таких вечеров, прошедших в д. Всемирово Столинского района Пинской области, «для присутствующих, среди которых было много баптистов, показывались опыты по “обновлению” икон и крестов» [2. С. 31]. Чаще всего в расследовании обновления крестов участвовали представители СРПЦ, но нередко привлекались и специальные церковные комиссии, которые на этот случай имели специальные инструкции3. Их мнение учитывалось при принятии решений об обновившемся кресте или иконе. Все собранные материалы по каждому делу нужно было направлять в областную прокуратуру для привлечения виновных к уголовной ответственности4. Согласно инструктивному письму СРПЦ № 42 и табелю, о такого рода сведениях предписывалось сообщать секретной почтой5. Чаще всего страдал приходской священник, но были случаи, когда к уголовной ответственности привлекались и те, кто сообщал об обновлении.
К настоящему времени из литературы было известно лишь о нескольких подобных случаях в Беларуси. В июне 1931 г. обновились иконы святителя Николая на придорожном кресте около д. Пугачево Брестского повета [8. С. 68]. В сборнике «Традыцыйная мастацкая культура беларусаў» В. А. Баркан приводит схожий рассказ информанта, зафиксированный в этнографической экспедиции (записан от Александры Нестерович, 1920 г. р., д. Верболоты Слонимского района Гродненской области), без указания времени описываемого события:
І яшчэ было так. Там стаяў крэст, была Божая Маці... вот як ідзеш да Жырава. І тамака абнавілася ікона. Вісела на крыжы ікона, і яна абнавілася. [Старая ікона?] Ну, я вам не скажу, у яком годзе паставілі тога крэста і павесілі ікону: Божую Мацеру з Ісусам Хрыстом. І было такое ўрэмя, што яна абнавілася. Усе вербалуцкія бегалі туды, бегалі глядзець. Яна сіяла разнымі агнямі, разнымі агнямі сіяла тая ікона [3. С. 411–412].
Белорусский писатель Вячеслав Адамчик (1933–2001), уроженец д. Ворокомщина (ныне Дятловский район Гродненской области) в автобиографии (1967) пишет об обновлении икон во время Великой Отечественной войны, упоминая при этом массовое установление крестов, на которые обязательно вешали изготовленное за ночь полотенце:
Помню, як ставілі крыжы, за адну ноч кабеты пралі і вытыкалі ручнік, мужчыны секлі ў лесе хвойку, абчэсвалі, рабілі перакладзіну. Крыжы ставілі перад вёскаю – адзін з іх стаіць сёння. Па хатах хадзілі «святыя пісьмы», «абнаўляліся» абразы (Помню, как ставили кресты, за одну ночь женщины пряли и выпрядали полотенце, мужчины рубили в лесу сосенку, обтесывали, делали перекладину. Кресты ставили перед деревней – один из них стоит сегодня. По домам ходили «святые письма», «обновлялись» иконы) [1. С. 10].
В нескольких экспедициях «Уфокома» (экспедиции № 12 за 2015 г. и № 12 за 2016 г.) и в архивах удалось собрать больше сведений об обновлении как икон на таких крестах, так и распятий на них. Информанты вспоминают об обновлении во время войны придорожных крестов в Лидском районе Гродненской области:
I ў нас за вёскаю [Лесники] … там Цвербуты… i там была такая дарога «крыжавая», i тожа ставiлi крэст, ну ўсе ж ставiлi, каб на крыжавых дарогах, каб скарэе эта вайна кончылася. Вот i там... Это за ноч: i крэст зробяць, i напрадуць жэншчыны, а тады аснуюць i выткуць. I крэст паставяць, i палаценца павесяць на эты крэсцiк. I iконка там. I вот тая iконка была абнавiўшыся [КЕИ].
В начале 1950-х гг. обновления икон и крестов в БССР приняли массовый характер. Уполномоченный СРПЦ по Брестской области А. Е. Авласенко рапортовал в итоговом докладе за 1950 г.:
В самих Ружанах и в Березовском районе «обновились» иконы на придорожных крестах. Только в гор. Коссово слух об «обновлении» распространил сторож кладбища и кладбищенской церкви 22 мая 1950 г. гражданин Ласько Иван Григорьевич6.
В конце июля 1950 г. уполномоченный СРПЦ по Гродненской области Макаренко также доложил о том, что в д. Збляны Лидского района Барановичской области на кладбище и крестах обновилось несколько икон7. В том же году расследовалось и проверялось «два факта “обновления” креста и иконы в Сегневичах8 и Песках Березовского района»9.
Интересно, что обновление распятий на крестах происходило при массовом стечении народа, в так называемый базарный день. Например, в апреле 1950 г. такое событие произошло в г. Клецке Барановичской области. Работник Клецкого облисполкома тов. Иванов доносил:
Крест этот помещается против базара, а в этот день был «базарный» день, поэтому народу около креста весь день было много. На второй день народу было меньше, но все же приходили посмотреть на «обновление». Сейчас уже возле креста народ не собирается. После беседы с секретарем райисполкома я пошел на это место «обновления распятия». На кресте есть фигура, изображающая распятие Иисуса Христа. Сделана она из какого-то белого металла. Фигура эта видно почищена наждаком и протерта каким-то составом, т. к. фигура эта дала блеск по центру, а те места где есть углубления остались темными, такими как очевидно, была вся фигура до чистки10.
Одна из живущих неподалеку женщин рассказала Иванову, что фигура была действительно темной, но 12 апреля (в среду) 1950 г. вдруг сразу немного посветлела. Клецкий благочинный Павлюковский, в свою очередь, сказал, что об обновлении распятия ему сообщили его прихожане, но сам он на месте обновления не был. Уполномоченный СРПЦ делает следующий вывод:
Так что вся эта шумиха устроенная вокрук «обнавления» распятие Иисуса Христа осталась незамеченною и не придала никакого значения в массы, так как люди не верят и проходят мимо этих жульнических «чудес»11.
Согласно рапорту от 7 июня 1950 г., поданному в Пинское епархиальное управление протоиереем И. Бирюлей, перед Вербным воскресеньем (которое пришлось на 2 апреля) в местечке Заостровечье Клецкого района Барановичской области обновился крест, находившийся на рынке (это наблюдали бывшие на рынке люди), а перед Пасхой – икона в доме председателя сельского совета. После этого обновилось распятие на кресте, стоящем около базы заготскота в Ганцевичах Пинской области. На первый день Пасхи12 обновилось изображение Спасителя на кресте в с. Круговичи Ганцевичского района Барановичской области13.
На одном из таких эпизодов хотелось бы остановиться более подробно. В 1946 г. уполномоченный Н. Чесноков отправил докладную записку уполномоченному по Молодечненской области тов. Кадовбе, в которой сообщалось:
В селе Мильча где служит священником Каминский Н. А. «обновилась» икона, что вам об этом известно. Проверьте и немедленно доложите14.
Спустя почти месяц от тов. Кадовбы был получен ответ.
Сообщаю на Ваш №559 от 27 июня 1946 года что якобы в селе Мильча Кривического р-на15 в церкви Рождества-богородицы появилась обновленческая [так!] икона. Мною лично 16 июля 1946 года выездом на место в село Мильча, было установлено что никакой обновленческой иконы не появлялось ‹…› Отношение обновленческой иконы – дело было в Полоцкой области Докшицкого р-на, Поприцкий с/c16 было так некий священником благошным (?) КУЗЬМИЧ надумался вести борьбу с ополяченными белоруссами. Купил в г. Вильно копию Виленской Остробратской иконы Божьей Матери. Привез ее в церковь к себе, пустил слух среди населения, что Виленская Остробратская икона Божьей Матери перешла в русскую православную церковь /что ранее были ополяченные ксендзы/ пусть убедиться население зайдет и посмотрит в церковь, таким путем священник Кузьмич увеличил свой приход17.
Неясно, однако, почему икону искали именно в церкви, а не в домах, что было бы гораздо логичнее. Возможно, этот факт начальство «на местах» решило не придавать огласке, сославшись на то, что имеется в виду случай, произошедший в другом районе. В 2016 г. экспедиция «Уфокома» также не смогла записать в д. Мильча сведений об обновившихся здесь иконах, однако двое информантов рассказали об обновлении иконы на придорожном кресте в расположенной неподалеку деревне Долгиново:
Я лiчно сам был в Доўгiнаве. Базарный день был. В четверг базар. Раньше быў. ‹…› I во крыж… когда крыж стаiць на перакростке… на перакростке стаiць крыж. I цяпер стаiць. Ну там распятье Хрыстова было. I ўсё самое… Дымок пайшоў, i ўсе. [А дымок кто видел?] Ну, дапусцiм, все там стоялi. I все вiделi. [И вы видели?] Да. Там тысячi людей было на базаре. I ўсе там сабралiся гэты. ‹…› После войны гэтае было. Я с сараковога. Гэта можа… Можа пад пятьдесяты. [Вам лет десять было?] Да, где-то так. [И что потом с этим крестом? Приезжали какие-то комиссии?] Да тады хто там прыезжаў там? Гэты сабралiся сёстры (?). Ну там гаварылi, што там, мол, гэтыя яўрэi там гэтя самыя. Што, может, пусцiлi какой-то там… [Слух?] Слух18. [Ну а так это видели все?] Все вiделi. Там сабралася, эт самае, сотнi чалавек возле этага крыжа. ‹…› Это ў Доўгiнава возле… Крыж, каторый стаiць i цяпер, эта самае, на гэтым павароце… стаяў i раньше. После войны он стоял. [И он сейчас на том же месте стоит?] На этым самым месце, i вот i ўсё. [Это только один случай такой или еще кто-то рассказывал?] Я прымерна гэта адно знаю. Гэта действiцельно было в четверг. Базарный день. I там гэтый крыж… распятье было. Стало блiсцець, как новое [КЕА].
У Даўгiнаве! [Крест да, придорожный?] На гэтым... быў базар. Быў базар. Гэта после вайны. ‹…› Гэта дзе-та 54–53 гадах. Это ў васкрасенне было. У васкрасенне19. А быў там жо… як уязжаешь, гэта стаiць. Гэта сама, крыж стаiць. У гэтым. А на гэту сторону быў базар. Людзi на базаре былi. I вот людзi на базаре былi i ўвiдзелi, як… гэта самае… iкона была… гэта самае… ну, Божья там распятье… ўсё было. Сразу стала гарэць – вiдна стала ўсё! [А дымок какой-то был?] Вот эта я не скажу. Абнавiўся. [А вы там не были? Вам рассказывали?] Не, я тады не быў на базаре. Я тры гады (?) калi нават увiдзеў iкону – яна была не абнавiўшыся. А тады ўжо после… самае… ну як… мне гадоў было: цi там с 15. [И больше таких случаев не слышали?] Вот я не скажу, не слышаў [РВА].
В 1951 г. сообщали об обновлении иконы, «находящейся в ящике, прикрепленном к кресту» в д. Малые Орлы Давид-Городокского района Пинской области поблизости от начальной школы. Слух о случившемся быстро распространился во всем районе и даже за пределами его. Народ принялся посещать место, жертвовать деньги и полотно. Расследованием занялся уполномоченный СРПЦ по Пинской области А. Ильюк, который в докладной записке сообщал следующее:
Утром 22-го мая гражданка СЛАВКО Варвара несла молоко в пункт сдачи и первая об”явила, что икона обновилась, к ней стали собираться другие граждане – женщины и мужчины. Спустя два дня начали приходить «поломники» из Столинского и Лунинецкого районов и приносить жертву полотном и деньгами. Когда жертвоприношение достигло большого размера, то гражданка деревни Малые Орлы ЗЕЛЬМАНЧУК Елисавета Васильевна /инициатор обновления/, собранное забрала себе в дом, часть холста отправила на рынок для продажи через своего посредника ВЕРБА Марию Петровну, а последняя, продав холст добрую половину денег взяла лично себе. ЗЕЛЬМАНЧУК об”явила гражданам о необходимости построить часовню на месте обновления иконы и об”явила людям продолжать собирать пожертвования на часовню.
При допросе гражданки Зельманчук было установлено, что «у нее имеется собранных денег около 3000 руб. и холста 80 кусков разных размеров». Власти передали эти деньги детдому, а холст использовали для пошива мешкотары20.
Зафиксированные нами сообщения об обновлении распятий на придорожных крестах относятся к трем областям современной Республики Беларусь – Гродненской, Брестской и Минской, т. е. в ее западной части. В других регионах они нами пока не отмечены. И хотя здесь преобладает католическое население, в архивных документах практически никогда не указывалось вероисповедание лиц, соприкоснувшихся с чудесами. Однако если учитывать, что в компетенцию уполномоченных входили дела Русской православной церкви, то фиксироваться могли только случаи, произошедшие в православной среде. Материалов об обновлении придорожных крестов непосредственно в католической среде в нашем распоряжении пока нет, при этом мы фиксировали информацию об обновлении икон у католиков.
[Получается, только у православных это (обновление икон. – И. Б.) было?] Не, i у польскiх, i ў православных. [А придорожные кресты обновлялись?] Вот такого я не помню [ПЛА].
[А у вас какой священник в тот момент (когда иконы обновлялись. – И. Б.) был?] Каталiческi. Мы католiкi [КСК].
Интересен мотив свершения чуда в базарный день на рынке. Ярмарка (рынок), согласно белорусскому фольклору, является тем местом, в котором может состояться встреча человека и Бога, многие люди находятся там в возбужденном эмоциональном состоянии [5. С. 239]. Возможно, именно этим объясняется то, что многие обновления произошли именно при большом стечении народа. Хотя рассказы об обновлениях крестов не являются сугубо местным «изобретением», они в какой-то мере заменяют на территории Беларуси сюжет с обновлением куполов на церквях. Последние тоже происходили, как правило, на базаре или в большой толчее народа: 6 июля 1923 г.21 на Сенном базаре в Киеве у всех на глазах стал обновляться купол храма Всех Скорбящих Радость, иконы на барабанах и тусклые, облезшие краски на фресках [7. С. 246]; 16 августа 1923 г. в Харькове засиял и обновился крест на Воскресенской церкви после чего «слух о чудесном обновлении креста распространился по базару, возбуждая среди невежественной части населения различные толки» [5. С. 10–12].
Более точное установление белорусского ареала сообщений об обновившихся крестах и поиск аналогий в других странах представляет несомненный интерес, и мы надеемся, что исследователи обратят на этот мотив чуть больше внимания.
Примечания
1. НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 26. Л. 290 (Инструктивное письмо Председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Карпова уполномоченному Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР тов. Макаренко от 23 июня 1950 г.). Орфография и пунктуация источников здесь и далее сохранена.
2. Позже – при Совете Министров.
3. Например, в указе от 18 апреля 1950 г. за № 211 о полномочиях и функциях секретаря Гродненского епископа (в ведении которого находились и церковные приходы Брестской области), священника по фамилии Реент, был включен пункт 6, который гласил: «В случае обновления икон в домах и церквях Брестской Епархии немедленно на месте о. о. благочинные или местные о. о. настоятели составляют акт о сем с указанием всех обстоятельств и икону изымают и представляют мне при Вашем (т. е. секретаря) посредстве для обозрения» (ГАБО. Ф. 1482. Оп. 2. Д. 9. Л. 9–10).
4. НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 26. Л. 290 (Инструктивное письмо…).
5. НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 26. Л. 37 (Телеграмма Председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Карпова уполномоченному Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР тов. П. П. Гудову от 18 мая 1950 г.).
6. ГАБО. Ф. 1482. Оп. 2. Д. 9. Л. 42–43 (Из итогового доклада за 1950 г. уполномоченного по делам русской православной церкви при СМ СССР по Брестской области Авласенко (от 28 ноября 1950 г.)).
7. НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 26. Л. 154 (Докладная записка уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Гродненской области Макаренко в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР тов. Белышеву от 14 июня 1950 г.).
8. Сейчас Сигневичи.
9. ГАБО. Ф. 1482. Оп. 2. Д. 9. Л. 23 (Из секретного письма уполномоченного по делам русской православной церкви при СМ СССР по Брестской области Авласенко (№ 13/с от 4 сентября 1950 г.)).
10. НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 25. Л. 252–253 (Информационная записка Уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Барановичской обл. Тисленко Председателю совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Т. Карпову от 26 апреля 1950 г.). Орфография и пунктуация источников здесь и далее сохранена.
11. Там же.
12. И православная и католическая Пасха пришлась в 1950 г. на 9 апреля. Вероятно, это могло иметь значение, поскольку в народной культуре с подобными «аномальными» днями часто связываются необычные или устрашающие события.
13. ЗГАП. Ф. 679. Оп. 3. Д. 12. Л. 21 (Рапорт в Пинское епархиальное управление протоиерея И. Бирюли от 7 июня 1950 г.).
14. НАРБ. Ф. 951. Оп. 1. Д. 4. Л. 187 (Докладная записка Н. Чеснокова Уполномоченному Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Молодечненской области БССР тов. Кадовба от 27 июня 1946 г.).
15. Сейчас д. Мильча находится в Вилейском районе Минской области.
16. Докшицкий район граничит с бывшим Кривичским районом, к которому д. Мильча относилась в 1946 г. Больше ни в одном документе не удалось найти информацию об обновлениях в Докшицком районе, так что неясно, какой населенный пункт имеется в виду.
17. НАРБ. Ф. 951. Оп. 1. Д. 4. Л. 197–199 (Письмо уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Молодечненской области БССР тов. Кадовба уполномоченному Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по БССР Н. П. Чеснокову от 17 июля 1946 г.).
18. Возможно, в данном контексте имеет место и присутствие иноверцев. Например, в одном из первых случаев, считающихся обновлением иконы, произошедшем в 1739 г. в Тыврове Подольской епархии (Украина), изменяющий свой вид образ заметил еврей (дело происходит в доме тывровского помещика): «Еврей, который праздновал субботу, начал читать библию за столом. Вдруг нашел на него непонятный страх. Он стал осматриваться то на одну, то на другую сторону и, поднявши глаза к иконе Богоматери, увидел большое сияние, исходящее от Ее лица. Он в страхе начал кричать: “Микуленко! Микуленко! Смотри, этот образ изменяет свой вид”» [9. С. 763]. Наши записи свидетельствуют о том, что наличие иноверцев, неверующих или случайных свидетелей может привести к тому, что икона обновится не до конца.
19. Информанты называют разные дни недели, когда был «базарный день».
20. НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 28. Л. 128–129 (Докладная записка уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Пинской обл. А. Ильика Уполномоченному Совета Г. Г. Карпову от 14 июня 1951 г.).
21. Указывалось, что это был четверг, хотя на самом деле – пятница.
Литература
1. Адамчык В. У. Крэскі з аўтабіяграфіі // Вытокі песні: аўтабіяграфіі беларускіх пісьменнікаў. Мінск, 1973. С. 9–12.
2. Баркан В. А. Совершенствование форм атеистической пропаганды в БССР (1954–1958 гг.). Минск, 1969.
3. Боганева А. М. Народная проза // Традыцыйная мастацкая культура беларусаў: У 6 т. Т. 3: Гродзенскае Панямонне. Кн. 2. Мiнск, 2006. С. 293–538.
4. Бутов И. Волны обновлений икон в первой половине XX века. 2010. 7 декабря: [Электрон. ресурс:] http://www.ufo-com.net/publications/art-4578-volniobnovlenija-ikon. html.
5. Гаврилов В. Д. Чудеса без чудес. Сталино, 1961.
6. Дучыц Л., Клiмковiч I., Лобач У. Kiрмаш // Мiфалогiя беларусаў: Энцыкл. слоўн. Мiнcк, 2011. С. 239–240.
7. Жевахов Н. Д. Воспоминания князя Н. Д. Жевахова: Март 1917 – январь 1920. М., 1993.
8. Костюк В. Явления Божией благодати в Полесской епархии (20–30-е годы) XX века // Глас Тихий. Божии знамения нашего времени. Материалы Комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви. Вып. 1. М., 2000. С. 64–77.
9. Л-ский С. Историко-статистическое описание местечка Тыврова Винницкого уезда // Подольские Епархиальные Ведомости. 1873. Отд. 2. № 24. С. 758–765.
10. Любомудров А. М. Обновление икон // Святая Русь: Энцикл. Словарь Русской цивилизации / Сост. О. А. Платонов. М., 2000. C. 563–564.
11. Рожко В. Чудотворні ікони Волині і Полісся. Луцьк, 1998.
12. Шафир Я. Газета и деревня. М.; Л., 1924.
13. Шишаков В. Религия и колхозное строительство. М., 1931.
Список информантов
РВА – Рисик Владимир Александрович, 1937 г. р., православный, д. Мильча Вилейского р-на Минской обл., зап. И. Бутов, А. Зайцев в 2016 г.
КЕА – Курьянович Евгений Александрович, 1940 г. р., православный, д. Мильча Вилейского р-на Минской обл., зап. И. Бутов в 2016 г.
КЕИ – Климко Евгения Ивановна, 1933 г. р., православная, д. ЛесникиЛидского р-на Гродненской обл., зап. А. Подгорный в 2015 г.
КСК – Ковшик Станислава Казимировна, 1935 г. р., католичка, д. Трабутишки Поставского р-на Витебской обл., зап. И. Бутов в 2016 г.
ПЛА – Панас Леокадия Александровна, 1941 г. р., д. Заречье Щучинского р-на Гродненской обл., родом из. д. Жадейки Щучинского р-на, зап. И. Бутов, А. Зайцев в 2016 г.
Сокращения
ГАБО – Государственный архив Брестской обл.
ЗГАП – Зональный государственный архив в г. Пинске
НАНРБ – Национальный архив Республики Беларусь
Уточнение: Авторы не пишут о датировке произошедшего в Верболотах (экспедиция «Уфокома» № 205) мы уже не смогли найти в деревне никого, кто бы еще помнил об этой истории, так что, скорее всего, она произошла в 30-е – первой половине 40-х годов.
Опубликовано в журнале «Живая старина». 2017. № 3. С. 21–24.