Каменная загадка – в поисках ответа
Вступление Влада Гущи
Перед тем, как вы перейдете к ознакомлению со следующей статьёй, написанной в далеком уже 1987 году, мы сочли полезным немного прокомментировать то, о чем речь пойдет ниже. В современной истории мы все с вами становились свидетелями невероятных исторических перегибов, предпринимаемыми некоторыми народами на пике подъёма национального самосознания. Именно во время такой волны, в конце «перестроечных» времён, группа латвийских энтузиастов-этноастрономов, воодушевленная поиском своего места в древней истории Европы, сделала на своей земле несколько сенсационных открытий, о которых и поведала миру в нижеследующей статье.
Итак, упоминаемый в статье «Мазнудупский каменный круг», ныне, после двух переименований, имеет иное название, поскольку, сначала путем добавления буквы «J», был переименован в более удобочитаемую форму (Maznodupju akmens krāvums), а еще позднее, когда землевладельцы задумали немного подзаработать на куче валяющихся у подворья камней, дали этому месту еще одно, более созвучное название – «Святилище Мары» (Māras svētnīca), после чего стали взимать оплату за посещение «колыбели латышской цивилизации».
Тем не менее, после обнаружения этого комплекса в 1987 году, никаких серьезных исследований объекта не проводилось, и только через 11 лет, в октябре 1998 года, этот объект попал в список охраняемых государством археологических объектов, под инвентарным номером 8326.
Еще через три года, в 2001 году, группа археолога Ритвара Ритумса (Ritvars Ritums) предприняла попытку исследовать сейд «Мурниеку» (Mūrnieku akmens krāvums), который в статье упомянут в качестве Циравско-Дуналкского каменного комплекса (на момент написания статьи, в 1987 году, собственного названия у этого памятника еще не было). Однако… их ждало крупное разочарование. Никаких культовых находок, характерных для святилищ, сделано не было, как и не удалось обнаружить никаких признаков бытового использования этого места. Тем не менее, высокая концентрация фосфатов в верхних слоях почвы, позволила сделать вывод о том, что каменные нагромождения, ни что иное, как результат сельскохозяйственной деятельности человека, датируемой 6–7 веками н.э. Иными словами, это просто куча собранных с поля валунов, мешающих возделывать землю.
В середине 2000-х, к теме Мазнудупского «святилища» еще раз вернулась группа энтузиастов организации «Космопоиск» под руководством автора этих строк. Сделано это было в рамках исследования местности, прилегающей к другой, в наше время, увы, полностью забытой, легенде о «колодце Кинту». В ходе исследования Мазнудупского «комплекса», было проведено его повторное картирование с использованием технологии GPS и LIDAR, позволяющей замерять точные координаты и положение составляющих комплекс камней. В ходе работ были построены как трёхмерные карты местности, так и выполнен анализ их точного географического положения с учётом прецессии орбиты Земли. Суть этого расчёта, сводилась к учёту наклона земной оси, претерпевающей постоянное изменение наклона от 22,5° до 24,5°, за период приблизительно 41 тысячу лет. Иными словами, несколько тысяч лет назад, Солнце вставало на ¾ градуса севернее, чем сегодня, а небосвод выглядел иначе, чем в наши дни. Однако, результаты исследования лишь подтвердили догадки – никаких предпосылок для идентификации этого объекта в качестве остатков пригоризонтной обсерватории найдено не было. По всей видимости, это действительно просто убранные с полей валуны.
Однако, совсем иная ситуация сложилась с сейдом «Мурниеку». Здесь, при расчистке крупных камней сейда, в 2005 году, группой местных краеведов было сделано интересное и довольно случайное открытие. На некоторых камнях комплекса, были найдены так называемые «лунки», представляющие из себя искусственные выбоины, разной глубины и диаметра. К сожалению, лунки, как и сама поверхность камней, сохранилась очень плохо, в связи с чем, обнаружение двух других валунов со следами искусственной обработки, осуществилось только в 2012 году.
Тем не менее, следует заметить, что в начале и середине 2000-х, сейд «Мурниеку» также исследовался латвийскими энтузиастами «Космопоиска», под руководством В. Гущи, но результаты оказались на уровне предположений, главным образом вследствие того, что археологические изыскания на объекте почему-то так и не проводились, а экспериментальная попытка натурных азимутальных замеров показала несостоятельность предположений о возможном астроархеологическом применении объекта. Отсутствовал ключевой элемент подобных сооружений – «пяточные» камни, от которых велись азимутальные наблюдения за базовыми астрономическими событиями. Нами был выдвинут ряд предположений, самым простым из которых было то, что в периметре круга находится классическое место погребения. Однако с учётом того, что на ряде камней, имелись следы обработки (лунки, срезы и сколы), можно было предположить, что здесь валуны обрабатывали для возведения жертвенников, либо в качестве элементов какого-то более крупного неолитического объекта. И упоминание о таком крупном объекте в этой местности действительно есть, о нем я упомяну в конце своего вступления. Также, важно подметить, что описываемая местность довольно богата следами древней обработки камня, и тот же, упоминаемый в статье «жертвенник Дзеню» (как и другие в этой местности), с вырубленной в поверхности валуна «чашей», находится чуть более чем в километре от «Мазнудупского каменного круга», т. е. логично предположить, что где-то в округе, должно было быть место, где подобные жертвенники и изготавливали, а значит, следы обработки камня, как и концентрация материала сложенного в одном определённом месте, могут найти и такое свое объяснение.
Остаётся добавить, что как описанный нами «Мазнудупский каменный круг», так и Циравско-Дуналкский комплекс, подвергся значительной современной «модернизации», вследствие чего было замечено, что в период 2001–2016 годов, ряд не слишком тяжёлых камней изменили своё первоначальное местоположение (были намеренно сдвинуты), а некоторые «ключевые» камни были перенесены в периметр сооружения, дабы не совсем удачно фальсифицировать принадлежность этих сейдов к астроархеологическим объектам.
Тем не менее, как я уже писал, в этих местах существует упоминание о действительно интересном неолитическом объекте. В 1850 году циравский пастор Иоган Кристин Уэлтор (Johann Kristian Wolter (1773–1858)), в своих заметках, написанных в 1819 году, сделал впечатляющее описание Латвийского брата, знаменитого Стоунхенджа, получившего название «Комплекс Кинту» (Ķintu aka) [1].
Как писал пастор, мегалитический комплекс представлял из себя множество огромных каменных столбов, высотой до 2,4 м. Они были расставлены по двум окружностям, при этом, внешний периметр комплекса составлял 387 шагов (около 273,3 м).
К сожалению, на сегодняшний день, этот астроархеологический памятник полностью уничтожен и был растащен местным населением на стройматериалы.
Самые крупные камни комплекса, по приказу местного барона Георга Фон Мантейфеля, были использованы в качестве закладных камней в фундаменте нового Дзервского замка (Dzērves muiža), строительство которого началось в 1833 году. Про загадочное сооружение, вспомнили только в 1975 году, когда команда Латвийских археологов, под руководством Юриса Уртанса (Juris Urtāns), предприняла попытку обнаружить и расчистить колодец Кинту. В ходе этих работ, со дна колодца были подняты бытовые предметы, датируемые лишь последними двумя столетиями. Это позволило предположить, что хозяйственная деятельность в этой местности началась не так давно, а сами предметы, попали в колодец вероятно непосредственно в период демонтажа неолитического объекта в 1833 году. Примечательно, что сейд «Мурниеку» с его загадочными лунками на камнях, находится всего в 6 км на юго-запад, от комплекса Кинту. Именно этот факт позволил предположить возможную связь с возведением такого крупного объекта с некой полевой мастерской по сбору и обработке камня. Увы, мы не знаем, были ли лунки или надписи на камнях в разрушенном комплексе Кинту, а потому тайна лунок на камнях сейда «Мурниеку», пока так и не раскрыта. Одно ясно точно – лунки в данном случае вряд ли отражают изображения созвездий.
***
Известного публициста Гунтиса Эниньша, очень вдохновляет латвийская природа и её судьба, ему нравится находить, изучать и сохранять её редкости – загадочные камни, скалы, пещеры, подземные ручьи и т.д. В конце лета 1987 года, в одной из поездок, целью которой являлось обследование охраняемых государством природных объектов в Лиепайском районе Латвии, была сделана неожиданная находка – несколько рукотворных каменных образований. Одно из них – каменный круг (кромлех), который был обнаружен на территории посёлка Сака, в заболоченном лесу, примерно в полукилометре от хутора Мазнудупа.
Поистине, насколько неожиданно и случайно можно обнаружить что-то ранее никому совершенно неизвестное, свидетельствует рассказ Г. Эниньша об обстоятельствах обнаружения Мазнудупского каменного круга [2]:
«Через лес, по болоту, по холмам и через заросшие кустарником делянки, минуя старые, давно исчезнувшие с карт дороги, к каменному жертвеннику Дзеню нас ведёт бывший колхозный лесник Эрнест Зиемелис. Примечательно, что даже местные краеведы, которые принимали участие в поездке, без помощи лесника это место найти не смогли. Этот культовый камень, принадлежит к так называемым цилиндрообразным камнями с плоскодонными выемками, которых на территории Латвии, известно только восемь. Однако в соседней Литве подобных камней известно много и там их называют «солнечными камнями». Считается, что так их называют потому, что в верхней части таких валунов, сделано круглое, примерно 15 см в диаметре, углубление, напоминающее блюдо. Жертвенник Дзеню (Dzeņu Upurakmens), представляет из себя массивный валун красного гранита, внешний диаметр которого составляет около 1,5 метра и высота – 0,7 метра. Камень расколот пополам по середине (рис. 1). Это, возможно, было сделано по приказу местного барона или священника, дабы пресечь языческие обряды у жертвенника. Янис Судмалис – директор и основатель Лиепайского музея Истории и искусства, в результате раскопок около камня, обнаружил слой древесного угля, что возможно свидетельствует о наличии там древних кострищ. Камень Дзеню внесён в список охраняемых государством археологических памятников».
Другой обнаруженный «солнечный камень» – Жертвенник Пинню (Ulmales (Piņņu) upurakmens), находится там же, недалеко от села Сака, на 60-м километре шоссе Лиепая-Вентспилс, недалеко от хутора Пинню. Похоже что и там было культовое место [3].
Тем не менее, главное приключение и открытие ожидало нас на обратном пути от жертвенника Дзеню.
«Старый лесник упоминал, что тут в лесу, имеется весьма странное сооружение из камней, и, несмотря на то, что многие уже устали, мы все же упросили его, чтобы он отвёл нас на место. И, вот идёт он и показывает, там вот то... здесь вот это, в итоге оказалось, что посреди леса, из камней сложена гигантская окружность диаметром около 50 метров. С северной части каменной окружности, имеется небольшой проём. Несмотря на то что кругом ровный, заболоченный лес, площадка с каменным сооружением имеет явное небольшое возвышение. Сразу бросилось в глаза, что в центральной части каменного круга не такая буйная, как кругом, растительность, и здесь растут исключительно сосны. Лесник, разумеется, об истории возникновения этого объекта ничего не знал. В настоящее время, выдвинуто два предположения. Согласно первому, это место – древний могильник, согласно второму – астрономическая система, по которой в древности наши предки отслеживали времена года, праздники и календарные дни».
Поскольку последнее предположение было тесно связанно с астрономией, позже Г. Эниньш инициировал латвийскому отделению ВАГО взяться за палеоастрономическое исследование каменного круга. Итак, в начале июня 1988 года, Г. Эниньш, вместе с Владиславом Гржибовским – председателем Лиепайского отделения общества охраны природных памятников, привели к Мазнудупскому каменному кругу группу исследователей палеоастрономии: математика Латвийского университета Яниса Цепитиса, который уже призывал студентов изучать народную астрономию [4], а так же руководителя секции геодезии латвийского отделения ВАГО Язепа Лазданса и автора настоящей статьи. Все несли геодезические инструменты, чтобы точно измерить расположение камней и характерные направления определяющие астрономическую ориентировку.
Мазнудупский каменный круг – уникальное сооружение, которое до этого в Латвии еще не было обнаружено, и кажется, что оно сохранилось совершенно нетронутым. Каменный круг собран из относительно небольших (до 0,5 м3, 0,5 м в высоту) серых камней, которые уже частично вошли в землю.
Окружность разделена на юго-восточную и северо-западную части (рис. 2). С внешней стороны окружности находятся отдельные (до 1–1,5 м3 и 1 м высотой) камни. Территория каменного круга, немного, примерно на 0,7 м, приподнята относительно окружающего рельефа. Небольшая возвышенность (до 0,5 м), наблюдается в восточной части круга.
Топографический план Мазнодупского каменного круга, замеренный в геодезической сетке 3–5 метров, достаточно очевидно демонстрирует геометрию круга. Разумеется, называть её «кругом» можно весьма условно, поскольку сама окружность, достаточно неровная. На плане можно заметить некоторые дугообразные выступы: один из них в северной части окружности, второй в юго-западной. Небольшое искривление также имеется в восточном и юго-восточном направлениях. Диаметр фигуры, составляет 57,4 метра.
Диаметр фигуры составляет 57,4 метра. Указанные на плане направления, сделаны относительно географического меридиана, который в процессе натурного обмера установлен простейшим приёмом – измерениями по соотношению положения тени отвеса и точного времени. Измерено также и направление магнитного меридиана. Выявлена небольшая девиация магнитной стрелки, примерно 23′ в восточном направлении. Географические координаты Мазнодупского каменного круга – φ=56,93 λ=21,28.
Палеоастрономический анализ каменного круга показывает, что в общем и направлениях, он весьма похож на те сооружения, что появились на территории Англии в начале 3 тысячелетия до н.э. [5].
Увы, на сегодняшний день, мы не знаем ничего о времени появления этого каменного круга. Можно разве что предполагать, что он весьма древний на что косвенно указывают некоторые астрономические ориентировки в геометрии круга.
Одно из характерных изгибов окружности в юго-западном направлении, направлено на точку захода Солнца во время зимнего солнцестояния (азимут 222–224°). Так же в юго-западном направлении, окружность включает в себя направление на точку восхода Солнца, на видимой линии горизонта (138–142°) того же астрономического события. Аналогичным образом, в окружности обозначилось строгое направление на север и направление с азимутом 79–80°. Последнее указывает на точку восхода Солнца 1 апреля.
К сожалению, более полную палеоастрономическую характеристику Мазнудупского каменного круга сегодня дать нельзя, ввиду отсутствия достаточно обширных исследований кромлехов на территориях, населённых балтами. Вероятнее всего, подтвердится первоначальное предположение Г. Эниньша, что мы имеем дело с местом древнего могильника, а астрономические направления в ограде, скорее всего, играли какую-то роль в культе мертвых.
Второе каменное сооружение, куда в тот раз отправились палеоастрономические исследователи, находилось на границе сельсоветов Цирава и Дуналка. В ближайших окрестностях имеются хутора Мурниеки (Mūrnieku), Силва (Silvas), Дэсу (Desu) и Рампенэ (Rampene). Здесь так же в лесу прекрасно сохранилось каменное сооружение о происхождении которого, никто из местных жителей ровным счётом ничего не знает. Здесь мы обнаружили небольшую площадь, поросшую хвойным лесом, где почти прямоугольником сложены большие (1–1,5 м3) валуны (рис. 3). В центральной части прямоугольника, камни формируют небольшой эллипс (рис. 4). Несколько больших (до 2 м3) валунов находятся за пределами периметра. В плане рельефа центральная часть ровная. Гунтис Эниньш предположил, что, возможно, с северной и восточной части формации некоторые камни могли быть изъяты для хозяйственных нужд.
В результате обследования Циравско-Дуналкского каменного комплекса, было насчитано 106 камней. На плане (рис. 4), их нагромождение на первый взгляд несколько хаотично, что может показаться, что в настолько геометрически нечётком расположении не может быть никаких астрономических направлений, однако это не так. Внимательно приглядевшись, можно заметить несколько небольших каменных окружностей, симметрическая ориентация которых, соответствует сторонам света. Так, ось центрального каменного эллипса, направлена на точку захода Солнца у горизонта во время летнего солнцестояния (азимут 319°). Ось симметрии юго-западной части прямоугольника, направлена на точку восхода Солнца (примерно 223°), в день зимнего солнцестояния. А несколько расположенных в линию больших камней (рис. 5), указывают направление на север.
Можно возразить, что полученные таким способом астрономические направления не совсем точны, однако все же нельзя отрицать чёткий геометрический характер каменной формации. На сегодня еще открыт вопрос о функциональном назначений каменных кругов, а так же о том, почему они содержат направления на важнейшие астрономические события, связанные с календарём. Конечно, очень вероятно, что эти небольшие каменные окружности могут ограничивать отдельные места захоронений, как это указано в археологической литературе [6]. В этом случае становится понятной роль астрономической ориентации в похоронных традициях древних. В этой связи, Циравско-Дуналкский каменный комплекс можно считать предметом исследований, который еще ждёт прикосновения археологических лопаток.
В настоящее время у археологии и палеоастрономии общий путь научного сотрудничества, который в потоке истории человечества поможет рассмотреть следы, оставленные разумом человека.
Примечания
1. Подробнее об этом см. Jansons G. Pa tautas teikas pēdām. Riga: Zvaigzne. – 1971. 3. nr.; Urtāns, J. Pēdakmeņi, robežakmeņi, muldakmeņi / J. Urtāns. – Riga: Avots, 1990. – С. 30.
2. Рассказ Г. Эниньша включен в статью с его вежливого разрешения.
3. Valsts aizsargājamie vēstures un kultūras pieminekļi, dabas objekti un koki Liepājas rajonā. Liepāja, 1987, 38. lp.
4. Cepītis J. Uzmanību: tautas astronomija // Padomju Students. 1988, nr. 17. – 3. lpp.
5. Kletnieks J. Megalītiska astronomija // Zvaigžņotā Debess. 1988. gada vasara, 2. – 15. lpp.
6. Graudonis J., Loze I. Apbedīšanas tradīcijas Latvijā pirmatnējās kopienas laikā // Arheoloģija un etnogrāfija. R., 1970. – IX. – 36. lpp.
Опубликовано: Klētnieks, J. Akmeņu mīklas atminējumu meklējot / J. Klētnieks // Zvaigžņotā debess. – 1989. – №123. – 23–26 lpp.
Перевод с латвийского Л. Якубенока, В. Гуща