Обсерватория, которой не было?
На страницах некоторых книг и в статьях, написанных известными белорусскими краеведами, порой можно встретить упоминание о некой таинственной «обсерватории», расположенной на самом берегу озера Дрисвяты. Так как тема астроархеологии интересует нас довольно давно, мы попробовали выяснить точное местонахождение этого объекта и, по возможности, проверить, какие астрономические события он мог маркировать. Когда мы только приступили к поискам, то не могли даже представить, что столкнемся почти с детективным сюжетом, а информацию придется собирать буквально по крупицам. В июне 2016 года мы организовали очередную, уже вторую по счету, экспедицию на озеро Дрисвяты, расположенное в Браславском р-не Витебской области, и решили, что настала пора подвести итоги нашего расследования.
Впервые широкой общественности обсерватория была предъявлена в 2000 году в книге В. А. Орлова «Тайны Полоцкой истории»: «Еще одну древнюю «обсерваторию» полочан сегодня можно увидеть на озере Дрисвяты за несколько километров от одноименной деревни в урочище Другая Камянiца. На поверхности центрального, почти трехметрового розовато-серого валуна сохранилось углубление – жертвенник. Вокруг с юга и запада полукругом лежат меньшие камни-ориентиры, с помощью которых предки определяли языческие праздники и дни, благоприятные для начала сельскохозяйственных работ1» [1]. Интересно, что в 1994 году, когда вышло первое издание этой книги, абзац про обсерваторию и вовсе отсутствовал. Затем книга выдержала ряд переизданий, однако этот фрагмент не претерпел каких-либо изменений от издания 2000 года.
Но откуда была взята эта информация? Наиболее вероятный первоисточник, не столь известный исследователям – статья известных геологов и популяризаторов темы культовых камней Э. Левкова и А. Карабанова «Валуны як помнiкi гiсторыi i культуры Браслаўшчыны», опубликованная в книге «Памяць. Браслаускi раён». Про «обсерваторию» здесь написано следующее: «Случалось, что капища были и своеобразными астрономическими обсерваториями. В них языческие жрецы определяли дни сева, жатвы, праздников. Многое говорит о том, что одна из таких обсерваторий находилась в урочище Каменица на мысу восточного берега озера Дрисвяты. Здесь вокруг вытянутого гранитного валуна (длина 2,75 м), напоминающего жертвенник, полукругом разложены меньшие валуны-ориентиры» [4].
Э. Левков умер в 1996 году, соответственно книга с этой публикацией вышла уже после его смерти – в 1998 году. Получить дополнительные сведения об обстоятельствах обнаружения валунов мы планировали у другого соавтора упомянутой статьи, А. Карабанова, к которому мы обратились за комментарием. А. Карабанов рассказал нам, что лично не занимался исследованием Камянiцы, но был там совместно с Э. Левковым в начале 90-х годов, когда на берегу озера Дрисвяты проходила геологическая экспедиция, связанная с описанием и картированием этих камней. Но, по словам А. Карабанова, Э. Левков не выполнял на месте никаких астрономических измерений или расчётов!
Впоследствии нам удалось побеседовать с еще одним участником той экспедиции – В. Ф. Винокуровым, который признался, что сведения о неких «концентрических кругах» из камней на берегу озера, ему передала археолог Л. В. Дучиц. Эти круги экспедиция не нашла, однако информация о другом объекте подтвердилась: был обследован валун с 11 углублениями (который получил название Пашевичский камень с ямками), но вокруг него не было никаких кругов, да и вообще приметных камней [2]. Удалось обнаружить только группу валунов на вдающемся в озеро мысе, как представляется, это и было урочище Камянiца или Другая Камянiца, так как правее располагался еще один похожий мыс.
Казалось бы, историю с «кругами из камней» должна была прояснить археолог Л. В. Дучиц, но, как оказалось, сведения она почерпнула из вышедшей в 1992 году статьи «Археологические памятники в районе озера Дрысвяты в Белоруссии» за авторством Г. Н. Семенчука и К. С. Шидловского. Озвученные ими сведения действительно столь интересны, что мы их процитируем: «В двух км на север от д. Пашевичи на мысу под названием «Вторая каменица2» обнаружена каменная конструкция. При поверхностном осмотре удается проследить два концентрических круга, сложенных из камней 0,4 x 0,8 м, в центре которых огромный валун 2,7 x 1,4 м. В 300 м южнее обнаружен плоский валун (1,6 x 0,8 м), возвышающийся над поверхностью на 0,4 м, на поверхности которого видны 11 углублений правильной полусферической формы диаметром 4–6 см глубиной около 3 см [6]».
Это и есть первоисточник, с которого началась эпопея с «обсерваторией». Как уже было отмечено выше, каменных кругов экспедиция геологов не нашла, поэтому неизвестно, что имел в виду Э. Левков: он либо ссылался на данные Г. Н. Семенчука и К. С. Шидловского, либо описывал реально существующие камни в урочище Другая Камянiца. А может концентрические круги были найдены при археологических раскопках, в земле, а не в лесу, где их все искали? Ведь авторы статьи – археологи и камни нашли лишь попутно с раскопками, проводимыми возле д. Пашевичи. По результатам этих раскопок в 1993 году была опубликована статья в «Гiстарычна-археалагiчным зборнiке» [8]. При характеристике грунтового могильника, расположенного на мысу озера Дрисвяты, в числе прочего Г. Н. Семенчуком при раскопках были выявлены «каменные конструкции в виде развалившегося колеса со следами огня и глиняной обмазки» [8]. Может это и были те самые «концентрические круги»?
Однако спустя семь лет Г. Н. Семенчук в другом сборнике привел уже несколько иные данные, которые окончательно пролили свет на этот вопрос: «Неподалеку от этого камня [в д. Пашевичи] в урочище Другая Камянiца на высоким пригорке, который обрывается к озеру, находится группа камней. Камни (размерами до 1 м) будто бы образовывают концентрическую окружность. В центре находится гранитный валун диаметром 2,4 м. Старожилы рассказывают, что камней было больше и тогда более выразительнее проглядывалась окружность. Есть предположения, что данная группа камней – это остатки языческого святилища. По тем фрагментам, которые остались, вряд ли можно утверждать это однозначно» [7].
Вообще, сведения, приводимые в статьях Г. Н. Семенчука и К. С. Шидловского, требуют отдельного и тщательного разбора. Итак, описывается конструкция из двух кругов и камень с 11 углублениями в 300 метрах южнее. Этот камень у д. Пашевичи известен и белорусским и литовским ученым [2, 11, 12]. Причем больше всего о нем писали именно последние, и, что немаловажно, в археоастрономическом ключе. В двух публикациях исследователь культуры литовско-белорусского пограничья Й. Вайшкунас указывает, что «на одном из исследованных нами камней, недалеко от Игналинской АЭС, можно обнаружить хорошие изображения Кассиопеи, Андромеды, а также части Пегаса. Возможно, изображена также и туманность андромеды М313» [12]. Хотя автор не упоминает название деревни, однако приводит фото и прорисовку лунок, из чего становится понятно, что это именно Пашевичский камень с ямками4. Кстати, в одном из источников (у А. В. Платова) фигурирует также некий «камень Друкшиу в Литве» [5] с теми же созвездиями Кассиопеи и Андромеды, хотя, вероятно, имеется в виду тот же самый камень из Браславского р-на. По всей видимости, это неверная транскрипция А. В. Платовым литовского топонима Drūkšiai (оз. Дрисвяты), на берегу которого и расположен камень. В одной из своих статей Г. Н. Семенчук также пишет про Пашевичский камень, что «выемки размещены в определенной последовательности, что по некоторым предположениям напоминает последовательность звезд в созвездиях» [7].
Размеры, Пашевичского камня с ямками, которые приводит В. Ф. Винокуров (длина 1,4, ширина – 1,0 и высота – 0,4 м), Э. Левков и А. Карабанов (1,5 x 1,0 x 0,3) практически совпадают с размерами, которые дает Г. Н. Семенчук (1,6 x 0,8 метра) [2, 4, 6]. Поэтому есть все основания считать, что речь идет об одном и том же ледниковом валуне. А усомниться в этом можно, так как в другой своей статье К. С. Шидловский пишет о том, что «сведения о двух камнях с ямками в урочище Камянiца-2 около берега Дрисвяты были переданы сотрудникам музея литовскими специалистами» [9]. Одним из таких специалистов мог быть как раз Й. Вайшкунас, который побывал на том же месте в самом начале 90-х годов5. В разговоре с автором статьи, Й. Вайшкунас признался, что действительно нашел в окрестностях озера Дрисвяты несколько камней с ямками и даже один с углублением в виде блюда, но наибольшее его внимание привлек именно валун в Пашевичах, который первоначально был отождествлен как объект археоастрономии и удостоился нескольких упоминаний в научных статьях [11, 12]. После распада Союза, камень оказался на территории Беларуси и литовские специалисты о нем писать перестали. Может быть, именно эти публикации, создавшие уже к 1994 году у этого места «археоастрономическую ауру» и стали причиной упоминания о нем как о «обсерватории»?
В 1997 году возле Пашевичского валуна белорусский археолог Э. М. Зайковский провел шурфовку, но не выявил культурного слоя [3]. Осмотрел он и камни в урочище Другая Камянiца, так как к тому времени уже было известно, что они могут являться неким астрономическим комплексом, однако они не вызвали у него какого-либо интереса.
Экспедиции «Уфокома» также проходили на берегах оз. Дрисвяты – первая из них состоялась 1 сентября 2012 года (И. С. Бутов, Е. А. Шапошников), вторая 18–19 июня 2016 года совместно с клубом «Иное измерение» (И. С. Бутов, А. П. Зайцев, В. В. Акулов, Е. О. Позняк). В задачи экспедиций входили поиски «концентрических кругов»6, опрос местного населения на предмет неизвестных ранее культовых камней, а также установление точного расположения двух камней с ямками, упомянутых в нескольких публикациях [6, 9]. Однако, даже по координатам, зафиксированным геологами и Браславской райинспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды, Пашевичский камень с ямками найти не удалось. Местоположение этого камня нам удалось установить только в августе 2016 года с помощью местной жительницы Э. Л. Шавелко.
Также, с любезного разрешения пограничной службы н.п. Дрисвяты, мы смогли обнаружить место, наиболее похожее по описанию на Другую Камянiцу. Это урочище действительно находится на мысу, вдающемся в оз. Дрисвяты и здесь расположен крупный валун, рядом с которым разбросано несколько более мелких. Вероятно, это место и посчитали «астрономической обсерваторией».
Подведем итог. Обсерватория в урочище Другая Камянiца, по которой можно было бы вычислять различные календарные даты, к сожалению, возникла лишь как результат кабинетных интерпретаций. Аналогичные валуны, причем в гораздо большем количестве и большего размера, можно найти на берегах сотен, если не тысяч озер по всей Беларуси. Не было произведено ни одного астрономического расчета, который бы подтвердил гипотезу авторов, не определены ориентиры на другом берегу озера или из окрестных возвышенностей, которые могли бы играть хоть какую-то роль для визирования. Рассматривая публикации за разные годы можно проследить эволюцию объекта, как камень, «напоминающий жертвенник», превратился в «жертвенник» и т. д.
Собранные нами сведения и непосредственный осмотр места, прояснили, что «концентрических кругов» сейчас не существует, а, якобы, по словам местных жителей, они лишь располагались здесь ранее. Причем никаких конкретных фамилий информантов авторы не указывают. Осмотренный нами большой камень может и быть тем самым «святилищем», так как его размер сопоставим с приводимыми Г. Н. Семенчуком и К. С. Шидловским – 2,7 x 1,4 м (или «диаметром 2,4 м»). Важно подчеркнуть, что сейчас никаких следов даже подобия кругов из камней вокруг центрального камня не прослеживается, а камень с лунками никак не входит в этот «комплекс», так как расположен в 300 метрах от него.
В то же время, не обнаружен один или несколько камней с лунками, упомянутых Й. Вайшкунасом и К. С. Шидловским, а также камень с выемкой в виде блюда. Главный же вывод, который можно сделать, не слишком утешительный: следов древней обсерватории на берегу озера Дрисвяты, похоже, никогда не было, хотя информация о ней, наверняка, еще долго будет появляться в книгах и научных статьях.
Автор выражает благодарности Йонасу Вайшкунасу, Александру Карабанову, Людмиле Дучиц, Валерию Винокурову, Эдварду Зайковскому, Виктору Бунте, Эмилии Шавелко, Александру Зайцеву и другим за помощь в работе над этим материалом.
Литература
1. Арлоў, У. Таямнiцы Полацкай гiсторыi / У. Арлоў. – Мiнск: Полымя, 2000. – С. 15–16.
2. Вінакураў, В. Ф. Пашавіцкі камень з ямкамі / В. Ф. Вінакураў // Беларуская энцыклапедыя. – 2001. – Т. 12. – С. 246.
3. Зайкоўскі Э. М. Справаздача пра палявыя археалагічныя даследваньні ў 1997 годзе / Э.М. Зайкоўскі // Архіў археалагічнай навуковай дакументацыі ДНУ «Інстытут гісторыі НАН Беларусі».
4. Ляўкоў, Э. Валуны як помнiкi гiсторыi i культуры Браслаўшчыны / Э. Ляўкоў, А. Карабанаў // Памяць. Браслаўскi раён. – Мiнск: Палiграфафармленне, 1998. – С. 21–25.
5. Платов, А. В. Мегалиты русской равнины / А. В. Платов. – М.: Вече, 2009. – 286 с.
6. Семенчук, Г. Н. Археологические памятники в районе озера Дрысвяты в Белоруссии / Г. Н. Семенчук, К. С. Шидловский // Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы семинара. – Псков: Институт археологи Российской Академии Наук Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр, 1992. – С. 34.
7. Семянчук, Г. М. Дрысвяцкiя старажытнасцi / Г. М. Семянчук // Браслаўскiя сшыткi. – 1999. – №3. – С. 22.
8. Семянчук, Г. М. Новая катэгорыя археалагiчных помнiкаў на тэрыторыi Полацкай зямлi (грунтовыя могiльнiкi XI–XIII стст.) / Г. М. Семянчук // Гiстарычна-археалагiчным зборнiк. – Мiнск: ТАА «Сантанас», 1993. – Ч. 2. – С. 129.
9. Шыдлоўскi, К. С. Валуны Браслаўшчыны як помнiкi геалогii i этнаграфii: з гiсторыi выяўлення i даследвання // Беларуская Падзвiнне: вопыт, методыка i вынiкi палявых даследванняў. – Наваполацк: ПДУ, 2009. – С. 282–283.
10. Экспедиционный архив «Уфокома». Экспедиции №11 за 2012 год и №6 за 2016 год.
11. Vaiškūnas, J. Lietuvių liaudies žinios apie žvaigždes / J. Vaiškūnas, V. Vaitkevičius. // Ramuva. – 1997. – № 3. – Pp. 34–38.
12. Vaiškunas, J. Litauische Sternkunde / J. Vaiškunas. Second SEAC Conference Bochum, August 29th – 31st, 1994. – Pp. 147–149.