Нерукотворные кресты
…Отшельники рассказывают про железный крест в лесу разные чудеса и явления,
которые не имеют решительно никакого отношения ни к Христу, ни к его учению.
Вейденбаум Е. Священные рощи и деревья у кавказских народов // Кавказ: культы, легенды, предания. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. Вып. V. С. 65.
В 2011 году в одной из деревень Ивановского района Бресткой области Уфокомом был зафиксирован уникальный случай появления изображения креста в стволе дерева [1, 2]. До этого времени на территории Беларуси этот феномен нигде более не фиксировался. В июле 2015 года мы предприняли первый с момента его обнаружения разведвыезд для того, чтобы уточнить все обстоятельства, при которых это явление произошло.
Шестиконечный православный крест в расколотом полене был обнаружен в д. Потаповичи Ивановского района местным жителем Николаем Николаевичем Колодичем. В 2011 году Николай Николаевич работал паромщиком на р. Пине. Каждый год работники переправы заготавливали дрова на зиму, чтобы отапливать сторожку рядом с паромом. В тот год, по осени, лесорубы привезли ольховые дрова из соседней д. Пешково, предварительно порезав их на чурки. Поленья сложили недалеко от сторожки. Когда Николай Николаевич стал рубить одно полено на дрова, оно никак не хотело колоться. Только после нескольких сильных ударов, полено все же раскололось. Внутри него очевидец увидел потемнение в виде креста, размерами 30x15 см. Сам крест представлял собой темную структуру, образованную однородной массой, как бы «вложенной» внутрь полена. На верхней и нижней перекладинах четко были заметны ровные прямоугольные углубления. Создавалось впечатление, что контур креста меньших размеров изначально был вырезан на дереве, но позже, вероятнее всего, заплыл ядровой гнилью и оброс древесиной [5].
Н.Н. Колодич удивился, но не растерялся и решил показать обнаруженное диво своей матери. По утверждению автора находки, в жизни кроме этого случая, никаких необычных событий с ним не происходило, но он был весьма удивлен тому, как при распиле лесорубами дерева они сделали это так аккуратно, что крест остался цел. Позже было решено отвезти удивительную находку в соседнюю д. Яечковичи, в которой находится церковь преподобномученика Афанасия Бресткого.
Настоятель церкви отец Олег Ильюшин решил попросить разрешения у владыки (епископа) Бресткого и Кобринского Иоанна благословить и освятить необычное полено с крестом. После того, как это было сделано, полено было помещено в церкви д. Яечковичи. Нам удалось встретиться с отцом Олегом, который рассказал, что такой находке удивились все местные жители, и он в том числе. По словам настоятеля, «господь постоянно являет людям свои чудеса, но в повседневной жизни мы их практически не замечаем или не хотим замечать; в наш век вера людей колеблется, сердца людей становятся закрытыми и «деревянными», и чтобы люди не забывали о боге, он являет чудо уже через деревья».
Священнослужитель также не исключает, что крест внутри полена имеет искусственное происхождение. Вдоль дороги часто находятся аварийные деревья, поэтому лесники и дорожные службы следят за этим и постоянно спиливают их в целях безопасности. Одно из таких деревьев стояло вдоль дороги около д. Пешково, в котором вскоре нашли православный крест. Спиленной ольхе было примерно 60-80 лет, возможно дерево посадили еще перед Великой Отечественной Войной примерно в 1930-1941 годах. По словам отца Олега, когда в советское время были гонения на православную церковь, верующие люди могли совершать религиозные обряды в лесах, поэтому на дереве могли вырезать православный крест, который со временем мог обрасти древесиной. А возможно, на еще молоденьком дереве кто-то вырезал крест по поводу некого события, состоявшегося здесь десятки лет назад. Также отец Олег не исключает, что возможно при дороге умер человек или произошла трагедия. В наше время мы часто видим вдоль дорог памятники или кресты в память о погибших водителях или места, где произошел несчастный случай: умер человек, пешехода сбила машина, произошла авария и т. п.
Посмотреть на крест и поцеловать его приезжают люди и из Пинска – известие о необычной находке передается из уст в уста. Однако никакой сенсации из этого события делать здесь не хотят: мол, кто знает, пусть приходит…
Кресты на деревьях
В нашем предыдущем материале «Изображения крестов в стволах деревьев: факты, закономерности, возможные объяснения» [2] мы обозначили проблему, связанную с появлением ликов крестов и разобрали характерные черты, присущие таким находкам. Также мы коротко коснулись сербского обряда о дереве-записи – особом дереве, на западной стороне которого вырезался крест. Абстрагируясь сейчас от механизмов, вследствие которых такое изображение со временем может перемещаться в сердцевину дерева, вспомним еще о нескольких подобных традициях.
По мнению известного британского религиоведа и антрополога Дж. Дж. Фрэзера, тесную связь креста и дерева можно издавна проследить в разных культурах по всему земному шару [7]. Так, в 2010 году чешскими учеными было объявлено об обнаружении метки в виде шестиконечного креста на дубе, датированном VI веком н. э. [8]. Обычай вырезать на живом дереве (обычно на березе или сосне) кресты в ходе похорон сохранился до наших дней в ряде мест Видземе (Латвия). В рамках проекта «Деревья с крестами в Латвии – языческий реликт в современном мире» Г. Эныньш, А. Опманис и С. Стиебре описали 66 подобных деревьев. Похоронная процессия обычно останавливалась перед каким-то местночтимым деревом и вырезала на его коре крест, с целью предотвращения возвращения с «того света» души покойника [6]. Этот обычай также был распространен в южных областях Эстонии и в Карелии, где он носит название карсикко (от глагола karsie – обрубать сучья) [3].
Традиция карсикко фиксировалась на территории таежной зоны Северной Европы, от Северной Норвегии и Северной Швеции на западе до Приуралья на востоке. В ходе погребального, свадебного или календарных обрядов на стволах или коре деревьев отесывались сучья, а также вырубались (вырезались) различные знаки, чаще всего – крест. Считается, что карсикко изображались на границе упорядоченного человеком пространства (которое находится под защитой умерших предков) и внешнего мира (который находится под патронажем высших сил), между землей и небом [3].
К сожалению, пока не удалось найти документальных подтверждений, что в Беларуси такие обряды также были широко распространены. Имеются лишь косвенные сведения. Так, сообщается, что в деревнях Большие и Малые Жаберичи Крупского района Минской области среди местных жителей существовала традиция вырезать на деревьях кресты в честь Ю. Монича (1890-1924), занимавшегося антисоветским сопротивлением [4].
Как рассказал нам Андрей Петрович Олехнович, краевед из Крупского района, как таковой традиции вырезать кресты на деревьях среди местных жителей не существовало, но в 20–40 годы XX века на территории страны массовый характер получило антибольшевистское движение. На местах казни и захоронений подпольщиков в то время устанавливали кресты. Но так как большевики боролись с любым проявлением инакомыслия, кресты по их указу лесники спиливали и срубали. Поэтому зачастую кресты вырезали тайком на деревьях, дабы сохранить память о том, что здесь были похоронены люди. Это же касалось придорожных и межевых крестов. Установленный крест убрать легче, а если вырезать крест на дереве, то приходилось спиливать все дерево, но через некоторое время крест могли тайно вырезать на другом дереве, таким образом выражая свое недовольство относительно существующей власти и тем самым сохраняя память о людях. Пока нам не удалось установить, была ли эта традиция распространена на всей территории Беларуси или ей присущ локальный характер. Можно предположить, что в силу своей специфичности эта тема во времена СССР была табуирована, ныне же этнографы также не концентрируют на ней своего внимания.
Крест как мутация?
Еще один нерукотворный крест был случайно найден активистом «Космопоиска» Сергеем М. в Нижегородской области осенью 2014 года на выселках поблизости от деревни Лесная Городецкого района. Артефакт был обнаружен на полке самодельной стойки в заброшенном строении, предположительно использовавшемся для хранения инструментов и сельхозинвентаря. В дальнейшем находка попала в Пензу к исследователю Владимиру Кукольникову.
Крест представляет собой фрагмент цельного ствола дерева с поперечными ветками в виде классического шестиконечного креста: его высота – 30,5 см, ширина верхней поперечной перекладины 19,2 см, нижней – 6,0 см. Концы креста грубо обломаны, а задняя часть сильно расщеплена, поэтому возможно, что вертикальная часть была отделена от более крупного массива дерева. Датировать находку не удалось. При довольно большой величине узловых сочленений дерева, крест очень лёгкий, а в задней части полуистлевший. Непонятно только, почему человек, впервые нашедший эту природную аномалию, не использовал инструмент для обработки, чтобы придать задней части креста более правильную форму или удалить небольшой сучок на правой верхней перекладине.
Мог ли вырасти этот культовый символ без влияния человека и, если всё-таки воздействие было, то каким возможным образом или способом? По всей вероятности перед нами все же естественная мутация дерева, умело подмеченная кем-то и использованная в своих целях. Однако в своем роде этот крест уникален и представляет очередной пример, так называемого, народного православия. В данном случае на дереве был обнаружен крест, который могли посчитать наделенным некой особой «силой», в дальнейшем он, по всей вероятности, переходил через поколения из рук в руки и во времена воинствующего атеизма был спрятан в сарае.
Похожий крест хранится в д. Микашевичи Лунинецкого района Брестской области в церкви Рождества Иоанна Предтечи. Он был найден в начале 2000-х годов в траншее возле храма во время прокладки коммуникаций и представляет собой причудливо переплетенные корни деревьев. Этот и другие подобные кресты, как мы уже отмечали ранее, обрастают рассказами о чудесах, связанных с ними. Так, например, утверждают, что возле микашевичского креста «произошло несколько исцелений, в том числе людей, одержимых бесами».В преданиях также часто описывается, как нерукотворные кресты появляются на деревьях, часто в неком сиянии. Например, в легенде о появлении иконы Купятичской Божьей Матери на Полесье, упоминается, что шестилетняя девочка трижды находила на одном и том же дереве крест.
Стоит отметить, что иной раз и целые деревья-кресты становятся объектом паломничества. Похожая береза растет на Соловецких островах. К ней регулярно направляются крестные ходы, проводятся молебны.
Заключение
Тщательный осмотр креста из Ивановского района показал, что он, вероятнее всего, был ранее вырезан на стволе дерева, в результате чего через открытую рану, словно через ворота, проникла инфекция – одно из грибковых заболеваний. Так в сердцевине дерева могла образоваться бурая трещиноватая ядровая гниль (которая часто встречается в хвойных и лиственных породах) или же произойти так называемое побурение (или же задыхание древесины). Последнее образуется в результате развития биохимических процессов с участием грибов или без них и распространяется вглубь древесины от торцов и боковых поверхностей, что как раз и соотвествует нашему случаю. Наблюдается только на свежих разрезах древесины: на торцах – в виде пятен различной величины и формы и сплошного поражения заболони, на боковых поверхностях – в виде вытянутых пятен, полос и сплошного поражения заболони. Свойственно древесине лиственных пород, особенно березе, буку и ольхе [5]. Временной интервал между разрубом и появлением изображения действительно характерен некоторым случаям, например тому, что произошел в южноосетинском селе Корнис в 2011 году.
Можно предположить, что в советское время в Беларуси на таких крестах не акцентировали внимания или уничтожали, а свидетельства о подобных находках следует искать в дореволюционной литературе, в частности в региональных «Епархиальных ведомостях». Но, возможно, мы имеем дело с новой традицией, начало которой было положено в прошлом веке, когда в некоторых местах Беларуси возник обычай вырезать кресты на деревьях. Эти деревья начали спиливать по достижении ими определенного возраста – начиная с рубежа XX-XXI веков и до настоящего времени.
Список литературы
1. Арлова I. Захіні нас покрывам тваім // Народная газета [Электронный ресурс]. Код доступа: http://ng.sb.by/sem-tsuda-belarus/article/zakh-n-nas-pokryvam-tva-m.html. 25.02.2012.
2. Изображения крестов в стволах деревьев: факты, закономерности, возможные объяснения // Уфоком [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.ufo-com.net/ufolenta/detail.php?ELEMENT_ID=6432. 08.04.2013.
3. Конкка А. П. Карельское и восточнофинское карсикко в кругу религиозно-магических представлений, связанных с деревом // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986. С. 85–112.
4. Памятный знак жертвам сталинских репрессий открыт в Крупском районе // Белорусские новости. 2009. 24 мая.
5. Пороки древесины / А. Т. Вакин, О. И. Полубояринов, В. А. Соловьев. М.: Лесная промышленность, 1980. 111 с.
6. Топоров В.Н. Крест // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. С. 12–14.
7. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М. К. Рыклина; Ред., послесл. и коммент. С. А. Токарева. – М.: Политиздат, 1986. – 703 с.
8. Dagmar Dreslerova, Radek Mikulas. An early medieval symbol carved on a tree trunk: pathfinder or territorial marker? // Antiquity. 2010. V. 84. № 326, P. 1067–1075.