Из двух Иванов: четвертая астроархеологическая экспедиция на озеро Яново Полоцкого района
7-9 июня «Уфоком» организовал очередную, уже четвертую по счету, экспедицию на озеро Яново к легендарному скоплению валунов «Яново» у д. Бикульничи (которое в «Белорусскую энциклопедию» вошло под названием «Камяни») [9]. Всего в поездке участвовало 10 человек, в том числе и известный белорусский археолог, кандидат исторических наук Э. М. Зайковский. В обсуждении результатов принял участие геолог В. Ф. Винокуров. Финансировала экспедицию минская киностудия FilmFilm.
После каждой экспедиции у нас остаются вопросы, которые позже заставляют возвращаться к этой удивительной П-образной композиции из валунов. Так было и в этот раз, но цель ставилась как никогда серьезная – ни больше, ни меньше предстояло пересмотреть устоявшуюся этимологию происхождения названия самого озера, и помочь нам в этом как ни странно могло… именно Солнце.
Камни раздора
«Белорусский Стоунхендж» – так прозвали скопление необычных валунов в Полоцком районе на берегу озера Яново [1, 13], являющееся памятником природы республиканского значения (Решение Государственного Комитета Белорусской ССР по охране природы № 4/6 от 25.03.1991). Вот только, если их английский аналог приходится ограждать от наплыва туристов, то наши камни зарастают травой, к ним не ведет даже небольшая тропинка. Несмотря на то, что некоторое время здесь размещался указатель – «Полоцкая пригоризонтная валунная обсерватория. Буква «П» ориентирована на заход солнца в день летнего солнцестояния» – эти камни открыли еще далеко не все свои секреты. Табличка просуществовала недолго, а сам памятник природы пришел в запустение. Указатель и дополнительный информационный щит убрали то ли сами его создатели, засомневавшиеся в справедливости приведенных на них сведений, то ли представители Минприроды, с которыми не согласовали их установку, то ли местные жители, испытывающие настоятельную потребность в металле.
Проанализировав довольно обширную литературу по вопросу предназначения «Камяней», мы констатировали, что полного единства мнений по его использованию в качестве обсерватории нет – практически каждый его исследователь вводит в оборот новый способ наблюдения: отдельно по азимутам каменных линий, по специально установленным визирам, по общей ориентации «буквы» на северо-запад, по холмам-ориентирам, по центру между боками «П-образной фигуры» (на Полярную звезду), по граням отдельных валунов и т. д. [1, 3, 4, 6, 10, 13]. Различные авторы высказывали предположения о том, что с помощью камней определяли дни летнего (или зимнего) солнцестояния, весеннего (или осеннего) равноденствий, фазы Луны, направление на север (на Полярную звезду), а также положение на небе различных планет и звезд [3, 4, 10, 13, 15]. В последнее время появились даже попытки и вовсе отказаться от всех этнокосмологических выкладок и переквалифицировать камни в обычное святилище.
На сегодняшний день самым весомым контраргументом астроархеологического предназначения комплекса является практически полное отсутствие соответствующих преданий о нем среди местных жителей. Все, что можно записать в актив «Камяней», это свидетельство искусствоведа М. М. Яницкой, которая вспомнила, что во время отдыха в конце 1970-х годов (еще до публичного обнаружения камней) на берегу озера Яново слышала от жителей деревень Бикульничи и Гомель про то, что «если пройти вдоль берега до дороги (Минск-Полоцк), то наткнёшься на дивные камни, по которым можно наблюдать восходы и заходы Солнца и понимать календарь» [2]. Также в ходе предыдущих экспедиций «Уфокома» на берега озера Яново нам неоднократно сообщали об окрестных камнях с высеченными на них солярными символами1 или полумесяцами (некоторые из обследованных нами камней таковых не содержали), так что эта трактовка могла возникнуть уже после того, как местные камни были объявлены «пригоризонтной обсерваторией» [5]. Одна жительница д. Бикульничи уверенно сказала нам, что это «обсерватория XVI века», но при этом сослалась не на собственные сведения, а на те, что услышала от других опрашивавших ее ученых.
Нами в ходе июньской экспедиции 2015 года также были опрошены жители д. Бикульничи, увы, они упоминали лишь о «большом камне» («высотой с двухэтажный дом»), который был взорван в конце 70-х годов прошлого века. Как сейчас доподлинно известно, он находился в южной части полуострова (где расположена П-образная фигура). В начале второй половины XX века на территории «Бикульницкого Рога» (так местные жители называли вдающуюся в озеро косу), действительно проводились интенсивные работы по рекультивации земель [1, 3]. Кое-что удалось узнать у агронома хозяйства «Красный партизан» Гомельского сельсовета В. В. Миханька. По его словам, поля от камней не очищались, по крайней мере, с 1946 года. Это подтверждается ведомостями хозяйства.
Отсутствует в пределах россыпи валунов и культурный слой, что неоднократно было подтверждено археологическими раскопками, а также во время прошедшей 24–26 июля 2008 года совместной с историками экспедиции «Уфокома» [3, 5, 7, 8]. Существует, правда, упоминание о том, что в 500 м от памятника археологи С.В. Тарасов и М.В. Климов (институт истории НАН Беларуси) независимо друг от друга обнаружили следы селища X-XI в. [4]. Камни, которые мы исследовали, все же отличались от всех других скоплений в округе – геологи установили, что их составляют лишь граниты рапакиви и гнейсы розового или красноватого (красно-бурого) оттенков, что является отличительной чертой этого скопления (выявлен лишь один камень серого гнейса) [14]. Обычно ледник оставлял после себя хаотическую и пеструю массу различного состава [10]. Обращает на себя внимание и то, что окрестности озера перенасыщены культовыми объектами: гора Волотовка (Купалка), деревня Святица, курганы и др. [3].
Стоит принять во внимание и еще один любопытный момент. Латвийский геолог В.А. Гравитис упоминал о том, что в этой стране были найдены три группы камней, лежащих в одну линию. По его словам, в народе их называют «яновыми». Интересно, что эти линии направлены на северо-запад. К сожалению, ни в научной, ни даже в научно-популярной литературе эти камни практически не были описаны. Единственное исключение – статья в журнале «Вокруг света» за 1985 год, в которой сказано, что «старики рассказывали Гравитису, как раньше, наблюдая летом за заходящим солнцем из определенного места, скажем с крыльца дома, замечали точку, дальше которой оно уже не шло, а начинало вновь отступать. В этой точке делали зарубку на дереве или камне. Это и был самый длинный день в году – день Яниса. Виктор Александрович обнаружил три таких астрономических камня с высеченными на них линиями азимутов летнего солнцестояния – в местечке Салькане вблизи Резекне, на возвышенности в районе Алуксне и в Гребине, причем на последнем имеются также отметки весеннего и осеннего равноденствий». Увы, на сегодняшний день все это может являться лишь частным мнением конкретного специалиста, никак не подтвержденным документально. Другой латвийский исследователь, В.А. Гуща, побывав в описываемых В. А. Гравитисым местах, не зафиксировал сходных преданий или камней «с насечками» – были обнаружены только камни-следовики. Кстати, в Беларуси также известны камни, называемыми Яновыми, только это, как правило, одиночные валуны. Один из таких камней находится вблизи от д. Белая Сморгонского р-на Гродненской обл. Раньше в Иванов (Янов) день к нему ходили молодые девушки и украшали его2.
Исчезнувшая гора
Геологи, которые первыми обнаружили эти необычные камни (В.Ф. Винокуров, Э.А. Левков, А.К. Карабанов) сразу обратили внимание на то, что заход солнца в день летнего солнцестояния происходит в той же стороне, куда направлены перекладины буквы «П» [10]. Они довольно условно предположили, что наблюдавшийся из комплекса заход нашего дневного светила за горой, служил сигналом к установлению Купальской ночи. Для того чтобы избежать неверных трактовок слов, приводим цитату полностью:
«Наконец, была еще одна деталь, которую не хотелось бы упускать. Если стать в центр каменной буквы и посмотреть в ту сторону, куда она открыта, то как раз напротив, на противоположном берегу озера, лежит островерхое ледниковое возвышение с крутыми склонами. Это самое приметное место в окрестностях, оно выше поверхности озера метров на 25. Гора называется Волотовкой [местные жители также называют ее Толкачевкой – прим. авторов]. У ее подножья (сбоку от дороги из Минска в Полоцк) раскинулась деревня с отличительным названием Святица […].
Может быть, островерхая гора был ориентиром? Когда солнце заходило за неё, то это было сигналом для наблюдателей, которые находились на другом берегу озера. Сигналом, который определял момент солнцестояния и празднования Купальской ночи» [10].
Однако на другом берегу озера расположены так называемые Городецкие пригорки, самым высоким возвышением которых является гора Городец – другой перспективный ориентир. С ней также связана легенда о провалившейся церкви [7]. Последовавшая после обнаружения скопления валунов «Яново» шурфовка в окрестностях озера с одноименным названием показали, что на горе Городец, расположенной на северо-восточном берегу, отмечено множество ям неправильной формы (датированы I в. н.э.), в которых обнаружились угольки, обломки керамики, кости рыбы и грызунов [7, 8]. Высказано предположение, что ямы даже могли быть изображениями различных мифологических существ, а вот на горе Волотовке3 ничего подобного не выявлено, лишь остатки сожженных автомобильных шин и кострищ, свидетельствующих о том, что здесь до сих пор отмечают современный праздник Ивана Купалы [7, 8]. Значит, гора Городец могла являться частью культового астроархеологического комплекса. Но почему практически никто из авторов не включал ее в расчёт своих астрономических выкладок? Может быть, их просто ослепили Купальские костры Волотовки?
В вышеприведенной цитате есть также одна странность, которую не так просто объяснить. Дело в том, что сегодня Волотовка (Толкачевка) не является самым приметным ориентиром, видимым из того места, где лежат камни. Можно высказать предположение, что за 30 лет, прошедших со времени находки, деревья могли стать выше, а д. Святица разрастись, либо же гору могли частично уничтожить при реконструкции трассы Минск-Полоцк. Однако это не снимает того факта, что находящаяся на противоположном берегу гора Городец однозначно остается наиболее выделяющимся объектом ландшафта и самой высокой точкой в округе. Ее высота составляет 154 м, тогда как абсолютная высота Волотовки над уровнем моря – 153,3 м [14]. Почему же почти никто из исследователей «не заметил» горы? Здесь мы можем лишь строить догадки, например, что о восходах солнца изначально просто никто не подумал и не зафиксировал их азимуты или же из-за того, что гора Городец является лишь частью целой россыпи гор, оставленных ледником4.
Нам удалось установить, что позже и сам Э.А. Левков с коллегами отказался от идеи привлечения Волотовки в качестве ориентира, так как Солнце на Купалье садится не точно за этой горой, а немного левее – реальный азимут захода равен около 314,4˚. А азимут, по которому направлена перекладина фигуры на берегу озера, установленный нами 22 июня 2007 года в ходе астрономических измерений на озере Яново, составил 311˚. Дальше этой крайней точки солнце просто не двигается, затем оно начинает отступать от горы, так и не встретившись с ней, и этот «танец» длится уже многие тысячелетия. В целом же изучение всех компонентов памятника показало, что направление на вершину Волотовки (Толкачевки) имеет погрешность около 10 градусов, что чрезмерно для выполнения археоастрономического определения хронологических единиц [4].
Описывая «Камяни», Э.А. Левков пишет: «К одному из концов фигуры была присоединена еще одна пристройка меньшего размера (8–10 м в поперечнике). В нее входили две большие угловатые глыбы, плоские грани которых были сближены, щель между ними смотрела туда же – на северо-запад». По уточненным В. Ф. Винокуровым сведениям, эти два островерхих валуна, лежащих в большой и малой группах валунов соответственно, могли быть сориентированы не на заход, а на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния.
Увы, сейчас эта версия кажется избыточной, зачем было «неправильно» ориентировать фигуру, выбирая для наблюдения два не самых крупных камня? Возможно, введение «пристройки» понадобилось для того, чтобы как-то объяснить противоречие – если наблюдать из комплекса, то в день летнего солнцестояния диск нашего светила никак не касался Волотовки!
Довольно перспективным ориентиром нам также представлялся одиноко лежащий камень (длиной около 1 м) нетипичной прямоугольной формы. На нашей карте он находится под № 91 и располагается в северо-западной части скопления, на небольшом отдалении от «малой П-образной фигуры». Проведенная нами в 2008 году шурфовка показала, что материк под камнем оказался на 0,2 м глубже среднего уровня материкового слоя [5]. Значит, камень ранее мог стоять вертикально! Если он не изменил своего местоположения, то в сочетании с другими валунами мог являться неплохим астроориентиром. Но вот что он маркировал? Пока загадка. Можно лишь высказать предположение, что он был как-то связан с наблюдением за Венерой или Юпитером, которые в это время находятся в той же части неба, куда был ориентирован этот камень.
Попытки проследить восход солнца в самый длинный день в году – 22 июня – и привязать их в этот день к горе Городец также потерпели неудачу [6, 17]. Что это значит? Либо же восходы над горой Городец не входили в круг интересующих строителей комплекса проблем, либо же они «закодировали» здесь совсем другую дату. И эту дату очень легко дешифровать, нужно лишь выяснить, когда Солнце восходит над горой Городец и установить связанные с этими днями праздники. Причем, по всей вероятности, они должны как-то увязываться и с названием озера, то есть Яном, Иваном, Иоанном и т. п. Но если это не праздник по случаю прихода самой короткой ночи, то, что же?
Должен остаться только один…
Со всей очевидностью, искомая дата должна отстоять от Купальской ночи на две-три недели [17]. На прошедшей 25 января 2015 года конференции «Таинственная Беларусь», археолог Э. М. Зайковский тщательно проанализировал функционал комплекса и пришел к выводу, что выбирать нужно между двумя Иванами: Иваном весенним или Мiколiным бацькам, приходящимся на 21 мая (8 мая – по старому стилю) или праздником в честь 3-го обретения главы Иоанна Крестителя (Предтечи)5, приходящимся на 7 июня (25 мая по старому стилю). Впрочем, исключать из поля зрения остальные летне-весенние праздники все же нельзя, ведь на начало июня приходились и другие значимые даты. Например, 4 июня чествовался Hercules Gustos (древнеримский праздник в честь Геркулеса-стража), который на каком-то этапе стал совпадать с мероприятиями в честь Ярилина дня [6, 12, 17].
В ходе прошедшей экспедиции мы в очередной раз замерили реальные азимуты восхода/захода солнца из «звездной диадемы полоцкой земли» (как писал о ней один из путеводителей). Солнце всходило 8 июня по азимуту 47˚, а заходило по азимуту 306˚. Эти значения отличаются от теоретически предсказанных, так как на точку восхода/захода солнца влияет рельеф местности, поэтому реальный азимут практически всегда приходится сдвигать на несколько градусов6.
Собранные «Уфокомом» в последней экспедиции данные убедительно свидетельствуют, что начало июня и мая можно было смело исключать из нашего списка (то есть Ярилин день и Ивана Весеннего (Мiколiнага бацьку, Иоанна Богослова), так как в эти дни солнце никак не может всходить из-за горы, если наблюдать его из комплекса). То есть, по всей вероятности, название озера Яново могло произойти от древнего праздника в честь 3-го обретения головы Иоанна Крестителя. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что непосредственно над горой Городец Солнце может всходить несколько дней подряд, к тому же мы не знаем на что обращали внимание наши предки: на первые лучи нарождающегося светила или на целиком появившийся диск. А ведь все это растягивает время «свидания» горы и солнца до недели.
Интересно, что в народном белорусском календаре для двух смежных дат – 24 и 25 мая значатся два праздника, связанные с Иванами: 24 – Пярэдадне Яна (Канун Яна) и 25 – Ян. То есть Ян, по всей вероятности, заменил упомянутый выше праздник в честь Иоанна Предтечи.
Купальский цикл
Полученыые данные по нашей просьбе прокомментировал Дмитрий Скворчевский, исследователь мифологии и средневековой астрономии. Согласно его наблюдениям, дата 25 мая присутствует также и в дохристианском календаре Беларуси. Праздничные даты последней декады мая имеют определенную связь с купальским циклом, поэтому всё же нельзя исключать связь каменной россыпи с данным праздником. По сведениям средневекового хрониста Матея Стрыйковского, наши предки отмечали праздник в честь божества «Ладо» в период с 25 мая по 25 июня7. Эти сведения особенно важны, так как М. Стрыйковский в 60-70-е годы XVI века служил в армии Великого Княжества Литовского на территории Подвинья, был в Полоцке и Витебске, путешествовал по Двине и изучал историю княжества. Он был знаком с бытом местных жителей. Однако характерно, что уже в начале XVII в. старобелорусский переводчик хроники Стрыйковского исключает упоминание о божестве «Ладо», видимо, из-за несоответствия информации действительности (до сих пор среди ученых идут споры об аутентичности этого божества). Вместе с этим, переводчик уточняет даты праздничного периода (25 мая – 23 июня) и утверждает, что в это время отмечался купальский цикл: «Звикли мужеве и невесты, на сто тых богов своих в одно местце сходитися до танцов и крутофил которою схажку Купалом звали, 25 дня мая и 23 червца месецов, што еще и до тых часов в Руси и Литве заховуют» [16].
Как видно, день близкий к летнему солнцестоянию, завершал этот большой период. Можно предположить, что Купалье являлось праздником, который одновременно был и высшей точкой празднования и его финалом. Исходя из народной традиции, праздники Сёмуха, Русалье и Купалье имеют схожую обрядность (многие обычаи переходят из одного праздника в другой) и составляют единый цикл, направленный на рост растений, увеличение жизненной силы, плодородия и урожайности и т.д. Эти праздники вместе как раз вписываются в период с 25 мая по 23 июня.В качестве рабочей версии можно предположить, что комплекс на озере Яново мог быть создан для определения и празднования именно всего этого цикла, а не только для вычисления дня летнего солнцестояния. В этой связи неслучайной выглядит дата начала праздничного периода – 25 мая (христианский праздник Обретение главы Иоанна Предтечи), так как в купальских обрядовых песнях фигурирует персонаж под именем Ян, тело которого везут на коне, а голову несут на острие меча. Это, несомненно, дохристианский образ, который впоследствии был соотнесен с Иоанном Предтечей. Сюжет песни также соотносится с языческим культом индоевропейцев, посвященном божествам-близнецам. С их культом было связано, в том числе почитание лошадей и огня. С ними также связывались надежды на богатый урожай, плодородие земли и деторождение у людей.
Близнечным божествам приносили жертвы, в том числе, головами лошадей и людей. Голова считалась хранилищем жизненных сил, которые высвобождались во время жертвоприношения. Эти силы особенно были необходимы в этот период, когда растения находятся в пике своего роста, чтобы обеспечить богатый урожай. Среди белорусских купальских песен можно выделить отдельную группу текстов на «близнечную тему». Характерно, что праздничный цикл с 25 мая по 23 июня проходит под покровительством зодиакального знака Близнецы. Календарно-зодиакальная реконструкция изображений на ритуальном ковше из Гродно также соотносит рисунок в виде пары людей («близнецы») и солярными знаками с празднованием Купалья. В этой связи перспективным выглядит поиск возможной ориентации комплекса на положение созвездия Близнецы.
Выводы
Резюмируя наши исследования, отметим, что практически все авторы сосредоточились на обязательной привязке комплекса ко дню летнего солнцестояния, тогда как в этот день при наблюдении из комплекса Солнце не встает и не садится ни за один из двух ближайших ориентиров – горы Волотовка (Толкачевка) и Городец. В попытках найти привязку ориентации камней к положению Солнца в самый длинный день года могут быть использованы и другие азимуты, определяемые камнями. Однако максимальное количество этих азимутов в перерасчете на 91 камень (из картированных нами) может составлять 8190! Здесь уже можно получить практически любое требующееся значение. С Купальем «Камяни» пока роднит только общая ориентация фигуры на северо-запад (она составляет около 320˚), где Солнце действительно садится 22 июня по азимуту около 314˚ [6, 10]. Сильные и слабые стороны гипотез, которые апеллируют к этой дате, мы, вероятнее всего, рассмотрим в отдельной публикации.
Если же не привязываться к определенной дате, а искать таковую эмпирически, то самым очевидными днями для наблюдения за восходом солнца над горой Городец (на которой выявлены следы культовых сооружений) представляются дни последней декады мая. На 25 мая (по старому стилю) приходился древний праздник в честь 3-го обретения головы Иоанна (Яна) Крестителя, который впоследствии трансформировался в Пярэдадне Яна (24 мая) и Яна (25 мая) и мог впоследствии дать название озеру Яново.
Дальнейшее изучение возможных азимутальных привязок, выявление закономерностей в расположении камней, поиск других вероятных маркеров на местности, а также установление иных знаковых календарных праздников Полоцкого района (или этнографического региона Подвинье-Поозерье) весьма перспективно, ведь только одно направление на Городец представляется слишком упрощенной моделью для раскрытия полного функционала этого святилища. Будущим исследователям стоит еще раз тщательно перепроверить уже выдвинутые гипотезы и попытаться разрешить возникшие здесь противоречия как теоретическими выкладками, так и наблюдениями. Сделать это нужно обязательно. Мы же ведь не Иваны, не помнящие родства...
Примечания
1. Об одном из них сообщил полоцкий художник Виктор Лукьяненко.
2. Информация археолога Л. В. Дучиц.
3. В литературе все еще существуют разночтения относительно названия гор, так гору Волотовку (по Левкову) позже назвали Толкачевкой (по Зайковскому) или Купалкой (по Витязю).
4. Мнение, высказанное В.Ф. Винокуровым в частной беседе.
5. Кстати, праздник Купалья христиане также привязали ко дню рождения Иоанна Крестителя.
6. Именно поэтому очень сложно оперировать лишь расчетными значениями, без наблюдений на местности.
7. Цит. по Stryjkowski, M. Kronika polska, litewska, żmodzka i wszystkiej Rusi Macieja Stryjkowskiego. Т. 1. Warszawa, 1846. S. 146.
Литература
1. Бутов И. «Пулковская» каменная обсерватория на оз. Яново [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-3948-pylkovskaya-kamennaya-observatoriya-na-ozere-yanovo.html // Уфоком. 26.08.2007.
2. Віцязь С.П. Звесткі пра камяні і могільнікі Полаччыны // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі. Матэрыялы ІІІ Міжнар. навук. канферэнцыі. – Полацк, 1998. С. 64-70.
3. Віцязь С.П. Каменны комплекс на Янавым возеры // Беларуская думка. – 1997. – №6. C. 150–155.
4. Віцязь С.П. Фарміраванне каляндарнай традыцыі Беларусі: Гістарыяграфічна-крыніцазнаўчае даслед.: дыс. на саіск. вуч. ступ. канд. гіст. навук: 07.00.09: 12.07.2001 / Віцязь Сяргей Пятровіч. – Мн., 2001. С. 52–54.
5. Гайдучик В. Археологические раскопки на озере Яново [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-3948-pylkovskaya-kamennaya-observatoriya-na-ozere-yanovo.html // Уфоком. 28.07.2008.
6. Зайковский Э. М. Камни на сакральных памятниках Беларуси // Таинственная Беларусь. Материалы конференции. 25 января 2015 года. – Минск: Права и экономика (в печати).
7. Зайкоўскі Э. Дасьледваньне культавых помнікаў беларускага паганства ў 1993–1994 гг. // KRYUJA: Crivica. Baltica. Indogermanica. – Менск: НВФ «Vaukalaka», 1996. № 1. С. 114.
8. Зайковскiй Э.М. Даследванне язычнiцкiх культавых помнiкаў. Весці Акадэміі навук Беларусі. Сер. гуманітарных навук. 1994. № 1. С. 119.
9. Камянi // Беларуская энцыклапедыя. Т. 7.
10. Ляўкоў Э. Маўклiвыя сведкi мiнўшчыны. - Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. С. 120-125.
11. Миловский А. Этой ночь прискачет Янис // Вокруг света. 1985. №6.
12. Фаминцын А. Божества древних славян. Из-во «Алетейя». Санкт-Петербург, 1994.
13. Языков А. Белорусский Стоунхендж // Секретные исследования. Аналитическая газета. – 1999. – № 11. – С. 9.
14. Выявіць эталонныя ў навуковых, а таксама каштоўныя ў гістарычных і культурных адносінах, геалагічныя і геамарфалагічныя аб'екты і скласці на гэтай падставе схемы ахоўных прыродных тэрыторый Полацкага раёна / Вiнакураў В.Ф., Велічкевіч Ф.Ю., Налівайка У.Ф., Мацвееў А.В., Пашкевіч В.І., Дучыц Л.У., Вiнакурава Л.I. // Справаздача. Iнстытут геалагiчных навук НАНБ. І-XII. Мiнск, 2000.
15. Ларионов В. Камни – древняя обсерватория // Советская Белоруссия». 2003. 24 января.
16. Stryjkowski, M. Kronika polska, litewska, żmodzka i wszystkiej Rusi Macieja Stryjkowskiego. Т. 1. Warszawa, 1846. S. 146.
17. Zaikovski E. Astronomy and Cosmology in Folk Traditions and Cultural Heritage // Zaikovski Edvard, Astronomical ideas in pre-cristian belarussian culture and their connection with calendrical rites. P. 94-95. Klipeda. 2007.
Фото Е. Шапошникова