Места явления Богоматери (Иисуса Христа, святых) и чудодейственных икон на территории Беларуси
По исторической, краеведческой и церковной литературе, по архивным данным и по сведениям, зафиксированным экспедициями этно-исторического центра «Явар» в 2000–2014 гг. собрана довольно обширная информация о местах явлений Богоматери, Иисуса Христа, некоторых святых (более полусотни) и чудодейственных икон, в основном с изображениями Божьей Матери (около сотни).
Сведения о подобных явлениях встречаются начиная с ХI–ХII веков. Много информации, относящейся к ХIХ – началу ХХ веков содержится в изданиях по статистическим описаниям православных епархий и католических диоцезий, а также в церковных периодических изданиях [8, 14, 21].
Все истории являются популярными сюжетами народно-христианских преданий. Явления обычно происходят в глухих, отдаленных местах (в лесу, на источнике, на камне, на горе), сопровождаются сиянием и связываются с чудесами. Первыми с ними сталкиваются мифологизированные личности – пастухи (особенно дети-пастушки), старцы-слепцы, охотники, лесники, девушки, женщины, монахи, крестьяне и др.
Начиная от условного объявления Богоматери, святого или иконы, формировалось культовое место, но эволюция каждого из них была разная. В некоторых случаях наблюдалось угасание культа, а потом его неоднократные возрождения. Часто к таким местам начинались массовые паломничества христиан разных конфессий, а бывало и иноверцев (имение Крупцы возле Минска, д. Дудичи Пуховичского р-на, Жировичи Слонимского р-на, д. Сухополь Пружанского р-на и др.). Во многих районах на место явления по определенным праздникам от приходского храма шли крестным ходом.
Такая информация представляет интерес не только для истории религии, но также психологии, геофизики, географии ландшафта, изучения народной культуры.
Преданий о явлении Божьей Матери можно перечислить более сотни. Особенно выделяются рассказы о том, что Богоматерь спускается с небес, ходит по земле и часто на камне остаются её следы. Отсюда валуны с выемками, подобными на следки, получили название «камни-следовики». В народе их называют След Богородицы, Стопа Божьей Матери, След Девы Марии, След Святой Панны и т. д. Камни-следовики находятся как на возвышенных, так и в низинных местах. Часто рядом есть Святой источник или Святое дерево. По поверьям дождевая вода со следков на камне считается лечебной, особенно от болезней глаз, головных болей, лихорадки. Некоторым камням-следовикам и в наше время носят цветы, ленточки, деньги, бусы и другие дары (Ставы Каменецкого р-на, Броды Пружанского р-на на Брестчине, Гостбищи Узденского р-на, Сороги Слуцкого р-на на Минщине, Конюхи Берестовицкого, Бобры Лидского р-на на Гродненщине) [17]. Про случаи явления Богоматери рассказывают и в наши дни, как, например, в д. Лесники Лидского р-на [3].
Известны случаи, когда церковные и светские власти боролись со следовиками как с языческими объектами. Возле д. Заозерье (сейчас Октябрьский р-н Гомельской обл.) в середине ХIХ века, по данным газеты «Минские Губернские ведомости» (1868 г.), полиция разбила камень со следком, но крестьяне сложили его из кусочков и он стал пользоваться еще большей популярностью. Тогда церковь возвела над камнем часовню.
В 1887 г. газета «Литовские Епархиальные ведомости» (№ 44) писала, что крестьянка д. Раубецки Сухопольской волости Пружанского уезда Настасия Вакуло пасла гусей и на болоте на камне ей показались следы человеческих ног и одна продольная линия. Вернувшись домой, она стала рассказывать, что заметила следы Богородицы. Камню стали носить пожертвования, а Вакуло все забирала себе. Вскоре она поставила будку (часовню) и скамейку. В будке повесила три иконы, купленные у старосты сухопольской православной церкви. Полиция завела уголовное дело на крестьянку. Будку сломали, а камень зарыли.
В начале ХХ века этнограф А. Сержпутовский зафиксировал предания о явлении Божьей Матери на Случчине. В д. Евличи она явилась перед девочкой 8–9 лет и сказала, чтобы на этом месте поставили крест. Девочка рассказала все односельчанам и вскоре умерла. Люди построили церковь и стали ходить туда по первым новолунным воскресеньям. Вблизи местечка Вызна (сейчас д. Красная Слобода Солигорского р-на) будто бы возле камня сначала одной, а потом и другой женщине явилась Божья Матерь и просила, чтобы на этом месте сделали Прощу, т.е. поклонное место. Сюда также стали ходить по первым новолунным воскресеньям и возвели часовню [33].
В урочище Борисова Роща (Барысаў Гай) возле д. Щитковичи (Стародорожский р-н Минской обл.) одной женщине явилась Божья Матерь [32]. Ещё в 1920-ые годы по первым новолунным воскресеньям сюда приезжал православный священник и проходили молебны. Сейчас на этом месте много крестов и люди собираются тут на Радоницу поминать предков, хотя кладбища тут никогда не было [3].
В двух известных случаях Богоматерь явилась возле груши. В д. Деревная Слонимского района её первыми увидели пастухи. Они сказали об этом помещику и тот построил церковь. Предание говорит, что на грушу Божья Матерь перешла из д. Колпиницы из-под Слуцка, а потом она ушла в Ошмянский уезд [37]. В Бушмичах Каменецкого района Богородица предстала перед семилетней девочкой и через неё просила людей, чтобы они молились Богу. Рядом с грушей построили часовню [15, 36]. В наше время на этом месте возведен храм и постоянно ставят кресты [3].
Нередки явления Богородицы вблизи источника. Например, возле д. Зосимовичи Пружанского р-на она будто бы явилась возле родника и камня. В часовне даже была запись о её предполагаемом явлении в 1822 году [14]. Явления Богоматери происходили и на дороге. Возле д. Ширвин вблизи местечка Берестовицы на Гродненщине по преданию женщина шла к знахарю, и, подойдя к лесу, увидела перед собой двух женщин в сиянии. Они приказали ей три раза в сутки приходить на это место и молиться [20].
В деревнях Гудовичи и Верхлес Червенского р-на на Минщине зафиксировано предание о трех Богородицах. Между деревнями на Святой Горе (Марьиной Горе) лежит камень-следовик (Ступня Магдаленки) про который рассказывают, что шли три Богородицы. Одна повернула в Дудичи, другая – в Новосёлки, а третья, прежде чем идти в Ляды, отдыхала на камне и оставила след [41]. Камню поклоняются и в наше время. За ХХ столетие вокруг образовалось большое кладбище [3].
По многим преданиям Божья Матерь являлась слепцам. Она указывала им родник, они промывали глаза и становились зрячими (Избище/Двиноса Логойского р-на, Горки на Пинщине и др.). В д. Комайск Докшицкого района когда-то перед слепым старцем на камне явилась Богородица. Она приказала ему идти к владельцу тех земель и сказать, чтобы он на месте её явления построил церковь. Старец так сделал, и ему вернулось зрение [23]. В этой деревне сохранилась Ильинская церковь, построенная в ХVIII веке, где в алтарной части под полом лежит камень-следовик и через дверцу ему кладут дары [3].
Слепцы не случайно фигурируют в преданиях. Они считаются посредниками с иным миром. Слепота ассоциируется с темнотой, а зрение со светом. Также незрячие оцениваются как божьи люди.
Часто в преданиях Божья Матерь объявляется людям, занимающим привилегированное положение в обществе (князь, пан, помещик, магнат и др.). Например, у д. Старчицы на Случчине (сейчас д. Октябрь Солигорского р-на) она явилась на горе знатному человеку Льву Шополе. Он основал тут монастырь [26]. Это место почитается сейчас, и там установлен высокий деревянный крест [3].
Есть предания, связанные не с явлением самой Богородицы, а с её тайным голосом, или с видением её во сне больными. В таких случаях она также указывает родник и больной излечивается: Пастовичи (Стародорожский р-н), урочище Вольск (возле Кировска Могилевской области) [38], Раков (Воложинский р-н) [21]. В бывшем Лидском уезде возле д. Собакинцы (теперь д. Первомайская Щучинского р-на) по преданию Божья Матерь явилась священнику в сонном видении и просила возобновить её икону [13]. Предания о явлении Божьей Матери во сне не случайны. По мифологическим воззрениям сон – это канал связи с потусторонним миром.
Кроме явлений Божьей Матери встречаются упоминания о явлениях Иисуса Христа и святых. В Миколках Узденского р-на считали, что в кроне дуба видели образ Христа. В Куцевщине и Грозово Копыльского района говорили о следках св. Николая на камнях. В Лукомле Чашникского района некоему Парфению явился св. Николай и просил поставить церковь. В Шацке Пуховичского р-на местному жителю на роднике явился архангел Михаил.
Для территории Беларуси издавна характерен культ чудодейственных икон, особенно икон Божьей Матери.
Икона утвердилась с самого зарождения христианства в качестве изображения, предназначенного для поклонения. Она сопровождала людей от рождения до смерти. Культ икон стал распространяться из Византии с ХI–XII веков, а в средневековье, когда свирепствовали эпидемии, получил широкое распространение как антиморовое средство у православных, католиков и униатов. Расцвет культа приходится на эпоху Великого княжества Литовского. В европейской культуре это явление считается оригинальным и автономным особенно для территории Беларуси. Причины его исследователи видят в соприкосновении латинского Запада и православного Востока [39, 42].
Иконы так же как и сама Божья Матерь и святые, по преданиям в сиянии являлись на дереве, роднике, горе, камне. Часто на дереве возле родника. В летописях и в разного рода исторических документах называются даже конкретные даты таких явлений: Купятичи (Пинского р-на) – 1180 г., Пустынки (возле Мстиславля) – 1386 г., Жировичи (Слонимского р-на) – 1470 г., Городно (на Пинщине) – 1473 г., г. Минск и Новый Свержень (Столбцовского р-на) – 1500 г., Крупцы (близ Минска) – 1612 г., Старчицы/Октябрь (Солигорского р-на) – 1670 г., Черняково (Березовского р-на) – 1725 г., Зосимовичи (Пружанского р-на) – 1822 г. По некоторым иконам называются только столетия: Раков (Воложинского р-на) – ХV в., Халявщина (возле Минска) – вторая половина ХVI в., Тупичево (вблизи Мстиславля) и в Сукневичах (Сморгонского р-н) – начало ХVII в., Раковичи (Щучинского р-на) – ХVIII в.
Наиболее распространены предания о явлениях икон на дереве. В мифологии дерево отождествляется с серединным светом (землёй) и является символом объединения всех сфер космоса. Знаменитая Жировичская икона (Слонимский р-н) явилась на груше в пуще, которой владел язычник Жир. Она издавала необычное сияние и первыми её увидели пастушки. Они отдали икону вельможе Солтану, но она «сбежала» опять на то же дерево. Тогда Солтан верхом на лошади подъехал к груше, слез с коня и впал в глубокое раздумье, которое продолжалось несколько часов. Потом он дал обещание построить храм и вскоре сделал это. При храме вельможа за свой счет содержал 12 священников [11]. Через какое-то время храм сгорел, но икона во второй раз объявилась на камне и в 1730 г. её короновали [7]. Жировичская икона пользуется большим почитанием и в наше время у православных и католиков [43].
На грушах по преданиям иконы явились также в Раковичах Щучинского р-на [27], в Сукневичах (Сморгонского р-на) [22, 3], Васьковке (Мозырского р-на). Про Васьковскую икону легенда рассказывает, что крестьянин Иван Дидко потерял волов, долго их искал и зашел на остров – там в необыкновенном сиянии на груше увидел икону, а рядом паслись его волы. На этом месте потом построили церковь и поместили в ней икону [24, 3].
Многие иконы явились на липе и именно в необыкновенном сиянии. На месте Пустынского монастыря возле Мстиславля икона явилась слепому князю Лугвению, сыну Ольгерда. Позже там была возведена часовня, а затем Успенско-Пустынская обитель [19]. В Горбацевичах возле Бобруйска икону в дупле липы нашел крестьянин Колтун. Её три раза забирали в Бобруйск в костел, но она возвращалась обратно. Тогда на этом месте построили костел, который потом стал униатской церковью, а затем православной [30]. Есть сообщения о явлениях икон в Дудичах (Пуховичского р-на), Конковичах (Петриковского р-на), Лужках (Шарковщинского р-на), Любче (Новогрудского р-на) и других местах.
Часто иконы являлись на сосне. В Гавезне (сейчас Новопольцы) Столбцовского р-на икону первыми увидели крестьяне когда шли на работу и поэтому опоздали. Эконом наказал их и за это ослеп. Чтобы искупить грех он на месте явления иконы построил церковь [26]. Про икону в Черняково Березовского р-на предание по сюжету подобно преданию об иконе в Васьковке на Мозырщине где явление произошло на груше. В Черняково крестьянин тоже искал волов, увидел на сосне в сиянии икону, а рядом паслись его волы [18]. В Черняковской церкви сейчас хранится ствол сосны, на которой по легенде явилась икона [3]. В Шклове дети нашли икону в дупле сосны [6]. В Залесье Сморгонского р-на икону на сосне первым увидел местный житель после того как заметил сокола, прилетающего и отлетающего от дерева [35]. В Боровке на Лепельщине икону, подвешенную среди трех сосен, нашли священники [5]. В Будче Ганцевичского р-на Брестчины икона объявилась в Избийском бору в конце ХVIII в. на сосне (по некоторым данным на осине) и там построили церковь [26, 29]. На сосне иконы явились также в Нивках Логойского р-на, Старинках Вилейского р-на, Крупейках Лоевского р-на на Гомельщине.
Есть данные о явлениях иконы на березе (Гавеньково Верхнедвинского р-на, Носилово Молодеченского р-на); на дубе (Гнезно/Костевичи Волковысского р-на, Горная Мозырского р-на, Озеры Гродненского р-на, Упиревичи Борисовского р-на). Чаще всего это иконы Божьей Матери, но есть и другие. Так, в д. Свядское (сейчас Комсомольск) Речицкого р-на на дубе явилась икона Ильи Пророка [25], а на дубе в Неклюдово Толочинского р-на – икона святых мучеников Бориса и Глеба [1].
Многие предания местом явления иконы называют лес, без указания конкретного дерева (Барколабово Быховского р-на, Корытное Осиповичского р-на, Боруны Ошмянского р-на и др.). Например, в Барколабово икону первыми увидели пастухи на дереве возле родника. На этом месте сначала построили часовню, а затем Свято-Вознесенский монастырь [122]. В д. Сухополь Пружанского р-на рассказывали, что икону на дереве в лесу оставил казак (конный солдат) и её нашли местные жители, но никак не могли снять. Тогда в телегу впрягли пару волов и только так перевезли икону в церковь. Церковь потом сгорела. Через какое-то время старец-пастух увидел во сне, что икона не сгорела, а сохранилась в земле. Он пошел к священнику и попросил указать, в каком точно месте до пожара в церкви помещалась святыня. На этом месте стали копать и нашли икону [4]. В Купятичах Пинского р-на икона явилась девушке Анне [39].
По некоторым легендам икона явилась именно на самом источнике, или в колодце, например в д. Лемница (Толочинского р-на), Горная Веровойша (Оршанского р-на), Опанасковичи (Ушачского р-на), Зборск (Осиповичского р-на), Жеробычи/Слобода (Шумилинского р-на), Панара (Сморгонского р-на), Свержень (Рогачевского р-на), Крупцы возле Минска (сейчас микрорайон Веснянка) и т.д. Например, в Лашевичах Свислочского р-на Гродненщины бытовало предание о том, что девушка утром доставала воду из колодца и вынула вместе с ней икону Божьей Матери с младенцем. Она рассказала об этом односельчанам. В деревне был старик и ему удалось перенести икону в старую униатскую церковь, которая находилась между колодцем и кладбищем [40]. В Лешне Молодеченского р-на старожилы увидели в роднике икону Божьей Матери. Там устроили деревянный колодец и рядом поставили крест. В 1950-ые годы по приказу властей ночью бульдозерист засыпал колодец, но источник пробился в другом месте. Сейчас это место обустроено и ему в основном поклоняются католики в праздник Найсвятейшего сердца Иисуса [16].
Явления икон на горе легенды отмечают в Белыничах (Белыничского р-на), Юровичах (Калинковичского р-на), Велятичах (Борисовского р-на), Марьиной Горке (Пуховичского р-на) и других местах. Так, в Марьиной Горке икона явилась Исидору – жителю деревни Лядцы во время тяжелой болезни. Он построил на этом месте часовню, а потом люди возвели церковь [28].
В литературе встречается информация о явлениях иконы на реке, в земле. Это не только предания, но и возможная реальность, так как обычно иконы не уничтожались, не сжигались, а их пускали по реке или закапывали в землю. В Раковичах Щучинского р-на одно из преданий говорит о явлении иконы на груше, а согласно другой версии она приплыла по реке. Про Минскую чудотворную икону Божьей Матери предание рассказывает, что она в 1500 г. плыла по Днепру, затем Березине и поднялась по Свислочи до замка. Её достали из реки и поместили в замковую церковь [2]. Икона также плыла по реке Дитве и пристала к берегу, где находится д. Мыто Лидского р-на. Когда она плыла, то один пастух ударил в неё бичом и от этого на лице остались два кровавых пятна [31]. Есть рассказы, что икона плыла против течения по реке Сервечь в Докшицком районе на Витебщине и остановилась в д. Ситцы. В Супрасле (сейчас на территории Польши) икона объявилась на водах р. Супрасль двум монахам и т.д.
В Смиловичах Червенского р-на икона Божьей Матери объявилась на дороге [21]. В местечке Песочное на Немане (Копыльский р-н) икона была найдена в земле. По преданию когда-то там был костёл и две православные церкви. Католики в своём храме поместили икону, взятую в окрестностях Слуцка в православном монастыре. Потом костел сгорел. Прошло пятьдесят лет и этот участок земли отдали местному жителю. Он начал возводить гумно и нашел икону. Её поместили в православный храм [34].
Таким образом, предания о явлении Божьей Матери, Иисуса Христа, святых и чудодейственных икон – это отражение роли зрения в познании мира, новый порядок космоса и утверждение господства христианского мировоззрения. Как правило, места явления – это объекты сакральной географии – определенные деревья, камни, родники, горки. Часто это соотносится с древнейшими природными объектами, где происходили поклонения луне связанные с культом женского божества, который постепенно трансформировался в христианский культ Божьей Матери [10]. С явлениями первыми сталкиваются мифологизированные персонажи: пастухи, лесники, охотники, дети, старцы, девушки, женщины, монахи, крестьяне и др.
Эволюция каждого их таких мест разная: то угасание поклонения, то его неоднократные возрождения. Часто они включались в сферу церковного культа, а иногда вообще не признавались церковью. В более позднее время некоторые явления можно связывать с методами церкви для обоснования места постройки часовни, храма, монастыря.
Литература
1. Аникиевич К.Т. Сенненский уезд Могилевской губернии / К.Т. Аникиевич. Могилев: Губернская типография, 1907. 149 с.
2. Арсеньева С.Д. Чудесное явление иконы Божей Матери на реке Свислочи в Минске 13 августа 1500 года / С.Д. Арсеньева. Спб.: Синодальная типография, 1905. 14 с.
3. Архіў этна-гістарычнага цэнтра «Явар». Справы № 8, 51, 86, 107, 108, 116, 121, 126, 140, 148.
4. Балабушевич В.П. Село Сухополь (Гродненская губерния, Пружанский уезд). Историко-церковное описание / В.П. Балабушевич. Вильна: Губернская типография, 1888. 84 с.
5. Барановский А.Л. Утраченные святыни: проща и архитектурный православный ансамбль в д. Боровка / А.Л. Барановский // ІV Лепельскія чытанні. Матэрыялы ІV навукова-практычнай канферэнцыі. Лепель. 17–18 верасня 2010 г. Мінск, 2011. С. 119–126.
6. Грудзіна А.П. Рэлігійныя ўплывы на Беларусі праз люстэрка Шклова / А.П. Грудзіна // Магілёўшчына. V вып. Магілёў. 1994. С. 44–45.
7. Диковский Н. (протоиерей). Коронование Жировицкой чудотворной иконы Богоматери (1730 год) / Н. Диковский. Гродно: Губернская типография. 1902. 63 с.
8. Довгялло Д.И. Полотская Епархия к 1903 году / Д.И. Довгялло. Витебск. Губернская типография. 1903. 106 с.
9. Древнее сказание о Жировицах и о чудотворном образе Жировичской Богоматери. Гродно. Гродненская типография. 1897. 19 с.
10. Дучыц Л.У., Клімковіч І.Я. Прошчы ў гісторыка-культурным ландшафце Беларусі / Л.У.Дучыц, І.Я. Клімковіч // Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў. У пяці частках. Ч.5. Праблемы захавання і папулярызацыі культурнай спадчыны. Матэрыялы міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (г. Мінск. 25–26 красавіка 2013года). Мінск: Права і эканоміка. 2013. С. 56–65.
11. Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. Вильна: В типографии О. Блюмовича. 1867. 30 с.
12. Жудро Ф. Барколабовский Свято-Вознесенский Женский монастырь Могилевской Епархии / Ф. Жудро // Могилевские Епархиальные ведомости. 1906. №11. Неофиц. часть. С. 385–386; №12. Неофиц. часть. С. 419–422.
13. И-въ. О чудотворной иконе Божией Матери в с. Собакинцах Лидского уезда // Литовский Епархиальные ведомости. 1894. № 6. Вильна. 1896. С. 47–48.
14. Извеков Н. Статистическое описание православных приходов Литовской Епархии / Н. Извеков. Вильна: Типография И. Блюмовича. 1893. 157 с.
15. Ільянкоў В. Палескія замалёўкі / В. Ільянкоў // Запіскі. Вып. II. Брэст, 2002. С.105–106.
16. Калевіч Г. Святая крыніца / Г. Калевіч // Ave Maria. 2006. № 9 (137). С. 25–26.
17. Карабанаў А.К., Вінакураў В.Ф., Дучыц Л.У., Зайкоўскі Э.М., Клімковіч І.Я./ А.К. Карабанаў і інш. Культавыя і гістарычныя камяні Беларусі. Мінск: Навука і тэхніка, 2011. 235 с.
18. Логашёва Ю. Место, избранное владычицей / Ю. Логашёва // Брестские Епархиальные ведомости. № 4 (30). 2009. С. 50–51.
19. Мстиславский Пустынский монастырь // Могилёвская старина (Сборник статей Могилевских Губернских ведомостей). Вып. II. Могилев-Губернский: 1901. С. 141–145.
20. Насчет явления чудесности в нашей епархии // Литовские Епархиальные ведомости. 1882. № 38. Вильна. 1883. С. 316.
21. Николай-архимандрит. Историко-статистическое описание Минской Епархии / Николай-архимандрит. Спб. В тип. Духовного журнала «Странник». 1864. 315 с.
22. Новогрудской Епархии – 690. Жировичи: Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь, 2007. 239 с.
23. Описание церквей и приходов Минской Епархии. Борисовский уезд. Минск: Типография Б.И. Соломонова. 1879. 307 с.
24. Описание церквей и приходов Минской Епархии. Мозырский уезд. Минск: Типография Б.И. Соломонова. 1879. 194 с.
25. Описание церквей и приходов Минской Епархии. Речицкий уезд. Минск: Типография Б.И. Соломонова. 1879. 161 с.
26. Описание церквей и приходов Минской Епархии. Слуцкий уезд. Минск: Типография Б.И. Соломонова, 1879. 272 с.
27. Покровский Ф.В. Археологическая карта Виленской губернии / Ф.В. Покровский. Вильна. Типография А.Г. Сыркина. 1893. 164 с.
28. Руберовский Н. О Мариино-Горской церкви / Н. Руберовский // Минские Епархиальные ведомости. 1876. № 1. Часть неоф. С. 13–17.
29. Савеня В. Некаторыя аспекты гісторыі в. Будча ў люстэрку фальклорнай прозы / В. Савеня // Фалькларыстычныя даследаванні (Кантэкст. Тыпалогія. Сувязь). Зборнік артыкулаў. Вып.7. Мінск. РГВШ. 2010. С. 258–261.
30. Святыни Минской Епархии. Горбацевичская Икона Божией Матери // Минские Епархиальные ведомости. 1916. №7. Часть неоф. С. 203–220.
31. Село Мыто и Колыховская икона Божией Матери // Литовские Епархиальные ведомости. 1895. № 39. С. 328–329.
32. Сербов А.И. Белорусы-сакуны. Краткий этнографический очерк / Сербов А.И. // Сборник отделения Русского языка и словесности. Императорская Академия наук. Т.94. №1. 1915. 180 с.
33. Сержпутоўскі А. Прымхі і забабоны беларусаў-палешукоў. Мінск: Друкарня Беларускай Акадэміі навук. 1930. 276 с.
34. Соловьевич Ник. (св.). Выдержки из летописи Песочанской церкви Игуменского уезда // Минские Епархиальные ведомости. 1869. № 9. С. 263–270.
35. Спрогис И. Залеская Георгиевская старая деревянная церковь (Ошмянского уезда Виленской губернии). Составил И. Спрогис. Витебск: Губернская типография, 1895. 10 с.
36. Шарая В.М. Асаблівасці фарміравання культавых аб’ектаў і звязаных з імі ўяўленняў (на прыкладзе лакальнай традыцыі ўшанавання грушкі ў Камянецкім раёне Брэсцкай вобласці) / В.М. Шарая // Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў. Матэрыялы міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (28–29 лістапада 2013г. г. Мінск) у двух частках. Частка 2. Мінск. Права і эканоміка. 2014. С. 185–189.
37. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края / П.В. Шейн. Спб. Типография Императорской Академии наук. 1893.
38. Янчук Н. По Минской губернии (Записки из поездки в 1886году) / Н. Янчук // Труды этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Кн. IХ. Вып.1. М.: 1889. 130 с.
39. Chomik P. Kult ikon Matki Bożej w Wielkim Księstwie Litewskim w wiekach XVI–XVIII // Kościol prawosławny w dziejach Rzeczypospolitej i krajów sąsiednich. Redakcja naukowa P. Chomik. Białystok. 2000. S. 108–119.
40. Federowski M. Lud białoruski na Rusi Litewskiej / Materialy do etnografii słowiańskiej zgromadzone w latach 1877–1893 / M. Federowski. T.II. Cz.1. Kraków, 1902. 359 s.
41. Jel. A. Święta Górka /A. Jel. // Słownik Geograficzny Królestwa Polskiego i innych krajów słowiańskich. T. XI. Warszawa. Druk “Wieku”. 1890. 960 s.
42. Mironowicz A. Kult ikon Matki Bożej na Białorusi / A. Mironowicz // Białostocki przegląd kresowy. T.V. Dziedzictwo przeszlości kultur narodowych (Pod red. naukową J.F. Nosowicza. Białystok. 1996. S. 137–141.
43. Pejf A. Obraz matki Boskiej żyrowickiej w świadomości katolików i prawosławnych rejonu słonimskiego / A. Pejf // Etnografia Polska. T. XLVI. 2002. Z. 1–2. S. 207–226.
Фото автора. Диаграммы составлены Виктором Гайдучиком по зарисовкам автора.
Об авторе: Дучиц Людмила Владимировна, к. ист. н., археолог
Доклад был прочитан 25 января 2015 года на конференции Уфокома «Таинственная Беларусь» (Минск)