Замковая гора в Копыле
Летом 2012 года исследователи из клуба «Иное Измерение» посетили небольшой городок Копыль (бел. Капыль). На сегодняшний день он является рядовым районным центром минской области, но интересен своей древней историей. Первое упоминание о Копыле в письменных источниках датируется 1274 годом. Согласно Галицко-Волынской летописи в этом году князь Мстислав Данилович «пошел бяшеть от Копыля, воюя по Полесью». Этот год считается официальной датой основания города, но не исключено, что это место было обитаемо и раньше. Интересны легенды, связанные с Копылем. По местным преданиям место, которое являлось историческим центром города, является так называемая «Замковая гора» – природное возвышение, предположительно ледниковый останец, обработанный людьми, для придания большей крутизны склонам. Существуют также предположения, что на ней располагалось языческое святилище, поэтому она и стала объектом нашего интереса.
Гора располагается у слияния двух рек: Мажи и Каменки и представляет собой по форме почти правильный эллипс (приблизительно 60×100 метров). Верхняя площадка имеет чашеобразную форму, плавно понижающуюся к центру. Некоторые исследователи (например, академик Леонид Колединский) считают, что на горе было некогда построено городище: стояли стены и башни замка, где находилась резиденция князя и его дружины. С северо-восточной стороны горы шла дорога к воротам. От врага город прикрывали не только мощные укрепления, но и воды реки, а также широкий ров, заполненный водой.
В работе Л. Колединского мы можем найти упоминание, что еще в эпоху раннего железа на Замковой горе находилось городище, которое принадлежало носителям культуры штрихованной керамики. Вполне возможно, что именно они придали склонам искусственную крутизну. В конце ІХ - начале Х в. на эти земли приходят дреговичи, которые, вполне возможно, используют гору в качестве культового места: «Городище в ІХ-Х вв. скорее всего использовалось как святилище - капище. Культурный слой этого времени на нем отсутствует, а материал этого периода редок. Вероятнее всего, функциональное предназначение этого памятника в ІХ-Х вв. и явилось причиной образования урбатопонима Копыль от капища, копище, копь. В пользу нашей гипотезы могут свидетельствовать легендарные предания (сокрытое чародейкой в недрах Замковой горы озера) и памятник природы - крыничка, ключ которой бьет из-под Замковой горы, почитаемой местным населением».
В открытых источниках, в том числе и на просторах интернета можно легко отыскать эту легенду: «В стародавние времена на Замковой горе возвышался неприступный замок. От врагов его защищали неприступные склоны и речка Каменка, протекающая у подножия горы. Рядом с замком жила могущественная чародейка. Однажды случилось несчастье – в реке утонул сын волшебницы. В гневе она наложила проклятие на Каменку и заточила реку в недрах горы. С тех пор замок постепенно пришел в упадок. Сегодня о легенде напоминает источник, который бьет из-под горы и впадает в обмелевшую Каменку».
Автор этих строк давно изучал вопросы геомантики и считает, что существует связь подземных вод и мест, которые древние люди считали особыми. Очень хорошо это отражено в работах С. Ермакова, откуда можно привести следующую цитату: «Исследования англичан показали, что холмы и могильники тяготеют к узлам водных потоков, а не к промежуткам между ними. Постепенно стало ясно, что существует определенная связь между культовыми сооружениями доисторического периода и подземными водами».
Так что основания считать Замковую гору особым, с точки зрения геомантики, местом всё-таки имеются. Хотя точных данных о наличии под ней скопления подземных вод нами ещё не обнаружено, но, как нам кажется, приведённый мифологический сюжет косвенно говорит именно об этом (река, которая заточена в горе). А также стоит учитывать точку зрения Л. Колединского об особом статусе холма на основе данных археологии.
Стоит добавить, что в ходе раскопок на Замковой горе, проведённых Л. Колединским кроме традиционных предметов быта издревле живших здесь дреговичей, были обнаружены археологические находки, аналогичные найденным в захоронениях около поселений викингов в Швеции. Это даёт основание предполагать вероятность контактов в древности населения Копыля со скандинавскими племенами.
По результатам поездки была написана статья «Загадки Копыльского района» и опубликована в журнале «Аномалия +. Земля Неразгаданная» (приложение к информационно-аналитическому вестнику Ассоциации «Экология Непознанного» «Аномалия». № 2 (1) 2012).
Источники:
1. Колединский Л. Археологические источники раннем, долетописном периоде истории Копыля (ІХ - ХІІІ вв.) // Историография и источники по истории городов и процессов урбанизации в Беларуси. Крыніца: Гродна, 2009.
2. Ермаков С. О гадах ползучих и летающих. Ещё одна попытка интерпретации некоторых мифологических сюжетов. // Мифы и магия индоевропейцев. М.: Менеджер, 1997. Вып. 2. С. 154–172.
3. Богдашич С. Седые легенды древнего Копыля [Электронный ресурс] Код доступа: http://kurjer.info/2008/12/17/sedye-legendy-drevnego-kopylya. 17.12.2008.