Были и небыли Беловежской пущи
Имя Вячеслава Семакова известно всем, кто интересовался историей Беловежской пущи - крупного Национального парка, расположенного на сопредельной территории двух государств - Беларуси и Польши. На этой территории осталось достаточно нераскрытых тайн, изучение которых затруднено для исследователей ввиду заповедного характера этого реликтового леса. О некоторых из них рассказано в вышедшей в 2014 году (уже после смерти автора) книге - «Были и легенды Беловежской пущи» [5].
В частности для нас интерес представляют две ее главы: «Языческие корни Беловежской пущи» и «Место силы», в которых В. Семаков затронул тему культовых мест и геоактивных зон. Затронул поверхностно, довольно наивно, но вряд ли стоило ожидать большего от популярного издания, пусть даже и с приставкой «научно-». Попробуем непредвзято рассмотреть приведенные им сведения, ценные уже сами по себе за неимением альтернативных источников.
Беловежская пуща и геоактивные зоны
Говоря о Беловежской пуще как «месте силы», автор прибегает к концепции «энергетических линий», покрывающих поверхность нашей планеты своеобразной упорядоченной сетью. В местах пересечения этих линий, узлах сети, происходит концентрация некой «положительной энергии», образуя в данных точках «места силы». Далее автор ссылается на факт прохождения через пущу геологического разлома, являющегося геоактивной зоной, по которому и пролегает канал излучения положительной энергии с продолжением в Европе, где на линию попадают некие «центры религиозного поклонения». Какие именно - умалчивается. Что же касается самой пущи, то здесь вскользь упоминается о наличии в ней и в окрестностях церквей, родников, культовых валунов. Привязаны ли они к линии разлома или нет - в книге не говорится. Возможно, автор и обнаружил некие закономерности в их расположении, но мы уже об этом не узнаем. Несомненно, в тексте угадывается концепция лей-линий в ее популярном варианте.
В целом отчетливо видно, что здесь автор книги прибегнул к ненаучным концепциям даже без глубокого изучения оных. Видимо, с одной целью - создать таинственный и привлекательный ореол вокруг национального парка для туриста. Что же касается гипотезы о лей-линиях как проводниках некой таинственной энергии, то никаких подтверждений факту их существования найдено не было. Здесь можно сослаться на мнение одного из известных исследователей в этой области - Пола Деверё, который в мае 2012 года выступал на семинаре в Санкт-Петербурге. В своем интервью [4] он сообщил, что не отрицает возможности существования «земных энергий» и в рамках Проекта «Дракон» им доводилось приборно фиксировать магнитные и радиационные аномалии на древних памятниках, но считает, что говорить о леях как об энергетических линиях некорректно.
«Место силы» в Беловеже
В своей книге В. Семаков приводит предположение, что, вероятно, в Беловеже (деревня в Хайнувском повете на польской части пущи) находился «святой гай» [5, с. 234]. На это могут указывать сохранившиеся здесь многовековые дубы и существовавший некогда неподалеку источник, вода из которого считалась целебной. Так это или нет - судить сложно, но с этими дубами связано одно интересное обстоятельство. В 1991 году на одном из деревьев на месте спила ветви появилось подобие изображения, напоминавшее образ архангела Гавриила. Рисунок сформировался вследствие необычного сочетания слоев заболони и сердцевины древесины. Природную «икону» посчитали чудом, и она стала популярным туристическим объектом. Внимание к ней проявили даже экстрасенсы и геоманты, утверждавшие о наличии здесь «сильного перекрестка излучения круто поднимающихся вверх водных потоков».
Эта информация В. Семаковым была заимствована из публикации в газете «Заря» 1998 года за авторством Анны Денгубенко. Правда, последняя упоминает лишь об одном дубе на холме возле бывшей охотничьей резиденции русских царей, а не о нескольких. Из этого же источника им, вероятно, и был взят в целом сюжет про «места силы», «энергетические линии» и геологический разлом на территории пущи.
Что касается нерукотворного «лика», то это явление отнюдь не редкое. Некоторые случаи уже освещались на страницах сайта «Уфокома». Подобные новости часто приходят с довольно обширной территории: Украина, Беларусь, Россия, Польша. Текстура древесины на местах спилов ветвей или даже порой на оголенном от коры участке ствола дерева создает причудливый рисунок, в котором при доле воображения можно рассмотреть знакомые образы. Это своего рода тест Роршаха. Несмотря на отсутствие официальной позиции Церкви относительно таких «чудес», эти природные «образа» становятся объектами стихийного поклонения, иногда довольно массового.
Сведения о «святом гае» и целебном источнике в Беловеже отслеживаются в другом источнике, которым мог быть использован В. Семаковым при написании своей книги. Это сборник легенд и преданий из окрестностей Беловежской пущи, изданный в 2006 году [3]. Одна из опубликованных легенд повествует о «месте силы», расположенном на правом съезде по дороге из Хайнувки в Беловежу. Там будто бы находится круг, выложенный из больших камней, а вокруг растут странные дубы с пять-шестью стволами, расходящимися от самого основания. В другой легенде упоминается целебный источник («Крыначка»), с которым связано предание о появлении в этом месте на дереве иконы Божьей Матери. К сожалению, источник пересох, но на этом месте осталась церковь, построенная в 1848 году.
Священный дуб со сквозным дуплом
Наши предки-язычники поклонялись различным объектам окружающего ландшафта, в том числе и деревьям. Этот факт бесспорный, зафиксированный в письменных исторических и в этнографических источниках. Несомненно и то, что на территории пущи таких почитаемых деревьев должно было быть много. Дожили ли они до наших дней? Это вполне вероятно, если говорить о деревьях-долгожителях, например, о дубах, связанных с культом Перуна. На один из дубов, находящихся в Язвинском лесничестве, и указал В. Семаков [5, с. 33-34]. Это 600-летний дуб-великан с диаметром ствола более двух метров. В нем имеется сквозное дупло, образующее внутри ствола полость, в которой одновременно могут поместиться 5-6 человек. Изнутри оно выжжено огнем. Автор книги предположил его искусственное происхождение, исходя из отсутствия характерных следов от поражения молнией. Также было допущено, что это дерево использовалось язычниками в магических целях, в частности - для обряда исцеления, когда человек должен пролезть сквозь отверстие (в камне или, как в данном случае, в дереве).
Нельзя не признать, что этот дуб по своим параметрам вполне подходит на роль объекта поклонения, но здесь автор строит свою версию на голословных допущениях. К сожалению, этнографические данные (обряды, поверья, фольклорные тексты и т.п.), связанные именно с данным деревом, видимо, отсутствуют. Что касается выжженной изнутри сквозной полости, то здесь все же можно полагать не искусственное, а естественное ее происхождение. Например, вследствие поражения молнией: в том случае, когда разряд проходит не по внешней части ствола, оставляя характерное спиралевидное повреждение коры, тянущееся от макушки до основания, а по сердцевине. В экспедициях «Уфокома» подобные деревья встречались не раз. Так, например, на территории одной небольшой рощи в Барановичском районе был обнаружен только один такой дуб со спиралевидной отметиной на коре от молнии и около пяти дубов с характерным выжженным у основания «дуплом», правда, не такого эпического масштаба как в пуще.
Культовые валуны
Несколько более надежным объектом для установления возможного сакрального статуса являются валуны. Легенды, связанные с ними, более живучи. В настоящее время вполне возможно даже обнаружить следы связанных с ними языческих обрядов и поверий. В книге В. Семакова упомянуто несколько таких камней, расположенных на территории Беловежской пущи.
1. Камень-следовик в Мостовском лесничестве, представляющий собой плоский валун размером 2х1,5 метра. Над землей камень возвышается на полметра, а его основание уходит на глубину около двух метров. На поверхности валуна имеется два небольших углубления, которые похожи на отпечатки босой и обутой ноги. В связи с этим легенда повествует о Божьей Матери, проходившей через пущу и остановившейся на камне, чтобы вытряхнуть из башмачка соринку. Вот на камне и отпечатались ее два следа - босой и обутой ноги - соответствующих примерно 36-37 размеру. Из функций камня упоминаются следующие: целительная (скопившейся на нем дождевой водой промывали глаза), способствование обогащению (если на камне оставить немного денег), вступлению в брак (если на камне посидит незамужняя девушка), плодовитости (прибавление в семействе гарантировано, если на валуне посидит один из супругов).
2. «Камень-жертвенник» в Язвинском лесничестве, расположенный около упоминавшегося выше дуба со сквозным дуплом. Камень по форме напоминает трапецию. В нижней его части имеется чашеподобное углубление, в котором скапливается вода. Это воду также могли использовать в лечебных целях. Семаков В. допускает, что валун мог служить своеобразным алтарем для языческих жертвоприношений и составлять единый комплекс вместе с древним дубом.
3. Камень-следовик у дер. Ясень (Пружанский район). Это каменная глыба, по форме напоминающая неправильный куб размерами около 1х1 метр. Согласно показаниям местных жителей, ранее этот камень находился на поле, но при расчистке пашни был передвинут на его окраину. На нем можно различить след босой ноги 35-36 размера и несколько выемок, напоминающих отпечатки конских копыт. Согласно данным В. Семакова, местные жители приписывали ему способность влиять на погоду: когда вокруг льют дожди, над камнем - солнце, и наоборот. Также говорится, что в прежние времена во время засухи женщины деревни применяли ритуал по вызову дождя. Для этого они с утра собирались в одном из домов, пряли пряжу, делали основу и ткали обрядовый рушник. Далее все местные жители шли крестным ходом к камню, где молились, обмывали камень святой водой и вытирали его этим рушником. После этого в течение трех дней должен был пойти дождь.
Здесь можно проследить параллели со «святым» камнем в дер. Кременец Логойского района, с помощью которого местное население также управляло погодой. Мы не могли пройти мимо подобного совпадения в народных традициях. Впервые информация об этом культовом валуне к нам в руки попала из более ранней публикации В. Семакова - статьи 2009 года в газете «Заря» [6], написанной им буквально накануне своей смерти. 26 мая 2013 года «Уфокомом» был совершен разведвыезд на ясеньский «погодный» камень с целью сбора подробных сведений по связанным с ним ритуалам. Но реальность нас немного огорчила. С помощью проводника из местных старожилов мы быстро нашли валун в молодой лесопосадке, раскинувшейся на месте бывшего поля. Но наличия у местных жителей описанных выше традиций почитания камня мы не подтвердили. Нам было сообщено, что камень до 1950-60х годов находился в поле, и никто на него особого внимания не обращал. Когда же его выволокли на межу, то некоторые любознательные сельчане рассмотрели на его поверхности различные следы. И про погодные ритуалы с камнем несколько опрошенных нами в деревне человек ничего не слышало.
В чем кроется причина столь разительного разночтения между материалами В. Семакова и полученными нами данными, остается только гадать. Было ли это художественным вымыслом автора с целью приукрасить пущанские легенды о языческом прошлом? Может быть, здесь были спутаны разные камни и одному из них были приписаны сведения о другом? Или местные жители не стали раскрывать заезжим исследователям всю правду о своих сакральных традициях? Мы можем пока лишь констатировать факт того, что во время выезда информация из данного источника не получила подтверждения.
Послесловие
Таким образом, в результате обзора имеющейся скудной информации по древним культовым объектам и отголоскам языческих поверий на территории Беловежской пущи можно лишь заключить следующее: всю эту имеющуюся информацию нужно тщательно перепроверять. Кое-что из перечисленного кажется «притянутым за уши», другое не удается подтвердить, а третье не сопровождается отсылками на источники информации. Будем надеяться, что в будущем эта информационная лакуна будет заполнена. Тем более, что задел в этом направлении уже был сделан.
В 1995-2000 годах на территории пущи проводили изыскания сотрудники Института истории НАН Беларуси [1], но планомерному изучению были подвергнуты пока лишь раннесредневековые курганные могильники. Вместе с тем было отмечено, что на белорусской части Беловежской пущи было выявлено около 60 археологических памятников, относящихся к широкому временному промежутку: от эпохи мезолита до раннего средневековья; а также камни-следовики, святилища, святые источники и т.п. Эти реликты заповедного леса ждут своих исследователей.
Литература:
1. Белевец В.Г. Перспективы археологического изучения Национального парка «Беловежская пуща» в контексте развития междисциплинарных инновационных проектов региона // Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы». Минск: ГУ «БелИСА», 2006. [Электронный ресурс] / Код доступа: http://belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr40.html
2. Денгубенко А. Тайные силы Беловежской пущи // Заря. 1998. 16 июля. С. 4.
3. Забытых таямніцаў чар: Легенды, паданні, аповесці ваколіц Белавежскай пушчы / Пад рэд. Н. Герасімюк. Гайнаўка, 2006. 152 с.
4. "Не стоит повторять расхожие заблуждения о тайнах и загадках": Интервью с Полом Деверё // Аномалия. М., 2012. № 2. С. 3-7.
5. Семаков В. Были и легенды Беловежской пущи. Брест: Альтернатива, 2014. 240 с.
6. Семаков В. Скандинавские валуны: легенды и обряды // Заря. Брест, 2009. 25 июня. С. 18.