Поиски «царя змей» на Полесье
Уже на протяжении нескольких лет мы публикуем материалы о криптозоологических реликтах нашей страны. После них мы получили несколько откликов, в которых наши читатели рассказывают о своих встречах с необычными существами на просторах Беларуси. Чаще всего – это свидетельства пожилых людей, которые сталкивались с неким неизвестным или претерпевшим метаморфозы видом змеи еще в прошлом веке. Наибольшее количество сообщений касается наблюдений пресмыкающихся, видовая принадлежность которых в общем и целом совпадает.
Когда образовалась некая критическая масса таких сообщений, было решено в очередной раз отправиться в те места, откуда они поступали и по возможности непосредственно зафиксировать или найти следы жизнедеятельности этого царя змей. Такая экспедиция прошла 27–28 сентября 2014 года в Октябрьском, Светлогорском и Жлобинском районах Белорусского Полесья. Считается, что только раз в году, именно на Воздвиженье (бел. Узвіжанне), которое приходится как раз на 27 сентября по новому стилю, змеиный царь показывается «на люди», а вся его свита собирается в клубки, залезает на деревья, шипит и ходит на хвостах.
Змеиный царь – кто он?
Первый вопрос, на который нужно ответить, – не выдаем ли мы желаемое за действительное и не вторгаемся ли мы с исконно биологической на территорию мифов и легенд? Уж или гадюка с короной на голове является действующим персонажем множества подобных однотипных преданий [15, 13]. Если читать их внимательно, то можно обнаружить, что в связи с гадюками там упоминаются рожки, а в связи с ужами – корона. В одном из рассказов про внешний вид такого головного убора есть следующее замечание: «Корона была похожа на два блестящих листка, которые соединились между собой концами» [13]. Только ли это красивые легенды?
Ученые-герпетологи, с которыми мы обсуждали проблему поиска неизвестного до сих пор вида змеи на территории Беларуси, не считают ее для себя актуальной, ссылаясь на то, что такие рассказы про «гигантских и злых змей» есть и у них. Чаще всего по отношению к змеям у человека возникают два чувства: страха и отвращения. Даже если это небольшая по размеру змея, взрослому здоровому мужчине сложно придумать что-то связное для объяснения того, что он испугался змеи, которая ему не угрожала. Кроме того, «у страха глаза велики», поэтому бывает и чудится людям то, что их мозг рисует на фоне психологического стресса.
Вот как описывает «царя» А. Афанасьев: «В Белоруссии и Литве рассказывают о необыкновенной красоте царя-змея, о чудных переливах красок на его коже и об алмазном гребешке на голове; если станут его преследовать, то он издает ужасное шипение, и вмиг со всех сторон мчатся толпы ужей на его защиту – и тогда беда обидчику. Свист ужиного царя так громок, что его слышно по всей Литве. На Украине думают, что царь-уж или царь-змей отличается от простых гадюк своею громадностью и сверх того имеет на голове золотые, светящиеся рожки» [16]. На Гродненщине верили, что какая-то черная змея с двумя рожками на голове появляется на земле только один раз в 50 лет [15]. В то же время на Полесье бытуют легенды о змее альбиносе – предводительнице всех своих ползучих собратьев [16].
Исследователь белорусской мифологии А.М. Ненадовец считает, что в ужиной короне нет ничего мистического. Он пишет, что это явление можно легко объяснить. Два-три раза за лето змеи линяют. Перед линькой они трутся мордочкой о землю до тех пор, пока кожа не треснет. В итоге появляются две полости – одна на верхней части головы, а вторая – на нижней. Возможно, они и образуют так называемую «корону», которую некоторые люди иногда замечали на головах не успевших еще полинять гадов. А если учитывать, что в лучах раннего солнца, да еще в покрытой росой траве эта «корона» на самом деле светится и переливается, то безоговорочно верили в то, что это настоящий змеиный царь и ему обязательно нужно подчиняться и поклоняться, иначе он не простит [17]. С другой стороны, существует реальный вид – рогатая гадюка (Cerastes cerastes), обитающая преимущественно в Африке, над глазами которой торчит по одной острой вертикальной чешуйке, напоминающей рога.
Приписываемый исполину сильный свист также может быть объяснен. Так как змеи не имеют голосовых связок, то воздух, проходящий через щели в трахее (отверстие в задней части гортани) и создает свистящее шипение, громкость издаваемых звуков зависит от ширины отверстия в гортани змеи, иногда шипение змеи можно спутать с шелестом чешуек кожного покрова, особенно когда змея сворачивается в клубок или активно двигается. Практически все змеи умеют и могут шипеть, правда шипят разные виды змей совершенно по-разному, например ужи, издают звуки, похожие на осипший свист, а гадюки хрипло шепелявят.
Так что некоторые присущие царю змей «мифические» свойства могут оказаться не столь фантастическими, как может показаться поначалу.
Свидетельства очевидцев
Свидетельства о некой неидентифицированной змее упрямо продолжают поступать в Уфоком.
Во время предыдущей экспедиции на Полесье мы зафиксировали показания Чирич Анны Алексеевны (1935 г.р.) и ее дочери Чирич Зои Алексеевны (1953 г.р.) из д. Камень, которые рассказали о том, что один сельский пастух (Мартинович Алексей) столкнулся со змеей размером с бревно и увенчаной рожками в Мозырском районе около 1950 или 1951 года XX века: «А што за таке тут ничога няма и такэ дзераво... адкуль яно узялося? Кагда я падходжу близка... он павярнуў голаву, но кажа – як у добрага дзицяци галава, глаза такия и рожки малыя». Причем этого гиганта пастух увидел еще раз в том же году. Во время массовой мелиорации Полесья в деревню также приезжал землемер (имя которого не сохранилось), он также встретился с рогатой змеей в болотах в урочище Глушицы, о чем рассказал местным жителям. Кстати, после мелиорации встречи с рогатым гигантом в Мозырском районе почти прекратились, видимо складывающийся годами биоценоз был нарушен.
А вот что пишет Александр Родионов: «Мне бабка рассказала, что после войны у них в деревне в Беларуси водились «удавы», нападали на скот и коров душили. А ее отец (мой прадед) был свидетелем того, как когда лес рубили, удав напал на парня и душить начал, слышно было, как кости хрустели. Змею в итоге зарубили, а парня спасти не удалось» [6]. Алексей Перепелицын в 2005 году зафиксировал в Туровском районе следующий рассказ пожилой женщины: «Мне 83 года, но бачила я его первый раз годов 20 назад. Я была со своим хлопчиком. Глянула – трава колыхается дорожкой, как от ветра. Потом смотрю – ползет. Блестучий-блестучий, как атлас! Головы и хвоста не видела, но долгий. И толстый, толще бутылки двухлитровой! Тогда многие говорили, что его бачили в коноплях. А я там и была. А снова его в прошлом году видела: толстый, свернулся колесом. Витков семь. Побежала в деревню, но день был – никого не нашла, чтобы убить. Так он и ушел [20]». Не менее интересные данные привел и Сергей К., который уже на этапе подготовки нашей экспедиции написал следующее: «Сам слыхал от дедушки и бабушки про странную змею, по сравнению с которой анаконда (была продемонстрирована старикам по телевизору) – просто червяк. Произошла эта встреча на самой границе Минской и Могилевской областей».
Экспедиции, собирающие сведения о художественной культуре Полесья зафиксировали следующий рассказ, записанный в 2001 году от Анны Федоровны Хайман (1951 г.р.) из д. Леликово Кобринского района. Встреча эта произошла в тот момент, когда женщина пасла коров: «Алэ дывлюся – корова одна встае, друга встае. […] И стою, думаю: шчо такэе? Аж дывлюся – так, як крокодил, лизэ до каждй коровы. Корова лэжыць, и вын подлазиць до коровы, та корова встае и так чубыця. Это я своима лично очыма бычыла, это росказую свою быль такую. Вуж лизэ по трави – ты ж ёго нэ побачыш! А то просто типа так, як крокодил. Божэ, я так злекалася. […] Бачыла. Такой вэлыкэй, ну, як крокодил. Голова ўжасна». После женщина пришла в деревню и рассказала обо всем знахарю Гаврыло, который «успокоил» ее тем, что она видела ужа, которому сто лет – «вын до ста лет жэвэ, такой вуж. И в ёго виростуюць таки роги вэлыкы, шчо ёго рэдко-рэдко хто бачыць» [26]. Или вот другой рассказ, записанный этнографами от Василия Григорьевича Петручевича (1924 г. р.) из д. Теребличи: «Змея… ну вона ишла з Миклашэвич, з рэки, да з перэходзе, да у Сцьвигу – у нас рэка […]. Ну, вона пошла, i вобралася ў Прыпяць. А дзе вона дзелася – нихто не знае […]. Великая. Ее нихто не мераў, дзиця, но можно сказаць, тры мэтры было, законно было […]. Громадна была» [26].
Мы уже писали о сообщении Алексея Островского из Светлогорска, который сообщил в Уфоком, что при покосе травы наблюдал необычно большую змею, около 4 метров в длину и 15–20 см в диаметре [5]. Не менее интересные сведения приводит в своем письме в Уфоком и Геннадий Серебряков из Светлогорска. «Прочитал случайно в разделе «криптозоология» на вашем сайте об огромной змее, которую видел некто Островский из Светлогорска на сенокосе. Для тех, кто этому не верит, сообщаю: я видел похожую по описанию змею (темного, почти черного цвета, толщина не менее 10 см). Было это в 1966 году. Место – пойма р. Березины […]. Мне было тогда 15 лет, я тоже занимался заготовкой сена на небольшой поляне в лесу, а скорее это можно назвать болотом, потому что там и в самое сухое лето под ногами «квакало». Сдуру пошел грести сено в кедах, пока собрал и связал вожжами ношу пуда на 2 (оттуда можно только вынести на себе – такая глушь), убил несколько гадюк, в том числе одну красного цвета. Взвалил на себя сено и начал выбираться. Иду по тропе, по обе стороны трава высокая и, когда увидел это шевелящееся бревно, окаменел, стоя с одной поднятой ногой. Ноша-то приличная на горбу, голова согнута, и я увидел это ползущее что-то, только когда до него осталось метра 3–4. Мне показалось, что вечность прошла, пока оно не спеша переползло тропу и я увидел его хвост. Только тогда я опустил на землю вторую ногу, но стоял еще несколько минут, боясь сдвинуться с места. Первые шаги сделал очень тихо, а как прошел это место, сами понимаете, рванул, как только было можно. Сено не бросил, корову кормить надо, я у матери основной добытчик, отца нет, умер […]». Также по словам нашего информатора, его тетя Анна Игнатьевна видела большую змею с рожками, напоминающими корону. Она рассказывала про легенду, согласно которой – это был змеиный царь и что ей надо было расстелить перед ним белый платок. Тогда он мог бы положить туда (скинуть) свои рожки. И тому человеку, кому он отдаст свою корону, будет большое счастье в жизни.
Можно сравнить это поверье с другим, также зафиксированном на Полесье – в д. Ветка у так называемого Гадючьего болота. Раньше сюда в полночь самого длинного дня в году приходили все незамужние девушки окрестных населенных пунктов. Они снимали свои платки и клали их кружком на землю, а сами прятались. Из болота выползал уж в золотой короне и сбрасывал ее на платки девушек. Та девушка, на чей платок падала корона, должна была выйти замуж до конца года [21]. В других местах считают, что если эти золотые рожки носить при себе, то можно было идти куда захочешь, потому что не удержали бы никакие замки и запоры [13]. При встрече с царем, по сведениям наших мозырских респондентов, нужно было сразу креститься и читать «Отче наш». Подобные же истории о встречах королем-ужем рассказывают и в деревне Альманы, что на Столинщине [4].
Известный исследователь белорусского фольклора, А.М. Ненадовец, во время поездок по Полесью не раз сталкивался с рассказами людей, которые видели ужей, ходящих на хвостах, отмечалось, что были эти ужи необыкновенной величины и силы. Нередко их убивали и приносили в деревню. Но вот самому А.М. Ненадовцу такого экземпляра увидеть не довелось, а вот слышать про него приходилось неоднократно [17]. Вот, что рассказали, к примеру, в Ганцевичском районе: «Тот уж, который ходит на хвосте, – это их царь-предводитель. Он намного больше и намного сильнее других». А в Пинском районе опрошенный человек рассказал, что его отец увидел на Воздвиженье в лесу клубок змей и среди них – одного громадного, который ходил на хвосте [16].
Может быть, мы ищем просто старого ужа-переростка? В то же время в лаборатории герпетологии Института зоологии НАН Беларуси всех удивлял своими размерами заспиртованный уж, толщина которого была почти с руку взрослого человека, а длинна – полтора метра [16]. И все равно, он не шел ни в какое сравнение с тем, что описывали очевидцы, причем ужей они прекрасно знали, и иной раз говорить о том, что это была больная, или сильно измененная в результате мутации змея не представляется возможным.
Змеиные мотивы
Итак, где же всё-таки по Полесью прополз и оставил следы в истории наш неуловимый змей? Целью экспедиции 2014 года должна была стать не только проверка конкретных мест вольготного разгула змеюки, но также и сбор всевозможных вариантов змеиных сюжетов и форм в традиционной культуре и быту полешуков.
Многие географические названия и микротопонимы Полесья так или иначе связаны со змеями: Гадючье озеро, Гадючье болото или залив Змеиное на реке Беседь. А в окрестностях болота Ужары Октябрьского района, по рассказам местных жителей, водились не просто ужи, а какие-то страшные змеи.
В полесских деревнях мы практически сразу обратили внимание на тот факт, что многие детали селянских домов (наличники, вильчики или даже дверные скобы), а также части орнаментов содержали в себе элементы, связанные со змеей. На большинстве наличников хорошо угадывались две небольшие змеи, повернутые в разные стороны. На протяжении всего нашего маршрута, от деревни к деревне они «эволюционировали»: то вытягивались в длину, то раздавались вширь, а иногда даже разворачивались друг к другу. Но вот о смысловой нагрузке этой символики нам никто не смог дать вразумительного ответа, говорили, что эти элементы были изготовлены «очень давно» и их назначение позабылось.
Из литературных источников известно, что еще на так давно на Полесье бытовало предание, согласно которому ужи, поселяющиеся в хижине крестьянина, приносят ему счастье и удачу [24]. Как пишет А. Богданович, «в южной части Бобруйского уезда и далее к югу, в Полесье, есть много ужей, совершенно ручных, которые едят из одной миски с детьми, посаженными есть на пол, как это часто бывает у крестьян [3]. Здесь такую змею прямо называли домовиком и говорили: «То наш хозяин, приношчик, он таку силу мае, як жыве в доме, шо все прибывае» [18]. Хотя не всегда ужа ассоциировали с чем-то положительным. Например, при ответе на вопрос о том, почему нельзя было в определенные дни оставлять на виду веретено и прялку, многие ответы так или иначе были связаны с упоминанием ужа: «вуж у хату прыде» (Верхний Теребежов, Оздамичи); «вуж спутае все оставленное» (Покрашево, Урбаны) [11].
Этнограф Е. Романов прямо указывает, что языческие верования про животных, в первую очередь аистов и ужей, на Полесье сохранялись еще в начале XX в. Автор считает, что такие отношения человека к этим животным сложились много столетий тому назад. Про это можно судить по тому орнаменту, которым население украшает тут вильчики своих двухскатных крыш: это неизменно или две змеи, повернутые головами в противоположные стороны или две головы аиста в таком же положении [22]. А.И. Локотко упоминает о том, что фигуры змеи на коньке и свесах закрылин дома могли иметь функцию оберега и были весьма почитаемы [14]. В первую очередь они были призваны защитить от удара молнии, так как эта грозная сила с древних времен ассоциировалась со змеями-ужами, которые огненными сполохами летели с неба. Также они оберегали от плохих людей, от болезней, от испуга, от сглаза и всего того плохого, что могло подстерегать обитателей дома [16]. Похожая функция была и у надоконных изображений.
В Речицком Полесье издавна были распространены щеколды в виде головок ужей или баранов [1], найдены здесь и так называемые амулеты-змеевики [9]. Особенно широко был распространен змеиный мотив в Западном Полесье и в средней полосе от Днепра до Беловежской пущи [14]. И сегодня головы ужей встречаются на вильчиках домов в Слуцком, Лунинецким и Пинском районах, чаще всего в болотистой местности [16].
Сами по себе изображения змеи никак не говорят об обитании здесь неизвестного вида, однако они помогают промаркировать территорию Полесья по степени распространённости змеиных мотивов. В местах, где он наиболее ярко выражен, суеверные представления издревле могли подпитывать как раз священные и редко встречающиеся змеи, отождествляющиеся с их царем. Здесь высока вероятность найти упоминания о встречах с этим полумифическим-полуреальным персонажем среди местного населения и таким образом сузить ареал наших поисков. И по тому обилию наличников с изображениями змеи, которые мы увидели, стало понятно – мы на верном пути.
Летающие змеи?
В ходе экспедиции 2014 года нами были зафиксированы интересные рассказы местных жителей как минимум о нескольких различающихся между собой змеях, выбивающихся из традиционного поведения своих товарок или мутировавших до неузнаваемости. В первую очередь это летающие змеи.
Так, от Ходор Галины Васильевны (Светлогорский район) зафиксирован следующий рассказ. Около 4–5 лет назад она собирала ягоды со своими знакомыми возле населенного пункта Паричи. После того как вышли из леса, стали разговаривать о том-о-сем. И одна женщина-ягодница стала утверждать, что мимо нее пролетела змея. Сказала точно, что это была не птица, а именно змея. Вспомнила также, что у них раньше говорили, что гадюки забираются на деревья и там рождают своих детенышей, которых змеи затем подхватывают в воздухе. Но даже в этом случае полет змеи объяснить невозможно, так как это было ни капельки не похоже на падение.
Другую интересную историю нам рассказала Дашковская Александра Никодимовна (1920 г. р.) также из Светлогорского района. После войны она стала свидетелем очень необычного явления, которое больше никогда не повторялось в их краях. В том году у ее подружки были «змовины» (сватовство или помолвка). Шли к дому деверя в сумерках, когда вдруг заметили, что по воздуху летела целая туча «стрелок» (как она выразилась) с длинными хвостами. Они попадали прямо по лицу и падали на землю. Размер их был до 10 см («крупнее самого большого шершня»). А когда шли назад – их уже не было. Неизвестно, что это могли быть за существа и имеют ли они отношение к предмету наших поисков. Единственное рациональное объяснение, которое можно выдвинуть, что в те годы могло произойти незадокументированное нашествие саранчи. Например, в 2002 году такому налету подвергся Кролевецкий район Сумской области. Старожилы говорят, что подобной напасти не бывало на Полесье уже полвека [12]. Хотя это лишь предположение и наверняка это насекомое (в нашей стране обитает один вид – среднерусская перелетная саранча) могли бы отличить от неизвестного животного, тем более у саранчи нет длинного хвоста.
Интересно, что рассказы о перемещающихся по воздуху змеях зафиксированы и в различных регионах России. В 80-х годах прошлого века о них писал некто И. Сергеев в газете «Природа севера» (Сыктывкар). Автор пишет о том, как в конце сороковых годов, являясь сотрудником экспедиции, разведывающей запасы торфа в Ленинградской области, слышал он от местных жителей рассказы о «летучем гаде» – то ли змее, то ли ящерице, живущей в болотах. Будучи потревоженным, существо подпрыгивало, а затем планировало несколько метров. Другая характерная черта странных животных – гребень на голове, похожий формой на петушиный. Современные опросы населения позволили выяснить, что со змеей-летягой встречались еще 30–40 лет назад. Но это были именно змеи, длиной до двух метров, и «полеты» их являются прыжками, но весьма впечатляющими: двое из опрошенных крестьян своими глазами видели, как лежавшие или ползшие змеи, подбросив себя мощным толчком в воздух, преодолевали по 4–5 метров. Видели этих змей также в Новгородской и других областях России [19, 27].
Ареал поисков
В попытках как-то сузить ареал поисков мы также связались с нашим единомышленником, Сергеем Кравчуком, преподавателем Антоновской средней школы Калинковичского района Гомельской области, который дал задание учащимся – расспросить своих бабушек, дедушек, мам и пап о наблюдении в окрестностях необычных пресмыкающихся. Всего в опросе участвовало 25 учеников из деревень Новая Антоновка, Рудня Антоновская, Антоновка и других населенных пунктов Калинковичского района. Выяснилось, что о необычных змеях ни их родители, ни бабушки с дедушками не слышали, все сталкивались лишь с ужами, гадюками, ну и из самого экзотичного – с болотными черепахами. Значит, змея обитает на северо-западе (так как уже в Мозырском районе нам описывали схожий вид) Калинковичей и здесь уже давно не встречается.
Вскоре оказалось, что не мы единственные, кто «охотился» в этих местах за гигантской змеей. Местные лесничие рассказали нам, что в прошлом году в окрестностях Светлогорска милиционеры, коммунальщики, экологи и работники ветслужбы уже искали полутораметрового удава [7]. Правда тот убежал от своей хозяйки, когда та решила его выгулять.
Совершенно внезапно мы наткнулись на след змеиного царя в Октябрьском районе Гомельской области. Как свидетельствуют слова нашего информанта, Русиновича Алексея Владимировича, «не то змею, не то ужа с рожками», длинной около 10 метров видели в урочище Брищи, которое раньше было заболочено, а теперь его осушили и используют для сенокоса. Когда гигант полз, за ним оставалась дорожка примятой травы. Увидев такое страшилище, очевидец бросился наутек. Точно такое же чудовище видели и «за рекой» у д. Паричи, причем этот случай даже попал на страницы одной из краеведческих книг.
В другом населенном пункте, Гамзе, старый знакомый и одногодок А.В. Русиновича сразу после Великой Отечественной войны примерно в 1945–1946 годах возле небольшого ручья, протекающего через деревню, также видел похожее существо с рожками на голове, но меньшего размера. Причем наблюдателей в этот раз было несколько. Увы, сейчас никого из них уже не осталось в живых.
Мы прочесали сенокос в урочище Брищи, где очевидец столкнулся с гигантской змеей, но, увы, никаких доказательств того, что змея все еще использует это место для своих личных целей (например, охоты), не обнаружили. Были проверены и другие урочища, овраги, лесные опушки и даже заброшенный мост, рядом с которыми произошли встречи с таинственным обитателем полесской глуши (в один момент мы оказались между населенными пунктами Глуск и Глуша и только тогда поняли, что действительно забрались в глухое место), но пока также не смогли обнаружить там каких-либо следов неуловимой змеи. Характерно, что каждый раз очевидцы могли указать совершенно конкретное место наблюдения, а не описывали некую абстрактную встречу.
В целом можно отметить, что в деревнях Полесского региона свидетельства о змеином царе или короле практически совпадают. При этом представления о коронованном (или рогатом) поводыре всех окрестных гадов имеют глубокие корни в литовских и болгарских поверьях. Зафиксированные нами рассказы перекликаются с данными, собранными, например, А.В. Гура, который сообщает, что в гомельском Полесье (Лельчицкий район, д. Слобода) известно поверье о главе всех змей, под которым, когда он полз, усыхала трава (записано от А.Л. Топоркова) [28]. Многочисленные белорусские этнографические экспедиции также фиксировали рассказы об этих змеях, но вся собранная информация пока никак не систематизировалась, не анализировалась биологами и продолжает и по сей день пылиться в запасниках библиотек. Сами же фольклористы, чаще всего, не включают ее в свои статьи, так как эти описания идут лишь как довесок к основным изучаемым ими темам.
Только ли «у страха глаза велики» или в самых укромных белорусских уголках все еще обитает или до недавнего времени обитал довольно крупный неизвестный науке вид змеи? Каждый ответит на этот вопрос по-разному, но многочисленные свидетельства очевидцев, собранные нами, позволяют считать, что еще в прошлом веке встречи с этими криптидами были довольно распространены.
Литература
1. Бандарчык В. К. Общественный, семейный быт и духовная культура населения Полесья. М.: Наука и техника, 1987. С. 223.
2. Беларуская народная архiтэктурная разьба: сост. Л.А. Малчанава. Под рэд. Грынблата М.Я. Мн.: Дзяржаўнае выдавецтва БССР, 1958. 90 с.
3. Богданович А.Е. Пережитки древнего миросозерцания у белоруссов / Репринт. изд. Мн.: Изд-во «Беларусь», 1995. 186 с.
4. Бутов И.С. Дракона в Чырвоную книгу // Уфоком. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-3802-drakona-v-chirvonyu-knigu.html. 01.09.2005.
5. Бутов И.С. Криптозоологические реликты Беларуси // Уфоком [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-4993-kriptozoologicheskie-relikti.html. 11.08.2011.
6. Виды змей, обитающих на территории Беларуси // Народная газета [Электронный ресурс]. Код доступа: http://news.21.by/other-news/2010/06/02/66697.html. 02.06.2010.
7. В Светлогорске ищут удава, уползшего из детской песочницы // 5min.by [Электронный ресурс]. Код доступа: http://5min.by/news/v-svetlogorske-ischut-udava-upolzshego-iz-detskoj-pesochnici.html. 26.08.2013.
8. Дом Висконти // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Код доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дом_Висконти. Дата доступа 29.09.14.
9. Дубовская А. Амулеты-змеевики из собраний национального музея истории и культуры Беларуси. Нумизматика 2–3, 2001–2002.
10. Герб Пружанаў // Вікіпэдыя – вольная энцыкляпэдыя [Электронный ресурс]. Код доступа: http://be-x-old.wikipedia.org/wiki/Герб_Пружанаў. Дата доступа 29.09.14.
11. Добижи С.П., Сафронова Е.А. Запреты в области прядения и ткачества в некоторых районах Посесья // Беларуска-руска-польскае супастаўляльнае мовазнаўства, літаратуразнаўства, культуралогія: зборнік навуковых артыкулаў. Віцебск: ВДУ імя П. М. Машэрава, 2013. С. 344–346.
12. Задорожная Л. Полесье атакует саранча // Подробности-ТВ. 08.08.2002.
13. Легенды і паданні / Склад. М.Я. Грынблат і А.І. Гурскі. 2-е выд., дап. і дапрац. Мн.: Беларус. навука, 2005. 552 с.
14. Локотко А.М. Белорусское народное зодчество: Середина XIX–XX в. Мн.: Навука и тэхнiка, 1991. 287 с.
15. Мiфалогiя беларусаў: энцыкл. cлоўнiк / склад I. Kлiмкович, В. Аўтушка; навук. рэд. Т. Валодзiна, С. Санько. Мн.: Беларусь, 2011. 600 с.
16. Ненадавец А.М. Чароўныя змеi / А.М. Ненадавец. Бабруйск, 2007. 190 с.
17. Ненадавец А.М. Святло таямнiчага вогнiшча. Мн.: Беларусь, 1993. С. 51–52.
18. Никитина А.В. Русская демонология. М.: ФЛИНТА, 2013. С. 40.
19. Перепелицын А.А. По загадочным местам России. М.: Вече, 2009. 384 с.
20. Перепелицын А. Удавы в Калужской области? // Весть. Калуга, 2009. 25 июня.
21. Рогалев А.Ф. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий. Гомель, Барк, 2012. 208 с.
22. Романов Е. К археологии Северо-западного края России: По Гродненскому Полесью // Зап. Северо-Западного отд. Имп. Рус. Геогр. О-ва. Вильна. Кн. 2. С. 67.
23. Сахута Я.М. Беларусы. Том 8. Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва. Мн.: Беларус. навука, 2005. 351 с.
24. Сахута Я. М. Народная разьба па дрэву. Мн: Вышэйш. шк/, 1978. 92 с.
25. Сержпутоўскі А.К. Прымхі і забабоны беларусаў-палешукоў. Мн., 1930.; Мн., 1998. С. 255. № 2217. Зап. у в. Бучча Слуцкага п. ад Грышкі Бондара.
26. Традыцыйная мастацкая культура беларусаў. Т. 4. Брэсцкае Палессе. Кн. 2 / А.М. Боганева [i iнш.]. Пад рэд. Т.Б. Варфаламеевай. Мн.: Вышэйш. шк., 2009. С. 492–493.
27. Летающие змеи // Галерея всемирного искусства литературы, истории, живописи и архитектуры [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.nitpa.org/letayushhie-zmei/. Дата доступа 29.09.14.
28. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с.