Дубки: урочище тайн и открытий…
Можно сейчас только догадываться о том, насколько величественны были в минувшие столетия пойменные дубравы вдоль берегов Днепра и его притоков. В окрестностях Орши напоминают о них сегодня лишь единичные сохранившиеся дубы-богатыри 30-ти метровой высоты и более чем 300-летнего возраста в урочище Дубки.
В начале рассказа о Дубках следует отметить, что этот современный топоним обозначает довольно обширную территорию левобережья Днепра (около 4 кв. км), ограниченную ручьём Ореховцем и огромным разветвлённым оврагом у западной окраины д. Лариновка, где сохранились давшие название урочищу последние вековые дубы.
Здесь же об их былом изобилии до недавнего времени свидетельствовало множество огромных истлевших дубовых пней, диаметр некоторых из них достигал 1,5 м. Нетрудно приблизительно установить, что история этой бывшей дубравы насчитывает не менее 400–500 лет. У деревни Быстриевка Дубровенского района известен старый дуб, возраст которого составляет около 600 лет.
Величию здешней природы способствовали и соседствующие с дубами огромные липы. Возраст последней стоявшей в Дубках липы-старожила составлял не менее 300 лет, она сохранилась на фотографиях, сделанных автором в начале 1970-х годов. Их ровесниц целая аллея была до начала 1990-х и на территории Кутеинского Богоявленского монастыря (до настоящего времени сохранились только несколько лип). В высоту эти деревья достигали 30 м, около 1,5 м составлял диаметр их стволов.
Вдоль речных долин дубы и целые дубовые леса располагались на возвышенных местах. Вокруг них разрастались кустарники, тянулись мелколесья. Со стороны реки к ним примыкали пойменные луга, иногда обширные заболоченные низины. Всё это было благодатной обителью для невероятного разнообразия птиц, животных. Днепр изобиловал рыбой и отличался исключительной чистотой водой (по дошедшим до нашего времени свидетельствам жителей Орши, в городе в минувшие века было немного колодцев, – население прилегающих к Днепру улиц пользовалось водой из реки).
Среди этих дубрав возникали в древности по берегам Днепра поселения кривичей, с их своеобразной культурой и судьбой. Складывались топонимы поселений, урочищ, отдельных природных объектов…
К дубам-великанам у людей всегда было уважительное отношение за их мощь и величие, стойкость перед временем и стихиями. В средневековье все дубравы и даже отдельно стоящие дубы являлись великокняжеской собственностью. Древесина дубов, по современным понятиям являлась стратегическим материалом, – использовалась исключительно для постройки и обновления городских оборонительных сооружений (из исторических описаний известно, что второй ярус Оршанского замка был деревянным и, вероятно, из дуба). Отступление от этого правила, и уж, тем более, самовольная порубка дубов долгое время являлись тяжкими преступлениями и жестоко наказывались.
Приднепровские дубравы влекли к себе обилием природных даров: грибов, ягод, орехов. В дуплах старых деревьев устраивали свои ульи дикие пчёлы.
Урочище Дубки издавна являлось и любимым местом отдыха оршанцев. По воспоминаниям старожилов с начала 20 в. (а, возможно, и раньше) здесь традиционно проводились маёвки, празднования Купалья с присущими ему обрядами: танцами у костра, купанием, поисками волшебной «папараць-кветкi». Оршанцы приходили сюда пешком, перейдя мост через Днепр, многие жители северо-восточных окраин города переправлялись сюда на лодках. С лодок девушки пускали по реке венки и пели:
На Ивана Купала я всю ночь не спала,
Венки плела и по Днепру пускала…
О массовых купальских гуляниях упоминает в своём творчестве и долгое время живший на Оршанщине польский поэт-романтик Томаш Зан:
...А гэта вясёлае свята Купала.
Палае агонь ля ракi.
Дзяўчаты пры iм, дзецюкi.
Спяваюць i скачуць. Тут жартаў нямала.
Праз полымя скокнуўшы, з любым запалам
Даруюць падпал смельчакi.
А з боку матулi сядзяць –
На пары каханкаў глядзяць…
(«Табакерка», 1818 г.)
Как великолепный уголок белорусской природы, Дубки издавна были интересным экскурсионным объектом, – сюда часто организовывались многочисленные походы взрослых и детей. Именно во время одной из таких экскурсий школьниками были найдены пещеры монахов-отшельников. Отдыхающих щедро поили своей живительной водой родники в урочище Купа и по дороге к Дубкам – у подножья Балканской горы.
Здешние дубы-великаны были и свидетелями выпавших на долю Оршанщины военных лихолетий. Рядом с Дубками по старому «Дубровенскому шляху» в 1812 г. проходили походным маршем, а затем позорно бежали французские войска. В твёрдой древесине этих дубов часто находили пули и осколки времён последней войны. Не всегда была ласкова с ними и сама матушка-природа: как вспоминают очевидцы, почему-то чаще, чем где-либо в высокие дубы здесь ударяли молнии. Один из немногих последних дубов урочища Дубки, – тот, что стоял ближе к Днепру, имел иссохшую, обожжённую грозой верхушку. А в конце лета 2000 г. сильный шквал переломил это могучее дерево посередине. Как ни странно, эта часть поверженного дуба не содержала ни пустот, ни следов гниения, – жёлтая, прочная древесина на месте слома лишний раз свидетельствовала о невероятной силе шквала (на Оршанщине он памятен разрушениями, повреждениями линий электропередачи, повалено много деревьев в садах, почти полностью уничтожена северо-восточная часть Парка Героев в Орше).
Дух военной романтики на протяжении 50-х – начала 70-х годов сделал левобережье Днепра от Балканской горы до урочища Дубки своеобразным «плацдармом» для нескончаемых подростковых игр «в войну». По воспоминаниям автора, несколько поколений оршанских мальчишек сменилось за это время. Для здешних баталий их участники в невероятном количестве изготовляли всевозможное деревянное «вооружение». Престижным считалось владение любой настоящей воинской амуницией: солдатским ремнём, пилоткой, фуражкой. Самым же верхом ребячьего счастья было посмотреть, - «ну хоть один разок», в полевой бинокль, попить из солдатской фляги. На возвышенностях левобережья Днепра строились землянки (углубления от них кое-где сохранились и доныне наряду с углублениями от подлинных землянок военного времени), шалаши. В качестве сценариев для игр использовались сюжеты любимых всеми тогдашних кинофильмов о войне.
Следует отметить, что военно-спортивные игры были популярны в то время по всей стране…
В 60-х годах в Дубки пришли геологи, буровики. Буровые установки во многих местах оставили видимый до настоящего времени след в виде торчащих из земли труб. Глубина разведочных скважин составляла многие десятки метров.
Прошедшие годы значительно изменили облик урочища. Лишь большие дубовые полуистлевшие пни, кое-где торчащие на склонах берега Днепра и здешних оврагов, да название напоминают о былом великолепии Дубков. Еще в 1960-80-х годах дубовыми пнями (со срезами 1 - 1,5 м в диаметре) была буквально усеяна вся территория урочища. На основании собственных воспоминаний, автор может засвидетельствовать, что таких остатков дубравы в то время совершенно не наблюдалось ниже устья Ореховца, - это позволяет сделать заключение о прохождении по ручью последней границы древней дубравы. Вверх же по Днепру её следы тянулись на многие километры. Вероятно, постепенная гибель дубравы началась еще в средневековье, когда могучие дубы использовались для строительства укреплений Оршанского замка, - по Днепру было очень удобно сплавлять их отсюда до устья Оршицы. Тогдашняя традиция строго предписывала использовать дубы только для городских укреплений, - отступление же от этого правила в последующие века ускорило истребление дубравы. Уже к началу 20 в. в Дубках остались лишь одиночные вековые дубы-великаны. До 70-х г. 20 в. росли здесь и огромные старые липы. К концу 20 в. лишь три дуба трехсотлетнего возраста украшали днепровский пейзаж, - а в 2000 г. неожиданно налетевший ураган сократил их число до двух...
Кстати, этап завершения истории существования здешней величественной дубравы при тщательном исследовании вполне мог бы стать темой отдельного увлекательнейшего повествования, однако сведений о событиях, связанных с нею и оказавших влияние на её судьбу, к сожалению, нет.
Ставший безлесным здешний днепровский берег открыл за последние годы немало тайн минувших веков. На пологом мысовом выступе левобережья в 1988 г. в урочище Купа была выявлена первобытная стоянка, оказавшаяся исключительно богатой интересными находками. Среди них многочисленные нуклеусы (заготовки для каменных изделий), проколки, наконечники стрел, скребки, топор, изготовленные из высококачественного мелового кремня чёрного и серого цветов. Изобилие находок мелких кремнёвых отщепов – отходов свидетельствует о том, что изготовлялись все эти орудия труда здесь же, на месте стоянки. Дополнением стали находки фрагментов лепной посуды. Датируется этот памятник каменного века на Оршанщине концом неолитической эпохи.
Примечательной особенностью мысового выступа, где найдена первобытная стоянка, является наличие большого числа крупных валунов у его подножья и на склоне берега реки. Пожалуй, невозможно не склониться к мысли, что камни собраны здесь в одно место осознанными усилиями человека, ибо на обширном прилегающем отрезке левобережья Днепра такие, будто подобранные по величине, валуны больше нигде не встречаются в таком количестве. Подтверждает эту мысль и порядок расположения камней.
С северной стороны мысового выступа, рядом с родником, расположен наибольший из валунов (гнейс, продолговатая тёмно-серая глыба размером около 2 м). В верхней части камня привлекает внимание широкая выемка, почти всегда заполненная водой (согласно поверьям, - целебной). Как известно, подобными особенностями обладали так называемые камни-жертвенники на древних капищах – местах молений и жертвоприношений, своеобразных общественных центрах родовых и племенных объединений, где решались и все особенно важные жизненные вопросы. На равных расстояниях от камня-жертвенника симметрично расположено ещё два валуна (размером до 1 м). Такие же камни уложены и у самого родника, а также рядом в русле Днепра. Камень с выемкой, заполненной водой (возможно, бравшейся из здешнего родника), мог использоваться и для каких-то культовых омовений. Находки таких древних каменных рукомойников уже известны на территории Беларуси.
О культовом предназначении свидетельствуют и особенности расположения большой группы валунов с южной стороны мысового выступа. Доминирующим в этой композиции является наибольший валун (красновато-серый гранит, диаметром около 2 м), вокруг которого размещено около полутора десятка камней размером от 0,6 до 0,9 м образующих окружность, её диаметр около 5 м. Концентрично ей расположена вторая окружность, сложенная из валунов размером около 1 м, - её диаметр около 10 м.
Интересен камень с южной стороны внешней окружности капища. Это продолговатая серая глыба - гнейс размером около 1 м. На его поверхности (примерно по направлению север-юг) имеется углубление, напоминающее пропил. К нему примыкает (как бы являясь продолжением) другое такое же углубление. Явно заметно несовпадение их направлений и «захлёст» на месте стыка. Такой след мог получиться, если бы камень пытались перепилить (например, с помощью шнура, используя подсыпаемый под него песок в качестве абразива), а затем так «пилили» бы его с другой стороны, повернув на бок. Похожий след «пиления» (он ориентирован по направлению примерно восток-запад) хорошо просматривается и на камне с западной стороны внешней окружности. Этот камень виден на переднем плане снимка капища...
Если эти метки на камнях как-то связывались древними строителями капища с направлениями сторон света, то, вполне возможно, что подобные отметины следует искать и на камнях внешней окружности ещё с севера и востока...
Примечательна и слоистая кремнёвая конкреция (диаметр около 0,5 м), входящая в состав внутренней валунной окружности капища (в её северо-западном секторе). Пожалуй, это одна из самых крупных окаменелостей Оршанщины.
Возможно, эта группа камней представляла собой своеобразный «зал заседаний», - на них когда-то рассаживались во время своих «собраний» вожди местных племен, совещались об их взаимоотношениях и планах совместных действий на охоте, воздавали почести и приносили жертвы своим кумирам. Вероятность таких «форумов» подтверждают уже открытые к настоящему времени соседствующие поселения эпохи мезолита и неолита у детинца Орши, у деревень Приднепровье, Берестенево, Гатьковщина, Чижовка, расположенные по Днепру соответственно в 2,5 км, 3 км, 10 км, 12 км, 14 км от урочища Купа.
Примечательно, что в построении капища в урочище Купа прослеживается и некоторая аналогия с библейскими жертвенниками. Они упоминаются в книге «Исход», 20, 24: «Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных. Ибо как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их. И не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя». О жертвеннике из камней повествует и «3-я книга Царств», 18, 31: «И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова... и построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров...».
Безусловно, камни таких размеров вполне могли быть доставлены сюда и уложены усилиями нескольких человек. Кстати, примерно такие же по величине камни собраны и уложены в юго-западном склоне Петровского Вала в Копыси. Об искусственном происхождении композиций из камней рядом с неолитической стоянкой свидетельствует и то, что все они одинаково заглублены в грунт. Несколько нарушенное геометрическое совершенство и концентричность окружностей из валунов объясняются, вероятно, давностью их существования на довольно крутом склоне берега Днепра, к тому же под тонким слоем почвы здесь залегают большие массы светлого мельчайшего песка-плывуна. При больших половодьях камни и даже территория стоянки неоднократно затапливались водой реки.
Близкое расположение языческого капища в урочище Купа к кромке воды Днепра в настоящее время, вероятно, объясняется тем, что река в этом месте делает поворот вправо. В прошедшие несколько тысячелетий из-за постепенного размывания при этом левого берега русло Днепра сместилось в сторону существовавшей здесь неолитической стоянки и капища, которые, вполне возможно, на момент их создания размещались на относительно ровной площадке поймы древней реки. На факт такого смещения русла Днепра указывает и значительная крутизна в этом месте левого берега, по сравнению с правым - пологим.
Подтверждает факт смещения русла и наличие на всём здешнем протяжении поворота Днепра хорошо заметной на снимке бровки – крутого обрыва. Линия этой береговой бровки проходит точно на уровне размещения капища, - в процессе своего образования она и изменила «правильность» валунной окружности и её концентричность относительно центрального валуна…
В пользу возможности существования отмеченного языческого капища служит и само сочетание целого ряда факторов: наличие рядом крупного водного пути – Днепра, следы древней стоянки (обследовалась археологами в 1988 г.), наличие рядом родника, две явно искусственные композиции из валунов, существовавшая здесь огромная древняя дубрава и наличие большого курганного могильника в 0,2-0,3 км выше по течению реки.
Примечательно, что над капищем на фотоснимках видна растущая дикая груша, - дерево, с которым издавна у белорусского народа связано множество преданий и легенд. Во все времена почиталось оно населением, - дикие груши росли возле каждого населённого пункта, оставлялись нетронутыми они и при высечке лесов (на месте бывших лесов устраивались поселения, и в их окрестностях оказывались оставшиеся нетронутыми лесные груши).
Возможно, что упомянутая дикая груша случайно выросла над центральным валуном капища в Купе. Дерево это не очень старое, но хочется верить, что имело оно здесь многие поколения своих предков, видевших события здешней истории…
Внимательный просмотр панорамы Днепра, снятой с верхней точки урочища Купа, выявил чередование крупных валунов вдоль кромки воды на правом берегу напротив стоянки и капища. От бывшего детдома до капища на панораме видны 7 валунов, расположенных в одну линию вдоль кромки воды примерно на одинаковом расстоянии друг от друга (40-50 м). При осмотре камней (29.9.2007 г.) на одном из них в верхней части выявлено углубление, заполняемое водой как у валунов-жертвенников.
На капище, - редчайшем памятнике архаичной культуры, - представляется своеобразная концентрация стихий, - и одним из важнейших составляющих компонентов здесь является человек. Вероятно, этим объясняется и, почти физически ощущаемая, насыщенность этого места некой духовной энергией. Капище - это и святыня, и уникальный памятник прошлого, и редкий туристический объект...
В настоящее время даже внешне это место выделяется среди окружающего пейзажа. Издалека привлекает внимание округлый склон мысового выступа, который почему-то не зарастает кустарником и покрыт густой шелковистой травой. Великолепный вид открывается с его высоты на Днепр и окраину Орши. Большинству оршанцев это место известно по упомянутому здесь роднику с холодной чистой водой, вытекающей откуда-то из склона берега. Криница – так чаще всего называют это урочище, но изредка можно услышать от старожилов и другое его название – Купа или Купавина. Нельзя не отметить, что корень в двух последних названиях такой же, как и в слове «Купалье», обозначающем древнейший языческий праздник плодородия, любви, единения природы и человека, перекликается название урочища и со словом «купель».
В 1990-х г. оршанцы установили традицию ежегодного проведения здесь праздника в купальскую ночь…
Днепра-Славутича красоты,
Обитель предков, даль веков,
Дней суматошных хороводы
И жалкий лепет «мудрецов»…
Смешалось всё на этом месте…
…А каменный кумир молчит,
Хранит языческие тайны,
И действа пращуров таит…
Такую выдержку и волю
Иметь – завидная судьба.
Над ним как птицы летят годы,
Листом осенним шелестят века…
Вся наша жизнь как вспышка света,
Пред ним как краткий будний день.
Провёл он сотни поколений
Под вечности глухую сень…
…Прими ж, кумир, и мой миг краткий,
Здесь промелькнувший невзначай…
Алесь Рошский
После выявления и осмысления значимости архаичных памятников в урочище Купа, к этим местам оршанцы стали проявлять особенно большой интерес. Благо, что с самого момента открытия весной 1994 г. информацией о Купинской старине располагал Музей истории и культуры г. Орши, быстро распространилась она в среде историков, краеведов, любителей старины. Появилось тогда и множество желающих посетить Купу, немало людей пытались сделать это самостоятельно, но большинству (по их рассказам) не удалось найти здешнюю языческую старину даже имея на руках упомянутые описания. Мешала растительность, которая в летнюю пору настолько скрывала памятник, что отыскать и показать его мог только хорошо осведомлённый проводник-экскурсовод…
По просьбам музейных работников, педагогов учебных заведений пришлось и мне лично провести несколько экскурсий в Купу. Кстати, чтобы попасть туда по левобережью Днепра, неизбежно приходится пройти и у других интересных объектов природы и старины, - Балканской горы с её уникальными выносами больших масс песка, Красного рва с легендарными глыбами конгломератов, таинственных монастырских землевладений на склонах ручья Ореховца в Дубках (что делало поход ещё более увлекательным), а после осмотра Купы у экскурсантов (в данном случае – пеших) всегда ещё оставались силы и желание для осмотра, расположенных выше по левому берегу Днепра, курганов большого могильника (11-12 вв.), последних вековых дубов древней дубравы, «Руклінскіх котлішчаў» и легендарного урочища Чертица с камнем-лиходеем. Показ уникальных памятников, увлекательный рассказ с включением преданий об этих местах всегда окупали чувство усталости от ходьбы по склонам и оврагам, некоторые экскурсанты, не сожалея о времени, были в этих походах по нескольку раз. Великое благо таких походов, - непосредственная близость города, представляемые объекты компактно и кучно размещены, не требуется транспорт, организация питания и ночлега, - даже весьма неспешные пешие экскурсии сюда занимали всего лишь несколько часов…
Видя неизменно восторженные лица уставших, но благодарных экскурсантов, всегда приятно было проведение таких походов и мне самому, надолго оставляли они приятные воспоминания, открывали новых друзей и единомышленников.
Конечно же, интересовала и вызывала у любителей старины массу вопросов история и обстоятельства открытия камней Купы.
Пришлось углубиться в самые давние воспоминания о них…
Впервые внимание на здешние камни было обращено мною ещё в детстве, - в 1960-х годах. Излюбленным времяпровождением Заднепровской ребятни в летние каникулы были тогда стихийные вылазки в Дубки. Манило сюда многое: свобода от присмотра и наставлений взрослых, чудная природа и загадочность изрезанных оврагами таинственных берегов Днепра. Можно было вдоволь полакомиться земляникой, орехами, а ещё примыкал к Дубкам большой фруктовый сад, - именно он наиболее привлекал сюда ватаги мальчишек. Походы неизменно сопровождались купаниями в Днепре. Выбирались для этого свободные от водорослей прибрежные участки реки, - один из них и находился у Купинского родника, был здесь ещё и удобный для отдыха большой песчаный прибрежный откос с множеством больших камней, - как-то странно теснились они и на берегу, и в реке у берега, и в её глубине. Это, пожалуй, и были первые встречи с камнями, открывшими свою сущность лишь через три десятилетия…
...Есть камень у Днепра едва приметный,
Травой заросшая, к нему ведёт тропа,
В сей храм духовный, на маяк заветный
Лишь редкий путник забредёт сюда...
Алесь Рошский
Во второй половине 1980-х годов, уже целенаправленно занимаясь фотографией и краеведением, сбором материалов и иллюстраций об оршанской старине, раз за разом возникала какая-то необъяснимая убеждённость в связи Купинских камней с прошлым края. Но долго никак не прослеживалась тогда суть этой связи, - так и пришлось мне в 1992 г. издать «Аршанскую даўніну» с весьма поверхностным и неопределённым упоминанием о здешних камнях.
От самого рождения до середины 1994 г. жил я в Орше (на её северо-восточной окраине, - Заднепровье), и потому довольно часто бывал в Дубках и Купе. Весной 1994 г. случилось обширное выгорание прошлогодней травы на большом протяжении левобережья Днепра. Буквально до голой земли выгорело тогда и урочище Купа. При этом нежданно открылось всё обилие здешних валунов, - наблюдая и исследуя его, невозможно было не задуматься снова об их роли и происхождении. Представившиеся взору все сразу, явили они и очевидную закономерность в своём расположении. Особенно заметна была их выстроенность в окружность вокруг огромного валуна. Камни были частично заглублены в землю, некоторые едва видны, - оттого окружность местами прерывалась, но невидимые, слагающие её валуны, словно «просвечивали» из-под корки земли (обнаружить их, - подтвердить догадку об их наличии, было весьма легко заострённым колышком). Вот тогда-то осенила меня мысль, что камни эти непростые, и намеренно уложены в строгой системе, и смысл в них заключён глубокий, и место это уникальнейшее! Языческое капище в комплексе с культовым родником, камнем-жертвенником и неолитической стоянкой!
Пришлось срочно (пока камни не укрыла новая растительность) несколько дней изучать, - фотографировать, составлять план размещения, писать сообщение о новооткрытом памятнике старины в Музей истории и культуры г. Орши (материал представлен туда 1 июня 1994 г.). В это время в Оршанской типографии уже готовилась к печати моя книга «Падарожжа па Дняпры», - срочно было решено дополнить её и повествованием о последней находке. И в самый завершающий момент подготовки издания сделать вставку удалось, - книга со снимком и первым описанием Купы вышла летом 1994 г. Ещё более полно было рассказано об урочище Купа в вышедшей в 1997 г. моей книге «Аршаншчына: Спадчына мінулага», а затем - «Оршанщина: памятники природы и старины (Топография и реестр объектов по состоянию на 2000 г.)».
В октябре 2005 г. экскурсию на старину урочища Купа попросили меня провести белорусские исследователи из Уфокома. Оказались они людьми весьма осведомлёнными, любознательными, с неуёмной молодой энергией, желанием и умением думать, искать и познавать, с обилием смелых идей…
Купинская таинственная архаика оказалась для них вожделенной находкой и надолго открывала широкий простор для деятельности, - изначально поисковики определили композицию из валунов как древнюю астрономическую обсерваторию (вполне понятно патриотическое желание исследователей, - непременно иметь и свой белорусский Стоунхендж!). После нескольких последовавших за этим публикаций, начался бум общественного интереса, дискуссий и изучения. Последовала серия тщательно продуманных и хорошо организованных Белорусским уфологическим комитетом совместно с Институтом Истории НАН Беларуси исследовательских экспедиций на Купу.
Больших усилий потребовала расчистка территории памятника. Невероятной густоты дурнотравье и разросшийся кустарник в последние годы сильно затруднили даже подход к здешней старине, - оттого-то и не могли выявить его многие туристы-одиночки.
При расчистке найдены и «новые» камни, - именно те, наличие которых изначально предполагалось в разрывах валунных окружностей. По данным исследователей, к раннему варианту карты было добавлено указание о размещении около десятка ранее не отмеченных валунов, - на окончательном варианте карты их общее количество составило около сорока. После выявления новых камней ещё чётче обозначились концентрические образования из них вокруг большого центрального валуна. По утверждению исследователей: «на центральном валуне обнаружены четко просматривающиеся сколы, напоминающие солярный символ»…
Исследователями была проведена нивелировка валунной композиции, - определено высотное расположение камней друг относительно друга. Сделать это затрудняла большая крутизна несущего склона. Кроме того, несомненно, здешний береговой рельеф мог за прошедшие века значительно измениться (о чём убедительно указывалось выше) и иметь мало общего с нынешним…
В процессе изучений и расчистки территории стало очевидным, что неким подобием окружности из крупных валунов охвачено и место расположения камня-жертвенника. Несомненно, усилиями здешних поселенцев уложены и валуны у родника...
Ещё остался широкий простор для деятельности будущих исследователей Купы, - ведь пока никто не занимался изучением здешних валунов, лежащих у самой кромки вод Днепра и в его глубине. Большим, вполне возможным, желанным и заманчивым открытием может стать здесь находка каменного идола, сброшенного в реку во времена принятия и распространения христианства…
Вероятно, у всех, побывавших у капища людей, возникало желание или мысль о раскопках на его территории. И действительно, их результаты, возможные находки могли бы многое прояснить и поведать о прошлом этого места. Впервые официальные раскопки на Купе были проведены в 2007 г. под руководством известного белорусского археолога Эдварда Михайловича Зайковского, занимающегося изучением в Беларуси памятников каменного и бронзового веков, языческих верований и искусства.
Первый разведочный шурф размером 1х1 м решили заложить у основания центрального валуна, с его западной стороны. Верхний слой раскопа составила плодородная почва, как и на большей части окружающей территории, её толщина у камня оказалась равной 20-25 см. Под ней на глубину около полуметра располагалась желтая супесь, интенсивно насыщенная гравием и галечником, - типичные русловые отложения Днепра. Глубже начиналось мощное наслоение светлого желтого песка без включений.
Раскопки не выявили у центрального валуна капища наличия культурного слоя. С целью отыскания его были заложены ещё два дополнительных шурфа в других местах капища, но и там культурный слой не был найден. По мнению Эдварда Михайловича: «Отсутствие культурного слоя может свидетельствовать как о том, что он отсутствовал изначально, так и о том, что он мог быть смыт, так как камни Купы располагаются на склоне Днепра, который неоднократно затоплялся водой. Поэтому однозначно утверждать, для чего предназначались камни, мы все еще не можем. Нужно рассматривать все гипотезы».
Ограниченные сравнительно коротким временем, обрядовые церемонии, для которых предназначалось капище, не оставили на его месте культурного слоя, - интенсивная жизнедеятельность поселенцев происходила на территории неолитической стоянки, расположенной рядом.
Таким образом, результатами всех проведённых до настоящего времени обследований Купы, стало подтверждение авторских предположений о наличии здесь языческого капища и культового родника с камнем-жертвенником, уточнение составленного в 1994 г. плана размещения и количества камней, их расчистка, снятие точных географических координат памятника, шурфовка его отдельных участков, установка информирующих памятных знаков. Сделано немало, хотя Купа так пока и осталась одним из самых загадочных уголков Оршанской земли...
Смотрите также:
Купа – неизвестный астрономический комплекс БеларусиАрхеологические раскопки в Купе
Астрономические измерения в Купе
Исследования в урочище Купа
Купа: за и против
Неизвестный Стоунхендж