Обновления икон на Полесье в 30-40 годы XX века
От Уфокома: Мы уже рассматривали узколокализованные случаи обновления икон на территории бывшего СССР, но картина все еще не полна и факты продолжают поступать, в том числе и из архивных источников. В данном докладе, прочитанном на VIII Международных Рождественских чтениях 28 января 2000 года (Москва) Василием Костюком дается информация о волне обновления икон, произошедшей в Западной Беларуси1 в 1924-1939 гг. Интересна узко локализованная территориальная обусловленность произошедшего явления. Факты обновления икон, которые исследовал Уфоком в последнее время, говорят о том, что явление вновь имеет место в тех же населенных пунктах, причем о «первой волне» люди память не сохранили. Публикуется с небольшими сокращениями с сохранением стилистики автора.
«Мы являемся ныне свидетелями преизобилования Божественной благодати, которая – как бы в противодействие ненависти и ослеплению врагов Божиих – обнаруживается в обновлении святых икон и иных знамениях Божественной милости. Для большего вразумления людей святые иконы стали обновляться и не в храмах, а в частных домах верующих мирян, в городах и в глухих деревнях, особенно же там, где с особой силой царствуют неверие или зловерие», – писалось в тридцатые годы в одном из пинских миссионерских листков [1].
Одно из дошедших до нас свидетельств – донесение епископа Александра митрополиту Дионисию от 10 апреля 1924 года. Полесский архипастырь сообщил о чудесном обновлении Иверской иконы Богоматери в доме Павла Бунато, благочестивого войта села Городняны Пружанского повета [2]. Журнал «Воскресное чтение» от 24 мая 1925 года поместил фотографию чудесно обновившейся иконы.
В 1926 году чудесно исцелился двенадцатилетний Симеон, сын Ивана Карасюка, жителя села Токары Брестского повета. Мальчик проявлял признаки умопомешательства. 2 июля его принесли на Литургию в храм. Симеон кричал и мяукал. При чтении заклинательных молитв его с трудом удерживали четверо мужчин, мать и сестра. На следующий день больной заснул. Проснувшись в воскресенье, он заявил о желании быть у исповеди, сам пошел в церковь и отстоял богослужение. О чудесном исцелении настоятель Токарского прихода священник Иоанн Антипорович сообщил в редакцию «Воскресного чтения» [3].
В середине января 1927 года произошло чудесное явление в деревне Пиняны Хоревского прихода Пружанского повета. Житель деревни Феодор Кузьмич Кобринец, шестидесяти двух лет, православный, засвидетельствовал: «В день Нового года по старому стилю, при восходе солнца, по окончании моей утренней молитвы, зашел ко мне сельский солтыс (староста – В. К.) Демьян Гришкевич. После его ухода жена говорит мне: «Видишь, что у нас в окне?» Я посмотрел. Вижу на стекле наружного окна с внутренней стороны справа, за зимней рамой совершенно отчетливое изображение шестиконечного креста с округленными концами, длиной до полутора вершков, темноватого цвета, на совершенно чистом стекле в верхней половине; нижняя половина была внизу немного обледенелая. Говорю жене: «Почему ты не показала нам, когда был у нас дома Демьян? Надо кому-нибудь это показать. Позову Александра Криштофовича (соседа)».
Только это я успел сказать, как входит Криштофович. Я ему указал на окно. Он взглянул и изумился: «О, Господи! Что же это? Давно ли это так?» Затем я позвал бывшего на улице Михаила Степанчука и ему показал чудесное изображение.
Заметив, что баптисты из нашей деревни идут на свое собрание в село Хорево, я и их пригласил в дом. Они были весьма удивлены. Один из баптистов, Яков Рудич, сказал, что произошло «Божие дело».
Вскоре о явлении креста узнала вся деревня. Почти все жители перебывали в моем доме и видели крест. Видели его и крестьяне из других деревень, возвращавшиеся из церкви. К полудню стекло стало замерзать, за исключением креста. Вечером стало постепенно обмерзать и изображение креста. Оно оставалось заметным до 10 часов утра следующего дня. Все показание мое, в случае надобности, готов подтвердить под присягой, в чем и расписываюсь. Феодор Кобринец».
Крестьяне деревни Пиняны – Илья, Гордей, Софония и Алексий Ильяшевичи, Симеон и Александр Криштофовичи, Симеон Бузько, Михаил Степанчук, Киприан Онуфремчик и другие – единодушно подтвердили показания Кобринца, добавив, что «крест был заметен не только внутри дома, но и с улицы, на расстоянии до трех сажен». Форма креста замечательно правильная и красивая. Акт с подписями очевидцев составил священник Хоревской церкви Петр Огицкий. Он и доложил о происшедшем епископу [4]. Согласно ходатайству Феодора Кобринца, который ранее был склонен к переходу в сектантство, епископ Александр благословил поставить в его усадьбе напротив окна крест с соответствующей надписью2.
В 1930 году на Рождество Христово обновились иконы Божьей Матери в селе Доменичи Хмелевского прихода Брестского повета у крестьянина Димитрия Яцевича. В том же селе обновились еще три иконы.
В том же году чудесно обновилась икона Богоматери в имении Лепасы Кобринского повета. Икона висела в углу гостиной много лет и очень потемнела. Накануне праздника Благовещения владелица имения госпожа Гросмани заметила, что икона сияет необыкновенным светом. Особенно сияли казавшиеся живыми лики Богомладенца и его матери. В сумерках следующего дня было замечено, что над иконой то появлялось, то исчезало сияние в виде короны, звезд и кругов. Происшедшее очевидцы подтвердили под присягой. Обновившуюся икону перенесли в кобринскую Свято-Петропавловскую церковь.
Тогда же в деревне Теляки Озятского прихода Кобринского повета, в доме крестьянки Феклы Блохи обновились иконы Воздвижения и Божией Матери.
Не менее семи случаев обновлений икон произошло в 1931 году. У жителя деревни Плянты Радостского прихода Брестского повета Тимофея Белевца 26 января обновилась икона великомученицы Варвары.
В деревне Ратайчицы Тростяницкого прихода Брестского повета, в доме Анастасии Печко 9 мая обновилась икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. В местечке Дивин Пятницкого прихода Кобринского повета, у Галактиона Давидюка 19 мая обновилась икона Божией Матери Казанской. У супругов Захарии и Екатерины Черняк из деревни Бояры Речицкого прихода Пружанского повета 26 июня обновилась икона Божией Матери. В июне обновилась икона святителя Николая на придорожном кресте около деревни Пугачево Брестского повета.
У крестьянки деревни Бляжки Вежнянского прихода Пружанского повета Вассы Мельничук обновилась икона Богоматери «Знамение». В доме жителя деревни Слонимцы Пружанского повета Павла Суботы 9 декабря обновилась икона Божией Матери Владимирской.
15 мая 1932 года обновилась икона Рождества Богородицы в доме бывшего народного учителя Василия Марцуты, проживавшего в селе Качановичи Пинского повета. 14 июня, при огромном стечении верующих, икону перенесли в местный храм. В день перенесения иконы одна крестьянка села Качановичи хулила торжество и ругала людей, проходивших мимо ее двора. Ночью крестьянке явилась Богоматерь и укорила ее за нечестивое поведение. Женщина проснулась в душевном смятении. Она дождалась утра, отправилась в храм на поклонение святой иконе и, сердечно раскаявшись, почувствовала благодатное успокоение.
Один молодой крестьянин, ранее надругавшийся над крестом, был парализован. Родители, услышав о Качановичской иконе, отправились вместе с ним на поклонение святыне. Горячие молитвы юноши и родителей снискали милосердие Божие; юноша исцелился, укрепился духом и раскаялся в своем неверии [5].
2 мая 1932 года обновилась икона Спасителя в Кобрине, в доме Павла Сергуты. В этом же году чудесно обновилась икона святителя Николая в Пинске. Почитаемый на Полесье Чудотворец явил великое чудо в доме бедной вдовы, жительницы города Любови Алферчик, получившей икону от родителей. После смерти Стефана Алферчика благословенная икона святителя Николая осталась у его дочери Любови, которая повесила ее в красном углу в доме.
Икона была написана на дереве масляными красками. Краски потускнели от времени настолько, что черты лика святителя едва различались. Металлическая риза приобрела темно-серый цвет. Сама икона находилась в киоте, наглухо забитом гвоздями. Внутри киота икону опутывала паутина. 28 октября 1932 года Любовь Алферчик заметила, что икона стала яснее и излучает необыкновенный свет. Об этом она сейчас же оповестила соседей. С каждым своим приходом они замечали перемену в иконе. Она сделалась настолько светлой, что производила впечатление совершенно новой, только что вышедшей из-под кисти иконописца. Риза на иконе стала блестящей, как бы высеребренной, митра и сияние вокруг главы сверкали, словно вызолоченные. Знамения Господни.
Лица, производившие расследование, отметили: «Лик святителя Николая, очень хорошо нарисованный, производит на внимательного и сосредоточенного зрителя не только, так сказать, внешнее, эффектное от свежести красок, впечатление, но общим своим видом и особенной выразительностью взгляда будит в душе глубокое, чистое и святое религиозное чувство».
Факт обновления под присягой подтвердили свидетели, среди которых было лицо римо-католического исповедания. Эксперт О. Лавров полностью отверг гипотезу искусственного обновления образа.
По благословению архиепископа Александра, в Неделю святых отцов, 28 мая 1932 года обновившуюся икону торжественно перенесли в кафедральный собор. В 16.30 из собора вышел многочисленный крестный ход к дому, где пребывала икона. Среди молящихся с посохом в руке шел и Полесский архипастырь, преподавший на паперти храма благословение уходящему крестному ходу.
У дома госпожи Алферчик собралось несколько тысяч людей. После краткого молебна пред иконой ее вынесли из дома старейшие священнослужители. Они осенили чудотворным образом предстоящих людей. После пространной проповеди крестный ход двинулся к собору.
Стоявший на паперти архипастырь благоговейно преклонился перед иконой, облобызал ее, осенил людей, а затем внес икону в собор, где тотчас начался молебен с акафистом Святителю и Чудотворцу Николаю. Двенадцать священнослужителей сослужили Владыке. Собор не вмещал молящихся. Почти два часа архиепископ Александр благословлял народ, прикладывавшийся к обновившейся иконе.
По благословению архиепископа Александра в соборе устанавливались особые празднества по случаю чудесного обновления иконы: в ближайшее воскресение после 28 октября (по новому стилю) и в Неделю святых отцов (день перенесения иконы в собор) [6].
Обновления икон продолжались и в 1933 году. В апреле обновилась икона Спасителя у Василия Бокши из деревни Щерчево Пружанского повета. 19 сентября обновилась икона святителя Николая в деревне Толмачево Стодинского повета, в доме Вечерко [7].
В Рубельском приходе Столинского повета крестьянка Анастасия Резунович, бывшая совершенно слепой тринадцать лет, прозрела от прикосновения к каменному придорожному кресту, после указания ей об этом в видении 7 апреля 1933 года. Торжественное прославление креста произошло на третий день праздника Святой Троицы. Исцелилось множество верующих, прибывших на поклонение кресту.
Увенчанием этих чудесных явлений стало событие, происшедшее в соборном храме города Пружаны в дни Пасхальной седмицы 1934 года. 9 апреля, после вечерни, благочестивые женщины, лобызая икону Божией Матери на так называемой «Голгофе», заметили у стоп Богоматери влагу. Велик был их трепет, когда они увидели, что на иконе, сверху вниз, проходит влажная струя, текущая из очей Пресвятой Девы. Слезы протекали по Пресвятому Лику, образуя у крестообразно сложенных рук большое влажное пятно. Оттуда, вначале тремя малыми, а затем, соединившись, одной большей струей они стекали к стопам.
Страх и трепет, объявший собравшийся народ, увеличился после того, как кто-то, усомнившись в чуде, платком стер слезы на лике Богоматери: они вновь появились в очах Девы, стекая вниз. Весть о чудесном явлении мгновенно разнеслась по Пружанам и его окрестностям. Толпы народа устремились в храм. У иконы Богоматери затеплились бесчисленные свечи. К стопам Пречистой приходили даже иудеи и группы сектантов различных толков. Архиепископ Александр, осведомившись о чуде, командировал в Пружаны епархиального миссионера для обследования обстоятельств чудесного явления. Многочисленные свидетели утверждали, что произошло чудо: все видели появившиеся из очей Богоматери слезы и сами плакали от умиления.
Некоторые очевидцы заявили о чудесной помощи, полученной ими от святой иконы. Для ежегодного прославления иконы, явленной в Пружанском соборном храме, архиепископ Александр благословил определить пятницу на Светлой седмице. 22 апреля Владыка посетил Пружаны, помолился перед образом и совершил в храме Божественную Литургию. По поводу этого чуда народ говорил, что оно предвещает особые испытания Западной Белоруссии.
С середины тридцатых годов случаи чудесных обновлений икон участились. Обновления совершались при самых исключительных обстоятельствах: то неожиданно появлялся в доме свет, то слышался звон, причем нельзя было определить, откуда он доносился. К местам чудесных явлений стекалось множество людей не только из ближайших сел, но и из отдаленных деревень. «Многие из пришедших, – свидетельствует очевидец, – сидели в доме, где обновлялась икона, несколько дней, со страстным желанием увидеть само чудо, и только после того, как они видели, как изменяется сам облик иконы, проявляется свет и блеск от риз иконы или какие-либо другие изменения, происходящие в обновляющейся иконе, только тогда они возвращались домой и рассказывали односельчанам о том, что они видели. И люди в большем количестве стремились к чудесно обновленной иконе» [8].
Причт, в приходе которого обновлялась икона, доносил об этом церковным властям. Церковные власти сообщали гражданским властям. Составлялась комиссия, производилось следствие, которым устанавливался факт чудесного обновления. После этого икона, если она находилась в частном доме, переносилась в храм. Перед ней совершались молебны. На поклонение стекалось множество народа, совершались крестные ходы из других церквей. Атеисты различными способами стремились поколебать веру в чудесное обновление икон. Встречая на дорогах идущих на поклонение обновившимся иконам богомольцев, они старались внушить сомнения в действительности чудесных явлений. В связи с этим важно рассказать о том, сколь тщательно производилось следствие для установления чудесного обновления.
В селе Окропном Дрогичинского повета, на хуторе Ивана Федосюка, куда прибыла следственная комиссия в составе благочинного, трех священников, представителя от староства и четырех уполномоченных от жителей села, порядок следствия был таков. Вначале прибывшие отслужили молебен, после которого благочинный произнес слово по поводу обновившейся иконы. Затем комиссия приступила к ее осмотру и описанию.
Присутствующими было отмечено, что изба хуторянина Ивана Федосюка, где произошло обновление, – небольшая, носит отпечаток бедности. Перед окном, в самой избе, на расстоянии шага от красного угла, стоял стол, а над окном напротив стола на стене висели три иконы. С левой стороны – небольшая икона Божией Матери, далее – иконы Спасителя и Богоматери. При поверхностном взгляде на иконы комиссия отметила поразительный блеск от ризы иконы, висевшей с правой стороны. Лики Божией Матери и Младенца Спасителя отличались особенным блеском и выразительностью. Это и была обновившаяся икона. Она была снята со стены и положена на столе перед комиссией.
Подробно описав икону, комиссия приступила к допросу свидетелей, которых предварительно привели к присяге. Хозяйка дома, Анастасия Федосюк, рассказала: «8 июня 1937 года, в пятницу, к вечеру небо затянули тучи и стало темно. В доме тоже стало темно. И вдруг, к ужасу моему, на столе я увидела свет. От неожиданности увидеть свет в доме (где отсутствовало электрическое освещение. – Б. К.) я бросилась во двор, думая, что оттуда падает свет. Но на дворе было темно и никакого света не было. ...Я опять вбежала в дом. И не знала, что делать. В это время дочь моя Анна закричала: «Гляди, гляди, мама, светится иконка!». Я взглянула на икону и действительно увидела свет от коробки иконы. От этого всего я так испугалась, что начала плакать. Я побежала к соседям, которые также пришли к нам в дом и также были поражены этим светом.
При собравшихся людях засветилась риза иконы, но лики Божией Матери и Младенца были темны, то есть оставались в прежнем виде. На другой день, в субботу 9 июня, много людей собралось смотреть, как обновляется икона. Все замечали, что лики Богоматери и Спасителя начали изменяться, становиться светлее и, наконец, к вечеру стали из темных светлыми, выразительными, какими теперь их видите».
Свидетелей было до пятнадцати человек. Все они бывали в доме Ивана Федосюка, видели икону и помнили, что она не отличалась от других икон, висевших на стене. Свидетели рассказывали столь искренне, что внушали присутствующим глубокую веру в справедливость ими сообщаемого. После всего собранного, слышанного и виденного комиссия признала икону в доме хуторянина Ивана Федосюка чудесно обновленной. Икону перенесли в храм села Субботы.
Таким же образом были признаны чудесно обновленными иконы в селе Осовцы и в деревне Адамова, которые перенесли в Осовецкий храм, в деревнях Кублики (икону перенесли в Маровицкий храм) и Заречка, в селе Ляховичи.
Торжественный перенос обновившейся иконы Божией Матери из деревни Заречка в приходскую церковь села Ляховичи состоялся 17 ноября 1936 года. Об обновлении этой иконы шла усиленная молва среди народа в течение многих месяцев. Особенно интересовало всех то, что от этой иконы временами слышался ясный и определенный звон, или, как говорили, «звонило».
Изо дня в день толпы богомольцев наполняли Заречку и окружали дом, в котором обновилась икона. К девяти часам утра 17 ноября в условленном месте стали собираться крестные ходы из соседних приходов. Затем все крестные ходы соединились и направились к Королевскому каналу для переправы на другую сторону, в деревню Заречку. Переправившись на другой берег, крестный ход двинулся к дому, где обновилась икона. Перед домом была устроена арка, украшенная цветами, стоял стол с хлебом и солью. Хозяйка дома находилась у стола. Благочинный протоиерей Николай Дылевский попросил ее рассказать народу о том, как обновлялась икона, как от нее слышался звон.
После молитвы, совершенной вначале во дворе, а затем в доме перед обновившейся иконой, икону торжественно вынесли из дома. Крестный ход направился к храму села Ляховичи, где протоиерей Николай Дылевский с шестью священниками совершил Литургию. После Литургии был отслужен молебен Пресвятой Богородице.
В селе Лыще Пинского повета комиссия подтвердила сверхъестественный характер явления на иконе Спасителя лика Богоматери. Было признано, что краски появившегося лика не поддаются анализу.
Множество паломников стекалось на поклонение Месятичской чудотворной иконе Божией Матери. Обретение этой иконы произошло в 1893 году жителем села Месятичи Иваном Шпаковским. Около впадения Припяти в Днепр он увидел в воде икону. Шпаковкий отдал икону в церковь.
В 1929 году обеспокоенные ревиндикационными процессами крестьяне носили почитаемую икону с крестным ходом по соседним селам. В Месятичи икона была принесена через месяц, на десятую неделю после Пасхи. С тех пор десятое воскресенье по Пасхе стало днем особого почитания чудотворного образа.
В тридцатые годы в деревне Радчицк проживала ослепшая, преклонных лет женщина. Она глубоко веровала, что благодать Божия, подающаяся через Месятичскую икону, поможет ей вернуть зрение.
Женщина ежедневно приходила в Месятичи (Радчицк находится в дцадцати километрах от села) помолиться перед чудотворным образом. Господь исцелил женщину. Однажды после усердной молитвы она прозрела.
В конце августа 1939 года Месятичская икона обновилась. Пелена, доселе покрывавшая икону, полностью исчезла. Это чудо произошло на глазах у многочисленных богомольцев.
Незадолго до начала второй мировой войны обновилась икона в Давид-Городке Столинского повета, в доме Марии Головач. Сияние от ранее темной иконы заметили соседи. О происшедшем рассказали священнику. С крестным ходом икону перенесли в церковь.
Примечания:
- Западная Белоруссия, как и Западная Украина, с 1919 года до сентября 1939 года входила в состав Польши. (Примеч. ред.)
- «Крест, – замечает редакция журнала, – явился на внутренней стороне рамы, отделенной внутри дома второй рамой – зимней».
Литература:
- О необычайных чудесных явлениях, свидетельствующих о силе Божией, действующей и в наши дни в Святой Православной Церкви. Издание Полесского Епархиального Миссионерского Комитета. Пинек, [б. г.], с. 1.
- ГАБО, ф. 2059, оп. 1, д. 39, л. 9.
- Свящ. Иоанн Антипорович. О чудесном исцелении больного. – Воскресное чтение. 1926, № 38.
- Чудесное знамение колеблющемуся в вере. – Воскресное чтение. 1927. – №22, с. 235, 236.
- Знамения Господни. – Пинский голос (газ.). 1932, № 1, с. 3.
- Чудесное обновление иконы святителя и чудотворца Николая. – Воскресное чтение. 1933, №26, с. 412, 413.
- Свящ. А. Олехнович. О чудесном обновлении икон. – Воскресное чтение. 1937, №27, с. 419.