Купа – неизвестный астрономический комплекс Беларуси
Вступление
Вступать в полемику с современной академической наукой - дело очень неблагодарное. Даже если ты специалист в области, имеешь ряд научных публикаций по данной тематике и являешься научным сотрудником в институте соответствующего профиля, все равно могут быть проблемы с донесением своего предположения до широких масс общественности. В этом отношении нам, исследователям самых разносторонних направлений из белорусского "Уфологического комитета", немного повезло. Мы не только смогли заинтересовать нашими исследованиями множество людей нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья, но и привлечь на свою сторону некоторых ученых Академии Наук, немногочисленных специалистов в области астроархеологии, молодой дисциплины, имеющей все шансы стать в дальнейшем в Беларуси одной из официально признанных.
Зачатки астроархеологии - науки о связи древних мегалитических построек с наблюденями за небесными телами, в нашей стране заложены в трудах Б. Рыбакова, Э. Зайковского, Гусакова, Кулакова и др. Хотя со времени, когда благодаря неутомимому энтузиазму Дж. Хоккинса эта наука оформилась в мире, прошло не так уж и много времени, уже не один год проводятся международные астроархеологические конференции. К большому сожалению, для Беларуси пока что это зараждающаяся наука, во многом из-за того, что на территории нашей страны не описаны значимые астроархеологические объекты и артефакты, а само существование уже найденных ставится под большое сомнение. Тем не менее на последней (на момент написания этого материала) конференции в Клайпеде принимало участие несколько белорусских ученых, которые рассказывали о моренной гряде на озере Яново и странных камнях с символами в местечке Стебераки. Информация об урочище Купа также должна была быть озвучена, но, к большому нашему сожалению, ей не нашлось места в официальной программе конференции и о ней было рассказано только в кулуарном порядке.
Урочище Купа изучалась силами энтузиастов, которых мы собирали на протяжении 2005-2007 годов, в тесной консультации со специалистами: археологами, историками, астрономами, геологами, краеведами, журналистами. Огромную благодарность мы выражаем А. Шинкевичу, Э. Зайковскому, И. Винокурову, В. Гайдучику, А. Языкову, В. Гуще, В. Черноброву, Д. Новожилову, Н. Грядюшко и др. Список волонтеров вынесен в приложение в конце материала.
История
Стоянки каменного века - наиболее древние памятники истории человечества, представляющие собой места временных поселений людей в эпохи мезолита и неолита (9-2 тыс. лет до н. э.). На территории Оршанщины стоянки известны в шести местах вдоль берегов Днепра и расположены на береговых террасах. Рельефно стоянки не выделяются среди окружающей местности, - факт их существования определяется только наличием культурного слоя (его толщина редко превышает 0,2 м), имеют площадь до 1000 кв. м.
Среди известных и описанных стоянок в энциклопедии "Археалогія і нумізматыка Беларусі" одна из стоянок значится просто под номером 2.
"Стоянка 2 верхнеднепровской культуры. Рядом с окраиной города, на первой надпойменной террасе левого берега Днепра, не выше 8-9 метров над уровнем воды. Площадка размером 30 х 70 м. Открыл и исследовал 168 м2 площади В. П. Ксендзов. Культурный пласт 0,2-0,5 м. Найдены черенковый наконечник стрелы, проколки, скребки, скобли, угловые резцы, вкладыши, обработанные с двух сторон топоры, отбойник, фрагменты лепной посуды, окаймленные орнаментом палочки. Датируется 3-м тысячелетием до нашей эры".
Рядом с этим местом, буквально в нескольких метрах, расположен ряд странных камней. Доминирующим в этой композиции является наибольший валун (красновато-серый гранит, диаметром около 2 м), вокруг которого размещено около полутора десятка камней размером от 0,6 до 0,9 м, образующих окружность, диаметр которой около 5 м. Концентрично ей расположена вторая окружность, сложенная из валунов размером около 1 м, диаметром около 10 м.
Конечно, местные жители не называли эту местность "Стоянка 2". В настоящее время даже внешне это место выделяется среди окружающего пейзажа. Издалека привлекает внимание округлый склон мысового выступа, который почему-то не зарастает кустарником и покрыт густой шелковистой травой. Криница - так чаще всего называют это урочище, но изредка можно услышать от старожилов и другое его название - Купа или Купавина. Нельзя не отметить, что корень в двух последних названиях такой же, как и в слове "Купалье", обозначающем древнейший языческий праздник плодородия, любви, единения природы и человека, перекликается название урочища и со словом "купель". Опрос, проведенный Н. Грядюшко среди местного населения выявил, что сейчас почти никто из старожилов о каменном комплексе не знает.
Раскопки Ксендзова проходили в далеком уже 1988 году, но по странному стечению обстоятельств он не описал этих камней. Проводившаяся же в этом районе в 20-е годы ХХ века экспедиция Инбелкульта (будущей Академии наук) работала не здесь, а в расположенном чуть ниже по Днепру урочище Дубки.
Первый дошедший до нас план урочища был составлен исследователем оршанщины А. Шинкевичем. Правда, чертеж не дает каких-либо данных об ориентировке камней и предельно условен. Тем не менее и на нем можно увидеть, что камни наверняка подверглись вмешательству человека, а не ледника или иных стихийных сил природы.
Концентрические окружности из валунов заставляют обратить более пристальное внимание на это место, тем более сразу возникает отдаленная аналогия с британской каменной обсерваторией - Стоунхенджем, хотя здесь мы наблюдалем скорее его в миниатюре. Но такое безапелляционное заявление, не подкрепленное фактами по всем правилам современной науки, будет (и было) встречено справедливой критикой.
Поэтому нужны факты, подтверждающие или опровергающие наши смелые заявления. В любом случае, на сегодняшний день мы вообще не знаем, для чего служили эти камни и объяснение их предназначения (каким бы оно не было) поможет пролить свет на загадки многочисленных аналогичных построек по всему земному шару.
В. Гайдучик, указывает, что датировка комплексов из камней всегда представляла большую сложность. Существуют геологические методы определения возраста горных пород, однако на основе подобного анализа нельзя уточнить, когда эти валуны были установлены человеком для своих целей. Поэтому хронологическая привязка подобных комплексов основывается преимущественно на датировке археологического материала, сопровождающего камни. Но и эта методика довольно условна, так как следы жизнедеятельности человека могли появиться как до, так во время и после существования святилища.
С камнями урочища "Купа" можно связать только находящуюся в нескольких метрах выше на пойменной террасе Днепра неолитическую стоянку. Тогда с большими допущениями скопление валунов можно датировать 3-м тыс. до н.э. Но в одинаковой степени можно сделать предположение об отношении данного капища к периоду позднего язычества и двоеверия (раннее средневековье) и использовании его жителями ближних населенных пунктов, хотя бы той же Орши. Тем более что с данным урочищем до сих пор связаны пережитки славянского язычества у местного населения. Четкие ответы на вопросы будут даны только после проведения квалифицированных археологических раскопок с целью обнаружения каких-либо следов ритуального и обрядового характера. В 2007 году мы добились разрешения на первую официальную шурфовку (см. раздел "Археологические раскопки").
Долгое время, по мнению А. Н. Шинкевича, урочище Купа считалось языческим капищем, на что наталкивал ряд факторов.
Доводы в пользу того, что здесь находилось капище:
1. Наличие возвышенности (крутой склон берега Днепра).
2. Наличие поблизости водоема (река Днепр).
3. Прослеживаемость некоторой упорядоченности в расположении камней.
4. Отсутствие на протяжении соседних участков берега реки подобных скоплений валунов, что может свидетельствовать в пользу того, что данные камни могли быть перемещены сюда человеком.
5. Сохранение среди местного населения культовых традиций, связанных с данным местом (празднование Купалы).
6. Наличие поблизости иных культовых объектов - камня с выемкой (вода из которой считается целебной) и криницы.
7. Наличие в данной местности в прошлом культовых деревьев. Урочище "Купа" является составной частью урочища "Дубки", в связи с которым сохранились воспоминания и письменные свидетельства о существовавшей здесь некогда дубравы. Вековые дубы здесь стояли еще в начале 20-го века. Ныне сохранились только два реликта. Дубы в языческих культах играли большую роль, были объектами поклонения и спутниками капищ.
8. Местонахождение урочища в зоне главного европейского водораздела, на белорусской части которого и сосредоточено большинство известных в нашей стране языческих святилищ и культовых мест.
Доводы против:
1. Отсутствие у местного населения (по крайней мере не обнаружены) каких-либо преданий и представлений, связанных со скоплением камней в урочище "Купа".
Доводы в пользу того, что предполагаемое капище могло служить астрономической обсерваторией:
1. Наглядное сходство расположения определенной группы камней в виде неполного кольца вокруг центрального камня-"жертвенника", что делает данный памятник похожим на кромлех (напр., Стоунхендж).
2. Соседство с неолитической стоянкой 3-го тыс. до н.э. В это время на территории Беларуси распространяется земледелие. Именно для земледельческих культур характерно подчеркнутое внимание к астрономическим событиям (дням равноденствий и солнцестояний), являющимися важными календарными датами в сельскохозяйственном годовом цикле.
Доводы против:
1. Неудобство размещения камней - на крутом склоне левого берега Днепра. Для древней астрономической обсерватории было бы уместнее расположение ее на ровном месте или слегка покатом склоне - для более удобного обозрения горизонта. Уместно, однако, предположение, что камни могли находиться на ровной площадке пойменной террасы, но за прошедшие века (если не тысячелетия) в результате подмыва берега Днепром они сползли вниз по склону. В связи с этим затрудняется вычисление возможных азимутов по наблюдению за астрономическими событиями из-за изменения первоначального положения камней.
2. Отсутствие известных в Беларуси культовых сооружений подобного типа. Как правило, изученные языческие святилища имеют совершенно иную планировку и т. п.
До сегодняшнего дня единственной подобной обсерваторией в Беларуси считалось урочище "Камяни" (Полоцкий район Витебской области). Измерения и расчеты, выполненные гомельской группой "Парамир", астрономами из Витебска, а также Владимиром Ларионовым, научным консультантом "Белорусской энциклопедии" позволили утверждать, что урочище близ Полоцка использовалось в дохристианский период для установления самой короткой ночи и наступления самого длинного дня в году - начала астрономического лета.
Если же стать в центр каменной буквы и поглядеть в ту сторону, в которую она открыта, то на противоположной стороне озера находится гора Волотовка. Может быть, эта небольшая гора была своеобразным ориентиром? Когда Солнце заходило за нее, это могло служить сигналом для наблюдателей, которые находились на другом берегу озера. Этот сигнал обозначал момент солнцестояния и начала празднования Купальской ночи.
В настоящее время можно говорить о несколько ином предназначении "Камяней", нежели это было определено первоначально и описано в 18-м т. Белорусской энциклопедии. Основными направляющими для ориентирования следует считать бока расположенной у озера буквы (стоит оговориться, что местные жители видят буквы "П" и "У", а некоторые исследователи "Ш", только без правой боковой части). Солнце заходит 22 июня точно по одной из этих линий. Значит, утверждение, что сооружение помогало установить день летнего солнцестояния или приход Купалья, верно, вот только г. Волотовка (Толкачевка) не была причастна к наблюдениям, скорее всего, это была г. Городец. Если же теперь обратиться к восходам солнца, то согласно предположению Э. Зайковского, центральная ось камней расположена примерно на азимуте 52 °, по которому солнце всходило примерно за две недели до этого события. Искомыми датами могли быть: 25 мая - празднование католиками обретения головы Иоанна (Яна) Предтечи, 4 июня - древний праздник в честь Ярилы (а у греков в честь Геркулеса-стража) или 7 июня - день святого Яна. Единственный недостаток - гора Городец слишком сомнительный ориентир из-за своей удаленности от наблюдателей.
Подобные пригоризонтные обсерватории достаточно распространены в Европе. Еще в X веке арабский историк и путешественник Масуди в книге "Золотые луга", описывая древнейшие языческие храмы славян, говорил о специальных надстройках в них, сделанных для наблюдения за точками восхождения Солнца.
Славяне строили из дерева, поэтому ни древнейшие капища, ни храмы, которые могли быть и обсерваториями, не сохранились. Лунки от деревянных столбов, расположенные в определенном порядке, обнаруженные в священных местах, могут быть интерпретированы как элементы обсерватории, но доказать это крайне трудно. Кроме того, весьма вероятно, что для наблюдения за небом дальний визир вообще мог не создаваться, а в качестве него использовалась какая-то точка на линии горизонта. Кроме того, любая площадка с расставленными идолами могла использоваться для астрономических наблюдений: визирами могли служить соответствующие пары идолов или каждый из идолов мог применяться в качестве ближнего визира, если дальние расположены на окружающих площадку холмах. Подобную культовую площадку нашли на Левобережной Украине. По мнению ученых, которые ее исследовали, это могла быть и обсерватория, поскольку обнаружено два круга, ограниченных кольцевыми канавками; снаружи большого круга имелось три или четыре небольших рва, сориентированных по странам света, снаружи малого круга два рва - с северной и южной сторон. В центрах кругов - ямы, предположительно места установки идолов. Особенность святилища - обилие ямок от многочисленных столбов; некоторые из них исследователи отнесли к системам, задающим определенные направления, таковы столбы внутри малого круга и по концам восточного рва. Безусловно, сориентированными были и центральные объекты двух кругов.
Святилища с лунками обнаружены и в Беларуси - поселение Пустынка (бронзовый век), круглое строение на городище Осдядичи (железный век) и др. Древнее ритуальное место западных славян - гора Сленжа, ритуальное городище Девин на Дунае, славянское городище-святилище на Девичьей горе на Днепре также могли служить древними обсерваториями. Что же касается Беларуси, то топоним Девичья Гора встречается и у нас. Только вот нигде не удалось обнаружить свидетельств, подтверждающих, что эти места служили для астрономических наблюдений.
Высказывались также предположения, что в центре так называемого Ходосевичского святилища (Рогачевский район) стоял деревянный идол - гномон, с помощью которого местные жители определяли день летнего солнцестояния, а возможно начало астрономической весны, осени и даже зимы.
Наша группа 30 сентября 2007 г. выехала в местечко Стебераки Вилейского района, где должен был находиться один из наиболее интересных мегалитических объектов Беларуси, не описанный пока ни в одной энциклопедии или книге.
Необычные камни были обнаружены в конце 90-х годов и сразу привлекли к себе повышенное внимание. Композиция включала 5 камней с похожими изображениями. На первом и последнем камнях изображен знак, напоминающий лук со стрелой или треугольник на перекладине. На всех камнях также располагаются знаки "рогов" (на одном из камней под вопросом), направленные в разные стороны. Все камни ориентированы строго на север, на Полярную звезду.
Значение перекладины с вписанным в нее треугольником до сих пор не выяснено. Похожие изображения найдены в деревне Стайки Логойского района. Старые жители этой деревни вспомнили, что такие же знаки они видели в урочище Мачулищи, недалеко от реки Вилии. Почти такой же знак повезло обнаружить в деревне Альшево, недалеко от озера Свирь. Если нанести все эти места на карту, то примерно получится ареал распространения таких знаков - север современной Минской области, некоторые районы Витебской области (д. Бикульничи).
Изображения на перекладинах также ориентированы на север, что позволило некоторым исследователям (А. Прохоров, Э. Зайковский) выдвинуть версию астрономического предназначения комплекса. Смена картинок на камнях может изображать небесную сферу в различные периоды. Символы на перекладинах с треугольниками и полукругами могут быть взаимосвязаны со славянским наименованием Полярной звезды - звезда Кол (перекладина). Кроме того, изображение разнонаправленных рогов могло намекать на другое созвездие или иной астрономический объект, скажем месяц.
Название деревни, расположенной неподалеку от комплекса из камней Стебераки, очень необычно. Это имя взаимосвязано с латвийским Стабурагсом, этимология которого стабс ("столб") и рагс ("рог"). Шурфовка только небольшой территории вокруг камней не вывила никаких археологических артефактов, за исключением нескольких небольших кусочков кремния.
Возвращаясь к Купе, нельзя не отметить, что настоящим разрывом информационной гранаты, осколками которой мы потом были ранены и сами, была статья в "Советской Белоруссии" - "Восход луны укажет валун". Для тех, кто знаком с белорусской периодикой, не секрет, что это было для нас сродни публикаций изысканий Дж. Хоккинса (основателя астроархеологии) в журнале "Сайенс". Публицистическая газета, какой и явлется "Советская Белоруссия", никогда не потягается с научными изданиями и статья оказалась полна неточностей, но свою роль, роль детонатора заинтересованности она сыграла на все сто процентов.
Культуры
К сожалению, после раскопок на месте первобытной стоянки в 1988 году новых исследований уникального места предпринятно не было (за исключением самодеятельных вылазок краеведов). Что касается населяющих эти места культур, то наверняка одна из перечисленных ниже была причастна к странной расстановке камней кольцом и использованию его по неведомому нам назначению. Попробуем догадаться какая?
Мезолит (9-5 тыс. до н.э.):
- Гренская, Сожская либо Днепро-деснинская макролитические культуры.
Неолит (кон. 5 тыс. до н.э. - 2000-1800 гг. до н.э.):
- Верхнеднепровская культура (на стыке с Днепро-Донецкой).
Бронзовый век (3/2 тыс. до н.э. - кон. 7-6 вв. до н.э.):
- Среднеднепровская культура.
Железный век (кон. 7-6 вв. до н.э. - 8 в. н.э.):
- Днепро-двинская культура (балты).
- Банцеровская культура (с 6-7 в. н.э.).
Наибольший интерес, по нашему мнению, представляет верхнеднепровская культура не только потому, что первобытную стоянку археологи отнесли ей на откуп. Но об этом чуть ниже.
Верхнеднепровская культура - археологическая культура неолитических племен, которые в конце 5-3-го тысячелетия до н. э. населяли территорию восточной Беларуси в бассейне Днепра и его левобережных притоков. Основу сельского хозяйства составляли охота, рыболовство и собирательство, в конце существования культуры начали развиваться земледелие и разведение животных. Население жило на стоянках, которые размещались на дюнных возвышениях поймы Днепра, Сожа и их притоков и на краю надпойменных террас. Площадь поселений составляла от 50 до 10000 м2. Жилища были деревянные полуземлянковые, заглубленные в материк на 0,5 м, круглой или овальной формы, площадью 8-12 м2. Около жилищь на расстоянии до 10 м выявлены кострища и ямы (для сохранения еды, топлива и др.), а также места обработки кремня и изготовления керамической посуды.
Характерной чертой Верхнедвинской культуры являлось наличие у некоторой посуды (возможно, ритуальной) двухбоковой орнаментации, особенно венчиков и днищ. Основными элементами орнамента были оттиски штампа в виде гребней, разнообразные ямковые вмятины (кругловатые, овальные, удлиненные, треугольные, серпо-, ромбовидные и др.), лапчатые наколы, нарезки, насечки и правильные ямки с "негативами" на обратной стороне. С помощью всех этих элементов создавались диагональные, горизонтальные, шахматные, зигзагообразные, треугольные композиции, которые усложнялись по мере развития культуры. На раннем этапе Верхнеднепровской культуры кремневый инвентарь имел множество архаических черт, которые остались с эпохи мезолита. Для позднего этапа характерны ромбовидные и треугольные наконечники стрел и копий, топоры, тесла, скребки на круглых отщепах, угловые и нуклеусоподобные резцы, ножи, сверла, остроконечники, иногда попадаются микролиты.
Памятники Верхнедвинской культуры долгое время были объединены в локальные варианты Днепро-Донецкой культуры (Гомельско-черниговский на другом этапе, Рогочевский на третим этапе развития). В результате исследований, проведенных И. М. Тюриной и А. Г. Калечиц, была выделена самостоятельная Верхнедвинская культура. Она имела ощутимые влияния деснинской культуры и неолитичных культур Волго-Окского региона.
О том, кто оказался причастным к посторойке Купы, высказывались всякие экзотические версии. Прерогативу сосредоточения камней в одном месте отдавали Наполеону, Тамерлану, монахам местных монастырей, пограничникам и др.
В некоторых изданиях появились версии, что 3000 лет назад в этом месте не было индоевропейцев (а славяне вообще еще не сформировались, выделившись в особую группу между балтами и германцами, что произошло только около 2000 лет назад). Европу 3000 лет назад населяли коренные народы кавказоидной расы, которая затем во время глобальных переселений народов растворилась среди пришедших сюда индоевропейцев. Высказывались предположения, о том, что белорусские каменные сооружения созданы вовсе не славянами (они впервые появились тут около 1200 лет назад) и не западными балтами (они появились тут примерно 2-2,5 тысячи лет назад, а именно теми исчезнувшими народами, которые ученые условно именуют "кавказоидами". Во всяком случае, это не сооружения индоевропейцев. Но даже если это все-таки продукт труда и культуры индоевропейцев (то есть наших предков), то их будет неправильно называть славянами или тем более "древними белорусами", так как 3000 лет назад будущие германцы, славяне и балты составляли еще один народ и говорили на одном языке…
Достаточно сильно выглядит версия одного из исследователей Купы В. Гайдучика, который считает, что название урочища Купа произошло от копного суда, а сама Купа служила местом для сборища сельских судей.
Юхо И. А. в книге "Суды", отмечает: "основными местными судами в первой половине 16 века для свободных людей были замковые (гродские) и копные суды… В системе правосудия 16 века значительное место занимали копные суды. Они состояли из крестьян данной местности либо старцев - выборных лиц крестьянской администрации, собиравшихся на совместные собрания (копы, купы, соймы, веча) для розыска преступника и рассмотрения судебных дел". Зайковский Э. М. в статье "Капавiшчы" приводит важную деталь: "если копные суды генетически связаны с общинными судами первобытного времени, то логично допустить, что существовала традиция проводить их в сакральных местах: возле копцов - могил предков, культовых камней, капищ".
Однако, это не исключает того, что Купа могла быть изначально капищем или "стоунхенджем", так как места для копного суда могли выбираться из наиболее почитаемых, "сакральных".
Метод
"Уфологический комитет" в 2005-2007 гг. организовал ряд экспедиций для изучения, обнаружения новых камней, картирования урочища Купа. Результатом явилась наиболее полная на сегодня карта, а также интерактивный план урочища, размещенный в интернете по адресу http://kupa.ufo-com.net.
С 27 по 30 мая 2006 года проходила наша экспедиция в урочище Купа, которая помогла как выявить множество интересных и неизвестных до сих пор деталей, так и поставить новые вопросы для будущих исследователей.
Были определены географические координаты мегалитов - 54 градуса 31 минута 15.3 секунды северной широты и 30 градусов 27 минут 10.3 секунды южной долготы. Расчищены и найдены новые камни, в том числе и те, о которых исследователи только догадывались, и те, которые не значились вообще ни на одной схеме. Всего было найдено около 10 камней, о которых не было известно ранее и, если первоначальная карта насчитывала 26 валунов, то в окончательном варианте их было уже 37.
На центральном валуне обнаружены четко просматривающиеся сколы, напоминающие солярный символ.
Что мы знаем о календаре народов, населяющих Беларусь в те древние времена, да и вообще о летоисчислении наших пращуров? Естественно, первыми единицами измерения, которыми мог пользоваться древний человек, были день и ночь, а самыми примитивными мерами времени - изменение фаз Луны. Синодичный месяц тогда состоял из 29,5 средних солнечных суток. В дальнейшем возникла система "лунный год" - 12 лунных оборотов представляют собой "коло", при котором происходят относительные повторения в природе, связанные с холодом и теплом. Когда возникала настоятельная необходимость для земледелия вычислять благоприятные периоды сева и уборки, господствующее положение Луны заняло Солнце, по движению которого определялось наступление теплых и холодных времен года. Таким образом, год - период от самой короткой до самой короткой или от самой длинной до самой длинной тени - сначала поделили на две части (лето и зиму), а затем по одинаковой тени - на весну и осень. Так появился простейший календарь, который позволял с достаточной точностью определять дни зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий, ставшие древними славянскими праздниками Солнца: Купале, Каляды, Вялiкдзень.
Другим способом наблюдения и регистрации астрономических явлений было наблюдение их точно над определенными деталями ландшафта (горой или возвышенностью). Если же горы отсутствовали, а рельеф нашей страны хоть и неровный, но отнюдь не гористый, то для этой цели сооружались искусственные ориентиры - например, устанавливались крупные валуны. Если же все это собиралось в комплексе, возникал огромный каменный календарь.
После того как нами был составлен более точный план урочища, выявились первая привязка его к перечисленным выше астрономическим явлениям.
Пока у нас есть только два ориентира - камня, по всем параметрам выделяющихся из окружающего ландшафта и, очевидно, несущих в себе большую значимость, чем другие камни. В первую очередь, - это так называемый "жертвенник" имеющий углубление, заполненное водой, и до сих пор считающейся целебной. Как можно видеть, он располагается примерно на азимуте 40 градусов. Сейчас для наших широт восход Солнца наблюдается на азимуте 43 градуса. А заход имеет азимут 315 градусов. В то же время есть данные от латвийского исследователя Влада Гущи, что при исследовании загадочного холма в Латвии, служащего скорее всего для определения многих астрономических явлений, было получено практически то же направление на ориентир, что и у нас - 46 градусов. Просчитывая регрессию нашим латвийским коллегам удалось выяснить, что Солнце в день летнего солнцестояния вставало на полученном азимуте, равном 46 градусов, примерно в 2500 г. до н.э. А вот садилось, практически всегда в направлении 315 градусов. На том же самом азимуте в 46 градусов в белорусском урочище также расположен камень второго кольца. Правда, пока ничего нельзя сказать о том, использовался ли этот камень в качестве ориентира, так как с виду он выглядит вполне обычным…
Просвет между валунами, ориентированный на "жертвенник", попадает на три точки. Любопытно, что рядом с "жертвенником" лежит еще 2 камня. То есть имеются три ориентира для трех недалеко отстоящих дат. Но какая дата была доминирующей среди этих трех сказать сложно. "Жертвенник" может как раз и обозначить центральную дату, т. е. восход Солнца в день летнего солнцестояния (здесь нужного оговориться, что последующие наблюдения это не подтвердили, Солнце вставало правее и если не считать, что комплекс мог сползти по склону, то нам придется искать другой ориентир). Две оставшиеся даты также могли быть вычислены нашими первобытными (но отнюдь не "отсталыми") племенами достаточно точно. Влад Гуща считает, что комплекс камней, в первую очередь, ориентирован от центра на восход и заход Солнца в летнее солнцестояние.
Второй ориентир - валун с трещиной, расположенный с другой стороны. Здесь опять возникли вопросы: является ли этот камень лишь частицей "большего" кольца или отдельно поставлен в качестве "искусственной" возвышенности. а теперь упал? Нелзья списывать со счетов, то что под тонким слоем почвы здесь залегают большие массы светлого мельчайшего песка-плывуна. При больших половодьях камни и даже территория стоянки неоднократно затапливались водой реки. Очевидно, что расположенная выше часть, как "большего", так и "меньшего" сегмента круга сместились вниз по склону и нам не приходится рассчитывать на точные совпадения в азимутах, поэтому будем всегда учитывать поправку на это смещение.
Линия, продолженная через просвет из внешнего кольца до камня с трещиной (он мог быть еще одним "жертвенником", но уже в другое время года), условно могла указывать на восход луны в день летнего солнцестояния или восход солнца в день зимнего солнцестояния. Солнце всходило в день зимнего солнцестояния в 2500 г. до н. э. на азимуте 135 градусов и если учитывать поправку на смещение, то гипотетическая линия как раз и прошла бы через наш второй жертвенник. Можно представить, что символические жертвы приносились два раза в год, а сам год был разделен только лету и зиму... Это, конечно, не окончательный вывод, но он позволяет увидеть и проанализировать различные закономерности, которые наверняка еще будут установлены.
Что же касается второго главного кандидата в объект для наблюдений - ей, безусловно, будет являться Луна. Комплекс из концентрических валунов, исследованный нами, лежит на широте 54 градуса, на которой, как считается, лучше всего наблюдать Луну. Известно, что лунный календарь с длиной года 354 дня употреблялся в третьем тысячелетии до нашей эры. Кстати, вполне вероятно, что вначале с помощью астрономической ориентировки камней древние следили только за перемещением Луны, а позже, использовав новые знания в практическом их приложении для нужд зарождающегося сельского хозяйства, внесли и новые конструктивные элементы, позволив фиксировать перемещение по небосклону Солнца.
Археологические раскопки
Первые официальные археологические раскопки на территории мегалитического комплекса стали возможны только благодаря исследованиям этого места нашей организацией в 2005-2007 гг.
В закладке шурфа участвовал Э. М. Зайковский, который уже занимался изучением ряда подобных структур по всей территории Беларуси.
У основания центрального валуна (с западной стороны) на покатом склоне заложен археологический разведочный шурф 1х1 м на глубину около 70-80 см, ориентированный по сторонам света при помощи буссоли. Раскопки не выявили наличия культурного слоя. Верхний слой мощностью 20-25 см составила плодородная почва. Далее - на 50-55 см - желтая супесь, интенсивно насыщенная мелкими камешками, средней величины булыжниками и кусками белой глины, что может свидетельствовать о существовании здесь в прошлом родника. Попадались также осколки стекла (зеленого бутылочного и тонкого прозрачного). Далее начинался третий слой более светлого желтого песка, практически чистого от вкраплений камней. Заложенно дополнительные два неглубоких шурфа (первый - между камнями 15, 16, 17 и 18; второй - у камня № 29 с трещиной) также не показали ничего примечательного в плане наличия древних следов человеческой деятельности.
При помощи нивелира было определено высотное расположение камней друг относительно друга. При этом вычисления были произведены лишь для части камней, которые попали в поле зрения нивелира. Проблематичным оказалось проведение измерений для всех камней из-за большой крутизны склона, на котором рассредоточены валуны.
Вот что сказал по этому поводу Эдвард Михайлович:
"Отсутствие культурного слоя может свидетельствовать как о том, что он отсутствовал изначально, так и о том, что он мог быть смыт, так как камни Купы располагаются на склоне Днепра, который неоднократно затоплялся водой. Поэтому однозначно утверждать, для чего предназначались камни, мы все еще не можем. Нужно рассматривать все гипотезы".
Вспомним, что буквально в нескольких метрах от камней найдена неолитическая стоянка, это может говорить также о том, что камни использовали как культовое место, в котором не проходило интенсивной жизнедеятельности, а совершались единичные обрядовые церемонии.
Заключение
Это первый досточно обширный материал, посвященный урочищу Купа. Очевидно, что он не лишен некоторых неточностей и вызовет отклики различного рода.
На настоящем этапе исследования даже многие скептики высказывают предположения о том, что это "не просто камни". А. Шинкевич, называя версию с астрономической обсерваторией "поспешной", упоминает, что "тут стояли идолы, которым поклонялись язычники", хотя организованная нами шурфовка, как уже выше написано, пока не подтверждает этой версии.
После наших публикаций появилось много отзывов о "белорусском Стоунхендже", как называют обычно в прессе находки подобного рода. Их можно было разделить на три части. Первая волна упоминала про наши исследования, вторая "забывала" упомняуть, указывая, что все исследования проводились "Академией Наук". Наиболее интересная третья, самая немногочисленная часть публикаций - в них утвержадалось, что авторы предпололожения по определению ничего не могут открыть, так как открыть что-то могут только ученые! В основном вторая и третья "волны" были свойственны массовым государственным изданиям (что неудивительно). Появились и экстравагантные версии, например, что камни использовались древними предками для "связи с астралом" (что закономерно).
Самыми большим курьезом можно считать стремление журналистов сделать репортаж о камнях, но при этом полностью замолчать о нашем участии в исследовании Купы, которое вылилось в несколько таких сюжетов на телевидении. При съемке одного из них, журналисты обратились в местный исторический музей с просьбой показать камни, но ни директор, ни его сотрудники не подозревали о их местанахождении. До этого мы неоднократно приглашали представителей музея принять участие в исследовании Купы, но никто так и не посетил ни одну нашу экспедицию.
Купа - задача с несколькими неизвестными. Возможно комплекс использовался древними людьми в астрономических целях, но в настоящее время выявить ориентиры очень трудно. Одному из участников экспедиций однажды приснился сон. Он увидел камни сверху, как бы парил над ними, но видел их не разбросанными, а упорядоченными в странную систему, которую он потом изобразил на бумаге. Естественно, никто не стал рассматривать его сон всерьез, но заставил задуматься над прежним размещением и самой целесообразностью измерений скопления в настоящее время.
В не зависмости от назначения Купы мы практически наверняка имеем дело с интереснейшим памятником минувших эпох, который достоин хоть какого-то внимания со стороны государства и ученых. Заброшенные камни у Купы могли бы пролить свет на некоторые нерешенные проблемы белорусской истории.
Приложение 1. Список экспедиций в Купу
1) 2 октября 2005 г. (Бутов И., Воробьев С., Илюхина Е., Соловская О., Шинкевич А.). Разведэкспедиция.
2) 27-30 мая 2006 г. (Бутов И., Воробьев С., Илюхина Е., Гайдучик В.). Расчистка площадки, картирование камней, снятие GPS-координат.
3) 21-22 июня 2006 г. (Бутов И., Воробьев С., Илюхина Е.). Поиск астрономических привязок в день летнего солнцестояния.
4) 25-26 июня 2007 г. (Бутов И., Гайдучик В., Воробьев С., Илюхина Е., Градюшко Н.). Расчистка камней, поиск возможных новых камней в грунте.
5) 17 июля 2007 г. (Бутов И., Гайдучик В., Зайковский Э., Новожилов Д.). Археологические раскопки.
Приложение 2. Описание из книги "Энциклопедии загадочных мест мира" В. Черноброва
Купа (урочище Купа, Крыница) - впервые было описано как языческое капище в книгах оршанского краеведа А. Шинкевича. Рядом с К. располагается неолитическая стоянка (вскрыл В. Ксендзов). "Уфологическим комитетом" в 2005-2007 был организован ряд исследований, в том числе и первые официальные археологические раскопки. Результатом явилась наиболее полная на сегодня карта, а также интерактивный план урочища, размещенный в Интернете по адресу http://kupa.ufo-com.net. На сегодняшний день наиболее вероятным является предположение, высказанное автором материала о том, что К. являлась астрономической обсерваторий. Литература: Ксяндзоў У.П. ДАСЛЕДАВАННЕ МЕЗАЛІТЫЧНЫХ ПОМНІКАЎ Ў ПАЎНОЧНА-ЎСХОДНЯЙ БЕЛАРУСІ. Весці Акадэміі навук Беларусі. Сер. гуманітарных навук. 1994. № 1. С. 121-122; Шинкевич А. Н. Очерки о земле Оршанской: Природа, история, народные предания, старина. Барань. 2005.