Охота за говорящим полтергейстом

Французские оккультисты и «дом с привидениями» в Валанс-ан-Бри

Говорящий полтергейст, разыгравшийся летом 1896 г. в небольшом селе на северо-востоке Франции, сразу привлек внимание журналистов. Среди тех, кто прочитал репортажи и приехал в Валанс-ан-Бри, были известные оккультисты и мистики. Они не просто хотели посмотреть на «чертовщину», а пытались применить свои знания, чтобы избавить хозяев от нежданной напасти.

Также по теме
Сегодня мы рассказываем историю о малоизвестном в русскоязычном сегменте интернета случае полтергейста, произошедшем в Сарагосе (Испания). С людьми заговорила... кухонная печь, причем на самом грамотном испанском языке. В дошедшем до нас деле осталось немало документальных свидетельств из полицейских и судебных архивов, однако тайна, взбудоражившая всю Европу в 1934 году, так и не была открыта. Кому же или чему удалось одурачить целые делегации ученых и полицейских?

К концу XIХ века в Валанс-ан-Бри проживало около 700 человек. При слове «село» мы представляем деревянные дома и дороги, напоминающие реки грязи, но французские села скорее напоминают небольшие городки с плотной каменной застройкой, мощеными улицами и тротуарами.

Главная улица Валанс-ан-Бри. Открытка конца XIX в.
Главная улица Валанс-ан-Бри. Открытка конца XIX в.
 

Дом, в котором завелся полтергейст, находился в центре села, неподалеку от мэрии и каменной церкви. По словам журналиста Гастона Мери, побывавшего там в разгар событий, это «большой дом среднего класса, выходящий на улицу и не представляющий собой ничего особенного». В нем не было парадного входа, и посетители проходили внутрь через широкий каретный подъезд, одновременно служивший сараем для дров и садовой утвари. В то время, когда начались пугающие явления, там жили месье Лебег, бывший министерский чиновник, ставший управляющим крупного русского землевладельца Обедина, его жена, уже несколько месяцев прикованная к постели странным недугом, причину которого не смог определить ни один врач, теща и двое детей, 15-летний Пьер и 8-летняя Софи, «оба нервного темперамента и слабого здоровья». За хозяйством присматривали две служанки, молодая горничная Изабель Пеллетье и экономка, «матушка Прюно».

Центр Валанс-ан-Бри. Мэрия и церковь. Открытка конца XIX в.
Центр Валанс-ан-Бри. Мэрия и церковь. Открытка конца XIX в.
 

Все началось 10 июня 1896 г., когда Изабель спустилась в подвал, чтобы набрать там щепок и угля для растопки. Вдруг рядом с ней раздался грубый голос: «Эй, малышка!» В тот же миг свеча, которую она держала в руке, погасла, как будто ее потушил кто-то невидимый. Темнота наступила не кромешная, и она увидела красную тряпку, развевающуюся в воздухе, как будто ей машет невидимая рука. Девушка тут же в ужасе выбежала из подвала. Когда она осмелилась снова спуститься, голос опять заговорил.

Сначала жильцы дома подумали, что это чей-то розыгрыш. Подвал хорошо обыскали и не нашли ничего подозрительного. Но вскоре голос стали слышать на первом этаже, под сводами каретного подъезда, в столовой, гостиной, в спальнях на втором этаже и, наконец, на чердаке. Голос угрожал жильцам, приправляя свои речи непечатной матерщиной. Однажды он сказал Софи: «Я останусь здесь, пока твоя мать не сдохнет». Пожилую экономку призрак называл не иначе как «старой шлюхой». Свою порцию матерщины получили мэр Валанс-ан-Бри месье Хамо, приехавшие для расследования судьи из прокуратуры и все, кто приходил в дом Лебега из чистого любопытства. Особенно досталось врачу мадам Лебег, господину Пате – невидимка даже на улице продолжал его преследовать, осыпая изысканными французскими матюгами. Но прежде всего угрожающий и свирепый голос был направлен на месье и мадам Лебег. Он кричал в комнате больной, не давая ей покоя.

«Вы делаете отвратительную работу, – сказала однажды мадам Лебег, – я богаче тех, кто вам платит. Сколько вы хотите?» – «Не хочу ничего, кроме твоей смерти, – ответил голос. – Я поклялся не уходить, пока ты не сдохнешь».

Потом начали двигаться предметы – в подвале перемещались бочки и неподъемные для одного человека доски, сдвигалась с места мебель, разбивались оконные стекла, причем, судя по положению осколков, удар наносился изнутри дома. Все окна, выходящие в сад, были разбиты. В комнате мадам Лебег сыпались монетки, камешки, кусочки сахара. Весь ковер в гостиной был засыпан брошенными предметами, но даже самые хрупкие из них, вроде ваз и часов, наоборот, не разбились. 25 июня в комнате Пьера раздался страшный грохот. Жильцы бросились туда и увидели, что украшающее камин большое зеркало пробито посередине как пулей. Осмотр показал, что отверстие проделано изнутри, а дерево, которым обшита задняя часть рамы, даже не поцарапано.

Репортер Даниэль д'Эгре, посетивший дом Лебега, лично слышал голос и видел его проделки, когда все жильцы находились под присмотром.

Мы беседовали с мадам Лебег уже около часа, когда молодая горничная Изабель поднялась наверх и испуганно сообщила, что в гостиной все перевернуто вверх дном и, пытаясь войти, чтобы открыть шторы, она на что-то наткнулась и поранила ногу. Мы бросились за ней. Канделябры, часы и вазы валяются на ковре; мебель перевернута, а с двери снята ручка. Как раз, когда мы поднимались обратно к мадам Лебег, мы услышали голос, который, казалось, исходил из изголовья кровати: «Ну что ж! Я хорошо поработал, я доволен собой»... С того момента – это было около полудня – бабушка Лебег, ее внук и внучка сидели за столом; я был рядом с больной; горничная и «матушка Прюно», как ее называют в селе, сидели рядом со мной, на диване, и я слышал очень глубокое мычание, непристойные выражения, произносимые вслух, и удар за ударом. Через несколько минут «матушка Прюно» спускается на кухню, и я снова слышу: «Чего хочет эта корова?»
Разговор продолжался, и когда я уже собирался на цыпочках спуститься вниз, чтобы лучше слышать, шум заставил меня отступить: это был камень, который только что упал рядом с кроватью. Я подхватил его, чтобы отнести в комнату. Внизу продолжается разговор. «Призрак» возражает против того, чтобы «матушка Прюно» ела салат, а когда прихожу я, он любезно приветствует ее эпитетом «старая п...» Мне повезло не больше: он называет меня «п... писатель» – вот так рифма! Потом ничего; уже два часа. Я попрощался с ними и удалился, но перед этим расспросил молодую служанку Изабель, которая была свидетельницей первого явления.
– Голос сказал, что его зовут де Влински, он принц, очень богатый и красивый (но, во всяком случае, очень несдержанный для принца), и обещал взять меня замуж, если я приму его предложение руки и сердца. Конечно, я рассмеялась, но не сразу, потому что сначала испугалась [1].

Однажды утром семья приступила к завтраку, когда появился опоздавший Пьер. Он взял стул и поднес к столу. Как только он поставил его, стул отодвинулся. Пьер снова берет его, подносит ближе. Стул снова отодвигается. В третий раз он, кажется, перестает двигаться. Пьер садится, но вдруг стул отъезжает в сторону, и молодой человек падает на пол. Месье Лебег сказал Пьеру: «Возьми другой стул». Но как раз в тот момент, когда юноша собирался последовать совету отца, яростный голос крикнул: «Если тронешь его, я тебя убью!» Такие и подобные им сцены повторялись ежедневно.

Временно прекратить полтергейст помог совет, который дал семье Лебег оккультист-священник А. Шнебелен, переписка которого хранится в Национальном архиве Франции в разделе «Документы о сатанизме». Гастон Мери взял у него интервью на месте происшествия в присутствии хозяина дома.

Читая газеты, учитывая описанные обстоятельства и мой старый опыт в области сверхъестественных явлений, я пришел к выводу, что в явлениях, наблюдаемых в Валанс-ан-Бри, следует видеть приведение в действие древних секретов, которые некоторые крестьянские семьи передают из поколения в поколение, и мне показалось, что я должен исполнить долг милосердия. Поэтому в прошлый четверг, 25 июня, около двух часов дня я отправился к Лебегу в гостиницу месье Обедина. Он дал мне камень, который упал в комнате жены. Я приложил к нему магнитометр и, обнаружив отклонение в 45 градусов, убедился, что так оно и есть. Объяснения месье Лебега подтвердили мои предположения, и я предложил избавить его от преследований, направленных исключительно на то, чтобы довести до смерти его жену. Я объяснил ему свою теорию относительно этих странных на первый взгляд фактов и дал несколько советов. Один совет заключался, например, в том, что, услышав голос, он должен пронзить пустоту ножом, гвоздем или саблей в том месте, откуда он, как ему казалось, исходит [2].

Как раз в тот день мадам Лебег перенесли в другой дом, надеясь, что там ее не станет тревожить чертовщина. Надежда не оправдалась: в присутствии свидетелей невидимая сила принялась поднимать кровать, собираясь ее перевернуть. Женщина, прихватившая с собой по совету аббата острый нож, тут же пырнула им в пустоту. Раздался рычащий звук, и явления прекратились более чем на 10 часов. В тот же вечер, возвращаясь домой в десять часов, месье Лебег услышал, как голос заявил: «Я ухожу. Я больше не вернусь». И соврал.

На следующий день Пьер, тоже внявший советам аббата, несколько раз выстрелил из винтовки в подвал в момент, когда там раздался голос. Жильцы услышали «стоны раненого животного», которые раздались не только в подвале, но и в тот же миг на первом этаже возле кровати больной. Сам Шнебелен также вооружился до зубов на случай неприятной встречи с «призраком». После этого беспорядки прекратились на семь дней, с утра субботы до вечера пятницы, 3 июля.

Аббат Шнебелен с ружьем и мечом на заднем дворе дома Лебега. Видны выбитые окна. Гравюра с фотографии Гастона Мери [3].
Аббат Шнебелен с ружьем и мечом на заднем дворе дома Лебега. Видны выбитые окна. Гравюра с фотографии Гастона Мери [3].
 

Вслед за месье Шнебеленом в Валанс-ан-Бри прибыл знаменитый оккультист Жерар Анкосс, более известный под псевдонимом Папюс. Он описал впечатления от увиденного в письме, написанном по свежим следам астроному и парапсихологу Камиллу Фламмариону. Тот не разделял оккультные воззрения Папюса, но, несмотря на это, после его смерти назвал покойного «другом, по которому я много скорблю».

Голос, кажется, доносится из-под земли, но его тон настолько высок и слышен в стольких разных местах, что любой обман кажется невозможным... Дело дошло до того, что месье Лебег подал официальную жалобу властям. Явления происходили, по большей части, в то время, когда хозяин дома находился в Париже. Следовательно, он не мог иметь к ним никакого отношения. Вечером две служанки ушли из дома, и все происходило в точности так, как и при них. Здесь достаточно сказать, что к делу они тоже не причастны. В конце концов, детей стали отсылать по очереди и порознь, а явления продолжались. Затем больную перенесли в другой дом, а феномен последовал за ней туда. Кровать была сдвинута с места и почти перевернута вверх дном. Более пятидесяти заслуживающих доверия свидетелей уверены в фактах и дали показания под присягой.
С какими явлениями мы имеем дело? Это какой-то злой розыгрыш, как часто бывает? Кто-то из жильцов пытается развлечься за счет целого села, подделывая истории о привидениях? Я так не думаю, и вот мои доводы.
Явления, вызванные мошенничеством, обычно происходят ночью и всегда в одном и том же месте. Более того, они прекращаются, когда мошенника удаляют. В данном случае они происходили как днем, так и ночью и продолжались в отсутствие всех членов семьи. Следовательно, необходимо предположить соучастие нескольких человек. Это, опять же, объясняет только некоторые неуклюжие физические явления, но не голос и мгновенную смену его направления. Далее, зеркало было разбито так, что воспроизвести это искусственно невозможно. В зеркале возникло очень чистое круглое отверстие с выпуклостью между ним и деревом, указывая на то, что отверстие было сделано изнутри наружу, как электрическим разрядом.
Бесхитростные люди, претендующие на то, чтобы все объяснить, не преминули сказать: «Где-то здесь прятался чревовещатель». Теперь, чтобы опровергнуть эту идею, нужно всего лишь изучить чревовещание. Невозможно добиться такого эффекта от дна подвала до первого этажа, и если бы кто-нибудь в доме был мастером чревовещания, с его уходом явления прекратились бы, но этого не произошло. Кстати, домовладелец много сверлил и копал в подвале, чтобы убедиться, что там нет электрических проводов или каких-то акустических устройств, соединяющих его с домом... Уже послали за властями. Начато расследование, но его результат будет, как обычно [4].

Папюс как в воду глядел. Жандармы «ворвались в дом господина Лебега и вели себя, похоже, как люди малообразованные или вовсе невоспитанные. Это было похоже на налет на дом преступников». Несчастную больную женщину допрашивали так, словно она совершила самые отвратительные преступления, а ее сына не отпускали никуда без надзора жандармов. Прокурор, посмотрев на то самое зеркало с дыркой, заподозрил, что в него выстрелил Пьер из своей винтовки. Он приказал принести ее и выстрелить для пробы в зеркало еще раз. Все жильцы упрашивали не делать этого, потому что отверстие в зеркале было диаметром 5,5 мм, а калибр винтовки – 9 мм, предлагали отдать для опыта любое другое зеркало в доме, чтобы не погубить уникальную улику. Все было напрасно. Прогремел выстрел, и зеркало, конечно же, разлетелось на множество осколков. Присутствие жандармов не остановило «призрака» – он продолжал материться, разбил при них графин и бросил несколько камней. Выведенный из себя судья заявил мадам Лебег: «Можете продолжать шабаш сколько угодно, завтра ноги моей больше не будет в вашем доме!».

3 июля месье Лебег написал Папюсу, что полтергейст снова возвращается. Цитата из его письма содержится в брошюре Папюса, посвященной событиям в Валанс-ан-Бри.

Д-р Анкосс, позвольте мне держать вас в курсе того, что произошло в Валансе с момента вашего отъезда. Во вторник, после вашего отъезда, в течение дня не произошло ничего подозрительного. Около 4 часов у входа в подвал горничная, дети и бабушка услышали жалобы, ворчание и несколько слов, вроде «помогите» и т. д., а потом ничего. В среду не было ничего необычного. Вчера, как мне сказали, около 3 часов Пьер, которого отправили в его комнату, услышал «помогите» и несколько ворчаний. Бабушка и мадам Прюно, пришедшие по его зову, тоже это услышали [5].

Полиция, отказавшись предпринимать какие-то меры, кроме запугивания жильцов, и без того испуганных угрозами призрака, тем самым развязала руки оккультистам. Д-р Папюс решил провести магическую операцию в подвале дома Лебега. К сожалению, в брошюре нет ни подробностей операции, ни имен других ее участников.

Магический кабинет д-ра Папюса (в центре).
Магический кабинет д-ра Папюса (в центре).
 
Вот какие меры я принял: вечером в Париже, в то же время, когда я должен был действовать в Валансе, два наших самых опытных мартиниста [6] должны были провести шаг за шагом магическую операцию. В 21.30, когда все жильцы легли спать, а горничные ушли, мы втроем спустились в подвал, где все началось, и провели магическую операцию. Сразу же возникли очень явные проявления, которые мы должны держать в секрете. В то же время операторы в Париже получали видения, которые поминутно подтверждали все то, что мы делали в Валансе. Более того, они серьезно помогли нам на своей стороне действием меча [7].
Я предупредил служанок о силе остриев [8] и необходимости использовать их всякий раз, когда раздастся голос. И они их использовали. После того как я предупредил их, голос попытался напугать мою жену, выпустив струю света. Но нас это очень заинтересовало и ничуть не испугало. Через полчаса (это было в 20.30 в воскресенье) голос послышался на кухне, и я смог прекрасно наблюдать за этим явлением из коридора. Младшая горничная внезапно бросила очень острый штопор в то место на полу, откуда доносился голос, то есть слева от кухонной двери. В этот момент мы все увидели, как из точки удара вылетела россыпь искр высотой около 50 см и диаметром 20 см. Мы только что повторили то, что произошло в Сидевилле [9]. Удар был нанесен.
На следующее утро мы с женой снова отправились в путь, и к нашим действиям добавились действия профессора Филиппа из Лиона [10]. Более того, аббат Шнебелен согласился провести в доме неделю, чтобы побороть пагубное влияние и не дать больной потерять все силы.
К 13 июля вредное влияние можно было считать погашенным, и стоит отметить одну характерную деталь: по мере уменьшения явлений к больной возвращались силы, и уже в течение первой недели она смогла встать с постели. Улучшение наступало так быстро, что к 27 июля она уже выходила на улицу, занималась делами и даже совершила довольно утомительную поездку по окрестностям.
Какие выводы мы можем сделать из этого, не для чиновников и невежд, застывших в педантизме или скептицизме, а для наших читателей, которые уже хорошо знакомы с подобными фактами? Здесь необходимо отметить одну интересную деталь. В начале явлений молодой горничной было приказано написать под диктовку «голоса» заявление, в котором говорилось, что виновнику происходящего заплатили за это и он не успокоится, пока не выполнит свой контракт полностью, то есть пока больная не умрет. После выстрелов из винтовки голос заявил, что их было «несколько» и что один из них был тяжело ранен. После нашего второго вмешательства было сделано новое заявление, в котором сообщалось, что первый из злодеев выбыл из строя, а второй также ранен. Наконец, 22 июля 1896 г. аббат Шнебелен написал мне письмо из Парижа, из которого я взял следующий отрывок («Жак» – это имя, которое дали явлению обитатели дома):
«Дорогой доктор, мне трудно подробно рассказать вам о всех взлетах и падениях моей борьбы с «Жаком». Преследуемый и затравленный, он в конце концов напал на меня. Мы сражались, но он всегда находился на почтительном расстоянии от кончика моего намагниченного меча. Он пытался бросать в меня снаряды – камни, кирпичи, поленья, – но выстрел из ружья мелкой дробью заставил его остановиться. Он больше так не делал.
9 июля мадам Лебег впервые встала. 11-го, вечером, «Жак» попросил прощения, сказав мне, что его друг-колдун мертв, человек, который им заплатил, тоже мертв, он сам умрет и его труп найдут в подземелье. Я попросил его встретиться со мной у меня дома; он побоялся прийти и не пришел. Тогда он договорился встретиться в моей комнате в ночь с 12-го на 13-е, в час ночи. Я спал как бревно, а на следующий день он сердито сказал мне, что пришел, но я не соизволил его выслушать.
Он снова начал шуметь. Я сжег старую красную тряпку, которой он размахивал в подвале, с серой и керосином. Дважды ему удавалось потушить ее. На третий раз он закричал от боли и взмолился о пощаде. Вечером он появился в последний раз. Он бормотал, как пьяный, что хочет убить нас всех и взорвать дом 14 июля. Я отправил его проспаться. Он так и не вернулся» [11].

Подробности финального сражения с «Жаком» Шнебелен приводит в другом письме, написанном по просьбе Гастона Мери.

9 июля мадам Лебег, которая уже восемь месяцев была прикована к постели и чье тело больше напоминало скелет, чем живую фигуру, попросила встать, к изумлению окружающих. С этого момента ее невидимый преследователь больше не имел над ней власти... День 10-го был спокойным. Мадам Лебег становилось все лучше и лучше, и она спустилась в сад, чтобы провести там часть дня.
Улучшение продолжалось, и наступило выздоровление. Это не нравилось Жаку (оставим ему имя, которое первыми дали ему дети). В субботу днем он позвал молодого Пьера и сказал: «Твоя мать встает, я приведу еще подкрепление, мы уложим ее обратно в кровать, несмотря на аббата...». Я немедленно возобновил свои маленькие защитные операции.
В тот вечер, около семи часов, мы уже ужинали, когда Жак снова заговорил, но голос его был смиренным и страдальческим:
– Месье аббат, – сказал он, – я прошу прощения! Пожалуйста, простите меня, я умираю!
Дети рядом со мной, не выходя из-за стола, горничная и ее мать на кухне, мадам Лебег, которая только что поднялась к себе в комнату вместе с матерью, – все это слышат. – Вы должны извиниться не передо мной, – сказал я, – а перед всеми, кто находится в доме.
– Я прошу у всех прощения, я собираюсь умереть.
– Так вы страдаете?
– Да, я страдаю.
– Что вы испытываете?
– Все мое тело словно в огне, я горю.
– Ну, Жак, мы не хотим быть грубыми, мы простим тебя, но при одном условии, что ты сам придешь и попросишь прощения.
– Я не могу этого сделать. Я лучше умру. Я буду опозорен, если станет известно, что это я совершил эти поступки.
– Зачем вы это сделали?
– Чтобы заставить мадам Лебег умереть.
– Вас было несколько человек?
– Да.
– А сообщник, которого вы искали?
– Он уже мертв.
– А человек, который вам заплатил?
– Он тоже мертв.
– Вы лжете!
– Нет, я не вру, я говорю правду.
– Так ты не хочешь придти?
– Нет, я лучше умру. Они найдут мое тело. – Я не хочу быть слишком грубым с тобой, Жак. Приходи после 22.30, сегодня вечером, продолжим разговор в моей комнате. Я хочу знать все.
Я встал и попытался приблизиться к голосу, который продолжал говорить, отдаляясь все дальше и дальше, и вот мы уже не слышим его. Я позвал: «Жак, не бойся, я не причиню тебе вреда, обещаю».
На этом все и закончилось. В тот вечер я ждал в своей комнате до 23.30. Я чувствовал присутствие Жака, вокруг скрипела мебель. Я позвал его, прося поговорить. Мои мольбы остались без ответа.
Следующий день, воскресенье, был спокойным. Мадам Лебег провела большую часть дня в саду, затем в гостиной.
Вечером, в 11 часов, я только что вернулся в комнату, когда в дверь постучала бабушка Лебег и сообщила, что Жак только что разговаривал у постели Пьера, ее внука. Он сообщил, что навестит меня в час ночи. Я лег в постель и оставил лампу зажженной, решив выслушать признание Жака. Усталость, должно быть, взяла верх, но я заснул и проснулся только в три часа ночи. Неужели сам Жак был бессилен разбудить меня?
Следующий день, 13 июля, был последним днем Жака. Утром я окликнул его. Он ответил мне грубо, упрекнул меня, что я не держу слово, я его обвинил в том же. Он утверждал, что пришел ночью, звал меня, а я не соизволил ответить. Днем по лестнице поднялась бабушка Лебег; он назвал ее «старой п...» Я вмешиваюсь, и начинается новая ругань. Мне хотелось покончить с этим, и я спустился в подвал, чтобы найти старую красную тряпку, которую он тряс под сводами подвала, чтобы напугать служанок. Я положил ее перед магнитометром. Ошибки быть не может, тряпка пропитана флюидом.
Я принес в сад жаровню, разжег и положил на нее тряпку, посыпанную серой и залитую керосином. Тряпка на мгновение вспыхнула, а затем все погасло. Мне пришлось повторить операцию трижды; на третий раз под сводами каретного подъезда раздались крики боли, перемежающиеся со словами «Помогите! О Боже! Простите!» (Этот эксперимент не призван служить аргументом для тех, кто отрицает возможность боли вне материального тела). Я прекращаю пытку.
Вечером, около ужина, Жак возвращается. Это голос пьяницы. «Я хочу убить вас всех, в первую очередь тебя, священник». Я отвечаю ему взрывом смеха, что немного смущает его. Затем он продолжает: «Я взорву вас 14-го июля». Я говорю, что он слишком молод и слишком пьян. Его голос запинается и в конце концов затихает.
На этом все и закончилось. На следующий день после 14 июля мадам Лебег поехала в Монтеро, как я и обещал за две недели до этого. В последующие дни она вставала около 9 часов утра и спускалась в сад. Сегодня к ней полностью вернулся аппетит; она ложится спать в 10 или 11 часов вечера. К ней заметно возвращаются силы... Единственные, кто не рад счастливым результатам, это гробовщики» [12].

Письма аббата Шнебелена были вполне понятны Папюсу и его читателям, но в наши дни они требуют комментариев. Мартинисты, как и многие оккультисты тех лет, считали, что при полтергейсте вещи движет жизненная энергия (то, что Шнебелен называл «флюидом»), способная как бы пропитывать их, и колдун, находящийся в помещении во время астрального выхода, или дух покойного может манипулировать такими предметами столь же легко, как и частями своего тела. Эти предметы не могут сильно ударить другого человека не потому, что его защищает Бог или духи-хранители, а потому, что он тоже является носителем жизненной энергии, и она будет отталкивать брошенные вещи, как отталкиваются одноименные полюсы магнита. В случаях, когда вред все же наносится, предметы могли бросать обычные люди под прикрытием полтергейста или же использовался более сложный способ метания, когда вещь, заряженная жизненной энергией, приводит в движение второй предмет, не заряженный ею. Практика эта достаточно опасна, потому что «флюид» сохраняет связь со своим хозяином, и, воздействуя на пропитанные им предметы, можно причинить ему страдания или при помощи магического ритуала довести до смерти, если он еще жив.

Также по теме
Во времена охоты на ведьм многие демонологи стали считать полтергейст не просто проделками чертей и демонов, с которыми надо сражаться духовным оружием, а результатом колдовства. Продолжаем недавно начатую нами серию статей о случаях «шумного духа», зафиксированных в средневековых хрониках.

Современник событий в Валанс-ан-Бри философ Карл Дюпрель называл жизненную энергию «одом». По его словам, оккультисты доказали, что двигательная сила, оживлявшая метательные снаряды, имела «одическую природу».

Полиция здесь оплошала жалким образом, как и во всех других случаях этой категории; но в данном случае, к счастью, присутствовали зрители, хорошо знакомые с оккультизмом и сумевшие выяснить это дело... Аббат Шнебелен, научно исследовавший факты, взял несколько камней из сада, из которого, по-видимому вылетали метательные снаряды и исследовал их посредством магнетометра Фортена, на который они не имели никакого действия; напротив, камни, служившие для метания, отклонили стрелку магнетометра на 45°; воск и огонь уничтожили в них эту силу. Старая красная тряпка, которая металась в подвале так, что перепугала служанок, была положена Шнебеленом около магнетометра и отклонила иглу. Таким образом оказалось возможным воздействовать на источник ода, т. е. на деятеля до такой степени, что у него пропадала охота продолжать свои проделки. Шнебелен поставил в саду жаровню с углями, зажег их и повесил над ними упомянутую красную тряпку, посыпанную серой и смоченную керосином; огонь погасал дважды; в третий раз раздались под сводами дверей завывания от боли, требовавшие пощады. Следовательно, здесь был применен способ, известный в средние века против колдовства; од, насыщавший заколдованный предмет, подвергся истязаниям и таким путем был поражен его источник.
Этот таинственный случай в Валансе произвел такой шум во Франции, что заинтересовал все слои общества. Одна только официальная наука сыграла роль страуса. Внимательный читатель, лишенный возможности сомневаться в фактах после получения отчетов, окажется вынужденным сделать выбор между действием на расстоянии земного мага и спиритической теорией. Факт магнетической связи между экстериоризованным [13] одом и его источником не облегчает объяснения и не делает обязательной гипотезу земного деятеля, потому что такую же связь мы наблюдаем между призраком и медиумом в спиритических сеансах [14].

Дюпрель полагал, что если духи двигают предметы, то механизм этого движения не имеет ничего общего с тем, который применяем мы сами. Для этой цели им необходимо было бы иметь тело, обладающее такой же плотностью, как наше, что возможно лишь при полной материализации. Следовательно, им приходится применять жизненную энергию, которая как бы оживляет инертные тела. Аномальные способности, которые проявляет человек во время телекинеза, той же природы, а для духов они не аномальные, а нормальные. Астральное тело живого человека – почти полный аналог духа и вынужден действовать на материю точно так же. В этом смысле понятна роль фокального лица при полтергейсте: он является не причиной событий, а источником жизненной энергии для духа или астрального пришельца, которые не могут обеспечить активные проявления за счет только личной энергии. Гравитация является силой той же природы, поскольку «од» способен ей противодействовать, вызывая левитацию. Гравитация и левитация, несомненно, противоположны, но в том же смысле, как два полюса магнита.

Титульный лист брошюры Папюса о событиях в Валанс-ан-Бри.
Титульный лист брошюры Папюса о событиях в Валанс-ан-Бри.
 

У этой истории было продолжение, которое замолчали не только скептики, но и сами оккультисты, не желающие признать поражение. Вылечившись, Лебег смогла отправиться в путешествие уже в августе. Но через две недели после возвращения мадам Лебег в Валанс, 4 сентября, «Жак» снова проявил себя. «Опять начались шумы, голоса, угрозы, – писал Гастон Мери. – С большей или меньшей регулярностью они повторяются и сейчас, когда я пишу эти строки» [15]. «Жак», как обычно, соврал, он и не собирался умирать, но действия при помощи металлических остриев все же заставили его надолго заткнуться.

Мне не удалось найти, чем кончилось дело, если не считать краткого упоминания в журнале «Valor» о том, что «все прекратилось так же быстро и внезапно, как и началось» [16]. Если так оно и было, прекращение явлений могло быть связано с настоящей, а не притворной гибелью колдуна или устранением из дома фокального лица. Анри Дезормо считал, что этим лицом могла быть Изабель Пеллетье, поскольку «в других домах, где она раньше служила, в Сансе и в Валансе, вещи перемещались без какой-либо видимой причины, в то время как она находилась поблизости» [17].

Также по теме
Эти события произошли в исторически сложный для Литовской республики период начала 1920-х годов. Пресса пестрела заголовками о политической ситуации как внутри страны, так и за рубежом, бандитских нападениях, ликвидации бандформирований, борьбе с диверсантами и т. п. В апреле 1924 года к ним добавился еще и случай полтергейста.

Гипотеза о жизненной энергии и ее роли при полтергейсте до сих пор остается самой непротиворечивой и подтвержденной исследованиями, в том числе и опытами искусственной экстериоризации астрального тела человека в состоянии глубокого гипноза. Эти опыты были повторены у нас Александром Пылаевым в начале 1990-х годов и полностью подтвердились: его гипнотический субъект, выходя из тела, оказывал воздействие на материальные тела. Оно было незначительным, но тем не менее существовало. Пылаев отрицает, что полтергейст мог быть вызван астральным телом живого колдуна, потому что его субъект тратил много сил на самые незначительные движения предметов, но, скорее всего, подопытный просто не знал о правильном использовании жизненной энергии для такой цели или о том, как заряжаться ею от фокальных лиц, особенно молодых и полных сил [18].

Это направление исследований почти полностью вытеснила новомодная гипотеза о «возвратном спонтанном психокинезе», предполагающая, что предметы двигает подсознание фокального лица при помощи психокинеза, то есть телекинеза, в то время как сам он этого не осознает. Хотя в ряде случаев такое объяснение не исключено, оно не применимо к сложным проявлениям полтергейста, к которым относятся и забытые всеми события в Валанс-ан-Бри. Пришла пора возродить исследования, прерванные почти сто лет назад и, наконец, не только доказать наличие жизненной энергии, но и научиться ее применять во благо человечества, как огонь и электричество.

Литература и примечания

1. Mery G. La voyante et les maisons hantees. Paris, 1897, p. 72–73.

2. Там же, p. 75–76. Полное имя аббата А. Шнебелена не приводится ни в одном печатном источнике и неизвестно даже Национальному архиву Франции.

3. Оригинал фотографии, к сожалению, плохо напечатанный и обрезанный по краям, был опубликован на фронтисписе журнала Папюса «L'Initiation» от 1 сентября 1898 г. Папюс лично знал Гастона Мери и даже посвятил его в Орден мартинистов 18 декабря 1894 г., т. е. за два года до событий в Валанс-ан-Бри.

4. Flammarion C. Haunted Houses. NY, 1924, p. 269–271. В русском издании этой книги письмо Папюса отсутствует.

5. Papus. La maison hantee de Valence en Brie. Paris, 1896, p. 24. Обращение «доктор» к Анкоссу было вполне легитимно, так как он имел диплом доктора медицины, полученный не в шарлатанской конторе.

6. Члены оккультного Ордена мартинистов, созданного в 1886 г. Огюстом Шабосо и д-ром Анкоссом (Папюсом) по образцу масонских лож.

7. Имеется в виду магический меч, используемый в оккультных ритуалах.

8. То есть острых металлических предметов, способных поразить «нечистую силу».

9. Папюс ссылается на события в Сидевилле, Франция, где в 1851 г. священники с помощью гвоздей, забитых в место, откуда доносился загадочный стук, поразили не просто призрак, а «астральное тело» живого колдуна, отчего на его теле появились ранения. Момент поражения сопровождался световыми эффектами и дымом. Подробнее об этом см. в статье «Полтергейст, колдовство и охота на ведьм».

10. Профессор Филипп – оккультный целитель Филипп Низье, известный и в русской истории благодаря тому, что безуспешно лечил больного сына царя Николая II. Он тоже был членом Ордена мартинистов.

11. Papus. La maison hantee de Valence en Brie. Paris, 1896, p. 24–27.

12. Mery G. La voyante et les maisons hantees. Paris, 1897, p. 83–85.

13. То есть выделенным за пределы тела.

14. Дюпрель К. Магия как естествознание // Ребус, 12 авг. 1912 г., № 28, с. 2–3.

15. Mery G. La voyante et les maisons hantees. Paris, 1897, p. 86.

16. Supernatural Experiences // Valor, Noblesville, Vol. III, № 25 (Oct. 18, 1952), p. 7, 15.

17. A French Haunted House // Chronicle, Adelaide, Aug. 15, 1896, p. 25.

18. Классические опыты экстериоризации Альбера де Роша, Шарля Ланселена и др. описаны в кн.: Де Роша А. Световые излучения человека и перемещение чувствительности внаружу. Пг., 1915; Дюрвилль Г. Призрак живых. Пг., 1915. Пылаев начал опыты после того, как купил современное переиздание книги Дюрвилля.


Михаил Герштейн 31.01.2025
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Вахта на краю света
НЛО и АЯ 4
Вахта на краю света
Острова Северной Атлантики считаются одними из самых суровых мест на Земле, обжитых людьми. Холодные воды, где человек замерзает насмерть за считанные минуты, плохой климат с затяжными дождями и штормами, скалы, покрытые чахлыми растениями – обстановка, радующая только чаек. Однако именно здесь произошел один из самых загадочных эпизодов морской истории Шотландии.
Человек из параллельного мира
Курьезы 1
Человек из параллельного мира
В середине прошлого века в Японию приехал таинственный человек с паспортом на неизвестном языке, выданном несуществующим государством. Его историю часто приводят как доказательство существования параллельных миров или альтернативных вселенных, как в комиксах «Марвел». Судьбой этого человека интересовались в ЦРУ и парламенте Британии, о нем писали газеты всего мира, но никто не захотел или просто не смог сложить все детали старой загадки.