Мартин Лютер, христианство и полтергейст

«Нечистая сила» времен Реформации

Первая половина XVI века ознаменовалась не только расколом католической церкви и попытками исцелить его с помощью огня и меча. Именно в это время родилось само слово «полтергейст». Впервые оно появилось в печатном виде в 1522 г. на страницах самого на тот момент радикального теологического труда Мартина Лютера «О злоупотреблении мессами».

Также по теме
Феномен полтергейста известен с древних времён. Первые упоминания о «духах» способных проникать в дома людей и чинить там безобразия, записаны ещё на глиняных табличках знаменитой библиотеки Вавилона. Но только в 1713 г., в немецком городе Дортмунд впервые подобные проявления были названы полтергейстом. В тот же год врач Бертольд Гертсман, чью семью и терроризировала окрещённая им стихия, написал один из первых полноценных отчётов «Точное и правдивое представление призраков и полтергейстов в Дортмунде», заложив тем самым общие принципы изучения этого аномального явления.

Лютер в нем отрицал, что мессы могут помочь умершим в чистилище и что их неупокоенные души могут являться живым или беспокоить их стуками. Поскольку, по его мнению, вера в мессы за упокой душ умерших уводила людей от веры в Христа к вере в дела человеческие, призраки могли быть только демонами, маскирующимися под души близких людей. Сами эти явления он не отрицал, но приписывал их нечистой силе: «Полтергейсты – не души людей, а просто демоны, которые действуют и говорят так, будто их можно искупить; они превращают в шутку и издевательство Святое таинство и завет Божий, уничтожают веру... Испытайте их. Проявите свою веру, и вы увидите, что духи немедленно перестанут быть такими глупыми и пугающими» [1].

Мартин Лютер. Картина Лукаса Кранаха-старшего (1532).
Мартин Лютер. Картина Лукаса Кранаха-старшего (1532).
 

Труд этот был написан Лютером в крепости Вартбург, где сторонники его прятали от гнева Папы Римского. В 1540 г., много лет спустя, он рассказал, что в те времена сам испытал проказы полтергейста. Поскольку его ученики стенографировали все, что говорил наставник, рассказ дошел до наших дней. Во время застольной беседы нюрнбергский богослов Андреас Озиандер заявил, что полтергейста не существует, и тем самым подвигнул Мартина Лютера на интересные откровения.

Полтергейсты. – Озиандер утверждал, что их не существует, на что доктор Лютер ответил: «Они существуют! Озиандеру всегда хочется, чтобы все было как ему нравится. Я убедился в их существовании propria experencia [на собственном опыте]. Однажды, когда я устал от чтения канонических молитв, из-за печки донесся громкий шум, который меня очень напугал. Но когда я понял, что это была игра дьявола, я лег в постель и помолился Богу, сказав: «Tu omnia subiecisti sub pedibus eius... [«Все покорил под ноги его...» – Евр. 2:8, Пс. 8:7] Если дьявол имеет надо мной какую-то власть, пусть покажет ее!» И я заснул.
В другой раз, когда я был в трапезной, раздался такой громкий стук тарелок, что я подумал, что небо и земля, должно быть, рушатся на куски, но вскоре понял, что это действует дьявол, удалился и лег спать.
В третий раз после мессы я выглянул в сад из окна кельи и увидел большую черную свинью, которая металась во все стороны, хотя ни одна свинья не могла проникнуть в сад. Вскоре она исчезла; она тоже была дьяволом.
Четвертый раз произошел, когда я был в Вартбурге, близ Айзенаха, и кто-то бросал в меня лесными орехами из-за печки. Вскоре я понял, что это тоже дело рук дьявола, и отправился спать. <Как только я немного задремал, на лестнице началась суматоха, как будто по ней сбросили шестьдесят бочек; хотя я знал, что лестница была хорошо заперта цепями и замками, так что никто не мог подняться, все равно очень много бочек продолжало падать вниз. Я встаю, подхожу к лестнице, хочу посмотреть, что там может быть; но она по-прежнему была заперта. Я сказал: «Если это ты [Сатана], да будет так!», вверил себя Господу Христу, и снова лег спать>. Я лично испытал все это на себе. Haec vera sunt. [И это правда] [2].
Запись одного из высказываний Мартина Лютера о полтергейсте. Слово это было записано его учеником раздельно – «polter geister».
Запись одного из высказываний Мартина Лютера о полтергейсте. Слово это было записано его учеником раздельно – «polter geister».
 

Лютеру довелось не только самому пережить вспышки полтергейста, но и советовать другим, как от него избавиться. Эта история тоже была записана его учениками.

5 апреля [1538 г.] пришел священник из церкви в Сюптице, недалеко от Торгау, чтобы пожаловаться на явления и беспорядки, вызванные Сатаной. Он сказал, что Сатана нарушал его покой ночными беспорядками и разбил всю посуду в доме. Сатана швырял горшки и тарелки рядом с его головой, так что они разбивались вдребезги, раздражал его громким смехом, хотя тот его и не видел. По словам священника, он целый год терпел эти и многие другие испытания, так что жена и дети захотели уйти из дома [3].
Лютер ответил: «Дорогой брат, будь тверд в Господе и непоколебим в своей вере! Не поддавайся этому разбойнику! Терпите внешние проявления и незначительный ущерб, который наносит разбитие горшков, ибо это не может повредить вашему телу и душе, как вы уже убедились, ибо ангел Господень с вами. Пусть Сатана играет с горшками. А пока помолитесь Богу вместе с женой и детьми и скажите: «Убирайся, Сатана! В этом доме хозяин я, а не ты...» Тебе следует позволить ему играть столько, сколько пожелает. Меня часто донимал дьявол, когда я был заключен в тюрьму на моем острове Патмос, высоко в крепости [Вартбург] в царстве птиц. Я сопротивлялся верой и противопоставил ему стих о том, что Господь мой, сотворивший человека, «все покорил под ноги его... Если у тебя есть хоть какая-то власть над ним, покажи ее!» [4].

Нечто, бросавшее горшки, сразу же было опознано как нечистая сила: либо пастор из Сюптица, либо автор записи уже приняли на веру учение Лютера о том, что полтергейст – это сам дьявол. Как только священник ушел, Лютер сказал ученикам, что есть и другие способы изгнания нечисти, но они не всем подходят и могут быть опасны, потому что за словами или поступками должна стоять искренняя вера.

Затем он рассказал историю о женщине из Магдебурга, которая, когда Сатана потревожил ее, прогнала его пердежом [5]. «Этому примеру не всегда следует следовать, и он опасен, – сказал Лютер, – потому что Сатану, который является духом и творцом самонадеянности, нелегко осмеять и обратить в бегство. Такой пример может совсем не подходить для кого-то другого. Так, однажды рогатый призрак Сатаны потерял свой рог, когда благочестивый человек стал гордиться своим крещением, но когда другой человек по глупости попытался сделать то же, он был убит Сатаной» [6].

Лютер давал советы о том, что делать при полтергейсте, не только в узком кругу, но и во время проповедей, которые сразу же издавались в виде брошюр. Самый длинный текст на эту тему содержится в проповеди на праздник Богоявления 6 января 1522 г., написанной под влиянием его недавней встречи с полтергейстом. Поскольку Лютер еще гостил в Вартбурге, она, вероятно, была прочитана в узком кругу или сразу отправлена в печать без опробования на прихожанах.

Если в вашем доме завелся полтергейст, не ходите и не обсуждайте его повсюду, но знайте, что это недобрый дух и что он пришел не от Бога. Тихо перекреститесь и доверьтесь своей вере. Если Бог послал его наказать вас, как он поступил с благочестивым Иовом, будьте готовы и страдайте добровольно. Но если дух ведет с вами свою маленькую игру, презирайте его с твердой верой и смело доверяйте слову Божьему; он не причинит вам вреда и не нападет на слово Божье. Не сомневайтесь, потому что, по моему мнению, ни один из этих полтергейстов не послан Богом в наказание нам; по своей воле и ради забавы они тщетно пытаются напугать нас, потому что у них нет силы причинить вред людям. Если бы у этого духа была сила причинять вред, он не был бы таким шумным парнем, а совершил бы свое злодеяние еще до того, как у вас появилась возможность узнать, кто это сделал. Если к вам придет добрый дух, его приход не будет таким шумным и беспутным. Испытайте это и проявите свою веру, и вы увидите, что это пустое заблуждение не от Бога, и оно прекратится. Если у вас нет веры, вы облегчаете задачу этому духу, потому что слово Божье, которого он боится, отсутствует.
Божественные слова, на которые вы можете мужественно опереться, содержатся в Евангелии от Луки 16:29, где Авраам обращается к богачу в аду после того, как тот попросил, чтобы мертвого Лазаря отправили к его братьям, которые еще были живы на земле. Авраам отклонил просьбу и сказал: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Из этого текста ясно следует, что Бог не желает, чтобы мертвые учили нас, но чтобы мы придерживались Его священных писаний. Поэтому, где бы вам ни встретился дух, не спрашивайте, злой он или добрый, но расправляйтесь с ним, презирайте и втолковывайте ему прямо в нос эти слова, «Habent Mosen et prophetas» – «У них есть Моисей и пророки», и он скоро поймет, что вы думаете. Если он добрый дух, вы понравитесь ему еще больше, потому что вы так смело и радостно произносите слова Божьи, свои и его, если же он злой дух, как и все полтергейсты, он скоро попрощается с вами [7].

В том же 1522 году Лютер прочел проповедь о богаче и нищем Лазаре, вернувшись к волнующей теме о возможности возвращения умерших с того света. Должно быть, все знают эту притчу из Евангелия от Луки, но на всякий случай напомню ее сюжет. Богатый человек, который каждый день «пиршествовал блистательно», умер в то же время, что и прокаженный нищий, сидевший у ворот, тщетно надеясь на объедки с его стола. Нищий Лазарь немедленно отправляется в рай, а богач – страдать в адский огонь. Он умоляет Авраама, чтобы Лазарь принес ему хотя бы капельку холодной воды, чтобы остудить язык, но Авраам объясняет, что никто не может пересечь «великую пропасть», разделяющую их. Тогда богач просит, чтобы Лазаря отправили обратно предупредить его братьев, и те могли бы исправить свои ошибки. Но Авраам отвергает и это предложение богача: Моисея и пророков должно быть достаточно для любого человека. Лютер закончил проповедь, отрицающую возможность визитов с того света, историей о привидениях.

Например, в «Historia Tripartita» [Истории в трех частях] мы читаем о епископе, который прибыл в Коринф, чтобы присутствовать на Соборе, и поскольку он не мог найти подходящего жилья для себя и своих сопровождающих, он увидел незанятый дом, считающийся непригодным для жизни, и спросил, не разрешат ли ему занять его. В ответ ему сказали, что он кишит ночными привидениями, что в нем никто не может жить, и часто по утрам в нем находят мертвых. Тогда епископ не стал ничего говорить, а смело вошел и поселился там, ибо прекрасно видел, что причиной историй о привидениях был дьявол, а поскольку он твердо верил, что Христос – Господь над Сатаной, его не тронули эти уловки. Так молитвами и присутствием святого человека дом был освобожден от призраков и страшных привидений. Вот, вы видите, что призраки – это Сатана, и спорить с ними бесполезно; надлежит презирать их с веселым настроением, как ничто [8].

Кроме Евангелия от Луки, Лютер часто ссылался на Моисея, который сказал своему народу: «не должен находиться у тебя... вопрошающий мертвых» (Втор. 18:11) и Исайю (8:19-20): «И когда скажут вам: «Обратитесь к вызывателям умерших... отвечайте: «Не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых?» Обращайтесь к закону и откровению». Все это, по его мнению, исключало возможность возвращения с того света и тем более получения от умерших каких-то откровений.

Также по теме
Когда появилась первая русскоязычная публикация, рассматривающая феномен полтергейста как целостное явление? Когда к нам пришел сам термин полтергейст? Бытовало мнение, что это произошло в начале 1980-х годов. Однако еще в 1911 году в журнале «Ребус» была напечатана статья, которая стала своего рода точкой отсчета для отечественных исследований этого загадочного явления.

Несмотря на собственный опыт, Лютер отнюдь не был человеком, способным верить в любые истории о полтергейстах или призраках. Очень характерная история была записана его учениками 10 января 1538 г., то есть незадолго до уже упомянутого визита измученного полтергейстом пастора из Сюптица.

Некий юноша, ученик кузнеца, был обманут и напуган ночным видением, которое его водило по всем улицам с 6 до 8 часов вечера. Затем призрак спросил, знает ли он катехизис, и сказал, что недавно он поступил нечестиво, раз принял причастие двух видов [9]. В конце концов ему сказали: «Если вернешься в дом хозяина, я сверну тебе шею». Соответственно, он не заходил в этот дом в течение нескольких дней.
Мы отвели юношу к доктору Лютеру и рассказали о случившемся. Затем Лютер сказал, что не следует слишком быстро верить всем и каждому, потому что многие выдумывают подобные вещи; даже если он увидел призрака, он не должен отказываться от своего призвания. После этого Лютер расспросил юношу о его разговоре с Сатаной и сказал ему: «Постарайся не лгать. Бойся Бога, слушай Божье Слово, возвращайся в дом своего учителя и выполняй работу, соответствующую твоему призванию. Если Сатана вернется, скажи ему: «Я не буду повиноваться тебе. Я буду повиноваться Богу, который призвал меня к этой работе. Даже если ангел спустится с небес и скажет обратное, я останусь при своем призвании» [10].

Лютер, конечно, понял, что ученик кузнеца придумал эту историю, чтобы объяснить свое отсутствие на работе и, возможно, скрыть любовные приключения. Тем не менее он не стал открыто разоблачать юношу и сделал все, как и подобает священнику, столкнувшемуся с такими проблемами. Его совет согласуется с собственным толкованием истории Лазаря: не обращайте внимания на сверхъестественных посланцев, потому что у христиан уже есть все необходимые рекомендации.

Тем временем католики тоже стали использовать истории о призраках, полтергейсте и прочей потусторонней активности, причем с прямо противоположной целью – подтвердить отрицаемые протестантами положения их веры о мессах, чистилище и т. п. Пожалуй, самый характерный пример такой пропаганды содержится в памфлете Адриана де Монталамбера, духовника Франциска I Французского. Он был опубликован в Париже в 1528 г. и озаглавлен «La merveilleuse hystoire de lesperit qui depuis nagueres cest apparu au monastere des religieuses Sainct Pierre de Lyon» («Удивительная история духа, который недавно появился в женском монастыре Святого Петра в Лионе»).

Титульный лист памфлета де Монталамбера.
Титульный лист памфлета де Монталамбера.
 

В памфлете говорится, что монахини аббатства Св. Петра следовали уставу святого Бенедикта, но до 1516 г., когда в нем провели реформу, положение было довольно плохим, и монахини приходили или уходили, когда хотели, днем и ночью. Для одной из них, Элис де Телье, соблазн оказался слишком сильным. Молодая монахиня воспользовалась должностью ризничего, чтобы обокрасть монастырь и сбежать в большой город. Примерно восемь лет спустя, в 1524 г., изменившись до неузнаваемости из-за болезней и лишений, но все еще молившая небеса о прощении, она умерла, но не в аббатстве, где когда-то жила, причем это было ее последним и самым заветным желанием, а в полной нищете среди поля у маленькой деревушки. Там ее и зарыли «как самое презренное существо в мире, без отпевания, похорон, молитв, каких-либо торжественных мероприятий, без того, чтобы память о ней сохранилась хоть у кого-либо».

В это же время в аббатстве проживала 18-летняя монахиня Антуанетта де Гролле. Ее описывают как мудрую для своего возраста, из хорошей семьи и чрезвычайно религиозную. Она жила в монастыре еще до 1516 г. и знала Элис де Телье.

Однажды ночью, примерно в начале 1526 г., сестра Антуанетта, оставшись одна в келье, лежала в постели в полудреме. Внезапно кто-то приподнял ее вуаль, осенил крестом ее лоб и нежно поцеловал. Проснувшись, она была скорее удивлена, чем напугана, но, никого не увидев, решила, что это сон. Однако через несколько дней она начала слышать негромкие постукивания под ногами, как будто кто-то стучал концом палки по плитке или ступеньке. Шум, казалось, доносился из-под земли. «Я часто слышал его, – замечает де Монталамбер, – и по моей просьбе он отбивал столько ударов, сколько я требовал». Эти звуки сопровождали ее повсюду, особенно усиливаясь во время богослужений, причем они никогда не были слышны в ее отсутствие. Изумленные монахини спросили сестру Антуанетту, что она думает об этих событиях. Антуанетта ответила, что не знает, кто это может быть, если только это не сестра Элис, ризничая, поскольку та часто снилась ей после смерти последней. Затем задали вопрос существу, которое стучало, и был получен ответ (с помощью какого кода, нам не сообщают), что это действительно дух сестры Элис. Невидимка дал четкое указание на ее личность, но, к сожалению, нам снова не сказали, что это был за знак.

Затем настоятельница приступила к поискам тела Элис. У духа спросили, желает ли она, чтобы ее похоронили в аббатстве. Она ответила, что желает. Останки были обнаружены, извлечены из могилы и доставлены в аббатство. По мере приближения тела дух издавал все больше и больше шума, а когда оно достигло монастыря, стук стал просто неистовым.

Монахини, как можно себе представить, были довольно обескуражены, и 16 февраля 1526 г. епископ Лионский попросил де Монталамбера разобраться в этом вопросе.

Оставшаяся часть памфлета была посвящена деятельности, которую монахини вели во благо покойной сестры Элис. Ее останки перенесли в здание капитула аббатства, и сестру Элис торжественно призвали ответить на вопросы, которые епископ зачитал в присутствии Антуанетты. Вопросы, на которые дух отвечал стуками, «да» или «нет», касались таких тем, как сопровождающий и направляющий ее добрый ангел, чистилище, причиняемые там муки, дается ли от них отсрочка по святым дням и как Элис может быть избавлена от них. Затем провели долгую службу, призванную способствовать ее избавлению, и во время нее сестра Антуанетта необычным образом сыграла роль покойной монахини. После речи епископа, призвавшего настоятельницу и монахинь простить заблудшую Элис, Антуанетта встала, «от лица покойной» с великим смирением опустилась на колени у ног настоятельницы, и самым жалобным образом молила о пощаде, говоря: «Преподобная мать, сжалься надо мной ради Того, кто висел на кресте ради нашего спасения, и будь добра согласиться на мое отпущение грехов». Благочестивые слова так растопили сердца присутствующих, что не было никого, кто бы не заплакал. В конце службы была произнесена формула полного отпущения грехов.

Два священника aнгликанской церкви изгоняют дьявола из дамы (1691 г.).
Два священника aнгликанской церкви изгоняют дьявола из дамы (1691 г.).
 

На третий день после службы де Монталамбер вернулся в аббатство, чтобы оценить эффективность процедуры. О его приходе дух сестры Элис узнал заранее, он непрерывно стучал и даже поднял де Гролле в воздух! Де Монталамбер попросил сестру Элис постучать девять раз, если она освободилась от мучений чистилища, и постукивания были исполнены должным образом.

20 марта сестра Антуанетта, оставшись одна в келье, увидела человеческую фигуру, которая исчезла в углу. Поразмыслив, она подумала, что это могла быть сестра Элис. Затем, на рассвете, ее разбудил слабый голос, который представился сестрой Элис и заявил, что в результате молитв сестер Создатель отменил ее приговор к тридцати трем годам заключения в чистилище.

Заключительный акт маленькой драмы, что вполне уместно, состоялся в субботу, 21 марта 1526 г., в праздник святого Бенедикта, покровителя монахинь монастыря Св. Петра в Лионе. Монахини сидели за столом и как раз начали чтение молитв, когда раздались тридцать три мощных удара. Это означало, что срок пребывания сестры Элис в чистилище сократили с 33 лет до тридцати трех дней [11].

Сейчас бесполезно гадать, был ли это действительно полтергейст, который отлично приспособился к монастырскому окружению, или «чудеса» ловко подстроили де Гролле и ее сообщницы. Де Монталамбер не приводит достаточно подробных сведений о стуках, чтобы можно было понять, могли ли они быть получены мошенническим путем, зато не преминул обругать веру протестантов. Скептики могут сказать, что это, собственно, и являлось главной целью памфлета.

Впрочем, в католических странах тоже были происшествия, скорее подтверждавшие мнение Лютера о сатанинской природе полтергейста. Одно из них упоминается демонологом Николасом Реми со слов испанского писателя Антонио де Торквемады. Точная дата и год там не указаны, можно лишь сказать, что это произошло примерно в 1540 году.

В Саламанке жила матрона, в чьем доме, как говорил народ, обитали демоны, бросавшие камни. Это побудило мэра города лично проверить, правдивы ли упорные слухи про тот дом, или же они были скорее выдуманы слугами, чтобы скрыть какие-то шалости, ибо среди них были две молодые девушки недюжинной красоты, и возникло подозрение, что вся история была сфабрикована, чтобы облегчить им встречи со своими возлюбленными. Итак, мэр отправился в дом в то время, когда, как говорили, чаще всего бросали камнями, и с ним не менее двадцати горожан, причем некоторых из них он послал с фонарем обыскать верхнюю часть дома, чтобы узнать, кто бросал камни в слуг. Они тщательно обыскали все вокруг, а вернувшись, сказали, что не нашли ничего подозрительного. Тогда он решил потратить некоторое время на осмотр подвала, куда можно было спуститься по лестнице из столовой. И вот, едва они добрались до того места, как раздался сильный шум, и в них начали бросать камнями, которые сбили людей с ног, но не причинили вреда. Они тут же послали кого-то посмотреть, откуда летит град камней, но там было пусто, хотя камни продолжали падать. Это окончательно подтвердило сложившееся у многих мнение, что все это колдовство и дело рук дьявола; убеждение еще более укрепилось, когда камни продолжали падать им на головы даже после того, как они в ужасе выбежали из дома. Наконец, один из беглецов, почувствовав себя смелее на безопасном расстоянии, взял себя в руки и, хорошо запомнив внешний вид одного камня, бросил его обратно в дом, сказав: «Если это дело твоих рук, демон, тотчас же брось этот камень обратно в меня». И когда это тут же было проделано, хотя камень не причинил ему вреда, больше не оставалось ни малейшего места для сомнений, что дом населен демонами, как и говорила матрона [12].

Религиозная полемика вскоре переросла в братоубийственные войны, где католики и протестанты безжалостно резали друг друга. Вспыхивали народные восстания, немыслимые прежде секты привлекали десятки тысяч человек, захватывали целые города и устраивали в них царство террора. Истребление обвиняемых в колдовстве женщин достигло невозможного ранее масштаба. Сам Лютер верил в колдовство и считал, что болезни, от которых он страдал – это не результат возраста, пьянства и обжорства, а злонамеренное воздействие то ли Сатаны собственной персоной, то ли посланных им ведьм. Европа радикально изменилась в пламени многолетних войн, и только полтергейст остался прежним, продолжая ставить в тупик новые поколения ученых и богословов.

Литература и примечания

1. Luther's Works. Vol. 36. Philadelphia, 1959, p. 195.

2. Dr. Martin Luthers Werke. Tischreden, 1531–1546. Bd. 5. Weimar, 1919, p. 87. Пример № 4 был дополнен по: Dr. Martin Luthers Werke. Tischreden. Bd. 6. Weimar, 1921, p. 209 (текст в угловых скобках).

3. Лютер выступал за отмену целибата, и его сторонники женились, невзирая на сан или постриг.

4. Dr. Martin Luthers Werke. Tischreden, 1531–1546. Bd. 3. Weimar, 1912, p. 634–635. Англ. пер.: Luther's Works. Vol. 54. Philadelphia, 1967, p. 279–280. Крепость Вартбург не была тюрьмой, но Лютеру разрешили выходить из нее только после того, как он отрастил бороду и стал неузнаваемым. Лютер довольно нескромно сравнивает ее с островом Патмос, куда был сослан апостол Иоанн Богослов.

5. История с «ветреной» женщиной упоминается и в другом месте. Ее часто по ночам беспокоил «призрак». Она выгнала его, «изрядно перданув» и сказав: «Эй, дьявол, хватай это как посох и вали в Рим к своему идолу!» [т. е. Папе Римскому]. И досаждающий дух исчез» (Dr. Martin Luthers Werke. Tischreden, 1531–1546. Bd. 2. Weimar, 1913, р. 456). Стоит заметить, что Мартин Лютер был сквернословом, обожающим использовать мат и анально-фекальные аналогии. См: Bagchi D. The German Rabelais? Foul words and the Word in Luther // Reformation and Renaissance Review, Vol. 7, 2005, p. 143–162.

6. Dr. Martin Luthers Werke. Tischreden, 1531–1546. Bd. 3. Weimar, 1912, p. 635. То, что человек мог быть убит Сатаной, явно противоречит его же предыдущим словам о том, что он не имеет власти над людьми. Скорее всего, это ошибка при записи, а не оговорка Лютера.

7. Luther's Works. Vol. 52. Philadelphia, 1965, p. 179–180.

8. Dr. Martin Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe. Bd. 10. Weimar, 1905, p. 198–199.

9. То есть причастие хлебом и вином; в католицизме его было разрешено принимать только духовенству, а протестанты разрешали такое причастие всем.

10. Luther's Works. Vol. 54. Philadelphia, 1967, p. 258.

11. Lang A. Cock Lane and Common-Sense. L., 1894, p. 110–113; Gauld A., Cornell A. Poltergeists. L., 1979, p. 23–26.

12. Remy N. Demonolatry. L., 1930, p. 83.


Михаил Герштейн 30.12.2024
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Человек из параллельного мира
Курьезы 1
Человек из параллельного мира
В середине прошлого века в Японию приехал таинственный человек с паспортом на неизвестном языке, выданном несуществующим государством. Его историю часто приводят как доказательство существования параллельных миров или альтернативных вселенных, как в комиксах «Марвел». Судьбой этого человека интересовались в ЦРУ и парламенте Британии, о нем писали газеты всего мира, но никто не захотел или просто не смог сложить все детали старой загадки.
Звуки пылающего неба
НЛО и АЯ 1
Звуки пылающего неба
Всего пять процентов жителей Земли могут похвастаться, что хотя бы раз в жизни видели северное сияние. Тех, кто наблюдал тесно связанные с пылающим небом аномалии, еще меньше, и до недавних пор это помогало ученым отрицать то, что было хорошо известно жителям крайнего Севера.