По следам мироточащей фигуры
Забытое чудо деревни КовшевичиВ рамках запущенного нами инициативного научного проекта «Ареал чудес» мы много лет собираем информацию о самых различных формах проявления сверхъестественного на территории Беларуси. Мы уже рассказывали на нашем сайте о разнообразных религиозных чудесах (миро- и кровоточении икон, находках крестов и нерукотворных образов в стволах деревьев, появлениях Богородицы, «отпечатках» святых на стенах, обновлениях придорожных крестов и др.). Однако до сих пор продолжают появляться свидетельства о нестандартных для нашей страны происшествиях.
В результате сотрудничества с объединением «Вольный архив» проект «Уфоком» получил в свое распоряжение многочисленные опросы информантов, касающиеся интересующей нас темы. Одна из предоставленных нам записей была сделана 10 лет назад в д. Криница Вилейского р-на Минской обл. Тогда местная жительница – Ядвига Карловна Жук (в девичестве – Матук) – рассказала про самопроизвольные обновления икон в их районе в конце 1950-х годов. Из числа таких происшествий немного выбивается случай, предположительно имевший место в д. Козлы Вилейского района, куда информантка ходила пешком, чтобы посмотреть на очередное чудо. По прямой до этой деревни по карте около десяти километров, но приходилось идти почти в два раза дальше.
Ранее мы уже писали об интересной особенности, отмеченной только в данном кусте деревень: обновления здесь случались в католических или православных придорожных капличках (небольших каменных или деревянных часовенках) [3, с. 110]. Это уже само по себе необычно, но рассказчица упоминает и о чем-то совершенно ином. По ее словам, в д. Козлы еще была запущенная (т.е. старая) фигурка Матки Боскай (Божьей Матери). И вот в одной капличке фигура обновилась, да так, что при этом «прямо роса стояла». И «бабы все лезли туда», чтобы хотя бы помочить палец. Зачем они это делали, не уточнялось, но можно с осторожностью предположить, что субстанцию использовали в лечебных целях, как издавна лечились слезами или миро с плачущих или мироточащих икон [2].
Позже, в своей статье, посвященный каталогизации чудес на Вилейщине, я указывал, что аналогичных записей во всем нашем массиве данных выявить не удалось. Плачущие фигуры святых больше характерны Западной Европе, в частности, Италии, но не Беларуси [1, с. 222]. Встречаются они также в Японии, Нидерландах, США и др. Если бы нам действительно удалось обнаружить эту мироточащую статую (в Западной Беларуси чаще используются термины «фигура» или, реже, «статуэтка»), то это была бы небольшая сенсация. К тому же оставался открытым вопрос, помогло ли кому-нибудь лечение выделившейся росой? Перед нами могла оказаться малораспространенная, но все же встречавшаяся и оттого не менее интересная практика из области народной медицины.
С целью проверки этих сведений 23 мая 2024 года проект «Уфоком» совместно с блогом «Родны край» провел поиски других возможных свидетельств существования мироточащей фигуры в районе вышеназванной деревни (экспедиция получила порядковый номер 287).
Стоит оговориться, что ранее нам уже рассказывали об обновившейся иконе в д. Козлы. Так, по информации Л. В. Сонич, ее тетя ходила в д. Козлы смотреть на обновившуюся икону. В этот раз нам также удалось разыскать Н. Ф. Кажуру (1939 г.р.), которая рассказала, что в их капличке, расположенной на кладбище, действительно обновилась икона (но какая именно, не помнит). Эту икону забрал потом в Илью местный батюшка, но позднее женщины сказали, что в церкви ее не видели. Увы, про фигуру она ничего не помнит. Но тут есть важная деталь – в Козлы она переехала в 1962 году из д. Тяпинцы того же района, а значит могла уже каких-либо паломничеств не застать. Немного дополнила эту информацию С. П. Курец (1938 г. р.) из д. Ковшевичи, которая сообщила, что слышала о том, что обновление в Козлах якобы инсценировали «две женщины», которые влезли ночью в капличку и начистили икону луком. Люди шли туда нескончаемым потоком и несли различные подношения.
Про еще одно чудо нам рассказала семейная пара из д. Заборье. И хотя они пожелали остаться инкогнито, по их словам, в начале деревни Ковшевичи возле дороги раньше стояла небольшая капличка, где была какая-то иконка. И вот «кому-то привиделось», что из нее «слеза потекла». А вот это уже было очень интересно. Получается, что предыдущий след оказался ложным? Явно необходимо было сосредоточиться на опросе людей в Ковшевичах и их окрестностях. Увы, нам почти не удалось найти там старожилов, которые смогли бы рассказать значительно больше подробностей. Удивительно, но даже упомянутая выше С. П. Курец, которая в этой деревне живет с 1959 года, ничего о местном чуде не слышала.
Зато другой местный житель – А. А. Ревяко (1951 г.р.) вспомнил, что в их капличке, стоящей у дороги, действительно обновилась икона: старые детали изображения стали как новые. Люди ходили туда до того момента как ее не «сожгли коммунисты». Про появление росы он ничего не слышал, но отметил, что кроме иконы там же находился крест и небольшая деревянная фигурка Иисуса Христа. Впрочем, если учитывать, что событие произошло в конце 1950-х годов, Анатолию Александровичу в тот момент было не более 8–9 лет и некоторые факты могли стереться из памяти.
Про мироточение в ковшевичской капличке нам рассказала и Н. А. Курец (1939 г.р.) из д. Бережок Вилейского р-на. С ее слов, ходил слух, что в там «плачут иконы» и с них что-то капало. Одновременно она помнит разговор и про обновление этих икон. А вот чтобы люди ходили и собирали эти капельки, она такого не слышала. Что важно, она упомянула и про обновление в Козлах и разделяет между собой эти случаи.
Итак, нам остается сделать вывод, что росоточение имело место в каплице, расположенной не у деревни Козлы, а у деревни Ковшевичи. Далее можно осторожно предположить, что там внутри имелась и икона, которая обновилась и после заплакала (весьма распространенный мотив), а также фигура Божьей Матери (Иисуса Христа?), которая также оказалась покрыта капельками влаги. Эти капельки и брали женщины, возможно, используя в качестве своеобразного лекарства. Почти сразу зачатки культа были ликвидированы, капличка уничтожена, а вот что стало с иконой и фигурой (если она там все же была и это не контаминация двух сюжетов) пока не ясно. Теоретически, их могли отдать в один из ближайших костелов, но пока нам не удалось выяснить, в какой (сведения не сохранились). Возможно, будущие исследователи этой темы окажутся удачливее нас и смогут пролить чуть больше света на это уникальное происшествие советского периода.
Выражаю благодарность Евгению Шапошникову за транспортную поддержку прошедшей экспедиции и Александру Анюкову (блог «Родны край») за видеосъемку и освещение этой истории у себя на канале.
Информанты
Жук (Матук) Ядвига Карловна, 1932 г. р., д. Криница Вилейского р-на Минской обл., записали А. Сидорович, Д. Кравчонок, А. Клюкин в 2014 году.
Кажура Надежда Федоровна, 1939 г.р., д. Козлы, родом из д. Тяпинцы Вилейского р-на Минской обл., записали И. Бутов, А. Анюков в 2024 году.
Курец Надежда Андреевна, 1939 г.р., д. Бережок Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов, А. Анюков в 2024 году.
Курец Софья Петровна, 1938 г.р., д. Ковшевичи Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов, А. Анюков в 2024 году.
Ревяко Анатолий Александрович, 1951 г.р., д. Ковшевичи Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов, А. Анюков в 2024 году.
Сонич Людмила Васильевна, 1945 г. р., д. Есьмановцы Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2018 году.
Литература
1. Бутаў, I. Каталог непрызнаных цудаў Вілейшчыны / I. Бутаў // Беларускi фальклор: матэрыялы i даследваннi. – 2024. – Вып. 11. – С. 220–234.
2. Бутов, И.С. Нарративы, связанные с мироточением икон, в Российской империи в XVIII–XIX вв. (по материалам РГИА) / И. С. Бутов, Н.В. Томин // Известия иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». – 2024. – Т. 47. – С. 123–138.
3. Бутов, И. С. Ареал чудес: волны обновлений икон в XIX – первой половине XX века: монография / И. С. Бутов. – Минск: Колорград, 2018. – 168 с.