Каталог непризнанных чудес Вилейщины
Сверхъестественные происшествия в Вилейском районе Минской областиВилейский район неоднократно становился целью экспедиций проекта «Уфоком» в последние годы. Только с 2011 года, когда автора увлекла тема чудес, мы побывали здесь не менее восьми раз (особенно продуктивной была экспедиция №217, прошедшая в мае 2018 года). За это время мы по крупицам восстанавливали совершенно забытую и практически вымаранную из истории страницу с самопроизвольным обновлением икон, крестов и статуй на территории района. Под «самопроизвольным обновлением икон» автор понимает сверхъестественное событие, выражающееся в полном или частичном просветлении или восстановлении деталей изображения иконы [2, с. 8]. Если на иконе, например, выцвело или выгорело изображение, но в какой-то момент оно полностью или частично снова становится ярче. На сегодняшний день только в одном Вилейском р-не удалось уже собрать сведения минимум о 25 подобных инцидентах с иконами, двух – с крестами и одном – со статуей, а также об одном явлении Богородицы.
В 2018 году увидела свет обширная монография автора по этой теме, где были представлены первые результаты исследований таких событий на территории Беларуси и ближнего зарубежья [2]. В ее основу легли данные исторических архивов, а также полевые материалы автора, собранные в экспедициях нашего инициативного проекта. К моменту выхода книги, по Вилейщине уже был собран богатый корпус текстов, который позже был дополнен и значительно расширен записями из нескольких новых поездок. Кроме того, неоценимую помощь в пополнении нашей региональной базы данных нам оказал местный краевед А. П. Зайцев, а также члены «Вольного архива», которые любезно предоставили нам записи опросов информантов, сделанные в ходе экспедиций РМОО «СЭТ». Благодаря всем этим источникам и появился первый своеобразный «каталог чудес» по Вилейскому р-ну.
Хотелось бы отметить, что обновленные иконы, хотя в большинстве случаев, с точки зрения информантов, просветлевшие благодаря некому сверхъестественному или чудесному событию, официально не могут считаться чудотворными. Несмотря на то, что почти постоянно такие обновления вызывали паломничества, нам, по крайней мере на Вилейщине, не удалось зафиксировать ни одного случая исцелений от них. Возможно, что лишь в д. Козлы предпринимались попытки лечения некой «росой» от обновившейся статуи, которой женщины старались помочить пальцы. В любом случае, перед нами в первую очередь стояла задача собрать как можно больше сведений о фактах чуда без навешивания на эти объекты каких-либо ярлыков. Скрупулезной интерпретацией вполне может заняться и будущее поколение исследователей, но именно сейчас мы еще можем записать уникальные рассказы из первых уст. Стоит добавить, что до нас этой работой по необъяснимой причине вообще никто не занимался.
Основываясь на собранном материале, можно сделать вывод, что по территории Беларуси прокатилось несколько своеобразных волн обновлений – т. е. ряд распространяющихся локальных вспышек обновлений икон на определенной (довольно обширной) территории, ограниченных конкретными временными рамками [2, с. 8]. Кроме икон обновлялись также распятья на придорожных крестах, фигуры святых, иконы на кладбищенских крестах и у источников и т. д. Именно отголоски этих волн до сих пор отдаются эхом в рассказах информантов. Для Вилейского р-на также можно выделить несколько своеобразных исторических вех, когда чудес было больше, чем в другие годы. На территории района мы, возможно, отметили один из самых первых случаев обновлений в Беларуси (д. Губы), произошедший в конце XIX века, правда информант (в пересказе через несколько поколений родственников) назвал это «свечением иконы» без какой-либо конкретики. Анализ других текстов позволяет говорить, что большинство обновлений икон произошли здесь, начиная с первых послевоенных лет до второй половины 1950-х годов, а также в середине 1960-х годов, лишь малая толика их отмечена нами в начале 2000-х и 2010-х годов.
Большинство информантов, которые в детстве ходили в незнакомый дом посмотреть на чудо, точно не вспомнили, что за икону они там видели. Именно поэтому в наших записях очень мало конкретных сведений об обновившихся иконах, зачастую это вообще лишь указание на то, что в данном населенном пункте когда-то было такое событие.
Проанализировав имеющиеся данные, также можно отметить, что, как и в других частях страны, информанты упоминают вспышки света, которые сопровождали обновление, например, в д. Колодчино и, по-видимому, в окрестностях д. Криница. А в д. Губы икона также засияла, но вот обновилась она или нет, семейное предание такую деталь не сохранило. В д. Студенки нам удалось записать также довольно интересное наблюдение одной женщины, которая утверждала, что иконы обновлялись только в деревнях, где были каплички или же только в самих этих капличках. И, хотя это не совсем верно, все равно обновление в капличках – это довольно характерная местная отличительная особенность, отмеченная, например, в д. Королевцы и д. Козлы, где в капличке обновилась и замироточила фигура Матки Боскай. Кроме Вилейского, такие случаи описаны еще в д. Начь и Чудин Ганцевичского р-на.
При желании информант, долго вглядываясь в свою икону, под влиянием других рассказов мог обнаружить на ней признаки обновления, на которые при другом раскладе не обратил бы внимания. Очень хорошо это прослеживается в рассказе Я. К. Жук из д. Криница Вилейского р-на. Причем не раз подтверждалось, что даже в одной деревне о таком событии могли знать только близкие родственники. Например, Н. В. Веремей из д. Застенки сообщила, что ее родные решили не выносить информацию об этом за пределы семьи, соответственно и паломничества сюда не было.
Обновление – это зачастую сугубо интимное явление и, с точки зрения некоторых информантов, может даваться персонально какому-либо человеку. В этот момент нужно просто наблюдать за ним. В одном из рассказов икона не обновилась до конца из-за того, что очевидец раньше времени оповестил об этом других людей, сопроводив это еще и нелицеприятными выражениями.
Кроме обновления икон, удалось собрать сведения о нескольких обновлениях крестов. При описании случая в д. Долгиново в рассказах информантов можно выделить мотивы, характерные аналогичным свидетельствам не только в Беларуси, но в России и на Украине (обновление в базарный день, появление «дымка» и т. д.) [3, с. 21–24]. Обновление и мироточение (росоточение?) статуи в д. Козлы уникально тем, что аналогичных записей во всем нашем массиве данных выявить не удалось. Считалось, что «плачущие» статуи больше характерны Западной Европе, в частности, Италии, но не Беларуси.
В названии статьи мы условно именуем все эти чудеса «непризнанными», так как названы они так не Церковью, а зачастую самими информантами. Официальной позиции белорусского духовенства по поводу этих икон пока нет, лишь одна из них, та что обновилась в 2000 году в д. Есьмановцы, была перенесена с крестным ходом в церковь аг. Вязынь. Хотелось бы надеяться, что в будущем нам удастся дополнить и расширить наш каталог новыми фактами, а также выделить все характерные именно для этого региона мотивы, связанные с обновлением икон. Несмотря на то, что работа по каталогизации ведется нами уже довольно долго, можно полагать, что это лишь верхушка айсберга и самые интересные находки нас еще ждут впереди.
Каталог чудес
Обновления икон
д. Баровцы (1)1
По информации Г. П. Зеленко икона здесь обновилась в 1956–1957 годах: «Тады казалi ў гэных вёсках, цi яны там веруюшчые моцна былi, абнаўлялiся iконы. Дык надта дзiўна нам было». Однако, так как деревня была расположена довольно далеко от ее населенного пункта, информантка туда не ходила и знает об этом только по рассказам2.
аг. Вязынь/Есьмановцы (1+1?)
Впервые запись о современном обновлении иконы Распятия в аг. Вязынь мы сделали в 2016 году в д. Понятичи3. Только в 2018 году нам удалось подробно расспросить очевидцев об этом случае. Событие имело в место в 2000 году и в нем по максимуму проявилось преломление истории народным сознанием. Несмотря на то, что почти все называли эту икону «вязынской», фактически икона обновилась не в самой Вязыни, а в почти вплотную примыкающей к ней д. Есьмановцы у Нины Нарейко. В вязынской Покровской церкви нам рассказали, что, по словам их прихожанки, однажды, когда та вернулась домой, муж ей сказал, что в их доме как будто раздался выстрел или сильный треск. Люди поначалу не придали этому значения, а потом через некоторое время они увидели обновленную икону, лежащую на диване: «Там диванчик стоял, ляжыць вот так… Гвоздь таки бальшы, и так и лежит она, раз – и обновленная вся была. В то время они и не придали значения, не посмотрели. Именно на Преображение она преобразилась. Патом мы пашли крестным ходом туда. И она эту иконку решила, ну, подарить храму, потому что не знаю, в какие она руки попадет»4. По словам же близких родственников семьи, в которой произошло обновление, «баба Нина» (Нина Нарейко) пошла на Спаса в церковь, а когда вернулась, «дед Миша» (Михаил Нарейко) сообщил ей: «Во, баба Нiна, у нас iкона звалiлася. З гваздём свалiлася на дзiван». Доставшаяся от проживающего в Вильнюсе брата икона, бывшая до своего падения практически черной, стала в одно мгновение «надта ясная-ясная». Посветлевшую икону после этого передали в Покровскую церковь, где она сохраняется до настоящего времени (см. рис. 1)5. Этому случаю также посвящено несколько статей в газетах [5, с. 16–17; 6, с. 5, 7]. Причем в них было сказано, что все произошло перед Пасхой. То, что икона обновляется не сама, а в результате каких-то событий (падение, ремонт в доме, протирка поверхности от пыли, перенесение в другое помещение и т. д.) – мотив, возникший в новое время, примерно с начала 1990-х годов [2, с. 141; 4 (в печати)].
2) Неизвестно об этом же или о другом случае обновления иконы в этом населенном пункте упомянул в своем разговоре Н. И. Сонич: «I ў Вязынi там дзе-то абнавiлiсь iконы, у цэркаў здалi». По словам информанта, было это «после войны»6. Однако в вязынской церкви ныне есть лишь одна икона, считающаяся обновившейся (см. рис. 1 выше).
д. Губы (1?+1)
1) Согласно семейной легенде, которую сообщил вилейскому краеведу А. П. Зайцеву А. Ф. Сороко, у его прадеда, Авдея Иосифа, в конце XIX века при молении ночью произошло «свечение иконы» великомученика и целителя Пантелеймона7. Хотя свечение часто сопровождает обновление, говорить точно о последнем пока затруднительно.
2) Вскоре после Великой Отечественной войны (или во время нее) здесь также обновилась икона. Посмотреть на это чудо ходили многие, в том числе и Л. И. Поцелуева из д. Стебераки вместе с родителями. Ей на момент события было 7–8 лет, т. е. это произошло, предположительно, в 1945–1946 годы8. О том, что в д. Губы в доме у Дмитрия Норко было обновление, подтвердила и К. К. Сороко. Однако, с ее слов, это было не после, а во время войны9.
д. Застенки (2)
1) По информации Е. А. Авдей из д. Дворец, она ходила после войны в д. Застенки, чтобы посмотреть на обновившуюся в одной семье икону: «Паглядзім – ікона была цёмная, а тады ўжо ясная ўжо робіцца»10 (рис. 2). Что именно это была за икона, неизвестно. Со слов женщины, никого из этой семьи сейчас уже нет в живых. Информантке на момент события было 15–20 лет, следовательно, можно примерно отнести это событие к 1946–1951 годам, наиболее вероятно, к 1952–1953 годам.
2) Как сообщила нам Н. В. Веремей, после войны, примерно в начале 1950-х годов, у нее в доме обновилась икона Богоматери: «Была не такая, а тады зрабілася зусём інакшая». О том, что с иконой происходит что-то странное и она стала совсем другой, сообщила ее мама. Однако о факте обновления семья решила не распространяться, к ней никто не ходил: «Было такое ўрэмя, людзі мае дарагія, мама работала адна, бацьку забілі на фронце. Ім не да гэтага было. Самi с сабой перагаварылі, з дзедушкай, і на гэтым канец...»11. Икона до сих пор хранится в семье (см. рис. 3).
д. Есьмановцы (3+)
Кроме обновления иконы в 2000 году, которое обычно относят к Вязыни (см. аг. Вязынь/Есьмановцы), удалось собрать сведения о еще нескольких подобных инцидентах в д. Есьмановцы.
1) Как сообщила нам Л. В. Сонич, когда она была девочкой, то люди рассказывали, что много у кого в их деревне обновились иконы. Можно предположить, что это были 1950-е годы. Например, такой случай произошел у некой «Дуньки» в их деревне: «Во, дзе Дунька жыла. Яна купiла ену хату. I тады за кутам выцягнула iкону. Гэна iкона такая ясная-ясная». Схожее событие было и в другом доме примерно в то же самое время12.
2) Чрезвычайно любопытен современный случай обновления в Есьмановцах. Здесь речь идет об обновлении, как о предзнаменовании скорой смерти. Накануне смерти сына информантки полностью прояснилась ее иконка («Картина страшного суда»), незадолго до этого найденная на чердаке: «I тока адным местам яна чорная, засталось яшчэ. А так была чорная-чорная» (см. рис. 4). С точки зрения женщины, просветление иконы в данном контексте – нехороший знак: «Так гавораць, што ўжо пахаро́ны будуць скора». Речь, предположительно, идет о 2014 годе13. Этот мотив хоть и редко, но все же встречается, например, в среде старообрадцев-липован из Астраханской обл. также считается, что икона может «предчувствовать» смерть кого-либо из домочадцев: икона разрушается («чи жалко того человека, прямо лускаеть, трескается есть, прямо лопается») или, напротив, обновляется («ну, вот буваеть черная, черная, а перед смертью буваеть обновляется, делается как новая» [1, с. 157–158].
д. Ижа (1+)
Информацию об обновлении иконы или икон в д. Ижа собрала экспедиция СЭТ в 2014 году и экспедиция проекта «Уфоком» в 2016 году. М. В. Гордей из д. Студенки слышала, что в этой деревне было обновление, но до войны или после, она не вспомнила14. В свою очередь, С. В. Казанович и М. В. Чукович из д. Ижа сообщили, что слух об обновлении икон здесь ходил «в послевоенное время», примерно в 1960–1965 годах, причем таких икон было много: «Очань многа iконак абнаўлялась: старанькая iконачка, i ўдруг ана засiяет. За ноч, да. Тагда в этат дом прыхадзiлi, там, падарачкi няслi, тое-тое, прыкланялiсь, малiлiсь этае iконачкi». Происходило это в домах у обычных людей, а передавали ли они эти иконы в церковь, неизвестно. Среди естественных объяснений значилось и то, что якобы кто-то натирал иконы луком и пускал «ману» (обман). С. В. Казанович и М. В. Чукович также рассказали о курьезном инциденте, который якобы имел место с местным неверующим по имени Федор15 из этой же деревни. Однажды у него тоже стала обновляться икона, которая, видимо, принадлежала кому-то из его родных. Он вышел на улицу и сказал, что у него обновляется икона, после чего якобы стал крыть матом: «А, браточкi, у мяне так, i так, i так…». Обновление после этого остановилось и на иконе остался только один новенький уголочек16. Этот мотив часто встречается и в других районах Беларуси, например, когда при обновлении появляется неверующий или иноверец, либо же кто-то из присутствующих делает какое-то замечание по поводу этого события, икона перестает обновляться.
д. Козлы (1+)
По информации Л. В. Сонич, ее тетя ходила в д. Козлы смотреть на обновившуюся икону: «Глядзелi iкону, гэта сама, абнаўлялася, многа абнаўлялася ў каго»17. В этой же деревне обновилась и мироточила (ростоточила) фигура Матки Боскай в каплице (подробнее см. ниже).
д. Колодчино (1)
Как минимум одна икона обновилась здесь после 1945 года: «Iкона такая была: старанькая-старанькая, закопчана. I так абнавiлася, што блiсцела». В доме где все это происходило, жила женщина с тремя детьми. Семью хотели отдать под суд за фальсификацию чуда, но так ничего и не добились, по крайней мере, икона так и осталась в этом доме18. Об этом же случае обновления икон речь идет в рассказе М. Н. Сонич, который записала экспедиция СЭТ в 2014 году. По словам М. Н. Сонич, было это «не надта даўна было, пасля вайны», примерно в 1956 году. Звали эту женщину Ольга Сонич. Описала информантка и сам процесс обновления: «А яна ткала. Ткала, как я во цяпер. Толька – блiсь! Во гэтак во. Яна – зiрь. Iкона блiшчыць! Ну, ў хаце ж, цi я ж бы не пазнала, праўда?». Когда женщина рассказала об этом, к эпицентру чуда потянулось множество народа не только из д. Колодчино, но также из аг. Вязынь, д. Кучки и др. «Людзi ўсе, усе – там месца не было, каля хаты – там хаты ж i там хаты...». Ольгу Сонич вызывали в сельсовет, где проводили с ней беседу. Сообщила информант и интересную подробность об этой женщине – та якобы занималась знахарством: «Яна нас бабiла ўсiх, яна бабка была...»19.
д. Королевцы (1)
Икона обновилась здесь в начале 1950-х годов, возможно, в капличке. Другой информации об этом событии нет20.
д. Косута (1)
О том, что обновления икон были в ее родной деревне в середине 1960-х годов21 нам рассказала Т. В. Климёнок. Икона стала «навейшая, светлая стала». В дом пригласили священника. Однако больше каких-либо подробностей произошедшего информантка не вспомнила22.
д. Криница (1)
Я. К. Жук рассказала о том, как обнаружила обновившуюся икону у себя дома. Когда примерно в 1956–1957 годах23 начались разговоры, что в соседних деревнях у некоторых людей обновились иконы, она решила осмотреть и у себя небольшую старую иконку, на которой уже почти ничего нельзя было разобрать. Оказалось, что изображение прояснилось: «Паглідзела: як толька будта нарiсована! Светлая-светлая!». По словам информантки, она не знает, насколько все это было реальным, а насколько произошло под впечатлением от услышанного от других людей: «Прыходзiм дамоў, ужо на абразы ў хаце глядзiм, ужо i тут троху святлее. А цi яно было, цi яно праўда, цi не праўда...»24.
д. Лески (1)
По воспоминаниям информантки из д. Застенки25, она ходила посмотреть на обновившуюся икону в д. Лески. Датировать этот случай нам не удалось.
д. Любки (1)
Икона здесь обновилась у Василины Кунович, тети М. В. Гордей, ныне проживающей в д. Студенки. По ее словам: «У мяне старая іконка, хацела ўжо выкідаваць, а тады гляжу на куць, гаворыць, там жа і рушнічок вешаеш, гляджу – мая iконка абнавiлась». В этот дом приходили люди посмотреть на чудо. Произошло это после войны и, возможно, было расценено как некий знак, так как тетя М. В. Гордей утверждала: «После майго Iвана [погибшего на войне] абнавiлася iкона».
д. Любовши (1)
О факте обновления иконы в д. Любовши участники экспедиции СЭТ рассказали С. В. Казанович и М. В. Чукович из д. Ижа, однако не привели каких-либо подробностей26. Чуть больше удалось выяснить экспедиции нашего проекта в 2016 году. Ф. И. Пукела из д. Застенки рассказала, что в детстве ходила смотреть на эту икону: «Ну, красiвая, новая, блiскучая iкона, а была, гаварылi, старая ўжо зусім». По воспоминаниям очевидца, в тот момент еще была война. «Прышлі, нам сказалі, пахрысціцеся, пацалуйця яе. Мы пахрысціліся, пацалавалі і пашлi…»27. По словам Ф. И. Пукелы, тех людей, в доме которых обновилась икона, уже нет в живых.
д. Мильча (1?)
В июне 1946 года уполномоченный СРПЦ по БССР Н. Чесноков отправил докладную записку уполномоченному СРПЦ по Молодечненской обл. БССР тов. Кадовба в которой сообщалось: «В селе Мильча где служит священником Каминский Н. А. «обновилась» икона, что вам об этом известно» [8, л. 187]. Было дано задание проверить это и, спустя почти месяц, от тов. Кадовба был получен ответ, в котором он писал, что «никакой обновленческой иконы не появлялось», а обновилась якобы икона в Поприцком28 сельсовете Докшицкого р-на29 [8, л. 197–199]. При этом упор почему-то был сделан на поиски иконы в церкви, хотя сейчас известно, что иконы обновлялись, в основном, в домах у местных жителей. Тем не менее, в 2016 году экспедиции «Уфокома» в д. Мильча также не удалось зафиксировать сведений об обновившихся здесь когда-либо иконах.
д. Слипки (2)
1) Икона обновилась здесь у местного жителя – Балуш Михаила Иосифовича: «Ну, як была можа цёмная, можа там i святлейшая. Як ня вiдзеш яе, трудна ж i пазнаць». Люди приходили смотреть на икону и собирались в этом доме. Многие считали, что «Бог так даець, штоб знаць каб малiлiся Богу». Как рассказала нам И. В. Гиль, представители власти приезжали и ругали хозяев, говорили, что это все неправда, и они сами это подстроили. Сама И. В. Гиль также ходила смотреть на эту икону30.
2) В 1989 году в журнале «Нёман» были опубликованы воспоминания писателя П. Л. Лебедева о послевоенном времени в БССР. В них он касается своего назначения на должность помощника начальника политотдела по комсомолу Дуниловичской МТС (Поставский р-н) в марте 1950 года. События, которые он описывает далее, по всей вероятности, произошли в 1950–1951 годах в д. Слипки Вилейского р-на: «По району пронеслось новое: в Слипках под Вилейкой «обновилась икона». Женщины судачили, строили догадки, некоторые пророчили конец света. Более решительные засобирались ехать в Слипки […]». Далее автор сообщает о нескольких таких же историях в Поставском р-не и о том, что некто К. Ф. Макеев написал в газету статью, где «не только раскрыл сущность «божьего чуда», но и привел рецепты препаратов, которыми можно обновлять иконы и картины» [7, с. 144–145]. Найти в деревне тех, кто вспомнил бы об этом, нам не удалось.
д. Судники (1)
Икона обновилась в этой деревне у крестного отца К. Е. Владыко, которого звали Григорий. Как рассказал информант, только у него одного в деревне и была икона. Однако люди были настроены скептически, под влиянием пропаганды они считали, что это обман священников, что «папы́ што-та намазывают, штоб iкона абнаўлялась»31. Произошло это предположительно в 1953 году. В настоящее время дом, в котором обновилась икона, сгорел.
д. Уречье (1)
По информации Г. П. Зеленко в этой деревне обновлялась икона в 1956–1957 годах. Других подробностей она не знает, так как не ходила туда32.
д. Чижевичи (1)
Здесь нами зафиксирован как минимум один случай обновления (подробности информант не сообщил)33.
Обновления крестов и статуй
аг. Долгиново (придорожный крест)
Про обновления придорожного креста в аг. Долгиново нам сообщили сразу несколько информантов – Е. А. Курьянович и В. А. Рисик из д. Мильча. При этом первый из них лично присутствовал при обновлении креста. По словам Е. А. Курьяновича, произошло все в базарный день (по утверждению информанта, в четверг), когда на долгиновском рынке собралось множество народа: «Все вiдзелi. Там сабралася, эта самае, сотнi чалавек возле этага крыжа». Люди вначале заметили некий дымок, после чего распятье Иисуса Христа на кресте обновилось: «Дымок пайшоў, i ўсё […] I там гэтый крыж… распяцце было. Стало блiсцець как новае». Пошел разговор, что это все подстроили евреи: «Ну там гаварылi, што там, мол, гэтыя яўрэi там, гэтыя самыя. Што, можэт, пусцiлi какой-то там…»34. Описание В. А. Рисика, который лично не присутствовал на базаре, в целом схоже, с тем отличием, что он утверждал, что все произошло в воскресенье: «I вот людзi на базары былi i ўвiдзелi, як… гэта самае… iкона была… гэта самае… ну, Бож’я там распяцце… ўсё было. Сразу стала гарэць – вiдна стала ўсё! […] Это ў васкрасенне было. У васкрасенне» (см. рис. 5)35. Произошло это в начале 1950-х годов, скорее всего, до 1954 года.
д. Козлы (фигура Матки Боскай в каплице)
Я. К. Жук также рассказала, что примерно 1956–1957 году из своей д. Криница она с подругами ходила пешком «можа кiлометраў i з дваццаць» в д. Козлы, где обновилась, судя по описанию, не икона, а статуя Матки Боскай в каплице. При этом, похоже обновление сопровождалось мироточением или ростоточением: «Там фiгурка Маткi Боскай, як каплiчка. […] Так, у гэнай каплiчцы. Там прама раса стаяла, казалi, што яна ўжо там запушчана была, а тады аднавiлася – i аж раса стаяла, а бабы ж усе лезуць туды, как ужэ памачыць ужо палец там, ну, усякiе»36.
д. Криница, окрестности (придорожный крест)
Возможно, иконы обновлялись на кресте где-то в окрестностях д. Криница, по крайней мере, такой вывод можно сделать из рассказа Я. К. Жук, которая возвращалась из д. Козлы, где осматривала аналогичную обновленную икону: «Ну, прыйшлi дамоў, эта ж вы знаеце, iдзе якiй гэтый крыж [на котором иконы были] глядзiм… Ужо, глянь, можа i ў вачах ужо выдавалася: «Глянь, глянь, глянь, як аднаўляецца. Ужо во як блiшчiць!». Ай, праўда, і гэна падышла – ай, праўда, паглядзiм, iдзём дамоў»37.
Явления Богородицы
д. Речки (явление Богородицы над куполом церкви)
О явлении Богородицы в д. Речки в конце 2017 года во время пожара в местной церкви нам рассказала местная жительница, которая не представилась: «Расказывалi як храм згарэў, сама Багародзiца была. [Как это?] Когда гарэла, тушылi купала́, вiдна было [як] на экране, можеце пад’ехаць к бабушке. Гаварыла матушка сама, что сама Багародзiца паявiлася»38.
Проявление образа Иисуса Христа
Вилейка (образ Иисуса Христа на фреске)
По воспоминаниям священника Евгения Малиновского, образ Господа Иисуса на фреске «Крестовый путь Христа на Голгофу» при южном портале Церкви Воздвижения Святого Креста (г. Вилейка) в советское время несколько раз за лето пытался закрасить художник, однако ближе к сентябрю образ проступал все отчетливей (рис. 6).
Примечания
1. В скобках указано предполагаемое количество обновившихся икон в деревне, знаком вопроса обозначены спорные случаи.
2. Зеленко Галина Петровна, 1935 г. р., д. Рудня Сморгонского р-на Гродненской обл., записал И. Бутов в 2017 году.
3. Медвецкая Мария Давыдовна, 1941 г. р., д. Понятичи Вилейского р-на Минской обл., записали И. Бутов, В. Гайдучик в 2016 году.
4. Чурило Раиса Павловна, 1947 г. р., аг. Вязынь Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2018 году.
5. Сонич Людмила Васильевна, 1945 г. р., д. Есьмановцы Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2018 году.
6. Сонич Николай Иосифович, 1933 г. р., д. Колодчино Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2018 году.
7. Сороко Аркадий Федорович, 1956 г. р., аг. Любань, Вилейского р-на Минской обл., родом из д. Губы Вилейского р-на, записал А. Зайцев в 2016 году.
8. Поцелуева Любовь Ильинична, 1938 г. р., д. Стебераки Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2016 году.
9. Сороко Клавдия Константиновна, 1925 г. р., аг. Любань, Вилейского р-на Минской обл., родом из д. Губы Вилейского р-на, записал А. Зайцев в 2016 году.
10. Авдей Елена (Лёня) Александровна, 1931 г. р., д. Дворец Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2016 году.
11. Веремей Нина Владимировна, 1935 г. р., д. Застенки Вилейского р-на, Минской обл., записал И. Бутов в 2016 году.
12. Сонич Людмила Васильевна, 1945 г. р., д. Есьмановцы Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2018 году.
13. Сонич Людмила Васильевна, 1945 г. р., д. Есьмановцы Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2018 году.
14. Гордей Мария Васильевна, 1934 г. р., д. Студенки Вилейского р-на Минской обл., родом из д. Ижа Вилейского р-на, записал И. Бутов в 2016 году.
15. На записи имя произносится неразборчиво.
16. Казанович Софья Владимировна, 1935 г. р., Чукович (Демид) Мария Владимировна, 1932 г. р., д. Ижа, Вилейского р-на Минской обл., записали А. Глушко, Ю. Бондарь, А. Сидорович, В. Тихонович в 2014 году.
17. Сонич Людмила Васильевна, 1945 г. р., д. Есьмановцы Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2018 году.
18. Сонич Николай Иосифович, 1933 г. р., д. Колодчино Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2018 году.
19. Сонич Мария Николаевна, 1931 г. р., д. Криница Вилейского р-на Минской обл., записали С. Лисица, А. Гурская-Таболич, В. Тихонович в 2014 году.
20. Гордей Мария Васильевна, 1934 г. р., д. Студенки Вилейского р-на Минской обл., родом из д. Ижа Вилейского р-на, записал И. Бутов в 2016 году.
21. Вероятно, ближе к 1965 году, так как информантка уже была замужем.
22. Климёнок Таиса Владимировна, 1940 г. р., д. Ковали Вилейского р-на, родом из д. Косута Вилейского р-на, записал И. Бутов в 2018 году.
23. До 1958 года, так как в этом году она переехала.
24. Жук (Матук) Ядвига Карловна, 1932 г. р., д. Криница Вилейского р-на Минской обл., записали А. Сидорович, Д. Кравчонок, А. Клюкин в 2014 году.
25. Не представилась, д. Застенки Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2016 году.
26. Гордей Мария Васильевна, 1934 г. р., д. Студенки Вилейского р-на Минской обл., родом из д. Ижа Вилейского р-на, записал И. Бутов в 2016 году.
27. Казанович Софья Владимировна, 1935 г. р., Чукович (Демид) Мария Владимировна, 1932 г. р., д. Ижа, Вилейского р-на Минской обл., записали А. Глушко, Ю. Бондарь, А. Сидорович, В. Тихонович в 2014 году.
28. Пукела Феофания Ивановна, 1933 г. р., д. Застенки Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2016 году.
29. Вероятно, имелся в виду Порплищенский сельсовет.
30. Докшицкий р-н являлся соседним с быв. Кривичским районом, к которому относилась в 1946 году д. Мильча. Больше ни в одном документе пока не удалось найти информацию про обновление иконы в Докшицком р-не, так что не ясно, какой населенный пункт имеется в виду.
31. Гиль Ирина Владимировна, 1943 г. р., д. Слипки Вилейского р-на, записал И. Бутов в 2018 году.
32. Владыко Константин Емельянович, 1943 г. р., д. Судники Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2018 году.
33. Зеленко Галина Петровна, 1935 г. р., д. Рудня Сморгонского р-на Гродненской обл., записал И. Бутов в 2017 году.
34. Климёнок Таиса Владимировна, 1940 г. р., д. Ковали Вилейского р-на, родом из д. Косута Вилейского р-на, записал И. Бутов в 2018 году.
35. Курьянович Евгений Александрович, 1940 г. р., д. Мильча Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2016 году.
36. Рисик Владимир Александрович, 1937 г. р., д. Мильча Вилейского р-на Минской обл., записали И. Бутов, А. Зайцев в 2016 году.
37. Жук (Матук) Ядвига Карловна, 1932 г. р., д. Криница Вилейского р-на Минской обл., записали А. Сидорович, Д. Кравчонок, А. Клюкин в 2014 году.
38. Не представилась, д. Речки Вилейского р-на Минской обл., записал И. Бутов в 2018 году.
Литература
1. Арсланова, Е. В. Обряды жизненного цикла старообрядцев-липован Астраханской области (родильно-крестильные и похоронно-поминальные): монография / Е. В. Арсланова. – Астрахань: Издатель Сорокин Р.В., 2010. – 348 с.
2. Бутов, И. С. Ареал чудес: волны обновлений икон в XIX – первой половине XX века: монография / И. С. Бутов. – Минск: Колорград, 2018. – 168 с.
3. Бутов, И. С. Белорусские материалы об обновлении придорожных крестов в 1930–1950-е гг. / И. С. Бутов // Живая старина. – 2017. – №3. – С. 21–24.
4. Бутов, И. С. Бытование нарративов об обновлении, мироточении икон и явлениях Богородицы на территории Беларуси / И. С. Бутов // Человек в социокультурном измерении. – 2020. – №2. – С. 40–51.
5. Ефимова, Н. Кресту твоему поклоняемся, Владыко / Н. Ефимова // Преображение. – 2002. – № 9. – С. 16–17.
6. Жаўняровiч, П. Беларуская зямля малая сваiмi памерамi, але вялiкая сваiмi людзьмi / П. Жаўняровiч // Звязда. – 2008. – № 170. – С. 5, 7.
7. Лебедев, П. Л. Возвращение / П. Л. Лебедев // Нёман. – 1989. – № 10. – С. 144–145.
8. НАРБ. Ф. 951. Оп. 1. Д. 4. Л. 187, 197–199.
Список сокращений
НАРБ – Национальный архив республики Беларусь;
СРПЦ – Совет по делам Русской православной церкви.
Выражаю благодарность членам «Вольного архива» за предоставленные записи опросов информантов, сделанные в ходе экспедиций РМОО «СЭТ».
Опубликовано: Бутаў, I. Каталог непрызнаных цудаў Вілейшчыны / I. Бутаў // Беларускi фальклор: матэрыялы i даследваннi. – 2024. – Вып. 11. – С. 220–234.