«Знаменья сиця на зло бывают...»
Кометы как источник ошибок в исторической уфологииМедленно движущиеся по небу тела с длинными хвостами, казалось бы, трудно с чем-то спутать. Тем не менее древние кометы из-за неоднозначной терминологии и неточных описаний часто принимают за НЛО. Иногда для того, чтобы разобраться в старых трактатах и летописях, требуется целое расследование.
Анаксагор и Эгоспотамский метеорит
«Полеты каких-то неизвестных объектов наблюдались и в Древней Греции, – уверял читателей Герман Колчин. – Так, греческий философ Анаксагор, живший в V в. до н. э., видел на небе объект размером с большое «бревно», висевший неподвижно в течение нескольких дней и излучавший необычное свечение» [1].
Только хорошее знакомство с греко-римской классикой помогло понять, что Колчин, должно быть, имеет в виду отрывок из Сенеки, который упоминал в разделе о кометах, что «Анаксагор наблюдал на небе большое и необычное свечение, размером с крупный столб, которое сияло на протяжении многих дней» [2]. Латинское слово «trabis» можно переводить и как «бревно», поэтому здесь ошибка небольшая, а все остальное говорит само за себя.
Анаксагор упоминается еще в одном отрывке, который часто цитируют как описание чего-либо аномального. Плутарх в биографии спартанского полководца Лисандра упоминает, что сражение, положившее конец Пелопоннесской войне, произошло близ реки Эгоспотамы, известной как место падения «камня с неба».
Некоторые утверждали, что знамением, предвещавшим поражение [афинян], было падение камня: на берегу Эгоспотамов свалился огромный камень, и большинство уверяло, что он упал с неба. Его показывают и сейчас, и для жителей Херсонеса он служит предметом поклонения.
Говорят, будто Анаксагор предсказывал, что одно из прикрепленных к небу тел в случае колебания или сотрясения может оборваться и рухнуть вниз. Ни одна из звезд, утверждал он далее, не находится теперь на искони присущем ей месте: каменистые по составу и тяжелые, светящиеся вследствие сопротивления и разрыва эфира, они удерживаются в вышине, увлекаемые огромною силой вихревого круговорота... Даимах в сочинении «О благочестии» подтверждает слова Анаксагора, рассказывая, что в течение семидесяти пяти дней до падения камня на небе непрерывно было видно огромное, похожее на пылающее облако огненное тело, которое не стояло на месте, а неслось сложным, кривым путем, так что вследствие мощного сотрясения от него отрывались огненные куски, которые разлетались во все стороны и сверкали, как падающие звезды. После того как это тело рухнуло в названном месте на землю и тамошние жители, придя в себя от изумления и страха, сошлись к нему, они не увидели никаких следов огня; перед ними лежал камень, правда, большой, но совершенно несоизмеримый с тем огромным огненным телом. Что Даимах нуждается в снисходительных слушателях, это ясно. Если же рассказ его соответствует истине, тогда полностью опровергается мнение людей, утверждающих, что это обломок скалы, который был оторван ветрами и бурями от какой-то горной вершины и несся, подхваченный вихрем, подобно волчку, а потом упал в том месте, где подхватившая его вращающая сила сдала и ослабела. Могло ведь быть и так, что пламя, которое наблюдали в течение многих дней, было настоящим огнем, и тогда его угасание вызвало в воздухе перемену, следствием которой явились сильные и порывистые ветры, вызвавшие падение камня [3].
Здесь Плутарх допускает изрядную натяжку – Лисандр разгромил афинский флот в устье Эгоспотамы в 405 г. до н. э., а метеорит упал во «второй год 78-й олимпиады», то есть в 466/7 году до н. э. Точную дату приводят Плиний Старший и ряд других источников.
Греки прославляют Анаксагора Клазоменского, во второй год 78-ой олимпиады предсказавшего, благодаря своему знанию астрономической литературы, в какие дни с Солнца упадет камень. Это и произошло средь бела дня в той части Фракии, что лежит при Козьей реке [Эгоспотамы]. Камень этот показывают еще и сейчас, он коричневый, величиной с воз. Ночами тогда на небе пылала комета. Если кто верит, что падение камня было предсказано, пусть также признает, что прозорливость Анаксагора произвела и еще большее чудо: разрушила наше понимание природы вещей и все перемешала. Надо верить, что то ли Солнце есть камень, то ли в нем содержался камень. Однако что камни часто падают с неба, в том нет сомнения [4].
Аристотель тоже подтверждает, что «когда у Эгоспотамов из воздуха упал камень и, подхваченный ветром, спустился среди дня, как раз тогда на западе появилась комета» [5]. Деталь о направлении наблюдения позволила окончательно убедиться, что речь здесь идет о комете Галлея, которая должна была быть видна над Грецией с 4 июня по 25 августа 466 г. до н. э., то есть 82 дня. Эти цифры хорошо совпадают с указанными Плутархом со ссылкой на Даимаха Платейского – 75 дней. Вероятно, когда комета только появилась, она была тусклой и могла оставаться некоторое время незамеченной [6].
Даимах Платейский, который жил в III в. до н. э., конечно, тоже не был очевидцем и считался современниками за любителя небылиц. Скорее всего, в его описании перемешались воедино комета, которая наблюдалась 75 дней, и падение яркого болида, от которого вполне могли отрываться огненные куски.
Непонятным остается только то, каким образом Анаксагор предсказал падение камня с неба. Дэниэл Грэхем и Эрик Хинц предположили, что он просто упоминал о возможности такого падения, и события близ Эгоспотамы тут же связали с его теориями. Действительно, в дошедших до нас текстах не раз говорится, что Анаксагор само Солнце считал раскаленным добела камнем [7, 8]. Он считал кометы оптическим эффектом сближения планет, поэтому мог не отнести увиденное в 466 г. до н. э. величественное зрелище к категории комет, называя его «свечением размером с крупный столб». Это и послужило причиной путаницы, дошедшей до наших дней в трудах уфологов.
Иногда ошибка может быть обратной: римские авторы записывали в кометы больше небесных явлений, чем в наши дни. Достаточно посмотреть перечень типов комет у Плиния Старшего или астролога Кампестрия, чтобы поразиться их разнообразию. Интереснее всего у них кометы, которые Плиний называет «дисковидными», а Кампестрий – «дискоболом». Что это за небесные тела в форме диска, можно только догадываться.
Византийские знамения и крещение Руси
Комета Галлея, возвращаясь к Земле, каждый раз вызывала не только любопытство, но и ожидание каких-то бедствий. Византийский историк Лев Диакон так описал события в 989 году н. э. во время ее очередного появления на небосклоне.
И на другие тягчайшие беды указывал восход появившейся тогда звезды, а также напугавшие всех огненные столбы, которые показались затем поздней ночью в северной части неба; ведь они знаменовали взятие тавроскифами Херсона и завоевание мисянами Веррии. И сверх того, звезда появлялась на западе при заходе солнца, восходя по вечерам, она не имела какого-либо постоянного места на небе. Распространяя яркие, видные на далеком расстоянии лучи, она часто передвигалась, показываясь то севернее, то южнее, а иногда за время одного и того же восхождения меняла свое положение на небе, производя внезапные, быстрые движения. Люди, смотревшие на комету, удивлялись, страшились и полагали, что ее странные перемещения не приведут к добру. И случилось как раз то, чего ожидал народ... Страшное землетрясение, какому равного не бывало в те времена, опрокинуло башни Византия, повалило множество домов, которые стали могилами для их обитателей, соседние с Византием селения разрушило до основания и причинило смерть многим деревенским жителям [9].
Херсон, про который пишет Лев Диакон – не нынешний город на Днепре, а Херсонес Таврический в Крыму, в русских летописях известный под именем Корсунь. Он был захвачен князем Владимиром 7 апреля 989 г., незадолго до крещения Руси, и привязка к комете стала одним из немногих объективных данных в неточной хронологии тех лет. «Огненные столбы» на севере – скорее всего, северное сияние, которое можно наблюдать и на широте Византия (Константинополя). Землетрясение в этом городе произошло 26 октября 989 г.
Упоминания о резких перемещениях «звезды» привели к тому, что история попала в книги уфологов, хотя астрономические расчеты и сопоставление с другими летописями тех лет доказывают, что речь идет о комете Галлея. Армянский историк Степанос Таронский так описывает увиденное: «В праздник Успения всесвятой девы Богородицы [15 августа] снова явилась копьевидная звезда на восточной стороне [неба]. В продолжение нескольких дней она испускала светлые лучи свои на юг, потом, переменив положение, она стала на запад над западной стороною, простирая оттуда копьеобразный свет на восток, немного времени спустя страшное землетрясение постигло всю Грецию [Византию]» [10].
Появление кометы Галлея было отмечено не только византийскими и армянскими историками. Оно хорошо описано в европейских, арабских, корейских, китайских и японских хрониках, но русские летописи о ней почему-то молчат, хотя предыдущее появление кометы, в 912 году, в них есть. Этот факт использовали сторонники Фоменко и «новой хронологии» для нападок на традиционное летоисчисление, хотя разгадка довольно проста.
Кометы традиционно считались вестниками несчастья, и это мнение разделяли все русские летописи. «Знаменья сиця [такие] на зло бывают», – гласит «Повесть временных лет», описывая появление кометы Галлея в 1066 г. Комета 1402 года была отмечена пространным эсхатологическим комментарием в Новгородской четвертой летописи.
В великое говенье, месяца марта, являшеся некое знамение на небеси: в вечернюю зарю, на западе, звезда немала, аки копейным образом, верху же ее аки луч сияше, иже на востоце восходящи и на западе летнем являшеся, юже видехом весь той месяц тако восходящую. Се же является грех ради наших, прообразует, и претит и велит вам покаятися от грех наших; убо, смею рещи, сбывается слово еуангельское, якоже сам Спас в Еуангелии рече: в последняя дни будут знамения велика на небеси в солнце, и в луне, и в звездах услышати же имать слух рати и нестроение и слышания брани; въстанеть бо язык на язык, и страна на страну, царство на царство, и будут гладове и мятежи и пагубы, и трусы велице и по местом, и страхования в мори, все же начало болезнем... Да еже то в Еуангелии прежде Спас наш глаголете, то ныне в последняя времена все сбывается, а реченная знамения на небеси в солнци и в луне и во звездах являющеся... и се звезда, юже видехом ныне, необычныя и не знаемыя звезды, о ней же ныне пишем и глаголем, продолжающе слово [11].
Комета Галлея горела в небе летом 989 г., когда князь Владимир загонял киевлян в реку для массового крещения. Нечего и говорить, что этот факт было невыгодно упоминать в летописях. Даже если датировать крещение киевлян 1 августа 990 г., как предполагает О. М. Рапов, воспоминания о комете должны были быть еще свежи в памяти [12].
Истории ересиарха Филосторгия
«Церковная история» священника Филосторгия, сторонника арианской ереси, дошла до нас только в выписках, сделанных константинопольским патриархом Фотием. В ней есть описания небесных явлений, которые сразу же привлекли внимание уфологов. Сам Фотий так отозвался насчет автора: «Он излагает совершенно противоположное почти всем церковным историкам. Он превозносит всех ариан, обливает поношениями православных, так что его повествование – не история, но скорее панегирик еретикам и явный памфлет и хула на православных» [13].
Первое описание вызвало немало затруднений у историков и астрономов, которые пытались его соотнести с кометами, описанными в китайских источниках. Вдобавок у него нет точных дат, и их пришлось высчитывать.
В то время, когда была одержана победа над Максимом и император Феодосий, вернувшийся в Рим, собирался выехать из него, на небе явилась дивная и необычайная звезда, которая должна была служить провозвестницей великих бедствий вселенной. В первый раз она заблистала в полночь, близ утренней звезды, в том самом круге, который называют зодиаком. Она была велика и сияла яркими лучами, немного уступая утренней звезде. Потом произошло стечение отовсюду других звезд вокруг нее: зрелище, подобное тому, какое представляет рой пчел, кружащийся вокруг матки. Затем, как будто бы вследствие взаимного давления, свет всех их, слившись, заблистал одним столпом пламени и образовал фигуру обоюдоострого меча, великого и страшного, – и это совпадение всех звезд являлось зрелищем поразительным. Когда смотришь на показавшуюся первой звезду, одну, саму по себе, она представляется в виде основания или рукояти всей фигуры, как будто все сияние исходило именно от этой звезды, а пламя, словно от светильника лампады, поднималось вверх. Такое-то дивное зрелище представляло это явление! Притом движение [явившейся звезды] сильно отклонялось от общего звездного течения, ибо, как уже было сказано, явившись в первый раз и совершая свой путь, она сначала и восходила, и закатывалась вместе с утренней звездой. Впоследствии же, мало-помалу отклоняясь от нее, стала смещаться к Медведицам и, подвигаясь медленно, шаг за шагом, по кривой линии совершала свое движение, так сказать, налево по отношению к зрителям. Однако общий ее период был одинаковым со всеми другими звездами, мимо которых она проходила. Совершая свой собственный путь в течение сорока дней, она вошла в центр Большой Медведицы и, явившись в последний раз в самой ее середине, угасла там. Не только это, но много и другого необычного рассказывает Филосторгий об этой мечевидной звезде [14].
Филосторгий, современник этих событий, должен был видеть все своими глазами. Историк Марцеллин Комит датирует отъезд императора Феодосия I из Рима 1 сентября 389 г., и эта дата подтверждается другими источниками тех лет. Марцеллин тоже пишет о комете, явившейся примерно в то же время: «Появилась звезда, восходившая на севере с рассветом и пылавшая словно утренняя звезда [Венера], но ярче нее. На 26-й день она исчезла» [15].
Некоторые расхождения заметны тут же: если «звезда» у Марцеллина была видна на северо-востоке на рассвете и продержалась всего 26 дней, то, по Филосторгию, мечевидную звезду впервые заметили в полночь, она восходила и заходила вместе с Венерой и была видна 40 дней. Но Венеру нельзя увидеть в полночь! Возможно, Филосторгий, как и Марцеллин, сравнил с Венерой сияние кометы, а ошибку допустили при переписывании. Не исключено и то, что Филосторгий мог перепутать планеты, приняв ярко сияющий Юпитер за Венеру. Он действительно наблюдался на северо-востоке в августе 389 года. Утверждение, что комета в конце концов оторвалась от «Венеры» (то есть Юпитера) и переместилась налево в созвездие Большая Медведица, где она исчезла, хорошо соответствует тогдашнему положению этого созвездия.
Гэри Кронк попытался сопоставить комету Филосторгия с кометой, которую видели в Китае с 7 августа по 17 сентября 390 г. Она тоже поднималась из-за горизонта вскоре после полуночи, и продолжительность ее наблюдения – 42 дня – соответствуют 40 дням, указанным еретическим историком. Если учесть, что ее никак нельзя связать с пребыванием Феодосия I в Риме, получается, что Филосторгий вдобавок перепутал две разные кометы [16]. Китайской комете, скорее всего, соответствует другое описание Марцеллина Комита – «знамение в виде висящей в воздухе горящей колонны появлялось в небе в течение 30 дней» [17].
Второе явление, описанное Филосторгием, имеет точную дату – 19 июля 418 г. В тот день действительно было солнечное затмение [18].
Когда Феодосий [т. е. Феодосий II] достиг отроческих лет, однажды 19-го числа месяца июля, в восьмой час дня, солнце так затмилось, что стали видны звезды. С этим происшествием совпала такая засуха, что повсюду многих людей и животных постигла необычайная смертность. Во время затмения солнца на небе явилось какое-то сияние, имевшее вид конуса. Некоторые по невежеству называли его кометой. Ибо в том, что оно показывало, не было ничего сходного с кометами. Это сияние и не имело хвоста, и вовсе не походило на звезду, но было как бы огромным пламенем свечи, которая, казалось, горела сама по себе, и никакая звезда под ним не представляла подобия светильника. Да и движение его было совершенно иным. Ибо, начав двигаться оттуда, где солнце восходит в период равноденствия, оно потом проходило мимо хвоста Медведицы и, миновав последнюю звезду, мало-помалу склонилось к западу. Измерив таким образом все небо и продолжая свое движение более четырех месяцев, оно исчезло. Вершина этого сияния иногда протягивалась весьма далеко, так что выходила из фигуры конуса, а временами возвращалась к его мере. Оно представляло и другие страшные явления, которые отличали его от свойства явлений обыкновенных. Начавшись среди лета, оно продолжалось до глубокой осени и было знамением великих войн и неслыханной смертности людей. В следующем же году начались землетрясения, которые едва ли можно сравнить с предшествовавшими. Вместе с землетрясениями низвергался с неба огонь и отнимал всякую надежду на спасение. Впрочем, он не повлек за собой гибель людей: божественная благость ниспослала тогда сильный ветер и, гоня тот огонь туда и сюда, повергла его в море. И странно было видеть, как волны, будто какие-то лесистые места, долго горели огнем, пока пламя совершенно не потухало в море.
Когда во многих местах происходили землетрясения, было видно, как с сильным шумом и треском расходились стропила домов, так что люди, находившиеся внутри, ясно видели небо; а после такого отделения они опять так соединялись и сплачивались, что не оставалось ни малейшего следа того, что происходило прежде. То же самое случалось кое-где и с полами зданий. Ибо то вдруг амбар губил тех, кто жил внизу, засыпая их через отверстия грудами зерна, то потолок снова восстанавливался таким образом, что все недоумевали, откуда сыпался этот смертоносный хлеб. Случались тогда и другие подобные, необычайные и невероятные явления, которые ясно показывали, что они происходили не в рамках естественного порядка вещей, как пустословят язычники, но были посланы людям в качестве бичей гнева Божия [19].
Вопреки мнению Филосторгия, комета C/418 M1 наблюдалась не только в Византии и была описана более традиционным образом. Есть упоминания о ней у Марцеллина Комита и других историков, а также в десятках летописей и хроник по всему миру, включая японские и китайские. Создается впечатление, что еретик Филосторгий писал не историю в привычном нам смысле слова, а пропагандистский памфлет, где «чудеса» говорят в пользу ариан и против православных. Если чудесного не хватало, автор его добавлял от души, видимо, полагая, что это небольшой грех в церковной полемике.
Эти и другие истории византийского происхождения часто встречаются в литературе об НЛО, хотя исследования по кометографии сделали их гораздо менее загадочными. Они показывают, что авторы, пишущие об исторических аномалиях, должны тщательно проверять материалы почтенной древности и отбросить привычку видеть во всем необычном визиты пришельцев.
Литература
1. Колчин Г. Феномен НЛО. Взгляд из России. СПб., 1997. С. 13.
2. Сенека. Естественнонаучные вопросы VII, 5, 3.
3. Плутарх. Лисандр 12, 6.
4. Плиний Старший. Естественная история II, 149.
5. Аристотель. Метеорологика VII, 20.
6. Булюбаш Б. Комета Галлея и Древняя Греция // Знание-сила. 2011. № 4. С. 82.
7. Graham D., Hintz E. An Ancient Greek Sighting of Halley's Comet? // Journal of Cosmology. 2010. Vol. 9. Рp. 2130–2136.
8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. II, 6–15.
9. Лев Диакон. История Х, 10.
10. Всеобщая история Степаноса Таронского. M., 1864. С. 179–180.
11. Полное собрание русских летописей. СПб., 1848. Т. 4. С. 105–106.
12. Рапов О. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами // Вопросы истории. 1984. № 6. С. 34–47.
13. Фотий. Библиотека. СПб., 2021. Т. 1. С. 21.
14. Сокращение «Церковной истории» Филосторгия Х, 9.
15. Марцеллин Комит. Хроника, 389.
16. Kronk G. Cometography. Vol. 1, Ancient-1799. Cambridge, 1999. Pp. 68–69.
17. Марцеллин Комит. Хроника, 390.
18. Schove J. Chronology of eclipses and comets AD 1-1000. Dover, 1984. Pp. 72–73.
19. Сокращение «Церковной истории» Филосторгия ХII, 8–9.