Сказание о Вифлеемской звезде
«Звезда волхвов»: астрономическое явление, пришельцы или миф?Вифлеемская звезда озарила небосклон, когда родился Иисус Христос. Увидев ее свет на востоке, волхвы отправились поклониться новорожденному. Об этом знает всякий, даже тот, кто ни разу не брал в руки Библию. Но каким небесным телом была Вифлеемская звезда? Историки и астрономы спорят об этом не одно тысячелетие, а священники и уфологи считают ее вмешательством могущественной силы свыше.
Главный источник
О загадочной звезде, которая привела волхвов в Вифлеем, упоминает только Матфей – один из четырех авторов канонических евангелий.
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф 2:1-12).
Узнав, что его обманули, Ирод приказал перебить всех младенцев в Вифлееме «от двух лет и ниже». Но Святого семейства там уже не было. Они сбежали в Египет, получив во сне предупреждение от ангела. «Избиение младенцев», если оно действительно было, прошло незамеченным для историков: Вифлеем в то время был настолько маленьким городком, что в нем вряд ли нашлось больше пары десятков подходящих жертв.
Евангелист Лука излагает эту историю совсем иначе. По его словам, семья Иисуса с беременной Марией были вынуждены приехать в Вифлеем из-за переписи, которую устроил римский правитель Квириний. Там она и родила, причем не в «доме», как утверждал Матфей, а в хлеву для животных, потому что все места в гостинице были заняты. Опасности для них, похоже, не было, поскольку после родов и обрезания Святое семейство спокойно поехало в Иерусалим принести жертву в храме (Лк 2:22-24).
Кстати, из этих строк вытекают две совершенно разные даты рождения Иисуса. Если верить версии Матфея, он родился при жизни Ирода, умершего в -4 году (4 году до Р. Х., или н. э.). Перепись Квириния, вызвавшая массовое недовольство и бунты в Иудее, состоялась в 6 году после Р. Х. Некоторые церковные историки пытались доказать, что Квириний правил в азиатских владениях Рима и при Ироде, но не преуспели: списки римских наместников тех лет прекрасно сохранились. Еще не перешедшая под прямое правление Рима Иудея в те годы находилась в зоне ответственности наместника Гая Сентия Сатурнина (он известен в истории тем, что возглавил судебный процесс над Александром и Аристовулом, сыновьями Ирода), а впоследствии Публия Квинтилия Вара, того самого, что пал от рук германцев после разгрома римлян в Тевтобургском лесу.
Даже если не принимать во внимание расхождения между евангелистами, история от Матфея оказывается противоречивой сама по себе. Это заметил даже Иоанн Златоуст в своих «Беседах на Евангелие от Матфея» (VI, 1-2).
Дело звездословия, как говорят, вовсе не в том состоит, чтобы по звездам узнавать, кто родится, но чтобы по времени рождения предсказывать о том, что случится вперед. Между тем волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд. Напротив, задолго до рождения, увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившегося; а это еще непонятнее прежнего. Какая же причина их побудила? В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? В самом деле, и Ирод, услышав, смутился, и весь народ, когда услыхал от них о том, взволновался. Разве этого они не предвидели? Но это невероятно. Даже при всей недальновидности они не могли бы не знать того, что, когда придут в город, имеющий царя, и станут всенародно объявлять, что есть другой царь, кроме теперь там царствующего, то подвергнут себя тысяче смертей. Для чего же они поклонялись лежащему в пеленах? Если бы Он был в совершенном возрасте, можно было бы сказать, что они ввергаются в явную опасность в надежде на Его помощь; но и то было бы признаком крайнего неразумия – персиянину, варвару, не имеющему ничего общего с народом иудейским, решиться выйти из своей земли, оставить отечество, родных и дом, и подвергнуться чужому владычеству!
Если это неразумно, то следующее еще неразумнее. Что же такое? Перейти такой дальний путь, только поклониться, всех взволновать и тотчас уйти. И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому поклонялись прежде восшествия на царский престол? Но этого никто сказать не может. Для чего же они поклонялись? Если для настоящих выгод, то чего могли они ожидать от младенца и бедной матери? Если в надежде будущих, то, как они могли знать, что младенец, которому они поклонились, когда он был в пеленах, вспомнит о том впоследствии? Положим, что мать ему о том напомнила бы; но и в таком случае они стоят не похвалы, а порицания за то, что подвергли его явной опасности, так как Ирод, смущенный ими, расспрашивал, разыскивал и прилагал все меры умертвить его. Да и где бы то ни было, о младенце, который родился от частных людей, сказать, что он будет царем, - значит только предать его на смерть, навлечь на него множество бед. Видишь ли, сколько открывается несообразностей, если судить об этом событии по ходу дел человеческих, и по общему обыкновению? Да и, кроме того, можно было бы найти и много других, еще больших затруднений [1].
Звезда, о которой говорит Матфей, тоже кажется странной. Если волхвы видели ее на востоке, почему отправились на запад или юго-запад, в Иудею? Вифлеем находится на юге от Иерусалима, но и там звезда вела их за собой. Выражение «шла перед ними» говорит скорее о каком-то летящем объекте, а не о небесном теле. При этом жители Иерусалима и сам Ирод, судя по всему, ничего необычного в небе не видели. Не видели ее и сами волхвы, пока были в этом городе, потому что иначе у них не было бы нужды в расспросах о новорожденном Царе Иудейском. Непонятно, почему звезда не проводила их сразу в Вифлеем, чтобы не подводить под гнев Ирода несчастных младенцев, и каким образом она показала конкретный дом, куда надо нести дары. Иоанн Златоуст утверждал, что волхвы видели нечто сверхъестественное, принявшее облик звезды (Беседы на Евангелие от Матфея, VI, 2).
Что она была не обыкновенная звезда, и даже не звезда, а, как мне кажется, какая-то невидимая сила, принявшая вид звезды, это доказывает, во-первых, самый путь ее. Нет, и не может быть звезды, которая бы имела такой путь. Видим, что и солнце и луна и все прочие звезды идут от востока к западу; а эта звезда текла от севера на полдень: именно в таком положении находится Палестина в отношении к Персии. Во-вторых, то же можно видеть из самого времени: она является не ночью, а среди дня, при сиянии солнца, что не свойственно не только звезде, но и луне. Хотя луна больше всех звезд, но при появлении солнечного света тотчас скрывается и делается невидимою. Звезда же Христова превосходством своего блеска преодолела самый свет солнечный, была яснее солнца, и как оно ни блистательно, а она сияла больше. В-третьих, доказывается тем, что звезда то является, то опять скрывается. Когда волхвы шли в Палестину, она была видна и указывала им путь; а когда вошли в Иерусалим, она скрылась. Потом, когда они, сказавши Ироду, зачем пришли, оставили его и собрались в путь, звезда опять является. Это уже есть движение не звезды, а некоторой совершенно разумной силы. Она не имела своего определенного пути, но когда нужно было остановиться, и она стояла, во всем соображаясь с их нуждою... В-четвертых, то же ясно можно видеть из самого способа, каким звезда указала место. Не с высоты неба она указала его, – в таком случае волхвы не могли бы различить места; но, чтобы указать его, опустилась вниз. Сами знаете, что обыкновенной звезде нельзя показать такого малого места, какое занимала хижина, особенно же в каком вмещалось тело Младенца. Так как высота ее неизмерима, то она не могла бы собою обозначить и определить такого тесного пространства для желавших узнать его... Так скажи же, как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца?... Видишь, сколько доказательств на то, что эта звезда была необыкновенная, и явилась не по законам внешней природы [2].
Иоанн Златоуст не случайно упоминает, что звезда была видима при свете солнца: в греческом оригинале место, которое в синодальном переводе звучит «на востоке», содержит точный астрономический термин, означающий гелиакический восход звезды (первый после некоторого периода невидимости восход непосредственно перед восходом Солнца, «восход в лучах утренней зари»). Более точным переводом был бы следующий: «ибо мы видели звезду, явившуюся в лучах восходящего солнца». Это сразу позволяет отмести большинство версий, объясняющих Вифлеемскую звезду необычным сочетанием планет в каком-либо созвездии и их толкованием с точки зрения древней астрологии.
Уфологи безоговорочно приняли все вышеприведенные рассуждения, заменив лишь «невидимую силу» на «корабль инопланетян». Пастор Барри Даунинг заявил в книге «Библия и летающие тарелки», что волхвы называли его звездой по ошибке: «Представители военно-воздушных сил постоянно разъясняют людям, думающим, будто они наблюдали НЛО, что в действительности они видели какую-нибудь звезду или планету; возможно, волхвы впали в ошибку обратного свойства... Если существа из другого мира пытались привлечь внимание к рождению Христа, то космический аппарат, соответствующий описаниям современных НЛО, был в состоянии совершать то, о чем говорится в Библии: вести волхвов с помощью маяка, похожего на звезду...» [3].
Эскалация чудесного
С течением времени людям стало не хватать простого и не очень понятного рассказа Матфея. Им хотелось знать подробности о таинственной звезде и волхвах, пришедших за ней к новорожденному Иисусу. Это любопытство попытались удовлетворить разные апокрифы и благочестивые легенды, которые не вошли в Библию и каким-то чудом миновали церковную цензуру, усердно истребляющую все неканонические версии жизни Иисуса. Дошел до наших дней и уникальный текст – «Откровение волхвов», описывающий события Рождества с точки зрения самих звездочетов. Это текст довольно почтенной древности, потому что его пересказ содержится в плохо сохранившейся рукописи V века, известной как «Неполный комментарий на Евангелие от Матфея».
Я слышал от некоторых людей, ссылавшихся на некое писание, которое хоть и не признается, но все же не разрушает веру, а скорее украшает ее, что был некий народ у самого предела Востока, возле Океана, который сохранял некое писание, надписанное именем Сифа, о звезде, которая должна была появиться, и о дарах, которые следовало ей принести, и считалось, что это писание передавалось среди ученых мужей из поколение в поколение, от отца к сыну. И вот, эти люди избрали из своей среды двенадцать человек, которые были самыми учеными и самыми преданными небесным тайнам, и поручили им ожидать эту звезду. И если кто-то из них умирал, место покойного занимал его сын или другой человек, если он оказывался ему более духовно близким. Они называли их магами на своем языке, ибо они славили Бога в тишине и немым голосом. И раз в год после завершения жатвы они восходили на некую гору, находившуюся там, которую они называли на своем языке Горой Победы, на склоне которой имелась пещера, окруженная источниками и прекрасными деревьями. Поднявшись туда и совершив омовение, они молились и прославляли Бога в тишине в течение трех дней. И так они делали из поколение в поколение, постоянно ожидая, не в их ли поколении взойдет эта прекрасная звезда, пока она не явилась им и не опустилась над этой Горой Победы, имея в себе как бы изображение маленького ребенка и над ним подобие креста. Она говорила с ними, наставила их и приказала им отправиться в Иудею. В пути звезда предшествовала им в течение двух лет, и никогда в их сумках не было недостатка ни в еде, ни в питье. Прочее совершенное ими рассказано кратко в Евангелии. Вернувшись, они продолжили почитать и прославлять Бога, но с еще большим пылом, чем прежде, и проповедовали всем в своем народе, и многих наставили. Затем, после воскресения Господа, когда в их область пришел апостол Фома, они присоединились к нему и, будучи им крещены, помогали ему в его проповеди [4].
Здесь волхвов не трое, как ныне принято считать по числу принесенных ими даров, а 12 – видимо, по числу апостолов. Эта версия отчасти сохранилась и в более известной книге «Легенда о трех святых царях» Иоанна Хильдесхаймского, немецкого монаха XIV века. В ней звезду также видят 12 волхвов на горе Ваус, причем «она испускала из себя весьма длинные лучи, подобно горящему факелу, и как орел летит, рассекая крыльями воздух, так же бурно разлетались и лучи той звезды. И сверх того оная звезда имела на себе образ Младенца и знак святого Креста, из середины же ее раздался голос, сказавший: «Ныне родился Царь Иудейский, упование язычников, Который восцарствует над ними. Встаньте и разыщите Его, дабы Ему поклониться» [5]. Но вместо астрологов в путь отправились трое восточных царей – Гаспар, Бальтазар и Мельхиор.
Другие авторы начали преувеличивать яркость звезды, сравнивая ее свет с Солнцем и Луной. Св. Игнатий в Послании к Ефесянам (XIX, 2-3) заявил, что она затмевала все светила: «Звезда воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела изумление. Все прочие звезды вместе с солнцем и луной составили как бы хор около этой звезды, а она разливала свет свой на все. И было смущение, откуда это новое, непохожее на те звезды явление» [6].
Калейдоскоп гипотез
Первые отцы церкви, не отрицая божественного происхождения звезды, попытались немного укротить разбушевавшуюся фантазию, как-то уложив евангельский рассказ в рамки астрономии. Ориген Адамант в III веке писал, что Вифлеемская звезда была кометой (Против Цельса 1, LVIII–LIX). Только комета может указать хвостом конкретную точку на горизонте, если он направлен вниз.
Усмотренная ими на востоке звезда была новая и совершенно не похожая на обыкновенные звезды – на те, которые расположены или на неподвижной сфере, или же в более низких слоях (небесной) сферы. Напротив, она была из рода тех звезд, которые показываются временно и называются кометами... При наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды, которые знаменуют или перемены царств, или наступление войн, или же какие-нибудь иные могущие быть в человеческом роде случайности... В сочинении стоика Херемона о кометах мы читаем, каким образом иногда кометы бывают даже вестниками наступления радостных событий; и для доказательства этого он приводит несколько примеров. Если же таким образом при возникновении новых царств и при других важных событиях в мире появляются кометы или какие-либо иные звезды подобного же рода, то что же удивительного, если появление звезды сопровождало рождение Того, Кто должен был произвести обновление в человеческом роде и возвестить свое учение не только иудеям, но и грекам, и многочисленным варварским племенам? [7].
Оговорка, что кометы «бывают даже вестниками наступления радостных событий», не случайна: во времена Древнего Рима они считались вестниками всевозможных несчастий и смерти великих людей. Св. Иоанн Дамаскин вынужден был написать, что звезда волхвов хоть и родственна им, но не является обычной кометой.
Часто же показываются и кометы – некоторые знамения, объявляющие о смерти царей; они не принадлежат к числу звезд, происшедших искони, но, по Божественному повелению, в самое надлежащее время образуются и опять уничтожаются; ибо и звезда, явившаяся магам во время человеколюбивого и спасительного ради нас рождения Господа во плоти, не была из числа звезд, которые произошли в начале. И это ясно из того обстоятельства, что она совершала свой бег то с востока на запад, то с севера на юг и что она то скрывалась, то показывалась [8].
Кометы часто появляются дважды: сначала перед приближением к Солнцу, а затем после прохождения перигелия (ближайшей точки орбиты небесного тела по отношению к Солнцу), могут наблюдаться в различных местах небосвода и двигаться по небу со скоростью 10 угловых градусов в день, переходя от одного созвездия к следующему каждые 3–4 дня. Хотя эта версия нравится астрономам, историкам до сих пор не известна ни одна комета, соответствующая описанию Матфея. Комета Галлея в -12 г. явилась слишком рано, чтобы сойти за звезду волхвов: церковные историки сходятся в том, что Иисус родился не ранее -7 года.
В китайских источниках есть смутные упоминания о «звезде-метле», явившейся в -5 г., которая стояла 70 дней в созвездии Козерога. Так как она никуда не двигалась, астрономы сочли ее новой звездой. Древние астрономы Китая часто называли словами «звезда-метла» новые или сверхновые звезды, включая звезду SN 1572, описанную астрономом Тихо Браге в XVI в. Перевод китайских датировок на наш календарь представляет большие трудности, но звезда -5 г. появилась не раньше 10 марта и исчезла не позже 16 июня. Это не соответствует традиционной дате Рождества, 25 декабря, но сторонники подобного объяснения говорят, что его дата неверна или что звезда могла зажечься в честь Непорочного Зачатия. Единственное, что роднит «звезду-метлу» со звездой волхвов – расположение на востоке [9].
Непонятно, как, увидев новую звезду, которая не двигалась, волхвы могли прийти к мысли поискать новорожденного в Иудее и тем более прийти вслед за ней к конкретному дому. Да и вряд ли звезда была яркой – по крайней мере, греческие, римские и вавилонские источники о ней ничего не говорят.
Излюбленным занятием толкователей стали поиски особого расположения планет, по которому астрологи из числа волхвов могли бы прочесть свои «знамения». Но все варианты, предложенные со времен Иоганна Кеплера, не выдерживают критики – планеты в них вовсе не сходятся в единую звезду, не наблюдаются во время гелиакического восхода или же эти явления настолько выбиваются из хронологии, что требуют пересчета точно установленных дат, чтобы как-то подогнать их в нужные рамки. К числу таких идей принадлежит гипотеза Роджера Синнота, который датирует смерть Ирода -1 годом и соотносит Вифлеемскую звезду с астрономическими соединениями планет между -3 и -2 гг. Но если даже оставить в стороне невозможность подобной датировки смерти царя Ирода, гипотеза Синнота страдает такими же слабостями, как и другие теории соединения ярких планет: как бы близко друг к другу ни находились небесные тела, они не образуют целую «звезду», не движутся на фоне остальных звезд и не могут указывать конкретное место [10].
Бывший Королевский астроном Великобритании сэр Патрик Мур предположил, что в роли Вифлеемской звезды выступили... два болида.
Предположим, что волхвы увидели яркий метеор, поднимающийся на востоке и пересекающий небо в западном направлении, пролетевший всего за несколько секунд, но оставив видимый след, сохраняющийся в течение нескольких часов. Все это вполне могло быть зрелищно; время от времени мы видим метеоры, которые ярче полной Луны, и известно, что один или два из них могут соперничать с Солнцем. Конечно, это само по себе не является адекватным объяснением для Вифлеемской звезды, но давайте пойдем дальше. Позже – насколько позже, не имеет значения – в том же месте появляется второй блестящий метеор и таким же образом пересекает небо перед тем, как исчезнуть. Это наверняка восприняли бы как знак того, что в указанном направлении вот-вот произойдет что-то необычное. Вероятность того, что два ярких метеора пройдут почти по одному и тому же пути, весьма высока [11].
Конечно, эта гипотеза смехотворна, даже если не знать, какое значение придавалось метеорам в вавилонской и ассирийской астрологии. Сохранилось немало записей о гаданиях по астрономическим явлениям, написанных по принципу «если увидели такое, то произойдет вот такое». Например, «если падающая звезда пролетит с востока на запад и вспыхнет так же ярко, как [дневной] свет или как факел и исчезнет [на горизонте], наступающая армия врага будет уничтожена». В случае, если болид промчится с грохотом, врагам тоже несдобровать: «Если факел [болид] мелькнет с высоты неба до горизонта... сияя очень ярко, при этом Адад [бог непогоды] гремит... это знамение [касается] Элама, Элам будет лежать в запустении, его святыни будут разрушены...» И так далее: пролет болида означал смерть чужих царей, гибель врагов в бою или, наоборот, поражение: «враг захватит [нашу] землю». Ни на одной глиняной табличке астрологи не связывали яркие метеоры с чьим-то рождением [12].
Творимая легенда
Все, кто пытались объяснить Вифлеемскую звезду чем-то естественным или чудом, в полной мере не осознают, зачем написано Евангелие от Матфея. Главной целью автора было доказать, что Иисус и есть тот Мессия, о котором говорилось в Ветхом Завете. Пророк Михей утверждал, что Мессия должен родиться в Вифлееме: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5:2). Поэтому Иисуса следовало любой ценой связать с Вифлеемом, городом Давида, и подобрать ему восходящую к Давиду родословную. Лука поставил перед собой такую же задачу, но справился с ней хуже (я уже не говорю о том, что родословная Иисуса у Луки не совпадает со списком предков по Матфею). Его не волновало, что римские переписи были имущественными, поэтому Иосиф и Мария должны были, наоборот, остаться в Назарете со своей недвижимостью.
Современники Иисуса знали, что он родился не в Вифлееме, а в Галилее, в городке Назарет, поэтому до конца жизни называли его «галилеянином» и «назареянином» (Мф 26:69, Мк 1:24 и 14:67, Ин 1:46 и 7:41).
Звезда, возвестившая о рождении Иисуса, была еще одним непременным атрибутом кандидата в Мессию. «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Чис 24:17). Мессия будет действовать не мечом, но силой правды: «Жезлом слов своих поразит землю, и духом уст своих умертвит нечестивого. И будет препрепоясаньем чресл его правда, и поясом у бедр его – истина... К нему обратятся народы, и будет покой его славою» (Ис 11:1-10).
Строки про «звезду от Иакова» еще в глубокой древности толковали как говорящие о Мессии из рода Давидова, приход которого возвестит настоящая звезда. Иудейские сектанты из Кумрана относили эти строки к своему вождю, Толкователю Учения, задолго до распятия Христа [13]. В одном из мидрашей, то есть вольных толкований Писания, они объяснялись весьма наглядно: «вот семилетие, в которое придет Сын Давидов. В первый год не будет достаточно пищи, во второй – стрелы голода пущены; в третий – великий голод; в четвертый – ни голода, ни изобилия; в пятый – великое изобилие и звезда засветит с востока, и это есть звезда Мессии, и она будет светить с востока 15 дней, и если это продолжится, будет хорошо Израилю; в шестой – речения и возвещения [о его пришествии], в седьмой – войны и в конце нужно ожидать Мессию» [14]. Не случайно Бен-Козиба, который уже после смерти Иисуса возглавил Второе Иудейское восстание, называл себя Бар-Кохба – Сын Звезды.
Апокрифическое «Завещание двенадцати патриархов» так говорит о приходе Мессии: «И взойдет на небесах звезда его, словно царская, свет знания несущая, словно свет солнца, и возвеличится во Вселенной. Озарит она землю, словно солнце, и истребит всякий мрак из поднебесной, и настанет мир на всей земле» (Левий XVIII, 3-4).
Иудейские легенды, сохранившиеся в Талмуде, гласят, что рождение Авраама также было предвозвещено звездой: «В тот час, когда родился Авраам, на восточном склоне небес появилась звезда, поглотившая свет четырех звезд на четырех сторонах небосвода» [15]. Речь идет о четырех «царских» звездах, по которым ориентировались, чтобы узнать стороны света – Регул, Антарес, Фомальгаут и Альдебаран. Скорее всего, это просто аллегория, призванная показать величие новорожденного. Авраам родился в Уре Халдейском, одном из величайших астрономических центров Месопотамии, поэтому такая аллегория могла иметь почтенную древность. Рождение Моисея легенды тоже связывали со звездой и с попыткой избавиться от него в раннем детстве.
Привязался к ребенку фараон, ласкал его, забавлял, а Моисей нередко снимал с головы фараона венец и надевал себе на голову. Не по душе была эта забава волхвам, приближенным фараона. В ночь рождения Моисея египетские звездочеты наблюдали появление на небе новой звезды и предсказывали, что родившийся в ту ночь младенец явится избавителем израильского народа. Теперь, видя Моисея забавляющимся таким образом фараоновым венцом, волхвы обратились к повелителю Египта, говоря:
– Государь! Предостерегаем тебя от опасности, угрожающей тебе в лице этого ребенка: теперь он забавы ради надевает на себя венец твой. Однако как бы он не оказался тем именно, о котором мы пророчествовали, что он в будущем отнимет вместе с короною и царскую власть у тебя.
И начали уговаривать фараона убить Моисея [16].
Заговор против Моисея сорвался и волхвы, которые в легенде действовали не на той стороне, были посрамлены. Выросший Моисей спас свой народ из египетского рабства.
Кстати, параллели между историями Моисея и Иисуса, в том виде, как она изложена Матфеем, не ограничиваются этой легендой. Создается впечатление, что Матфей специально заглядывал в Ветхий Завет, когда писал Евангелие, чтобы сделать двух Спасителей похожими друг на друга [17]. Волхвы были вписаны им не только для того, чтобы показать признание Иисуса авторитетными людьми не из числа иудеев для проповеди христианства за пределами иудейской общины, но и для того, чтобы сбылось еще одно пророчество: «И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию... придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис 60:3,6). Недаром в позднейших апокрифах волхвы из обычных жрецов или астрологов превратились в восточных царей.
Волхвы и комета Галлея
Многие историки считают, что Матфей сочинил легенду о волхвах и Вифлеемской звезде не только на основании уже имеющейся литературной традиции. Евангелие от Матфея было написано уже после разрушения Иерусалима римскими войсками в последней четверти I в. на территории нынешней Сирии. Видел ли он Иисуса, мы не знаем, зато можем уверенно говорить, что он был свидетелем появления кометы Галлея в 66 году. Эта комета упоминается Иосифом Флавием среди прочих знамений разрушения Иерусалима: «Над городом появилась звезда, имевшая вид меча, и в течение целого года стояла комета» (Иудейская война, VI 5, 3). Конечно, комета была видна гораздо меньше года – судя по китайским источникам, не более 70–80 дней. Не исключено, что Иосиф соединил комету 65 г., также упоминаемую китайцами, с кометой Галлея в единое целое, приняв за одно и то же небесное тело. «Звезда в виде меча» – это еще одно описание кометы по классификации Плиния Старшего (Естественная история II, 89). Современная реконструкция движения кометы Галлея показывает, что она появилась на востоке в лучах восходящего солнца, двигалась на запад, а из Иерусалима ее в конце пути видели «стоящей» над Вифлеемом [18].
В том же 66 году, когда комета Галлея озаряла ночное небо, жители Сирии лицезрели торжественную процессию. Армянский царевич Тиридат (Трдат) со свитой и охраной из 3000 парфянских всадников отправился в Рим, чтобы принять корону из рук императора Нерона. В его свите были высокопоставленные жрецы, которых Библия называет волхвами или магами. Во всех подвластных Риму городах свиту Тиридата встречали с великими почестями. Плиний Старший называл магом самого Тиридата, имеющего высшее жреческое посвящение.
Маг Тиридат находился при его [Нерона] дворе, прибыв в знак нашей победы над Арменией в сопровождении процессии, которая дорого обошлась провинциям, через которые она проходила. Дело в том, что он не желал путешествовать по морю, поскольку адепты магического искусства придерживались принципа, согласно которому неприлично плевать в воду или осквернять этот элемент любым другим выделением, неотделимым от недостатков человеческой природы. Он привел с собой еще нескольких магов и дошел до того, что приобщил Нерона к питанию, которого держались маги; и все же император, несмотря на то, что даровал чужеземцу царство, обнаружил, что не может получить в ответ искусство магии. (Естественная история ХХХ, 6).
Обратно в Армению Тиридат возвратился другим путем, возможно, опасаясь попасть в устроенную недругами засаду. На сей раз жреческое посвящение не помешало ему взойти на борт корабля (Дион Кассий. Римская история LXIII, 4).
Автор Евангелия от Матфея вполне мог видеть процессию Тиридата, которая стоила Римской империи двести тысяч сестерциев в день, изобразив сцену «поклонения волхвов» по ее образу и подобию. Даже если это не так, житель Сирии должен был хорошо знать жрецов главенствующей в тех краях зороастрийской религии.
Поиски НЛО в Библии – одно из самых любимых и в то же время тщетных увлечений западных уфологов. Как писал философ Мартин Гарднер, «оставьте Библию в покое! Это не наука и не точная история, а сборник религиозных фантазий, написанных многими авторами. Некоторые из ее мифов, например, о Вифлеемской звезде, очень красивы, а другие – скучны и уродливы. Некоторые отражают высокие идеалы, например, притчи Иисуса, другие морально отвратительны» [19]. Пусть сказание о Вифлеемской звезде так и останется тем, чем было с самого начала – красивой легендой, которую не стыдно рассказывать детям в рождественский вечер, пропитанный запахом хвои и ожидания чуда.
Литература
1. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 7. СПб, 1901. С. 60–62.
2. Там же, с. 62–63.
3. Downing B. The Bible and Flying Saucers. NY, 1968. P. 116.
4. Bidez J., Cumont F. Les mages hellenises. Paris, 2007. P. 119–120; Фулканелли. Тайны готических соборов. М., 1996. С. 50–51.
5. Von Hildesheim J. Die Legende von den Heiligen Drei Konigen. Munchen, 1963.
6. Писания мужей апостольских. М., 2008. С. 339.
7. Ориген. О началах. Против Цельса. СПб, 2008. С. 479–480.
8. Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. СПб, 1913. С. 200–201.
9. Clark D., Parkinson J., Stephenson F. An Astronomical Re-Appraical of the Star of Bethlehem // Quartely Journal of the Royal Astronomical Society, 1977, Vol. 18. Рp. 443–449; Гурштейн А. Вифлеемская звезда – вымысел или вспышка Новой? // Природа, 1978. № 12. С. 121.
10. Sinnott R. Thoughts on the Star of Bethlehem // Sky and Telescope, Vol. 36. №6. 1968. Рp. 384–386.
11. Moore P. The Star of Bethlehem. Bath, 2001. P. 96–97.
12. Bjorkman J. Meteors and Meteorites in the Ancient Near East // Meteoritics. Vol. 8. №2. 1973. Рp. 91–132.
13. Урбах Э. Мудрецы Талмуда. Иерусалим, 1989. С. 429, 456; Дамасский документ, 7:18–20.
14. Скабалланович М. О звезде волхвов // Труды Киевской Духовной Академии. Т. 3. 1906. С. 447; Эдершейм А. Жизнь и время Иисуса Мессии. Т. 1. М., 1898. С. 268–269.
15. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Одесса, 1919. С. 17.
16. Там же, с. 46.
17. Hultgren A. Matthew's infancy narrative and the nativity of an emerging community // Horizons in Biblical Theology. Vol. 19. № 1. 1997. Рp. 91–108.
18. Catalogue of Objects that are (or may be) Comets // Syllecta Classica. Vol. 17. 2006. Pp. 148–158; Jenkins R. The Star of Bethlehem and the Comet of AD 66 // Journal of British Astronomical Association, Vol. 114. №6. 2004. Рp. 336–343.
19. Gardner M. The Star of Bethlehem // Skeptical Inquirer. Nov/Dec. 1999. Pp. 15.