Тайна нюрнбергской листовки

«Небесное знамение» середины XVI века и его возможная разгадка

Красочная старинная гравюра, запечатлевшая некие объекты в небе над германским городом Нюрнберг, десятки раз перепечатывалась в книгах уфологов и любителей истории. Я не сомневаюсь, что вы ее тоже видели. Увы, листовка печатника Ганса Глазера и ее текст до сего момента так и не стали предметом серьезного изучения. Одним не хватило познаний в старонемецком, другие не стали вписывать ее в исторический контекст, искать аналоги или сопоставлять с невероятно изобильной литературой тех лет о «знамениях», третьи не знают о явлениях, способных дать ключ к разгадке.

Гравюра из нюрнбергской листовки Ганса Глазера [1].
Гравюра из нюрнбергской листовки Ганса Глазера [1].
 

Текст листовки тоже толком пока не переводился. В ней говорилось, что «знамение» произошло во время восхода солнца.

Утром 14 апреля 1561 года, на рассвете, между 4 и 5 часами ужасное видение явилось в солнце и было видно в самом граде Нюрнберге, за его воротами и в сельской местности многими мужчинами и женщинами. Сначала в солнце появились две кроваво-красные полукруглые дуги, наподобие луны в последней четверти. И в солнце, над ним, под ним и по обе стороны, цвет был кроваво-красный, и там стоял круглый шар частично тусклого, частично черно-металлического цвета. Таким же образом стояли по обе стороны солнца и окружая его, словно кольцом, кроваво-красные и другие шары в большом числе, по три в линию и по четыре квадратом, некоторые поодиночке. Между этими шарами были видны несколько кроваво-красных крестов, и между ними находились кроваво-красные полосы; они становились толще к задней части, а спереди были гибкие, словно розги или камыш, и переплетались друг с другом. Среди них были две большие пушки, одна справа и другая слева, и в малых и больших пушках были по три, четыре и более шаров. Все они начали сражаться друг с другом, и шары, которые сначала были в солнце, вылетели оттуда, чтобы присоединиться к находящимся по обеим сторонам, после чего шары, находящиеся снаружи, в малых и больших пушках, полетели в солнце. Помимо того, шары летали взад и вперед, неистово сражаясь друг с другом более часа. И когда битва, происходящая то внутри солнца, то снаружи него, была наиболее яростной, они начали уставать до такой степени, что все они пали от солнца к земле, словно сгорая, и в конце концов постепенно исчезали внизу, на земле, в больших клубах дыма. После того стало видимо нечто вроде черного копья большой толщины и длины, обращенного древком к восходу солнца [востоку] и нацеленного в направлении захода [запада].
Что это знамение означает, один Господь ведает. Хотя мы так часто видели много различных знамений в небесах, которые посылает Господь всемогущий, чтобы привести нас к покаянию, мы, к сожалению, настолько неблагодарны, что пренебрегаем столь возвышенными знамениями и чудесами Божьими, или говорим о них с насмешками, бросая слова на ветер, чтобы Господь мог ниспослать нам страшное наказание за такую неблагодарность. В конце концов, богобоязненные люди ни в коем случае не отвергнут знамений, но примут их близко к сердцу, как предостережения милосердного Отца Небесного, исправятся и искренне умолят Бога отвратить Свой гнев и заслуженное нами наказание, чтобы мы могли жить временно здесь, и вечно там, как Его дети. За это да дарует нам Бог Свою помощь. Аминь.

Во всех предыдущих попытках перевода слово «Rohr» переводилось как «труба» или «цилиндр», но менее известное значение «пушка» тут подходит гораздо лучше. Это очевидно каждому, кто знаком со старинной артиллерией и внимательно посмотрел на гравюру. Глазер аккуратно нарисовал казенники с ручкой, характерной для малокалиберной артиллерии того времени, замки, утолщения стволов там, где они испытывают наибольшие нагрузки во время выстрела.

Малокалиберная пушка XVI века на поворотной втулке.
Малокалиберная пушка XVI века на поворотной втулке.
 

Мнения на сей счет сразу разделились. Уфологи тут же заявили, что над Нюрнбергом произошли звездные войны между инопланетянами, а «пушки» были кораблями-носителями шарообразных НЛО. Колмэн фон Кевицкий даже нарисовал чертеж, где представил ручку от пушки как «поворотное устройство» для извлечения малого корабля из ангара сигаровидного летательного аппарата.

События над Нюрнбергом в представлении майора Колмэна фон Кевицкого [2].
События над Нюрнбергом в представлении майора Колмэна фон Кевицкого [2].
 

Скептики, в свою очередь, обвинили печатника Ганса Глазера в том, что он почти все выдумал ради денег или в благочестивых целях. Ульрих Магин напомнил, что такие листовки не отличались особой правдивостью и зачастую, если автору было лень придумывать что-то, повторно пускались в ход с измененным местом и датой.

Новостные листовки того времени часто сообщали не о реальных событиях, а были больше озабочены донесением морали... Призрачные армии были излюбленной темой и соответствовали традиционному шаблону: две армии в небе, часто верхом на лошадях, с флагами, копьями и стрелами сражаются друг с другом, пока одна армия не будет побеждена. Затем это зрелище интерпретируется как предупреждение о войне, голоде или эпидемиях. Последний абзац, следующий за описанием и предупреждением, состоит из нескольких строк, умоляющих людей изменить свой образ жизни и жить как настоящий христианин. На большинстве таких иллюстраций изображены не только сражающиеся армии, но и падающие звезды (аллюзия на Откровение, глава 19), копья, кресты, стрелы и другие символы, парящие в небе вокруг сражающихся...
Нюрнбергская гравюра 1561 года просто показывает старый мотив сражения небесных армий, только Глазер обновил и модернизировал старомодные элементы в своей версии. Вместо обычного оружия и конных бойцов он изображает современные пушки, которые сражаются друг с другом раскаленными ядрами. Из традиционных форм остались только падающие шары-звезды и копье, которое теперь отдельно парит в небе... Пушки были единственным нововведением Глазера, и он никак не мог знать, что позднее, сбитые с толку шарами и мнимыми «кораблями-матками», люди не смогут правильно понять текст. Он писал для своего времени, ничего не зная об атомной эре и космических путешествиях, но он определенно читал много листовок о небесных знамениях.
Глядя на иллюстрацию, сразу замечаешь, что Глазер, хорошо знавший Нюрнберг (он жил в Южной Германии с 1540 по 1571 год), не показывает знаменитый замок, возвышающийся над городом. Кроме того, местный историк убедительно доказал, что дымящиеся шары коснулись земли у церкви Святого Леонарда, здания, которое было разрушено в 1508 году! Ясно, что мы не можем рассматривать иллюстрацию Глазера как изображение чего-либо, что действительно происходило, как и его аудитория не считала листовку таковым... Читатели в Нюрнберге не задавались вопросом, почему их город изображен неправильно, потому что они прочитали листовку не как публицистику, а как призыв к покаянию. Буквальное толкование (где появилась пушка и в каком именно месте упали на землю ядра?) обречено на провал.
Было ли что-то в это время над Нюрнбергом на самом деле (падение метеорита или северное сияние), мы не знаем и, вероятно, никогда не узнаем. Мы знаем только, что листовка не сообщает ничего такого, что не было бы известно читателям раньше в других листовках, и что они бы поняли в свете своего религиозного образования – небесные знамения были напоминанием о Судном дне, в который, как говорит Библия, звезды будут падать с неба... Мы можем быть полностью уверены, что это были не НЛО в современном понимании, и что «трубы» не являются их летающими базами, но символизируют две вражеские армии. «Корабли-матки из космоса» – современная интерпретация, не имеющая под собой никаких оснований. Эта интерпретация лишает изначального смысла старые новостные сообщения, где просто хотели проповедовать обращенным и предупреждать нечестивых, чтобы они исправились [3].

К этому я могу добавить, что узнаваемая церковь св. Себальда в левом нижнем углу тоже расположена неверно. Если перед нами вид на восходящее солнце, то есть на восток, из-за черты города, церковь должна находиться справа, а не слева. Солнце нарисовано слишком высоко для указанного времени (4–5 часов утра). Конечно, все это можно объяснить тем, что авторов листовок в первую очередь интересовала красота и композиция рисунка, а не строгая документальность. Сам художник не был очевидцем, он просто пытался изобразить с чужих слов то, что происходило на небе, поэтому не нужно относиться к гравюре как к фотороботу преступника или научной реконструкции.

Также по теме
Если верить многочисленным сайтам, книгам и публикациям, в 1608 году произошло настоящее инопланетное вторжение на побережье Средиземного моря. Испуганные горожане открыли огонь по кораблям пришельцев, не причинив им ни малейшего вреда, а потом с неба хлынули кровавые дожди.

Другие скептики отыскали компромат на покойного Глазера, часто упоминающегося в городских архивах Нюрнберга. Он не раз обвинялся в плагиате и в конце концов докатился до того, что ему запретили заниматься книгопечатанием. Это, впрочем, не значит, что Глазер все выдумал от начала до конца. Другие его листовки, посвященные небесным видениям над Нюрнбергом, изображают хорошо узнаваемые природные явления – гало, северные сияния и кометы. Он вряд ли рискнул бы все придумать, находясь в опасной близости от мстительного магистрата, конкурентов и недовольных горожан.

Северное сияние 28 декабря 1560 г. над Нюрнбергом. Листовка Ганса Глазера.
Северное сияние 28 декабря 1560 г. над Нюрнбергом. Листовка Ганса Глазера.
 

Фрэнк Джонсон попытался объяснить события 14 апреля 1561 г. необычным гало с ложными солнцами, но продемонстрировал только свое невежество в области атмосферной оптики [4]. Ложные солнца и их возможные отражения не могут быстро двигаться и менять положение друг относительно друга, они медленно движутся только вместе с солнцем и с его скоростью.

Никто из тех, кто пробовал объяснить или «разоблачить» события в Нюрнберге, даже не попытался задаться вопросом: было ли «знамение» 1561 года уникальным или же это всего лишь одно наблюдение из целого ряда? Были ли похожие наблюдения в Германии до и после 1561 года, в чем они схожи и чем отличаются?

Протестанты и «чудесные знамения»

Религиозные распри в Германии XVI века, доходящие до битв между протестантами и католиками, сопровождались повышенным интересом к различным чудесам и знамениям, включая небесные явления. В 1556 году, за пять лет до появления листовки Глазера, в том же Нюрнберге вышла книга, тут же ставшая бестселлером. Лютеранский философ Иов Финцель задался целью наглядно продемонстрировать, что конец света близок. Облаченный в папскую тиару Антихрист уже правит в Риме, и Бог, возмущенный греховными деяниями католиков и еретиков, посредством знамений призывает людей покаяться, пока еще есть время, а истинно верующих приготовить к Страшному суду. В качестве доказательства Иов Финцель приводит сотни примеров всевозможных знамений, расположенных в хронологическом порядке с 1517 г., когда погрязший в католической тьме мир впервые озарил свет лютеранства, и до времени выхода его книги. К знамениям он относил все выходящее за рамки обыденного хода вещей, включая рождение уродов, удары молний, бури, наводнения и пожары. На титульном листе Финцель поместил цитату из Библии: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14:7).

Нюрнбергское издание книги Финцеля «Wunderzeichen» («Чудесные знамения»).
Нюрнбергское издание книги Финцеля «Wunderzeichen» («Чудесные знамения»).
 

Эту книгу переиздавали как минимум 12 раз в разных городах Германии. Она вышла на первое место по итогам продаж на книжной ярмарке Франкфурта даже в 1569 г., спустя 13 лет после выхода первого тиража. Десятки авторов, включая Конрада Ликостенеса, создателя самого толстого и самого богато иллюстрированного трактата о чудесах, изданного в XVI веке, часто ссылались на труд Финцеля или выписывали оттуда разные истории. Среди них была и та, что произошла 13 июня 1554 года в Йене.

В том же 1554 году, 13 июня, в Йене вечером между семью и восемью часами было замечено следующее зрелище. Немного ранее пяти часов в вышине стояло огненно-красное солнце, как будто покрытое красной тканью. Так продолжалось до семи-восьми часов, когда солнце стало длиннее, краснее и больше. За один час вокруг солнца, не над ним, а по обе стороны от него, на юге и севере, упало множество черных шаров размером с лопату. После того, как их увидели, появились еще тридцать шаров и снова исчезли; появились другие, как черные шляпы, они шли к солнцу и от него; часто они бросались на солнце кучей и со всей силой, как бы для того, чтобы уничтожить его; некоторые из них также пролетали через солнце, почти закрывая его, и вскоре снова взлетали от солнца в воздух, как будто кто-то стрелял большими ядрами. Когда они находились с обеих сторон полчаса и солнце светило, еще больше их упали с солнца в сторону севера, так что их едва можно было увидеть, и вскоре встали неподвижно, а некоторые из них стали очень красными и пускали из себя кровавые полосы, как будто кровь падала из них в сторону солнца. Они вернулись к солнцу и то мгновенно появлялись, то снова исчезали. Через солнце прошли две кровавые полосы, и оно, будто облитое кровью, превратилось в чистую кровь. Шары все время летали взад и вперед, словно молния, и с обеих сторон светила некоторые из них вдруг стали желтыми, будто настоящее солнце, снова погасли, став черными, и вскоре снова пожелтели. Зачастую ясно и отчетливо видели больше десяти шаров, поднимающихся вокруг солнца. Эта мешанина желтых и черных шаров тоже не устояла, все они вскоре истаяли, и солнце зашло кроваво-красным. На следующий день вечером снова появилось несколько шаров, но не так много и не так часто, как накануне [5].

Нетрудно заметить, что это явление почти полностью совпадает с наблюдавшимся в Нюрнберге, включая две полосы, пересекшие солнечный диск. Нет здесь только пушек, люди лишь сравнивали полет шаров с пушечными ядрами. Хотя явление в Нюрнберге произошло на рассвете, а в Йене – на закате, условия наблюдения не изменились: в обеих городах солнце наблюдалось сквозь толстый слой атмосферы около горизонта, поглотивший часть его света и позволивший смотреть на солнечный диск невооруженным глазом.

Наблюдения разноцветных шаров, связанные с закатом, восходом или ослаблением света солнца из-за тумана, вулканической пыли и иных причин отмечались задолго до выхода в свет книги Финцеля и продолжали отмечаться в Германии еще минимум три века. Во время ограниченного поиска среди оцифрованных материалов на немецком языке (Google Books, Archive.org, HathiTrust) по ключевым словам, характерным для этого явления, удалось найти несколько десятков почти идентичных сообщений на протяжении 400 лет немецкой истории. Такие же наблюдения происходили и в других странах Европы, в том числе в Швейцарии, Великобритании, Дании, Италии и Швеции, а также в Австралии, США и СССР. Подобная распространенность в пространстве и времени среди разных народов подтверждает, что это реальное, хотя и редкое явление.

Базельская листовка

В уфологической литературе рядом с изображением нюрнбергской листовки обычно размещают еще один рисунок, заимствованный с похожей листовки, изданной в швейцарском Базеле в 1566 году. Такому подбору иллюстраций мы обязаны знаменитому психологу Карлу-Густаву Юнгу, который нашел обе листовки в библиотеке Цюриха и перепечатал их гравюры в книге об НЛО «Один современный миф: о предметах, наблюдаемых на небе» [6].

Текст листовки был составлен студентом теологии из Базеля Самуэлем Кохом, по тогдашней традиции переделавшим фамилию на латинский лад в «Коккиус», а гравюра к ней нарисована художником Гансом Клубером. Самуэль даже рискнул сказать, что явление может иметь естественное происхождение.

В 1566 году трижды, 27 и 28 июля и 7 августа, на фоне восхода и захода солнца мы видели странные зрелища в небе над Базелем.
В 1566 году, 27 июля, после того, как солнце тепло освещало ясное, светлое небо, около 9 часов вечера оно вдруг приняло другую форму и цвет. Сначала солнце потеряло все свое сияние и блеск, и стало не больше полной луны, и, наконец, казалось, что оно плачет кровавыми слезами, и воздух за ним потемнел. Видели это все жители города и деревень. Точно так же и Луна, которая уже была почти полной и светила всю ночь, приняла на небе почти кроваво-красный цвет. На следующий день, в воскресенье, солнце взошло около шести часов и имело тот же облик, как и ранее на закате. Оно освещало дома, улицы и все вокруг, словно все было кроваво-красным и огненным. На рассвете 7 августа в воздухе было замечено множество черных шаров, которые с большой скоростью неслись перед солнцем. Они также летели навстречу друг другу, как будто намереваясь сразиться. Некоторые из них стали красными и огненными, но в конце концов потускнели и погасли. Не знаю, можно ли все это объяснить естественными причинами, например туманом и дымкой, возникшими, в частности, из-за влажной зимы и лета, или сильной жарой, наступившей после проливных дождей и холодов [7].

Карл-Густав Юнг, хорошо знающий Швейцарию, подтвердил, что на гравюре именно Базель и собор святого Павла, а не просто абстрактный город.

Гравюра из базельской листовки Самуэля Коха и Ганса Клубера.
Гравюра из базельской листовки Самуэля Коха и Ганса Клубера.
 

История подобных наблюдений в Базеле начинается с 8 сентября 1450 г., когда в этом городе «наступила необычная погода с дождем и туманом». 45-летний кожевник Ганс фон Тельсперг с товарищами «смотрел на солнце, которое имело странную форму. Затем за час до полудня оно засияло голубым светом. Тут же он увидел, как небо разверзлось и упал черный шар, вскоре после него огненный шар, и так далее». Викарий Конрад Баумхауэрн приказал священникам опросить всех свидетелей под присягой, но никто из них не отказался от своих слов [8]. Профессор Фридрих Фишер в 1841 году утверждал, что «летающие солнечные шары так часто появляются у нас в Базеле, особенно во время ярких закатов ветреными осенними вечерами, что время от времени толпы людей стекаются к валу, обращенному к закату, чтобы полюбоваться необыкновенным зрелищем» [9].

Ошибка Димидки Воинова

В русском рукописном сборнике XVII в., который сейчас хранится в Копенгагенском музее, есть запись о событиях в далекой Европе: «Лета 7153 [1645], апреля в 20 день, перевод с немецкого письма... В сонце было великое знамение, и переменялось и красным, и черным, и после того и от сонца пали кровавые ядра въ 15 гривенок, а ино десять. А что будет, то Бог весть» [10]. Составитель сборника Димидка Воинов, по-видимому, имел в виду вес упавших «ядер»: гривенка – мера веса, примерно равная 400 грамм. Но в немецких источниках о весе ничего не говорится, а цифры относятся к количеству шаров. Видимо, в процессе перевода информация, содержащаяся в «письме», заметно исказилась. Оригинал сообщения гласит, что в Уффенхайме «...солнце полностью потемнело, как бы покрылось красными и черными пятнами, после чего зажглись кровавые шары, похожие на человеческие сердца, по 10 и 15 штук за раз, и упали на землю, и все это видели многие сотни людей. Что Бог хотел этим сказать, догадаться несложно» [11].

Сам Димидка Воинов и ученые, пытавшиеся комментировать его сборник, даже не догадывались, что с 16 по 21 апреля 1645 г. солнечный свет потускнел по всей Германии, и странные шары, летящие близ солнца, увидели независимо друг от друга в разных городах. Это еще одно доказательство реальности явления, предоставленное историей. Мы приведем лишь несколько примеров.

Симон Эльзассер из Вюртемберга записал в дневнике, что шары летели не от солнца, а наоборот, в его сторону.

Вечером 16 апреля 1645 года было замечено ужасное и чудесное знамение. Весь день небо было ясное, но в нижних слоях воздуха повсюду было что-то наподобие высоко стоящего тумана. В половине пятого вечера, когда солнце не могло светить как следует из-за тумана, по всей здешней долине стали летать большие черные шары. Они были почти все одного размера, с виду как дно корзины. Большинство из них прилетало от Мейзенхельдена, направляясь к солнцу, которое находилось над кирпичным домом. Они то останавливались задолго до захода солнца, то висели вместе, то влетали в долину, то летели очень быстро, снижаясь к каменистой земле, то исчезали по дороге и полет шаров, насколько их было видно, продолжался более получаса. Некоторые шары, прилетевшие с Висельного холма, выглядели огненными, обретя цвет солнца [12].

Хроникер Себастьян Деннер пишет, что в Ротенбурге загадочные шары видели три дня подряд. Он обратил внимание, что светило было искажено красными полосами, как при наблюдениях вековой давности в Йене и Нюрнберге.

15, 16 и 17 апреля солнце преобразилось, весь день поднимаясь и опускаясь красным, как кровь. В частности, 16 и 17 числа на солнце были видны черные и красные шары, которые проходили через него, а также исходящие из солнца большие кровавые полосы толщиной в руку. Вскоре после этого исход битвы при Хербстхаузене подтвердил, что хотел начертать этим милостивый Господь. 18 апреля солнце снова преобразилось полосами крови и выбросило большие шары, которые падали на землю и исчезали один за другим. Их видели тысячи человек [13].

Эразм Франциск в своем трактате упоминает, что 17 апреля 1645 г. в Данкельсбюле между 5 и 6 часами вечера горожане «видели кроваво-красное солнце, из которого вылетели, как ядра, огромное количество черных, синих и огненных шаров, разлетаясь над городом и окрестностями» [14]. В такое же время, но 20 числа, «несколько сот человек в Гейдельберге видели, как вокруг солнца из него поднимались черные шары, похожие на целые и половинки пушечных ядер, и казалось, что часть из них летят над ними, а часть в сторону замка, пока, наконец, не исчезли в воздухе, как дым. То же самое наблюдалось 21-го числа рано утром во время трапезы после восхода солнца» [15].

Причиной глобального потускнения солнца мог стать выброс большого количества пепла в верхние слои атмосферы после вулканического извержения. Ослабление солнечного света чем угодно – самое главное условие, которое позволяет «шарам» стать видимыми для зрителей. При этом далеко не каждое потускнение солнца сопровождается «шарами». Выброс пепла при извержении исландских вулканов Лаки и Гримсвотн в 1783 году затмил атмосферу над Европой так, что даже в полдень на него можно было смотреть, не прикрывая глаза. Поэт Гораций Уолпол жаловался, что «солнце садится, подобно раскаленной докрасна оловянной тарелке, а затем через какое-то время появляется луна примерно такого же цвета, как будто для обоих используется один и тот же шар на движущейся картинке» [16]. При этом никаких других шаров около небесных светил никто не видел.

Не только шары

Большинство наблюдений загадочных шаров не сопровождаются видениями крестов и полос, как в Нюрнберге. Однако это не значит, что Ганс Глазер придумал все детали. Почти точный аналог событий в Нюрнберге произошел ровно век спустя в Великобритании. Рассказ об этом был включен в сборник о чудесах и знамениях «Mirabilis Annus Secundus».

Наблюдение 29 июня 1661 г. в Исберри. Современная реконструкция [19].
Наблюдение 29 июня 1661 г. в Исберри. Современная реконструкция [19].
 
Житель Исберри в графстве Беркс, человек почтенный и заслуживающий доверия, 29 июня 1661 г. шел с женой и детьми по своему саду около 6 или 7 часов вечера; вдруг солнце закрылось сильнее, чем зимним туманом, отчего он, жена и дети принялись смотреть на него более внимательно и пристально, и, к своему опасению, отчетливо увидели большое, несчетное количество шаров разного цвета, некоторые черные, некоторые голубые или красноватые, по размеру и форме похожие на пушечные ядра, и другие [объекты], похожие на большие колоды и куски бревен, а некоторые в форме крестов; они очень быстро летели от солнца на восток, хотя ветер все время дул с севера. В это время они не могли определить, шло ли солнце по своему пути, но оно было будто в горящем пламени, превратившимся в круглое облачко быстрее любого колеса, которое они когда-либо видели. Истинность наблюдения удостоверили сами очевидцы, от которых мы это узнали [17].

Во второй части этого сборника есть история о том, что вещество, падающее таким же образом со стороны солнца, не было собрано в шары. Оно оседало на землю в виде пепла или порошка и затем улетучивалось, как дым.

В Саттоне, близ Мэнсфилда, в графстве Нотингхэм, 13 июля 1662 г. пять или шесть очень честных и заслуживающих доверия людей, находясь на улице во время заката, увидели, как солнце и небо вокруг него стало очень красным; вскоре после этого появилось много огненных языков, окруживших солнце. Несколько языков пламени разлетелись в разные стороны с большой скоростью, а некоторые из них упали перпендикулярно на землю, на зрителей и местность вокруг них, не причинив ни малейшего вреда. Потом это пламя превратилось в голубую субстанцию, похожую на индиго или голубой порошок; как только его касались, порошок улетал в дыму [18].

Каким бы невероятным ни казалось описание, оно подтверждается сообщениями из других мест. Шары, падавшие в Нюрнберге, также превратились в дым. С 14 по 18 июля 1719 г. в Тоггенбурге, Швейцария, «при восходе и заходе солнца на землю в большом количестве падали цветные пузыри, и если их ловили руками, они исчезали, оставляя только немного пыли, по большей части пепельного цвета, которая, как говорят, тотчас же улетучивалась как голубоватый дым... Другие говорили, что они [шары] падали в воду, на поля и заборы, и там поднимался пепельный парообразный туман» [20].

Также по теме
Для людей в эпоху Возрождения небо было экраном, на котором Бог демонстрировал чудеса и знамения. Все, что сколько-нибудь выходило за рамки обычного, тут же толковали в соответствии с Библией, не упуская возможности намекнуть всем на грядущий Судный день. Книгопечатание донесло эти идеи до широких масс, а люди образованные принялись писать трактаты о чудесах. Недавно обнаруженный красочный альбом, названный «Аугсбургской книгой чудес», и нарисованный в 1550–1552 годах, прекрасно вписывается в эту традицию.

14 июля 1678 г. в 5 часов утра близ Фредериции, Дания, восходящее солнце затянуло туманом. То, что произошло дальше, напоминает как инцидент в Нюрнберге, так и события в Саттоне с падением языков пламени.

От солнца в трех разных местах, а именно в северо-восточном, юго-восточном и северо-западном, вышли три луча, каждый из которых испустил три красноватых шара. Сразу после этого солнце испустило потрясающе большой кусок огня, а затем множество голубых шаров, некоторые из которых упали среди зрителей, некоторые на поле в деревне Брестеруп и на церковный двор. Среди этих разнообразных голубых шаров в воздухе виднелись мортиры, большие пушки, штандарты красноватого цвета, а после всего этого был замечен красный крест, который летел на юг; среди шаров, летевших на запад, видели нечто похожее на синие шапки, которые обычно носят лодочники, а также какие-то длинные предметы медного цвета, похожие на фальконеты [тип пушек]. На юге было видно множество красноватых шаров, так что казалось, что небо полностью в огне, и множество красных шаров, среди которых был виден большой кусок огня в форме колеса, упавший на холме в деревне Хадерс [21].

К этому можно добавить, что на следующий день в германском городе Бамберг «в 7 часов вечера в воздухе поднималось и опускалось около ста красных, синих и черных шаров, которые видели около сотни человек, и солнце также было полностью огненным и кроваво-красным» [22].

Даже в XIX веке находились очевидцы, осмелившиеся рассказать, что они видели на небе что-то помимо разноцветных шаров. Один из них, по понятным причинам оставшись анонимным, написал в местную газету, что заинтересовался рассказами о шарах в небе при восходе солнца и 9 июля 1869 г. в 3 часа ночи вышел на поле близ поселка Кортш (Южный Тироль, Италия).

Термометр показывал 15 градусов, дул северный ветер, так что было скорее холодно, чем тепло. Я с нетерпением ждал восхода солнца; но каково же было мое удивление, когда в четверть пятого утра вместо великолепного золотого солнца я увидел кроваво-красный диск, разделенный на две части темно-красной центральной полосой шириной в руку. Он появился над хребтом у Санкт-Мартин-ам-Кофль и поднялся в воздух. Солнце оставалось в таком виде 4–6 минут, затем перед ним появился второй водянисто-красный диск, а через 4 минуты еще один молочно-белый, и все три диска вибрировали вместе. В то же время за солнцем образовалось красно-синее гало, которое постоянно колебалось и выбрасывало целую массу синих, фиолетовых, красных, желтых шаров, так что все пространство воздуха от Кортша до Латша было заполнено шарами. Шары также меняли цвет. Так, я увидел, что голубые по мере приближения к поверхности земли становились светло-зелеными и, наконец, фиолетовыми. Многие шары опускались на зерновые поля, меняли цвет, натыкаясь на растения, и растворялись в дыму.
Вместо метания шаров на голубом солнечном ореоле со временем появились другие явления: можно было видеть лошадиные головы с передними ногами, пучки розог, один из которых был длинный и очень изогнутый, змеи длиной 20–30 футов (одна змея прошла над моей головой), и даже человеческую фигуру, похожую на татарина или монгола, а также большой красный крест Святого Андрея.
Слева от солнца, в направлении Заминигер-Шписс, а оттуда в сторону Форры, на горизонте появились узкие полосы крови, которые постепенно превратились в лужи крови и исчезли на полудуге от Форры через Заминигер-Шписс, Санкт-Мартин-ам-Кофль до Мортера под общим кровавым дождем. Тем временем два диска на солнце исчезли, а само солнце начало терять свой красноватый цвет. Поскольку профессиональные дела позвали меня домой в 6 часов, я не мог больше ждать полного окончания природного явления. Все время можно было смотреть на солнце невооруженными глазами, оно нисколько не ослепляло. Г-н К. П. из Шландерса и г-н Л. из Гефлана также наблюдали это явление и видели почти то же самое [23].

Корреспондент газеты «Tiroler Volksblatt» из Кортша подтвердил, что явление видел не только анонимный очевидец, но и другие люди.

О природном явлении 9-го числа этого месяца между 5 и 6 часами утра также можно сообщить, что все жнецы и девушки в полях наблюдали то же самое. Они видели кроваво-красное солнце, разноцветные шары и некоторые другие вещи... Диск солнца весь день 9 июля сохранял кроваво-красный цвет, так что его отражение на земле тоже было красноватым, придавая всей природе мрачный вид, как при затмении. На закате края солнца стали водянистыми, а в центре появились четыре больших пятна цвета крови. 10 числа Солнце было красноватым, когда взошло, и вскоре перед ним появился молочный диск, который был виден весь день. Только 12-го числа солнце снова появилось в своем сияющем золотом цвете. Эти явления наблюдались почти по всему Финшгау [24].

Оптический обман или реальность?

Скептики не раз утверждали, что зрители, глядя на солнце невооруженными глазами, обжигают сетчатку до такой степени, что у них перед глазами начинают летать разноцветные шары – множественные послеобразы солнца. По-видимому, такие сомнения высказывали еще в XVII веке, поскольку в одном из известий о странных шарах на это было обращено особое внимание.

13 июня 1636 г. в Эльбингене с 6 часов вечера до заката солнца под ясным небом произошло следующее явление. Сначала солнце было совсем бледным и лучи его настолько тусклыми, что можно было смотреть на него невооруженным глазом. Между тем, черные шары в виде больших пушечных ядер устремились от солнца так быстро, что множество их как бы покрыло и затемнило области юга, запада и севера, но ни один из них не повернул на восток. Такое солнечное затмение длилось 1/4 часа, после чего оно совсем потемнело, и от бледного света остался только большой серп с северного края. Между тем черные шары непрерывно летели от солнца в таком количестве, что, хотя многие из них собрались вместе недалеко от солнца, образуя густое темное облако, не только три названные стороны небосклона, но и почти все дома в маленьком городке были ими покрыты к ужасу прохожих, видевших, что многие шары, упав у них на глазах, растворились в синеватом серном огне, который растекался по земле на протяжении нескольких футов. Солнечное затмение длилось один час; черный объект перед ним превратился в пепельно-серый, после чего солнце, наконец, снова появилось в совершенно красном виде, который сохраняло до заката при непрекращающемся выбросе шаров. Чтобы не думали, что зрение очевидцев было ослеплено и обмануто постоянным лицезрением солнца, заметим, что тени от шаров были замечены на стенах и окнах у тех, кто остался в комнатах и не смотрел на солнце [25].

Еще более убедительное наблюдение, исключающее обман зрения из-за яркого света, было сделано известным британским естествоиспытателем Бенджамином Мартином в 1737 году. Он изучал солнце в темной комнате, проецируя его изображение с помощью линзы, как в огромной камере-обскуре [26]. Изображение камеры-обскуры достаточно четкое и не яркое, оно позволяет замечать мелкие детали и даже солнечные пятна. В книге, вышедшей десять лет спустя, Мартин подробно описал увиденное.

Не могу здесь не упомянуть очень необычное явление, которое я наблюдал около десяти лет назад в своей затемненной комнате. Окно смотрело на запад, и шпиль Чичестерского собора находился прямо перед ним на расстоянии примерно 50 или 60 ярдов. Я часто развлекался, наблюдая, как красиво солнце проходит за шпилем и на какое-то время закрывается им; проекция шпиля и солнца была очень большой, сделанной с помощью линзы с фокусным расстоянием 12 футов. Однажды, наблюдая затмение солнца шпилем, когда его диск исчезал, я увидел несколько маленьких, ярких, круглых тел или шаров, бегущих к солнцу из темной части комнаты на расстоянии вплоть до 20 дюймов. Я заметил, что их движение было немного неправильным, но прямолинейным, и казалось, что они ускоряются по мере приближения к солнцу. Эти светящиеся шары появлялись также на другой стороне шпиля и предшествовали солнцу, улетая в сторону темной комнаты, иногда в большем, иногда в меньшем количестве, подобно тому, как они следовали за солнцем при его покрытии. Как правило, они имели диаметр около 1/20 дюйма и, следовательно, должны представлять собой очень большие светящиеся шары в какой-то части неба, чей свет исчезает в свете Солнца, так что они не видны при обычном дневном свете. Я не могу предположить, относятся ли они к метеорам или же к телам иного рода [27].

Поскольку солнце светило как обычно, люди на улице не могли заметить шары. Сам Мартин тоже не видел шары до тех пор, пока солнце не было закрыто шпилем и не потеряло часть яркости. Это убедительное доказательство того, что шары могут летать в атмосфере в любое время, но становятся видимыми только при определенных условиях.

В то же время совершенно очевидно, что без странных оптических эффектов тут не обходится. Очевидцы не раз утверждали, что шары, снижаясь к ним, уменьшались в размерах и становились совсем маленькими. Швейцарский естествоиспытатель Иоганн Якоб Шейхцер заметил, что в июле 1721 г. близ Дюбендорфа «некоторые мужчины ловили летящие шарики руками, не чувствуя при этом ни холода, ни тепла... Еще один очевидец сказал, что эти шары казались ему сначала красными, потом синими, и чем ближе они подходили к земле, тем меньше они становились, так что те, что он ловил руками, были не крупнее гроша... Многие же, которым указывали пальцами на эти шары в воздухе, утверждают, что они вообще ничего не видели». Иногда шары при падении не просто исчезали, а окрашивали то, на что упали, в свой цвет [28].

«Солнечные шары» и раньше видели над Дюбендорфом в Швейцарии. Этот рисунок иллюстрирует наблюдение в апреле 1583 года (Wickiana).
«Солнечные шары» и раньше видели над Дюбендорфом в Швейцарии. Этот рисунок иллюстрирует наблюдение в апреле 1583 года (Wickiana).
 

Некоторые очевидцы говорили, что шары, столкнувшись с рукой или с препятствием, не исчезали или превращались в пыль и дым, а вели себя скорее как мыльные пузыри. Один из самых известных случаев такого рода произошел 16 мая 1808 г. близ поселка Бископсберга в Швеции. Десятки очевидцев, включая высокопоставленных, наблюдали за их пролетом и падениями. При снижении черный цвет шаров исчезал, и они становились в точности похожи на переливающиеся мыльные пузыри. На месте падения одного из шаров «не увидели ничего кроме едва различимой пленки или кожицы, тоненькой и нежной, как паутина, которая по-прежнему меняла цвета, но вскоре полностью высохла и исчезла». Во время полета шары не меняли размеров, будь то у горизонта или около солнца [29].

Вечером 17 июля 1818 г. в Дании «в виде дождя выпало множество шариков большей и меньшей величины, кои в солнечном сиянии принимали все цвета радуги. Будучи схвачены руками, превращались оные в пар и исчезали, оставляя желтые на руках пятна и довольно сильный серный запах. Оные носились по воздуху подобно мыльным пузырям и зрелище сие продолжалось почти до захождения солнца» [30]. В начале июля 1881 г. миссис Уильямс из Нью-Филадельфии, шт. Огайо, «протянула руку, и когда один из шариков легко опустился на нее, он через мгновение растворился, оставив, однако, темный след на ее перчатке» [31].

Наличие пленки или некоего осадка легко объяснить, если предположить, что такие шары имеют плазменную природу и небольшой электрический заряд. Проходя через воздух, они должны притягивать к себе атмосферные аэрозоли и частицы пыли с противоположным зарядом. При подъеме или снижении в более плотные слои атмосферы их диаметр может изменяться. Возможно, именно этим обусловлено кажущееся постоянство размеров в случае в Бископсберге: во время подъема шары расширялись, а при снижении сжимались, причем их видимый диаметр для очевидцев оставался неизменным. Цвет шара может быть обусловлен углом, под которым он наблюдается, или свойствами его оболочки.

2 января 1985 г. семья Шевцовых 10 минут наблюдала, как от Солнца летели оранжевые, желтые, голубые и синие шары. Комиссию по АЯ это явление не заинтересовало.
2 января 1985 г. семья Шевцовых 10 минут наблюдала, как от Солнца летели оранжевые, желтые, голубые и синие шары. Комиссию по АЯ это явление не заинтересовало.
 

Кресты, полосы, «штандарты» и «пушки» объяснить гораздо сложнее. Однако одна из теорий, которая была выдвинута для объяснения наблюдений НЛО, предполагает, что шары плазмы образуются во время вхождения метеоров в атмосферу. Выгоревшее метеорное тело превращается в раскаленный газ, который конденсируется в шар или пузырь, движущийся не по баллистической траектории [32]. Возникает вопрос, а что происходит со следом метеора или его шлейфом? Не может ли случиться так, что какой-то его кусок сохранит способность дрейфовать в воздухе, со временем теряя прямолинейность? Это вполне может объяснить как полосы, так и «змей», пугавших очевидцев в Дании и Тироле. Если облако раскаленного газа не соберется в шар и при этом останется видимым, оно может принять причудливую форму, а фантазия очевидца довершит все остальное.

Также по теме
В мае 2006 года Министерство обороны Великобритании рассекретило трехтомный доклад о неопознанных летающих объектах. Этот доклад был завершен в феврале 2000 г. и стал итогом проекта "Condign" – совместной четырехлетней работы ученых и военных, имена которых до сих пор не раскрыты.

Дополнительное подтверждение этой гипотезы может дать сопоставление метеорной активности с датами наблюдений «солнечных шаров». К сожалению, у нас пока мало данных для серьезного статистического анализа, но почти все найденные «знамения» произошли во время метеорных потоков. Инцидент 14 (24) апреля 1561 г. в Нюрнберге совпадает с сильным метеорным потоком Лириды, наблюдаемым с 16 по 25 апреля.

Возможно, в ближайшем будущем «солнечные шары» займут достойное место среди признанных наукой явлений рядом с шаровой молнией и спрайтами, а гравюра Ганса Глазера, освобожденная от всех подозрений, окажется в учебниках как пример недооцененной в свое время информации. Стадия «в этом что-то есть» уже настала, осталось только зафиксировать явление приборами и снять на камеру. Тот, кто рискнет заняться поиском «солнечных шаров», может навсегда вписать себя в историю науки.

Литература и примечания

1. Zentralbibliothek Zürich, PAS II 12/60. Здесь и далее даты не были пересчитаны на новый стиль; 14 апреля соответствует 24 апреля по григорианскому календарю.

2. Von Keviczky С. The UFO sighting over Nuremberg in 1561 // Official UFO, Jan. 1976, p. 37.

3. Magin U. A UFO in the Year 1561 // Fortean Times, January 2012, p. 41–42.

4. Джонсон Ф. Развенчание «битвы над Нюрнбергом» 1561 года. Перев. С. Ермакова [Электронный ресурс] URL: https://aeninform.org/?q=material/3171-razvenchanie-%C2%ABbitvy-nad-nyurnbergom%C2%BB-1561-goda. Дата доступа: 10.03.2023.

5. Fincel J. Wunderzeichen: Warhafftige beschreibung und grundlich verzeichnus schrecklicher Wunderzeichen und Geschichten, die von dem Jar an MDXVII... Nurnberg, 1556, р. 311–313.

6. Jung C. Ein moderner Mythus: Von Dingen, die am Himmel gesehen werden. Zurich, 1958, p. 94–95.

7. Zentralbibliothek Zürich, PAS II 6/5.

8. Gross J. Kurtze Bassler Chronik. Basel, 1624, p. 106.

9. Fischer F. Ueber die fliegenden Sonnenbilder. Basel, 1841, р. 3.

10. Бобров А. Копенгагенский сборник середины XVII в. и его вероятный составитель псковский стрелец Димидка Воинов // Труды Отделения древнерусской литературы. Т. 51. СПб, 1999, с. 463.

11. Fahne A. Die Grafschafft und Freie Reichsstadt Dortmund. Bd. 4. Bonn, 1856, p. 128.

12. Unerklarliche Himmelserscheinungen aus alterer und neuerer Zeit: Berichte mit Analysen und Verfahren zur Beurteilung historischer Quellen, fotografischer Aufnahmen und statistischer Aussagen. MUFON-CES Bericht, Bd. 3, 1977, p. 103.

13. Rothenburg ob der Tauber im Jahrhundert des grossen Krieges. Aus der Chronik des Sebastian Dehner herausgegeben von Karl Heller. Seybold, 1913, p. 154.

14. Francisci E. Der Wunder-reiche Uberzug unserer Nider-Welt Oder Erd-umgebende Lufft-Kreys. Nurnberg, 1680, р. 621.

15. Notizen aus dem 17ten Jahrhundert von einigen merkwurdigen Meteoren // Annalen der physik, 1808, p. 109–110.

16. The letters of Horace Walpole. Ed. by P. Cunningham. Vol. 8. L., 1858, p. 386.

17. Mirabilis Annus Secundus, or The Second Year of Prodigies. L., 1662, p. 5–6.

18. Mirabilis Annus Secundus, or the Second Part of the Second Year's Prodigies. L., 1662, p. 6.

19. The swarming phenomenon [Web resource] URL: http://www.ball-lightning.info/Ball-lightning/Swarm.html. Access date: 07.03.2023.

20. Scheuchzer J. Natur-Geschichte des Schweizerlandes. Theil 2. Zurich, 1746, p. 338.

21. Allerhand wunderbare und ershrockliche Geschichte so sich dieses 1678 Janr... // Theatrum Europaei, 1682, p. 1450.

22. Praetorius J. Blutende Diebe-Stirnen im Delitzscher Galgen: Nebenst Musterung etlicher neulich aufgezogenen Lufft-Heere... Ellinger, 1678, p. 15–16; Happel E. Kern-Chronica der merckwurdigsten Welt- und Wunder-Geschichte. Hamburg, 1690, p. 59.

23. Beilage zum «Tiroler Volksblatt», 1869, № 57. р. 1.

24. Tiroler Volksblatt, Juli 28, 1869, № 60, p. 4.

25. Fischer F. Ueber die fliegenden Sonnenbilder. Basel, 1841, р. 5–6.

26. О научной ценности подобных наблюдений солнца см.: Сурдин В. Карташев М. Камера-обскура // Квант, 1999, № 2, с. 12–15; Сурдин В. Солнечные пятна и камера-обскура // Земля и Вселенная, 1999, № 1, с. 40–45.

27. Martin B. Philosophia britannica: or, A new and comprehensive system of the Newtonian Philosophy... L., 1747, p. 298.

28. Scheuchzer J. Natur-Geschichte des Schweizerlandes. Theil 2. Zurich, 1746, p. 341.

29. Acharius E. Account of an Extraordinary Meteoric Phenomenon // North American Review, 1816, Vol. 3, p. 320–322.

30. Казанские известия. 1818. № 66 (17 августа), с. 259.

31. The Ohio Democrat, New Philadelphia, July 14, 1881, p. 3.

32. Герштейн М. НЛО, атмосферная плазма и проект «Сondign» [Электронный ресурс] URL: https://www.ufo-com.net/ufolenta/detail.php?ELEMENT_ID=12353. Дата доступа: 05.03.2023.


Михаил Герштейн 13.04.2023
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Человек из параллельного мира
Курьезы 1
Человек из параллельного мира
В середине прошлого века в Японию приехал таинственный человек с паспортом на неизвестном языке, выданном несуществующим государством. Его историю часто приводят как доказательство существования параллельных миров или альтернативных вселенных, как в комиксах «Марвел». Судьбой этого человека интересовались в ЦРУ и парламенте Британии, о нем писали газеты всего мира, но никто не захотел или просто не смог сложить все детали старой загадки.
Звуки пылающего неба
НЛО и АЯ 1
Звуки пылающего неба
Всего пять процентов жителей Земли могут похвастаться, что хотя бы раз в жизни видели северное сияние. Тех, кто наблюдал тесно связанные с пылающим небом аномалии, еще меньше, и до недавних пор это помогало ученым отрицать то, что было хорошо известно жителям крайнего Севера.