«Блудные места» и мотив блуждания в белорусской народной традиции (по данным экспедиций проекта «Уфоком», исторических и фольклорных архивов Республики Беларусь)
В статье рассмотрены различные локусы блуждания, описанные информантами с территории Беларуси: лес, болото, овраг, деревня, дорога, гора или курган, озеро, кладбище, поле, камень, криница, река, парк и даже рынок или печь.Большинство исследователей, собирающих былички, легенды или предания на территории Беларуси, хотя бы раз сталкивались с рассказами о том, как информант блуждает в различных локусах по какой-то необычной причине. В частности, такие примеры можно встретить в уже опубликованных записях фольклорной лаборатории Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина [2: 33–34], отчетах о научно-исследовательской работе Полоцкого государственного университета [14: 112–114], в различных сборниках региональных быличек [8: 51, 55–56; 13: 123, 146]. Представлены они и в шеститомном издании «Традыцыйная мастацкая культура беларусаў» (в частности, записи о блужданиях, которые отнесены к разделам устного народного дискурса и быличкам, имеются в томах, посвященных Гродненскому Понеманью и Брестскому Полесью) [см., напр., 15: 577–580; 16: 433–434, 448, 520, 523, 529–530].
Тем не менее собранные данные о блужданиях чрезвычайно редко становятся темой отдельного исследования, чаще всего оказываясь в разделах, посвященных каким-либо персонажам белорусской демонологии (черт, леший, нечистая сила и т. д.). В частности, в четырехтомном издании «Народная демонология Полесья» блуждания в большинстве своем отнесены к вредоносным действиям черта («Черт сбивает путников с дороги, «водит», заводит в непроходимые места») либо лесного духа («В лесу есть безличная сила, заставляющая блуждать», «В лесу нельзя переступать через выворотень, пить из него воду, иначе заблудишься») [10: 343–344, 347–348, 354–355, 593–601]. Нам встретилась лишь одна работа, где блуждания рассматриваются как отдельный объект изучения в структуре лесопользования белорусов [1: 52–55].
Цель нашей публикации – ввести в научный оборот и проанализировать большой корпус новых текстов (100) о блужданиях и блудных местах.
Как пишут Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская, подобные ситуации, связанные с потерей ориентации и блужданиями по лесу, чаще всего описываются безличными глагольными конструкциями «чудится», «водит» [10: 347]. Авторы указывают на то, что действия нечистой силы в Полесье описываются следующими устойчивыми выражениями: чорт водит людэй, нечистый крутит дорогу, заводыть нэчыстая сила, чорт вочы [путнику] замотаў, нечыстый запутаў, збивае с пути, блуд яго водиў, блуд на ёго найдэ [10: 594]. Можно упомянуть, что в Солигорском районе как синоним для заблудившегося в лесу человека употреблялось выражение абыйшоўса ён1. Конкретно участок, где люди постоянно блуждают2, называют по-разному: место, где все блудят или «блудное место». Именно последний термин мы используем в статье как наиболее устоявшийся и непосредственно употребляемый информантами, несмотря на то, что до сих пор в кулуарном порядке продолжаются споры о правомерности и корректности его применения по отношению к белорусскому материалу. Попасть в такое «блудное место» можно было в том числе и наступив на «след лешего» [3: 10–13, 5.4], иногда подчеркивается, что человек встречает чьи-то следы и идет по ним, но в итоге они оказываются его собственными, что намекает на бесцельную ходьбу по кругу. Несмотря на то, что расположение «блудного места» чаще всего известно, в него попадают спонтанно, когда для этого открываются какие-то специальные, не всегда конкретизированные опции.
«Блудные места» носят различные названия, чаще всего просто совпадающие с названием урочища: Груд (рис. 1), Капцы, Масткi, Кундры [7], Карыцiна, непосредственно из-за блуждания в нем возникло название урочища Шакава печ.
Локусы и отдельные места, где происходит встреча человека и демонологического персонажа, который способствует блужданию, различны – это может быть лес (50 записей от общего количества) либо даже отдельно стоящее дерево (3), болото (8), овраг (5), деревня (4) или территория возле дома (2), дорога (3), гора или курган (3), озеро (3), кладбище (2), поле (2), камень (1), криница (1), река (1), парк (1) и даже рынок (1) или печь (1). В ряде записей ярко выражено несколько локусов (например, гора и кладбище, болото и камень, лес и озеро и т. д.), но есть также и те, где ни один из локусов не обозначен.
Чаще всего нечистая сила, сбивая с пути, заводит людей в болото. Среди болот, которые считались блудными, можно назвать следующие: Горское болото, Цыганское (Чертово) болото, Цырыново болото и др. В окрестностях Горского болота в Пуховичском р-не Минской обл., там, где трех парней однажды в канун какого-то праздника также водило, расположено и озеро (информант не знала его названия), в котором, по легенде, утонула церковь. По легенде, в Цыганском (Чертовом) болоте в Первую мировую войну убили и закопали цыган за то, что они разносили холеру. В районе так называемых «холерных кладбищ» и камня, который даже в самую сухую погоду бывает мокрым, сейчас часто блуждают люди. Там заблудились и местный охотник, и лесник, хорошо знающие эти места. А про Цырыново болото, где многие терялись, говорили, что в нем живет ведьма или водятся черти.
Особое нехорошее место было и в окрестностях д. Тоново Столбцовского р-на Минской обл. Судя по свидетельствам, которые нам удалось собрать, оно находилось прямо возле деревни или даже в самой деревне на месте бывшего болота. Люди могли ходить там часами, до рассвета, просто выйдя из своего дома в соседний. Многие видели перед собой какую-то стену, кто-то – непонятный дом, который при ближайшем рассмотрении оказывался чем-то иным. Люди говорили, что там сидят черти. Интересно, что на основе архивных данных и газетных публикаций конца XIX века нам удалось установить, что рядом с деревней лежал «довольно большого размера камень», который, по легенде, был перенесен туда «нечистыми духами». Камень просуществовал на этом месте примерно до второй половины XX века, после чего исчез [5: 199–201]. Участок, где блуждали жители деревни, примерно совпадает с местом, где ранее находился этот валун.
В рассказах о блужданиях может фигурировать и озеро. Причем потеря ориентации наступает и в том случае, если человек движется на каком-либо транспортном средстве. Один из информантов рассказал нам о том, что район озера Балдук (Мядельский р-н Минской обл.) славится странными искажениями пространства. Вокруг озера идет одна дорога, но однажды, когда рассказчик ехал по ней в темное время суток, то увидел, что она разделяется на три. Испугавшись, он вернулся назад, а утром нашел на ровном участке дороги свой брызговик, который там потерял, когда разворачивался. Транспортное средство (грузовой автомобиль) было упомянуто и в случае, который экспедиция проекта «Уфоком» подробно разбирала на местности. Тогда двое жителей Вороновского р-на должны были проехать 12 км из д. Помедь в г. п. Радунь через лесную дорогу. Скоро они достигли огромного креста в лесу, миновав который, выехали к болоту или озеру (которых там вообще не должно было быть). Пришлось вернуться назад к кресту и выбрать другое направление. Лишь к утру они выехали к какому-то дому и узнали у хозяев, что они в окрестностях д. Пашковичи Вороновского р-на. В итоге им понадобилось почти 8 часов, чтобы проехать расстояние около 10 км. Интересно, что когда мужчины ехали, то слышали неподалеку звуки работающего трактора в поле и даже отдаленные разговоры людей, но не могли к ним попасть (рис. 2) [6]. В одной записи упомянут мотоциклист с девушкой, которые заблудились возле болота и начали крутиться, по словам информанта, это черти хотели их затянуть в трясину. И чтобы спастись от злокозненного влияния, водитель мотоцикла скинул девушку, и сам упал.
Озеро Шо, расположенное в Глубокском р-не Витебской обл., даже прозвали Чертовым кругом (на самом деле по форме оно больше напоминает овал), так как, по легенде, здесь черт может закрутить человека так, что он не поймет, где находится. Озеро остается блудным и в зимний период. Местные жители утверждали, что если ночью идешь по льду из д. Шо в д. Надозерье, то как не старайся, но туда не попадешь, а будешь ходить по кругу. Рассказывали, что однажды зимой здесь заблудилась целая свадьба, которая возвращалась после венчания в церкви. Местом, где все блуждают, является и полуостров Олешник (рис. 3) на озере Саранчаны Поставского р-на Витебской обл. С ним связаны истории про некого монаха или «мужика в сером плаще», который необъяснимым образом появлялся и пропадал. Рассказывали, что в момент его исчезновения ощущался холод. Также в этом же районе кто-то видел на дереве что-то наподобие серого плаща или накидки, в которой появлялся этот таинственный человек.
В целом же различные водные источники довольно часто встречаются в рассказах о попадании в «блудные места». Например, в ФФМ УНЛБФ БГУ можно найти запись и о блужданиях в месте, расположенном в Докшицком р-не Витебской обл., где несколько речек сливаются воедино, и через них можно перейти по множеству мостов (урочище Масткi). Криница, возле которой водил вадун, упомянута на территории Ивьевского р-на Гродненской обл. и т. д.
Нами записаны тексты и о некоторых лесах или их участках, где часто блуждают (Лесковщина, Четырнадцатый лес, Дубина́, Слободской лес и др.). Размер этих участков леса может быть совсем небольшим, как, например, в окрестностях д. Борки Узденского р-на Минской обл., д. Мощалино Червенского р-на или д. Петрилово Копыльского р-на Минской обл. Человека, даже если он хочет оттуда выйти, все равно как будто тянет на одно и то же место. Часто информант отмечает, что именно блудная часть леса выделяется чем-то особенным. Например, в районе леса, который называли Четырнадцатым (Горецкий р-н Могилевской обл.), люди блуждали примерно в том месте, где раньше была деревня, уничтоженная во время коллективизации. Во время войны там велись бои, на что указывают многочисленные окопы. В том месте была разная здача, т. е. люди видели то, что там быть не должно, многие просто боялись туда заходить.
После того, как человек теряется в блудном участке леса, его охватывает беспричинный страх, он испытывает что-то наподобие галлюцинаций: дороги начинают сужаться прямо на глазах, вокруг внезапно появляются деревья и закрывают нужное направление. Заблудившемуся человеку постоянно кажется, что он идет не туда, из-за чего он ходит кругами.
Отмечается, что и животные стараются обходить такие участки леса («зверь там никогда не держится»), там могут находиться места, где по различным причинам умирали люди, деревья, на которых вешались самоубийцы, и т. п. История с находкой повешенной девушки имела место в лесу Дубина́ Ивьевского р-на Гродненской обл., но блудным он считался и ранее. В то же время в части лесного массива возле урочища Ильянские хутора Вилейского р-на Минской обл., который еще называли «На барку», можно было обязательно запутаться из-за того, что там когда-то повесился местный пан. Хотя лес там был негустым, человек все равно терял в этом месте ориентацию: «Нешта з галавой зробiцца i ўсё».
Заблудиться можно даже возле определенной группы деревьев или одного дерева. Возле трех дубов, растущих в Васьковском лесу у д. Караевичи Лепельского р-на, кто-то водил информантку до тех пор, пока она не перекрестилась. Есть схожие сведения о груше, стоящей в 20–30 метрах от дороги между д. Евличи и Рачковичи Слуцкого р-на Минской обл. С какого боку ее не обходи, перед глазами встает большая гора и обязательно заблудишь. Блудной считалась также сосна в лесу у д. Хорошее Логойского р-на Минской обл. и одна из берез у аг. Баркалабово Быховского р-на Могилевской обл.
Можно блуждать в овраге или карьере. Про один из таких карьеров, который находится где-то в районе д. Даневцы Поставского р-на Витебской обл., нашей экспедиции рассказали несколько человек. Место было маркировано тремя каменными «столбами» (по всей видимости, остатки какого-то фундамента). Возле этих «столбов» пуга́ло, а люди сбивались с дороги и им даже иногда приходилось там ночевать. Одному пастуху, которого наняли смотреть за конями, показалось, что верхушки елок валятся вниз, он бросил ружье и убежал, хотя до этого говорил, что ничего не боится. Сообщали, что где-то поблизости стояла корчма, а может это и были ее остатки. Низина, в которой водит, расположена также в районе д. Деревная и Борок Столбцовского р-на Минской обл. Имеется запись об одном человеке, который дошел до середины дороги, проходящей через эту низину, у него внезапно закружилась голова, и он оказался снова в своей деревне. Все последующие попытки пересечь это место приводили к аналогичному результату, пока он не отправился в путь днем, когда светило солнце.
Те, кто внезапно сбился с правильной дороги, могут упоминать расположенную рядом с этим местом гору или курган. Один из наших информантов рассказал, что «черти водили» на Замковой горе в окрестностях д. Чемеры Слонимского р-на Гродненской обл., неподалеку от современного кладбища. Блуждают и в хвойном массиве размером всего около 1–1,5 квадратных километров, где расположен Лынтупский курганный могильник (Поставский р-н Витебской обл.), в частности, в урочище Капцы (рис. 4). По словам краеведа А. В. Гарбуля, такая история произошла с ним и тестем его брата. Набрав грибов, они шли в Лынтупы по дороге через лес, но многократно возвращались в окрестности д. Соболки. По пути они даже встретили женщин, которые также не могли найти дорогу в Лынтупы и шли в противоположном направлении. Такие истории здесь могут рассказать многие. Интересная закономерность: все блуждания в том месте происходили в сырую и пасмурную погоду. Похожие истории с блужданиями связаны и с Яновским курганным могильником, который находится на границе Поставского и Мядельского районов. Здесь же расположен и ряд камней-следовиков. Местные жители рассказывали, что в районе урочища Кундры в сосновом бору (с примесью ели) как бы отключается внутренний компас и человек перестает понимать, где какая сторона света [7].
Иной раз для информанта нет существенной разницы между понятиями водит, пугает или стра́шыць. Любое из этих слов было легко услышать рядом с земляной насыпью неподалеку от с. Зеленый бор Смолевичского р-на Минской обл. Эта насыпь была отмечена столбиком с какими-то цифрами и буквами. Терялся обычно одиноко идущий путник, причем туман и темное время суток увеличивали возможность не прийти вовремя в выбранный пункт назначения. А пугал обычно белый баран (возможная ипостась нечистой силы), который бил человека и не пропускал вперед. Бывало также, что кому-то казалось, что он ходил где-то по дороге целый день или вечер, а в итоге выяснялось, что он кружил вокруг этой насыпи. В. И. Глушик, рассказывая об одном месте в лесу Малоритского р-на Брестской обл., где «тэбэ чорт блудыты», упоминает и гурты в значении гурбы, т. е. неровная местность, навалы земли, возможно, бывшие курганы или окопы. По дороге на д. Поречье Молодечненского р-на Минской обл. людей (особенно подвыпивших) водило в месте, которое называли Карыцiна. Это группа возвышенностей, внизу которых было «как бы болото, но есть сток и там место сухое». В одной записи информант рассказывает о блудном участке дороги, который соседствует с Каменецкой башней. Если пересечь его в двенадцать часов ночи, обязательно потеряешь ориентацию и пойдешь не туда, куда хотел.
Современные кладбища (или местность вокруг них) также могли на некоторое время становиться блудными. Такой рассказ зафиксирован про одно из кладбищ в Каменецком р-не Брестской обл. Женщина описывает, как однажды ясно увидела, что деревья расступились, и через могилы ведет дорога, которой там никогда не было. Она перекрестилась, и дорога исчезла. Если идти из д. Метельчицы Логойского р-на Минской обл. в д. Остров, обязательно будешь проходить через два кладбища. Перед самой деревней есть мост на остров. Многие люди до этого моста дойти не могли. Долго плутали и выходили в совершенно другую деревню. Говорили, что там «леший крутит». Многие, пойдя за грибами, пропадали там насовсем.
Интересный рассказ записала экспедиция «Уфокома» от лесника из д. Замошье Сенненского р-на Валерия Легомины. С его слов, в конце октября 2016 года он решил сходить на кладбище на могилу друга, умершего около 40 дней назад. За ним побежала и собака. Валерий пришел на кладбище, постоял, решил идти домой другой дорогой. Пошел налево в сторону канавы, шел почему-то очень долго и снова вышел к кладбищу. Снова попробовал уйти – безрезультатно. В третий раз отойдя от кладбища, Валерий тоже долго шел, но вышел на край странного болота, которого он в этих местах вообще не встречал (рис. 5). В центре был необычный остров, заросший ельником и березняком, за которым просматривался незнакомый лес. Вопреки здравому смыслу лесник решил идти через подозрительное незнакомое болото, хотя до леса было слишком далеко. И тут началось самое странное – небо начало светлеть, а как только он сделал шаг вперед, то почва под ним не выдержала, и он провалился в воду. Хватаясь за траву, Валерий выбрался на берег, к нему подбежала собака. Решив больше не рисковать, он вернулся к кладбищу и оттуда все-таки смог добраться домой. Жена очень удивилась, что он мокрый по пояс, ведь так провалиться в лесу было практически негде. На следующий день Валерий попробовал найти то же самое место, но безрезультатно [4].
О схожем происшествии рассказал и заядлый охотник из Пинского р-на Брестской обл. Василий Полховский. Когда однажды зимой он отправился вместе с двумя лайками охотиться на куниц, то обнаружил, что следов зверя в лесу нет. Решив срезать дорогу через бурелом, а заодно и поискать там следы, он внезапно вышел на незнакомый ему участок леса. Снега стало очень много, хотя до этого он был чуть выше щиколоток. Внезапно путь преградил исполинский, лежащий на земле дуб, да и все деревья вокруг, казалось, были чуть ли не в два-три раза больше, чем обычно – с трудом можно было разглядеть их верхушки. Да и небо изменило свой цвет: стало бирюзовым. Собаки же вообще пропали. Все вернулось в норму только после того, как Василий Александрович вернулся назад на дорогу: деревья там были стандартных размеров, небо голубым, откуда-то выбежали собаки. Сколько потом Василий не пытался найти этот участок леса, безрезультатно. Интересно, что само место рассказчик называл нехорошим, так как за несколько лет до этого он спас там человека, который по необъяснимой причине задумал повеситься на одном из деревьев. Собака, которая находилась вместе с человеком, начавшим блуждать, упоминается и в рассказе из Докшицкого р-на Витебской обл. Там один охотник рассказывал информанту о поляне, на которой он обычно обедает, сидя на пеньке. Однако, хотя дорога от этого места была прямая и вела к его дому, он все равно через час выходил на место своей недавней трапезы, но собака на это никак не реагировала.
В одной записи говорится о блужданиях в поле. В ней внезапную амнезию, не позволившую найти дорогу на хутор, непосредственный участник событий связал с тем, что его «нечысто водило». На санях он увидел лежащего барана. Когда этот человек перекрестился, баран засмеялся человеческим голосом и пропал. Последнее является довольно распространенным мотивом в белорусских быличках о нечистой силе.
Какая-то конкретная дорога также может фигурировать в рассказах о блужданиях. Например, говорили, что если утром поехать на коне из Сморгонского района по одной из дорог в Вилейку, то в районе д. Войдени обязательно собьешься с правильного пути и заблудишься. Информантка не придала этому значения, за что и поплатилась – все произошло в точности, как и с другими бедолагами, выбравшими это направление.
Блуждания в городском парке со стороны выглядят действительно странно, но именно такие необычные истории ходят про Радзивилловский парк в д. Красная Звезда Клецкого р-на Минской обл. Можно было идти по дороге и в определенном месте сбиться, после чего блуждать. Обычно это происходило ночью.
Блуждать можно в собственной, хорошо знакомой деревне или рядом с ней. Л. Л. Сайковская из г. Узда Минской обл. отошла от дома в ближайший ольховый лес, чтобы нарвать травы свиньям, и с десяти часов утра до самого вечера не могла вернуться назад. Куда бы она не шла, все казалось незнакомым. Из этого состояния ей удалось выйти благодаря встреченной знакомой, которая возвращалась из ближайшего города и показала направление к ее дому: «Я як выйшла на дарогу, як глянула на Харомiцкае сяло, дык i пазнала, што гэта маё сяло». Отдельная группа рассказов посвящена тому, как информант блуждает возле своего дома, но не может в него попасть. Так, Е. В. Захарчук из д. Райца Кореличского р-на Гродненской обл. слышала в детстве от мамы историю о том, как одного человека черт водил возле его дома до двенадцати часов ночи или даже до утра. Имеется схожая фиксация из Столинского р-на Брестской обл. о блуждании человека по имени Макар возле своего дома. Макару все время казалось, что перед ним не его хата, а целый большой город. Он пытался обратиться к людям, которые проезжали мимо на конях, но они словно не слышали его. Лишь один из соседей, который ехал в лес за дровами, понял, что с Макаром творится нечто неладное – тогда таинственный город исчез, а потерявшийся мужчина смог вернуться домой.
В одной из записей говорится, что женщину позвал чей-то голос, она пошла в посевы ржи и там потерялась. Эти зловредные действия были приписаны лесовику. Но, пожалуй, самые необычные места блужданий из нашей выборки, про которые, однако, имеются лишь единичные фиксации, – днем на базаре, среди огромной толпы людей или на печи. Например, одной информантке казалось, что все выходы с базара, к которым она подходила, ей незнакомы, а в другие ее не пускали какие-то мужчины. Правильную дорогу ей помогли найти только люди, которые убирали территорию рынка уже после того, как все покупатели и продавцы разошлись. И ворота тут же стали ей знакомы. А другая женщина утверждала, что под влиянием блудника можно заблудиться даже на печи: куда не повернешься, всюду одни стены.
Совсем не обязательно, что в знакомом месте может потеряться один или несколько человек, такое может произойти и одновременно с большой компанией. Информантка из д. Груздово Поставского р-на Витебской обл. рассказала нам, что в хорошо знакомом ей лесу возле этой деревни неподалеку от озера их «водил черт». Все, кто в тот день собирал ягоды, вдруг перестали понимать, куда нужно двигаться.
Одновременно и связан с блужданиями и стоит несколько особняком от них мотив с обнаруженными голыми (или частично раздетыми) людьми в лесу. Такие истории больше характерны для Ленинградской обл. России, но изредка они фиксируются и в ходе экспедиционных выездов по Беларуси. Например, в Солигорском р-не Минской обл. мы записали рассказ о том, как в лесу были найдены останки пропавшего год назад семидесятилетнего мужчины. Особенность, на которую нам обратили внимание, – он скинул свой пиджак примерно за двести метров до того места, где умер, а на нем самом были только майка и трусы. Это было объяснено тем, что ему перед смертью «жарко было». К этой же категории можно причислить и запись о происшествии в Ивьевском р-не Гродненской обл. Летом 1995 года знакомый опрошенного нами информанта вместе с тестем отправился за грибами. Позже тесть внезапно пропал. Впоследствии он рассказал, что как только отошел в сторону, то увидел перед глазами какую-то вспышку и потерял сознание. Очнулся он через шесть часов на каком-то холме, примерно за 8–10 километров от того места, где собирал грибы. Характерная деталь – его снятые кем-то носки лежали рядом. Что произошло, он так и не узнал, как он очутился в том месте, он тоже не вспомнил. Обращает на себя внимание и снятая среди зимы обувь у одного подвыпившего мужчины из д. Лобковичи Кричевского р-на. Этот факт некоторые местные жители отнесли к шалостям лесовика. Еще одна запись, возможно связанная с этим феноменом, касается случая, имевшего место в Мозырском р-не Гомельской обл. И. П. Росошенко, рассказывая о своем отце, семнадцать лет служившем у помещика охотником, припомнил и о том, как тот встретился в лесу с красивым поросенком. Охотник задумал его поймать и стал догонять, но животное никак не давалось ему в руки. Мужчине в процессе погони стало жарко: он скинул пальто, сапоги, ружье, до белья разделся. А поросенок, как добежал до речки, то упал в воду, и над ним появился туман. Такое поведение бывалого охотника, конечно, нетипично, поэтому можно предположить, что здесь не обошлось без влияния на его разум лешего или черта, который предстал в образе поросенка и уводил человека все дальше в лес.
В ряде записей информанты указывают, что блуждать человек начинает после того, как переступит поваленное дерево или деревья. С одной стороны, объяснение этого поверья может быть основано на известном магическом принципе аналогии: если ты вступишь во взаимодействие с предметом, который принял какое-то неестественное состояние, то и ты сам попадешь в ненормальное состояние. С другой стороны, вихрь, который стал причиной падения дерева, мог связываться с нечистой силой [15: 576], а само дерево тут – некая символическая граница между нашим и тем светом. Такие вывернутые с корнем деревья называют обычно вывараткі3.
В Вилейском р-не Минской обл. зафиксировано, что блуждают те, кто переступил через три вывараткі: как буря крутила это дерево, так и человека будет крутить в лесу. При этом разум человека как бы затуманивается и уже неважно, большой лес или маленький: «вот тры4 пераступi гэткiя, дык абалдзееш саўсiм, дурны – не дурны, разумны – не разумны, сам не знаеш: куды, у якi бок iйсцi i што рабiць». Информантка из Осиповичского р-на Могилевской обл. утверждала, что, прежде, чем заблудиться в лесу, бревно нужно переступить десять раз (в значении много): «тады дзесяць раз адно i тое ж палена пераступiў, тое браўно, i будзеш круцiцца». Чаще всего такая палка оказывалась на земле под воздействием ветра, но в том же Осиповичском районе нами записано, что особенность вызывать блуждания приписывалась стволу дерева, которое упало от удара молнии5. В Столинском р-не Брестской обл. такие объекты называют врэдна ломачына. В Ельском р-не Гомельской обл. особенность блуждать после того, как переступишь некие «палки», приписывалась действию лесовика, который может жить на дереве и скидывать их вниз: «I тады што хочэш пакажэцца: i балота, i дарогi, i сонцэ можэ закрыць, будзеш бегцi, не знаеш куды». В Солигорском и Пуховичском районах Минской обл. особенности упавшего дерева, вызывающего необъяснимую потерю ориентации, никак не были обозначены.
Кроме отмеченного выше, попасть под действие какого-либо персонажа, который способен «в отместку» долго водить человека, можно и после того, как выбрал «неправильное» направление, причем отклониться от него можно совсем незначительно. Например, в лесу нужно было повернуть налево, а ты взял чуть правее. Блуждания объясняли и тем, что дорогу человеку перешел хозяин6 или перебежал какой-то зверек. Также в том, что человек долго не мог понять правильное направление движения, мог быть обвинен и знахарь, особенно, если произошло это не в лесу, а возле дома. Считалось, что бесам проще получить доступ к человеку в опьяненном состоянии, но встречалось также мнение о том, что шалости нечистой силы по отношению к пьяницам направлены на то, чтобы человек образумился и бросил пить.
Существовал целый ряд народных практик против блуждания. Наряду с традиционным выворачиванием одежды задом наперед или платка, который нужно было не только перевернуть, но и завязать тремя узлами, одним из самых распространенных способов защиты была молитва7. Считалось, что для этих целей подойдет любая молитва, которую знаешь, например, «Отче наш». Иногда молитва не конкретизирована, но информант приводит по памяти какие-то строчки из нее: «Господзі, дай мне трошочкі, коб я домоў дошла», «Госпадзі, асьвяці мне памяць. Госпадзі, пакажы мне дарогу да двара»8 и др. В некоторых случаях это даже не классическая молитва, а христианизированная форма заговора. Однако наряду с этим упоминался и некий специальный заговор «от лешака»9, который был известен в Докшицком р-не Витебской обл., а в Добрушском р-не Гомельской обл., обращаясь к лесовику, говорили: «Сьвяты лесавічок, укажы мне дарогу і выведзі мяне, Госпадзі, на дарогу». Иной раз универсальной защитой от мороки нечистой силы в лесу называлась вера в Бога вообще: «кто ў Бога верiт, к таму нечыстая сiла не падступiць».
Можно было и не читать молитву, которая гарантированно выводила из состояния «наведенного блуждания», но все равно нужно было хотя бы перекреститься. В Мостовском р-не Гродненской обл. прежде, чем зайти в лес, крестились и заламывали веточку, а когда выходили из леса, снова крестились.
Из 100 рассматриваемых нами записей с территории Беларуси или ее пограничья в 21 упоминается черт (черти, нячысцiк) как причина блужданий, в 16 – лясун, леший, лешак, лесовик, лесавы бес, лясны хазяін, в 4 – нечистая сила (нычысто), в 3 – вадун, в 2 – д’яблы (д’ябал), по 1 упоминанию – о блуднике, ведьме, хозяине10 и бесах (рис. 6). В остальных записях персонаж не конкретизирован или обезличен. Можно заметить, что упоминания о черте или нечистой силе больше характерны западной части страны, а о лесных духах – восточной. В текстах довольно часто фигурируют также мифологизированные личности – музыканты, пьяницы, но могут встречаться и те, кто проводит много времени в лесу, – грибники, сборщики ягод, охотники, лесники. События чаще всего происходят при совершении человеком обычных повседневных действий, лишь изредка привязаны к свадьбе, похоронам или какому-либо празднику. Реже говорится о том, что блуждание – кара за выполнение работы в воскресенье.
Из немногочисленных описаний можно сделать вывод, что образ черта в историях о блужданиях почти сливается с образами обычного человека. Он выделяется разве что высоким ростом (до двух метров и выше). В Октябрьском р-не Гомельской области черти предстали глубокой ночью в виде двух мужчин в черных костюмах, черных шляпах и белых рубашках, в Докшицком р-не Витебской обл. – в костюмах и галстуках, в Барановичском р-не Брестской обл. – как «два панчыкі» и т. д. Если же речь идет о лешем, лешаке или лясуне, то в нашем корпусе текстов можно встретить следующие описания: «что-то такое жуткое, мерзкое, большое, лохматое», «нейкi стары дзядок з зяленым лiсцем на галаве i вопратцы». Внешний вид вадуна, блудника и некоторых других персонажей практически не конкретизирован информантами.
В нескольких анализируемых текстах упоминаются и фантомные постройки в лесу, которых там не было и быть не могло. Это может быть какой-то дом, крест [6], стена, город, гора и т. д. Предметы, переданные человеку в лесу, после превращаются в конский кал, конскую ногу, грибы, пень или куски дерева.
Можно видеть какой-то объект (свое село или дом, выход с базара), но он будет казаться тебе незнакомым, и ты все равно будешь идти в другую сторону. Из этого состояния часто выводит какой-то определенный человек или люди, встреченные возле места блуждания. Часто состояние пропадает в какое-то определенное время (двенадцать дня, двенадцать ночи, с первыми петухами и т. д.). Вывести из «блудного места» может и какое-то животное, например, волчица или дикая козочка. Вероятно, в зооморфной форме получает свое воплощение некий добрый лесной мифологический обитатель.
Таким образом, наши записи показывают, что практически любое место при определенных условиях могло приобрести характер блудного, хотя в большей степени это локусы, являющиеся чужими для человека. Можно сказать, что человека водит не просто в самом «блудном месте», а место работает в тонкой настройке с личностью, оказавшейся там в определенное время и нарушившей некие негласные законы или правила поведения. Если же место имело репутацию блудного, то считалось, что в него лучше не ходить, а тот, кто все же, вопреки запретам, туда шел, также испытывал на себе действие блуда.
Примечания
1. Здесь и далее в тексте статьи, опубликованной в сборнике, идут ссылки на конкретные записи от информантов, опубликованные в приложении к книге. Так как в интернет-версии приложения не приводятся, то эти ссылки здесь опущены.
2. О. Ю. Бабич называет такие участки просто плохими местами (нядобрыя месцы) [1: 53].
3. Отмечалось, что деревья, поваленные бурей или упавшие из-за удара молнии, также нельзя брать для строительства дома, иначе в нем будет пугать или там «будет война» [11: 308; 12: 289].
4. Интересна семантика числа три в связи с такими вывараткамi. В одном из томов «Традыцыйнай мастацкай культуры беларусаў» есть также запись из Пружанского р-на о том, что если переступил поваленную ветку, то чтобы не блуждать, нужно сделать три шага назад [15: 580].
5. Более ранний вариант от того же информанта – повалено бурей.
6. По-видимому, хозяин леса.
7. В Ветковском р-не Гомельской обл. перед тем, как идти в лес, нужно было пропеть воскресную молитву: «Бог ўперади, а я позади. Господи, мене провяди и верни, Госпади домой з вырушчаюшчим хрястом» [10: 597].
8. Сам информант называл эту молитву «Отча».
9. См., например, заговоры от лесуна в одном из томов серии «Беларуская народная творчасць» [9: 44–45].
10. Вероятно, речь о лесном хозяине.
Литература
1. Бабіч, А. Ю. Канцэпт «Блуканне» ў кантэксце культуры лесакарыстання беларусаў / А. Ю. Бабіч // Культура и быт белорусов в этнографических исследованиях и музейных коллекциях: материалы международной научной конференции (7–8 июня 2012 года, г. Минск) / сост: Н. С. Бункевич [и др.]. – Минск, 2012. – С. 52–55.
2. Беларуская міфалогія: курс лекцый. Ч. 2: Антрапалогія. Дэманалогія / І. А. Швед; Брэсц. дзярж. ун-т. – Брэст, 2019. – 300 с.
3. Боганева, Е. М. Мифологические нарративы белорусского-русского пограничья: традиционные мотивы и персонажи / Е. М. Боганева // Живая старина. – 2014. – №3. – С. 10–13.
4. Бородин, Д. Блудное кладбище / Д. Бородин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ufo-com.net/publications/art-9377-bludnoe-kladbishe.html. – Дата доступа: 07.02.21.
5. Бутаў, I. Згадкi пра культавыя і гістарычныя камянi ў архівах Беларусі і Літвы / I. Бутаў // Беларускi фальклор: матэрыялы i даследваннi. – 2021. – Вып. 8. – С. 189–211.
6. Бутов, И. Аномалии и загадки Вороновского района [Электронный ресурс] / И. Бутов. – Режим доступа: https://www.ufo-com.net/publications/art-8936-anomalii-voronovskogo-raiona.html. – Дата доступа: 06.02.21.
7. Бутов, И. Проклятое золото курганов: разведэкспедиция по Поставскому и Сморгонскому районам [Электронный ресурс] / И. Бутов. – Режим доступа: https://www.ufo-com.net/ufolenta/detail.php?ELEMENT_ID=8191. Дата доступа: 08.02.21.
8. Былички Белорусского Поозерья: сборник текстов / сост. В.Н. Поклонская, О.В. Лапатинская. – Витебск: ВГУ, 2013. – 73 с.
9. Замовы / уклад., сістэм. тэкстаў, уступ. арт. i камент Г. А. Барташэвіч; рэдкал.: А. С. Фядосік (гал. рэд.) [i інш.]. – Мінск: Навука i тэхніка, 1992. – 597 с.
10. Народная демонология Полесья: публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века / сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. – М.: Издательский Дом ЯСК, 2020. – Т. 4: Духи домашнего и природного пространства. Нелокализованные персонажи. – 832 с.
11. Народная демонология Полесья: публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века / сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. – М.: Издательский Дом ЯСК, 2016. – Т. 3: Мифологизация природных явлений и человеческих состояний. – 832 с.
12. Народная демонология Полесья: публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века / сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. – М.: Издательский Дом ЯСК, 2017. – Т. 1: Люди со сверхъестественными свойствами. – 648 с.
13. Народная проза Акцябршчыны / уклад., уступ. арт. А. М. Боганевай. – Мінск: Беларус. навука, 2018. – 192 с.
14. Традиционный культурно-языковой ландшафт белорусско-русского (витебско-смоленского) пограничья ХХ – начала ХХІ в.: символика фольклорных образов, ритуальные функции и их коммуникативные репрезентации. – Новополоцк, 2016. – 185 с.
15. Традыцыйная мастацкая культура беларусаў. У 6 т. Т. 4. Брэсцкае Палессе. У 2 кн. Кн. 2 / А. М. Боганева [і інш.]; ідэя і агульнае рэдагаванне Т.Б. Варфаламеевай. – Мінск: Вышэйш. шк., 2009. – 863 с.
16. Традыцыйная мастацкая культура беларусаў. У 6 т. / А. М. Боганева [і інш.]; аўт. ідэі Т. Б. Варфаламеева; агул. рэд. Т. Б. Варфаламеевай. – Мінск: Вышэйш. шк., 2006. – Т. 3. Гродзенскае Панямонне. – Кн. 2. – 736 с.
Сокращения
ФФМ УНЛБФ БГУ – Фонд фольклорных материалов учебно-научной лаборатории белорусского фольклора БГУ (г. Минск);
ФЭА СНИЛ БрГУ – Фольклорно-этнографический архив Студенческой научно-исследовательской лаборатории БрГУ им. А. С. Пушкина (г. Брест).
Опубликовано: Бутов И. С. «Блудные места» и мотив блуждания в белорусской народной традиции (по данным экспедиций проекта «Уфоком», исторических и фольклорных архивов Республики Беларусь) // Таинственная Беларусь VII: мотив блуждания в традиционной культуре: сборник научных трудов / ред.-сост. И. С. Бутов. – Минск: Колорград, 2022. – С. 6–27.