Московский архив Комиссии по аномальным явлениям в окружающей природной среде как источник сведений по народной мифологии
В статье впервые публикуются письма, посвященные осмыслению необычных небесных и метеорологических явлений, пришедшие в 1984–1989 гг. в московский филиал АКАЯОПСИнформация из узкопрофильных метеорологических архивов крайне редко становится предметом рассмотрения фольклористов или этнографов. В статье впервые публикуются письма, посвященные осмыслению необычных небесных и метеорологических явлений, пришедшие в 1984–1989 гг. в московский филиал Архива Комиссии по аномальным явлениям в окружающей природной среде (АКАЯОПС)1. Всего было проанализировано около 4 тыс. писем различной тематики из самых различных регионов России, Белоруссии и Украины. В выборку были включены только те рассказы, которые можно трактовать как былички о встрече со сверхъестественными существами и рассказы о наблюдении необычных явлений главным образом в первой половине XX в. (знамения и предзнаменования, чудеса, «огненные змеи»), материалы по народной астрономии, а также свидетельства о реакции населения на эти события. Письма демонстрируют, как образованные адресанты наделяют чертами сверхъестественного некоторые природные явления (гало, световые столбы, полярное сияние, кометы, болиды и т. д.). Рассматриваемые сообщения более насыщены описаниями подробностей, чем традиционные былички, в них почти всегда довольно точно обозначены хронологические рамки произошедшего. Сами сообщения, которые в большинстве своем можно отнести к постфольклору, содержат современные фольклорные нарративы, в которых фольклорное может размываться, уступая место «научному», но при этом повествование вписывается в традиционные фольклорные схемы.
Несмотря на то, что архивы некоторых существовавших в Советском Союзе организаций по сбору узкопрофильных метеорологических данных от населения до сих пор находятся в частных руках, они могут представлять интерес для исследователей и являться уникальным источником информации по этнографии, народной астрономии, фольклористике и смежным с ними дисциплинам. Один из них – Архив Комиссии по аномальным явлениям в окружающей природной среде (АКАЯОПС, сокращенно КАЯ). Комиссия была создана в начале 1984 г. по решению академика Б. Н. Ласкорина (председателя Комитета по проблемам окружающей природной среды Всесоюзного совета научно-технических обществ (ВСНТО) СССР) и действовала как подразделение ВСНТО. Как только адрес этой комиссии появился в СМИ (в газетах «Социалистическая индустрия», «Известия», «Труд» и др.), со всех концов страны в Москву на абонентский ящик 7642 стали поступать сообщения очевидцев о самых разных явлениях, в основном о тех, которые они сами интерпретировали как аномальные природные явления. Последние письма в Комиссию пришли в 1990 г., но фактически к этому времени она уже прекратила свое существование. Всего было получено около 12 тыс. писем, которые для облегчения работы были распределены в филиалы Комиссии (Киевский, Ленинградский, Новосибирский и др.). В Московском филиале осталось около 4 тыс. писем.
Наряду с сообщениями, в которых были описаны явления, действительно не поддающиеся какой-либо классификации, здесь оказалось много писем о более или менее обыденных явлениях природы: падениях метеоритов, полярном сиянии, гало и иных оптических эффектах в атмосфере, смерчах, миражах, шаровых молниях, извержениях вулканов и т. п. Члены КАЯ в меру своих сил пытались направлять их заинтересованным организациям (например, в Комитет по метеоритам (КМЕТ) и др.). Впрочем, иногда было и наоборот: некоторые письма в КАЯ пересылались из КМЕТ, Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга (ГАИШ), отдельных планетариев, метеостанций и др. Строго говоря, информанты в основной своей массе создавали современный фольклор о природных явлениях. Однако в нашу выборку попали только те рассказы, которые можно трактовать как былички о встрече со сверхъестественными существами и рассказы о наблюдении необычных явлений главным образом в первой половине XX в. (знамения и предзнаменования, чудеса, «огненные змеи»), материалы по народной астрономии и астрологии, а также свидетельства о реакции населения на эти события. Ранее эти письма не вводились в научный оборот, поэтому их публикация может стать ценным подспорьем для исследователей, незнакомых с этим источником.
Каждое письмо в АКАЯОПС получало свой индивидуальный архивный номер, на который мы и ссылаемся. Существовало как минимум два способа нумерации писем: в 1984 г. использовалась сквозная нумерация, которая включала год и номер письма в порядке получения (1984-1, 1984-2 и т. д.), с 1985 г. письмам начинает присваиваться буквенно-цифровой код (например, 0153М, где М – Московское отделение), причем если члены КАЯ вступали в переписку с адресантом, то последующие письма от того же человека могли получать к своему коду еще и дополнительную букву в номере (например, 0153М-a, 0153М-б и т. д.). В примечаниях указывается дата, которая была проставлена в письме самим автором, в случае же, если ее нет, письмо датируется по почтовому штемпелю (по дате отправления). Возраст или год рождения авторов писем указан только в том случае, если он содержится в тексте письма. Личные адреса и телефоны респондентов опускаются. Письма публикуются с сохранением авторской орфографии и пунктуации.
География рассматриваемых сообщений довольно широкая, встречаются рассказы из следующих областей: Воронежской, Екатеринославской (ныне Днепропетровской), Московской, Пензенской, Иркутской, Тамбовской, Тульской, Казанской, Вятской, Курской, Ивановской, Тюменской и Могилевской.
Обращение к фольклорной тематике позволило сформировать вполне конкретную выборку писем. Проанализированы все сохранившиеся письма Московского отделения архива, что составляет примерно треть общего объема, который вместе с московскими включает также документы региональных отделений Комиссии, а именно Киевского, Ленинградского и других региональных архивов.
Знамения
Считается, что перед крупными военными конфликтами и в первое время после их начала люди начинают видеть различные знамения на небе (Балашова 2014; Белова 2013; Добровольская 2010). В 1913–1914 гг. ряд таких знамений были засвидетельствованы в самых разных регионах Российской империи. Перед Первой мировой войной многие видели «красную тучку» (Пришвин 2007: 317), «облако в виде снаряда» (Православные чудеса 1995: 70–71), необычайно яркие звездопады (Бутов 2020а: 48), кресты в небе (Евдокимов 1915) и др. Произошедшее в самом начале войны солнечное затмение также было истолковано как дурной знак (Пришвин 2007: 318). Довольно часто люди видели на небе огненный крест/кресты. В начале августа 1914 г. один казак со станции Миасс Оренбургской губернии рассказывал о том, что он видел в небе сразу два огненных креста3. Как пишет Д. Байрау, «стандартные небесные явления», к которым он относит и явление на небе креста или других священных знаков, как правило, указывали врагу дорогу домой: немцам – на запад, туркам – на юг (Байрау 2008: 766–767). Однако далеко не всегда наблюдатели акцентируют внимание на том, куда указывает тот или иной явленный в небе объект. Например, в уникальном свидетельстве И. П. Ерофеевой из Краснодара очень подробно описаны небесные фигуры, в том числе и крест, но сама она не пыталась связать видение, которое она описывает, с последующей войной или указать направление фигур:
Уважаемые товарищи!
Мне никогда не приходилось встречаться с необъяснимыми атмосферными явлениями. С таким явлением встречалась моя мать, к сожалению, ныне покойная.
Однако она иногда при случае вспоминала об увиденном, а однажды рассказала мне все очень подробно в надежде, что я как физик сумею найти объяснение.
Это произошло в марте 1913 г.в4 около 9-8ми утра в городе Екатеринославе (Днепропетровске). Мать была в то время девочкой-подростком, шла по бульвару в гимназию. День был холодным, ветренным и сырым после ночного дождя, но совершенно ясным. Было уже светло. Внимание матери привлек серп месяца. Как ей показалось, он ничем не отличался от обычного, кроме того, что был необыкновенно ярко-золотым для светлого утра и расположен прямо в зените. Она остановилась и, закинув голову, внимательно посмотрела на серп. В это время возле серпа вспыхнула ярко-золотая звездочка (по виду похожая на обычную небесную звездочку, по расположению, напоминающая мусульманский полумесяц со звездой). Это очень удивило мать, она пыталась понять увиденное, ушла с бульвара, но явление не изменилось. Все казалось происходило очень высоко в небе.
Вскоре месяц стал блекнуть, стал пепельным, как обычный месяц в свете дня,5 (пепельно-белым), а затем погас. Через некоторое время звездочка померкла, побелела и погасла тоже. Мать некоторое время продолжала смотреть вверх и вдруг на том же самом месте вспыхнул золотой крест. Крест был совершенно правильным, по форме похожим на кресты на фургонах скорой помощи.
И месяц, и звездочка и крест были четко отграничены и не имели вокруг никаких гало, лучей и. т. п. Когда крест стал пепельно-белым, а затем погас, мать сообразила, что опаздывает в гимназию и бросилась бежать, уже больше не глядя в небо. Она очень хотела рассказать об увиденном в гимназии, но на уроки опоздала и поняла, что ее рассказ в такой ситуации показался бы весьма странным.
Об увиденном она рассказала дома, но отец пристыдил ее за то, что она повторяет какие-то непонятные бабьи разговоры, а брат, который былв то времяярым противником религии стал еще и высмеивать ее (мой дед был участником революции 1905 г., а брат матери впоследствии воевал в бригаде Котовского).
Моя мать была человеком чрезвычайно рациональным, не признавала не только мистики, но даже фантастики. Ни с какими загадочными явлениями больше не встречалась. Она очень сожалела о том что не решилась тогда остановить никого изизредких прохожих, согнувшихся от холодного ветра, и ничего не рассказала учителям. Она считала, что тогда несомненно нашлось бы какое-либо разумное объяснение явлению6. <…>
Комплекс уникальных природных явлений наблюдался и накануне Великой Отечественной войны: различные небесные знамения (зарево, красное небо, «цветной шлейф», «необычное солнце»); фигуры на небе (в частности, Богородицы, святых, а также кресты); чудеса, связанные с иконами; необычное поведение животных и т. д. (Бутов 2020а). Большинство этих событий, по сообщениям информантов, предвещало беду. При этом одним из самых распространенных предвоенных знамений снова оказалось явление креста. Красочное описание одного из таких явлений католического креста содержится в письме В. Д. Федорова из Истринского района Московской области:
<…> Было это до войны. Мы шли с отцом из леса. И вдруг я увидел на небе крест, католический. Он был из облака. Я показал на это отцу. Он страшно поразился. И сказал: «Ну, сынок, быть войне!» И скоро началась война. Крест был на западе. Вот он.7 Вот, что это было, то клянусь прахом отца и матери8.Рис. 1. Рисунок В. Д. Федорова.
Кроме креста перед войной на небе могли видеть и столб (Балашова 2014). Часто за «столбы» принимали северное сияние (Мифологические рассказы 2013: 659). Про огненный столб в небе, трансформировавшийся в цифру «5» с овалом в верхней части, пишет фармацевт на пенсии из Пензы В. А. Кирилина, 1923 г. р. Пятерка здесь, по мнению автора письма, – продолжительность военного конфликта в годах:
<…> Хочу сообщить, что такое явление я лично видела года за 2-3 до начала войны. Тогда мне было лет 15. Проживали мы в Усть-Узе Пензенской об. и р-на. Видимость была в стороне Пензы. Выходя из дома, часов в 10 вечера в середине лета. Небо было яркое без звезд. И вдруг я увидела на небе Огненный столб. Ярко золотистого красного цвета. Столб длиною 2-3 метра, шириною в 1 метр. А возможно и большего размера (невспомню). Я была так поражена видимостью, что не смогла отарвать глаз от этого видения, и кого-то позвать увидеть это. Сразу я подумала, что это изменения луны, но когда осмотрела небо, то луна была на своем месте, на много дальше и левее этого столба и выше. В течение часа я наблюдала (а возможно и дольше.) Через какое-то время. Столб взорвался на многие лучи молниеносно. Один пошел на землю. А около столба появились яркие разные цвета в виде электричества и вместо столба образовалась яркая широкая красивая цифра «5» червонного золота. Интересно было смотреть на чистое небо. Вроде бы большую часть неба занимала эта яркая цифра 5•. На верху конца пятерки было округление с большой мяч. Через какое-то время опять произошла молниеносная реакция и цифра 5 стала меркнуть – темнеть. И в конце концов, на верху цифры 5 было темное пятно, и все пропало. Всю жизнь это явление у меня напоминалось. И когда началась война, я подумала, что это было к началу войны. Где она прошла в течение 5 лет9.
Авторы некоторых писем акцентируют внимание на световых проявлениях и цветовых характеристиках мистических «столбов», пытаясь найти им аналогии в военной действительности, например путем сравнения вспышек на небе от «столбов» и от военных орудий:
<…> А второе явление уже 1941 г. Иркутская обл. Жигаловский р-н село Тутура. Конец июля или начало августа. Целую неделю, где-то с 10 вечера и до рассвета, в одно и тоже время и место по небу вспыхивали, вроде появлялись из-за горизонта аранжево-красные столбы, да было и так светло, что приходилось закрывать окна ставнями, чтоб поспать. Ни грозы, ни молнии, ни шума не было. Прошла неделя и больше этих столбов не было. Спрашивали у учителей, те тоже ничего не об'ясняли – не могли. Если думать, что война отблеск орудий, но ведь 5 тыс км от Москвы до Иркутска и до Жигалово 300 км. Никто не мог об'яснить10. <…>
В конце 1920-х – начале 1930-х гг., согласно записям из Эстонского фольклорного архива Эстонского литературного музея (Eesti Kirjandusmuuseumi Eesti Rahvaluule Arhiiv, ERA), сделанным на псковско-эстонском пограничье, явление красных столбов в небе однозначно интерпретировалось как предвестие скорой войны/революции11. Обращает на себя внимание также место явления такого столба, описанного в письме Н. П. Третьяковой, – над церковью, т. е. над сакральным местом:
<…> Было это в 1932–1933 году. Было мне тогда 7-8 лет (теперь 61 год). Жила я в селе Третьяки Борисоглебского района Воронежской области. В школу еще не ходила. Зима была холодная и я редко выходила на улицу.
Однажды я вышла во двор. Это было примерно в 16-17 часов. Папа поил корову. Я увидела высоко в небе (над церковью) большой огненный столб (в прямом смысле этого слова)12. Столб был ярко красный. Я спросила у папы, что это за столб? А он мне сказал, что это бывает в большой мороз13. Но больше я никогда не видела такого явления (или даже не знаю, как его назвать)14.
Интересно, что трактовка увиденных на небе неизвестных природных явлений как предзнаменований частично сохранялась у представителей старшего поколения и в 1980-е гг. В одном из писем, хранящемся в АКАЯОПС, его автор, Т. Комарова, указывала, что видела в конце декабря 1985 г. в Пензенской области на небе небольшое облачко, которое стало постепенно увеличиваться в размерах. Когда она рассказала об этом односельчанам, местные старушки вспомнили, что «перед войной были какие-то столбы на небе» и «эти облака тоже перед чем-то плохим»15. То же самое явление на небе, но уже наблюдаемое в Тамбовской области, комментирует аналогичным образом и другой анонимный автор письма: «Матеря наши, все же они прожили больше нас, говорят, что это к Войне, как было в 1941 году являлись иконы Божьей Матери и столбы огненные»16.
В нескольких письмах речь идет о явлении некой картины на небе, которое также было осмыслено старыми жителями как признак окончания войны. Среди таких картин, упоминаемых исследователями, выделяются сцены битвы и всадник на лошади (Балашова 2014: 236–237; Фурсова 2017: 129–131). М. В. Лучкова (возможно, Лугкова), воспитанница детдома, увидела на небе солдат, идущих с востока на север (т. е., по всей видимости, уже в сторону Германии).
Что я видела в деревне Обухове Ногинскова р-он17. Я пришла с работы с фабрике в 11 часов ночи я работала 4 часа как было ити в общежите страшно, я ждала рабочих старше меня. Когда я пришла в общежити то увидела много людей все были на улице возле домов. Я стала смотреть тоже и зимой прогремел гром и стало показоватся с Востока на Север шли солдаты шли шли и очень было много, и еще на волах ехали запрежены и бабы полоскали белье и шли раненые на костылях. Ани шли не к нам на встречу а от нас в даль. Так исчезает все и опять прогремит гром Я видела на небе18. гром и опять сначала. появляются опять на небе19 так и так было часа два не больше. А старые жители говорять. Кто жил в деревне ето конец войны А когда – началась война тоже так было все шли солдаты шли шли без конца. А в каком году ето было когда фашист подходил к Москве, моя сестра жила в Болошеве20 и их детдом хотели выкуйроват21 на Кавказ, дет-дом назывался Максимовский22, а меня было уже 14 годов то меня послали работать в фабрику Ковровой конбинать, мы с ней жили двоем в дет-доме Потом фашиста…23
Школьница Наталья Кобзарь из пос. Бегичевский Тульской области в своем письме рассказывает о некоем «дяде», который сообщил ей о своем схожем предвоенном видении. Перемещение на юго-запад человека в этом видении, возможно, воспринималось позже как предзнаменование отступления наших войск в этом направлении.
<…> Один дядя рассказывал, что перед войной по небу шел обыкновенный человек. Просто человеческого роста. Он шел на юго-запад. Люди которые первые его увидели, подняли всю деревню и смотрели. Это происходило ночью24. <…>
Несмотря на скупость описания, в Комиссии сочли рассказ интересным и сделали дополнительный запрос. Во втором письме девочка рассказала, что мужчина, рассказывавший о человеке в небе, уже уехал из их местности, и она вспомнила только, что его звали Сергей Иванович, а познакомилась она с ним через его внучку, которая также уехала вместе с ним25.
Явление некоего святого на небе в 1944 г. описывает Р. Е. Смирнова из г. Наро-Фоминска Московской области. Несмотря на то, что женщина не пишет именно про святого, скорее всего боясь насмешек (нужно учитывать время и советский менталитет), на рисунке из письма отчетливо виден нимб26 над головой человека из ее видения.
Здравствуйте!18/IV 86 г.
Давно собиралась Вам написать, но не знаю как и описать то, что я видела в марте-апреле м-це 1944 г. Было это в г. Казани. в Ленинском районе. Шла я на работу к 7 ч. утра на фабрику кинопленки № 8 им. Куйбышева (а жила я на поселке Фотожелатинового завода). Так вот: дорога наша шла вдоль забора и когда повернула за угол27 путь, кот. я шла я указала знаком «тире» за это время я увидела как на небе выше зданий, как бы шел или плыл человек в белом одеянии ноги почти скрыты, чуть видны – вот такой формы28.
Это мы все видели, кто шел на работу в продолжении 10-15-20 минут. Все, конечно, очень удивились, и не знали на что можно подумать.
За эти 42 года, я получила высшее образование, много читала и читаю, но, однако, не могу ответить: что это такое было?29. <…>
Рис. 2. Рисунок Р. Е. Смирновой.
Предзнаменования
В отдельную группу можно выделить предзнаменования чьей-либо гибели или каких-то знаковых изобретений. Вот какой рассказ в КАЯ отправил И. Ф. Бояринцев из Куйбышева. В нем явившееся в 1914 г. в Орловском уезде «бегущее пламя» сочли предвестником скорой кончины брата адресанта:
Уважаемые товарищи!
Прочитал я в газете «Труд» статью за 30 января 1985 г. №24 «Ровно в 4-10» и мне вспомнился рассказ моего покойного отца о необычном явлении. Связано ли оно с описанном в газете не знаю, но рассказ считаю достоверным.
Мой старший брат Бояринцев Иван Федорович 1894 1884 г. рождения (меня тоже Иваном зовут) жил в г. Екатеринбурге, служил у купцов. В 1914 г. он должен был призываться в армию. Родители, проживавшие в бывшей Вятской губернии, Орловского уезда (ныне уездный город называется Халтурин), Шараповской волости (волость находилась в с. Великорецком), дер. Стожары, просили его приехать домой и здесь осуществить призыв.
Через несколько дней после приезда он заболел. Его положили в больницу в селе Великая река. Числа 23-25 ноября 1914 г. Мой отец Бояринцев Федор Ильич вместе с соседом Бояринцевым Василием Фадеевичем (он тоже умер) поехали в больницу навестить сына.
Проезжая проселочной дорогой, на лошади, отец заметил примерно в километре бегущее пламя, которое несколько секунд бежало от деревни Верхний Починок в сторону деревни Кулиговшино. Пробежав некоторое расстояние, пламя исчезло.
Заметив бежавшее пламя, отец полагая, что ему почудилось, спросил Василия Фадеевича видит ли он? (не сказав что). Последний ответил, что видит. По прибытии в больницу они узнали о смерти Ивана. Диагноз: тиф.
Аналогичный рассказ я слышал и от Василия Фадеевича. Оба, т. е. Василий Фадеевич и мой отец заслуживают доверия. Они не были суеверны, но и у них вкралось сомнение: не было ли это явление предзнаменованием30. <…>
Видения могли знаменовать и появление каких-то технологических новшеств. Ф. И. Корчевая описала свое видение, имевшее место уже в послевоенное время – в 1947 г., которое, вероятно, посетило ее в с. Пушкарное Курской обл. (если судить по адресу автора письма). Она видела сменяющиеся картинки на небе (грабли, солдат с ружьем, двух солдат с ружьями, стадо каких-то животных и зимний лес). Сама женщина уже post factum решила, что всё это знаменует появление телевидения.
Уважаемый зам. пред. комиссии, прочитав в газете Труд статью «Ровно в 4 часа 10 мин.» я решила написать Вам письмо и рассказать что я видела на небе.
Мне сейчас 52 года, а было это в 1947 году, когда я училась в 6 классе.
Я бы никогда этого не написала, да дочь сильно просит. Она говорит, мама умрешь ты и не узнаешь что «То» было. А видела я вот что.
Было это зимой в декабре-январе м-це. Идем мы с подружками из школы. Школа была от дома км. в 4. Шли не по улице, а в конце огородов. День был морозный, Солнца не видно, вечерело. И вдруг над лесом в небо стал подниматься оранжевый шар. Поднялся на высоту, примерно как солнце летом перед заходом часа за 4 и таких размеров как Солнце и остановился на месте.
Ведь тогда телебашен и телевизоров небыло, но в пределах этого шара стали проходить кадры как в кино. По ходу (слева направо).
Сначала предмет похожий на грабли, что сено горнут31, только без колодочки32; затем один солдат с ружьем за спиной (ружье со штыком); затем два солдата, тоже с ружьями, ружья со штыками, идут строго чеканя шаг; затем стадо, не поймешь какое, овец или коров; затем лес зимний, голый и на конце блеснуло и всё окончилось. Нас было трое, мы перепугались и побежали домой. Дома рассказала я никто мне не поверил. Потом, когда я стала взрослой, многим рассказывала. Одни говорили что это мне показалось, другие, что это мираж. Да что только не говорили. А вот когда я прочитала эту статью да и другие я подумала, а может уже тогда из других миров прилетал какой-то объект и предсказал, что и на земле будут телепередачи.
Прочитайте пожалуйста, может это пригодится, только не смейтесь. Все это правда33.
Телевидение и кинематограф в те времена воспринимались как чудо техники. Массового телевидения еще не было, а о походе в кино в суровые предвоенные и военные годы многие, а особенно дети, могли только мечтать. Поэтому такое «явление» сменяющихся картин для некоторых было сродни явлению какого-либо святого или Богородицы в предыдущие годы. М. А. Воеводин, автор одного из писем, направленного в КАЯ, также описывает некое «кино», которое кто-то ему «включил» на стене амбара, где располагалась спальня его детского сада, в середине 1930-х гг.:
Уважаемые товарищи!
Я родился в селе Собчаково, Рязанской обл, Сапожковского р-на. <…> Это было году в 1934-35. Я ходил в детсад, который находился в частном доме. Дом кирпичный. Стояла прекрасная солнечная погода После обеда нас уложили спать в амбаре, где стены оштукатурены и побелены. Я спал почти у двери. Случайно поднял голову и на противоположной двери стене почти под потолком увидел движущиеся фигуры людей, машин и деревьев, почти как в кино, только размеры от стены до стены высотой 30-40 см. Контуры людей и машин двигались группами и в одиночку, навстречу и друг за другом, деревья шевелили ветвями. Машин я до этого невидел. Воспитательница крикнула, чтобы я не крутил головой. Я отвернулся и уснул, больше такого видеть не приходилось. Я понимаю, что это могла быть игра света, блики солнца, но фигуры людей, контуры машин и деревьев все это как в кино (кино я увидел 1-й раз как пошел в школу). Сейчас этот дом сломан. Что это и как могло появиться? Но это реальная вещь, а не игра воображения34. <…>
Здесь можно усмотреть аналогии не с кино, а с демонстрациями с помощью «волшебного фонаря» следующих друг за другом отдельных изображений. Проекционные фонари были хорошо известны с XIX в. благодаря представлениям на ярмарках. Обращает на себя внимание и то, что авторы писем ни разу не упоминают о цветном изображении, что, несомненно, врезалось бы им в память. Это, вероятно, свидетельствует о том, что подобное «кино» было всё же чёрно-белым, в духе времени.
Чудеса
Середина 1920-х гг. в России ознаменовалась мощной волной самых разнообразных чудес (обновление икон и крестов, свечение в закрытых церквах, явление Богородицы и т. д.) (Бутов 2018: 33–65). Нужно отметить, что в Воронежскую область первые слухи об этом пришли с территории Украины еще в 1921–1922 гг. В этот же период некоторые издания сообщали о том, что в ряде церквей по ночам зажигаются лампады и свечи (такие сообщения, в частности, поступали с территории Псковской и Волынской областей). Письмо Н. Я. Данцевой из г. Богучар свидетельствует о том, что подобные толки в 1924–1925 гг. уже циркулировали и в Воронежской области, более того, оно показывает во всех деталях, как они рождались:
Воронежская обл., город Богучар. Товарищи Комиссия по расследованию мнимых пожарищ. Это явление было давно, точно не помню какой год 1924 г или 25 г, мне тогда было 14 лет меня и моих товарищей приняли в комсомол мы часто ходили в город на собрании на концерты, а жили мы за рекой Богучаркой на35 Песковатки однажды идем мимо собора домой и видим, что в окнах горит пламя в соборе, нас было человек сем, мы испугались, что горит в нутри собора, мальчишки сказали, пойдемте сторожа разбудим, сторож нам открыл дверь в36 собор мы зашли в церковь, там тихо спокойно, ни где ничего не горит, запах был какой то, но мы не поняли, сторож закрыл в церкви двери и мы постояли немного смотрим языки пламени опять начали показываться в окнах церкви мы опять к сторожу сторож, тоже видит и сказал, что да, горит опять открыли двери в церковь и опять такая же тишина мы всей компанией обошли всю церковь и ничего не было ни какого огня, а запах ладана когда мы вышли и опять наблюдали больше такого явления небыло, по дороги домой рассуждали, что зарива ни где никакого небыло потому, что уже было около часа ночи мы домой пришли в 1 час ночи Этот случай мы вспоминали часто но не помню чтобы кто говорил о таком явлении, мы между собой говорили о таком явлении, а потом у многих местах начали обновлятся иконы и плачущая божия мать и когда милиция обнаружила все эти иконы нам показали, как плачет божия мать и все это устройство. Мы решили, что это делали священо служители. Больше такого не наблюдали37. <...>
Нередки случаи, когда святых начинают видеть в источниках, родниках, колодцах (Бутов 2018: 45, 56, 72). Так, П. И. Ломанин из г. Орла приводит сведения о явлении одной женщине в роднике иконы «с живым лицом Иисуса Христа». К сожалению, автор не указывает даже временной промежуток произошедшего; другие события, о которых он сообщает в том же письме, датированы предвоенными и военными годами.
Группа женщин Орловской области из деревни Лужки ходили на богомоленья к святому роднику. Одной из них в роднике показалась икона с живым лицом Иисуса Христа, через минуту оно исчезло. Спрашивал я у других женщин – видели ли они? – ответили нет38.
Гадания по внешнему облику небесных тел
Как показывает письмо С. Ф. Филимоновой из г. Орла, до середины прошлого века гадание по видимому облику небесных тел было обычным в русской традиционной культуре. Хотя в письме автор высказывает предположение о том, что небесное тело, которое она видела, – это «вечерняя звезда» (т. е. Венера), наличие у нее хвоста заставляет предполагать, что это всё же комета. Сведений о предсказаниях по хвостам комет на территории России в этот период чрезвычайно мало, так что это свидетельство может представлять большой интерес.
<...> А вот в 1947 году мы с семьей жили на Северном Кавказе мне было в то время 17 лет И вот что мы наблюдали целую неделю.
Загоралась вечерняя звезда и через несколько времени от звезды начинал расти хвост как у змеи все мы молодые смотрели это зрелище целую неделю, а вот пожилые предугадывали всякие истории39. <…>
Если предполагать, что это была именно комета, то на ее роль хорошо подходит комета C/1947 X1, которая была видна невооруженным глазом в течение короткого периода в десятых числах декабря, но в северном полушарии условия для ее видимости были плохими (Bortle 1998). На Северном Кавказе появлялась на юго-западе сразу после захода Солнца на небольшой высоте (несколько градусов) над горизонтом, хвост был направлен влево40. Впрочем, нельзя исключать и комбинацию «Венера – комета C/1947 X1», так как Венера находилась от нее поблизости (правее и выше). Между ними был промежуток, но кому-то вполне могло показаться, что хвост растет именно от «вечерней звезды». Стоит также вспомнить представление о «змеиной звезде» – т. е., по мнению Д. Конопляникова, эффекте, вызванном флуктуациями в атмосфере земли и приводящем к тому, что у звезды как бы начинают замечать «хвост», и чем ближе небесное светило к горизонту, тем заметнее этот эффект. Как пояснил информант, «змеиные звезды» похожи на клубки змей, причем в большом количестве их можно наблюдать в полночь (Kanaplianikau 2007).
«Огненные змеи»
Представления об огненном змее, возникшие еще в древности и переосмыслявшиеся на протяжении столетий, довольно вариативны (Мифологические рассказы 2013: 773; Сенаторский 1883: 66–68). Среди проанализированных писем нам также встретилось немало упоминаний об огненном, или красном, змее. Очевидно, что в нашем случае чаще всего за этим скрывается информация о пролетах болидов или, реже, появлении комет и шаровой молнии. Еще Д. К. Зеленин отмечал, что кометы иногда прямо именовали змеями, а падающие звезды почитали за огненных змеев (Зеленин 1910: 164–166). Как писала еще в 1900 г. о пролете метеора над Сибирью 22 декабря 1899 г. газета «Восточное обозрение», крестьяне из с. Распутино стали высказывать свои соображения на этот счет: «Одни доказывали, что это огненный змий, живущий на острове в семи верстах ниже Егоровой; другие утверждали, что это одна из непокорных звезд, которую Господь бросил в тьму кромешную; бабы объясняли проще – по их мнению, это у солнышка от мороза “ивершек” оторвался» (Странник 1900: 2–3). В свою очередь, Н. Пузырев упоминал в «Этнографическом обозрении» о том, что слышал от крестьян Тальменской волости Барнаульского округа Томской губернии, будто бы никто не видел огненного или летающего змея днем, «но всегда видели только ночью, летящим по небу к тому дому, в котором жил». Внешний вид змея описывали так: «Длиною он с аршин41, толщиною в завит42 руки у мужчины; цвета огненного; полет его подобен падающей звезде, по дороге от него сыплются искры. Подлетевши к дому, где жил, он рассыпается по крыше искрами, которые тотчас же исчезают». Змея местное население связывало с нечистой силой (К легендам и поверьям о змеях 1897: 126–127). Такие рассказы оставались в ходу и во время Первой мировой войны. В конце декабря 1914 г. крестьяне сел Михайловского и Явленского Петропавловского уезда Акмолинской области говорили о неких «таинственных огнях» в небе, что это летает «огненный змей». Пастух с хутора Алексеевского Уфимской губернии Мензелинского уезда Кармолинской волости рассказал, что 24 или 25 августа 1915 г. из-за леса вылетела какая-то фигура наподобие курятника, и он предположил, «что поднялся змей, как говорят в деревнях» (Бутов 2020б: 32). В сентябре 1914 г. самарский исправник сообщал, что появившуюся в небе комету43 многие местные жители принимали «за движущийся на небе аэроплан или “огненного змея”»44. Вплоть до середины 1940-х гг., как показывает фольклорный материал, собранный на эстонско-русском пограничье, всё еще были сильны суеверные представления. Так, одна из рассказчиц слышала от своей матери, живущей в посаде Чёрном, что в 1914 г., почти перед самым началом Первой мировой войны, над лесом пролетел змей с красным гребнем, «только гул гудел в лесу». По народному поверью, это предвещало большую войну. Причем говорили, «в какую сторону летит змей, оттуда и война будет» (Авилин 2019: 44).
Анализируя письма из АКАЯОПС, мы пытались обнаружить народные представления, касающиеся необычных атмосферных явлений и космических объектов (пролета метеоритов, появления комет, шаровых и линейных молний и т. д.), распространенные среди населения различных регионов России и в меньшей степени Белоруссии и Украины в первой половине XX в. Было интересно сопоставить их с народными верованиями, которые бытовали на той же территории в конце XIX в. и в канун Первой мировой войны. В обнаруженных нами в архиве рассказах необычные астрономические явления характеризуются как огненный змей, красный змей, головастик, куча углей, черт и др.
Д. Смирнова из д. Каменское Наро-Фоминского района Московской области описывает, как она наблюдала явление «огненного змея» в Ивановской области. В народе были разговоры о том, что «мертвые прилетают», и автор письма поначалу подумал, что увиденное также представляет явление такого порядка, но позже стал искать связь с молнией, мишенью которой стал дом хозяев сенного сарая, над которым за 30 лет до этого и видели «змея».
<…> Это было летом в 1935–36 годах. Мы с ребятишками уже под вечер (солнце закатывалось, закат розовый) бегали на лугу, играли и вот над одним сенным сараем (они еще тогда целы были) летел огненный змей» и над крышей сарая рассыпался искрами. Дождя и грозы не было, было сухо. Мы все остолбенели от испуга и вмиг рассыпались по домам. Ведь, мы слышали разговоры, что мертвые прилетают, так и мы подумали.
Было это в д. Крапивново теперь Семеновского с/с (а раньше был Пятинский с/с) Вичужского45 р на, Ивановской о[бл.]46 А потом в 60 годах (после августа в 63 г.) дом хозяев этого сарая сгорел от грозы, а как загорелся я тоже была свидетелем. Был удар грома и вмиг из под крыши Бирюкова дома с улицы появился огонь и дом сразу весь был об'ят огнем. Людей в доме не было, (хозяйка лежала в больнице в городе) сгорел очень быстро. А еще я приведу схему расположения домов, сарая и конюшни А конюшня тоже от грозы загоралась. Нет ли связи какой что все это неподалеку случалось, хоть и разделенное годами. А еще в Семеновском совхозе того же Вичужского р-на есть д.ТроицкоеПисцово Троицкого с/с, то на одном порядке этой деревни постоянно случаются пожары от грозы. Вот схема, конечно, примерная47 (рис. 3).
Рис. 3. Примерная схема, составленная Д. Смирновой.
Письмо с еще одним, по всей вероятности, наблюдением «огненного змея», которого автор сообщения именует «кучей углей», пришло из Ивановской области. Т. А. Мошкова из Кинешмы даже тщательно зарисовала увиденное, правда, здесь необходимо подчеркнуть, что непосредственно «змеем» она летуна48 не называла, но характер его движения и подчеркнутый интерес к трубе дымохода, в которую он пытался залететь, выдают в нем «повадки» этого демонологического персонажа.
<...> То, что я видела своими глазами было давно. Мне было лет 6-7 (что-то …52-…53 годы). Всю последующую свою жизнь я очень четко помню то, что видела. «Это» врезалось в память очень твердо и отчетливо. Каюсь, я не стала бы писать, если бы видела одна это явление. Вообщем буду писать всё как было. Это был теплый летний вечер, что-то около 22 часов, знаете, когда небо с одной стороны уже темно-голубое, а с другой еще светлое. Я тогда жила на фабричном дворе (это так территория около ткацкой фабрики называлась), где в окружении трех построек казарменого типа находился небольшой скверик, и я побежала тем вечером к центру скверика, чтобы сорвать несколько душистых цветков с клумбы (тайком, конечно).
Ну вот! Подбежала я к клумбе, гляжу, а там, около клумбы, молодая женщина с ребенком в колясочке прогуливается. Стою я около клумбы и цветы сорвать боюсь и уходить не хочется. Смотрю на цветы и обдумываю как бы это всё сделать незаметно, слышу – та женщина, что сзади меня охнула. Повернулась я к ней и вижу, смотрит она вверх и я туда же посмотрела. Вижу – на уровне 3-го этажа той казармы, что напротив нас за сквериком была, летит «куча углей». Это сравнение мне тогда подумалось, но скорее это напоминало их только цветом, а так больше походило на кучу, вытянутую, раскаленных булыжников, различной формы и крупноты, не соединенных друг с другом. И надо сказать приличная такая куча, не круглая по форме, а вытянутая, и каждый булыжничек как уголек, по цвету, знаете, когда сверху на улях уже нет синего пламени и пламя не перебегает с одного на другой уголек, а как бы успокоилось в них, перед тем как совсем потухнуть.
Ни сияния вокруг этой «кучи», ни пламени сзади ее, не было. Я ее увидела, когда она летела по прямой, затем плавно так завернула и вверх поднялась, чуть выше крыши. Сейчас не могу точно сказать, правда ли, что «оно» в трубу залетело (или это очень быстро произошло, или что еще), но из той трубы, где «оно» ближе было искры в разные стороны посыпались – это я помню, потому что женщина рядом тоже это видела и еще что-то при этом такое суеверное сказала. <…>
Я попытаюсь набросок сделать49.
Не думаю, чтобы еще кто это видел, со смены еще не шли, молодежь в клубе была, а пожилые раньше рано спать ложились. А потом эта куча светилась очень мало и всё это заняло минуты 3-450Рис. 4. Набросок Т. А. Мошковой. Примечание автора письма: «Немного далековато получилось. На самом деле до этой казармы от нас не более 10–15 метров было и видно всё было отчетливо. Нет пожалуй метров 20. точнее».
Учительница-пенсионерка А. П. Шалянина, 1923 г. р., из Воронежской обл. в 1934 г. также увидела составной объект, складывавшийся, по ее словам, в «огненного змея». Вероятно, она в тот день наблюдала пролет болида, может быть даже знаменитый «болид Циолковского», пролетевший над центральной частью России в мае 1934 г. (Черненко 1975: 91–93). Однако сама женщина уверяет, что событие это имело место в сентябре.
Уважаемые товарищи!
То, о чем я пишу, нашей семье и соседям пришлось наблюдать более 50 лет тому назад (мне было тогда 10 лет).
В середине сентября 1934 г. нам пришлось наблюдать такое явление.
Вечерело. Солнце садилось за тучку, вернее, это было какое-то расплывчатое марево на западной стороне горизонта. Было тепло, тихо и еще светло. Солнце наполовину опустилось за тучку.
Вдруг из глубины неба появился «огненный змей». Летел он в направлении с севера на юг. Это были огненные шары. Первый из них по величине больше солнца, остальные уменьшались, так что последние казались величиной с детский мячик.
Полет их был до того красив, что дух захватывало. Всё это выглядело, примерно, так51.
Огненные шары скрылись за тучкой раньше, чем село солнце. На небе осталась светлая полоса, которая вскоре слилась с последними лучами солнца. <…>
P. S. Проживала я тогда в Воронежской обл. Панинском р-не с. Сергеевке52.
Рис. 5. Зарисовка А. П. Шаляниной.
Еще в одном письме также описано явление, которое можно отнести к категории «огненных змеев». Г. А. Попов из Минска писал о том, чему лично был свидетелем в д. Лобановка Чериковского района Могилевской области. Движущийся по небу овал с хвостом местные мужики соотнесли с нечистой силой (чертом), заметив, что «черт золото на хвосте сушит». Несмотря на то что обычно так говорят о заклятых кладах (золото, по сообщениям информантов, «выходит просушиваться» в виде красных огоньков, серебро – в виде синих или белых огоньков, см.: Климкович 2015), в данном примере речь идет о летающем змее:
<…> было это приблизительно в 1927-1928 году было зимой а точнее в ноябре или Декабре было вечер был морозный лунный готовились в бане мыться. Этот случай был на територи Могилевской области Чериковском р-не д. Лобановка время было вечернее приблизительно 6-7 чесов вечера, а точнее в 18-19 чесов стоять мужики и смотрять в небо и я как подростак тоже задрал голову у верх и тоже вижу, как летает овальное какбы диск, и говорять глядика, черт золота на хвосте сушеть это действительно мне это крепко запомнилась и не забывается и вот он летал по горизонтали несколько раз пролетал туда и обратно, где делал поворот один раз видно было а на восточной стороне не видно было он отлетал повидимому далеко и я как сейчас представляю на высоте 2-3 км. от поверхности земли в размере он виден был больши метра но при повороте когда он розворачивался у этого придмета какбы получался веер хвост Цвета сам увесь этот придмет был как малина созревшая точно токого цвета погода было с морозам градусав 10-15 мороза и я помню как сейчас он летал спокойно срозворотами можеть быть розов 7-9 точтно сказать немогу но то что он несколько раз розворачивался я сам хорошо это видел и по сей день не могу понять что то был за придмет Я сейчас уже тоже обдумовал что может гроза какая, но почему точно горизонтально летало и по одному направлению и сейчас я тоже думаю, что тогда и грамотных унас небело среди тех мужиков что сказали чорт «на хвосте золота сушить» и никто не оброщался никуда а я сейчас тоже что возможно что сдругой планеты можеть был данный кораболь.
вот я вам описал полную его форму и цвет и облот летал конечно не по кругу, а какбы по коридору и хороше его было видно Я его вам на черчу вообразимой форме какой он был цвет точно был зрелой малины53
вот такой он был данный придмет и тогда конечно еще небыло вто время космических спутников, так, что то не остатки от короблей а был загадочный какойто придмет54. <…>
Рис. 6. Рисунок Г. А. Попова.
Д. Р. Кезиков из г. Конотопа описывает в письме летящего по воздуху «огненного головастика», которого он с ребятами называл «красным змеем». При полете «змей» маневрировал, то снижая, то увеличивая скорость:
В Комиссию по анамальным явлениям
101000. Москва. Почтамт, аб. ящ. 764
Летящий «красный змей»
Произошло это в деревне, летом. Мы, дети-школьники начальной школы, перед вечером, после дождя играли на улице и вдруг увидали над домами летящий красный предмет, похожий на большого головастика. Мы назвали его «красным змеем». Величина его приблизительно со среднюю дыню, хвост в два раза длинее головы. Летел он со стороны увала55, расположенного восточнее деревни, на высоте примерно 50 метров. Снижался он параллельно склону увала. Над домами несколько (снизился) приподнялся, затем снова снизился. Скрылся в западном направлении, отклоняясь несколько на юг.
Наблюдалось упомянутое явление в деревне Вознесенке, Казанского района, Тюменской области в 1922 году.
Если бы у «красного змея» не было хвоста, то можно считать его за шаровую молнию. Но хвост приводит к сомнению. Поэтому я решил вам написать об этом явлении56.
Рис. 7. Рисунок Д. Р. Кезикова.
Фольклорную оценку встречи с необычными природными явлениями находим в письме В. В. Смирновой: «это блазнит» (чудится, мерещится).
Извините старую. Читала вашу стью про такой огонь. Я такое видела. Огон клуб, катится без шумно и безследа Видела в первых числах 1926го, второва вернее числа, в лесу Вологодской области клуб с корзину что унас в каждом хозяйстве были для носки, сена мякины катился по снегу и не мешали деревья. Спутница моя тетка очен трусливая, ана начала молится и не пошла, ни в перед мне ни позади, только рядом. А дорога узкая, санная, мне нодо пополозу, я ругала ее, идтито плохо. Она говорит это блазнит и наказа не кому не говори. <…> Я старая, 77 лет с 1907го57.
Заключение
Проанализированные письма демонстрируют, как некоторые природные явления (гало, световые столбы, полярное сияние, кометы, болиды и т. д.) наделяются грамотными информантами (как минимум читающими газеты и умеющими излагать свои мысли на бумаге) сверхъестественными чертами. Их сообщения более насыщены описаниями мелких деталей, чем традиционные былички, в них почти всегда довольно точно обозначены хронологические рамки произошедшего.
Однако письменные тексты, представленные здесь, в отличие от устного рассказа выглядят вырванными из контекста, и их прагматика отличается от фольклорной. Как отмечает И. С. Веселова, современная фольклорная проза может бытовать не только в устном, но и в письменном виде, при этом может утрачиваться один из основополагающих фольклорных признаков – анонимность (Веселова 1998: 81–83). Проанализированные письма включают элементы фольклорной прозы, некоторые из них почти целиком выстроены как былички, поэтому утверждение И. С. Веселовой может быть экстраполировано и на эти тексты. Как показывают письма, осмысление необычных, уникальных и аномальных явлений обычно вписывается в фольклорную традицию населения того или иного региона, но под влиянием советской атеистической пропаганды авторы некоторых писем не решаются предложить собственное толкование и ссылаются на мнение третьих лиц («местные старушки вспомнили», «а старые жители говорят» и т. д.). Сами же сообщения, которые в большинстве своем можно отнести к постфольклору, содержат современные фольклорные нарративы, в которых фольклорное может вообще размываться, уступая место «научному», при этом повествование вписывается в традиционные фольклорные схемы.
Источники и литература
Архив комиссии по аномальным явлениям в окружающей природной среде (АКАЯОПС).
Государственный архив Оренбургской области (ГАОО).
Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО).
Eesti Kirjandusmuuseumi Eesti Rahvaluule Arhiiv (ERA).
Авилин 2019 – Авилин Т. В. Русский материал по астрономии и метеорологии в Эстонском фольклорном архиве // Живая старина. 2019. № 4. С. 42–45.
Байрау 2008 – Байрау Д. Фантазии и видения в годы Первой мировой войны: православное военное духовенство на службе Вере, Царю и Отечеству // Петр Андреевич Зайончковский: сборник статей и воспоминаний к 100-летию историка / сост. Л. Г. Захарова, С. В. Мироненко, Т. Эммонс. М.: РОССПЭН, 2008. С. 752–774.
Балашова 2014 – Балашова А. Ф. Коммуникативная природа народных рассказов на примере текстов о Великой Отечественной войне в небесных знамениях // Коммуникативные исследования. 2014. № 1. С. 233–240.
Белова 2013 – Белова О. В. Легенды о войне: архетипы в современных фольклорных нарративах // Проблемы истории России. Вып. 10: Исторический источник и исторический контекст: сб. науч. тр. Екатеринбург: НПМП «Волот», 2013. С. 227–235.
Бутов 2020а – Бутов И. С. «Будзе законна вайна»: белорусские материалы о предвестиях Великой Отечественной войны // Живая старина. 2020. № 2. С. 48–50.
Бутов 2020б – Бутов И. С. «По имеющимся сведениям в некоторых местностях империи появились воздушные аппараты» // Живая старина. 2020. № 1. С. 32–36.
Бутов 2018 – Бутов И. С. Ареал чудес: волны обновлений икон в XIX – первой половине XX века. Минск: Колорград, 2018. 168 с.
Веселова 1998 – Веселова И. С. Рассказ как опыт переживания таинственного (по публикациям «желтой прессы») // Литературное обозрение. 1998. № 2. С. 81–83.
Добровольская 2010 – Добровольская В. Е. «Все знали, что война будет…» // Живая старина. 2010. № 2. С. 18–21.
Евдокимов 1915 – Евдокимов Л. В. Грядущее народов в современных предсказаниях // Военный сборник. 1915. № 2. С. 113–128.
Зеленин 1910 – Зеленин Д. К. Народные суеверия о кометах // Исторический вестник. Т. 120. № 4. 1910. С. 161–168.
К легендам и поверьям о змеях 1897 – К легендам и поверьям о змеях. Сообщения М. К. Васильева, Н. Пузырева, С. Шарова и др. // Этнографическое обозрение. 1897. Кн. 35. № 4. С. 125–128.
Климкович 2015 – Климкович И. Е. Инфернальные явления на местах, где, по легендам, спрятаны «проклятые» сокровища // Таинственная Беларусь: материалы конф. (г. Минск, 25 янв. 2015 г.). Минск: Регистр, 2015. С. 51–65.
Мифологические рассказы 2013 – Мифологические рассказы русских крестьян XIX–XX вв. / сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. М. Н. Власовой. СПб.: Пушкинский Дом, 2013. 912 с.
Православные чудеса 1995 – Православные чудеса в ХХ веке. Свидетельства очевидцев. Кн. 2. М.: Трим, 1995. 160 с.
Пришвин 2007 – Пришвин M. М. Дневники. 1914–1917 / [подгот. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной; коммент. Я. З. Гришиной, В. Ю. Гришина]. СПб.: Росток, 2007. 608 с.
Сенаторский 1883 – Сенаторский Н. Вера древних русских христиан в небесные знамения. Киев: тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1883. [2], 135 с.
Странник 1900 – Странник. Распутино // Восточное обозрение. 1900. № 15 (21 янв.). С. 2–3.
Фурсова 2017 – Фурсова Е. Ф. Чудесные видения / знамения накануне Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Вестник Томского гос. ун-та. История. № 49. 2017. С. 129–131.
Черненко 1975 – Черненко Г. Болид Циолковского // Земля и Вселенная. 1975. № 1. C. 91–93.
Примечания
1. Автор выражает благодарность А. Б. Петухову за возможность ознакомиться со всем массивом писем АКАЯОПС, С. Н. Ефимову и Т. В. Авилину за консультации в области астрономии и фольклорной астрономии, Т. В. Володиной и Е. М. Боганевой за предварительное рецензирование рукописи статьи, а также Р. В. Соложеницыну за помощь в обработке изображений.
2. В одной из публикаций за 1984 год была допущена опечатка и был неверно указан абонентский ящик 664. Несмотря на это, на почте всё равно перенаправляли такие письма на ящик 764.
3. ГАОО. Ф. 10. Оп. 4. Д. 437. Л. 561–561 об.
4. Так в письме: буква «в» зачеркнута. Далее зачеркнутые буквы передаются так же – с помощью зачеркивания.
5. Запятая зачеркнута.
6. АКАЯОПС, № 1984-361М, письмо И. П. Ерофеевой от 25.10.1984 г., г. Краснодар.
7. Здесь в письме вставлен рисунок, см. рис. 1.
8. АКАЯОПС, № 3512М, письмо В. Д. Федорова от 29.09.1989 г., п/о Октябрьское Истринского р-на Московской обл.
9. АКАЯОПС, № 0856М, письмо Валентины Алексеевны Кирилиной, 1923 г. р., от 09.02.1985 г., г. Пенза.
10. АКАЯОПС, № 3197М, письмо Мирославы Павловны Каминской от 19.08.1987 г., г. Калуга.
11. ERA Vene 1, 167 (16) [здесь Vene – русская коллекция, 1 – первый том коллекции, 167 – страница в дневнике собирателя, 16 – номер записи].
12. Курсив в письмах везде наш: выделены фрагменты, важные для обсуждаемой темы.
13. Ответ отца Н. П. Третьяковой подразумевал, что это так называемый световой (или солнечный) столб – вертикальная полоса света, оптический эффект, возникающий в результате отражения света от плоских ледяных кристаллов, взвешенных в воздухе.
14. АКАЯОПС, № 2788М, письмо Нины Петровны Третьяковой, 61 год, от 02.02.1985 г., г. Минск.
15. АКАЯОПС, № 0251М, письмо Татьяны Комаровой от 15.07.1985 г., с. Поим Пензенской обл.
16. АКАЯОПС, № 1726М, анонимное письмо от 01.02.1985 г., г. Тамбов (по штемпелю).
17. Московской области.
18. Предложение «Я видела на небе» приписано внизу страницы, следующая страница начинается снова словом «гром».
19. Слова «на небе» вписаны над строкой.
20. Имеется в виду пос. Болшево, с 2003 г. район подмосковного города Королёва.
21. Эвакуировать.
22. Детский дом в д. Максимовке рядом со ст. Болшево, открыт не позднее 1927 г., ныне Болшевский детский дом, находится в границах г. Королёва.
23. АКАЯОПС, № 2820М, письмо Марии Владимировны Лучковой (или Лугковой) от 02.02.1985 г., г. Озёры Московской обл.
24. АКАЯОПС, № 1640М, письмо Натальи Кобзарь, 11 лет, от 06.02.1985 г., пос. Бегичевский Богородицкого р-на Тульской обл.
25. АКАЯОПС, № 2192М, письмо Натальи Кобзарь от 26.11.1986 г., пос. Бегичевский Богородицкого р-на Тульской обл.
26. Хотя, конечно, утверждать это с уверенностью нельзя. Можно также высказать предположение, что это корона Божьей Матери, кокошник и т. п.
27. В этом месте письма вставлен рисунок, см. рис. 2, левая часть.
28. После этого предложения в письме вставлен рисунок, см. рис. 2, правая часть.
29. АКАЯОПС, № 2955М, письмо Руфины Ефимовны Смирновой от 18.04.1986 г., г. Наро-Фоминск Московской обл.
30. АКАЯОПС, № 1012М, письмо И. Ф. Бояринцева от 30.01.1985 г., г. Куйбышев (Самара).
31. Гребут.
32. То есть без той части, куда вбиваются зубья (и колодка, и зубья у грабель для сгребания сена обычно сделаны из дерева).
33. АКАЯОПС, № 3080М, письмо Фаины Ивановны Корчевой от 01.09.1986 г., с. Пушкарное Кореневского р-на Курской обл.
34. АКАЯОПС, № 2252М, письмо Михаила Алексеевича Воеводина от 25.09.1985 г., г. Мытищи Московской обл.
35. Над предлогом «на» надписано «в».
36. Слова «дверь в» надписаны над строкой.
37. АКАЯОПС, № 2088М, письмо Н. Я. Данцевой от 25.02.1985 г., г. Богучар Воронежской обл.
38. АКАЯОПС, № 3203М, письмо П. И. Ломакина от 05.10.1987 г., г. Орел.
39. АКАЯОПС, № 0930М, письмо Софии Федоровны Филимоновой, 1940 г. р., от 11.02.1985 г., г. Орел.
40. Подтверждающие расчеты выполнены астрономом С. Н. Ефимовым онлайн на сайте: https://ssd.jpl.nasa.gov/horizons.cgi#top (дата обращения: 20.05.2020).
41. 0,71 м.
42. Завит (обычно за́вить, за́веть) – предплечье; запястье; тыльная сторона ладони (севернорус., урал., южносиб., см.: Словарь русских народных говоров. Вып. 9. Л: Наука, Ленинградское отделение, 1972. С. 319). – Прим. ред.
43. Речь в данном случае идет о комете Делавана.
44. ЦГАСО. Ф. 3. Оп. 130. Д. 197. Л. 106–106 об.
45. Современное написание – Вичугский район.
46. Письмо обрезано при сканировании.
47. АКАЯОПС, № 3208М, письмо Д. Смирновой от 13.10.1987 г., д. Каменское Наро-Фоминского р-на Московской обл.
48. Летун, летавец – одно из распространенных названий «огненного змея».
49. В этом месте письма вставлен рисунок, см. рис. 4.
50. АКАЯОПС, № 1984–66, письмо Т. А. Мошковой от 21.07.1984 г., г. Кинешма Ивановской обл.
51. В этом месте письма вставлен рисунок, см. рис. 5.
52. АКАЯОПС, № 1031М, письмо Александры Павловны Шаляниной, 1923 г. р., от 31.01.1985 г., г. Усмань Липецкой обл.
53. Здесь в тексте вставлен рисунок, см. рис. 6.
54. АКАЯОПС, № 1984–143, письмо Георгия Анисимовича Попова от 31.07.1984 г., г. Минск.
55. Увал – вытянутая возвышенность (ува́л – холм, косогор; возвышенное ровное место, удлиненная возвышенность; склон холма, берег реки; оврага; яма, провал, округлый уступ горы и др., см.: Грінченко Б. Словарь української мови: в 4 т. Т. 4. Київ: Видавництво Академії наук Української РСР, 1959. [Репринт издания: У Київи, 1909]. С. 309; Словник української мови: в 11 т. Т. 10. Київ: Наукова думка, 1979. С. 364; ср.: Словарь русских народных говоров. Вып. 46. СПб.: Наука, 2013. С. 156–158. Здесь увал – холм, возвышенность с ровной поверхностью, см. рис. 7. – Прим. ред).
56. АКАЯОПС, № 1984–416, письмо Д. Р. Кезикова от 16.08.1984 г., г. Конотоп Сумской обл. Украины.
57. АКАЯОПС, № 846М, письмо Веры Владимировны Смирновой, 1907 г. р., от 08.01.1985 г., ст. Крюково Московской обл.
Опубликовано: Бутов И. С. Московский архив Комиссии по аномальным явлениям в окружающей природной среде как источник сведений по народной мифологии // Славянский альманах. 2021. No 3–4. С. 229–259. DOI: 10.31168/2073-5731.2021.3-4.3.03