«Блудные места» в контексте сакрального белорусского пространства (по материалам геологических экспедиций под руководством В.Ф. Винокурова, экспедиций этноисторического центра «Явар» и данных краеведов)
В статье рассмотрены различные природные объекты, называемые в народе блудными.Термин «блудные места» образовался от белорусского глагола блудзіць (русск. блуждать) благодаря традиционным народным верованиям, связанным с нечистой силой. Поэтому само явление представляет интерес для исследователей самых различных наук. «Тлумачальны слоўнік беларускай мовы» («Толковый словарь белорусского языка») дает слову блудзіць несколько определений. Основное из них означает потерю ориентации, движение в поисках выхода. Также в белорусском языке есть слово блукаць, что означает бесцельное хождение по лесу или по болоту [26: 388]. В русском значении этим словам соответствуют такие, как блуждать либо бродить, шататься. Но созвучное русское слово блуд в его основном значении – ведение аморального образа жизни, в данном случае с белорусским блуд не соотносится. Поэтому мы дальше будем использовать эти слова именно в значении блуждать.
По словам местных жителей, они часто блуждают возле валунов, холмов, в лесу, на болоте, по дорогам и другим местам. Согласно народным верованиям, блуждание или бесцельное шатание обычно происходит вследствие наказания человека за неосторожное вторжение в границы опасного, «нечистого» места, принадлежащего демонам [7: 197–199]. От слова блуждать образован ряд топонимов, микротопонимов и гидронимов. Например, есть названия деревень: Блудово, Блудень, Блудимля; реки: Блудня, Блудыня; болота: Блудящик и др. В 1960-е годы большинство деревень с такими названиями были переименованы, якобы из-за их неблагозвучности для носителей русского языка, но память о прежних названиях сохранилась в народе до наших дней.
В этой статье речь идет о шестнадцати таких природных объектах (пятнадцать валунов и одно болото), исследованных в 1976–1990 годах геологическими экспедициями под руководством В.Ф. Винокурова (9 валунов). Спустя 15–20 лет шесть из них были обследованы экспедициями «Явара». В ходе экспедиций «Явара» (2001–2019 годы) были обнаружены еще семь «блудных мест». Кроме того, есть примеры некоторых подобных мест, упоминаемых в краеведческой литературе и рассказах краеведов (А. Гарбуль, И. Прокопович, К. Шидловский, И. Гатальский, С. Чигрин и др.).
Валуны, отождествляемые с печью (6)
1. Камень около д. Воронино (Сенненский р-н) называют Чертов Камень или Кравец (русск. Портной), а болото – Чертово Место (фото 1). Этот объект в конце XIX в. упоминает известный этнограф и археолог Е. Р. Романов [24: 172]. В 1988 году геологи измерили валун, его размеры – 10,2 × 6 м и высота – 2,1 м. Определена порода – гранит рапакиви розовый с овоидами полевого шпата от 2 до 8 см в поперечнике. В то же время ходила легенда, будто возле камня в болоте обитали черти. Они поджидали возле корчмы засидевшихся пьяных посетителей, заставляли их шататься по болоту, а потом укладывали спать на камне, как на печи. Утром раздетый человек просыпался посреди болота на камне, а рядом паслась его распряженная лошадь (информатор Пелагея Антоновна Поддубёнок, 1916 г.р.) [4]. В 2006 году такую же историю рассказали участникам экспедиции «Явара» [1: № 64].
2. О валуне под названием Леший Камень (Лесун, Великий Камень) у д. Елешовка Чашникского р-на (фото 2) информация была обнаружена в «Опросных листах 1924 г. Наркомпроса по Минскому и Борисовскому уездам». Там говорилось, что в камне жил черт, который шил сапоги. Зимой он уводил с дороги пьяных стариков и клал их на камень-печь. Они якобы раздевались, снимали сапоги и замерзали [28: 335–336].
В 1989 году камень исследовали геологи. Он был измерен (4,2 × 2,3 м, высота 2,7 м), была определена его порода (гранит розовый, с редкими овоидами до 3 см в поперечнике, со светло-серыми и молочно-белыми зернами кварца размером до 3–4 мм и многочисленными кристаллами гранатов альмандинов). Похожее предание было записано от Стаховича Владимира Ивановича (1930 г. р.), но уже с другой концовкой. Информант рассказал, что когда люди возвращались из Краснолукской корчмы, они сбивались с дороги, блуждали возле камня, карабкались на глыбу, как на печь, раздевались и засыпали. Считалось, что камень согревает людей [5].
В 2013 году местная жительница Михалевич Евдокия Васильевна (1932 г.р.) рассказала членам «Явара» о блуждании у камня, а также о том, что Леший Камень «шил сапоги». Когда его просили сшить хорошие сапоги, он шил плохо, а когда просили шить лишь бы как, шил хорошо [1: № 132].
3. В том же Чашникском р-не, недалеко от д. Дворище в 1990 году геологами был обнаружен Ведьмин Камень. Это розовый порфировый гранит размером 2,4 × 2,3 м и высотой 1 м. Согласно легенде, возле камня жила ведьма. Она перехватывала и заставляла бродить тех, кто возвращался нетрезвым из корчмы, раздевала их и укладывала спать на камень как на печь (информатор Буяк Апанас Александрович) [6].
4. В 1989 году геологи зафиксировали Здань-Камень (русск. – Призрак-Камень) в лесу в 0,3 км к юго-западу от д. Смоляры Борисовского р-на (фото 3). Размеры камня – 3,5 × 2 м, высота – 1,4 м. Рядом находится гора высотой около 20 м. Ее называют Святоянской или Святым Яном из-за того, что ранее на вершине находилась часовня со скульптурой Святого Яна внутри. Из-под возвышенности вытекает поклонный источник Езусик.
От Бородульской Евфросинии Игнатьевны (1897 г.р.) было записано предание, будто возле камня жили привидения молодых красивых женщин. Когда поздно вечером мужчина возвращался пьяный и бродил возле камня, к нему выходили два призрака, брали беднягу под руки, вели к камню, раздевали, разували и клали на камень будто на печь. Он засыпал, а когда просыпался утром, с удивлением обнаруживал себя в таком виде. Когда человек проходил мимо болота, возле которого находился камень, то слышал с разных сторон ржание лошадей и блеяние овец. Заинтересовавшись, он шел на эти звуки, и в результате всю ночь блуждал по лесу [5]. В 2007 году, когда экспедиция «Явара» осмотрела этот камень и опросила людей, никто уже не смог вспомнить легенду [1: № 69].
5. В 2016 году, во время экспедиции «Явара» в Миорский р-н, местный краевед, учитель истории В.А. Ермалёнок, показал еще один камень-печь на окраине д. Белевцы (фото 4). Валун в народе называют Заклятый Камень или Печь. Его длина около 5 м, ширина около 2 м, высота 2 м. По словам уроженца этой деревни Даргеля Славомира Григорьевича (1942 г.р., проживает в Минске), возле камня блуждали пьяные мужчины. Они забирались на камень, потому что думали, будто перед ними печь, и засыпали. Потом многие из них во сне падали и погибали [1: № 159].
6. О шестом камне-печи имеются только упоминания краеведов. Крупские исследователи сообщили, что около бывшей д. Мочулище Холопеницкого с/с Крупского р-на в урочище Погулянка на болоте когда-то лежал Чертов или Великий (русск. Большой) Камень. После мелиорации камень исчез. По легенде, возле камня бродили пьяные люди. Бесы раздевали их и укладывали спать на камне, якобы на печи [1, № 12].
«Блудные места» возле камней, где фигурирует черт (6)
1. В 1990 году геологи исследовали Чертов Камень в лесу возле д. Свериново Столбцовского р-на (фото 5). Размеры камня 2,5 × 2 м, высота 1,5 м. Рядом находится болото Чертовица. Говорили, что ночью у камня собирается нечистая сила [6]. Этот камень упоминается в книге Э.А. Левкова «Маўклівыя сведкі мінуўшчыны» (русск. «Молчаливые свидетели прошлого»). Якобы однажды деревенский музыкант присел на камень, а неизвестная сила заставила его играть там всю ночь напролет и только на рассвете отпустила [17: 77]. В 2004 году экспедиция «Явара» записала легенду от Дашкевич Станиславы Брониславовны (1928 г. р.), согласно которой возле камня бродили люди. Черт затаскивал их на камень и там морозил [1: № 44].
Этот сакральный объект был хорошо известен классику белорусской литературы Якубу Коласу, так как находится на его родине. По словам его дяди Антося, камень и болото вокруг него всегда считались у окрестных жителей опасным и мистическим местом, где пропадал деревенский скот: коровы, телята, лошади. Об этом писал А.С. Крыжевич в своей статье [13: 85–104].
2. В 0,5 км к западу от д. Горки Шумилинского р-на находится самый большой валун в Беларуси, который называют Великий (русск. Большой) или Чертов Камень. Его размеры 11 × 5,6 м, высота 2,8 м (фото 6). Геологи изучали камень в 1976 и 1986 годах. Порода валуна – гранит рапакиви розового цвета с овоидами полевого шпата от 2 до 9 см в поперечнике. Также было зафиксировано, что территория вокруг камня называется Чертово Место. По легенде, здесь поселились черти. Когда люди шли в определенную деревню, то проходя мимо камня, они начинали блуждать и попадали в совершенно другое место [2; 3; 17: 25–26].
3. В 1989 году геологи зафиксировали Чертов Камень и рядом Чертово Болото возле мелиоративного канала в 0,6 км к западу от д. Заборье Сенненского р-на. Размеры валуна – 4,7 × 3,3 м, высота – 1,8 м. Петрографический состав валуна – розовый крупнозернистый гранит рапакиви. По словам местного жителя из соседнего села Боровики по фамилии Бивянец, раньше возле камня блуждали [4].
4. В том же году геологическая экспедиция около д. Осовы Докшицкого р-на зафиксировала два камня, лежащие друг на друге (фото 7). В народе их называли Чертовы Жорны (русск. – Жернова), а окрестности – Чертово Место. Их диаметр около 2 м, а высота около 1 м. По рассказу Скакун Арины Макаровны (1903 г. р.), здесь всегда блуждали. За валуном прятался Черт. Когда-то он взялся делать жернова и не успел их закончить [4]. В 2007 году эту деревню посетила экспедиция «Явара». Камень находится в 1,5 км в северо-востоке от селения, на холме среди бурелома. Лес здесь вырос после Второй мировой войны. В деревне о камне уже мало кто знал. Только на другом ее конце (в сторону дд. Клинники и Горавец) уроженец д. Осовы (живет в Минске с 18 лет) Дударёнок Олег Петрович привел к камню и сказал, что у него есть и другое название – Чертов Млын (русск. – Мельница) [1: № 72].
5. Чертовым Камнем называют валун в лесу недалеко от д. Коники Мядельского р-на (фото 8 а, б). Об этом стало известно из статьи краеведа В. Проврацкого в молодеченской «Рэгіянальнай газеце» в 2018 году. Автор привел и легенду, записанную от местных старожилов. Рассказывали, что в лесу возле камня часто без цели бродили люди. Кто приблизится к этому камню, тот не выйдет из леса, а будет все время ходить по кругу. Только если пленник этого заколдованного места сделает крест из веток, он сможет выйти из леса живым и здоровым [22: 19].
В 2019 году экспедиция «Явара» побывала в д. Коники. Пуня Евгения Васильевна (1951 г. р.) привела к камню и подтвердила записанную краеведом легенду. Выяснилось, что он лежит в лесу, в 2 км к востоку от деревни Коники, в сторону д. Сватки, в урочище Тишков Бор. Название происходит от того, что рядом стоял хутор, владельцем которого являлся некто Тишка. Размеры камня (красный гранит) – 3,6 × 3 м, высота 1,3 м [1: № 172].
6. С мифологическим персонажем Черт связан камень-следовик, который ранее лежал возле дороги у дд. Новгороды и Колоница Миорского р-на. В 1982 году этот камень во время археологических разведок обнаружила Л. В. Дучиц. При опросе старожилов о необычных валунах, люди показали место, где находился камень. По их рассказам, когда кто-нибудь проезжал здесь в полночь, он терял все ориентиры в пространстве и начинал блуждать.
К тому времени камень уже сбросили в канаву. Его размеры – полметра в диаметре и около 20 см в высоту. На камне была выемка, напоминающая след животного. Следок в народе называли След Черта или След Медведя [29: № 811]. В 2016 году экспедиция «Явара» зафиксировала, что после этого камень перетащили из канавы в Новгородскую школу, а потом перевезли к церкви в Миорах (фото 9). Теперь след отождествляется со Следом Божьей Матери [1: № 159].
Другие «блудные места» зафиксированные во время экспедиций (4)
1. В 0,2 км к западу от д. Гуденяты Ивьевского р-на находится урочище Баранишки. Здесь на небольшом холме среди осушенного болота на берегу проточной реки Чапуньки (правый приток р. Западная Березина) лежит плоский валун (фото 10). В народе его называют Барашков Камень. На него обратили внимание еще в 30-е годы прошлого века польские геологи [34: 63].
В 1990 году камень исследовал В.Ф. Винокуров. Размеры валуна – 5,1 × 4,2 м и высота 0,7 м, а порода – красный гранит рапакиви с овоидами полевого шпата от 4 см до 6 см в поперечнике. По легенде, во время Русско-шведской войны шведские солдаты жарили на камне барана. После обеда солдаты ослепли, бродили вокруг камня, попали в болото и погибли в нем [6]. В 2005 году камень обследовала экспедиция «Явара». Оказалось, что речь идет уже не о шведах, а о немцах, которые во время Второй мировой войны пекли на камне баранов [1: № 53].
2. Возле д. Чаравик Миорского р-на слева от дороги в г. Новый Погост лежит плоский, похожий на плиту камень шириной более 5 м и высотой 0,7 м, но с дороги он почти незаметен из-за высокой травы возле него (фото 11). Вот почему его назвали Камень-Привид (русск. – Призрак). Легенда гласит, что он то исчезает, то затем появляется снова. Раньше лошади здесь всегда сбивались с пути. По рассказам старожилов, этот камень исследовали ученые еще «при Польше» (где-то в 1921–1939 годах, когда эта территория входила в состав Польши). Об этом сообщил во время экспедиции «Явара» краевед, учитель истории из Миор В.А. Ермалёнок [1: № 159].
3. В июле 2018 года во время экспедиции «Явара» по Воложинскому р-ну в д. Пупище удалось услышать информацию о Блудном Камне, но увидеть его мы не смогли, потому что поле, где он находится, было на тот момент густо засеяно кукурузой. По словам местного жителя Шевлюка Ростислава Максимовича (1936 г. р.), между деревнями Пупище и Осиновица у старой Муравской дороги на д. Слобода на поле в урочище Блудное Место лежит камень размером примерно 2 × 2 м и высотой около 1,5 м. В окрестностях валуна всегда блуждали [1: № 168].
4. В 2007 году экспедиция «Явара» в районе д. Санюки Мозырского р-на зафиксировала микротопоним Белое Болото. По рассказам библиотекаря Глуханенко Людмилы Федоровны (1955 г. р.), старожилы рассказывали, что по этому болоту когда-то бродил сельский музыкант. Произошло это после свадьбы, на которую его пригласили незнакомцы во фраках [1: № 73].
«Блудные места» вблизи разных природных объектов (сведения от краеведов)
Помимо вышеперечисленных сведений, нами собрана информация о девяти природных объектах, которые встречаются в малоизвестной краеведческой литературе или встречается в сообщениях краеведов.
1. В 2000 году лынтупский краевед А.В. Гарбуль от жительницы д. Ковали Поставского р-на Пажис (Цюкши) Вераники Антоновны (1931 г.р.) записал легенду о курганных захоронениях близ д. Попельки в этом же районе. В ней говорится, что раньше мертвых не хоронили в земле, а сжигали на костре. Когда все присутствующие на тризне заканчивали похоронные ритуалы, горшки с пеплом переносили в определенное место и засыпали землей. Возле тех могильных насыпей всегда блуждали. Происходило это потому, что души погребенных не попадали на небеса и поэтому бродили вокруг, сбивая людей с толку. Чтобы спастись от влияния этих душ умерших, необходимо трижды произнести молитву «Отче наш». Только тогда можно наконец добраться до своего дома.
2. Этот же краевед записал и опубликовал легенду о Чертовом Камне, который когда-то находился в 1,5 км к юго-востоку от д. Полесье Поставского р-на. Легенда гласит, что на этом валуне черти играли в карты, а по ночам здесь часто видели огоньки. И вот как-то в сумерках один парень вышел из д. Полесье в д. Петрути. Рядом с Кривой Горой он неожиданно встретил богато одетого незнакомца, который пригласил его поиграть в карты со своими друзьями и одолжил ему пригоршню золота. От полученного богатства парень потерял рассудок, забыл обо всем на свете и пошел за чужаком. Позади Кривой Горы на камне сидели еще двое роскошно одетых незнакомцев. Возле валуна горел огонь без дыма и жара. Но парень не обратил на это особого внимания и сел играть в карты. Поначалу ему везло: он выиграл много золота, что окончательно сбило его с толку и он продолжал лихорадочно играть. Вскоре удача покинула его, он был вынужден снять и заложить рубашку, а позже даже поставить на кон свою душу. Но потом к его счастью пропел петух, и только тогда парень опомнился. Он, схватившись за спасительный крестик, который только и остался на нем, принялся молиться. Незнакомцы внезапно превратились в бесов и исчезли [10: 55–56].
3. В 2003 году браславские краеведы у д. Дубровка в лесу нашли валун, по форме напоминающий лодку. Его длина – 2,9 м, ширина – 1,5 м и высота – 1,1 м. Камень имеет углубление до 10 см. В нем даже летом стоит чистая вода, которая считается лечебной и ее используют для улучшения зрения и удаления бородавок. В народе камень называют Каменная Дубица, Каменуха, Довбица (доўбіца – выдолбленная из цельного бревна лодка).
Рядом проходит старая дорога между деревнями Дубровка и Ставрово Браславского р-на. Место возле камня издавна считалось опасным, где люди сбивались с дороги, его даже назвали – Блудное. Именно здесь с путешественниками происходили разные происшествия: то в зарослях что-то почудится, то послышатся странные звуки и стоны, то появятся некие существа. Особенно это ощущалось на Шостак – первое воскресенье после Пасхи по Юлианскому (православному) календарю. По поверью считалось также, что под валуном закопано золото [31: 1–2; 32: 284].
4. На южной стороне д. Задевье Поставского р-на раскинулось топкое, заросшее густой травой и кустарниками болото Вычеребуна. В народе его еще называют Чертовым или Козлюковым. По словам местных жителей, здесь каждую ночь до утра черти устраивают свои вечеринки и посиделки. Доказательством того, что черти хозяйничают в этом месте, является Чертов Камень с отпечатком подковы на нем, находящийся на дальнем углу болота. Поэтому люди вынуждены обходить это место стороной и то с чесноком на груди. Вроде бы однажды на самом деле произошла следующая история. Одна женщина возвращалась от подруги из д. Дуки в д. Задевье. Чтобы сократить путь, она пошла по тропинке рядом с Чертовым Болотом. И хотя ее дом находился недалеко от этого места, она блуждала до рассвета. При этом женщина знала, куда идти, но все равно не могла добраться до дома. Только утром она осознала, что находится у Чертового Камня, а вот как туда попала, не могла понять. Когда женщина наконец вернулась домой, у нее не было даже сил рассказать, что с ней случилось той загадочной ночью [21: 49–50].
5. В этом же районе в 1 км восточнее д. Голбея, в урочище Волотовки, на правом берегу реки Чертки находятся курганные захоронения. 49 курганов расположены кучно на небольшом расстоянии друг от друга. Курганы в конце ХІХ века открыл Ф. Покровский, он нашел здесь бронзовую гривну, в 1938 г. курганы исследовали Е. Цегак-Голубович и В. Голубович, в 1972 г. – Я. Зверуга. По легенде, на этом месте раньше было лесное озеро. Но никто не помнит, как и когда здесь появились большие курганы, очень похожие на могилы. Считается, что это место также называют Волотовкой, потому что тут будто бы сражались великаны с нечистым духом. Да, видимо, победить никому не удалось, и все погибли. Так и появились курганы. Однажды мужчина по имени Матей зачем-то пошел через Волотовки, но внезапно попал в яму, которых здесь довольно много. Упал, но выбраться не смог, что-то мешало. Позже он вспоминал, что долго сидел там, наблюдая всевозможные видения, как если бы он побывал на том свете. Матей утверждал, что даже черти заглядывали в яму и пищали разными голосами, а когда он смотрел вверх – как-будто кто-то светил на него. И только на следующее утро мужчину случайно нашли – заметили его котомку возле кургана [20: 73–74].
6. В 2011 году вилейские краеведы записали легенду о «блудном» лесе у д. Ковали Вилейского р-на. Там говорится, что когда-то казаки отрезали девушке голову и бросили ее в Марьино Озерцо в лесу. Оно считается заколдованным, и когда человек подходит к нему, он блуждает. Рядом с озером находится Янкова Гора [12: 10].
7. По словам краеведа Игоря Гатальского (г. Минск), за плоским полем, которое находится севернее д. Дениски Логойского р-на и имеет название Чертово, между дд. Аскришино и Бориски расположилось «проклятое» чертом болотистое место. Его называют Чертовым Репищем. Говорят, в Чертовом Репище жили черти, которые сбивали с толку всех, кто проходил мимо. Люди кружили вокруг и не могли выбраться. Сейчас болото сильно заросло и недоступно для посещения.
Стоит отметить еще два объекта, сведения о которых можно найти в краеведческой литературе.
8. В выходящем на польском языке журнале «Wisla» за 1889 год была напечатана статья автора под псевдонимом Бирута. Под таким именем в этом журнале печаталась Амелия Даравинская, писательница и педагог, родившаяся недалеко от Вильно в 1863 году, и выросшая в Варшаве, где и умерла в 1891 году [8: 109–118]. Автор рассказывает о Пилякальской Горе (городище) в Волковыске, где говорится о блужданиях у горы. По легенде, на горе живет колдунья, а внутри горы томится заколдованная королевна. Однажды в воскресенье работник из имения Вилкаболи Юзеф Савицкий отправился в костел, а вернулся домой только в пятницу. Позже он рассказал, что с ним случилось.
После костельной службы он выпил водки и отправился домой. После того как он миновал гору, то заблудился и пошел не таким путем, чем обычно. Вдруг внезапно появившаяся прекрасная барышня схватила его за одежду и сказала: «Подожди!». Она стала просить его о спасении. Работник ответил, что он уже женат. Девушка объяснила, что женится на ней не надо, что она польская королевна и подарит ему богатство. Нужно только сначала помолиться, взять четки и следовать за ней, пройти 12 комнат, где в каждой будут страхи: змеи и жабы. Возле 13 комнаты на страже стоит черная собака. Ее нужно ударить крестиком от четок, и дверь откроется. Но Юзеф так испугался, что добрался только до 7 комнаты. Злые духи не пустили его дальше и прогнали. Он вернулся с того света еле живым и надолго заболел [33: 899–900].
9. Также есть рассказ слонимского краеведа С. Чигрина о «блудном» болоте в Слонимском р-не. Говорят, что между дд. Переволока и Острово на болоте жил Черт. Того, кто там проходил, он сбивал с дороги и долго не отпускал. Однажды один крестьянин ехал на кобыле через это болото. Ехал несколько часов, а потом оказалось, что так никуда и не отъехал от своей деревни [14: 111].
Выводы
Таким образом, в данной статье учтено 25 природных объектов, возле которых блуждают. Из них 17 валунов, 4 болота, холм, лес и 2 группы курганных захоронений. Один из камней называется Блудный Камень, а у большинства есть имена, связанные с Чертом и другими мифологическими персонажами нижнего мира (Чертов Камень, Леший Камень, Лесун, Ведьмин Камень и т. д.) Болота возле некоторых камней также имеют связь с чертом и называются Чертово Болото, Чертово Место, Чертовица (см. Приложение). Очевидно, что и название Белое болото не случайно. Белый цвет в мифологических представлениях является одновременно эквивалентом света и пустоты, часто семантизируется с потусторонним миром [30: 44–46].
В легендах о курганных захоронениях близ дд. Попельки и Голбея Поставского р-на людей тревожат души умерших. Это могут быть души самоубийц, некрещеных младенцев, умерших до брака девушек, или людей грешных, умерших насильственной или внезапной смертью, которые не успокоились после смерти и вынуждены скитаться между тем и этим светом [7: 198]. Например, как в народной легенде о трехсотлетних страданиях крестного отца и крестной матери, умерших насильственной смертью за свои грехи. Легенда, рассказанная в стихах народным поэтом Владиславом Сива-Сивицким, повествует, как эти люди поехали крестить новорожденного, а когда возвращались домой, встретили стаю волков. После безуспешных попыток спастись от разъяренных зверей они решили бросить ребенка на съедение волкам. Но волки его не тронули, а погнались за крестными. В конце концов стая догнала их и разорвала на части. Несчастных похоронили на месте расправы – под дубом, а позже это место назвали Кумовы Могилы. Далее легенда гласит, что неупокоенные души крестных родителей в течение трехсот лет не давали покоя тем, кто проезжал через эти места: «Людзей зводзілі з дарогі і коні пужалі». Но прошло триста лет, и чары были сняты. Об этом автору поэтических строк сообщили призраки крестных, которых он встретил у их могилы, возвращаясь подвыпившим с ярмарки: «Чалавеча! Едзь дахаты і скажы тым людзям. / Што з сягонняшняе даты страшыць вас не будзем. / Тут уночы ці ў дзень белы свабодна дарога. / Едзьце цэлы і здаровы, мы ідзем да Бога!» [25].
Можно также вспомнить Ч. Петкевича, записавшего на Речицком Полесье поверье, связанное с вредоносными духами мертвых – костомахами. «Памерлыя, стаўшы ўжо шкілетамі (кастамахі), часам страшаць людзей, што праязджаюць уначы каля могілак; коні, адступаючы назад з храпам, ламаюць аглоблі і іншыя часткі воза, калечацца самі і людзей калечаць або панясуць і заблукаюць. Пазбегнуць гэтага можна, перакруціўшы на шворане пярэднюю вось так, каб колы памянялі свае месцы – правае заняло месца левага і наадварот; таксама і аглоблі павінны быць адпаведна перастаўленыя. Кожны, хто ўжо сутыкнуўся з гэткай праблемай, робіць такое загадзя, калі мяркуе ехаць паўз могілкі» [23: 453].
В двух преданиях, приведенных в нашей статье, фигурирует сельский музыкант. Это о камне около д. Свериново Столбцовского р-на и о Белом Болоте у д. Санюки Мозырского р-на. В первом случае музыкант присел на камень, и неизвестная сила заставила его играть всю ночь и только на рассвете отпустила. Предание о Белом Болоте гласит, что музыкант бродил здесь бесцельно, возвращаясь со свадьбы, где играл по приглашению незнакомцев во фраках. Музыкант в мифологической традиции означает волшебника, который связан с нечистой силой и является посредником между людьми и потусторонним миром [11: 316]. Мужчина во фраке или богато одетый обычно ассоциируется с Чертом [16: 519–520]. А еще черти в воображении полешуков могут быть: «…панічкі красьненькія або сіненькія, у бліскучых чаравічках і чырвоных капалюшыках, бы начэ немчыкі» [23: 467].
В легендах о блудных местах также встречаются и животные. Камень возле д. Гуденяты Ивьевского р-на лежит в урочище Баранишки и, по легенде, шведы жарили на нем баранов. Болото у д. Задевье Поставского р-на зовется кроме как Чертово еще и Козлюково. В подземелье Пилякальской Горы в Волковыске работник Юзеф встречает черную собаку, упоминаются здесь и различные страхи в виде жаб и змей. О Привид-Камне возле д. Чаравик Миорского р-на легенда гласит, что возле него сбиваются с дороги лошади. Возле Здань-Камня у д. Смоляры Борисовского р-на слышат ржание лошадей и блеяние овец. В мифологической восточнославянской традиции нечистая сила в виде различных животных часто появляется в рассказах о «блудных местах» [7: 197–199].
В вышеприведенных преданиях говорится, что нужно сделать человеку, чтобы не заблудиться или, если это уже произошло, избавиться от бесцельного блуждания. Например, для этого необходимо перекреститься и трижды произнести молитву «Отче наш…» (дд. Ковали и Полесье Поставского р-на); сделать крестик из веток (д. Коники Мядельского р-на); повесить на шею головку чеснока (д. Задевье Поставского р-на).
Также, согласно народным поверьям, если заблудишься в лесу, необходимо съесть кусочек хлеба взятого из дома, вывернуть наизнанку одежду или поменять обувь с правой ноги на левую, и идти из леса, не оглядываясь. Если же едешь на повозке и собьешься с дороги, рекомендуется поменять местами передние колеса и соответственно переставить оглобли. Помочь человеку или заблудившемуся животному найти дорогу в лесу могут и их домашние, если позовут их по имени, крикнув его в печной дымоход. Согласно другим народным поверьям, люди часто бродят по лесу из-за его хозяина и стража – лесовика. Поэтому перед тем, как войти в лес, советуют его задобрить: положить на пенек чистое полотенце с хлебом, солью и ни в коем случае не креститься («бо гэта не ад Бога лесавікі гэтыя»), а следует сказать: «Лес-лясной, хазяін часной, разрашы па тваёй рошчы прайсці» [18: 73–85; 15: 275].
Вышеупомянутые легенды говорят о заснувших на камнях, которые показались им домашней печью, а также о богатстве в подземельях Пилякальской Горы в Волковыске и золоте, закопанном под Каменной Дубицей между дд. Дубовка и Ставрово Браславского р-на. Согласно народным поверьям, сон – это состояние измененного сознания, знак временной смерти. Печь также символизирует смерть, могилу, потусторонний мир. А через дымоход печи осуществлялась связь с внешним миром. В отличие от земного мира потусторонний или «тот свет» – это страна богатства, процветания и благоденствия. В то же время страна мертвых – это антимир, где все устроено наоборот. Поэтому заблудившимся людям советовали сменить обувь (с правой на левую и с левой на правую) или вывернуть наизнанку одежду. Время в этой стране течет по иным законам, чем в мире живых. К примеру, один час может длиться целый день, а день неделю или даже год. Вспомним работника из легенды о волковыском городище, он с воскресенья по пятницу бродил у подножия горы.
Агентами между миром живых и миром мертвых являются представители низшей мифологии, различные демоны. В нашем случае это в основном черт. Но могут быть его аналоги – лесовик, полевик, водяник, болотник и т. д. Иногда демоны имеют не только звериный, но и антропоморфный облик – польская королевна из подземелья Пилякальской Горы или прекрасные барышни в окрестностях Здань-Камня у д. Смоляры Борисовского р-на. В «блудные места» человек попадает обычно под воздействием алкоголя. Как известно, в народной мифологии пьяный человек подвержен воздействию злых духов. Под их влиянием он может войти в иной мир или совершать неадекватные поступки [7: 197–199; 9: 298–303; 19: 112–122; 27: 39–44].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сбившись с дороги и заблудившись возле каких-то культовых объектов (в нашем случае это камень, холм, болото, лес, курган), человек временно теряется в пространстве и времени, входит в контакт с потусторонним миром. Другими словами, временно умирает. И все рассматриваемые «блудные места» являются сакральными локусами, которые, согласно мифологическим представлениям, являются пограничной зоной между этим и иным миром, каналами связи с последним.
Литература
1. Архіў этнагістарычнага цэнтра «Явар». Справы №12 (2001); 44 (2004); 53 (2005); 64 (2006); 69, 72, 73 (2007); 132 (2013); 159 (2016); 168 (2018); 172 (2019).
2. Архіў Геалагічнага музея Інстытута геалагічных навук НАН Беларусі. Вінакураў В. Ф. Справаздача аб палявых геалагічных даследаваннях заканамернасцяў распаўсюджвання ледавіковых валуноў у 1976 г.
3. Архіў Геалагічнага музея Інстытута геалагічных навук НАН Беларусі. Вінакураў В. Ф. Справаздача аб палявых геалагічных даследаваннях заканамернасцяў распаўсюджвання ледавіковых валуноў у 1986 г.
4. Архіў Геалагічнага музея Інстытута геалагічных навук НАН Беларусі. Вінакураў В. Ф. Справаздача аб палявых геалагічных даследаваннях заканамернасцяў распаўсюджвання ледавіковых валуноў у 1988 г.
5. Архіў Геалагічнага музея Інстытута геалагічных навук НАН Беларусі. Вінакураў В. Ф. Справаздача аб палявых геалагічных даследаваннях заканамернасцяў распаўсюджвання ледавіковых валуноў у 1989 г.
6. Архіў Геалагічнага музея Інстытута геалагічных навук НАН Беларусі. Вінакураў В. Ф. Справаздача аб палявых геалагічных даследаваннях заканамернасцяў распаўсюджвання ледавіковых валуноў у 1990 г.
7. Будовская, Е. Э. Блуждать / Е. Э. Будовская // Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 томах / под ред. Н. И. Толстого. – М.: Междунар. отношения, 1995. – Т. 1: А – Т. – С. 197–199.
8. Васілевіч, У. А. Збіральнікі. Мінск: Навука і тэхніка, 1991. – 189 с.
9. Виноградова, Л. Н. «Тот свет» / Л. Н. Виноградова, С. М. Толстая // Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 томах / под ред. Н. И. Толстого. – Т. 5. – М.: Междунар. отношения, 2012. – С. 298–303.
10. Гарбуль, А. Скарбы сівых валуноў. – Паставы: Сумежжа, 2002. – 103 с.
11. Конан, У. Музыка / У. Конан, І. Швед // Міфалогія беларусаў. Энцыклапедычны слоўнік; склад I. Клiмковiч, В. Аўтушка; навук. рэд. Т. Валодзiна, С. Санько. – Мінск. Беларусь, 2011. – С. 315–316.
12. Краязнаўчыя даследаванні Вялейшчыны ў 2011 г. // Волат. 2011. №2 (129). С. 1–10.
13. Крыжэвіч, А. С. Аповед пра Чортаў Камень: міфы, паданні, рэчаіснасць / А. С. Крыжэвіч, С. П. Міцкевіч // Таинственная Беларусь VI. Материалы конференции (г. Минск, 14 марта 2020 г.). – Минск: Регистр, 2020. – С. 85–104.
14. Легенды і паданні Слонімшчыны (сабраў і пераказаў Сяргей Чыгрын; [прадмова М. Даніловіча]. – Мінск: Кнігазбор, 2013. – 123 с.
15. Лобач, У. Лесавік / У. Лобач // Міфалогія беларусаў. Энцыкл. слоўн. / склад. І. Клімковіч, В. Аўтушка; навук. рэд. Т. Валодзіна, С. Санько. – Мінск: Беларусь, 2011. – С. 275.
16. Лобач, У. Чорт / У. Лобач // Міфалогія беларусаў. Энцыкл. слоўн. / склад. І. Клімковіч, В. Аўтушка; навук. рэд. Т. Валодзіна, С. Санько. Мінск: Беларусь, 2011. – С. 519–520.
17. Ляўкоў, Э. А. Маўклівыя сведкі мінуўшчыны / Э. А. Ляўкоў. – Мінск: Навука і тэхніка, 1992. – 215 с.
18. Народная міфалогія Гомельшчыны: фальклорна-этнаграфічны зборнік. – Мiнск: ЛМФ «Нёман», 2003. – 320 с.
19. Панченко, А. А. Сновидение и фольклор: сон в народной религиозной традиции / А. А. Панченко // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. ХХХІ. – СПб.: Наука, 2001. – С. 112–122.
20. Пракаповіч, І. За смугою мінулых часоў / І. Пракаповіч. – Мінск: Кнігазбор, 2011. – 111 с.
21. Пракаповіч, І. Мястэчка над возерам. Задзеўе і ваколіцы / І. Пракаповіч, І. Заяц. – Мінск: Ковчег, 2006. – 56 с.
22. Праўрацкі, В. Помнік невядомаму Пілсудскаму і чортавы камяні, што водзяць па лесе (Падарожныя нататкі краязнаўцы з Мядзельшчыны) / В. Праўрацкі // Рэгіянальная газета [Маладзечна]. – 2018. – № 26 (29 чэрвеня). – С. 19.
23. Пяткевіч, Ч. Рэчыцкае Палессе / Ч. Пяткевіч; Уклад., прадм. У. Васілевіча; пер. з пол. Л. Салавей і У. Васілевіча. – Мінск: «Беларускі кнігазбор», 2004. – 672 с.
24. Романов, Е. Р. Белорусский сборник: [в 9 вып.]. Вып. IV. Сказки космогонические и культурные. – Витебск: Типолитография Г. А. Малкина, 1891. – 220 с.
25. Сівы-Сівіцкі, Уладыслаў. Кумавы Магілы / Уладыслаў Сівы-Сівіцкі // Наша Ніва. – 1911. – №16–17 (28 красавіка). – С. 232–234.
26.Тлумачальны слоўнік беларускай мовы ў 5 тамах. Галоўная рэдакцыя Беларускай савецкай энцыклапедыі. – Мінск, 1977. – Том 1. А–В. – 605 с.
27. Топорков, А. Л. Печь / А. Л. Топорков // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5 томах / под общей редакцией Н.И. Толстого. – Т. 4: П. – С. – М.: Междунар. отношения, 2009. – С. 39–44.
28. Цэнтральны навуковы архіў НАН Беларусі. Фонд археалагічнай навуковай дакументацыі. Воп. 1. Справа № 71. Опросные листы Наркомпроса 1924 г. по Минскому и Борисовскому уездам.
29. Цэнтральны навуковы архіў НАН Беларусі. Фонд археалагічнай навуковай дакументацыі. Воп. 1. Справа № 811. Дучыц, Л. У. Справаздача аб палявых даследаваннях у сярэднім цячэнні басейна Заходняй Дзвіны і ў Шчучынскім і Слонімскім раёнах Гродзенскай вобласці ў 1982 г. – 29 с.
30. Швед, І. Белы / І. Швед // Міфалогія беларусаў. Энцыкл. слоўн. / склад. І. Клімковіч, В. Аўтушка; навук. рэд. І. Валодзіна, С. Санько. – Мінск: Беларусь, 2011. – С. 44–46.
31. Шыдлоўскі, К. У госці да каменнай дубіцы / К. Шыдлоўскі // Павет. Выданне краязнаўцаў Браслаўшчыны. – 2003. – №11 (24). – С. 1–2.
32. Шыдлоўскі, К. С. Валуны Браслаўшчыны як помнікі геалогіі і этнаграфіі: з гісторыі выяўлення і даследавання / К. С. Шыдлоўскі // Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых даследаванняў (да 80-годдзя пачатку археалагічных раскопак у г. Полацку). Зб. навуковых прац рэспубліканскага навукова-практычнага семінара 20–21 лістапада 2008 г. – Наваполацк: ПДУ, 2009. – С. 279–287.
33. Biruta. Podanie o Górze Pilokalskiej / Biruta // Wisla. – Warszawa, 1889. – T. III. – S. 899–900.
34. Halicka, A. Materiały do charakterystyki petrograficznej zabytkowych głazów narzutowych Wileńszczyzny / A. Halicka // Prace Muzeum Ziemi. Z. 38. – Warszawa, 1986. – S. 55–64.
Приложение. Список «блудных мест»
Камни
1. д. Воронино, Сенненский р-н, Витебская обл. – Чертов Камень, Кравец, Чертово Место.
2. д. Елешовка, Чашницкий р-н, Витебская обл. – Леший Камень, Лесун, Великий (Большой) Камень.
3. д. Дворище, Чашницкий р-н, Витебская обл. – Ведьмин Камень.
4. д. Смоляры, Борисовский р-н, Минская обл. – Здань-Камень.
5. д. Белевцы, Миорский р-н, Витебская обл. – Заклятый Камень, Печ.
6. д. Свериново, Столбцовский р-н, Минская обл. – Чертов Камень, рядом болото Чертовица.
7. д. Горки, Шумилинский р-н, Витебская обл. – Великий Камень, Чертов Камень.
8. д. Заборье, Сенненский р-н, Витебская обл. – Чертов Камень, Чертово Болото.
9. д. Осовы, Докшицкий р-н, Витебская обл. – Чертовы Жорны, Чертов Млын, Чертово Место.
10. д. Коники, Мядельский р-н, Минская обл. – Чертов Камень.
11. дд. Новгороды/Колоница, Миорский р-н, Витебская обл. – Камень со следом Черта, Камень со следом Медведя.
12. д. Гуденяты, Ивьевский р-н, Гродненская обл. – Барашков Камень, ур. Баранишки.
13. д. Чаравик, Миорский р-н, Витебская обл. – Камень-Привид.
14. дд. Пупище/Осиновица, Воложинский р-н, Минская обл. – Блудный Камень, ур. Блудное Место.
15. д. Дубравка, Браславский р-н, Витебская обл. – Каменная Дубица, Камянуха, Довбица.
16. д. Полесье, Поставский р-н, Витебская обл. – Чертов Камень.
17. д. Задевье, Поставский р-н, Витебская обл. – Чертов Камень.
Болота без других сакральных объектов
1. д. Санюки, Мозырский р-н, Гомельская обл. – Белое Болото.
2. дд. Переволока/Острово, Слонимский р-н, Гродненская обл. – Чертово Болото.
3. Между дд. Аскрышино и Бориски, Лагойский р-н, Минская обл. – Чертово Репище.
Болота рядом с другими сакральными объектами
1. д. Воронино, Сенненский р-н, Витебская обл. – рядом с Чертовым камнем болото Чертово Место.
2. д. Горки, Шумилинский р-н, Витебская обл. – рядом с Чертовым Камнем болото Чертово Место.
3. д. Свериново, Столбцовский р-н, Минская обл. – возле Чертового Камня болото Чертовица.
4. д. Заборье, Сенненский р-н, Витебская обл. – рядом с Чертовым Камнем Чертово Болото.
5. б. д. Мочулище, Крупский р-н, Минская обл. – Чертов Камень и рядом болото Погулянка.
6. д. Гуденяты, Ивьевский р-н, Гродненская обл. – Барашков Камень и рядом болото, где блуждали.
7. д. Задевье, Поставский р-н, Витебская обл. – Чертов Камень и рядом Чертово Болото (Козлюково Болото).
8. д. Смоляры, Борисовский р-н, Минская обл. – возле Здань-Камня болото, где слышат ржание коней и блеяние овечек.
Холмы
1. г. Волковыск, Волковыский р-н, Гродненская обл. – Пилякальская Гора.
Лес
1. д. Ковали, Вилейский р-н, Минская обл. – Блудный Лес, рядом Марьино Озерцо, Янкова Гора.
Курганные захоронения
1. д. Попельки, Поставский р-н, Витебская обл. – курганы.
2. д. Голбея (Голбия), Поставский р-н, Витебская обл. – ур. Волотовки.
Об авторах:
Людмила Владимировна Дучиц (г. Минск), археолог, канд. ист. наук, независимый исследователь
Ирина Евгеньевна Климкович (г. Минск), журналист, автор энциклопедических словарей и книг по сакральной географии Беларуси, независимый исследователь
Доклад представлен в заочной форме для конференции «Таинственная Беларусь VII» (г. Минск, 17 апреля 2021 года).