Развитие астрономии и христианской космологии в Великом Княжестве Литовском в XIV–XVII в.
Каждая религия затрагивает проблемы мироустройства, и христианство не является исключением.Каждая религия затрагивает проблемы мироустройства, и христианство не является исключением. Согласно христианскому учению, Вселенная и все небесные тела созданы Богом, поэтому любое небесное явление происходит только по божественной воле. Христианская космология в первую очередь основана на тексте Библии. Однако отношение церкви к этой отрасли знания было преимущественно негативным по ряду причин. Ясно, что игнорирование церковью астрономии было невозможно (например, астрономические знания были необходимы для календарных расчетов, особенно важных для определения Пасхи). Астрономия с течением времени накапливала новые знания, развивалась, что вызывало изменения в картине мира, а это, в свою очередь, было неприемлемым для церкви, поскольку нарушало канонические установки и подрывало ее авторитет. Религия, как наиболее консервативная сфера общества, медленно и неохотно откликалась на новые достижения. Таким образом, развитие астрономии напрямую влияло на космологические модели, одобряемые церковью. Также, как следует из церковных писаний, имела место путаница астрономии с астрологией [1, с. 160], которую часто отождествляли с магией и колдовством. Непринятие церковью астрономии в некоторой степени обусловлено языческим происхождением этой области знания, которое явно отражено в названиях планет и созвездий, носящих имена языческих богов или героев. Запрет астрологии и астрономии также возникал из веры в то, что только Бог обладает полномочиями и возможностью считать звезды на небе и давать им имена, соответственно, астрономия и астрология рассматривались как способ уподобления Богу [2, с. 243], что противоречило христианскому вероучению.
В рассматриваемый период христианская космология была представлена в ВКЛ двумя концепциями: комарно-плоскостной и геоцентрической (птолемеевской).
Комарно-плоскостная концепция была изложена в произведении византийского купца, а позднее монаха Козьмы Индикоплова «Христианская топография» (VI в.). Хотя в этом произведении и не излагались официальные взгляды церкви на устройство мироздания, но оно получило широкую популярность в православном восточнославянском мире и сохраняло свой авторитет в церковной среде до XVII века. Козьма Индикоплов выступал против системы Птолемея, согласно которой Земля имела шарообразную форму. Козьма не признавал астрологию и зодиакальное учение. Он утверждал, что Земля неподвижна и имеет плоскую прямоугольную форму, посреди которой находится земная твердь, со всех сторон омываемая океаном. На земле есть огромная гора, вокруг которой вращаются небесные тела. Ночь объясняется нахождением солнца за горой, а ночная тьма – это тень горы. Небо представляет собой неподвижный четырехгранный шатер, который соединяется с землей стеной. Это – первое небо, созданное Богом в первый день. Над первым небом находится второе небо (твердь, похожая на кожу), созданное на второй день. Между первым и вторым небом находятся небесные тела, движущиеся с помощью ангелов [3, с. 343–349]. Согласно инвентарю Супрасльского монастыря за 1557 г., книги Индикоплова не только хранились в библиотеке монастыря, но и переписывались там [4, с. 37].
Геоцентрическая система Птолемея, более прогрессивная по сравнению со взглядами Индикоплова, утвердилась посредством произведений Иоанна Дамаскина. Очень подробные, систематические и наиболее полные астрономические взгляды изложены в его труде «Точное изложение православной веры» (VIII век). Астрономические воззрения Иоанна Дамаскина были проводником птолемеевской системы мироустройства, которое в ВКЛ начало распространяться со второй половины XV века, о чем свидетельствуют астрономические произведения, относящиеся к ереси «жидовствующих». Однако следует отметить, что восточные славяне познакомились с геоцентрическими идеями ранее – вместе с переводами произведений Иоанна Дамаскина и Иоанна Экзарха Болгарского, появившимися не позднее XII века [5, с. 19]. Работа Иоанна Дамаскина содержит очень подробные космологические описания и знания об истинных астрономических явлениях. Автору были известны истинные причины солнечных и лунных затмений; шарообразность Земли; детально изложено зодиакальное учение; описаны планеты, расположенные на семи поясах неба; упоминаются также астрологические «дома планет»; приведены основные календарные данные; описаны фазы Луны, отмечено даже, что Луна не имеет собственного света, а только отражает солнечный и т. д. Иоанн Дамаскин в своем труде отрицал возможность влияния астрономических явлений на жизнь и дела человека, а также утверждал, что астрономические явления не могут быть причиной событий, происходящих на земле. Астрологию Иоанн Дамаскин тоже не одобрял, но вместе с тем отмечал, что кометы могут служить определенными знамениями, предсказывающими, например, смерть царей [6, с. 142–151]. Можно с уверенностью утверждать, что Иоанн Дамаскин при изложении космологических воззрений пользовался трудами античных авторов.
Известным было также произведение «Шестоднев» Иоанна Экзарха, жившего в Болгарии в X веке. В этой работе объяснялись основы устройства Вселенной с точки зрения христианского учения, являясь толкованием первых глав книги Бытия. Работа получила свое название от шести дней, в течение которых Бог создавал мир. Работа Иоанна содержит, в том числе, реальные астрономические и географические сведения: признается зодиак, деление на климатические зоны, которое предполагает признание шарообразности Земли, содержатся знания о северном и южном полюсах, планеты выделяются среди звезд. Иоанн отрицал астрологию, хотя признавал возможность предсказания погоды по небесным светилам [7, с. 349–350].
Были также известны своеобразные попытки объединить обе концепции. Вопросы мироустройства в архаической и фантастической формах излагались или затрагивались также в некоторых книгах Иоанна Златоуста и «Толковой Палее» (далее – «Палея») [7, с. 220–221]. Астрономические представления в «Палее», известной с XIV века, соответствуют общей схеме Индикоплова. Отрицается шарообразность Земли, признается ее плоскость. Утверждается, что идея шарообразной Земли была изобретена язычниками во время Вавилонского столпотворения: когда люди смотрели вниз с высокой башни, земля казалась им круглой. Размышления о небе также похожи на идеи «Христианской топографии», но в «Палее» более точно разработано учение о планетах, основанное на трудах Иоанна Дамаскина. В «Палее» упоминаются «сферы Аристотеля» (прозрачные небесные сферы, к которым прикреплены планеты), но смысл идеи Аристотеля искажен, а порядок планет перепутан. Планеты движутся не за счет движения сфер, а с помощью ангелов, как писал Индикоплов [8, с. 12–16]. В библиотеке Супрасльского монастыря сохранился труд XVII века «Слово философьске о земномъ устроении». В нем преобладали космологические представления, основанные на системе Птолемея, признавалась шарообразность Земли, однако присутствовала и отсылка к четырехугольной структуре, характерной для работы Индикоплова [9, с. 441–446].
Оригинальным произведением является поучение о кометах, которое, по сути, представляет собой особый трактат о кометах. Его рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. В поучении автор знакомит читателей с преобладающими астрономическими и астрологическими взглядами о кометах своей эпохи. Исследователь трактата Д. Святский пришел к выводу, что автор обладал большой эрудицией и хорошо знал астрологию. В трактате упоминается комета 1577 года, и сообщается, что в год появления кометы родился автор поучения, и «разорение зельное всей земли чрезъ москвитина наступило». Трактат, в свою очередь, был создан по случаю появления кометы 1618 года. Д. Святский, изучив содержание произведения, пришел к выводу, что автором может быть Мелетий Смотрицкий, родившийся в 1577 г. [3, с. 380–381]. Автор поучения отмечает, что математик при появлении кометы «достизает бег ее и высоту, которых планет ближайшая», а физик считает, что кометы – это сгусток дыма от звезд или планет в атмосфере Земли, а не отдельное небесное тело. Это представление принадлежит Аристотелю [10, с. 236]. Между тем интересно, что, говоря о математике, ищущем место комет среди планет, автор, скорее всего, имеет в виду Тихо Браге [11, с. 99], который был первым, кто нанес научный удар по взглядам Аристотеля, изучая комету 1577 года [12, с. 11–13]. В итоге автор поучения заключает, что комета – это явление не нейтральное, а предвестник грядущих несчастий, знак гнева Божьего, от которого можно спастись только через покаяние: «…вопиет на нас та комета: горе людем согрешающим, людем злобою отягченным…» [11, с. 99]. Как можно заметить, автор поучения стремился объединить светские и церковные взгляды на кометы, но предпочтение отдавал последним.
Несоответствие официальным церковным взглядам на астрономию наблюдалось в «Катехизисе» Лаврентия Зизания (опубликован с поправками в 1627 г.). Дискуссия Л. Зизания насчет поправок с настоятелем Ильей и цензором Григорием Анисимовым, состоявшаяся по приказу патриарха Филарета, свидетельствует о том, что Л. Зизаний при упоминании небесных явлений объяснял их исходя из светских знаний. Ошибочным утверждалось то, что Зизаний писал «о крузех небесных и о планитах, и о зодиях, и о затмении солнца, о громе и о молнии, и о тресновении, и о шибении, и о перуне, о комитах и о прочих звездах, потому что те статьи из книги острологии, а та книга острология взята от волхвов елиннских и от идолослужителей, ино тут в книге к нашему правоверию несходна» [13, с. 94]. Из диспута Л. Зизания с цензорами следует, что Московский патриархат придерживался мнения Козьмы Индикоплова, отрицавшего зодиакальное учение и считавшего, что небесные тела движутся с помощью ангелов. Также запись диспута свидетельствует о том, что Л. Зизаний отрицал возможность влияния зодиака и небесных тел на жизнь и судьбу человека [13, с. 94–95]. К сожалению, взгляды Л. Зизания на другие очерченные темы остаются неизвестными, поскольку его размышления о небесных телах и астрономических явлениях были исключены из текста «Катехизиса», а в дискуссии с цензорами их нет. Можно предположить, что он придерживался геоцентрических взглядов Птолемея. Неприятие церковью системы Птолемея было вызвано тем, что она являлась наследием древней языческой традиции. Однако следует подчеркнуть, что в ВКЛ геоцентризм устанавливается раньше, чем в Великом княжестве Московском / Русском царстве.
Глава «Разсуждение о небеси и земли», посвященная космологии и астрономии, содержится в произведении Симеона Полоцкого «Венец веры» (1670 г.). С. Полоцкий придерживается геоцентрических взглядов Птолемея на мироздание, продолжая традицию Иоанна Дамаскина, на произведения которого часто ссылается. Известно, что С. Полоцкий занимался астрологией [3, с. 423], что может указывать на постепенное изменение отношения к этому занятию в церковной среде.
В какой-то степени такие изменения в православной среде (интерес к астрономии, отказ от комарно-плоскостной системы и переход к птолемеевской) были ответом на реформу католического календаря и на иезуитскую систему образования, которая знакомила студентов с астрономией. В стенах основанной в 1579 году Вильнюсской иезуитской академии и университета преподавали астрономию, а в XVII веке появилась первая в ВКЛ астрономическая школа, которая связана с именами Освальда Кригера, Альберта Дыблинского, Яна Рудомина-Дусятского и других. Работы этих авторов свидетельствуют о том, что в ВКЛ знали о новых космологических концепциях: о гелиоцентрической системе Н. Коперника и о системе Т. Браге (компромиссной между геоцентризмом и гелиоцентризмом) [15, с. 74–77]. Календарная реформа стала своеобразным катализатором, пробудившим интерес к астрономии. Новый григорианский календарь в Речи Посполитой был введен Стефаном Баторием в 1583 году. Вокруг этого события сразу развернулась полемика, которая проявилась в появлении специально созданных книг по календарному вопросу. Одним из самых ярких таких полемических произведений является книга униата Яна Дубовича «Календарь правдивый церкви Христовой» (Вильня, 1644 г.). Это была первая научная астрономическая работа белорусского автора, посвященная обоснованию григорианской реформы и опровержению аргументов «русских» (белорусских и украинских) полемистов-сторонников юлианского календаря. Первый раздел «О тех, кто писал о календаре» по сути является историографическим обзором взглядов предшественников на календарь, в том числе античных и древневосточных. Во втором разделе подробно рассматриваются особенности солнечного и лунного календарей, объясняющие астрономические и философские вопросы. Третья глава описывает зарождение праздника Пасхи у древних евреев и христиан. В четвертой главе объясняется смысл и причины календарной реформы, упоминаются взгляды современных автору ученых. Например, работа содержит сведения о польском математике и астрономе Яне Лятасе, который с конца XVI века служил при дворе князя Острожского. В пятом разделе даются ответы на обвинения противников нового календаря. В книге есть упоминание о Н. Копернике и Т. Браге [7, с. 351– 362], что свидетельствует о известности их передовых идей в ВКЛ, в том числе среди духовенства.
Таким образом, в рассматриваемый период происходит постепенное развитие астрономии в ВКЛ. В стенах Виленской иезуитской академии в XVII веке сложились условия для перехода к научной астрономии. Изменения в астрономии не могли не повлиять даже на такие консервативные космологические представления, которые были обычным явлением в церковной среде. Христианская космология была представлена двумя концепциями устройства мироздания: комарно-плоскостной и геоцентрической (птолемеевской), а также некоторыми вариациями обеих систем. Гелиоцентрическая концепция Н. Коперника также была известна, но не укоренилась в христианском мировоззрении. Изменения взглядов православной церкви на Вселенную отчасти были вызваны идеологической конфронтацией с католической и униатской церквями.
Библиография
1. Еремеева А. И. Астрономические интересы, литература и образование в истории Москвы до середины XVIII в. // Историкоастрономические исследования. 2000. Вып. 25.
2. Авілін Ц. В. Семантыка фраземы «лічыць на небе зоркі» // Славянская фразеология в синхронии и диахронии: сб. науч. ст. Гомель, 2011.
3. Святский Д. О. Астрономия Древней Руси. М., 2007.
4. Улащик Н. Н. Введение в изучение белорусско-литовского летописания. М., 1985.
5. Космологические произведения в книжности Древней Руси: в 2 ч. Ч. 1. Тексты геоцентрической традиции. СПб., 2008.
6. Дамаскин И. Источник знания. СПб., 2006.
7. Галенчанка Г. Я. Невядомыя і малавядомыя помнікі духоўнай спадчыны і культурных сувязей Беларусі XV – сярэдзіны XVІІ ст. Мінск, 2008. С. 220–221.
8. Райков Б. Е. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Л.; М., 1937.
9. Добрянский Ф. Описание рукописей Виленской публичной библиотеки церковно-славянских и русских. Вильна, 1882. С. 441–446.
10. Покровский К. Кометы в русских летописях // Мир Божий. 1903. № 4. С. 236.
11. Святский Д. О. Чудесность и естественность в небесных явлениях по представлениям наших предков // Мироведение. 1930. № 2.
12. Субботина Н. М. История кометы Галлея. СПб., 1910. С. 11–13.
13. Прения литовского протопопа Лаврентия Зизания с игуменом Илиею и справщиком Григорием по поводу исправления, составленного Лаврентием Катехизиса // Летописи русской литературы и древности. М., 1859. Т. 2.
14. Полоцкий С. Венец веры и книга кратких вопросов и ответов катехистических // Дом живоначальной троицы [Электронный ресурс]. 2009. Режим доступа: http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=5&manuscript=066&pagefile=066-0006 (дата обращения: 23.11.2014).
15. Матулайтите С. Учение Коперника в Вильнюсском университете в XVII – начале XIX в. // Историко-астрономические исследования. 1975. Вып. 12.
Опубликовано: Скварчэўскі, Д. В. Развіццё астраноміі і хрысціянскай касмалогіі ў Вялікім княстве Літоўскім у XIV–XVII стст. / Д. В. Скварчэўскі // Веснік БДУ : навуковы часопіс Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта. – 2015. – № 2. – С. 3–6.
Перевод с белорусского Анны Шамрук, специально для сайта Проекта Уфоком.