Катаклизмы и аномалии древнего Могилева (по данным «Могилевской хроники»)
Зима 2019–2020 годов уже вошла в нашу историю как «зима, которой не было». В контексте сегодняшних глобальных климатических проблем, дискуссий о степени воздействия человека на природу и климат нашей планеты, эта зима также была предметом ряда дискуссий и вызывала тревогу и обеспокоенность у многих людей. Почему это произошло? Является ли это еще одним проявлением изменения климата на планете? Доказательством глобального потепления?
Ученые-историки в целом очень скептически относятся ко всем этим модным глобальным парниковым теориям. Поэтому обычно во время дискуссий на такие темы аппелируют к теории циклического изменения климата в истории человечества. Но все это слишком глобально и широко.
Во время уже упомянутой «зимы, которой не было» автору с очередными посетителями «Музея истории Могилева» случайно пришлось остановиться возле художественной росписи одного из выставочных залов музея (рис. 1).
На этой росписи могилевский художник Базыль Комаров, известный своими работами по древней истории Могилева, изобразил совершенно непонятные и несовместимые в глазах неискушенного наблюдателя вещи. Здесь есть какие-то чудовища, странные звери, загадочные силуэты, явления из жизни небесных тел, огонь, который поглощает город… Обычно посетители не обращают особого внимания на эту картину. Но некоторые проявляют интерес. Во время экскурсии по музею наши сотрудники подробно рассказывают обо всех ее элементах. Дело в том, что художник в этой картине скомпоновал различные аномальные явления, описанные могилевскими летописцами много веков назад на страницах «Могилевской хроники».
И вот очередной рассказ о тех событиях и их отражении в летописи указал на более локальные, близкие нам параллели в объяснении аномалий современного климата.
В начале несколько слов следует сказать о самой «Могилевской хронике». Это самая известная городская хроника в Беларуси. «Могилевская хроника» Т. Сурты и Трубницких была написана в течение жизни нескольких поколений могилевцев и охватывает период с 1526 года до начала XIX века. Богатая история города раскрывается на фоне событий, имевших место преимущественно в восточной части Беларуси. «Хроника» отразила не только события, но и мировоззрение, идеи людей того времени. Она создавалась в Могилеве в течение XVIII–XIX веков [1: 31].
Трофим Романович Сурта – могилевский летописец, первый автор «Могилевской хроники». Более 300 лет назад он написал на польском языке в своей рукописи: «...Дописал эту хронику рока 1693 месяца мая 29 дня Трофим Романович Сурта, лавочник и староста купеческий». Вероятно, где-то в 60–70-е годы XVII в. Сурта начал свои записи исторических событий в Могилеве и прилегающих землях. 29 мая 1693 года он сделал, как ему казалось, последнюю запись, но на самом деле довел хронику до лета 1701 года.
Осенью 1701 года хронику начинает вести преемник Сурты, регент Могилевской магдебургии (с 1734 года) Юрий (Григорий, Ежи) Трубницкий. Он переписал труд Сурты с дополнениями и комментариями о тех событиях, которые случились после его предшественника, зафиксировал трагические события Великой Северной войны на территории Беларуси практически в литературно-художественной форме. В летописи Ю. Трубницкого с 1709 по 1744 год есть лакуна, возможно, записи этих лет были утеряны при жизни летописца или в более поздние времена. В дополнение к летописным записям им перечислены события из книг по истории Дании и Швеции на польском языке [5: 21].
После смерти Ю. Трубницкого дело продолжил его сын Александр Трубницкий, могилевский купец и советник. Он продолжил хронику с 1747 по 1788 год. После А. Трубницкого с 1788 по 1810 год (а по мнению И. Филиповича – по 1812 год) летопись продолжается неизвестным (или неизвестными). Может быть, сделал этокто-то из семьи Трубницких.
С 1812 по 1857 год хронику продолжил Михаил Александрович Трубницкий. Он переписывает истлевшие листы Ю. Трубницкого, где полностью, где только верхнюю часть, и дает им первую нумерацию. С 1841 года хроника переходит с польского языка на русский.
Последняя и единственная запись Ивана Михайловича Трубницкого о грозе вечером 17 марта 1864 года завершает хронику.
В 1822 году, по данным могилевского судового переводчика М. Гартынского, для него с польской хроники Михаила Трубницкого (который довел хронику до 1812 года) была снята «буквально верная копия».
В 1876 году Гартынский сделал новую копию с ветхой копии 1822 года, перевел ее на русский язык, внес свои дополнения и заголовки, интуитивно чувствуя недостаточность имеющегося списка [5: 23].
Рассматривая все летописные памятники в совокупности, нельзя пройти мимо интересного факта: и в хронике Ю. Трубницкого, и в летописи Спасского монастыря, и в записках игумена Ореста отсутствуют сведенияза более чем 30 лет (с 1709 по 1745 год), что не может быть случайностью. Казалось бы, это объясняется автоматическим включением более древнего источника в менее древний. Однако прямое сопоставление текста в хронике Сурты-Трубницкого и монастырской летописи свидетельствует против этого. Эти два источника создавались параллельно, хотя их авторы могли иметь доступ к одним и тем же документам [6: 33].
Летопись Т. Сурты, конечно, не является летописью Могилева первого поколения. Сам летописец указывает на существование более ранних летописных текстов и тетрадей, из которых он черпал информацию. Эти тексты до нас не дошли, однако, рассмотрев вышеупомянутые тексты XVI–XIX веков, можно констатировать, что в Могилеве имелась мощная источниковедческая база и сильный культурный потенциал.
Н. Н. Улащик справедливо отмечал: «При всех вопросах относительно биографий составителей могилевских хроник и летописей, краткости, а иногда и неточности содержащихся в них данных, нужно сказать, что ни в одном городе Беларуси нет такого богатого историографического наследия, как в Могилеве» [8: 643].
«Хроника» всесторонне отражает жизнь Могилева. Авторы сосредотачиваются на делах и проблемах местных жителей в связи с внешнеполитическими событиями. Записи о Второй Северной войне (1700–1721 годов) показывают тяжелое положение этого места и его жителей. Создаются образы Петра I, Карла XII, Меньшикова, Мазепы и других. Авторы не потеряли связь с народными традициями и опирались на белорусское культурное наследие. Также в хронике находятся литературные произведения первой половины XVII в. (стихотворный пасквиль на кардинала М. Радиевского и короля Августа II Сильного, аллегорическая сатира «Карнавал иностранцев в Польше» и др.) [1: 32].
Часть, написанная первыми двумя летописцами, имеет наибольшую научную и историко-литературную ценность. Это та часть, которую мы будем использовать в нашей работе.
В этом тексте мы сознательно избегаем широкого сравнения записей «Могилевской хроники» с другими хрониками, такими как «Баркулабовская хроника» и «Записки игумена Ореста». Это предмет отдельного исследования.
Что касается различных аномалий, таких как климатические явления, то в большинстве случаев летописцы ограничивались описанием аномальных явлений погоды или, например, фокусировались на их последствиях. Аномалии – это не только погодные явления. К ним также относятся пожары, поветрия, необычное поведение животных, астрономические явления и другие события, которымв те времена трудно было найти объяснения. Наши предки часто обращались к религиозному толкованию этих явлений.
Н. Н. Улащик в свое время сделал интересное замечание по этому поводу: «Высокая культура автора сочетается с прихотями. Трубницкий (как и Сурта) довольно серьезно пишет, что в 1745 году один пан, животное которого умерло, упрекнул в этом Бога и был немедленно превращен в собаку (с. 281). Среди шведов, пришедших в Могилев в 1708 году, по мнению Ю. Трубницкого, было немало «характерников», т.е. волшебников, и все финны в шведской армии были «характерниками» (с. 273)… » [8: 603].
Ниже мы перечислим в хронологическом порядке основные аномальные явления из жизни древнего Могилева, которые нашли отражение на страницах «Могилевской хроники», и благодаря работе нашего соотечественника Базыля Комарова, были включены в экспозицию «Музея истории Могилева».
В период с 1626 по 1670 год на страницах «Хроники» мы встречаем типичные катаклизмы того времени – пожары («Бог наслал на город огонь»), поветрия («Бог наслал на город поветрие») и заморозки:
…В год 1626. Во время пасхальной недели, с понедельника по вторник, Господь Бог наслал на город огонь: сгорела вся тюрьма и был причинен большой ущерб горожанам и торговцам города Могилева [4: 288].
...В год 1630. Господь Бог наслал на город поветрие, несколько сотен видных людей умерли [4: 288].
...В год 1664. 24 февраля, в первую неделю Великого Поста, Господь Бог наслал на город огонь. Начало гореть от дома Саввы Тихенкина, где сейчас за весовой палатой находится многоквартирный дом. Лавки сгорели все, а домов мало.
...В тот же год ... В апреле, шестого дня, Господь Бог снова наслал на город огонь... [4: 295].
...В год 1665. Зимой Господь Бог снова наслал на город огонь [4: 295].
...В год 1667. Месяца июля, 20-го дня, на святого Илью, снова Господь Бог наслал на город огонь [4: 297].
...В год 1670 [...] В том же году замерзали деревья и птицы, люди и скот... [4: 298].
Но в тот же год происходит очень необычное событие:
В этих же вышеназванных годах в турецком государстве объявился самозванец, жид по имени Сапсай Гершанович, который называл себя мессией и который своим шарлатанством или волшебством почти во всем мире известен был. Ибо, если подойдет он к городу и напустит свой обман, прикажет народу еврейскому в трубы трубить, тогда со страху несколько десятков городов сдалось. А жиды те вонючие были так в это уверовали, что постились со своими женами и детьми, катались по снегу и зимой купались в реках. Затем, по милости Божией и молитвами Патриарха в Константинополе, в церкви, при присутствии турецкого императора, когда он был скован цепью и введен, его обман прекратился. И приказал император содрать с него живого кожу и повесить его на крюк. И так порча закончилась, а обманывал он четыре года, ибо слухи о нем ходили еще в 1667 году.
В то же время неизвестно, не из-за этого ли дьявола Сапсая… турецкие знаки, начались такие страхи. Как в Короне Польской и в Великом княжестве Литовском, так и в разных краях и городах, и в Могилеве неизвестно кем были сделаны надписи красным мелом на церквях и костелах настолько высоко, аж до нескольких саженей вверх, в сундуках замкнутых, что никто написанного не мог прочесть. Также в разных местах людям, которые хвастались, что они этого страха не боятся, подстригли волосы, бороды мужчинам подстригли, а невестам срамные части затем постригли [4: 298].
Считается, что эта запись описывает не что иное, как феномен полтергейста. Впрочем, вполне возможно, что это локальные отголоски «чудес» самозванца Сапсая.
В 1679 году – снова поветрие:
...В год 1679 [...] было на рогатый скот большое поветрие [4: 299].
Очень интересная запись, датированная автором «Хроники» 1681 годом:
...В год 1681. На Римское Рождество Господне от звезды появилась ужасно большая комета, которая была видна всему миру, и она была видна в течение нескольких недель. Год спустя самые известные бояре были убиты в Москве, многие выброшены из дворцов, щадя время, я не называю этих людей [4: 299].
В этой записи 1681 года в «Могилевской хронике» упоминается наблюдение кометы, которая была замечена 25 декабря и была видна в течение нескольких недель. Д. В. Скворчевский и ряд других исследователей считают, что здесь описана большая комета 1680 V1, перигелий которой был 18 декабря 1680 года, и она достигла наибольшей яркости 29 декабря 1680 года [7: 335].
Однако ее нельзя было наблюдать в декабре 1681 года, как это сообщает автор «Могилевской хроники». Это было бы возможно только в том случае, если начало года отсчитывается с сентября. Однако другие источники, которые зафиксировали эту комету, упоминают об этом в декабре 1680 года, так что, может быть, год в рассматриваемом нами источнике указан неверно. В истории астрономии эта комета прославилась еще и тем, что была обнаружена первой с помощью телескопа до того, как она стала видимой невооруженным глазом. Описание кометы в «Могилевской хронике» также интересно в связи с упоминанием Стрелецкого восстания 1682 года в Москве.
Символической является дата, когда комета была замечена – 25 декабря, т. е. на католическое Рождество. Однако, как можно видеть, летописец не сравнивал ее с Вифлеемской звездой, а передавал традиционное представление о кометах как предвестниках плохих событий [7: 336].
Далее следуют очень интересные, загадочные и даже ужасные события:
…В том же [1681] году. Перед Десятой Пятницей были ужасные молнии; в Комаровичах, недалеко от Кричева, было убито 113 голов крупного рогатого скота, что мы видели сами. В том же году в Малятичах в озере убиты лещи, и все в правый бок. Все это, как скот, так и рыба, чтобы не воняло, было закопано в землю [4: 299].
Упоминаются также случаи появления настоящих монстров:
...В год 1683. В миле от Могилева, в деревне пана Карковского Катуши, родился выродок женского пола с двумя головами и одним телом, который был показан мертвым в костеле в Могилеве, и который неизвестно где похоронен.
В том же [1683] году. В Могилеве, за крепостным валом, на улице Шкловской, жидовка по имени Шейна, дочь чашницкого арендатора Вольфа, жена Азика Габриаловича, родила ребенка нечеловеческого вида, с когтями, напоминающего мохнатого медвежонка. Этого урода здесь живым к дьяволу и похоронили [4: 300].
Нашествие рысей и саранчи можно объяснить более или менее без участия таинственных сил:
…В год 1686. В Могилеве, в самом городе, было много рысей, несколько десятков из которых были убиты в пригороде, и несколько были убиты в городе, и это, вероятно, из-за необычно сильного снегопада (потому что в эту зиму преобладали обильные снегопады и сильные морозы), потому что не могли мышковать, а возможно, и по какой-то другой причине [4: 301].
…В год 1690. С Божьей кары на Украине, за Днепром и на Северщине, также на Полесье и под Слуцком на Черной Руси, саранчи, о которой мало и слыхали, уродилось так много, что когда она нападала на что-то, или на зерновые, или на травы, то все поедала, нечего было ни пожинать, ни косить. Она не причинила вреда ни под Могилёвом, ни в городе. Тем не менее, я поймал в самом городе одну такую большую, размером с мизинец на руке, голова – как лесной орех, продолговатая, глаза – как горчичное семя, зубы белые, острые, как иголка, крыльев четыре, ног шесть, спереди меньшие, средние большие, а задние – как у воробья, толще и длиннее. И если бы Господь Бог не дал дождей, то за несколько десятков недель это также сильно повредило бы нам, но от мокроты вся погибла, было это и в прошлом году, свидетелем чего я сам был [4: 303].
В 1694 году в Могилеве произошел настоящий шторм:
...В год 1694. В городе Могилеве в том же 1694 году, в августе месяце, 11 дня по русскому календарю, в субботу в два часа дня наплыла неожиданно с севера такая страшная, большая, и темная, как ночь, туча, которая навела ужас как на город, так и его окрестности, города и деревни видимым и слышимымгромом, градом, который поначалу падал странного вида, как четырехугольный орех. Также в воздухе, в окрестности, был такой сильный буран, что, как известно, панские стодолы, деревенские дома были вырваны с корнем, в некоторых местах было выбито зерно [4: 305].
Весенний паводок и сильный июльский снег – особенности могилевской погоды 1695 года:
…В год 1695. Страшная большая вода была весною, которая причинила много вреда, и немало людей из домов повыгоняло, огороды, заметы и заборы посносило. Позднее, в том же году, месяца июля, 4 дня по Телу Господнему, в субботу вечером выпал большой снег, который лежал в Могилеве несколько дней [4: 307].
Фактически, 1695 год стал последним в серии записей хроники об экстремальных погодных явлениях. В новом, XVIII веке, Могилев оказался в центре международных политических событий. Погодные аномалии отошли на второй план. Главной темой летописцев были события Великой Северной войны, которые непосредственно затронули Могилев и его жителей [2: 21].
Действительно, предвестник нового века был слишком плохим, даже зловещим и ужасным:
…В год 1700. Перед той несчастной междоусобицей или перед тем, что началось, но тоже утихло, никогда не слышанное и не виданное диво, которое мы видели сами, когда на Днепре собаки порвали собаку и съели и, кости погрызши, кровь на снегу вылизали. На ум приходит старая притча: будет беда, когда собака ест собаку или волк – волка [4: 314].
Это подтверждается ниже автором «Хроники»:
…Что и последовало после этого: кампутовы с сапежинскими (кампуты – основные военные силы Речи Посполитой, установленные Сеймом, сапежинские – войска Сапег – прим. пер.) нападая с обеих сторон брат на брата, отец на сына, сын на отца, друг друга грабили, убивали, о чем и рассказывать трудно… [4: 314].
Ниже приведены описания загадочных небесных явлений:
...Год 1701. В первую неделю с девяти утра до одиннадцати были видны три солнца, одно было выше, а два – ниже. Верхнее было обычным, а нижние были темнее и имели лучи, похожие на трубы, один на восток, а другой на запад. Затем эти два пропали, что мы сами видели [4: 315].
Очевидно, это было гало, которое наблюдалось в январе 1701 года, как следует из описания. Летописец, а именно Трофим Сурта, наблюдал это явление лично, о чем свидетельствует текст сообщения, которое выделяется четким и подробным описанием. Несмотря на необычность этого явления для того времени, хроника ничего не говорит о характерных суевериях и представлениях [7: 336].
Следующая запись 1704 года более интересна:
...В год 1704 ... В том же 1704 году. На святого Илью, то есть 20 июля, в вечернее время, когда гнали скот, в небе появилась комета, появилась из маленькой звезды, а затем, увеличиваясь, повела хвост на север, и страшно это было. В это время вечером в церквях отслужили всеобщие молебны. Эта комета держалась аж до полуночи [4: 337].
Яркость и внимание к деталям свидетельствуют о том, что могилевский летописец Юрий Трубницкий также стал свидетелем этого события. В этом сообщении из «Могилевской хроники», как отмечает Д. В. Скворчевский, под термином «комета» фактически описывается болид (очень яркий метеор), после пролета которого след пыли и ионизированных газов наблюдался до полуночи. Описание этого события, но с ошибкой в дате и продолжительности наблюдения, повторяется Орестом [7: 336].
В связи с тем, что ниже в тексте записи автор «Хроники» упоминает, что «…тогда же говорили, что в этот самый момент его величество царь Петр Алексеевич взял шведскую Ригу» [4: 337], и учитывая общий напряженный контекст Северной войны, следует обратить внимание на еще один момент.День, когда это событие произошло, это праздник Илии. Святой Илия, который повелевал молниями и грозами, занял место громовержца Перуна в сознании людей. Известны также примеры обозначения метеоритов термином «громовая («перунова») стрела». В этом контексте полет болида можно было воспринимать как оружие св. Илии, который с его помощью мог покарать за грехи [7: 337].
Последующие записи 1708 года рассказывают нам о том, как Могилев погиб в результате пожара, вызванного московскими войсками. Автор делит эту историю на части: нападение медведя как «дурной знак» и описание сожжения города как «кара за тяжкие грехи»:
…2 сентября [1708 года] дикий медведь, довольно большая махина, черный, блестящий, шерсти на нем было мало (его убитого доставили в ратушу, что мы видели сами), вбежал после восхода солнца в город, задрал в саду юношу, ранил женщину и убежал через Шкловскую браму. А когда он в одном из садов улегся, его окружили люди с мушкетами, и его убили и, положив на телегу, привезли к ратуше. Не было в этом чудовище ничего удивительного, но старейшие люди увидели в этом дурной знак [4: 372].
…В год 1708, месяца сентября, в день 8, на святого мученика Сазонта, в канун рождения Пресвятой Богородицы, Господь Бог, который долгое время терпел, наказывая город за наши тяжкие грехи, допустил то, что город Могилев, несмотря на то, что был он разграблен шведами, но оставался застроен домами, магазинами, на праздник Божий превратился в один день из-за огня в пепел и тлен [4: 372].
В довершение – информация о заморозках 1709 года:
…Год 1709. В этом году была суровая зима, она длилась долго, снега были невыносимые и неслыханно большие, что замерзали не только животные, птицы, но и люди на дорогах [4: 377].
С исторической дистанции эта запись также приобретает символическое значение: развитие Могилева после трагических событий 1708 года действительно «заморозилось». Город никогда не вернет себе былое величие, силу и значение...
К сожалению, как отмечалось выше, часть текста рукописи Юрия Трубницкого, которая содержит записи о событиях 1710–1744 годов, была утеряна. Это не позволяет нам проследить, как проявлялись природные аномалии в Могилеве и его окрестностях в первой половине 18-го века, но анализ предыдущего периода показывает, что экстремальные погодные явления были довольно распространенным явлением [2: 21].
Аномалии продолжали регистрироваться в Могилеве и его окрестностях. В исторических источниках XIX в. есть информация о многих экстремальных природных явлениях как в Могилеве, так и на территории губернии. Так, есть соответствующие данные по 19 засухам, 14 проливным дождям. Было также 18 возвратов холода в конце весны – начале лета и 15 случаев ранних заморозков не только в конце, но даже в середине лета. В общем, за XIX в. на Могилевщине было 18 необычно холодных и 13 аномально теплых зим. Как результат, за 100 лет – 37 были голодными [3: 126].
Таким образом, краткий обзор событий, записанных в «Могилевской хронике» ее первыми авторами-составителями Т. Суртой и Ю. Трубницким, позволяет отметить большое количество различных аномальных явлений. Это не только климатические явления, но и пожары, наводнения, необычное поведение животных, астрономические явления и другие случаи, которые трудно было объяснить современникам этих событий. Чаще всего наши предки использовали религиозное объяснение этих явлений.
Литература
1. Агеев, А. Г. Перекрестки могилевской истории / А. Г. Агеев, Я. И. Климуть, И. А. Пушкин. – Минск: ООО “Туринфо”, 2004. – 216 с.
2. Алексеенко, Д. Н. Климатические аномалии XVI–XVIII ст. в Могилеве / Д. Н. Алексеенко // Магілёўскімерыдыян. –Т. 5–6. – Вып. 1. – С. 19–21.
3. Алексеенко, Д. Н. История климата Могилевской губернии. Век XIX / Д. Н. Алексеенко // Магілёўскімерыдыян. –Том 7. – Вып.1–2. – С. 123–126.
4. Беларускія летапісы і хронікі / уклад. У. Арлоў. – Мінск: “Беларускі кнігазбор”, 1997. – 432 с.
5. Бяспанскі, С. І. Да гісторыі вывучэння Магілёўскай хронікі Сурты-Трубніцкіх / С. І. Бяспанскі // Зборнік матэрыялаў магілёўскіх чытанняў “Трафім Сурта і яго час” / уклад. І. Пушкін, С. Бяспанскі. – Магілёў: Магілёўская абласная друкарня, 1993. – С. 21–28.
6. Сидоренко, Б. И. Могилевская хроника и местное летописание XVI–XIX вв. / Б. И. Сидоренко // Зборнік матэрыялаў магілёўскіх чытанняў “Трафім Сурта і яго час” / уклад. І. Пушкін, С. Бяспанскі. – Магілёў: Магілёўская абласная друкарня, 1993. – С. 29–42.
7. Скварчэўскі, Д. В. Апісанні астранамічных з’яў у Магілёўскай хроніцы Сурты і Трубніцкіх / Д. В. Скварчэўскі // Гісторыя Магілёва: мінулае і сучаснасць. Зборнік навуковых прац удзельнікаў VIII Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, Магілёў, 26–27 чэрвеня 2013 г. / уклад. А. М. Бацюкоў, І. А. Пушкін. – Магілёў: УА “МДУХ”, 2013. – С. 335–337.
8. Улашчык, М. М. Уводзіны ў вывучэнне беларуска-літоўскага летапісання / М. М. Улашчык // М. М. Улашчык. Збор твораў. – Смаленск: Інбелкульт, 2017. – Том 1: Працы па археаграфіі і крыніцазнаўству. – С. 363–678.
9. Фонды УК “Музей гісторыі Магілёва”.
Об авторе: Евгений Сергеевич Балберов (Могилев), магистр исторических наук, заместитель директора Музея истории Могилева.
Перевод с белорусского А. Шамрук.
Доклад был прочитан 14 марта 2020 года на конференции «Таинственная Беларусь VI»