«Святой камень» из д. Пацевичи Мостовского р-на
Во многих местах Беларуси до сих пор сохранились уникальные памятники сакральной географии – почитаемые камни. Однако не все они пережили массовые витки борьбы с религией, один из пиков которых в нашей стране пришелся на 60-е годы XX века. И если некоторые были уничтожены физически (взорваны, закопаны и т. д.), то память о других тщательно вытравили, несмотря на то, что сами объекты сохранились до наших дней. Одним из таких типовых, если можно так выразиться, примеров является камень в д. Пацевичи Мостовского р-на Гродненской обл. Во время работы в Национальном архиве Республики Беларусь (НАРБ) автору попались никогда ранее не публиковавшиеся документы об этой деревенской святыне, которые пролили немного света на его интересную судьбу.
Информация об этом камне появляется как минимум с 1867 года в «Литовских Епархиальных ведомостях». В статье об открытии Пацевичской церкви читаем:
«25-го числа месяца июля, в день успения св. Анны, освящена приписная в Самуйловичском приходе Пацевичская церковь, во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.
Обстоятельства построения этой церкви до того своеобразны, что нельзя о них умолчать. Вблизи деревни Пацевич, на крестьянских полях, лежал громадных размеров камень – дикой гранит, от плоской формы своей называвшийся в народе плитой. Этому то камню выпало на долю в продолжении очень долгаго времени служить предметом особеннаго почтения для окрестнаго народа.
Назад тому лет 20, местное дворовое управление намеревалось употребить этот камень на поделку мельничных жерновов. Крестьяне о том знали, но недорожа нисколько камнем, недумали тому противиться. Но вот однажды некто из крестьян, возвращаясь ночью в свой дом, видел на камне огонь. Затем крестьянская девушка, пасшая по дню скот вблизи каменя, будтобы увидела на нем чудную жену, наименовавшую себя Богородицею и приказавшую той девушке оповестить всем дабы люди покрепче Богу молились, дабы жили по заповедям Божим присовокупляя к тому, что Она всегда пребудет на месте том и всегда услышит всех истинно призывающих Ее по всех нуждах и скорбях. К тому другие прибавляли, что видели по ночам на камне возженныя свечи. […] Плита сделалась в очах суеверных простолюдинов святою плитой; вместо прославления Господа Бога во святых храмах, мало по малу между христианским народом распространилось своего рода идолопоклонство, к камню стали люди собираться на молитву, ему кланялись, целовали и от него жаждали чудес и исцелений.
Нынешний Самуйловичский священник, за поступлением своим на приход, уже застал в нем такое идолопоклонство в полной силе […] Кроме того, задача священника усложнялась и тем, что почитателями плиты были не одни его прихожане, но они во множестве являлись и из других приходов. Видя безуспешность проповеди […] священник решился употребить более решительную меру, – он задумал и с свойственную ему энергиею разбил камень в куски, а дабы еще и в таком виде камень не мог служить для народа предметом боготоворения, свез оный на погост церковный с целию употребить в дело при первой случившейся постройке» [13].
Далее в «Ведомостях» описывается, что это не возымело должного эффекта. Люди стали роптать на священника, говорили даже, что «плита» является во сне и плачет от боли. Народ же стал приходить теперь ко впадине, которая осталась от камня. Настойчивый священник тогда приказал земской полиции засыпать и впадину, а на место поставить стражу. Вскоре, однако, стража «совершенно забыла возложенную на нее заботу» и народ вновь стал собираться на прежнем месте. Тогда священник решил поставить в деревне церковь: удивительно, но деньги на начало работ удалось собрать именно благодаря паломникам, которые оставляли пожертвования на месте бывшего камня. Наконец, к 25 июля 1863 года церковь была завершена и, как тогда казалось, история камня канула в небытие. Не тут-то было: она только начиналась. К сожалению, в материале ничего не сказано, о том, куда же переместили осколки валуна. Сейчас считается, что их переместили как раз в основание церкви.
В 1893 году в материалах П. В. Шейна встречаем следующее упоминание о д. Пацевичи, которая в тот момент относилась к Волковысскому уезду Песковской волости: «Въ разстояніи 50 саженей отъ дер. Пацевичи нѣсколько лѣть тому назадъ лежалъ довольно большой камень синеватаго цвѣта. Видѣли многократно, какъ на плоской поверхности камня горѣли три свѣчи, а передъ камнемъ стояли въ молитвенном положении двѣ дѣвочки. Въ одной изъ нихъ можно было признать крестьянскую дочь Ганну, какъ разъ пропавшую изъ дому въ такое время, что и подтвердилось отцовскимъ досмотромъ. Навопросъ отца, где она была, Ганна упала на землю и тотчасъ-же крѣпко уснула и проснувшись отвѣтила: «я спала». Это обстоятельство сдѣлалось извѣстнымъ въ народе и камень прослылъ чудодѣйственнымъ, а стекавшiеся богомольцы осыпали его богатыми приношеніями. При постройкѣ церкви въ Самуйловичахъ1 хотѣли употребить въ дѣло сказанный камень, но каменотесъ, при первомъ приступѣ къ дѣлу заболѣлъ, и послѣ тяжкихъ мукъ умеръ на третій день. Когда же другіе рабочіе положили камень на «брику» и тронули лошадей, всѣ колеса разомъ сломались, камень упалъ на землю и ушелъ въ глубь. Но за одну эту попытку у священника перемерли всѣ дѣти и самъ онъ съ женой заболѣлъ. Тогда решено было на этомъ мѣстѣ построить церковь, которая и сооружена во имя Святой Анны. Учен. Свисл. уч. семинаріи Онуфрій Мохначъ» [6].
Следующие упоминания о камне, которые нам удалось разыскать в литературе, относятся к советскому времени. В 1962 году газета «Лiтаратура i мастацтва» опубликовала фельетон канд. филос. наук М. Алексютовича, где было написано: «Это произошло примерно в 1880 году. Среди жителей деревни Пацевичи (теперь колхоз имени Калинина Мостовского района Гродненской обл.) пронесся слух о появлении «духа святой Анны», который, по словам какого-то фанатика, попрекал прихожан за их неверье. По предложению местного попа на средства верующих вскоре была построена на этом месте капличка, названая именем «святой». Капличка эта стоит и по сегодняшний день. В августе в день фэста к ней сходятся верующие с разных деревень района и даже области. В религиозном экстазе они целуют камни, к которым когда будто бы дотронулись ноги «святой заступницы» в день его таинственного появления на земле, пьют святую воду из «целебного» колодца2 и, понятно, платят соответствующее вознаграждение приходскому священнику» [1].
В другом материале появляется одна интересная деталь, которая ранее нам не встречалась. В 1965 году сообщалось, что «в д. Пацевичи Мостовского района продолжает пользоваться успехом у верующих камень (по преданию упал с неба), от которого якобы исходит полезное излучение и на котором имеется отпечаток «ноги божьей». 7 августа установлен праздник, на который собираются сюда для излечения больные и калеки» [14]. Увы, больше никаких сведений о том, что камень считался упавшим с неба, нам не встретилось, хотя в Беларуси такой мотив довольно распространен. Например, схожие легенды бытуют про камень возле д. Лопыри Дубровенского р-на Витебской обл., д. Подваришки Вороновского р-на Гродненской обл.3, д. Заозерье Октябрьского р-на Гомельской обл. и др. [19 №88, №133, №152].
А. Федутик на страницах «Гродненских епархиальных ведомостей» приводит свою версию всех вышеперечисленных событий. Со слов местных жителей, храм построен на болоте, и они этому дают следующее объяснение. Якобы в окрестностях жила девочка и под вечер она всегда замечала мигание огонька среди болота. Ее рассказам долго никто не верил, но, когда все-таки пришли посмотреть, что там такое, то нашли просто огромный валун, а на нем следочки. В то время как раз строилась церковь в д. Самуйловичи. Священник решил перевезти этот камень и положить его в фундамент. Запрягли волов, но они сначала вообще не могли сдвинуть его с места и только ценой неимоверных усилий все же притянули камень к месту строительства. Через некоторое время после этого священнику приснился сон, где к нему пришла Святая Анна и попросила, чтобы валун вернули туда, где он лежал. Сначала священник не хотел выполнять это требование, но когда заболел, то понял, что придется. Теперь уже запрягли коней и этого оказалось достаточно, чтобы сдвинуть с места валун и легко доставить его на болото [17].
На этом практически вся доступная информация об этом камне обрывается, если не считать упоминания о «святом месте локального значения» в статье В. В. Шейбака, причем о причине, по которой место стало таковым, почему-то не сказано ни слова [18]. Именно поэтому настоящей находкой стали для нас документы из фондов НАРБ в которых рассказывается о паломничествах к камню в 50-е – начале 60-х годов XX века.
Так, в письме заместителя председателя Совета по делам РПЦ при СМ СССР Белышева уполномоченному Совета по делам РПЦ при СМ СССР тов. И. Т. Макаренко от 17 июня 1952 года говорится о том, что4:
«Как известно, в дер. Пацевичи, Мостовского р-на, 19 августа совершается паломничество в связи с поклонением «святому» камню. Вам необходимо провести наблюдение и своевременно представить в Совет подробную информацию о том, как пройдет празднование этого дня, указав, какое примерно число верующих присутствовало, из каких мест они прибыли, наличие «нищих» и так называемых «юродивых», факты проявления фанатизма и т. д» [7].
Однако в этом письме содержались ошибки, на которые и указал в ответном письме, датированном 28 августа 1952 года, тов. И. Т. Макаренко:
«Я, уже сообщал Вам, что престольный праздник в дер. Пацевич[и] мостовского р-на бывает не 19, а 7 августа. В этот день я не мог выехать в Пацевичи для личного наблюдения, а договорился с председателем райисполкома тов. Чудиновым, что он обеспечит мне нужный материал по этому вопросу и только 26/VIII получил его. Зав. отделом сельского хозяйства Мостовского райкома партии тов. Посох в беседе сообщил, что 7-го августа он находился в дер. Пацевичи и имел возможность наблюдать поломничество к «Святому камню». Тов. Посох сообщил, что на празднике присутствовало больше 2,5 тысяч человек, и, как всегда, на таких сборищах присутствовало преобладающее большинство женщин, около 1500 человек. Несмотря на то, что 7 августа был рабочий день, период уборки урожая, возле церкви присутствовало молодежи около 500 человек. Детей школьного и дошкольного возраста было около 50 человек. Нищих и калек человек 25–30. Но в текущем году не было поломничества с других областей или республик, как имело место 5–6 лет тому назад. Однако и теперь накануне праздника на попутных автомашинах и пешком прибывали верующие в Пацевичи из дальних сельсоветов и соседних районов Гродненской области. По этому вопросу я еще беседовал с председателем местного колхоза тов. Предко Ф. П., который подтвердил сообщение тов. ПОСОХ. В день религиозного праздника местные колхозы не работали на уборке урожая [8]».
Позже, в Отчетно-информационном докладе за второе полугодие 1954 года, составленном уполномоченным Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Гродненской обл. И. Макаренко уже сообщил следующее:
«В Пацевичской приписной церкви Мостовского р-на 7 августа 1954 года, состоялся престольный праздник на котором присутствовало около 2-х тысяч человек в том числе женщины около – 1200 человек, мужчин человек 300, молодежи было около 400 человек, детей школьного и дошкольного возраста около – 100 человек. Священников соседних церквей принимавших участие в богослужении было 5 человек. В этом году торговых организаций с товарами и напитками на празднике не было. Паломничество в Пацевичскую церковь к так называемому «святому камню» – продолжается; там были несколько человек с Берестовицкого, Щучинского, Зельвенского и Желудокского районов, хотя с каждым годом количество верующих прибывших на этот праздник все уменьшается. Еще в 1949 году на престольном празднике в Пацевичах присутствовало около 5-ти тысяч человек. Причем даже из дальних мест, тогда еще многи[е] приходили пешком, а ближайшие приезжали на своих лошадях и возле церковной ограды создавалась как бы величайшая ярморка, которая постоянно заканчивалась пьянкой, а иногда и дракой. В 1954 г. такой ярморки не было» [9].
Но на самом деле уполномоченные выдавали желаемое за действительное. Как только власти чуть-чуть ослабили контроль, количество верующих сразу же возросло и в 1959 году, в специальной «Справке о местах нахождения так называемых «святых мест» и источников», составленной уполномоченным Совета по делам РПЦ при СМ СССР по БССР Г. Семеновым, говорилось, что в 1958 году к святому камню стеклось около 3 тысяч человек, то есть даже больше, чем в 1952 году, но все же меньше, чем в 1949 году [11].
В 1959 году в письме уполномоченного Совета по Гродненской обл. С. Голубина уполномоченному Совета по делам РПЦ при СМ СССР по БССР Г. И. Семенову приводились интересные подробности прохождения самого праздника «Явление Анны».
«Седьмого августа 1959 года в Пацевичской приписной церкви Мостовского района проводился религиозный праздник «Явление Анны», на который обычно стекалось с прилегающих районов области до несколько тысяч верующих. В этом году всязи5 с плохими метеорологическими условиями на праздник собралось около 1300–1400 человек, при чем около 600 человек из прилегающих Волковысского, Скидельского, Зельвенского районов. До утренней службы в Пацевичской церкви около 30–40 верующих женщин на коленях проползали вокруг церковного здания, читая при этом молитву и бросая деньги в щели фундамента церковного здания, а некоторые рвали траву церкви забирая ее с собой6. […] Считаю целесообразным в целях прекращения в будущем проведения крестных ходов вне церковной ограды вызвать к уполномоченному настоятеля Самуйловичской церкви и церковного старосту и запретить им проведение крестных ходов вне церковной ограды одновременно об этом потсавить7 в известность секретаря Митрополита по Гродненской области ПЕТРОВСКОГО для информирования по данному вопросу духовенства области [10]».
Однако в начале 1960-х годов эта старая традиция паломничества к камню подверглась серьезным испытаниям. Виной всему оказалось Постановление ЦК КПСС от 13 января 1960 года «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» и постановление СМ СССР от 16 марта 1961 года «Об усилении контроля за выполнением советского законодательства о культах». Контроль усилили и, вот, уже в 1961 году, Уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по БССР Г. Ковалев отчитываясь за работу, проведенную в 1960 году, не без гордости, замечал:
«Прекращено поломничество к «святым местам» в Гродненской, Бреской и Витебской областях. Эти места поломничества ликвидированы во всех областях республики, кроме Могилевской, где имеется еще одно «святое» место в дер. Клины, Славгородского р-на. Приняты меры к тому, чтобы в этом году ликвидировать последнее «святое» место в республике [12]».
Чтобы церковь не закрывали, местный священник сообщил властям, что возле церкви захоронены советские воины и партизаны и стал утверждать, что «сам по себе этот факт делает святую обитель местом поклонения». Однако этому не поверили и, как пишет М. Алексютович, «могилы тут на самом деле есть, но в них тлеют останки эсэсовцев и полицейских». Автор резюмирует, что «обращение к разным фетишам и «святыням», манипуляции с обновлением икон8 – явление довольно распространенное и в наше время» [1]. Несмотря ни на какие ухищрения, церковь в д. Пацевичи все же была снята с регистрации в 1961 году [1, 5]. А вскоре ее попробовали разрушить. Вот как вспоминает об этом Н. А. Тарыма из д. Пацевичи: «А потым, як гэта парцiя стала, так уже закрывалi эту церковь. Ой, то я сама бегала. малацiлi i жыта ў пароўку. То ўсе людзi папрыбягалi i парцейныя i польскiя, ўсе. […] Ён [человек, которому было поручено разрушить церковь] ужо залез на купал i ўжо трос зацягнулi, ужо машыну падганялi, только ўжо зачапiць, i ўжо купал гэты взарвется (?). Але забегалi людзi: оооооой! Гэта я добра помню. […] А тады нядзелi дзве пiльнавалi па-очарадзi людзi, днем i ноччу, бо, кажуць, зноў могут прыехаць i купал гэты знесцi»9.
Относительно появления камня рассказы информантов несколько различались между собой. «Гэта, мусiць, в цэсць тага камня i цэркаў пабудавалi. Там, мусi, явiлася Прысвятая Багародзiца»10. «Ну вот сначала явiўся этат камень, бальшой валун такой, а на этам камне пастаянна являлася сьвятая Праведна Анна. И вот… i там напротив… дом быў, две дзевачкі ўсё к ней бегалі, к этай сьвятой Праведнай. Ана гаварыла: «Сматрыце, вы прыхадзіце ка мне, маліцесь умесце са мной, но нікаму не гаварыце». Ну а эці радзіцелі настаівалі: «Што Вы ўроце?». Ну настаівалі: «Дзе вы цэлымі днямі прападаеце?». Ані і сказалі: «Мы бегалi к цёце». […] [В 1867 году] зацянул [батюшка камень] туда вот… у Самуйлавiчы. Яго паралізавала этага бацюшку. І сказалі: «Адцяні этат камень, і туда, дзе ён быў, і пастрой там цэркавь». Вот як паралізавала, ён тада адцянуў, этат камень…»11. «Как бабушка рассказывала, что на поле этот камень был. Это давным-давно было, замечали, что стали появляться свечи, видно огни, и слышал какое-то пение и вот, значит, ну, этот камень, значит, начали люди говорить и собрались, значит, построить церковь. Не эту, а собрались… батюшка затянуть в Самуйловичи. Стали тянуть – кони не тянут, и ничего не получается и вот тут не уверена, что-то… кароче… что-то не позволило убрать и, значит, сделали на этом месте12». «Я хоць i не помню, але помню толька гаварылi, што гэта як ступенькi. Ой, гэта даўным даўно, нi пры маёй памяцi, Мацер Божая з’явiлася на каменi. Вот. А потым той камень рос. А потым той камень на кускi… i ступенькi рабiлi»13. Сходное предание записала в д. Пацевичи и Л. В. Дучиц во время экспедиции Этноисторического центра «Явар» в 2015 году. Шавутько Мария Васильевна (1927 г.р.) рассказала со слов своего отца (Мохнач Василия Денисовича, 1895 г.р.), что в деревне был большой камень. Жили три девочки-сиротки. Им явилась Божия Матерь и учила молиться. Просила, чтобы они никому не говорили, но люди потом узнали. Священник хотел перевезти камень в д. Самуйловичи на строительство церкви, но во сне ему был приказ вернуть камень на место. Вернули и там построили часовню [20, №153]. Также исследователи записали, что возле часовни на дереве появилась икона, но в 2017 году во время экспедиции Проекта «Уфоком», мы не смогли найти никого, кто упомянул бы об этом [19, №184].
Так когда же камень оказался в основании церкви? М. М. Алексютович пишет «примерно про 1880 год» [1]. Так как церковь Рождества Богородицы14 в д. Пацевичи построена в 1867 году, то, вероятно камень попал в ее основание примерно в это же время, хотя в «Литовских епархиальных ведомостях», сообщавших об ее открытии, об этом ничего не сказано [4]. Часто указывается, что камень хотели использовать при строительстве церкви в Самуйловичах, однако год строительства церкви св. Николая Чудотворца в д. Дольные Самуйловичи – 1801, что не совсем вписывается в озвученный выше легендарный сценарий [4]. Скорее можно склониться к варианту, описанному в «Хронике церкви Св. Николая в Самуйловичах» священника Савы Кульчицкого. К сожалению, с самой Хроникой нам ознакомиться не удалось, поэтому сошлемся на цитаты из нее, приведенные в статьях В. Капризы и А. Сабостяна [3, 15]. Так, В. Каприза пишет, что 1853–1856 годы были голодными. «Много людей тогда умерло по причине холеры и много скота из-за отсутствия пастбищ и больших морозов. В 1857 году буря уничтожила посевы в соседних Парфеновичах и Заболоти. В Пацевичах стали происходить чудеса. Там лежал камень, где начала появляться св. Анна. Камень забрал поп Кульчицкий в Самуйловичи, но вынужден был вернуть на старое место. На том месте сложили каплицу» [3]. А. Сабостян дополняет это тем, что происходили эти события в середине XIX века и что св. Анна появлялась со свечкой в руках, но когда кто-то пытался приблизиться к ней, она исчезала. Камень же священник Сава Кульчицкий перенес в церковь д. Самуловичи, но после того как во сне ему явилась праматерь божья Анна, камень было решено возвратить назад. Раньше сюда прибывали верующие из многих населенных пунктов, ехали на подводах, шли пешком с одной целью – поклониться святой Анне [15]. Итак, наиболее вероятная дата происходящих событий – 1857–1858 годы, а с 1867 года камень уже мог находиться рядом с церковью и служить ее крыльцом или, частично, фундаментом. Хотя, в одном из источников год постройки церкви указан как 1876, это, очевидно, опечатка [16].
Несмотря на то, что к камню еще в сравнительно недавнем прошлом ходили тысячи человек, найти тех, кто об этом хорошо помнит, оказалось непросто. Дело в том, что сам праздник в день памяти Успения праведной Анны сохранился до наших дней и отмечается в ту же дату – 7 августа. Только вот камень теперь не является центральным элементом Крестного хода и упоминается как бы вскользь и то, если специально сакцентировать на этом внимание. Сами же верующие во время Крестного хода следуют из д. Самуйловичи в Пацевичи, где проходит Божественная литургия, по окончании которой процессия обходит вокруг церкви [2]. Вода же из следка на камне и сейчас считается целебной, но люди не говорят, что ходят именно к нему.
«Да я ўжо тут более 20 гадоў, але я не бачу там ніякога каменя, цяпер пахаранілі там нейкаго, ля таго каменя. [То есть не слышали, что там к нему ходят, да?] Так штоб хадзілі к каменю, я не чула. Мо цяпер і ходзяць»15. «[То есть вот крестный ход, который совершается 7 августа, он… как камень в нем задействован? То есть подходят ли к камню, или как?] Ну проста крэсны ход з Самуйлавічэй ідзе і сюда, ўстрэчаюцца здесь. Камень так ен… [То есть к камню сейчас не имеет место паломничество?] Ну да… у аснаўном… [Ну то есть крестный ход, когда бывает, то камень… о нем даже никто не вспоминает, получается?] Ну пачэму не ўспамінаюць? Успамінаюць! Прыкасаюцца, моляцца… да, усё!»16. «Гэта, мусiць, в цэсць тага камня i цэркаў пабудавалi. Там, мусi, явiлася Прысвятая Багародзiца. [А раньше ходили к этому камню?] I цяпер ходзяць! [К камню?] Ходзяць не к камню, там у нас есць праздник Прысвятой Анны. Там фэст. Я даўно туда хажу. З падростка. [А раньше этому камню как-то поклонялись?] Да, канешне. Тамака абычно ў том камню ёсць такая выемка… як дождж… тама заўсёды вада стаiць. То ўсе умываюцца ей. Бяруць. [...] Там гэта гавораць там есць слядкi гэтае Прысвятой Анны»17. «[Он все время был в том ганку?] Усе время, нам старыя тыя людзi паказалi, усе гэтакi гавораць, а як мы… тожа ж мы не помнiм… [Раньше прямо к нему ходили, к этому камню, поклонялись?] Не, не, не. Такога не было каб мы пакалнялiся, цi што, не. Там проста як дожджык пойдзе, у каго глаза баляць, у каго рукi ў гэтай вадзiчке мочаць там, прамываюць. А хадзiць мы туда не ходзiм. Проста да гэтай каплiчкi ходзiм у цэркаў. 7 августа… некалi яшчэ звалi фэст i цяпер. Прыстольный празднiк. I вот нас столько много людей i священников i все тамака»18. «[Какое раньше место камень занимал в церемонии?] У цэрэмонii ён нiчога не занiмаў. Там ужо ўсе знаюць як iдуць. I вакруг ходзяць там i моляцца. I ў пячоркi там ету… там капейкi кладуць. То ўсе некалi жабракi там хадзiлi, то немоглыя, то там гэтыя капейкi сабiралi. I абладавалi жэнншчыны, то яны малiлiся там за ўсiх…19.
На наш вопрос о том, считал ли кто-то камень упавшим с неба, был получен ответ: «Явілся… ну з неба так гавораць, но явіўся па-настаяшчаму. Явіўся ну… упаў. Можа так… па-настаяшчаму-та ён явіўся»20. В одном случае мы зафиксировали, что камень, наоборот, не упал, а вырос из земли: «Ну вот явiўся камень – вурос сам па сабе камень. З-за таго каменя сцянулі і што там плоха было для людзей, і яго назад паставілі, і там каплічку эту пастроілі»21.
Наши информанты сообщали и об исцелениях от различных заболеваний: «На самом деле чудо существует. Потому что я, допустим, в плане, что он как лечебный помогает для людей. Вот, когда дождик пройдет, там же крыльцо сделали и там тоже есть этот камешек. И этой водой я сама лично если какие-то образования где-то есть, то вот, значит, помолишься… я своему ребенку даже взяла набрала оттуда водички даже просто привезла домой тоже. Бородавки были, помазала… забудешь – пропадает22. «Я там ішоў, а там мужык кароў пасьвіў, я яго – што эта за мужыкі прыязджаюць? А ён гаворыць: «З Літвы!» …На «Волге» этай, яшчо раньшэ была, у iх дзіця забалела… ім падсказалі сюда, іменна сюда, вот гавораць прыехалі з залатой (?) ложачкай, бутылачкай […]. Яшчэ помню раньшэ тада, абрашчаліся к камню, намолены быў капітальна, намолены, ну прэдстаўце, сама Сьвятая Праведна Анна малілася там. Сама! Мама прысьвятой Багародзіцы! Эта ж …ана …кожны дзень малілася… Ён ж намолены быў! І есьлі с верай усё правільна прыкасацца, канешна ён ісцэліць і ўсё як паложана! Но шчас этага ж ніхто ж не дзелает… Мы ж усе такія умныя сталi»23. Иногда сам камень при этом не упоминается, а говорят «Ганна памагае»: «…Мужчына с Капачоў сядзiць i кажа: «А вы на Ганну ходзiце ў цэркаў?». А я кажу: «Оооой! Канешне, як эта не iсцi». Ён кажа: «Але ведаеце што – Ганна памагае». Гаворыць: «Мне балелi ногi, то я не мог хадзiць». То, кажа, у ночыю (?) узяў два калы i з каламi iшоў туды ў цэркаў. I кажа прыйшоў памалiўся, як меў, хоць праваслаўная церкаў, а я, кажа, католiк. Але як меў, так памалiўся, а да дому, кажа, ужо без калоў iду. I на мяне кажа, ты, Нiна, знай, што Бог е на свеце…»24. О том же пишет и прихожанка храма в честь Собора Всех Белорусских Святых (г. Гродно) А. Федутик: «А что место святое, так тому свидетельством является многие чудеса, которые происходят там. Рассказывают, что когда люди, у которых болят ноги, с трудом обходили даже закрытый храм, то получали избавление от своих мук» [17].
Все же остается открытым вопрос: ходили ли раньше люди 7 августа непосредственно к «святому камню»? В отчетах уполномоченных чаще всего упоминается именно камень, а сами информанты утверждают, что сейчас камень не занимает того места, которое ему было отведено раньше. С нашей точки зрения, объяснение этого может быть в том, что почти 30 лет камень посещали тайно и говорили про это шепотом: «Люди как-то так ходили к этому камню, не разглашали ничего про то, что они ходят. Тогда ж не разрешалось»25. Шепот оказалось сложно услышать далеко от Пацевичей и о камне стали понемногу забывать. С другой стороны, могло повлиять и отношение местного священника или епархии, ведь далеко не всегда почитание камня прочно вплетается в православную традицию, ассоциируясь у некоторых сугубо с языческими пережитками. В любом случае, когда Крестные ходы были возобновлены, то чудодейственному валуну-следовику в них было отведено куда как меньше места, чем раньше. И «святой камень», к которому в свое время приходило до 5 тысяч человек, ныне почти забыт, превратившись в святыню локального значения, которая плохо известна даже в Гродненской епархии. Но есть все шансы, что время камня снова придет, и о нем заговорят с новой силой.
Примечания
1. Двор Самуйловичи, колония Самуйловичи, церковное поселение Самуйловичи и Волки образуют Самуйловичи Нижние. Верхние Самуйловичи – отдельное поселение [3]. Также распространено написание д. Самойловичи, которое встречается на некоторых картах начала XX века.
2. По словам работника церкви в Пацевичах, в момент массового паломничества в колодце даже заканчивалась вода. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Предко Александра Васильевича, 1959 г.р., д. Пацевичи Мостовского р-на Гродненской обл.
3. Зап. И. Бутовым в 2016 году от Сомова Михаила Георгиевича, 1952 г.р., д. Подваришки Вороновского р-на.
4. Здесь и далее орфография источников сохранена.
5. Опечатка в документе.
6. По словам работника церкви в Пацевичах, сейчас траву тоже собирают, но в меньших количествах. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Предко Александра Васильевича, 1959 г.р., д. Пацевичи Мостовского р-на Гродненской обл.
7. Опечатка в документе.
8. Автором собрано минимум 3 истории об обновлениях икон в окрестностях д. Пацевичи и Дольные Самуйловичи.
9. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Таримы Нины Арсеньевны, 1931 г.р., д. Пацевичи Мостовского р-на Гродненской обл.
10. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Мандик Марии Ивановны, 1943 г.р., д. Самуйловичи Мостовского р-на Гродненской обл.
11. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Предко Александра Васильевича, 1959 г.р., д. Пацевичи Мостовского р-на Гродненской обл.
12. Зап. И. Бутов в 2017 году от женщины на автобусной остановке в д. Пацевичи, на вид 45 лет.
13. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Таримы Нины Арсеньевны, 1931 г.р., д. Пацевичи Мостовского р-на Гродненской обл.
14. Сейчас ее чаще называют церковью Святой праведной Анны.
15. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Савенок Марии Николаевны, 1936 г. р., д. Пацевичи Мостовского р-на Гродненской обл.
16. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Предко Александра Васильевича, 1959 г.р., д. Пацевичи Мостовского р-на Гродненской обл.
17. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Мандик Марии Ивановны, 1943 г.р., д. Самуйловичи Мостовского р-на Гродненской обл.
18. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Габец Ирины Григорьевны, 1939 г. р., д. Самуйловичи Дольные Мостовского р-на Гродненской обл.
19. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Мандик Марии Ивановны, 1943 г.р., д. Самуйловичи Мостовского р-на Гродненской обл.
20. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Предко Александра Васильевича, 1959 г.р., д. Пацевичи Мостовского р-на Гродненской обл.
21. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Савенок Марии Николаевны, 1936 г. р. и Цейкус Леокадии Альфоновны, 1945 г. р., д. Пацевичи Мостовского р-на Гродненской обл.
22. Зап. И. Бутов в 2017 году от женщины на автобусной остановке в д. Пацевичи, на вид 45 лет.
23. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Предко Александра Васильевича, 1959 г.р., д. Пацевичи Мостовского р-на Гродненской обл.
24. Зап. И. Бутовым в 2017 году от Таримы Нины Арсеньевны, 1931 г.р., д. Пацевичи Мостовского р-на Гродненской обл.
25. Зап. И. Бутовым в 2017 году от женщины на автобусной остановке в д. Пацевичи, на вид 55–60 лет.
Литература
1. Алексютовiч, М. Увiшныя папы i бестурботныя атэiсты / М. Алексютовiч // Лiтаратура i мастацтва. – 1962. – № 64 (1701). – С. 1.
2. Из жизни Гродненской епархии // Сайт Гродненской епархии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://orthos.org/grodno/gev/august2008/from_life.htm. – Дата доступа: 25.05.17.
3. Капрыза, В. Вёска Самойлавiчы i яе цэрквы / В. Капрыза // Культура Гродзенскага рэгiёну: праблемы развiцця ва ўмовах полiэтнiчнага сумежжа: зб. навук. пр. – Гродна: ГрДу, 2003. – С. 80–87.
4. Кулагiн, А. М. Пацэвiчы // Праваслаўныя храмы Беларусi / А. М. Кулагiн. – Мiнск: Беларуская энцыклапедыя, 2007. – 653 с.
5. Лютик, Д. Страницы истории / Д. Лютик // Сайт Гродненской епархии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://orthos.org/grodno/history/ch_close.htm. – Дата доступа: 25.05.17.
6. Матеріалы для изученія быта и языка русскаго населенія Сѣверо-Западнаго края. Собранные и приведенныя въ порядокъ П. В. Шейномъ. – Санктпетербург: Типографія Императорской Академіи Наукъ, 1893. – Томъ ІІ: Сказки, анекдоты, легенды, предания, воспоминанія, пословицы, загадки, привѣтствія, пожеланія, божба, проклятія, ругань, заговоры, духовные стихи и проч. – XX, 715 с.
7. НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 35. Л. 150. Письмо зам. председателя Совета Белышева уполномоченному Совета по делам РПЦ при СМ СССР тов. И. Т. Макаренко (№622с от 17 июня 1952 г.).
8. НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 35. Л. 151–152. Письмо уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Гродненской обл. Макаренко Совету по делам РПЦ при Совете Министров СССР (№11с от 28 августа 1952 г.).
9. НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 52. Л. 115. Отчетно-информационный доклад за второе полугодие 1954 г., составленный уполномоченным Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Гродненской обл. И. Макаренко (№2с от 11 января 1955 г.).
10. НАРБ. Ф. 951. Оп. 3. Д. 31. Л. 104. Письмо уполномоченного Совета по Гродненской области С. Голубина уполномоченному Совета по делам РПЦ при СМ СССР по БССР Г. И. Семенову (№112 от 8 августа 1959 г.).
11. НАРБ. Ф. 951. Оп. 4. Д. 17. Л. 15. Справка о местах нахождения так называемых «святых мест» и источников, составленная уполномоченным Совета по делам РПЦ при СМ СССР по БССР Г. Семеновым (№48с от 24 декабря 58 г.).
12. НАРБ. Ф. 951. Оп. 4. Д. 29. Л. 37. Отчетно-информационный доклад о работе Уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР по БССР Г. Ковалева за 1960 год (№2с от 9 марта 1961 г.).
13. Освященiе Пацевичской церкви, приписной в Самуйловичском приходе // Литовскiя епархиальныя вѣдомости. – 1867. – №24. – С. 1070–1077.
14. Причины существования и пути преодоления религиозных пережитков / Под ред. А. И. Залесского, Г. П. Давидюка, Е. С. Прокошина. – Минск: Наука и техника, 1965. – 194 с.
15. Сабасцян, А. Пацавiчы / А. Сабасцян // Зара над Нёманам. – 1998. – № 20 (6884). – С. 3.
16. Сабасцян, А. Царква ў Самуйлавiчах / А. Сабасцян // Зара над Нёманам. – 1998. – № 50 (6914). – С. 3.
17. Фядуцiк, А. Такое блiзкае i невядомае / А. Фядуцiк // Гродненские епархиальные ведомости. – 2002. –№ 9 (118). – С. 3.
18. Шейбак, В. В. Христианские традиции паломничества к святым местам у белорусов во второй половине XX века / В. В. Шейбак // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогii i фалькларыстыкi. – Вып. 2. – Мiнск: ВТАА «Права i эканомiка», 2007. – С. 432–436.
19. Экспедиции Проекта «Уфоком» (№88, 2010 год, №133, 2014 год, №152, 2016 год, №184, 2017 год).
20. Экспедиции Этноисторического центра «Явар» (№153, 2015 год).
Выражаю благодарность Людмиле Дучиц и Вадиму Алексинскому за помощь в работе над этим материалом.
Опубликовано: Бутаў, I. «Святы камень» з в. Пацэвiчы Мастоўскага раёна / I. Бутаў // Беларускi фальклор: матэрыялы i даследваннi. – 2018. – Вып. 5. – С. 288–298 (на бел. языке). Интернет-версия статьи публикуется с небольшими исправлениями и дополнениями.