Один из последних случаев иеротопии на острове Хортица
Остров Хортица, наибольший остров на Днепре, является объектом нашего исследования с конца 1990-х годов [2: 247−275]. За прошедшее время было выявлено достаточно фактов, свидетельствующих о том, что сакральность относится к одной из существенных характеристик острова. Островом Хортица заканчивается порожистая часть Днепра и, соответственно, компактный кластер святынь (в первую очередь, мегалитических). О некоторых сакральных объектах на Хортице и в Днепровских порогах мы сообщали в нашем докладе на второй конференции «Таинственная Беларусь» 16 января 2016 года [3: 211–238].
Необходимо отметить, что сакрализация острова Хортица, как и создание на нем новых сегментов сакрального пространства, вступила в очередную фазу в 1990-х годах благодаря провозглашению Украиной независимости. Открытие археологами мегалитических святилищ на острове в начале 1990-х годов можно считать одной из ключевых точек отсчета не только в истории изучения сакрального измерения Хортицы, но и нового этапа ее сакрализации.
По состоянию на сегодняшний день, остров Хортица, официально являющийся Национальным заповедником «Хортица», не имеет статуса абсолютной заповедности. Так как он входит в городскую черту Запорожья, на нем продолжает осуществляться хозяйственная, культурная, образовательная, рекреационная, религиозная деятельность, например, постоянно проживает более тысячи жителей города в пяти, двух и одноэтажных стационарных зданиях, функционируют профилактории, санатории, гостиницы, школа-интернат и другие объекты.
В этих специфических гибридных условиях и происходит иеротопизация1 Хортицы. Мы предлагаем выделить следующие ее составляющие:
1) музейно-археологическая. Благодаря этому направлению выявляются, исследуются, реконструируются и музеефицируются древние сакральные объекты (например, мегалитические святилища, курганы);
2) религиозно-конфессиональная. Ее представители принадлежат к той или иной религиозной конфессии, как правило, официально зарегистрированной. В сакральных целях используются реконструированные и музеефицированные объекты (например, мегалитические святилища, курганы), специально воссозданные объекты (например, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Историко-культурном комплексе «Запорожская Сечь»), возводятся новые сакральные объекты для религиозных целей (например, буддийская ступа) или же перепрофилируются жилые сооружения (например, Храм в честь апостола Иакова, брата Господня), а также используется существующий природный ландшафт острова (например, проведение праздника Купалы общинами родноверов);
3) стихийная, внеконфессиональная, крипторелигиозная. В большинстве своем представители данного направления не относятся к каким-либо официально зарегистрированным религиозным организациям или же, будучи верными той или иной религии, осуществляют сакрализацию хортицкого пространства, не прибегая к ее обрядовым практикам. Как правило, это те жители города Запорожье или же специально приехавшие туристы, которые ощущают притягательную силу и красу острова Хортица и его скалистых окрестностей. Благодаря чему, например, на правом берегу острова вдоль старого русла реки Днепр появились многочисленные специальные места-площадки для медитативных и эстетических созерцаний. В северно-западной части Хортицы находится вековой дуб, фактически являющийся мемориальным деревом. Своим отношением к дереву горожане не только напоминают о славянском святилище у многовекового дуба на острове, упомянутом в Х веке византийским императором Константином Багрянородным в трактате «Об управлении империей», но и сохраняют в современных условиях архаические истоки культа Мирового дерева.
В различных местах на Хортице фиксируется и религиозная символика (например, руны, мантра АУМ). На сегодняшний день нам не удалось установить причину ее появления: имеет ли она отношение к проведению каких-либо официальных обрядов, является проявлением творчества или же банального развлечения/баловства. В любом случае важно, что появляется именно религиозная символика. Встречается и несанкционированное возведение тех или иных сакральных объектов (например, менгиров). И в этом случае неизвестны мотивы сакрализации пространства и его исполнители.
Очевидно, что кроме трех выделенных вариантов в процессе сакрализации острова могут существовать и промежуточные варианты.
В настоящем докладе предлагаем рассмотреть неожиданно зафиксированный нами конкретный пример иеротопии, относящийся к стихийной сакрализации пространства на острове Хортица.
4 декабря 2017 года вместе с генеральным директором Национального заповедника «Хортица» Максимом Остапенко мы осматривали на острове северо-западный склон балки Генералка. Именно здесь, на одном из скальных гранитных уступов вблизи Днепра, 4 сентября 2016 года нами (Ю. Завгородний, С. Пашник) был обнаружен мегалит, вероятно, зооморфной формы. Балка Генералка примечательна тем, что, начиная с 2000 года, с перерывами, на этом же северо-западном склоне проводятся исследования крупного археологического памятника Генералка 2. Охарактеризовать данный археологический объект помогают уже предварительные выводы ее исследователей, в частности: «Возвращаясь к вопросу определения типа памятника Генералка 2, необходимо признать незначительным количество открытых архитектурных признаков, руководствуясь которыми, памятник на Хортице можно было бы зачислить в одну из трех археологических категорий (поселения, святилища, погребения). На данном этапе исследования, опираясь на результаты раскопок и анализа аналогий, наиболее логичным кажется сравнение памятника с круглыми святилищами, в архитектуре которых главный компонент – кольцевой, прерывистый ров» [4: 98]. В последней публикации, посвященной исследованиям Генералки 2, выводы авторов более конкретны. Они относят многослойный памятник Генералку 2 к огражденным святилищам типа causewayed enclosures, пишут о «существовании на территории исследуемой площадки особого пространства», которое «имеет ритуальный характер» и датируют его периодом 4340/3020–2800 – 2750–2500 лет до н. э. [5].
После того, как был осмотрен мегалитический объект, мы стали подниматься к тропе возле ближайшей лесопосадки, собирая по дороге иногда встречающийся мусор. Внезапно внимание автора привлекло дерево, на стволе которого что-то белело. Подойдя поближе, мы увидели лист бумаги приблизительно А6 формата с напечатанным на нем текстом (фото 1).
Приводим полный текст, размещенный на нем:
«Помогла мне – поможет и Вам!
Я тоже хотела бы поделиться своей историей. С удивительной целительницей Людмилой Юрьевной я познакомилась несколько лет назад.
Внутренний голос и сердце подсказали, что именно эта женщина мне поможет. На тот момент мы с мужем давно хотели иметь детей, но за семь лет совместной жизни завести ребенка у нас не получилось.
Куда только не обращались, но диагноз бесплодие звучал, как приговор. Я не могла смириться с этим, ведь всегда мечтала о большой семье, о детях и внуках. И тогда судьба свела меня с Людмилой Юрьевной. Я рассказала ей о своей проблеме, и целительница не отказала мне в своей помощи. Несколько месяцев работы увенчались успехом. День, когда я узнала, что беременна, был одним из самых счастливых дней в моей жизни. Связь с Людмилой Юрьевной мы не теряем и поныне. Она часто помогает нашей семье в решении многих вопросов.
Хочу обратиться ко всем читателям: никогда не отчаивайтесь, выход есть всегда – главное верить. Вы всегда можете обратиться к целительнице по телефону: 099-**-**-***.
Украина, Днепропетровская область» (фото 2).
На обратной стороне листа бумаги оказалось изображение Божией Матери «Троеручицы» (фото 3).
За все время своего посещения острова Хортица и наблюдений за изменениями ее сакрального пространства это была первая фиксация подобного объекта.
Нам не удалось связаться по указанному телефону с целительницей: никто не отвечал или же номер был занят. Хотя подобные попытки предпринимались неоднократно (периодически в течение нескольких месяцев). Соответственно, многие важные вопросы остались без прояснений, например, знает ли сама целительница о появлении подобных «иконок» (фотографических изображений) на Хортице? Когда впервые они появились на острове? В каких местах на Хортице их можно встретить? И почему именно в этих местах?
Вышеописанный объект мы рассматриваем как одно из проявлений иеротопии и относим его к разряду малых и недолговременных сакральных объектов стихийной направленности. Благодаря своей недолговечности и неустойчивости (крайняя зависимость от воли любого прохожего и погодных условий), подобные объекты довольно сложно фиксировать. Особенности нестандартного размещения «иконки» – возле тропы на дереве – вызывают аллюзию на появление чудотворных икон. Содержание же рекламно-целительского характера указывает на особенности ее современного применения. Очевидно, что данный объект более ориентирован на то, чтобы донести присущее ему послание, адресат которого находится вне пределов Хортицы, чем способствовать «укоренению» в пространство острова. Вместе с тем, нахождение «иконки» именно на территории исследуемого археологического объекта (предполагаемого святилища эпохи бронзы), возле одной из популярных созерцательных площадок и недавно выявленного мегалита, по-своему усиливает сакральность конкретного островного сегмента. И в тоже время ее появление расширяет список сакральных объектов острова2.
Благодаря описанному здесь случаю иеротопии, дальнейшие наши исследования изменений сакрального пространства острова Хортица, несомненно, будут включать поиск и наблюдение за появлением не только крупных и долговременных, но малых и недолговременных сакральных объектов с последующей фиксацией каждого отдельного случая. Вполне возможно, что такое сочетание позволит выявить пока что еще незаметные особенности и тенденции.
Открытым остается вопрос – насколько появление малых и недолговременных сакральных объектов (иеротопических проектов) является локальной хортицкой тенденцией, или же она присуща другим украинским и зарубежным сакральным местам (в первую очередь заповедникам)»3?
Сноски:
- Мы отличаем процесс иеротопии (иеротопизацию) от процесса сакрализации. Если в первом случае создание сакрального пространства, его сакрализация, связано с деятельностью человека, то во втором – и с явлениями природы.
- Любопытно отметить, что в декабре 2017 года на XV заседании семинара по сакральной географии “Запоріжжя. Україна. Світ”, проходившем в Запорожской областной универсальной научной библиотеке, было принято решение следующее заседание посвятить запорожским мемориальным деревьям. А уже на следующий день произошла встреча с довольно редким для Хортицы иеротопическим объектом, который был зафиксирован именно на дереве.
- Кратко о феномене почитания археологических объектов см.: [6: 36–38], об археологии и сакральной географии см.: [1: 43–64].
Литература
- Деверо, П. Древние святилища и великие мистерии прошлого. Загадки древних культовых сооружений / П. Деверо. – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 320 с.
- Завгородній, Ю. Ю. Сакральний вимір острова Хортиця (до постановки питання) / Ю. Ю. Завгородній, М. А. Остапенко // Культурологічні студії: зб. наук. праць. − К.: Видавничий дім: «КМ Academia», 1999. − Вип. 2. − С. 247−275.
- Завгородний, Ю. Ю. Пещеры в сакральном пространстве Днепровских порогов и острова Хортица / Ю. Ю. Завгородний // Таинственная Беларусь ІІ. Материалы конференции (г. Минск, 16 января 2016 г.). – Минск: Регистр, 2016. – С. 211–238.
- Тубольцев, О. В. Предварительные результаты раскопок экспедиции «Новая археологическая школа» памятника Генералка 2 / О. В. Тубольцев // Археологічні памятки Хортиці та їх музеєфікація. – Запоріжжя: Дике Поле, 2006. – Вип. 1. – С. 90–101.
- Тубольцев, О. В. Генералка 2 и causewayed enclosures: примеры отражения полярного мировоззрения древнего населения Европы / О. В. Тубольцев, С. Б. Радченко // Stratum Plus. Археология и культурная антропология. – 2018. – № 2. – С. 119–148.
- Шутова, Н. И. Историко-культурный ландшафт Камско-Вятского региона / Н. И. Шутова, В. И. Капитонов, Л. Е. Кириллова, Т. И. Останина. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2009. – 244 с.
Автор выражает искреннюю благодарность А. Лидову (Москва) и В. Шевченко (Киев) за консультации.
Об авторе: Юрий Юрьевич Завгородний (Киев), доктор философских наук, старший научный сотрудник Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины.
Данный доклад был представлен в заочной форме на конференции «Таинственная Беларусь-2018» 3 февраля 2018 года.