Загадочная Узденщина
3 июня прошла комплексная разведэкспедиция «Уфокома» по Узденскому р-ну Минской обл. У нас было несколько целей, в числе которых поиск очевидцев наблюдения неких огненных шаров в районе д. Лоша и Кривели, проверка слухов о якобы упавшем здесь некогда метеорите, а также сбор данных о чудесах, происходивших на границе между Польшей и БССР, проходившей до 1939 года как раз по Узденскому р-ну.
Шары в Лоше и свечения под водой
Несколько лет назад Александр Пивовар поделился с нами воспоминаниями детства, связанными с д. Лоша Узденского р-на. Случилось это около 20 лет назад (в начале 2000-х), незадолго до выпускного в школе. Вместе с ребятами (всего человек шесть) они занимались на турниках – все непьющие, спортсмены. Была осень, около 10 часов вечера. За турниками рядом с кладбищем находился небольшой болотистый пяточек леса. Люди туда особо не ходили – ни грибов, ни ягод там не было.
Александр первым обратил внимание на непонятное явление: из-за леса поднялся в воздух светящийся шар, по размерам сопоставимый с Луной, и завис в воздухе. Ребята опешили: ничего подобного они в жизни не видели. Шар повисел некоторое время в воздухе и опустился назад. «Настоящая» Луна находилась при этом с противоположной стороны. При этом одни считали, что шар распался на несколько фрагментов, другие – что он постоянно сохранял первоначальную форму.
Придя домой, очевидец расспросил родителей – не видели ли они в этих местах чего-то подобного? Самое интересное, что те рассказали об аналогичных историях, имевших место на дороге между д. Лоша, Кривели и Пырашево. Им было иногда жутко возвращаться из клуба, так как шары «сопровождали» их по дороге к дому. В настоящее время свидетель зависания огромного шара переехал в другое место и информацией о иных наблюдениях в том регионе не владеет.
Стоит сразу оговориться – дорога между д. Лоша, Кривели и Пырашево проходит рядом c Лошанским водохранилищем (создано на реке Лоша около пятидесяти лет назад). Как выяснилось уже во время экспедиции, именно к этому объекту привязана львиная доля всех сообщений. Так, нам удалось разыскать в д. Кривели женщину, которая вместе с подругой около четырех лет назад видела над водохранилищем огромный желто-красный шар.
Светлана Д.: «Эта мы шли з дачницай аттуда, ад кладбища. И вот там – прямо над озером. И вот там, дзе тут у нас озеро. Ну, такой шар, ну такой шар висел большой! И мы начали вот так приближаться, приближаться, говорим – давай посмотрим, а он как отдаляется. [А он как опустился или улетел?] Нет, он был в одной мере. Он не опускался, ничего. [А какого цвета он был?] Ну, более на Луну похож. Желтоватый такой, да, желтовато-красный. Это уже давно было… [Насколько он был большой? Сколько лун бы в нем поместилось?] Луны четыре бы поместилось».
Дачница, которую упомянула Светлана Д., в настоящий момент живет в Минске. Мы связались с ней, и она описала, что видела в тот день. С ее слов, Светлана ошиблась в некоторых деталях: во-первых, размер шара был гораздо больше, чем «четыре Луны» и сопоставим с «домом», во-вторых, цвет объекта был красный, а в-третьих, было это не четыре года назад, а около 7–10 лет назад т. е. в 2008–2011 году. Кроме того, шар, с ее слов, все же не висел, а опускался.
Нина Б.: «И мы идзем, павернули, и вы знаеце што, и такое… Ана гаварыць, што ў два-тры раза большэ Луны. Нет! Эта ей паказалась. Ано было знаеце как што… Ну, если девяциэтажны дома напапалам… Бальшое – на поў неба! Там унизу за рэчкай, бальшое, ну, как дом дерэвенски, дак ў два раза большэ. Но оно было не аранжэвае, а была как краснае такое: садилась – садилась – садилась. И пака мы з гэтай гары спусцились, эта исчезла».
Интересно, что ранее, в начале 1960-х годов, на том же самом месте, женщина уже сталкивалась с точно таким же шаром. Правда, тогда еще не было водохранилища, а на его месте располагалось обширное болото. В тот вечер Нина Б., еще будучи молодой девушкой, допоздна задержалась в клубе. Шла домой одна, но, когда переходила через мост, на окраине деревни, внезапно почувствовала, что кто-то за ней идет или пристально смотрит ей в спину. Подумала, что кто-то из молодых людей за ней шел, но, оглянувшись, увидела огромный красный шар – и по цвету, и по размеру сопоставимый с описанным выше. Когда пришла домой, он еще был виден, от этого стало так страшно, что пошла к соседке. После этих двух историй стала бояться Луны, теперь, когда полнолуние, она тщательно завешивает шторы…
Еще одна жительница д. Кривели, Наталья А., вспомнила, что однажды люди судачили о том, как доярки вышли на работу и где-то «над Костюками» видели какие-то шары. Костюки – это деревня рядом с Кривелями и Лошей. Увы, каких-либо подробностей Наталья вспомнить не смогла. А вот ее муж, работавший почти семь лет егерем, никаких шаров не видел, но рассказал, что примерно в 1992–1995 годах многие рассказывали, что под водой Лошанского водохранилища появлялись какие-то светящиеся огоньки, распространяясь во все стороны «ручьями». Он также сообщил, что на озере имеется организованное место отдыха, где не так давно запускали большой надувной воздушный шар и предположил, что наблюдения последних лет могут быть связаны с этими запусками.
Схожее мнение высказал и В. Литвинов из д. Кривели. Этой зимой над водохранилищем он наблюдал «какую-то ерунду». Медленно и плавно по одной и той же траектории надо льдом пролетело что-то светящееся и затухло на противоположном берегу. Повторилось это три раза, причем объект взлетал и пропадал в одном и том же месте. Сын очевидца позже предположил, что это запускали «китайские фонарики» из туристического комплекса, находящегося на берегу.
Чтобы проверить эти предположения, мы подъехали и в сам комплекс, где переговорили с его администратором. Со слов девушки, их заведению всего около трех лет, но при ней ни разу никто не запускал китайских фонариков и она про это не слышала. Воздушный шар действительно запускали, но только один раз в районе д. Загорщина, почему-то этот «аттракцион» тут так и не прижился. В любом случае, основной массив наблюдений шара, схожего с Луной, был еще до того, как заведение на берегу открылось и частично – до того, как возникло само водохранилище.
В 6 км от Лоши расположена д. Валерьяны. С ней связано еще одно наблюдение, которое в 2017 году записал в д. Новосады Дзержинского р-на координатор Поисково-исследовательской группы «Стрела» М. Астрейко. Леонид Иванович и его супруга рассказали исследователю о том, что в конце 1980-х или начале 1990-х годов их сын ехал на последнем автобусе в Слуцк. Около 10 часов вечера, на подъезде к Валерьянам, он заметил, как что-то мигающие движется прямо на автобус. Водитель остановил транспортное средство и люди увидели, как над автобусом пронесся огненный шар. Как выглядел этот шар, и был ли он похож на те, что видят в районе Лоши, история умалчивает...
В ходе поездки мы записали и несколько спорадических сообщений об «огне» в небе. Так, в д. Борки, Таиса Р. рассказала, что ее соседка вечером видела какой-то «столб огня» на северо-востоке. Произошло это около 5 лет назад, то есть около 2013 года. А Валентина К., из этой же деревни, утверждала, что «старые люди» раньше часто показывали в небе какие-то огненные шары, но самой женщине их не довелось увидеть.
Последним наблюдением, которое мы зафиксировали в разведэкспедиции, был случай появления НЛО в г. Узда в 2006 или 2007 году. По рассказу Ланы Пивовар, никак кроме как «это» она его назвать не может. Объект был продолговатой формы, но не очень длинным, скорее он был похоже на немного вытянутый овал. Цвет его девушка точно вспомнить не смогла, но склоняется к тому, что он был желто-оранжевым. Висел неподвижно примерно в той точке, где сейчас построили магазин «Евроопт». Вспомнила, что сразу стала искать на небе Луну, но та оказалась в другой стороне. По словам нашего информанта, НЛО не был похож на какой-то отсвет или отблеск, у него был однородный цвет и четкая форма. Небо было вечернее, не ночное, было не так уж и темно, наверняка его видел кто-то еще из жителей города. Удалось сделать фотографию на довольно примитивный мобильный телефон с камерой. Но, к сожалению, он давным-давно сломался, а картами памяти они тогда еще не пользовались, поэтому фотографии с мобильника не сохранились.
Метеоритный край
Так как метеоритика входит в число интересов «Уфокома», мы не могли пройти мимо одного интересного упоминания, которое не встречалось нам ранее. Писатель и краевед В. Н. Киселев (род. в 1931 году), в своих книгах пишет об эпизоде, о котором, как оказалось, никто из специалистов не слышал: «Есть мнение, что наши предки поклонялись так называемым тектитам – оплавленным плоским камешкам, которые выпадают из межзвездного пространства на землю, и клали их на могилы. Например, в Борках, как свидетельствует А. Махнач» [4]. Алесь Махнач – также узденский писатель и краевед, ныне уже покойный. Если бы описанное выше подтвердилось, мы бы стали свидетелями уникальной для Беларуси традиции, аналогов которой ранее в нашей стране просто не выявлено.
Для начала возник вопрос: в какой именно из книг А. Махнача фигурирует этот эпизод? Увы, анализ доступных в библиотеках работ писателя не позволил найти хоть что-либо похожее на это описание. Не помог даже сын краеведа, который никогда не слышал от отца чем-либо подобном. Как оказалось в итоге, эти данные А. Махнач сообщил В. Н. Киселеву при личном разговоре, о чем нам удалось узнать у самого Владимира Николаевича (который в этом году отпраздновал свое 88-летие!). Но каких-либо еще подробностей он вспомнить не смог.
Использование частей метеоритов в лечебных целях известно по нескольким упоминаниям в литературе. Как пишет Е. Л. Кринов, простолюдины, чтобы предохранить себя от нападок дьявола, толкли в порошок части аэролита (так тогда называли метеориты) Каанде, упавшего в Эстонии на острове Саарема в 1855 году, и глотали его. На момент выхода книги (в 1948 году) Кринову еще довелось сталкиваться со случаями использования метеоритов в далеких и глухих уголках СССР в качестве амулетов или «целебного» средства [6]. В свою очередь, В. Мангардт пишет о том, что в Клейн-Каце (ныне территория Польши) одна жена могильщика, которую и католики, и протестанты приглашали к роженицам, говорила ему о том, что «дает женщинам для облегчения родов осколки камня, упавшего с неба во время грозы» [7].
На территории Беларуси такими камнями, ошибочно принимавшимися за «упавшие с неба» или возникшие из-за удара молнии, издревле считались окаменевшие остатки морских организмов (чаще всего белемнитов, реже морских ежей и др.), которые в народе назывались «Чертовыми пальцами», «Перуновыми стрелами», «сплавнями» и т. п. Порошком из таких камней часто заживляли раны и защищались от заговоров. Теоретически можно пойти дальше, и полагать возникновение узколокальной традиции, связанной с принесением таких «небесных камней» на могилу (или положением в гроб к умершему) как некого оберега. В этой интерпретации совсем не обязательно искать некий метеорит, хотя В. Н. Киселев тут предполагал, что эти тектиты в район деревни принес упавший «около 150 тыс. лет назад в 35 км от Борок» у д. Пуково (Комсомольск) «ледниковый метеорит-валун». Видимо, тут имеется в виду метеорит Гресск (фрагмент которого был найден в 1954 году). Можно вспомнить и о Столбцовском метеорите, до которого от Борок чуть дальше – около 50 км. Но его падение, вероятно случившееся в конце XIX века, вполне могло породить новый виток суеверий так как произошло среди бела дня, некоторые в этот день даже сообщали о «втором солнце».
Оставалось только поговорить с местными старожилами и узнать, сохранились ли в народной памяти хоть какие-нибудь отголоски такой традиции? Ведь на какие же то источники опирался А. Махнач, уроженец соседней с Борками д. Заболотье... Однако здесь нас ожидала полная неудача: никто Борках и прилегающих к ней деревнях о такой «традиции» никогда не слышал. Нам повезло даже разыскать в Заболотье Людмилу Махнач (1924 г. р.), родную сестру А. Махнача, но и она не смогла подтвердить или опровергнуть вышеупомянутых сведений. Нет ничего, хоть отдаленно напоминающее «оплавленные плоские камешки» и на местном борковском кладбище.
Вероятно, если такая традиция или какая-то ее вариация, пусть и неверно понятая или интерпретированная краеведами и была, то ныне все воспоминания о ней у местного населения утрачены. Конечно, в 1960–1970-е годы еще могли быть живы очевидцы падения столбцовского метеорита, дождь из фрагментов которого в свое время «накрыл» Беларусь. Эти люди могли поделиться воспоминаниями о своих находках и использовании их с А. Махначом.
Так можно ли поставить точку в этой истории?
Во время нашего опроса местного населения, нам удалось узнать, что существует легенда о неком метеорите лежащем в треугольнике Борки-Свиталовка-Заболотье. С тем, кто это рассказывал изначально, нам встретиться не удалось, информация дошла через «третьи руки» и, вполне возможно, в несколько искаженном виде. Кроме того, несколько лет назад в «Уфоком» уже поступали данные о лежащем в Узденском районе метеорите...
Есть и еще одно место на Узденщине, в представлении местного населения связанное с падением метеорита. Оно расположено неподалеку от д. Барвище и носит название Церковище. Представляет оно из себя круглую яму, диаметром около 50 м и глубиной около 5 м. По преданиям, на этом месте стояла церковь, которая потом провалилась под землю. Существует мнение, что здесь было древнее языческое капище. Вот что о «яме» писал В. Н. Киселев: «Церковищем заинтересовался доктор геолого-минералогических наук Э. Левков, который имел намерения провести тут детальные исследования. По слухам, на берегах кратера когда-то стояли каменные столбы, которые выглядели как человеческие фигуры. Потом их, будто бы, вывезли под фундамент домов и подвалов» [5]. Современный городской фольклор утверждает, что эти «каменные столбы» находили здесь еще в XX веке. Хотя нужно подчеркнуть, что члены существовавшей в Беларуси комиссии по метеоритам, ни о каком «метеоритном кратере» в этом районе не слышали, что было бы маловероятным окажись он там на самом деле.
Позволим себе смелось высказать и еще одну версию. В 10 км от Борок, у д. Гостбище, известен почитаемый Святой Камень, который по преданию исцелял от многих болезней. Он выглядит довольно необычно (согласно последним данным геологов, это метаморфизованный гранито-гнейс с ксенолитами диорита), а похожие камни часто в Беларуси считали упавшими с неба (например, в д. Подваришки Вороновского р-на Гродненской обл. и д. Лопыри Дубровенского р-на Витебской обл.). [9]. Наиболее полно удалось проследить историю с камнем у д. Подваришки, который с XIX века считали метеоритом, но нашей экспедиции в 2016 году удалось это опровергнуть. Не мог ли и камень у д. Гостбище, или какие-то его осколки, также считаться упавшим с неба? И не мог ли он в свое время стать «родоначальником» какой-то традиции, сродни описанной В. Н. Киселевым?
Камни и легенды
Кроме камня в Гостбищах, о культовых камнях в окрестных деревнях было практически ничего не известно. Между тем, А. Махнач, в изданной им книге с описанием села Заболотье, рассказывает сразу о трех, а еще о нескольких нам удалось узнать из нескольких различных источников.
По данным краеведа, между д. Борки и Заболотье в урочище Кунцы (другое название – Старина) лежал большой камень, который называли Святым или Вяликим [8]. Кроме этого, где-то неподалеку находились еще Малый и Гнилой Камень. Когда строили дорогу Валерьяны-Узда, то их уничтожили. Примечательная особенность Гнилого камня – он крошился, если к нему прикоснуться, возможно, своим внешним видом он напоминал гостбищанский и ему даже могли приписывать свойства «упавшего с неба»? Последнее лишь наша догадка, не более того.
Из этих трех известных валунов первоначально уцелел только Святой камень. Немного сведений про него удалось собрать исследовательнице белорусской мифологии И. Климкович. Камень был большой и плоский в верхней части. Дети-пастушки, когда пасли скот, разжигали наверху камня костер. Взрослые их за это гоняли – ведь нельзя же такое делать на «Святом» (записано И. Климкович в 2001 году в д. Заболотье от Алены Махнач, 1921 г. р.). Этот камень, возможно, был посвящен обрядам, которые проводили с домашними животными. Нам в экспедиции также рассказали некоторые подробности об этом камне. На нем была выемка, напоминающая ладонь, которую якобы оставил Иисус Христос, прислонивший к камню руку. Святому Камню носили букетики цветов, оставляя на камне (записано автором в д. Заболотье от Лидии Махнач, 1924 г. р.). По местной легенде, когда уже просверлили в нем дырки и хотели взорвать, из леса вышла женщина в белой одежде и сказала: «Камень святой. Все, кто будет над ним издеваться, будет страшно наказан». Сказала и исчезла. Сам А. Махнач считал, что так пастухи, наверное, хотели припугнуть местную детвору, чтобы больше не раскладывали на этом валуне костров [8]. Позже нам стало известно, что камень все-таки взорвали и к настоящему времени он не сохранился…
Но неподалеку от заболотского Святого Камня, как оказалось, было еще несколько почитаемых камней. Один из них был связан со Святым (его название не сохранилось). Его в 2001 году также посетила И. Климкович. По размеру он был значительно меньше Святого и никаких «отметин» на его поверхности выявлено не было. К этому камню подгоняли животных (домашний скот) на выпасе. Там окуривали их и старались сделать это так, чтобы животное потерлось об этот камень каким-либо боком. Это считалось лекарственным средством от кожных болезней у животного. Людям нельзя было подходить к камню без подношений-пожертвований. Поэтому, женщина, которая показала этот камень И. Климкович, нарвала в своем палисаднике цветов и положила их на камень. Случайно или нет, но чуть поодаль от камня расположен карьер, табличка на котором гласит, что здесь захоранивали животных, умерших во время эпидемии…
Еще один камень, называемый, Спасителем (или Божьим Спасителем) был открыт уже непосредственно 220 экспедицией «Уфокома» в 2018 году [9]. Интересно, что о нем о не упоминал ни Махнач, ни информанты, опрошенные в 2001 году И. Климкович. Как нам сообщила Соня Буко (1942 г. р.) из д. Заболоть: «[К камню] Хадзiлi малiцца, вот як непарадак якi, у людзей што-та вот… Забалеў хто сiльна, цi што, дак вот яны хадзiлi малiцца».
Нина Борисовна Рыбакович (1939 г. р.) провела нас к самой деревенской святыне. Камень лежит в мелиоративном канале и, по всей видимости, сброшен туда мелиораторами еще в 1950-х годах, когда, по словам местных жителей, «спрямляли Неман». Но даже после этого он не потерял своей значимости – возле него молились о дожде, всеобщем здоровье и счастье, чтобы не было пожаров и наводнений. Ритуал, записанный нами, включал несколько составных элементов: когда долго не было дождя, вначале шли на камень, захватив с собой икону, мак-видук, полотенце и святую воду, где просили Божьего Спасителя о дожде и читали молитвы. Потом шли к девяти колодцам, сыпали в них мак и лили святую воду, причем делали это молча, ни с кем ни говоря. По другой версии, вначале обходили колодцы, а потом шли к камню.
Подобных камней чрезвычайно мало в нашей стране, так что эта находка, без сомнения, уникальна. Наиболее известный «погодный камень» расположен у д. Кременец Логойского р-на. Он несколько раз обследовался «Уфокомом». Другой подобный камень искала наша экспедиция в д. Ясень Пружанского р-на Брестской обл., но подтвердить данные литературы не смогла [3, 9].
Граница чудес
Еще одной задачей нашей разведки был сбор данных от местных жителей о чудесах. Ранее, в рамках проекта «Ареал чудес» мы выявили в Беларуси участки, наиболее подходящие для дальнейших поисков подобных сведений [1]. Одна из таких перспективных зон как раз расположена в Узденском р-не. Из различных источников было известно о десяти фактах чудес, происходивших здесь в разные годы в д. Пасечная, Судки, Лоша, Валерьяны, пос. Смолярня и др. Несколько подобных случаев мы зафиксировали в этом году, во время разведки по Копыльскому и приграничью Узденского районов (в д. Каменое и Жачково).
Почти все эти населенные пункты лежат в пределах бывшей границы межу БССР и Польшей (проходившей здесь до 1939 года). На этом меридионально ориентированном участке мы можем ожидать обнаружения данных о чудесах, относящихся к нескольким волнам, в первую очередь, к началу 1950-х годов. Но так как в других районах Беларуси в пределах этой полосы (например, Вилейском и Воложинском), чудеса начали фиксировать и в 2000-е годы, вполне закономерно было предположить, что здесь также существуют невыявленные ранее случаи современных обновлений, миро- или кровоточений икон.
Наши догадки стали подтверждаться еще при обследовании приграничья Узденского и Копыльского районов, где в д. Каменое обновление иконы в доме у местной жительницы произошло после 1967 года. В этот же раз нам удалось зафиксировать, что в д. Заболотье такое событие имело место буквально несколько лет назад, в 2014–2015 годах. Также мы записали несколько историй о чудесах, относящихся к послевоенному времени и имевших место в г. Узда и д. Борки. В последнем случае местные жители «отыгрались» на дочке председателя сельсовета, который в 1950-х годах сломал и растоптал обновившуюся икону…
Таким образом, с нашей точки зрения, стоит продолжать обследование перспективных в плане обнаружения новых данных по интересующим нас фактам чудес районов в переделах существовавшей некогда Белорусско-Польской границы. С учетом вновь открывшихся обстоятельств, мы планируем обновить задачи проекта «Ареал чудес», включив их в программу на 2018–2019 годы.
Литература
1. Бутов, И. С. Ареал чудес: волны обновлений икон в XIX – первой половине XX века / И. С. Бутов. – Минск: Колорград, 2018. – 168 с.
2. Гайдучик, В. Были и небыли Беловежской пущи / Гайдучик В. // Уфоком [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ufo-com.net/publications/art-7710-byli-i-nebyli-belovezskoj-pushci.html. – Дата доступа: 02.12.2014.
3. Гайдучик, В. Отчет о посещении кременецкого «святого камня» / В. Гайдучик // Уфоком [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ufo-com.net/publications/art-3816-otchet-o-poseschenii-kremeneckogo-sv-kamnya.html. – Дата доступа: 10.09.2006.
4. Кісялёў, У. М. Наднёманскімі пуцявінамі / У. М. Кісялёў. – Мінск: В. П. Ільін, 2009. – С. 174–175.
5. Кісялёў, У. М. Пуцявінамі Наднямоння / У. М. Кісялёў. – Мінск: Полымя, 1994. – С. 188–191.
6. Кринов, Е. Л. Метеориты / Е. Л. Кринов. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948. – С. 220–234.
7. Мангардт, В. Практические последствия суеверия / В. Мангардт // Живописное обозрение. – 1879. – № 2. – С. 31.
8. Махнач, А. Забалацце / А. Махнач. – Минск: Выд. В. Хурсік, 2004. – С. 7, 43.
9. Экспедиции Проекта «Уфоком» № 20, № 88, № 133, № 152, № 184, № 220.
За помощь в подготовке этого материала автор выражает благодарность И. Климкович, В. Винокурову, М. Астрейко и др.