Тайны Баварского леса

Исследователи непознанного все чаще обращаются к древним легендам и свидетельствам наших предков, которые являлись авторами необычных преданий и народных верований. Последние зачастую были основаны на фактах, но, дожив до наших дней, они стали интерпретироваться как вымысел и суеверия тех времен. Аркадиуш Чая собрал интересные истории, относящиеся к Баварскому лесу, которые, как оказывается, просто пронизаны событиями паранормального характера. Это истории о световых явлениях, гномах и демонах-упырях, которые вторгались в обыденную жизнь людей, сохранивших множество рассказов такого типа.

Баварский лес расположен в юго-восточной Германии на границе с Австрией и Чехией. Связанные с ним легенды всегда были пугающими, и люди не горели желанием глубоко проникать на его территорию, где земли были неплодородными, а зимы начинались раньше и были более продолжительными по сравнению с соседними регионами (в связи с существенной разницей в высотах над уровнем моря). Земли вокруг Дуная были заселены издавна, здесь возникли деревни и большие города, а Баварский лес, расположенный в нескольких десятках километрах далее, еще сотни лет ожидал, когда тут появятся первые поселения. Легенды сообщали о чудовищах, упырях и гномах в этих местах. Здесь до сих пор отмечается праздник "Двенадцати", посвященный изгнанию духов (в настоящее время эти обряды более популярны нежели лет 20 назад ввиду развития туризма).

Баварские рассказы тесно привязаны к конкретным личностям и местам, которые ныне еще можно локализовать. Правда, эти люди уже умерли, но их потомки помнят о том, что рассказывали им деды, и не скрывают ни имен, ни мест событий. Конечно, в регионе, где католичество имело крепкие позиции, все интерпретировалось в соответствии с религиозными представлениями. Не сложно заметить, что на общем фоне этих рассказов заметен некий "грозящий перст", наставляющий, чтобы люди следовали правильному жизненному пути, иначе они могут угодить в руки дьявола. Если кто-то погибал при странных, невыясненных обстоятельствах, то он просто должен был быть грешником или, как минимум, состоять с дьяволом в некоем сговоре. Эти рассказы были предостережением и не только для детей. Если говорить о местах описываемых событий, то, как правило, это были строения, стоявшие не в центре, а на периферии поселения, - зачастую мельницы. Утверждалось даже, что каждый мельник имел свою черную книгу, в которой содержались заклинания. Как можно было ожидать, мельницы всегда ставились в отдалении от других построек, как ввиду опасения перед взрывом мучной пыли, так и ввиду веры людей в то, что на них происходит нечто неестественное.

По-другому обстоит дело с летающими огнями, которые наблюдались чаще всего над озерами и болотами, либо в непосредственной близости от так называемых "totenbretter" (деревянных таблиц). Последние часто ставились у въезда во владения и должны были напоминать об умерших, что здесь некогда жили. Говорят, что эти блуждающие огоньки являются ничем иным, как душами умерших - так называемыми "бедными душами", которые пока еще не попали "на тот свет". Достаточно было помолиться или перекреститься, чтобы они исчезли. В рассказах 100-150-летней давности полно упоминаний о таких бледных огоньках. Одних они пугали, а другим даже помогали, как в случае с возницей, который темной ночью вез товар в Шварцах: "Когда ветер погасил фонарь, он заметил, что перед его повозкой висит огонек, который постоянно находился на одном и том же расстоянии независимо от того, быстро или медленно шли лошади. Когда он достиг Шварцаха, то с облегчением произнес: "Спасибо, Господи, что мне светил", на что услышал в ответ: "Слава Богу, что спас меня..."

Немецкие "totenbretter"
Немецкие "totenbretter"
 

В лесу между Эденхофом и Шёнбюлем, принадлежавшем господину Баху, особенно в месяцы, когда на дворе рано темнело, очень часто наблюдались блуждающие огоньки. Иногда они следовали за людьми, спешащими домой, иногда их видели парящими в воздухе между деревьями. Люди рассказывали, что с теми, кто начинал при этом молиться, ничего плохого не происходило, а те, кто их проклинал, могли увязнуть в болоте, потерять головной убор и долго еще слышать стоны "бедных душ".

"Однажды селянин из Харпфена застрял в полной темноте в лесу по дороге в Парсдорф, потеряв колесо. Когда он размышлял, как целым выйти из этого положения, внезапно появился огонек, который его сопровождал так долго, что он смог отыскать свое колесо и установить его обратно. Селянин был так обрадован, что многажды выразил свою благодарность и тогда услышал голос, который сказал: "Слава Богу, теперь я спасен".

В очередном случае с подобными огоньками нельзя исключить, что свидетель находился в изрядном подпитии. "В одну воскресную ночь фермер из Бургхаузена засиделся в корчме в Денгберге. Было уже за полночь, и кроме него здесь уже никого не осталось. Хозяин заведения и его жена, видя, что он не собирается покидать их, в конце концов, силой выперли его наружу и закрыли дверь на замок. Посетителю ничего не оставалось, как направиться по направлению к своему дому. Не уйдя далеко, он прилег у хлева, чтобы немного вздремнуть. В определенный момент он проснулся и увидел, как по окрестным полям пляшут огоньки. Было их более двадцати, а то и того более. Огоньки образовали вокруг него круг, который, как создалось впечатление, начал сжиматься. Запаниковав, он подумал, что ему пришел конец, и начал молиться св. Марии и другим святым, имена которых приходили ему на ум. Перепуганный, он как-то выбрался из этого круга огней и тут услышал громкий звук, после чего огни исчезли, будто бы их и не было. Кое-как он все же добрался до своего дома. Люди говорили, что с того события минуло много времени, прежде чем этот человек вновь отважился посетить корчму в Денгберге".

Танцующие на полях огоньки
Танцующие на полях огоньки
 

Интересное сообщение удалось получить от г-на Виттенцельнера. Этот человек - рослый как медведь, и сложно было бы подумать, что он может чего-то бояться. "Впервые с "бедными душами" я столкнулся во время отпуска уже после войны - недалеко от монастыря в Ринднах. Я шел по лесной дороге, было уже темно, а около дороги висело нечто светящееся, большое как ведро. Я подумал, что зря выбрал именно эту дорогу, а не другую, более длинную. Мне уже не раз доводилось слышать об этих огнях, но еще никогда не приходилось такого видеть. Мне и так необходимо было пройти около огонька и увидеть, что за ним находится. Я снял свой плащ и, минуя огонек, замахнулся, чтобы его отогнать. Но что это? Этот огонек оказался веткой дерева. Это старая гнилая ветка так светилась? Я почувствовал себя глупо оттого, что так обманулся. С этого времени я насмехался над людьми, которые видели "бедные души", но только до своей следующей встречи. Местом событий стал мост между Зоммерау и Лангхольцем. Старики говорили, что в этой болотистой местности некогда располагались поселения, так как время от времени здесь находили остатки старых стен. Одной ночью я возвращался от товарища, с которым служил в армии. Я уже издалека заметил этот огонек, размеры которого я сравнил с шаром для игры в боулинг, а вокруг него распространялось голубое свечение. Я даже не боялся. Обойти вокруг все равно не получалось, так как везде было болото. Я подумал, что не помешает прочесть молитву, а то и две, за себя и за бедную душу. Я приблизился к огоньку на 3-4 шага, когда он начал движение и поплыл предо мной как фонарик. Когда я останавливался, останавливался и он, когда я шел дальше, двигалось и он. Когда мы прошли мост, шар взлетел вверх и удалился в направлении леса. Недалеко я увидел дом Михла, а он сам стоял в дверях. "Слава Богу, что в это время я встретил еще человека", - сказал я ему. "А что? Огонек на мосту тебя напугал? Мы не боимся, мы видим его каждую ночь. Неизвестно, как долго эта душа должна еще блуждать, так как еще наши предки с ней встречались". В последующем, когда были осушены болота, в окрестностях моста нашли скелет, а также прилично заржавевшее оружие, шлем и меч. Все это закопали на ближайшем кладбище, и с того времени, вроде, здесь перестали видеть этот блуждающий огонек".

Петер Дитл вспоминает, что их дом, где он вырос, стоял на месте старого кладбища. "У нас в доме постоянно что-то происходило, всегда что-то трескалось, билось, порой ночью мог раздаться громкий звук удара, будто мебель опрокинулась. Моя мать в этих случаях со страхом вставала с кровати, чтобы проверить, но все всегда было в порядке. Один раз мы видели слабенький огонек, которой выплыл из подвала и после короткого полета пропал. Некоторое время спустя умер мой отец. Мама тогда сказала, что этот огонек появился у нас, чтобы предречь смерть папы".

В более позднее время подобные сообщения практически не встречаются. Или "бедные души" уже не светят, ибо люди перестали в них верить? Не известно. Определенно, уже нет столько болот, как ранее, но если это действительно были души, то на деле они не нуждались бы в никаких влажных или лесных территориях, чтобы иметь возможность показываться людям.

Другие интересные рассказы касаются странных существ, которые под человеческим обличием провоцировали людей. Для католиков, которыми являлась большая часть населения Баварии, не было сомнений: это черт, за этим стоял дьявол, а то, что он кому-то явился, указывало на то, что этот человек либо сам сильно согрешил, либо вызвал дьявола с помощью колдовства, либо другим образом был причастен к визиту рогатого. "В Хазельбахе жил один селянин, который из-за своей жадности не имел даже времени, чтобы сходить в воскресенье в костел. Он работал с утра до вечера, даже в праздники, и к тому же имел страсть к мерзким проклятиям. Одной ночью во время работы он был похищен дьяволом, который поднялся с ним в воздух. Когда они пролетали над горой Шелленберг, местного звонаря разбудил странный шум, и, так как он подумал, что уже светает, быстро побежал к костелу, чтобы ударить в колокола. Черт был над дорогой Аи (принадлежащей охотнику Гайссельштайнеру), когда услышал костельные колокола, и бросил похищенного, отчего тот и погиб. Долго еще в этом месте стоял крест, который напоминал об этом событии".

Рассказ, который был получен от г-жи Райзерин из Хохгольца, сообщает об одном парне, любившем похваляться, что никого не боится, даже дьявола или духов. "Однажды вечером он отправился вместе со своей сестрой, чтобы наворовать слив. Они шли окольными дорогами, чтобы никто не увидел ни их, ни их большую корзину, которую они несли. Внезапно они услышали странный звук, и что-то большое, похожее на человека пролетело над головами и приземлилось на дороге в нескольких метрах перед ними. Парень несколько раз крикнул в направлении этой фигуры, чтобы ее напугать, но оная вообще никак не реагировала. Тогда парень достал свой большой нож и направился к ней. И тут он заметил, что у этой фигуры были светящиеся глаза. Испугавшись, он возвратился к сестре, и они оба убежали с этого места. Судя по всему, он уже никогда больше не воровал и не похвалялся, что не боится ни дьявола, ни духов". Эти светящиеся глаза напоминают случай с "человеком-мотыльком", либо же другой случай из средневековой Англии, о котором писал Валле в своей книге "Паспорт в Магонию".

В этих лесах встречались по-настоящему странные существа
В этих лесах встречались по-настоящему странные существа
 

Следующий случай имел место в 70-х годах XIX века. "В наддунайских деревнях между Барбингом и Пфеттеном появились полчища мышей. Грызуны уничтожали посевы, а люди не знали, как с этим бороться. Даже молитвы и пожертвования не помогали. В это тяжелое время один фермер отправился на свои поля, чтобы подсчитать убытки. Оказалось, что зерно было уничтожено. В своем отчаянии и злобе он начал все проклинать и грозить кулаками небу, поминая всех святых и даже самого Бога. Спустя немного времени послышалось шипение и странные звуки, и тут внезапно откуда-то появился черт, подхватил его с коня в воздух и направился в сторону леса. Вечером перепуганный конь вернулся к дому, а этого крестьянина уже никто более не видел".

Следующая история принадлежит работнику лесопилки, расположенной неподалеку от Кирхдорфа. "Я тогда работал для г-на Мюллера, а вместе со мной Каспар Ранкл. Это был немного странноватый парень, немного иной, но это, видимо, было связано с его черной книгой, в чем мы позже и убедились. Он никогда не жаловался на нехватку денег, хоть за тяжелую работу никогда и не брался. Видимо, при обладании такой книгой деньги проблему не составляли. Я заметил, что Каспар в костел не ходит. На деле он, как и все, отправлялся из дома в костел, но никогда к последнему не добирался. Я никогда его там не видел, думая, что ему более по нраву где-нибудь побродить, либо что он возвращался домой и там сидел. Но это не сильно меня заботило, так как каждый может делать, что хочет, к тому же он был хорошим коллегой... Это произошло в праздник Божьего Тела, мы все были на процессии, даже жена хозяина и их дети. Уже прошло некоторое время, когда я неожиданно ощутил толчок в спину, будто бы меня кто ударил. Смотрю на своего работодателя Мюллера, а он странно кривит лицо. "Что-то меня ударило в спину", - говорит мне. Я сразу подумал, что Каспар с черной книгой чего-то натворил. "Надо вернуться домой", - попросил я шефа, и мы, сорвавшись из процессии, пустились бегом в направлении дома. Когда мы добежали до лесопилки, то увидели там настоящее побоище. Хотя на небе не были ни единой тучки, возле лесопилки ветер гнул деревья до самой земли и лил дождь. Пила работала сама по себе, хотя мы знали, что она была с утра заблокирована. Деревянные колоды самостоятельно укладывались на направляющие, пила их распиливала, а готовые доски сами укладывались в штабеля. Мы с Мюллером должны были добраться к дому через лесопилку, но перед дверями мы не смогли сделать и шага. Некая сила удерживала нас на месте, мы топтались, не имея сил продвинуться вперед. Вся лесопилка ревела, машины работали так быстро, как я еще никогда не видел. Я даже подумал, что сейчас это все рухнет. Мы начали молить о помощи всех святых. Я не знаю, сколько это длилось, пока двери сами не открылись с сильным грохотом. Мы увидели на столе черную книгу, а Каспар лежал рядом будто неживой. Мюллер знал, что надо делать: он схватил книгу и начал читать ее с конца, чтобы обратить назад колдовство рогатого. Я тем временем увидел, что происходит с Каспаром. Он, бедный, так закатил глаза, что видны были только белки, а его рот был полон пены как у бешеного пса. Не было сомнений, что Каспар имел сношения с дьяволом. Парню повезло, что мы вернулись в дом и спасли его от беды. Слава Богу, что вскоре чары иссякли и все вернулось в норму, даже Каспар пришел в себя. У него не было выхода, так что ему пришлось признаться в обладании черной книгой и в колдовстве. Мы отдали книгу настоятелю, который либо ее сжег, либо отправил в Рим. Каспар потерял работу, так как Мюллер догадался, что без своей книги он вовсе не был скор в работе. Видимо, ранее свою работу он выполнял только с помощью чар. В тот день, когда Каспар лишился работы, балка съехала с ленты и придавила мне ногу. Это была проделка рогатого черта, это он таким способом отомстил, и, как видите, я до сих пор хромаю".

Эта история из Парсдорфа также уже насчитывает лет сто, поэтому шансов подтвердить ее из первых рук не имеется, но старшее поколение ее еще помнит. "На краю малой деревушки стоял дом, где обрабатывали лен - это было работой молодых девушек. Однажды они находились на улице, когда заметили проходящего мимо мужчину. Он выглядел довольно странно: на нем была смешная шляпа с петушиным пером. Подумали, что чужеземец. Одна из девушек окликнула его: "Если меня понимаешь, то станцуй со мной". На это незнакомец свернул в их сторону. Девушки убежали в дом и забаррикадировали двери. Но незнакомец, однако, вошел через закрытые двери и силой принудил девушку танцевать с ним, да так быстро, что у нее начало перехватывать дыхание. Одна из подружек взяла сосуд со святой водой (в те времена этим средством был обеспечен каждый дом) и плеснула в танцующую пару. Зашипело, поднялся пар, начало вонять, а когда пар рассеялся, от незнакомца не осталось и следа. А та девушка, которая с ним танцевала, умерла в ту же ночь".

Это далеко не все случаи. В литературе можно отыскать гораздо больше, включая истории о ведьмах или иных аномалиях, например, об "огненных людях". "В одном случае поздним вечером на поле собирали коноплю. Сгущались сумерки, работать становилось все сложнее. Фермеры заметили, что в отдалении идут три светящиеся фигуры. Их свет напоминал огонь костра. Ничего не подозревая, один из работников окликнул их, так как нам было необходимо, чтобы им кто-нибудь посветил. Одна из светящихся фигур направилась к полю, встала на его краю, и освещение было достаточно интенсивным для завершения работы. По окончании фермеры отправились домой, а "огненный" увязался вслед за ними. Никто не знал, как от него избавиться. Но, в конце концов, кто-то сказал: "Пусть Бог тебя вознаградит за это", на что тот ответил: "Теперь я спасен", и исчез".

Еще один интересный рассказ под названием "Прозрачный" обнаружился в книге "Из древних времен": "...Недалеко от Дегернбаха в деревне с названием Фроммельсберг жил парень, которого звали Прозрачным, но не в том смысле, как понимается сейчас, а в том, что он умел видеть сквозь закрытые двери, либо стены. Его мать была настолько бедна, что жила за счет подаяний и мелких краж. Порой бывало, что она брала сына с собой. Ему достаточно было стать перед сараем или домом, чтобы узнать, что внутри есть из съедобного или драгоценного. Со временем мальчик прославился в околице, и в этом не было ничего странного. Если кто-то собирался копать колодец, то Прозрачный предсказывал, можно ли найти на данном месте воду, либо нет. Не один врач воспользовался его даром, чтобы узнать, в какой именно части тела находится болезнь. Вроде, даже кладоискатели просили его о помощи. В ордене кармелитов в Штраубинге велись дебаты по поводу Прозрачного. Монахам не нравилось все это дело. Они посчитали, что наверняка здесь не обошлось без вмешательства дьявола или злого духа. Было решено провести ритуал экзорцизма, чтобы помочь мальчику. Как рассказывали люди, результат был таков: мальчик частично утратил свой дар, теперь только во время новолуния ему еще удавалось быть Прозрачным".

Как видно из выше приведенных примеров, все интерпретировалось в религиозном ключе. Даже обычный пожар или град были божьей карой, летняя засуха - божьим знамением. Чтобы пошел дождь, нужно было молиться и жертвовать на мессу. Бавария до сих пор является преимущественно католическим регионом, но, конечно же, религиозные убеждения уже не так сильны, как сто лет назад. Мне кажется, что если мы уберем религиозный окрас, то эти случаи станут подобны тем, что описываются у Киля и Валле. Может показаться, что такие события происходят по всему миру вне зависимости от вероисповедания. Остается только вопрос: почему сейчас так мало происходит подобных случаев?

Перевод с польского – Виктор Гайдучик


Ссылки:

Arkadiusz Czaja 19.11.2015
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Разговоры с полтергейстом
Полтергейст 1
Разговоры с полтергейстом
Распространение христианства в Римской империи и государствах, оставшихся от ее былого величия, решительно изменило представления о духах, призраках и нечистой силе. В житиях святых и трактатах христианских апологетов успешная борьба с нечистью стала чуть ли не обязательным стереотипом, доказывающим истинность новой религии. Каждый святой должен был доказать силу веры, успешно отбившись от посягательств демонов или помогая другим избавиться от чертовщины.
Наблюдения НЛО в Курской области
Аномальный фольклор 1
Наблюдения НЛО в Курской области
На основе наблюдений уфологических феноменов, не знающих каких-либо географических границ, сложился определенный «портрет» данного явления, что нашло отражение, в том числе, в массовой культуре. В какой же мере образ феномена в отдельно взятой местности соответствует «мировым уфологическим стандартам»? Попробуем рассмотреть этот вопрос на примере Курской области.