Вампирские захоронения в Дравско

Дравско - одна из польских сельских гмин, расположенная в Великопольском воеводстве, с населением около 6 тысяч человек. Этот небольшой населенный пункт пополнил собой перечень мест, где были обнаружены специфические захоронения - так называемые погребения вампиров, вернее, захоронения обычных людей, по отношению к которым были применены ритуальные меры, призванные воспрепятствовать их "хождению" после смерти.

Нетипичные (девиантные) захоронения, отличающиеся от общепринятой для конкретной культуры и конкретного исторического периода практики погребений, - предмет особого рассмотрения в археологии. Эти отклонения от стандартных традиций могут указывать на бытовавшие здесь особые верования, связанные с темой смерти и посмертного существования. В частности, подобного рода погребения на территории европейских стран, датируемые периодом средневековья и Нового времени, вызывают чрезвычайный интерес в связи с верой в вампиров - "ходячих покойников", представляющих опасность для живых. Отголоски этих верований фиксируются до сих пор в широко распространенных народных преданиях. Страх перед вампирами заставлял людей применять по отношению к покойникам специальные меры - как во время погребения (превентивные меры), так и после (при эксгумации тел). Следы этих ритуалов время от времени всплывают во время археологических раскопок.

Подобные находки встречаются и на территории Польши, о чем уже неоднократно освещалось в "Уфоленте". В этот раз речь пойдет о загадочных захоронениях XVII-XVIII веков, вскрытых во время раскопок древнего кладбища (Drawsko 1) в Дравской гмине. Впервые археологические раскопки на этом кладбище были осуществлены в 1929 году, но систематическое изучение данного некрополя проводились в 2008-2012 годах. Всего было обнаружено 285 человеческих скелета, принадлежавших людям различных возрастных категорий и обоих полов. Следы эксгумации останков после их захоронения не прослеживались. Из них шесть захоронений были признано девиантными (вампирскими): одно захоронение взрослого мужчины (28/2008), трех взрослых женщин (24/2009, 60/2010, 49/2012), а также двух подростков (6/2012, 29/2008). Пятеро из них были погребены вместе с железным серпом, помещенным поперек горла либо брюшной полости, видимо, с целью нанести увечья покойнику, если тот попытается подняться из могилы. В двух случаях под подбородком скелетов были помещены камни, вероятно, с намерением блокировать челюсть мертвеца.

Девиантные захоронения с режущими предметами в области шеи и живота
Девиантные захоронения с режущими предметами в области шеи и живота
 
Девиантные захоронения с камнями под подбородком
Девиантные захоронения с камнями под подбородком
 

Эти находки дали определенный фактологический материал для реконструкции традиционных представлений об опасных покойниках и используемых против них антивампирских ритуалов в XVII-XVIII веках:

1. Гендерные и возрастные критерии здесь не играли определяющей роли для признания того или иного покойника потенциальным вампиром.

2. Отсутствие признаков эксгумации тел после их захоронения указывает на превентивный характер использованных по отношению к ним мер. В силу некоторых обстоятельств умершие были признаны потенциальными вампирами, поэтому они и были погребены вместе с серпами и камнями.

3. Все шесть захоронений были размещены среди прочих не-девиантных могил без выноса их на край некрополя, либо же за его пределы. Обычай хоронить "опасных покойников" отдельно здесь не прослеживается.

Почему именно эти люди были похоронены столь необычным способом? Чем они отличались от остальных, удостоившихся нормального погребения? Это вопрос, который заинтересовал группу ученых из ряда университетов США и Канады. Их рабочей гипотезой стало предположение, что эти люди не относились к местному населению и представляли собой пришлый элемент, то есть, были иммигрантами. Благо польские земли со времен средневековья были включены в иммиграционные процессы различных этнических групп на территории континентальной Европы. В народном сознании понятие "чужой" ассоциируется с понятием "опасный". Отчего и чужие покойники могли считаться опасными, и в их отношении в профилактических целях могли быть применены антивампирские ритуалы.

Для решения поставленной задачи был использован сравнительный анализ содержания накопленного при жизни в костях изотопов стронция (87Sr/86Sr). Исследуемым материалом послужила зубная эмаль 3-х скелетов из девиантных захоронений и 60-ти скелетов из обычных (21% от количества всех обнаруженных могил), а также нескольких животных. Исследования были проведены в Лаборатории изотопной геохимии Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле. Они показали, что по содержанию изотопов стронция останки в девиантных захоронениях не отличаются от прочих, и, скорее всего, эти люди были местными уроженцами. Результаты данного исследования были опубликованы в научном журнале "PLoS One".

В качестве альтернативного было выдвинуто предположение, что похороненные в девиантных захоронениях могли быть первыми жертвами одной из эпидемий холеры. Для мифологического мышления в традиционных культурах было свойственно связывать развитие эпидемий с определенными персонажами народной демонологии (нечистой силой), в том числе и заложными покойниками (вампирами), коими могли стать первые жертвы болезни. Если обнаруженные в Дравско девиантные захоронения действительно были связаны с первыми жертвами эпидемии, то с ними могли так поступить (как с потенциальными вампирами) для предотвращения очередных смертей. Однако, достоверность этого предположения ныне установить невозможно, так как холера протекает быстро и не оставляет видимых следов на костях.


Ссылки:

Виктор Гайдучик 09.12.2014
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Разговоры с полтергейстом
Полтергейст 1
Разговоры с полтергейстом
Распространение христианства в Римской империи и государствах, оставшихся от ее былого величия, решительно изменило представления о духах, призраках и нечистой силе. В житиях святых и трактатах христианских апологетов успешная борьба с нечистью стала чуть ли не обязательным стереотипом, доказывающим истинность новой религии. Каждый святой должен был доказать силу веры, успешно отбившись от посягательств демонов или помогая другим избавиться от чертовщины.
Наблюдения НЛО в Курской области
Аномальный фольклор 1
Наблюдения НЛО в Курской области
На основе наблюдений уфологических феноменов, не знающих каких-либо географических границ, сложился определенный «портрет» данного явления, что нашло отражение, в том числе, в массовой культуре. В какой же мере образ феномена в отдельно взятой местности соответствует «мировым уфологическим стандартам»? Попробуем рассмотреть этот вопрос на примере Курской области.