Опубликованы результаты научных исследований Благодатного огня

Уже не одну сотню лет продолжается дискуссия по поводу природы схождения Благодатного огня накануне православной Пасхи. Существуют работы, причисляющие это событие к области мистификаций и  ответные попытки православных ортодоксов отстоять божественную природу происходящего явления. Экспертная рабочая группа Русской Православной Церкви по описанию чудесных событий, отличающаяся достаточно взвешенным подходом, еще в 2008 году провела исследования в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, но лишь недавно представила итоговые результаты в журнале "Наука и религия".

О предыдущем эксперименте группы, в которую входит профессор Российского госуниверситета нефти и газа, академик РАЕН П. В. Флоренский и другие приближенные к научному миру ученые мужи мы уже рассказывали на нашем сайте. Для изучения очередного чуда А.А. Волковым, А.В. Московским, С.А. Сошинским, П.В. Флоренским, и Т.А. Шутовой была разработана комплексная научная программа исследований, а также изготовлено и апробировано узкоспециализированное оборудование.

Факты свидетельствуют, что сам момент схождения Благодатного огня хоть и случается в известный день, но всегда в разное время. Вторым, ежегодно повторяющимся перед этим событием действом, является строго регламентированная процедура исполнения песнопений и определенных ритуалов. Третье сопутствующее явление – появление "сполохов", "молний" или же "столба света" – многими ставится под сомнение и объясняется вспышками многочисленных фотокамер. Тем не менее, пока оно считается одним из звеньев цепочки событий, предшествующих распространению пасхального огня. Гипотеза о "не обжигающем" пламени на сегодняшний день самая шаткая и задача изучить эту особенность в этот раз не ставилась, тем более, предыдущие попытки этой же группы определить температуру огня не увенчались успехом.

Интернет наводнен всевозможными фотографиями "молний" в момент схождения огня, правда, зачастую подобные фотографии являются следствием длительной выдержки при фотосъемке.
Интернет наводнен всевозможными фотографиями "молний" в момент схождения огня, правда, зачастую подобные фотографии являются следствием длительной выдержки при фотосъемке.
 

Гипотеза, принятая в качестве рабочей, была следующей: возгорание происходит вследствие электрического разряда. В свете этого предположения находят объяснение хаотически стекающие по стенам световые сгустки, которые могут являться ничем иным как низкотемпературной плазмой. Двигаться плазму заставляет разность потенциалов между полом и потолком в храме. В доказательство ученые ссылаются на "огни святого Эльма", которые, правда, имеют несколько иную природу, и возникают в моменты, когда напряжённость электрического поля в атмосфере достигает величины порядка 500 В/м (во время грозы, метелей, извержений вулканов и т. д.). Исходя из озвученной версии, было решено зарегистрировать длинноволновый спектр излучения в процессе богослужения и непосредственно в момент возникновения Благодатного огня. Если будет наблюдаться увеличение интенсивности электромагнитного излучения в момент прохождения электрического заряда, это может свидетельствовать в пользу предложенной гипотезы.

Так как появлению Благодатного огня предшествует вхождение патриарха в Кувуклию - часовню непосредственно над пещерой, где был погребен Иисус Христос, то одним из основных требований было проведение радиофизических измерений в непосредственной близости от нее. Кроме того, для сравнительного анализа спектры электромагнитного излучения регистрировались непосредственно в Храме накануне субботы – 25 апреля 2008 года в 17 часов по местному времени и в воскресенье – 27 апреля 2008 года в 10 часов по местному времени для сравнительного анализа. Весь мобильный измерительный комплекс был разработан заведующим Лабораторией ионных систем Курчатовского научного центра Андреем Александровичем Волковым.

Автономный аппаратный комплекс разделялся на три блока: антенный блок, цифровой осциллограф, компактный компьютер (ноутбук). Как указывают авторы, первый блок (антенна) должен не пропускать частоты электромагнитного излучения 50, 100, 150, 200, 250, 300, 350 и 400 Гц (чтобы исключить из регистрируемого спектра частоты, которые возникают при работе обычных электрических сетей), не допускать появления на входе цифрового осциллографа напряжения свыше трёх вольт (из-за возможности появления значительных электрических потенциалов) и обеспечивать высокую чувствительность. Второй блок (осциллограф) обязан потреблять во время работы минимум энергии и быть компактным. Требование к третьему блоку (ноутбук) – возможность фиксации электромагнитных спектров в течение длительного времени и чрезвычайная компактность. Авторы испытали готовый прототип устройства в лаборатории Национального Исследовательского Центра "Курчатовский институт", а также в помещении двух православных храмов Москвы, на концертных площадках и в природных условиях.

Автономный аппаратный комплекс для исследования Благодатного огня.
Автономный аппаратный комплекс для исследования Благодатного огня.
 

В процессе предварительных испытаний было выявлено, что любая электронная аппаратура (компьютеры, фото- и телекамеры, микрофоны и т. д.) обладает своими характерными спектрами электромагнитного излучения, которые лежат либо в области средних (около 10–50 кГц), либо в области высоких частот (выше 100 кГц). Данные сигналы в значительной степени отличаются от электрических разрядов, обладающих в свою очередь крайне низкой частотой – от 0 до 10 Гц.

Основная часть эксперимента прошла 26 апреля 2008 года в 15–17 метрах от Кувуклии с 9:10 утра до 15:35 по местному времени. Как указывают авторы, спектр электромагнитного излучения регистрировался каждую минуту в автоматическом режиме в диапазоне частот от 0 до 360 кГц, параллельно с этим велась запись осциллограммы излучения. Особые надежды возлагались на область низких частот.

Схождение Благодатного огня произошло в промежутке между 15:04 и 15:08. Последующий анализ осциллограмм позволил обнаружить на этом отрезке времени три явных всплеска в электромагнитном спектре излучения, которые могли бы трактоваться как сигналы длинноволнового спектра излучения, либо же как следы электрических разрядов. Мощный радиоимпульс исходил из района Кувуклии.

Сравнение осциллограммы фонового излучения с неидентифицированным сигналом, вызванным, по всей вероятности, электрическим зарядом. Мощность его по оценке А.В. Волкова сравнима с работой бытового электросварочного аппарата.
Сравнение осциллограммы фонового излучения с неидентифицированным сигналом, вызванным, по всей вероятности, электрическим зарядом. Мощность его по оценке А.В. Волкова сравнима с работой бытового электросварочного аппарата.
 

Таким образом, впервые в момент схождения Благодатного огня был зафиксирован мощный радиоимпульс. Авторы предполагают, что аудиально отмеченный ими резонанс при исполнении песнопений мог стать причиной пьезоэлектрического эффекта и привести к возникновению существенного электрического потенциала. Образовавшиеся вследствие этого заряды, стекая к поверхности, могли стать причиной самовозгорания свечей и прочих световых аномалий. Опубликованное заключение является предварительным и требует повторения эксперимента на более высоком техническом уровне в течение нескольких лет.

Мы обсудили результаты эксперимента с техническими специалистами и выявили, что в исследовании не хватает существенного объема необходимых в таком случае данных, для того чтобы достоверно интерпретировать полученные результаты. Повторность опыта однократная, значит достоверность его крайне низка. Представленный на суд общественности вариант содержит много избыточной информации для рядового человека, не знакомого с электроникой, и слишком мало данных для радиоинженера.

Для электрического разряда необходимо возникновение разности потенциалов между двумя поверхностями, при наличии токопроводящего пути между которыми потечет ток. От электрических разрядов фитиль свечи загореться не может так как не будет являться точкой с низким потенциалом. Кроме того, основная энергия искрового разряда (молнии) сосредоточена в диапазоне 10-200 Мгц, который длинноволновым не назовешь. Поэтому выводы комиссии могут являться не более чем предварительными, так как весьма маловероятно вызвать пьезоэлектрический эффект с помощью песнопений. А вот невольно зафиксировать работу какого-то технического устройства, установленного ныне в Кувуклии, группа вполне могла (даже сами авторы говорят о сходстве спектров с пьезозажигалкой или небольшим сварочным аппаратом). Поэтому полученные результаты требуют дополнительной интерпретации со стороны непредвзятых независимых групп.


Ссылки:

Илья Бутов 11.10.2012
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Разговоры с полтергейстом
Полтергейст 1
Разговоры с полтергейстом
Распространение христианства в Римской империи и государствах, оставшихся от ее былого величия, решительно изменило представления о духах, призраках и нечистой силе. В житиях святых и трактатах христианских апологетов успешная борьба с нечистью стала чуть ли не обязательным стереотипом, доказывающим истинность новой религии. Каждый святой должен был доказать силу веры, успешно отбившись от посягательств демонов или помогая другим избавиться от чертовщины.
Наблюдения НЛО в Курской области
Аномальный фольклор 1
Наблюдения НЛО в Курской области
На основе наблюдений уфологических феноменов, не знающих каких-либо географических границ, сложился определенный «портрет» данного явления, что нашло отражение, в том числе, в массовой культуре. В какой же мере образ феномена в отдельно взятой местности соответствует «мировым уфологическим стандартам»? Попробуем рассмотреть этот вопрос на примере Курской области.