Средневековые поверья о вампирах и археологические находки

В начале 2011 года в "Уфоленте" был опубликован материал о необычной археологической находке, сделанной на венецианском острове Нуово Лазаретто. Это были останки женщины из XVI века, в чей рот был помещен кирпич, что было одной из мер для нейтрализации подозревавшегося в вампиризме покойника. Этой осенью стало известно еще об аналогичных находках из Ирландии, датирующихся более ранним временем – VIII веком нашей эры.

В 2002 году стартовал Килтешинский археологический проект, посвященный исследованию средневековых церквей графства Роскоммон в провинции Коннахт и вылившийся в 2005-2009 годах в крупнейшие раскопки на территории Ирландии за последнее десятилетие, финансировавшиеся Королевской ирландской академией. Раскопки проводились группой археологов во главе с Крисом Ридом из Технологического института Слайго и Томасом Финаном из Университета Сент-Луиса. Объектом исследования стал средневековый церковный комплекс в Килтешине (возле озера Лох-Ки), включавший в себя небольшой замок-усадьбу, церковь двенадцатого века и кладбище. Жизнь здесь остановилась в середине XIV века, что ученые связывают с эпидемией чумы ("Черная смерть"), прокатившейся в это время по Европе, включая Ирландию.

Как оказалось, епископская резиденция была простроена на месте более древнего могильника, захоронения на котором велись с VIII века. Во время раскопок было вскрыто 137 останков, в то время как археологи оценивают объем захоронения в три тысячи тел, погребенных на протяжении 700-1400 годов. Уникальными находками здесь оказались два скелета, один из которых принадлежал мужчине в возрасте 40-60 лет, второй – молодому человеку примерно 20 лет от роду. Обоим в рот умышленно были помещены крупные булыжники размером с бейсбольный мяч. Подобная процедура была известна в Средние века в качестве одной из мер "обезвреживания" вампиров. Однако ученые связывают возникновение и распространение поверий о вампирах с эпидемиями чумы XIV-XVIII веков, в то время как обнаруженные останки датируются VIII веком.

Останки предполагаемого вампира
Останки предполагаемого вампира
 

Предполагается, что появление такого персонажа как "вампир" в европейском фольклоре произошло не ранее XVI века. Но все же стоит отметить, что мифологические персонажи с "вампирическими склонностями" известны с глубокой древности – у различных народов под разными названиями. Более ранний предшественник вампира в Европе был известен, например, под названием "revenant" - привидение, призрак, мертвец, возвращающийся с того света, чтобы терроризировать живых. По письменным источникам такие "беспокойные покойники" известны с более ранних времен. Подобные истории можно встретить в хронике Вильяма Ньюбургского "История Англии" (записи о событиях 1196 года), в истории английского аббата Бертона за 1090 год о двух крестьянах, являвшихся после своего погребения и ставшими причиной массового мора. Сюжеты с "оживающими мертвецами" встречаются в "Сагах об исландцах", описывающих историю отдельных родов в период с 930 по 1030 годы (см.: "Сага о гренландцах", "Сага о людях из Флоуи", "Сага о людях с Песчаного Берега", "Сага о людях из Лососьей Долины", "Сага о Греттире", "Сага о Битве на Пустоши").

Таким образом, можно говорить о наличии у традиционного европейского вампира более ранних предшественников в XI-XII веках, правда, без единого общепринятого названия, но со сходными функциональными признаками. Археологические находки в Килтешине позволяют намного раздвинуть временные рамки бытования подобных поверий на территории Европы.


Ссылки:

Виктор Гайдучик 13.11.2011
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Разговоры с полтергейстом
Полтергейст 1
Разговоры с полтергейстом
Распространение христианства в Римской империи и государствах, оставшихся от ее былого величия, решительно изменило представления о духах, призраках и нечистой силе. В житиях святых и трактатах христианских апологетов успешная борьба с нечистью стала чуть ли не обязательным стереотипом, доказывающим истинность новой религии. Каждый святой должен был доказать силу веры, успешно отбившись от посягательств демонов или помогая другим избавиться от чертовщины.
Наблюдения НЛО в Курской области
Аномальный фольклор 1
Наблюдения НЛО в Курской области
На основе наблюдений уфологических феноменов, не знающих каких-либо географических границ, сложился определенный «портрет» данного явления, что нашло отражение, в том числе, в массовой культуре. В какой же мере образ феномена в отдельно взятой местности соответствует «мировым уфологическим стандартам»? Попробуем рассмотреть этот вопрос на примере Курской области.