Призрачные огни Бербенно

Загадочные огни, регулярно возникающие в разных местах планеты, до сих пор так и не получили научного объяснения. Европейская наука получила шанс разобраться с ними на месте без всякого риска, не покидая населенную территорию, но шанс был упущен, и тайна осталась неразгаданной. Аномальные свечения и секрет «избирательного видения»

Огни, появляющиеся на одном месте пятьдесят лет подряд, в конце концов исчезли, и ученые, вздохнув с облегчением, поспешили про них забыть. Историю про «огни Бербенно» стоит напомнить хотя бы для того, чтобы исследователи не наступали на одни и те же грабли несколько раз подряд и смогли, наконец, начать поиск в совершенно не проторенном направлении.

Также по теме
В немецком округе Хауз им Вальд в секретариате приходской Церкви Сердца Иисуса, как и в любой другой церкви, ведется приходская книга, которая на сегодняшний день насчитывает 3 тома. Для исследователей аномального первый том этой книги представляется особенно интересным – этот манускрипт содержит запись о встрече со сверхъестественным первого пастора Хауз им Вальда Франца Ксавера Лееба, сделанную его собственной рукой. Именно эта запись и послужила для нас поводом провести небольшое расследование на территории округа.

Городок Бербенно ди Вальтелинна находится на севере Италии в предгорьях Альп на высоте 450 м над уровнем моря. В годы, когда он впервые привлек к себе внимание ученых и прессы, Бербенно еще считался селом и насчитывал не более тысячи жителей. Сейчас в нем проживает более четырех тысяч человек.

Бербенно ди Вальтелинна в наши дни.
Бербенно ди Вальтелинна в наши дни.
 

На фотографии справа видна старинная церковь Девы Марии. В ней некогда проводил службы приходской священник Паоло Тиринцони, который не раз видел загадочные огни из примыкающего дома и в конце концов вынес свои наблюдения на всеобщее обсуждение. Его рассказ был впервые записан миланским скульптором Джузеппе Галимберти и опубликован в журнале «Rivista di Studi Psichici» за 1896 год.

Я живу в этом приходе уже 18 лет, из которых первые четыре или пять лет не видел ничего аномального. Приходской дом с церковью расположен довольно далеко от села и изолирован; впереди находится выращенный рядами виноградник длиной около 150 м и шириной около 70 м, окруженный стеной высотой почти 2 м, вокруг которого проходит дорога. Потом я начал замечать огонь, похожий на свет фонаря, спускавшийся со стороны горы, входящий в поле из правого верхнего угла, примерно в 150 м от первого дома в селе, или из противоположного угла и приближающийся к моему окну. Тогда я приписывал это епархиальным чиновникам, пришедшим искать меня или врача, или тем, кто искал какую-то потерянную вещь. Но, наконец, постоянство этого света привлекло больше моего внимания, и я заметил, что маленький огонь, иногда очень бледный, а иногда красноватый, входит и опускается вдоль правой стены, иногда пересекает ее, а затем возвращается, не меняя своего медленного и равномерного движения, до передней части моего дома. Иногда он совершает прыжок, как отскок упругого мячика, какое-то время блуждает, а затем внезапно останавливается. Обычно я вижу его между 21.00 и 23.00 в любое время года, даже на снегу. Не думаю, что я видел его в полнолуние; чаще всего он появляется в спокойные темные ночи, иногда двигаясь свыше получаса.
Кажется, огонь неохотно показывается перед незнакомыми наблюдателями, и я делаю вывод об этом из его отсутствия каждый раз, когда принимаю у себя кого-нибудь из друзей. Однако его видел не только я, но и несколько моих родственников и жителей села. Его визиты повторяются 8–10 раз в месяц, но, должно быть, он является чаще – я за ним специально не слежу. Однажды ночью мои родственники увидели огонь под окном и испугались. В другой раз в 3 часа ночи, когда я собирался выйти из дома, не задумываясь о нем, я увидел бледный и неподвижный огонь перед собой, метрах в пяти над стеной, не касающийся ее. Я предпочел вернуться и продолжить прерванный отдых. Шарообразное пламя, больше чем у свечи, очень хорошо освещает местность, настолько, что мы ясно видим, что его никто не несет. Это очень странное и непонятное явление я наблюдаю уже 13 лет, причем всегда с одинаковыми характеристиками [1].

Судя по указанным протоиереем Тиринцони датам, огонь впервые был им замечен в 1882 году. В некоторых публикациях говорится, что он начал появляться как минимум с 1877 года, но на чем основано это заявление, так и осталось неясным.

Схема перемещений огня на местности, прилегающей к церкви и дому священника. Масштаб изображения населенных пунктов не соблюден [7].
Схема перемещений огня на местности, прилегающей к церкви и дому священника. Масштаб изображения населенных пунктов не соблюден [7].
 

Если бы загадочный огонь все время оставался шарообразным, эта история ничем бы не отличалась от появления таких же огней в разных частях света. Но «огонь Бербенно» мог принимать разные обличия и даже рассеяться в светящееся облако, чтобы снова собраться в шар или другую форму. Журналист Артуро Регини, собравший немало рассказов видевших огонь людей, попытался объединить их в единое повествование.

Почти каждую ночь, вот уже более 20 лет, возле деревни Дюзоне появляется огонь, обычно беловатый, но иногда окрашенный в более яркие цвета. Затем он спускается по определенному пути и останавливается на пересечении двух дорог; там он превращается в белое облако, достигающее иногда метра в высоту и трех-четырех метров в ширину, которое очень хорошо различимо в лунных лучах. После этого он идет дальше, проникает в виноградник, расположенный перед домом священника, где возвращает свое первоначальное великолепие, похожее на свет магния с приятным голубоватым оттенком. В винограднике пауза занимает немного больше времени; затем он возвращается по той же дороге на перекресток, и там, вместо того, чтобы вернуться к исходному пункту, т. е. Дюзоне, он поворачивает в обратную сторону, часто меняя цвет и форму, и наконец выходит в местность, называемую Посталезио, описывая таким образом своего рода букву Т. В других случаях есть три огня, два из которых идут одновременно от Дюзоне, хотя и по отдельности, третий от Посталезио, и все три собираются вместе и сливаются на перекрестке, образуя светящийся шар, который затем входит в виноградник перед домом священника. Иногда, но редко, этот огонь пересекал церковную площадь, и тогда светящийся шар, фантастический посланник Сатаны, поднимался на высоту окон дома. Примечательно также, что огонь ни разу не был замечен входящим на кладбище или даже направляющимся туда.
Таким образом, этот огонь довольно постоянен в своих действиях, поскольку он проявляется более 20 лет; но, помимо этого, следует отметить и другие примечательные наблюдения. Огонь избегает человека. Просто подойдите ближе, чтобы увидеть, как он убегает более или менее быстро, в зависимости от скорости погони; это правда, но верно и то, что жители избегают его близости из-за обычного суеверного страха. Формы огня бесконечно различаются; то это конус, шар, огненный змей, то спокойный свет, то ярко сверкающий, его высота составляет от пяти сантиметров до восьми метров; иногда он разделяется на несколько языков пламени; иногда несколько языков огня поглощают одно другое. Он то ползет по земле, то двигается скачками; приобретает головокружительную скорость; потом вдруг огонь останавливается и, наконец, исчезает, словно спрятавшись среди стволов деревьев. Временами он принимает вид и скорость болида, освещая своим великолепием всю местность; он скользит по беседкам, словно огненный змей, а затем останавливается и гаснет.
Ветер не влияет на его путь; он может появиться, когда захочет, лететь против ветра и совершать свою обычную прогулку каждую ночь. Невосприимчивый к дождю и снегу, он не имеет фиксированного времени визита, хотя обычно появляется рано ночью. Как только он появился и ушел, можно быть уверенным, что за всю ночь его больше не увидят; но невозможно предсказать, продлится ли его прогулка долгий час или несколько минут. Таковы привычки и характеристики загадочного огня Бербенно.
Все подробности собраны из уст обывателей, и надо признать, что наблюдения их не слишком научные; мы могли бы знать гораздо больше, если бы огонь исследовали с помощью спектроскопа, фотоаппарата, удобно расположенных термометров, короче, с научной точки зрения. Но кто же будет тем ученым, который потрудится изучить столь ненаучный предмет? Между тем нельзя отрицать, что жители Бербенно видели или, по крайней мере, говорят, что видели загадочный огонь уже более 20 лет. Теперь, поскольку коллективная галлюцинация, не имеющая конкретной причины и продолжающаяся более 20 лет, совершенно маловероятна, необходимо искать объяснение явления во внешней, объективной причине [2].

К этому можно добавить то, что некоторые люди могли видеть огонь, а другие – нет, или описания увиденного отличались друг от друга. В одном из интервью Тиринцони сказал, что однажды к нему в дом пришли посмотреть на огонь два священника из Сондрио, городка в 11 км от Бербенно. Все трое смотрели в одно окно. Паоло и один из священников увидели огонь, а второй священник – нет. В мае 1900 года Бербенно навестил с пастырским визитом епископ Валфик де Бонзо в сопровождении своего секретаря Рикардо Орсениго. Оба высоких гостя две ночи наблюдали из дома Тиринцони. Епископ ничего не увидел, зато его секретарь заверил, что видел огонь [3].

Воспользовавшись гостеприимством Паоло Тиринцони, Джузеппе Галимберти смог дважды наблюдать аномальные явления своими глазами.

Я провел в селе 14 ночей с двумя перерывами: первый раз – на день, и второй примерно на десять дней. Лишь дважды мне посчастливилось быть зрителем светового явления, и только второй раз с его обычными характеристиками, тогда как во время моего отсутствия огонь являлся очень часто, даже людям в селе. В первый раз, находясь, как обычно, у окна, я заметил посередине стены, которая, хотя ночь была темной, выглядела для меня как темная полоса, справа белесое пятно площадью примерно три квадратных метра с неправильными, но очень отчетливыми очертаниями.
Первой моей мыслью было изумление от того, что я никогда раньше не обращал внимания на этот кусок стены, который, как мне казалось, был только что заштукатурен, без малейшего подозрения на другую причину, пришедшую мне в голову. В этот момент я вижу, как пятно движется. Я немедленно беру бинокль и слежу, как оно идет в верхний угол, сливается и исчезает среди тутовых деревьев, сменяясь ярким пламенем, которое через короткое мгновение тоже исчезает. Галлюцинация здесь не кажется мне легким объяснением из-за состояния ума и души, в котором я находился, и отражение света, который мог быть в доме на противоположной стороне виноградника, не могло вызвать свечение, потому что он был примерно в 150 метрах, и при этом я не мог обнаружить какой-либо очевидной причины, способной вызвать по известным законам такое явление.
Второе наблюдение огня произошло в 12-ю ночь. После напрасного бдения до полуночи я заснул крепким сном, но до рассвета меня разбудил приходской священник, предупредивший, что маленькое пламя наконец-то в моем распоряжении. Я бросаюсь к окну с биноклем и действительно вижу его за виноградом, метрах в 30 от меня. Оно двигалось на небольшом пространстве за листвой, и я мог видеть его только время от времени; через несколько секунд огонь совершает поперечный разбег на высоте менее метра над землей, с равномерным движением, как если бы это была ракета, но с меньшей скоростью, пересекает не менее двух рядов винограда, причем эти препятствия ему никак не мешают, и останавливается за другим рядом, оставаясь неподвижным за какими-то листьями; он остановился там примерно на 15 секунд, а затем внезапно погас. Я следил за ним с напряженным вниманием, но чрезмерная краткость его визита помешала мне приступить к различным операциям, которые я задумывал для выяснения его природы и происхождения. Свет, исходивший от него, был довольно ярким и очень хорошо освещал площадь диаметром не менее 2 метров; можно было четко различить шесты виноградных лоз и массы листьев, исключив любую возможность присутствия человека.
Я был там еще две ночи, но безрезультатно, после чего мне пришлось неохотно вернуться в город... Для исключения мошенничества достаточно того, что пламя само по себе предлагает наилучшие средства контроля собственным светом, который должен был ясно освещать того, кто его нес. Более того, очень равномерное и размеренное движение не поддается имитации, а блуждающие огоньки не могут возникнуть на снегу в суровую зиму [1].

На следующий год Галимберти вернулся в Бербенно и записал показания очевидцев загадочного огня. Среди них были чрезвычайно интересные истории.

Протоиерей г-н Тиринцони, который никогда не собирался следить за явлением с особым вниманием, за исключением тех случаев, когда он принимал друзей, за долгое время моего отсутствия много раз видел огонь. Однажды, лежа в постели, он увидел очень быстро пролетающий по воздуху с северо-запада на северо-восток шар диаметром более 50 см, яркого огненно-красного цвета, не в состоянии определить, откуда и куда он направлялся. Другой ночью, перед грозой, он увидел на своем винограднике три очень яркие бело-желтые полосы высотой 10,5 м, которые медленно двигались, удаляясь друг от друга и кружась друг вокруг друга, без порядка, но с видимостью, что между ними могла существовать некая связь, сохраняя вертикальное положение относительно поверхности земли; в конце концов они стали располагаться в развернутом порядке, и вскоре исчезли. Г-н профессор Омобоно Буцци, директор педагогических школ Форли, провел отпуск в Бербенно. Когда я приехал туда, он уже уехал. Тогда я написал ему с просьбой рассказать мне, что он наблюдал, и он передал мне следующее:
«Я провожу большую часть августа и сентября в маленьком селе Бербенно вот уже 29 лет... Стремясь противопоставить факты болтовне, я в первые две недели сентября всего три раза ходил, всегда в компании какого-нибудь члена семьи, на место явления, ожидая того, что произойдет или не произойдет, всегда недоверчивый и уверенный, что ничего не увижу. Вечером, когда я совершил свой третий визит, небо было пасмурным, как это часто бывает в течение года. Визит тоже был бесплодным, но поздно вечером, то есть около 23.00, после обычных вечерних бесед у трактирщика Ломбарди, без ведома посторонних, так как вся семья вернулась домой, 12-летний племянник Негри, Ипполито, сообщил приятную новость о появлении пламени. Ночь была очень темная, шел сильный дождь. Мы стояли под зонтиком в двух-трех метрах от выходящего на площадь входа в поместье Негри, и через несколько секунд на короткое время появился яркий свет... От точки, где мы находились, свет появился почти в юго-восточном углу виноградника, где начинается луг, но, поскольку явление длилось не более трех секунд, его краткость не позволила провести дальнейшее определение его положения.
Стремясь к выяснению и пресечению возможного обмана, мы немедленно осмотрели все поместье вплоть до точки, где казалось, что явление имело место, и даже гораздо дальше, но нам не удалось ничего найти или наблюдать что-либо особенное. Вернувшись на наш наблюдательный пункт, мы увидели на дороге в Поладжию, далеко впереди, небольшой огонек, который, как нам казалось, двигался вверх по дороге и через короткие промежутки времени исчезал, как бы скрываясь за многочисленными стволами встречающихся там тутовых деревьев, или как бывает при наблюдении за курильщиком, который идет в темноте и курит трубку. Каждый имел возможность заметить, как, пока курильщик вдыхает дым из трубки, пламя, притягиваемое всасывающим током воздуха во время затяжки, почти полностью скрыто от глаз наблюдателя, в то время как в моменты, когда он не затягивается, его можно увидеть во всем великолепии.
Проверив местность на следующее утро, я смог установить, что тот огонек не двигался по дороге по той простой причине, что с нашей точки зрения дорогу вообще не было видно из-за множества препятствий, закрывающих обзор, в основном растений и, возможно, некоторых стен. Однако последний огонек, то ли из-за своей малости, то ли из-за недостаточной интенсивности и расстояния, не особенно привлек наше внимание, даже признав, что, учитывая сильный дождь, место и поздний час, он вряд ли мог исходить от путника, закуривающего трубку.
Не так было с первым явлением. Оно показалось нам не пламенем, а очень яркой светящейся полосой, почти похожей на магниевый свет, с приятным голубым оттенком, длиной около метра и шириной 3 или 4 см. Я попытаюсь провести некоторые сравнения, чтобы дать представление о совершаемых им движениях. Помнит ли читатель, как заряжались дульнозарядные винтовки? Движения света напоминали движения шомпола, извлекаемого на некоторое время из ствола, затем вновь опускавшегося для сжатия патрона и затем сильным толчком, сообщаемым указательным и большим пальцем руки заряжающего, выдвигающийся вертикально или почти вертикально. То есть движения света были сначала вверх, потом вниз, короче, может быть, на полметра каждое, потом другое вверх, может, на метр, и все это менее чем за три секунды...
Я должен абсолютно исключить возможность обмана. Поздний час, очень темная ночь, проливной дождь, поход к месту, о котором никто не знает, интенсивность света, его синий цвет, мимолетность явления, высота и ширина движения, почти полная невозможность того, чтобы на террасах были доступны необычные средства освещения, способные производить свет такого цвета и интенсивности, – это обстоятельства, которые отбрасывают возможность обмана, случайного или искусно вызванного, и теперь явление заслуживает объяснения. Спириты, спиритуалисты и народные массы уже объяснили это по своему вкусу, но мне не хочется переходить Геркулесовы столбы, чтобы подписаться под их необоснованными для меня объяснениями. Пока не будет убедительных доказательств, предпочитаю признаться в своем незнании, поскольку, даже учитывая близость кладбища и тот факт, что несколько лет назад в поместье хоронили погибших в конюшне коров и лошадей, явление нельзя считать за один из обычных блуждающих огоньков... Может быть, это самовозгорание, но какого вещества? Чтобы установить это, необходимы новые и повторные наблюдения. Ученые должны быть заинтересованы в его изучении, и было бы полезно, если те, кто обладает знаниями по данному вопросу или наблюдали подобные явления, опубликовали бы свои соображения».
В ходе расследования я также расспросил мальчика Ипполито Негри, 12 лет, который рассказал, что, войдя однажды вечером в виноградник с дядей и профессором Омобоно Буцци, он на несколько секунд увидел, как формируется очень яркий красный шар более 50 см в диаметре на расстоянии около 80 м, над которым почти в то же время образовался другой шар, меньший по размеру и яркости, синий снаружи и красный внутри; они исчезли одновременно. Когда я спросил профессора Буцци, почему он не упомянул об этом, он ответил: «Я этого не видел, может, потому, что у него зрение лучше, чем у меня, или ему посчастливилось опередить меня в наблюдении».
Два государственных чиновника, не верившие в истинность пламени, убедились в этом, когда однажды ночью, стоя на церковной площади, они увидели три маленьких, довольно интенсивных голубых огня, идущих по дороге в Поладжию на расстоянии около 5 м друг от друга и в 400 м от наблюдателей; они быстро спустились к церкви, двое из них приблизились друг к другу, дважды повернулись и продолжили свой путь по-прежнему. До сих пор они могли выглядеть как фонари путников, но вдруг один из них очень быстро помчался к середине виноградника, где не было прохода; другой спустился к церкви и, достигнув виноградника Негри, пересек высокую окружающую стену, не изменяя своей начальной скорости, равной скорости быстро бегущего человека и испуская вспышки очень яркого голубого света, а третий остался неподвижным. В этот момент прибыли другие люди и нарушили тишину шумом. Тогда первые два пламени быстро воссоединились с тем, что оставалось неподвижным, и направились к исходной точке. В другой раз в винограднике те же люди, находясь примерно в ста метрах от него, увидели три синих шара, равные видимому размеру Луны и прыгнувшие в вертикальном направлении на высоту 2 м, возможно, на расстоянии метра друг от друга; один из них увеличился более чем вдвое, но как только два наблюдателя, движимые любопытством, приблизились метров на 20, три шара исчезли.
Пруджелли Эмилио, капрал таможенной стражи и караульный, в ночном патруле заметил, сам того не ожидая, метрах в 50 маленькое пламя, величиной с мандарин, но пирамидальной формы; он думал подойти к пламени, но, пройдя метров 20, увидел, как оно погасло. Заместитель бригадного генерала Менегетти Луиджи с караульным Малено Пьетро увидели примерно в километре от села небольшое пламя пирамидальной формы, высотой один метр, темно-красного цвета, меняющее силу света, иногда становясь очень ярким, и двигавшееся с огромной скоростью. За ним наблюдали целых два часа, в течение которых оно бегало в разных направлениях; оно постоянно исчезало и появлялось снова, становясь все меньше и меньше, а также уменьшая силу света. Они успели подобраться к нему поближе, но пламя исчезало всякий раз, когда они приближались на расстояние 20 м, и появлялось вновь, когда они удалялись. Здесь важно то обстоятельство, что эти двое не только не говорили на эту тему, но и первым, кто увидел привидение, был Менегетти, которому ничего не рассказывали об этом, поскольку он находился в районе Бербенно всего несколько дней.
Сапожник Синсера Никола шел из Поладжии в сильный дождь и увидел небольшое бледно-белое пламя около 6 см, которое сразу же исчезло. Добравшись до дома, он стал наблюдать с чердака за сельской местностью. Через несколько мгновений он увидел в нескольких метрах от дома небольшое красное пламя, которое сразу приняло большие размеры в форме цилиндра с основанием 60 см и высотой в метр, а над ним большой светящийся конус вершиной вниз, образованный полосами разных цветов, внутри которого виднелся вихрь искр, похожий на звезды; все исчезло через пару минут. Тотчас же после этого он увидел на другой стороне, метрах в 50, еще один гигантский конус, возможно, 8-метровой длины, из множества светящихся полос красного и других цветов, причем настолько ярких, что они очень хорошо освещали все вокруг; он был неподвижен, наклонен вершиной вниз и через 3–4 секунды мгновенно исчез. В другой раз из своего дома он увидел внизу, в винограднике, в нескольких метрах, какое-то облако бледно-белого цвета с несколько размытыми очертаниями, проходящее среди лоз, похожее на массу хлопка, высотой в один метр, шириной в два метра; его скорость была подобна скорости идущего человека. За этим облаком тотчас же последовало второе, затем третье и так 7 раз. Метрах в тридцати от этих облаков обычный маленький огонек был неподвижен. В конце концов наблюдатель лег, а явление продолжалось. Он уверял меня, что при каждом прохождении светящихся облаков слышал какой-то стон.
Пекарь Годари Джузеппе, работающий в доме Негри, уже несколько лет замечал небольшое пламя в винограднике, не обращая на него никакого внимания. В конце концов в нем возникло некоторое любопытство, и однажды ночью, увидев его из окна там, где он работал, он решил двинуться к нему... Пламя было очень ярко-белого цвета, но когда он приблизился примерно на 20 м, оно мгновенно погасло, и при осмотре местности он не нашел ничего подозрительного...
Портной Минетти Джулио, выходя с церковной площади, был удивлен чередой разноцветных вспышек света от бело-желтого до зелено-синего и красного, столь ярких, что они осветили всю долину. При последней вспышке света он направил взгляд на место их предполагаемого происхождения и увидел большое пламя на вершине близлежащей высокой горы, которое сразу же погасло и никогда больше не появилось. У наблюдателя сложилось впечатление, что там, наверху, лежала причина не только последней вспышки, но и предыдущих; многие другие люди могут поручиться за истинность этого явления.
Господин протоиерей и другие, имена которых я не помню, свидетельствуют, что не раз видели, как маленькое пламя разделялось на три одинаковых, блуждало, затем сливалось в одно и исчезало.
Кандиани Пьетро и сапожник, глядя на церковную площадь, увидели, как на расстоянии около 10 м и на высоте 6 м появилось яркое пламя; оно оставалось неподвижным, и им казалось, что оно закрыто чем-то круглым и черным, что, должно быть, и было причиной того, что оно направляло свет только на церковь, очень хорошо ее освещая; затем оно очень медленно подошло немного к воротам виноградника Негри, где начало подпрыгивать, как резиновый мячик, в течение пары минут; затем оно продолжало свой путь вдоль стены, поднималось, как будто хотело прикрепиться к крайним ветвям дерева, затем, значительно увеличив скорость, пересекло несколько виноградников по прямой, не обращая внимание на серьезные препятствия. Здесь рассказчик дал мне очень подробное описание появления второго, а затем третьего огня с потрясающей скоростью, которое я опускаю ради краткости. Один из этих огней был ярко-красного цвета, диаметром более 50 см. Время от времени он останавливался, становясь меньше, а затем вновь обретая первоначальный размер и яркость. Через два часа наблюдатели удалились, а явление все еще продолжалось. Через 8 дней те же люди оказались на церковной площади и снова увидели обычный белый свет, испускающий небольшие светящиеся вспышки, подобные тем, которые возникают при сгорании пороха, но вскоре он исчез, когда со смехом и шумом пришли другие люди.
Тинтано Пьетро, фермер, идя очень темной ночью из соседней деревни Дюзоне, увидел в 25 м у дороги небольшое пламя, которое зигзагом двигалось среди виноградных лоз, а затем очень быстро вертикально поднялось, как ракета, более чем на 20 м; его свет был синим, достаточно ярким, чтобы ослеплять, как электрический свет. Прежде чем остановиться в своем быстром подъеме, оно приняло большие размеры, выбрасывая искры, и мгновенно погасло.
Однажды ночью Сарелунга Амброджа встретила карабинеров, наблюдавших за светом в винограднике. Их первая мысль была о том, что кто-то пытается украсть виноград; они тотчас же приблизились, но свет, как обычно, мгновенно исчез. Он очень хорошо освещал все вокруг, так что нельзя было предположить, что его кто-то несет; и на самом деле после проведения необходимых поисков ничего не было найдено.
Я не хочу умолчать о том, что протоиерей и сапожник, не зная наблюдений друг друга, видели разные, но похожие шары с пятнами, кажущимися наблюдателям как бы попыткой нарисовать на них лицо. Я верю, что этих многочисленных свидетельств будет достаточно. Я мог бы их продолжить, но боюсь, что это будет утомительно [4].

Редактор журнала «Rivista di Studi Psichici» д-р Джиамбаттиста Эрмакора заявил, что, учитывая разницу в восприятии очевидцев, явление должно быть галлюцинацией, возможно, телепатически внушенной кем-то извне.

Мы находим гораздо проще и естественнее предположить, что это явление не существует в пространстве, что оно является чисто галлюцинаторным и, следовательно, руководящий им разум принадлежит воспринимающему или, самое большее, в некоторых случаях, разуму другого человека, который воздействует на него телепатически...
Обстоятельство большого веса, говорящее в пользу галлюцинаторной гипотезы, дают нам те случаи, которые намекают на избирательность восприятия. Профессор О. Буцци не видит двух светящихся шаров, один из которых ярко-красный и очень яркий, но их видел племянник Негри. Правда, профессор отмечает, что у племянника зрение лучше, чем у него, и что, возможно, он не успел все это увидеть, но такой интенсивный свет должен быть легко увиден даже тем, кто не обладает идеальным зрением, и трудно предположить, что племянник за несколько секунд, пока длилось его видение, не успел бы привлечь внимание своего дяди... Кто-то, желая признать реальность явления, может сослаться на разницу в индивидуальных способностях восприятия (аргумент, которым слишком часто злоупотребляют), но нельзя отрицать, что это можно объяснить более естественно, если предположить, что восприятие принадлежит к категории тех, которые по преимуществу индивидуальны, то есть к галлюцинациям...
Даже исчезновение явления, когда люди подходят к нему слишком близко, составляет одну из характеристик галлюцинаторного восприятия. Фактически, более точное и внимательное наблюдение, воспринимая реальность с большей яркостью, обязательно должно иметь тенденцию к устранению галлюцинации, которая, когда она больше не сможет бороться с реальным восприятием, либо исчезнет, либо, если она имеет сильную тенденцию к сохранению, будет спроецировано на менее хорошо наблюдаемые точки, то есть, по-видимому, ускользнет от наблюдателя. То же самое можно сказать и об исчезновении явления при приближении других людей, особенно если они шумят.
Действительно, известно, что каждый человек, страдающий галлюцинациями, находится, пока она длится, в ненормальном состоянии, более или менее аналогичном сомнамбулическому; поэтому естественно, что каждая причина, которая имеет тенденцию отозвать его внимание за пределы моноидеизма, в котором он сосредоточился, вызывает своего рода пробуждение и тем самым уничтожает галлюцинацию.
Однако даже если световой феномен Бербенно и другие подобные ему состоят лишь из простых галлюцинаций, они не перестают поэтому представлять живой интерес в наших исследованиях, в силу того, что эти галлюцинации встречаются у людей всех социальных классов, и часто разделяются несколькими людьми одновременно.
Во многих случаях мимолетное возбуждение воображения или закоренелая фантастическая традиция заставляют многих жителей страны видеть появление Мадонны или собрания ведьм ночью, или слышать стоны душ, которые, как верит народ, были сосланы в определенные ущелья, и это не предлагает ничего, что выходило бы за известные пределы работы воображения. На самом деле в этих случаях субъекты, как правило, невропатические и мистически настроенные, естественно предрасположенные к галлюцинациям, или невежественные, суеверные и боязливые люди, легко видящие объект своей фантазии в реальном объекте, от которого они сразу же в страхе бегут, вместо того чтобы приблизиться к нему или изучить его, что положило бы конец их иллюзиям. И если два или более человека, находясь вместе, видят или верят, что видят одно и то же видение, то это обычно происходит потому, что первый, кто становится жертвой галлюцинации или иллюзии, описывает или иным образом позволяет другим понять его впечатление, которое с помощью возбуждения, вскоре сообщающегося всем, приобретает значительную суггестивную силу и достаточно, чтобы вызвать и у других галлюцинацию или иллюзию. В нашем случае, однако, этих условий не обнаружено...
Как мы уже заметили, даже у здоровых людей галлюцинации могут возникать как спонтанно, так и по внушению. Однако, несмотря на это, еще предстоит объяснить, почему только в Бербенно и других особых местах они проявляются с такой необычайной частотой даже у людей, недавно прибывших и не подозревавших о каком-либо явлении. Самым важным случаем, с нашей точки зрения, был случай с заместителем генерала Менегетти, который ничего не знал о существовании явления, когда он его заметил, а также случай с протоиереем и сапожником, которые видели его в похожих необычных формах, не влияя при этом друг на друга. Эти случаи оставляют достаточно места для предположения, что галлюцинации (признаваемые тут как таковые) по крайней мере частично определяются сверхъестественными действиями, вероятно, телепатическими, которые по причинам, которые мы не можем оценить, имеют особый очаг в Бербенно и подобных местах. Относительное постоянство передаваемых изображений могло зависеть от того, что образы подобных светящихся явлений глубоко укоренились в подсознании одного или нескольких жителей, которые действовали как непроизвольные телепатические передатчики. И это наименее претенциозное, если не истинное, объяснение видений и шумов, происходящих в местах с привидениями, которые, хотя и меняются по характеру от места к месту, часто повторяются с известным единообразием. И, с другой стороны, уже приводились случаи, которые, как нам кажется, намекают на существование настоящих телепатических эпидемий.
В любом случае, мы далеки от того, чтобы дать окончательное суждение, и необходимо будет с помощью тщательных исследований и будущих наблюдений, с одной стороны, выяснить, не является ли сверхъестественность явлений следствием только неточностей в свидетельствах или действием скрытых, часто подсознательных внушений, и, с другой стороны, выяснить, имеет ли это явление сверхъестественной природы физическую реальность в пространстве, где оно является. Это можно выяснить наиболее удобным и простым способом с помощью фотографии [5].

К сожалению, никто не попытался сфотографировать загадочный огонь. По крайней мере, ни в одной из публикаций тех лет, с которыми мне удалось ознакомиться, нет никаких упоминаний о попытках съемки, хотя в Бербенно часто приезжали журналисты и ученые из разных стран мира. Заинтересовался «огнями Бербенно» и всемирно знаменитый антрополог Чезаре Ломброзо, но он предпочел ограничиться перепиской с местными властями, полицией и рядом очевидцев. Магистрат Сондрио переслал ему рапорт, подписанный 14 февраля 1897 года бригадиром местных карабинеров г-ном Понзинибио.

Огонь, о котором идет речь, можно увидеть тут и там на землях сел Поладжия, Дузоне и особенно в Посталезио. Он поднимается над землей на несколько метров, затем опускается, исчезает, потом возвращается, чтобы проявиться и возникнуть в другой точке. Однако если вокруг него возникает шум, он исчезнет. Это не может быть блуждающий огонь, так как его несколько раз видели, даже когда земля полностью покрыта снегом; он также появлялся в дождливые и ветреные вечера.
Некоторые полагают, что это явление электричества, магнетизма и т. д., другие же говорят, что какой-то человек, или несколько человек, собравшихся вместе, зеркалами заставляют отражаться в них свет, и с этим оптическим изделием развлекаются за спиной тех, кто собирается каждый вечер на скамейках в определенных местностях, для того, чтобы убедиться в существовании предполагаемого явления, изучить его рождение, метаморфозы и исчезновение. Истинный факт состоит в том, что до сих пор не известны личности, которые любят дурачить других зеркалами, в то время как этот более или менее маленький огонь можно увидеть темными ночами, прогуливаясь в обычных местах.
Рассказывают, что несколько раз он спускался в сад протоиерея и в соседние, но тут же исчезал при малейшем шуме. Говорят также, что упомянутый огонь в некоторые ночи разделялся на три или четыре части, воссоединялся в воздухе, когда приближался какой-то звук, и исчезал до тех пор, пока не восстанавливалась тишина. Однако такой метаморфозы я пока не видел; ее видели карабинеры Ровелли Луиджи и Бонкомпаньи Луиджи [6].

Чезаре Ломброзо не стал комментировать рассказы очевидцев и ограничился тем, что упрекнул ученых в нежелании разбираться с подобными аномалиями. Сначала их пытаются не замечать, а потом, когда игнорировать тайну становится невозможно, оказывается, что для ее разгадки недостаточно данных. Такой порочный круг вытесняет тайны в область «сказок и пустых легенд», делая их потерянными для науки.

Чезаре Ломброзо (1835–1909).
Чезаре Ломброзо (1835–1909).
 

Еще одним известным ученым, проявившим интерес к «огням Бербенно», стал Карло Фабани (1858–1906). Он успешно сочетал научную деятельность с церковной карьерой и в то время возглавлял соседний приход Валле ди Морбеньо. Это позволило ему изучать «огни» без серьезного отвлечения от текущих занятий. Карло Фабани подготовил подробный отчет на 35 страницах, который был опубликован в трудах Папской Академии наук. Он пришел к выводу, что явление пока еще нельзя объяснить и что оно может быть материальным, а не иллюзией, как предположил покойный д-р Эрмакора.

На самом деле было бы неосмотрительно желать конкретно объяснить странное явление, потому что набор элементов, необходимых для его изучения, слишком скуден. В прошлом подобными явлениями совершенно пренебрегали, потому что не понимали их значения. На данный момент ничего нельзя сделать, кроме как показать слабые стороны наиболее очевидных гипотез, которые могут быть предложены для его интерпретации...
Явление длится уже несколько десятков лет, никого не пугая... Мошенничество всегда было исключено: огонь движется способом, исключающим действие человека... Его присутствие во все времена года противоречит гипотезе о том, что речь идет о каких-то светящихся насекомых... и это обстоятельство вместе с тем, что огонь иногда остается неподвижным, противоречит гипотезе, что речь идет о каком-то фосфоресцирующем теле растительного происхождения, переносимом ветром...
В пользу галлюцинаторной гипотезы могли бы свидетельствовать некоторые случаи, намекающие на выборочность восприятия. Некоторые, например, видят два шара одновременно, тогда как другие видят только один; некоторые люди видели большой шар, тогда как другим казалось, что они видят только маленькое пламя.
Весьма изменчивые и причудливые формы, принимаемые свечением – цилиндр, полосатый светящийся конус, облачка, светящиеся шары с некоторыми пятнами, грубо имитирующими человеческие лица, но обычно простое пламя; возникновение явления в определенной форме для наблюдателя и тотчас же после этого повторение в идентичной форме, например, наблюдатель видит светящийся шар и тотчас же после этого видящий другой подобный шар, или несколько полос света, или последовательность вспышек, или много маленьких облачков – все это обстоятельства, простым образом согласующиеся с галлюцинаторной гипотезой как потому, что галлюцинации обладают свободой, которую можно назвать неопределенной в своих формах, так и потому что именно галлюцинациям присуща тенденция повторяться в почти одинаковых формах через короткий промежуток времени... Но она не кажется достаточно убедительной, как потому, что изменчивость формы данного явления не может противоречить гипотезе о его физической природе, так и, наоборот, метеорологические электрические явления дают наглядный пример такой изменчивости... Исчезновение свечения, когда люди приближаются к нему на известное расстояние, при условии, что оно не зависит от какого-либо препятствия между ними, наличие которого не осознается из-за темноты, вполне может относиться к физическому явлению [7].

Немецкие исследователи Франц Кайбель и Антоний Шлахтер, лично побывавшие в Бербенно и видевшие огонь, пришли к выводу, что его можно объяснить спиритической или анимической гипотезой [8]. Другими словами, светился дух покойника или живого человека во время «астрального выхода». Итальянские журналисты отнеслись к подобным гипотезам очень скептически, указав на бессмысленность многолетнего блуждания по полям, дорогам и виноградникам, игнорируя церковь и кладбище – самые очевидные места, которые могли бы заинтересовать покойника.

Правы ли крестьяне и священники, которые говорят, что это духи умерших возвращаются просить молитв? Если бы это было так, то устойчивость явления не говорила бы ни в пользу набожности жителей Бербенно, ни даже в пользу остроты слуха благого Господа!... И не могли ли эти духи выразиться, я не говорю яснее, но умнее? Поэтому здесь даже спиритическая гипотеза недостаточна, не говоря уже о том, что утверждение о духах не объясняет феномен их столь странного, неразумного проявления в виде блуждания по ночам [2].

Не обошлось и без попытки свести тайну к мистификациям и неверному опознанию обычных огней. Журналист газеты «Corriere della Sera» Э. Ф. Бальзан обнаружил в Бербенно немало скептиков. Среди них был муниципальный секретарь Луи Негри, новый хозяин того самого виноградника, в котором чаще всего возникал огонь.

Его отец, который в итоге поверил всему, что говорил протоиерей, умер около двух лет назад. Луи не унаследовал вместе с имуществом его убеждения. Напротив, он всегда стремился опровергнуть бытующие здесь суеверия...
– Однажды вечером в прошлом году я шел к дому священника, – рассказал он, когда водил меня по своему винограднику. – Было абсолютно темно. Внезапно я увидел движущийся свет под порталом церкви. Я затаил дыхание и на цыпочках подошел к нему. Подойдя совсем близко, я протянул руку и схватил его. Это был небольшой фонарь, прикрепленный к концу шеста. Его нес человек, которого я сразу узнал: «Несчастный человек! Что ты там делаешь?» – «Создаю огонь», – ответил он. Этим идиотом, продолжал г-н Негри, был Пьетро Кандиани... В другой раз я был в Поладжии, у мэра, когда кто-то пришел сообщить новость о том, что среди виноградника неподалеку увидели странный свет. Мы с мэром пошли туда с разных сторон: это была масляная лампа, прикрепленная к дереву!
Отставной полковник, кавалерист Жюль Лавиццари, мэр Бербенно, которого я отправился искать в Поладжию, подтвердил мне то, что рассказал господин Негри. Из его дома открывается вид почти на всю долину и склон, который включает в себя деревню Дюзоне и виноградники Деа и Негри, где, как утверждается, видели появление огня. И он за столько лет ни разу не видел явления подобного рода, хотя всегда возвращался домой после наступления темноты. Доктор Г.-Б. Берци, врач общественной помощи в Бербенно, категорически отрицает существование явления и написал об этом Чезаре Ломброзо, который попросил его дать разъяснения... Однако есть и те, кто верят в существование пламени. Среди них бригадный генерал жандармерии из неаполитанцев и некоторые его подчиненные.
Насколько я мог судить, население Бербенно – за немногими исключениями – не верит в появление пламени. И очень немногие удосужились убедиться сами, были ли светящиеся явления реальными или нет. С другой стороны, случилось так, что некоторые злые шутники получали удовольствие, сводя с ума верующих, и особенно протоиерея, зажигая огни в виноградниках или за стенами, окружающими поместье. Когда студенты из Сондрио приехали в Бербенно, чтобы наблюдать явление, со всех сторон были видны блуждающие огни и таинственные сияния. Это была ночь праздника для населения.
Я воздержусь от рассмотрения свидетельств тех, кто положительно отзывался о явлениях Бербенно. Достаточно отметить, что одним из них является свидетельство Кандиани, которого с фонарем на шесте застал врасплох муниципальный секретарь. Мы не можем сказать, что все остальные свидетели недобросовестны; г-н Негри признает, что некоторые фонари, пронесенные по дороге, от одного дома или от конюшни к другому, могли ввести в заблуждение не одного человека.
Во всяком случае, регулярность странствий огня, о которой говорит профессор Фабани, отрицается теми, кто не допускает каких-либо сомнений в истинности явления. Викарий Поладжии рассказал, что видел его всего дважды. И сам протоиерей Бербенно отрицает, что огонь появляется часто [9].

Журналист остался на ночь в селе, чтобы понаблюдать за огнями в компании мэра и прочего местного начальства. Они действительно увидели вдали яркий красноватый свет, а потом слева от виноградника Луи Негри возникла полоса пламени. Она словно вырвалась из стены, описала короткую параболу и сразу рассеялась в воздухе. Заподозрив мистификацию, Бальзан демонстративно уехал из Бербенно, а на следующий вечер вернулся так, чтобы никто этого не видел. На сей раз ему удалось увидеть только один огонь, да и он оказался фонарем в руке возвращавшегося из Дюзоне крестьянина.

Также по теме
Фермер Жоао Престес Фильо считается первой жертвой НЛО в Бразилии. Вечером 4 марта 1946 года он был поражен идущим с неба лучом и на следующий день скончался в страшных мучениях. Споры по поводу его смерти продолжаются по сей день.

Статья в «Corriere della Sera» вызвала ряд протестов, в том числе, как это ни странно, на страницах солидного научного журнала «Rivista di Fisica, Matematica e Scienze Naturali». Среди людей, отвергавших простую разгадку, был и уже известный нам профессор Омобоно Буцци, утверждавший, что тенденциозная статья г-на Бальзана «вредит плодотворной работе по изучению неизвестных явлений природы», а газете лучше было бы «направить на место какого-то ученого специалиста, имеющего необходимое время, оснащенного полномочиями, средствами и оборудованием, пригодными для серьезного исследования» [10].

Пожалуй, главным результатом оживленной полемики в прессе стало открытие, что странные огни известны не только в Бербенно. В Кварньенто, провинция Пьемонт, огонь вел себя совершенно иначе – выходил из церкви и летел на кладбище. Местные жители называли его «огнем св. Бернара» и тоже утверждали, что одни люди способны его видеть, а другие нет. Мэр Кварньенто Д. Б. Капелло не видел огня, но среди очевидцев была его мать, которой он не мог не доверять [11]. О регулярных визитах таинственного огня, который мог рассеяться в облако и снова собраться в светящийся шар, сообщали также из села Компьяно-Реджано близ Пармы. Еще один огонь любил следовать за путниками в небольшой долине в окрестностях Локарно. Галимберти и Фабани цитировали письмо уважаемого очевидца – доктора Коррадо Гозо, видевшего огонь вместе с женой.

Однажды вечером в мае 1893 года, через несколько часов после захода солнца, мы с женой возвращались из Аквилы в Оливоне... На расстоянии примерно 2 км от Оливоне, случайно взглянув в сторону густого альпийского леса, нависавшего тогда над дорогой, я очень отчетливо увидел довольно большой огонь красноватого цвета, который с того места, где я его заметил, побежал через лес в сторону Оливоне, следуя по очень правильной изогнутой линии параллельно дороге. Удивленный, я остановился, указывая на неожиданное зрелище жене, которая видела то же, что и я. Небольшой живой огонь, красный, как угли, правильной продолговатой формы, мало что освещал вокруг себя и среди полнейшей тишины довольно быстро бежал по лесу на расстоянии чуть более метра от земли. Через несколько мгновений он миновал весь изгиб дороги и, продолжая следовать в том же направлении, вышел из леса и внезапно исчез. Длилось это чудесное явление около минуты; огонь прошел в общей сложности около 200 или 250 м без всякого шума, и вокруг него ничего не было видно, кроме стволов и ветвей растений. Имея длину чуть более половины ладони, он не проявлял колебаний в своем движении и всегда сохранял одну и ту же форму и размер. Все это не вызвало во мне никакого чувства страха, а только чувство глубокого удивления.
Что касается интерпретации явления, я исключаю, что это мог быть человек, который бежал по лесу с фонарем. Прежде всего, в лесу не было даже намека на тропу, и, принимая во внимание это и крутой уклон горы, совершенно нельзя допустить, чтобы человек мог, держа фонарь в руке, бежать с такой скоростью, описывая такую плавную изогнутую линию, причем всегда параллельно дороге. Если предположить, что это был человек, мы должны были услышать какой-то шум или увидеть что-то, кроме стволов и ветвей. Наконец, свет, который мы видели, совсем не походил на свет лампы или свечи и не имел ни малейшего колебания. А еще можно исключить блуждающий огонь, потому что тот имеет, если я не ошибаюсь, неправильную форму, фосфоресцирующий цвет и хаотично двигается. Наконец, необходимо исключить, что мы оба могли стать жертвами иллюзии или галлюцинации, поскольку совершенно отсутствовали причины, которые могли предрасположить нас к иллюзии – например, страх или же склонность допускать существование чего-либо сверхъестественного [4].

Со временем «огни Бербенно» начали появляться все реже и наконец совсем исчезли. Последнее их наблюдение датируется 1920 годом. К этому времени большинство участников полемики уже не было в живых. Не стало и протоиерея Паоло Тиринцони, покинувшего этот свет 17 октября 1913 года [12–14]. Земля, где некогда появлялись огни, была застроена новыми домами, а с появлением в селе электричества последний шанс увидеть что-то необычное был утрачен.

В наши дни бесполезно гадать, какие опыты могли бы поставить ученые, если бы не поленились привезти в Бербенно приборы. Но как минимум один загадочный эффект можно было изучать без всякой техники. Часто меняя наблюдателей, можно было бы разделить их на способных и не способных увидеть огонь, а потом посмотреть, что отличает две группы друг от друга. Заодно можно было бы проверить, действительно ли «видящий» способен передать эту способность не видящему, оказавшись рядом – то, что оккультисты называют «эффектом ауры». Вопрос об объективном существовании таинственных огней уже снят с повестки дня – они хорошо получаются на снимках, даже если находящиеся рядом люди их не видят. Тем не менее секрет избирательной видимости аномальных явлений – не только «огней», но и многих других, включая НЛО и корабли-призраки – все еще остается неразгаданным. Его раскрытие навсегда изменит мир, сорвав с чудес завесу невидимости. Но понравится ли нам то, что мы увидим?!

Литература

1. Galimberti G. Fenomeno luminoso anormale // Rivista di Studi Psichici, Padova. Vol. II, № 2 (Feb. 1896), p. 41–46.

2. Reghini A. Uno strano fenomeno luminoso // La Nuova Parola, Roma. Vol. II, 1902, p. 152–155.

3. Vernier H. Les Phénomènes Lumineux de Berbenno // L'écho du Merveilleux, Paris, July 1, 1900, № 84, p. 248–252.

4. Galimberti G. Sul Fenomeno Luminoso Anormale di Berbenno e su Altri Fenomeni Analoghi // Rivista di Studi Psichici, Vol. III, № 4 (April 1897), p. 121–133 и № 5 (May 1897), p. 153–157.

5. Там же, p. 158–163.

6. Lombroso C. Luci psichiche // Archivio di Psichiatria, Scienze Penali e Antropologia criminale, Torino, Vol. XVIII, 1897, p. 265–267.

7. Fabani C. Un fenomeno luminoso ossia la fiammella di Berbenno // Atti dell'Accademia Pontificia dei Nuovi Lincei, Roma. Vol. LIII, 1900, p. 15–49.

8. The German Psychical Journals // Light, L., Nov. 15, 1902, p. 543.

9. Corriere della Sera, June 24, 1900. Цит. по [3].

10. La fiammella di Berbenno // Rivista di Fisica, Matematica e Scienze Naturali, Pavia. Vol. II, 1900, p. 148–151.

11. Baudi di Vesme С. Un fenomeno luminoso anormale in Piemonte // Archivio di Psichiatria, Scienze Penali e Antropologia criminale. Vol. XVIII, 1897, p. 42–46.

12. Giussani A. Berbenno di Valtellina e la sua Basilica // Rivista Archeologica Della Provincia e Antica, Como. 1922, p. 173–214.

13. Stilo G. Le ''luci telluriche'': un enigma anche italiano // UFO, Torino, 2002, № 25, p. 10–14.

14. Conti S. La Fiamma di Berbenno // Il Giornale dei Misteri, Feb. 1979, p. 14–15.


Михаил Герштейн 17.08.2024
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Бобруйский метеорит: поиски продолжаются!
Экспедиции 1
Бобруйский метеорит: поиски продолжаются!
1 мая 2024 года камерами Белорусской метеорной сети был зафиксирован пролет очень яркого космического тела. Это событие случилось в 3 часа 32 минуты по местному времени, а сам полет длился 8 секунд. За последние 6 лет это был самый яркий болид среди наблюдавшихся в Беларуси, его яркость превышала яркость Луны в полнолуние. Вероятность того, что его осколки достигли земной поверхности, по мнению ученых, проводивших расчеты, составляет не менее 99%.
О чем свидетельствует «загадочная ксеноглоссия»?
Методология 3
О чем свидетельствует «загадочная ксеноглоссия»?
К реинкарнационным способностям часто относят «внезапные знания» языков, в том числе и древних. Причем экспертами, подтверждающими подлинность знаний, обычно выступают люди, не имеющие отношения к лингвистике. Мое неверие в «реинкарнационный лингвистический дар» было практически абсолютным, но я оставляла место для возможного чуда, основанного на незнании неких особых информационных механизмов.