НЛО колониальных времен
В ночь на 19 октября 1781 г. Нелл Александр вздрогнул от «громкого, оглушающего грохота» неподалеку от окраины его родного города в Коннектикуте. Он и не подозревал, что вскоре станет свидетелем крупнейшего близкого контакта в истории колониальной Америки. «Знамения» дореволюционной Америки с точки зрения уфологии и здравого смыслаЭто был долгий путь от Провиденса, и как бы он ни хотел вернуться домой, 24-летний Александр знал, что лучше не торопить лошадь. Он позволил ей идти неторопливым шагом и достиг окраины города Киллингли после 10 часов вечера.
Нелл Александр проживал на восточной стороне Машапогского пруда на ферме, купленной его дедом в 1721 г. Первый Нелл Александр (урожденный Нелл-Эллик Сондерс) был шотландцем, который сражался на стороне Стюартов и эмигрировал, чтобы не столкнуться с местью «немца Джорджа». Молодой Нелл делил ферму с овдовевшей 62-летней матерью Пруденс (Кейди) Александр, 84-летней бабушкой Сюзанной (Адамс) Александр и 20-летней сестрой Пруденс. Нелл был торговцем-янки, унаследовавшим бизнес покойного отца. Он путешествовал вверх и вниз по долине реки Куиннебауг, торгуя своими товарами. За исключением короткого периода военной службы в 11-м Коннектикутском полку, когда он сражался под командованием Джорджа Вашингтона в кампании за Нью-Йорк, Нелл никогда не покидал Новую Англию. Это была типичная деловая поездка, которая привела Александра в место примерно в трех милях к востоку от Киллингли, ровно в 22:30 в пятницу, 19 октября 1781 года.
То, что произошло в тот момент, будет преследовать Александра до конца его дней. Все началось с «громкого, оглушающего грохота. Он посмотрел в небо и увидел в ясной, светлой ночи дугу из пушек с направленными на юг дулами – потрясающее, страшное зрелище». Вот, словами Нелла, история его наблюдения:
«Во время американской революции, как раз перед капитуляцией лорда Корнуоллиса, я возвращался из поездки в Провиденс, шт. Род-Айленд. Я прибыл в Киллингли и находился в четырех милях от своего дома на озере Александер (пруд Машапог). Ночь была ясная и светлая, без луны. Кажется, было половина одиннадцатого, когда я случайно поднял глаза и увидел великолепную картину. Немного южнее зенита, простираясь в небе на восток и запад, стояла дуга орудий на лафетах с дулами, направленными на юг. Их цвет был как у северного сияния. Я долго рассматривал их и пытался сосчитать, но, находясь в лесу, не мог различить те, что стояли у горизонта. Затем я поспешил догнать друга, чье внимание я хотел обратить на явление. Лошадь, однако, устала, и я добрался до него лишь после того, как замечательное зрелище исчезло.Я рассказывал об этом всем, кого встречал, в течение долгого времени, но не мог найти никого, кто видел это, кроме меня самого, пока однажды не оказался в гостях у дяди, мистера Левенса, которого уже нет в живых. В ходе разговора, не зная, что я это видел, он рассказал то же самое, что я только что поведал. В то время он был в Киллингли, всего в нескольких милях от меня. Он рассказал, что взял на себя труд пересчитать пушки, а так как находился в удобном для этого положении, то не сомневался, что пересчитал их все. Всего их было 64. Они были расположены недалеко друг от друга, хорошо установлены и выстроены в правильную линию».
Такова история, которую Александр рассказал озадаченному писателю по имени Джон Уорнер Барбер в 1837 году. В то время Барбер собирал рассказы и анекдоты для книги «Connecticut Historical Collections». Жители Киллингли представили Барберу престарелого Нелла, живого свидетеля, вероятно, самого странного события в истории города.
К сожалению, Нелл так и не увидел свой рассказ в печати. Он умер 22 июня 1838 года в возрасте 79 лет и был похоронен на кладбище Аспинуолл. Барбер вспоминал Нелла как «пожилого и уважаемого человека... который все прекрасно помнил...».
Но какая история! Таинственный взрыв в небе, за которым последовал пролет 64 неопознанных летающих объектов, держащихся в строю и светящихся, как северное сияние. Двое мужчин стали свидетелями крупнейшего близкого контакта в истории колониальной Америки.
Мы точно знаем, что Нелл Александр существовал. Он родился в Киллингли 22 октября 1757 г. Его военная служба описана во втором томе «История округа Виндхэм, штат Коннектикут» Эллен Д. Ларнед, опубликованной в 1880 году. Но кто был загадочный Левенс? По словам историка из Киллингли Маргарет М. Уивер, это Джеймс Ливенс из Мэнсфилда, Коннектикут. Он женился на Вирсавии Кэди, старшей сестре Пруденс (Кейди) Александр, матери Нелл. Джеймс Ливенс приходился Неллу дядей по браку. Кроме того, Нелл ссылается на то, что «дяди... уже нет в живых» (в 1837 г.). Джеймс Ливенс родился 8 июня 1718 года и умер 5 ноября 1793 года. Во время наблюдения ему было 65 лет.
Любопытно в деле Александра и Ливенса то, что многие его детали довольно точно соответствуют событиям, о которых сообщалось во время других наблюдений колониальных времен. Нелл услышал «громкий, оглушающий грохот», прежде чем увидел флотилию НЛО. Преподобный доктор Коттон Мазер сообщил об аналогичном фляпе НЛО в Массачусетсе в предыдущем столетии. В книге «A Brief History Of The War With The Indians In New-England» («Краткая история войны с индейцами в Новой Англии») Мазер пишет: «Несомненно, что до того, как разразилась эта война, а именно 10 сентября 1674 г. в Хэдли, Нортгемптоне и других близлежащих городах был слышен звук выстрела из тяжелого орудия с сотрясением земли и сильным эхом, тогда как в тех городах или поблизости в тот день никто из орудий не стрелял». К северу от Бостона слышали еще один загадочный гул. «Ясным, тихим, солнечным утром в Мальдене люди слышали в воздухе, к северо-востоку от них, сильный пушечный выстрел, а вслед за ним выстрелы из ручного оружия, наподобие мушкетов...».
За этими таинственными взрывами последовало появление «дневного диска». Д-р Мазер сообщает: «15 июня 1675 г. в Плимуте видели, как в воздухе появилась точная форма индейского лука, которую местные жители, по крайней мере некоторые из них, восприняли как пророческое видение. Нечто подобное было замечено незадолго до сражения Форта в округе Наррагансетт». Здесь д-р Мазер ссылается на битву времен Войны короля Филиппа в Южном Кингстауне, Род-Айленд, 18 декабря 1675 года.
Как ни странно, за несколько лет до наблюдения Александра и Ливенса произошла другая серия загадочных взрывов. До того, как Барбер взял интервью у Нелла Александра, горожане рассказали ему о большой «военной панике» октября 1774 года. Дж. Барбер пишет: «Осенью перед Американской революцией жители этого городка, давно ожидавшие начала боевых действий, однажды были встревожены тем, что они приняли за непрекращающийся обстрел из пушек и стрелкового оружия на северо-востоке, в направлении Бостона. Шум продолжался весь день и всю ночь, почти без перерыва. Говорят, что слышимые звуки в точности напоминали звуки мушкетов и полевых орудий. Сначала раздавался сильный грохот, а потом более мелкие «хлоп-бах, хлоп-бах», говоря языком тех, кто рассказывал об этом. Впечатление, что приближаются британцы, было настолько сильным, что большинство жителей собрались в ожидании приказа идти в Бостон. Однако через несколько дней, вопреки ожиданиям, они узнали, что никакого боя не было и что между их городом и Бостоном не вели ни пушечного, ни стрелкового огня. Происходили ли звуки от взрывов метеоров или нет, мы сказать не можем; но лица, слышавшие их, считали это предвестником войны, которая фактически началась спустя шесть месяцев».
Люди из Киллингли верили, что Нелл видел знамение. Он заметил НЛО в тот самый день, когда лорд Корнуоллис сдался Джорджу Вашингтону в Йорктауне.
Наблюдение Александра и Ливенса стало частью фольклора Коннектикута. Округ Виндхэм полон таких легенд, особенно богат ими был XVIII век. В самом деле, в свете этого наблюдения кажется, что одна из них также могла произойти из-за встречи с НЛО.
«Темной, пасмурной, мрачной ночью в июле 1758 г. жители Виндхэма, небольшого городка в восточной части Коннектикута, удалились на отдых и в течение нескольких часов пребывали в глубоком сне, когда внезапно, вскоре после полуночи, дремоту мирных жителей нарушил ужаснейший шум в небе над их головами, который многим показался криками и визгом разъяренных индейцев, а другие никак не могли объяснить ужасные звуки, которые все усиливались, предполагая, что Судный день настал, и в их испуганном воображении шум в воздухе казался непосредственным предшественником Последней Трубы.
Многие полагали, что через определенные промежутки времени могли различить, как кто-то выкрикивает имена полковников Дайера и Элдеркина, двух выдающихся юристов, и это усилило всеобщий ужас... Вскоре из каждого дома хлынула толпа, пока шум в воздухе все усиливался – старые и молодые, мужчины и женщины высыпали на улицы «in puris naturalibis», совершенно забыв в спешке и смятении нижнее белье и, подняв глаза, пытались проникнуть взглядом в почти осязаемую тьму...».
Если бы они смогли видеть сквозь тьму, увидели бы они, подобно Нелл Александру и Джеймсу Ливенсу, флотилию НЛО, парящих над городком?
Инцидент в Виндхэме стал широко известен как «Битва лягушек». Жители Виндхэма проследили звуки до близлежащего пруда Помфрет. Слишком напуганные, чтобы рисковать идти лесом ночью, они ждали утра, и когда добрались до места, то обнаружили, что берега пруда усеяны мертвыми лягушками.
История распространилась по всем 13 колониям. О «битве лягушек» были написаны стихи. Жители Виндхэма стали предметом жестоких шуток. В конце концов, они отказались обсуждать инцидент, предпочитая все замалчивать.
Одним из тех, кто говорил об этом в последующие годы, был Эбнер Фоллетт, сын владельца пруда. Джон Фоллетт владел там мельницей и жил с семьей в доме неподалеку. Фоллетты были напуганы событиями той ночи. В своих мемуарах Эбнер пишет:
«Это произошло в июне 1758 года. Пруд не был сухим, как принято считать, он находился на пути проточной воды. Лягушки не покидали пруд, и не было следов борьбы, как многие предполагали. На следующее утро в пруду было найдено много мертвых лягушек без видимых следов [насилия]. Крики были громкими и необычными. Шум, казалось, заполнил небеса, как гром; некоторые люди, живущие поблизости, заявили, что чувствуют, как кровати вибрируют под ними. Зная, что это исходит от пруда, они не были так напуганы, как жители деревни. Настоящая причина явления так и не стала известна, в то время существовало много мнений...».
По словам историка Эллен П. Ларнед, семилетний Эбнер и его сестры, «выскочив из своих кроватей, слушали с ужасом и изумлением. Шум, рев, неописуемая суматоха, казалось, заполнили небо и сотрясли землю под их ногами». Фоллетты укрылись в передней комнате, прижавшись друг к другу, поскольку мебель вокруг них вибрировала, «поразительный шум продолжался до рассвета».
Интересно отметить, что оба инцидента произошли на прудах. Когда были замечены 64 НЛО, Джеймс Ливенс находился в центре города Киллингли; Нелл Александр находился на Лейк-авеню, в районе Аттавауган, направляясь к своей ферме в северной части Машапог-роуд. Это помещает флот НЛО прямо над прудом. В случае с Виндхэмом центр явления находился прямо над прудом мельницы Фоллетта. Мы знаем, что в нашем столетии НЛО часто парят над спокойными водоемами. Я считаю разумным предположить, что инцидент в Уиндхэме был повторением дела Александра и Ливенса. Пасмурное небо мешало Фоллеттам видеть объекты, но они, безусловно, дали о себе знать.
Двести лет спустя у нас остались некоторые интригующие вопросы. Что делал флот НЛО в небе Коннектикута в 1781 году? Почему они посетили один и тот же регион два раза в XVIII веке? Кем они были и откуда пришли? Все, что мы можем с уверенностью сказать, это то, что на короткое время северо-восточный угол Коннектикута был портом приписки флота НЛО. Их миссия здесь, вероятно, навсегда останется загадкой.
Оригинальная публикация: Traynor J. Colonial Close Encounter // UFO Report. 1981. Vol. 9. № 3. p. 34–37. Перевод Михаила Герштейна.
Комментарий Михаила Герштейна. Несмотря на риторику автора и использование терминов из области уфологии, ясно, что речь в статье идет не о «классических» НЛО, а о видениях, характерных для тех времен, и загадочных грохочущих звуках, распространенных в прибрежных штатах. Историк Дэвид Д. Холл в своей книге «Worlds of Wonder, Days of Judgment: Popular Religious Belief in Early New England» (NY, 1989, р. 71–72, 79) так описал настроение умов колониальной Америки: Жители Новой Англии... обитали в заколдованной вселенной. Их мир был миром чудес. Ночью к людям приходили призраки, трубили трубы, но никто не видел трубачей. Люди не могли видеть и силовые линии, которые заставляли «длинный посох танцевать вверх и вниз в дымоходе» дома Уильяма Морзе в Ньюбери. В этом зачарованном мире небо в «ясный день» могли заполнить «большие роты вооруженных людей в воздухе, одетых в светлые одежды, а их командир был в трауре [темном]». Жители города Нью-Хэвен видели, как в гавань входит корабль-призрак, а старик в Линне – «странное черное облако, в котором через некоторое время он увидел человека в полном вооружении, стоящего с расставленными ногами и пикой в руках, которую он держал поперек груди... Через некоторое время человек исчез, и на его месте появился прекрасный корабль, который казался плывущим под парусами, хотя и оставался на прежнем месте». Голоса звучали с небес и исходили от детей в колыбелях. Пушки в небе ничуть не выделяются из ряда фантастических видений, о которых не раз писали американские газеты XVIII века. 9 июля 1757 г. в Германстауне, Пенсильвания, на небе появились летающие головы разных цветов, которые стали бодаться друг с другом, а 27 апреля 1778 г. в Байфилде, Массчусетс, в небе появился гигант в черном, который спустился к земле и пошел в метре над ней, издавая ужасающий крик и проходя сквозь стены и заборы, как нечто бесплотное, не разрушая их. На этом фоне увиденное Неллом и Ливенсом кажется воплощением здравого смысла. Загадочные грохочущие звуки, которые автор приписал НЛО, американцы слышат с момента основания первых колоний. Это тема для отдельного исследования, здесь же стоит заметить только то, что их огромная распространенность во времени и пространстве говорит скорее о неизвестном природном явлении, чем о деятельности разумных существ, способных летать и без звуковых эффектов. Но почему грохот совпал с видением пушек? Это выходит за рамки просто совпадения и, возможно, говорит о преднамеренной демонстрации пугающего зрелища в форме, доступной пониманию очевидцев. К сожалению, многие документы колониальной эпохи были утрачены во время войн и революции. Но то, что осталось, и анализ фольклора индейцев показывает, что аномалии не были завезены европейцами со своими суевериями и менталитетом, все они были известны коренным жителям Америки. Речь идет о чем-то объективном, реально существующем, и это факт, с которым придется считаться исследователям. |