Знамения гибели Анауака
Если верить старинным испанским хроникам и ацтекским кодексам, гибель империи Монтесумы не была неожиданной. Ее предвещали десятки более или менее странных чудес и знамений, в том числе на небе. Многие испанские авторы зашли так далеко, что приписали легкий успех конкистадоров деятельности... НЛО, подорвавших дух ацтеков задолго до того, как Эрнан Кортес высадился на побережье. Если верить старинным испанским хроникам и ацтекским кодексам, гибель империи Монтесумы предвещали десятки более или менее странных чудес и знамений.В декабре 1507 года ацтеки отмечали завершение очередного 52-летнего цикла, когда ритуальный 260-суточный календарь сходился с «гражданским» годом. Это время считалось опасным приближением мира к роковой черте, когда боги решают, взойдет ли снова солнце или небо рухнет на землю и наступит вечная ночь во власти демонов мрака. Последние пять дней перед началом новой эпохи ацтеки провели в темноте, разбив всю посуду. Очаги всюду были потушены. Беременных женщин запирали в охраняемых помещениях, младенцев все время тормошили: считалось, что иначе во сне они могли превратиться в мышей. Последний день перед праздником ацтеки не только не ели, но и не пили. Все алтари обильно обагрялись кровью людей, приносимых в жертву. Когда Плеяды взошли над горизонтом и жрец зажег на груди очередной жертвы новый огонь, люди до крови исцарапали уши и лица. От этого огня были зажжены факелы. Сначала огонь вернули в храмы, дворцы и школы, потом и обычные люди смогли зажечь очаги и начать пир. В первый день цикла только в главном столичном храме Теночтитлана принесли в жертву 400 пленников, по принятому у ацтеков числу звезд в Плеядах.
Начало нового цикла было омрачено разными знамениями. Летописец записал, что в году 3 Кремень (1508) в Анауаке «спустились летающие люди». На рисунке в Codice Aubin мы видим нечто подобное легендарным птицам Сирин и Алконост с человеческой головой.
Краткость записи не позволяет понять, что именно произошло, но явно нечто очень важное. Большинство ацтекских летописей составлялись по принципу европейских анналов – каждый год записывалось или рисовалось лишь одно или два-три важнейших происшествия.
На следующий год, 4 Дом (1509), с неба рухнула каменная колонна. Она нарисована в другом ацтекском кодексе, Codex Mexicanus ("летающие люди" там тоже отмечены).
Но самое впечатляющее и запомнившееся всем знамение пришлось на год 5 Кролик (1510). Его упоминают как минимум 14 первоисточников. В Codex Mexicanus это чуть ли не единственное явление, удостоенное письменного комментария. Художник подписал: «tlahuize alihual moquetzaya» («появился свет и тут стоял»). Историк Альва Иштлильшочитль, в жилах которого текла кровь ацтекских правителей, описал суть знамения более ясно:
«В году 1510-м, который называют Макуилли-Точтли, появилось в течение многих ночей великое сияние, рождавшееся в восточной части, поднимавшееся вверх и казавшееся пирамидальной формы с некими языками пламени, что вызвало великое изумление и страх по всей стране, так что даже самые искушенные в астрологии и знании их предсказаний и пророчеств оказались растерянными...»
Другой историк времен Конкисты, святой отец Бернардино де Саагун, оставил менее точную запись: «За десять лет до прибытия испанцев на небе появилось зловещее знамение. Как огненный язык, как пламя, как свет зари, оно словно пронзало небеса и выглядело, будто из него сыпались искры. Оно было широким у основания, заостренным сверху и простиралось до самой середины неба, до самого его сердца. Оно появилось в полночь на востоке. Казалось, что рассвело и наступил день. Позднее взошедшее солнце сделало его невидимым. Знамение появлялось целый год, начавшись в год 12 Дом. Когда оно возникло, были крики с ударами ладонью по рту, и страх, и оцепенение».
Две указанные им даты противоречат друг другу, потому что 12 Дом – это 1517 г., то есть за два года до прибытия испанцев. «За десять лет» – это 1509 год. В ацтекском кодексе Telleriano Remensis это знамение также относят к 1509 году. В рукописях на языке науатль его называют «мишпамитль», то есть «облачное знамя», хотя сохранившиеся рисунки не имеют ничего общего с флагами.
Подпись в этом кодексе гласит: «Ночами видели сияние, что продолжалось более 40 дней. Те, кто его видели, говорят, что оно было видно по всей Новой Испании и что оно было очень большим и ярким, что оно было на востоке и что поднималось от земли и достигало неба, и это было одно из чудес, которые они видели до того, как пришли христиане, и они думали, что это Кецалькоатль, которого они ожидали».
Св. отец Хуан де Торквемада добавляет к этому, что «мишпамитль» изменял высоту с течением времени: «Свечение в форме пирамиды, на манер большого костра, начиналось на земле, имея большую ширину, и кверху становилось тоньше и тоньше... начало появляться на востоке в полночь и поднималось с движением неба к западу... Когда взошло солнце, оно потеряло свое сияние, как и другие звезды, и исчезло, пока на следующую ночь не появилось снова в том же месте и в то же время...»
Знаменитый путешественник и астроном Александр фон Гумбольдт, ознакомившись с рисунками и описаниями, заявил, что единственное природное явление, способное создать свечение в форме пирамиды – это зодиакальный свет, хорошо заметный в тропиках.
Он возникает из-за рассеяния солнечного света на линзообразном скоплении частиц пыли, лежащего в плоскости эклиптики. Хотя зодиакальный свет обычно сравним по яркости с Млечным путем, астрономы утверждают, что во время минимума солнечной активности он может стать гораздо ярче. В те годы как раз был такой период («минимум Шперера»).
В год 6 Тростник (1511) на небе увидели сражающихся людей. Св. отец Херонимо де Мендиета записал: «В 1511 г. появились в воздухе некие люди, которые сражались и убивали друг друга» (Historia Eсclesiastica Indiana). Ему вторит историк Хуан Суарес де Перальта: «и прежде чем испанцы вступили на эту землю, в воздухе увидели людей, которые, казалось, сражались друг с другом, и индейцы были поражены и напуганы, потому что никогда не видели такого...» Это не помешало воинственным ацтекам развязать войну с соседями.
В Codex Mexicanus год 6 Тростник отмечен рисунком храма. Скорее всего, речь идет об одном из знамений, описанных Бернардино де Саагуном – беспричинным пожаром, якобы вспыхнувшим в храме бога Уицилопочтли, а также пожаром в храме бога огня Шиутекутли, случившимся от попадания в его крышу очень странной молнии, которая не сопровождалась громом и дождем. Нечего и говорить, что некоторые уфологи приписывают то и другое лучам «летающих тарелок».
В год 9 Кролик (1514) Анауак поразила песчаная буря, уничтожившая растения, и в стране начался голод. Возможно, в этот же год (точной даты нет ни в одном первоисточнике) над долиной Мехико пролетело то, что испанские историки назвали «кометой». Бернардино де Саагун описал ее так:
«Четвертым предзнаменованием было то, что, когда солнце еще не погасло, упала комета, состоящая из трех частей. Она возникла там, где заходит солнце, и направилась к месту, откуда оно восходит, как будто рассыпая светящиеся угли. У нее был длинный хвост, который простирался очень далеко. И когда ее увидели, раздался сильный звук, как бы звук трещоток».
Историк Энрико Мартинес описал явление более кратко: «Однажды, когда день был ясным, большая комета пронеслась с запада на восток, рассыпая множество искр, и говорят, что у нее был очень длинный хвост, а впереди – три головы, что придавало ей устрашающий вид». Судя по всему, речь идет о ярком болиде, который распался на три части в полете.
Возможно, именно это явление положило начало легенде о том, что Монтесума как-то вышел ночью на террасу дворца и увидел комету в небе. На следующий день он призвал к себе астрологов и прорицателей, чтобы они истолковали наблюдение, но оказалось, что никто из них не видел кометы.
Разгневанный владыка приказал бросить всех в клетки и заморить голодом. Больше никто не осмеливался сказать ему, что предвещает комета, и только Несауальпилли, владыка Тескоко, которому не грозил гнев Монтесумы, заявил, что небесное знамение – знак скорой гибели ацтеков. Сам Несауальпилли умер в год 10 Тростник (1515) или, если верить кодексу Telleriano Remensis, 11 Кремень (1516).
Легенда, конечно, хороша, но с 1506 по 1520 год астрономы не наблюдали ни одной кометы. Нет упоминаний о кометах даже в китайских астрономических записях, ведущихся с чрезвычайно высокой точностью. Либо эта история является красивой выдумкой, либо в небе был светящийся объект, не имеющий с кометами ничего общего.
В год 13 Кролик (1518), 8 июня по христианскому летоисчислению экспедиция Хуана де Грихальвы приблизилась к городу Потончан. Ее участник Хуан Диас записал:
«Вечером мы наблюдали великое чудо: после заката над кораблем появилась звезда и полетела от него, беспрестанно испуская лучи света, пока не оказалась над городом или большим поселением, оставив в воздухе след, который продержался целых три часа. Мы видели и другие весьма явные знаки, и благодаря ним поняли, что Бог желает, чтобы мы заселили эту страну». Вероятно, здесь тоже речь идет о ярком болиде, след от которого долго не рассеивался.
На эти годы приходится и явление, упомянутое Берналем Диасом, участником похода Кортеса на Теночтитлан: «Мексиканские индейцы говорили, что незадолго до того, как мы пришли в Новую Испанию, они видели знак на небе цвета среднего между алым и зеленым, круглый как колесо кареты, и рядом с ним со стороны восхода солнца был виден еще один знак в виде длинного луча, который соединялся с алым, и Монтесума... приказал позвать жрецов и прорицателей, чтобы они взглянули на него и узнали, что это за вещь, прежде никогда невиданная и неслыханная, и жрецы вопросили о его значении идола... и получили ответ, что будут великие войны, и эпидемии, и кровопролитие».
Вероятно, эти же два «знака» описаны св. отцом Мартином де Хесусом де ла Корунья в «Хронике Мичоакана»: «Точно так же они увидели в небе две большие кометы и подумали, что их боги приказывают завоевать или уничтожить [вражескую] деревню, и что они должны сделать это ради них».
В год 1 Тростник (1519) экспедиция Эрнана Кортеса прибыла на побережье Анаука. О том, что было дальше, известно всем: не прошло и двух лет, как империя Монтесумы пала, а сам он был убит то ли испанцами, то ли разгневанными соотечественниками. Голод и оспа, завезенная конкистадорами, настолько сократили численность ацтеков, что они уже не могли успешно сопротивляться колонизации.
Последнее «знамение» в истории независимого Анауака произошло в год 3 Дом, 12 августа 1521 г. по христианскому летосчислению, перед тем, как новый владыка Куаутемок, двоюродный брат Монтесумы, попал в плен. Бернардино де Саагун записал, что в ту ночь «...мексиканцам явилось то, что показалось им кровавым камнем [eztetl; вариант перевода – шар из яшмы]; он, казалось, сошел с небес и был похож на большой горящий уголь. А когда наступила ночь, пошел дождь и полил с перерывами. Поздно ночью появилось пламя, и для видевших оно словно сошло с небес, как вихрь. Оно постоянно кружилось, вращалось и как бы состояло из раздробленных углей – одни были очень большие, другие очень маленькие, третьи как искры. Как медноцветный ветер, поднялось оно с треском, щелчками и грохотом. Обогнув дамбу, направилось оно к Койонакаско и на середине озера исчезло. Никто не кричал, зажимая себе рты руками, никто не говорил вслух».
В журнале «Estudios de Cultura Nahuatl» (1971, № 9) предположили, что здесь могла быть описана шаровая молния. Судя по погоде в момент наблюдения, их версия вполне имеет право на существование.
С точки зрения уфологии ни одно из этих «знамений» не может считаться серьезным кандидатом на роль НЛО, зато они помогают понять психологию людей, живущих в трудные времена и ищущих оправдание позорному поражению. Если все было предопределено Богом, это как бы снимает вину с тех, кто позволил горстке европейцев завоевать могущественную империю. Все процитированные ацтекские кодексы были составлены уже при новой власти. Летописцы быстро оценили преимущество латиницы перед иероглифами, а заодно усвоили некоторые представления о новой религии. В какой степени эти представления отразились на содержимом кодексов – вопрос спорный. По мнению Мишеля Гролиша, автора биографии Монтесумы, описанные там «знамения» тесно связаны с ацтекскими представлениями о мире и отражают доиспанские реалии. Это, конечно, не дает уфологам права делать далеко идущие выводы о действиях иного разума на Земле.