Разряд молнии или легенда? Пересмотр загадки движущихся гробов из склепа Чейзов
Движущиеся гробы Барбадоса были типичным сюжетом для книг о необъяснимых явлениях на протяжении более чем столетия, и все же никто до сих пор не дал полностью удовлетворительного решения этой загадки. Бенджамин Рэдфорд утверждает, что мы могли искать не в том месте.История о беспокойных гробах в барбадосской усыпальнице (см. Fortean Times № 133, p. 40–44 и № 347, p. 26) была одной из двух «необъяснимых загадок», которые раньше всех прочих привлекли мое внимание, когда я был подростком (другая – «Следы дьявола», случай 1855 года в Англии). Я не помню точно, где об этом впервые прочитал – возможно, в сборнике «загадочных явлений» от «Ридерз дайджест» или другой подобной книге, которые я жадно поглощал в то время, – но я отчетливо помню, как изучал историю и холодел, представляя, что этот призрак или проклятие сделали бы со мной, пересекись я с ними. Утешался я тем фактом, что Барбадос находился очень далеко, отделен от меня по крайней мере одним океаном, и какое бы зло не овладело теми гробами, оно вряд ли станет преследовать меня.
Шли годы, эта история поблекла, ее сменили новые и более захватывающие сообщения о похищениях инопланетянами, чупакабрах, кругах на полях и прочих фортеанских странностях. Теперь это была просто несвежая старомодная тайна, затерянная далеко во времени – начале 1800-х годов, поверхностно и с неизбежными искажениями пересказанная в более поздних книгах о необъяснимом. В горстке публикаций об этой истории содержалось очень мало дополнительной информации, если таковая вообще приводились. Гробов в склепе давно не было, и с тех пор ничего особенного в этом месте, видимо, не происходило. Я никогда не удосуживался разобраться в этой тайне, отчасти потому, что Вест-Индия оставалась так же далеко, а отчасти потому, что расследование на таком удалении от места событий, как мне казалось, имеет мало смысла.
Тем не менее, с тех пор я стал намного лучше знаком с фольклором и дважды посещал склеп Чейзов за последние несколько лет, довольно неожиданно открывая для себя новые грани в несвежей старой легенде. Я всегда предполагал, что загадка, прокаленная в течение двух веков под палящим карибским солнцем, навсегда останется неразгаданной. Я больше не верю, что это так.
История склепа Чейзов
Существует несколько версий знаменитой истории (подробнее об этом ниже), но основная из них выглядит примерно так, цитируем по «Истории Барбадоса» (1848 г.) сэра Роберта Шомбургка: «Странное происшествие имело место на соседнем церковном кладбище, не получив никаких естественных объяснений. В двух случаях, когда смерть членов семьи покойного полковника Чейза заставила открыть семейный склеп, обнаружилось, что гробы были сдвинуты со своих мест, при этом никаких признаков того, что склеп открывали без ведома семьи обнаружено не было, все это вызвало большое удивление. Прежде чем склеп был заперт, гробы вернули в их первоначальное положение. Вскоре после этого снова потребовалось открыть склеп для размещения очередного члена семьи, и вновь оказалось, что гробы сдвинуты, как и в первом случае; теперь семье стало интересно узнать причины происходящего, и были предприняты особые меры предосторожности путем разметки стен, а пол склепа посыпали мелким песком, так что, если человек проникал в него из любой другой части, кроме обычного входа, он все равно оставил бы следы. [Тогдашний губернатор] Лорд Комбермер проживал в 1820 году по соседству с церковью и, когда ему рассказали об этих загадочных обстоятельствах, он неожиданно обратился к настоятелю с просьбой открыть склеп, и к удивлению всех присутствующих гробы, насчитывающие пять или шесть, были найдены разбросанными, и один из самых больших лежал на боку, перегородив проход, так что, если бы дверь не открывалась наружу, попасть в склеп удалось бы только путем удаления каменной плиты на потолке, имеющей огромный вес. Все метки, сделанные в прошлый раз, остались не потревоженными, и поскольку это было четвертое возникновение подобного беспорядка без видимых причин, семья решила удалить все тела из склепа, некоторые из них были погребены на приходском погосте. Склеп теперь пуст, и по указанию настоятеля замурован. Один из джентльменов, сопровождавший лорда Комбермера, сделал зарисовку положения, в котором были найдены гробы, копии этой зарисовки до сих пор сохранились на острове» [1].
Самая ранняя опубликованная версия этой истории, по-видимому, содержится в книге Дж. Александера 1833 года «Трансатлантические зарисовки», но без каких-либо указаний на источник информации. Обращаясь к ней и другим источникам, мы можем добавить к этому рассказу еще несколько имен, дат и деталей: склеп у приходской Церкви Христа в Ойстинсе изначально был построен для другой семьи, Эллиотов, но куплен в 1807 году полковником Томасом Чейзом, похоронившим там свою младшую дочь Мэри в феврале следующего года. В 1812 году склеп был снова открыт, чтобы принять его вторую дочь, Доркас (по слухам, причина смерти – самоубийство), и гробы найдены в беспорядке. Сам полковник Чейз похоронен там несколько позже в том же году – умер он, как говорят, либо от своей собственной руки, либо был убит рабами за свою жестокость. Склеп открывался еще дважды в 1816 году и вновь в 1820 году, чтобы разместить в нем Томасину Кларк, опять с теми же удивительными результатами. Это было последнее вскрытие склепа, которое якобы и привлекло лорда Комбермера к расследованию, событию, которому Натан Лукас, председатель местного суда, по его утверждению, был непосредственным свидетелем.
У этой истории много вариаций, в том числе рассказы лорда Комбермера, Натана Лукаса, преподобного Томаса Ордсона и других; версии, записанные Робертом Ризом, сэром Элджерноном Эспиналлом, К. Реддингом (автор брошюры 1860 года «Деяния мертвых») и другими. Я избавлю читателей от полного изложения их версий здесь, но достаточно полные обзоры можно найти в работах: Эндрю Ланга («„Death’s Deeds“: A Bi-Located Story», журнал Folk-Lore за декабрь 1907 г.), Брайана Ридаута (2018) и Руперта Т. Гоулда («Oddities», 1928).
У версий истории нет согласия ни в последовательности захоронений, ни даже в том, сколько всего гробов хранилось в склепе под конец событий. Опуская все подробности, ключевой вывод заключается в том, что версии во многих отношениях противоречивы, а большая часть «достоверной» информации сфабрикована или просто ложна. Как отмечает Джо Никелл: «Хотя Лукас признает, что он был свидетелем последнего вскрытия склепа, он вынужден был полагаться на рассказ преподобного Томаса Х. Ордсона о предыдущих инцидентах и сам Ордсон (если нескольким «подлинным» описаниям, предположительно подписанным им, можно доверять) никогда не рассказывал историю вполне одинаково дважды» [2]. Первоначальный же отчет Лукаса, который считается одним из наиболее достоверных и подробных описаний событий, так и не был найден (если он вообще существовал), и был просто приписан ему анонимным источником. Многочисленные существенные расхождения между историями отмечались многими исследователями.
В частности, Брайан Ридаут мастерски сравнивает версии и отслеживает выдумки, отмечая, например, что «Деяния мертвых» (1860) «важны, потому что они экстравагантно преувеличены и повлияли на многое из того, что было написано впоследствии». Он делает вывод: «Большинство комментариев, сделанных в отношении склепа в опубликованных записях, более или менее неверны или бесполезны. Описанное в «Деяниях мертвых» полный вымысел» [3]. Существует несколько рисунков того, в каком положении гробы обнаружили при открытии склепа, добавляя кажущуюся достоверность историям, но они противоречивы и дико неточны в отношении масштаба и других факторов.
Помня об этом, я недавно посетил Барбадос, чтобы исследовать то, что я мог, как с точки зрения фольклора, так и для оценки нового объяснения Ридаута, недавно предложенного в «Журнале Общества психических исследований». Я взял интервью у гида Си. Дж. Хайнса из Бриджтауна (Барбадос), когда он вез нас на кладбище Церкви Христа для осмотра печально известного склепа. «Это правдивая история, и это не первый случай, когда подобное происходит на Барбадосе», – сказал он (подробнее об этом ниже). Мы обсудили наиболее распространенные объяснения по пути.
Естественные объяснения
Наиболее очевидное объяснение состоит в том, что один или несколько неизвестных людей проникли в склеп и потревожили гробы. Однако не ясны мотивы; гробы были закрыты, и даже если бы они были открыты, внутри не было ничего ценного. Кроме того, не было никаких доказательств какого-либо проникновения в подземный склеп, взлома печатей или следов на земле. Перемещение входной плиты само по себе было бы трудной задачей, вероятно, потребовавшей полдюжины человек, не говоря уже о подъеме и перемещении тяжелых, заполненных телами гробов со свинцовой обшивкой в очень тесном пространстве. И все это было бы сделано под покровом ночи и без искусственного освещения, чтобы избежать обнаружения, многократно в течение восьми лет.
Другое внешне очевидное объяснение беспорядков в склепе – это какое-то (очевидно, очень локальное) землетрясение, которое неким образом повлияло на склеп. Хотя землетрясения происходят на Барбадосе, они редки, незначительны и, вероятно, были бы отмечены как связанные с (повторными) беспорядками в склепе.
Другое, несколько более вероятное, естественное объяснение состоит в том, что склеп затопило, и гробы несмотря на то, что они были свинцовыми и тяжелыми, тем не менее оказались достаточно плавучими, чтобы прийти в такой беспорядок. Эта теория выдвигалась, по крайней мере, с 1860-х годов, когда ее сторонники отмечали, что остров Карибского моря часто подвергается сильным ураганам.
Двумя возможными источниками могут быть ливневые или грунтовые воды, хотя оба они в равной степени невероятны. По фотографиям это не очевидно, но склеп и кладбище Церкви Христа находятся на вершине холма, а не в долине, и дождь будет долго стекать во все стороны до заполнения склепа. Во время особенно продолжительного проливного дождя в склепе может появиться несколько дюймов воды, но, скорее всего, вскоре она вытечет, так как местность в основном пористая, коралловый известняк.
Что касается грунтовых вод, Джо Никелл приводит слова главного инженера департамента водоснабжения Барбадоса, который поясняет: «Чтобы наводнение выглядело реальной возможностью, склеп должен находиться не выше нескольких футов над уровнем моря... Если склеп расположен на высоте более 10 футов [3 м] над уровнем моря, причиной [инцидента] не могло стать затопление». В любом случае, допуская возможность затопления, следовало бы ожидать, что захоронения на более низких высотах на острове (например, в приходах Святого Филиппа, Святого Луки и Святого Михаила) постоянно заливаются, и это явление было бы хорошо известно владельцам похоронных бюро по всему Барбадосу. Кроме того, эта версия не может объяснить обширного смещения гробов; учитывая их размер и количество и очень небольшое пространство, в котором они находились (не говоря уже о высоком изогнутом потолке высотой всего 2 м, предотвращающем значительное смещение по оси Z), гораздо более вероятно, что гробы всплывут, а затем опустятся в более или менее похожих положениях.
Некоторые полагают, что выходящие из разлагающихся трупов газы, могут каким-то образом вызывать движение гробов. Это неправдоподобно по многим причинам, в том числе из-за того, что газы могут привести к открытию гроба, но эти газы не взрываются и не вызывают толчков, за исключением, возможно, момента мгновенного и незаметного падения давления (так же как газированный напиток не выпрыгивает из вашей руки, когда вы открываете крышку).
Наконец, некоторые предположили, что молния могла каким-то образом сдвинуть гробы. Барбадос, как и многие карибские острова, подвержен частым ураганам, которые иногда сопровождаются ударами молнии. Пытаясь решить проблему отсутствия правдоподобного механизма, с помощью которого молнии могли бы перемещать гробы, Брайан Ридаут недавно выдвинул эту гипотезу в «Журнале Общества психических исследований». Он утверждает, что электрический ток, созданный ударом молнии, мог быть ответственным за эту тайну; электрическая энергия «будет распространяться от точки удара молнии серией концентрических кругов, теряющих мощность при движении и создающих сильное магнитное поле... Магнитный эффект можно обнаружить на расстоянии до 40 м от точки удара в пустынных почвах... Если ток достигает свинцового гроба, он индуцирует магнитное поле, которое образует диполь... создавая положительный и отрицательный заряды на концах гроба. Поскольку все гробы уложены в одну сторону, индуцированные заряды на головных концах и на ножных концах были бы одинаковыми для каждого гроба. Эффект будет продолжаться только в течение доли секунды, потому что свинец не сохраняет магнитное поле, но в течение этой доли секунды одноименные заряды будут отталкиваться, а противоположные заряды притягиваться. Если бы гробы были маленькими или неустойчивыми, они бы сдвинулись настолько далеко, насколько позволит комната».
Ридаут признает, что нет никаких доказательств того, что где-то рядом со Склепом Чейзов в 1820 году находился электропроводящий столб, но предполагает, что крыша близлежащей церкви могла быть поражена молнией. Конструкция церкви, существовавшей в начале 1800-х годов, давно исчезла, но Ридаут отмечает, что, по утверждению источника 1936 года, нынешняя церковь была построена на фундаменте своих предшественников, и, таким образом, «склеп Чейзов всегда находился близко к колокольне на западной стороне».
Несмотря на многие допущения, неизвестные и предостережения, присущие этой гипотезе, я постарался исследовать эту идею как можно лучше. Я проконсультировался с физиком, который не увидел в гипотезе явных ошибок, но предположил, что было бы полезно получить больше информации об окружающей обстановке для оценки достоверности – я собрал ее во время моего посещения склепа, непосредственно на месте. Одним из важных параметров, отсутствующих в расчетах Ридаута, было то, насколько далеко Склеп Чейзов находится от существующего ныне фундамента. От ближайшего угла фундамента (его самой выступающей точки на той стороне церкви) до склепа оказалось около 12 м.
Ридаут отмечает, что электрический ток может быть обнаружен на расстоянии до 40 м от удара при некоторых обстоятельствах, но простое обнаружение – это действительно очень низкие показания. Вопрос о том, может ли ток быть достаточно сильным, чтобы создать диполь, достаточно мощный, чтобы с силой толкнуть гробы, – это совсем другой вопрос. Точное измерение электропроводности грунта является сложной и неточной задачей; действительно, «материалы, слагающие земную поверхность, охватывают широкий диапазон значений электропроводности. Одни только горные породы могут варьировать в проводимости от 10 до 100 сименс на метр в некоторых крупных месторождениях сульфидов и графитов и до 0,00001 сименс на метр для некоторых не подвергавшихся выветриванию магматических пород и карбонатов, что составляет семь порядков величины. Это грубые ориентиры, однако – в зависимости от таких факторов, как пористость, степень выветривания и содержание воды, которые сами по себе связаны с пористостью, эти значения могут резко изменяться... Вода также значительно различается по проводимости в зависимости от ее состава и содержания ионов – соленая вода [может быть очень проводящей], в то время как пресная вода [например, дождевая вода, которая сопровождает грозовой шторм] является менее проводящей... Еще более усложняют картину степень уплотненности и тип почвы, наличие растительности и антропогенной инфраструктуры» [5].
Ссылка на «антропогенную инфраструктуру» особенно актуальна в этом случае; церковная территория не является однородной поверхностью, по которой течет ток, но вместо этого имеет ступени, тропинки, растительность и т. д., а также другие склепы. На самом деле, я насчитал по меньшей мере дюжину подобных склепов на западной стороне церкви, где находится Склеп Чейзов, примерно в том же радиусе от церкви; они могли бы так же пострадать от удара молнии, как и Склеп Чейзов. Если гипотеза Ридаута верна, предположительно, один или несколько из других, аналогично расположенных (и уязвимых для молний) склепов, также продемонстрировали бы подобный таинственный беспорядок. Если Ридаут захочет проверить свои объяснения, он может попытаться открыть их или изучить с помощью георадара.
Исследование склепа
Поскольку Склеп Чейзов доступен и открыт для посетителей, он может дать физические улики, подтверждающие или опровергающие части легенды. Хотя таинственные события произошли около двух веков назад, склеп, по всем данным, сохранился в более или менее том же виде, в каком он был в 1800-х годах, за некоторыми заметными и легко определяемыми исключениями. Кирпичи внутренней кладки, например, являются оригинальными и, вероятно, сохранили бы физические следы таких действий, как, яростное бросание внутри небольшого помещения тяжелых свинцовых гробов.
Брайан Ридаут опроверг одно из распространенных утверждений о склепе, однажды проиллюстрированное в книге «Деяния мертвых»: у входа в склеп (ключевая часть истории) были наклонные стены. «Камень, лежащий на наклонной стороне», стал частью мифологии и упоминается Эспиналлом (1912) и Гоулдом (1928), хотя оба автора включили в текст фотографию склепа, показывающую, что это описание неверно. Наклонных сторон нет, а погребальная камера в основном подземная».
Мало или вовсе нет доказательств того, что каменная плита когда-либо была установлена над горизонтальным входом в склеп; авторы приложили огромные усилия, чтобы описать ее почти неподъемный вес (требуя, чтобы шесть или семь человек с большим усилием двигали ее), но исследование кромок и поверхностей склепа (как поверхности плиты, так и ниже) не показывает признаков внушительных усилий: повреждений, выбоин или глубоких царапин, которые неизбежно возникнут в результате установки (и сдвигания) огромной каменной плиты над склепом.
Внутренние стены и потолок облицованы красным кирпичом и камнем, которые находятся в отличном состоянии для своего возраста (защищены от солнца и дождя), но не обнаруживают никаких признаков значительных воздействий на них. Универсальная деталь всех историй, большой вес свинцовых гробов, подрывает правдивость легенды, особенно с учетом узкого пространства этого хранилища. Если бы гробы двигались так резко (вращались на 90 или 180 градусов в некоторых случаях), их углы наверняка ударяли бы по кирпичам и оставили много следов. Тем не менее, при осмотре кирпичей обнаруживаются лишь незначительные повреждения, помимо проступающих солей и обесцвечивания. К счастью, интерьер склепа свободен от вандализма – возможно, из-за того, что местные жители уважают церковь и/или силу проклятия склепа.
Как только естественные объяснения будут отброшены, это, конечно, оставляет нас со сверхъестественными, и в этом случае одно так же хорошо, как и другое: что угодно – от призраков («даппи» в карибском фольклоре) до проклятий, гремлинов и психокинетической энергии могло бы сдвинуть гробы, и есть абсолютно равные доказательства для любого из вариантов. Однако некоторые сверхъестественные объяснения могут указать нам правильное направление, потому что они опираются на местные знания и легенды.
Фольклор и легенда
Фольклор, третья категория объяснений истории Склепа Чейзов – не было ни (реального) природного, ни (реального) сверхъестественного явления – в предыдущих исследованиях в значительной степени игнорировалась. Во всех этих гипотезах ставили телегу впереди лошади, так как они предполагают, что история со Склепом Чейзов, по сути, правдива. Прежде чем пытаться что-то объяснить, мы должны быть уверены, что есть то, что нужно объяснять. Нам не нужно ломать голову над подробностями того, как гробы могли перемещаться сами по себе в запечатанном склепе, если нет никаких реальных доказательств, что они когда-либо это делали.
Как отмечалось ранее, различные версии описания событий в Склепе Чейзов являются запутанными и противоречивыми. Это было бы меньшей проблемой, если бы удалось найти современное подтверждение. В конце концов, события, как утверждается, вызвали немалый страх по всему острову, но исследователи не нашли абсолютно ничего в церковных записях, газетах или других источниках, которые могли бы подтвердить, что нечто необычное или загадочное происходило в Склепе Чейзов в любое время.
Никелл отмечает, что книга Исаака Ордсона, родного брата настоятеля, об историческом Барбадосе, опубликованная в 1842 году, «не содержала ни малейшего упоминания о тайне барбадосских гробов». Кроме того, согласно Ридауту, описание 1866 года, появившееся в «Мемуарах и переписке виконта Комбермера», «которое должно было быть важным доказательством, написано после смерти Комбермера его женой, и это описание является пересказом [«надуманной»] истории из «Деяний мертвых», измененной всего в нескольких словах... Я искал его официальную переписку, хранящуюся в Национальном архиве, но об этом событии в ней не упоминается». Полное отсутствие ссылок на такую замечательную серию событий происходивших в течение восьми лет (с 1812 по 1820 год) в каких-либо опубликованных записях, возможно, является такой же большой загадкой, как и сами движущиеся гробы.
Доказательства того, что вся история является вымышленным рассказом, неопровержимы. На каждом шагу её преследуют преувеличения, неопровержимые ошибки и непримиримые противоречия. Даже самый верный сторонник тайны Склепа Чейзов с готовностью признает, что по крайней мере некоторые части, если не большая часть истории приукрашены и ошибочны в различных деталях. Проблема не в том, что где-то среди запутанного и противоречивого множества явных приукрашиваний, слухов и сообщений из третьих рук существует подлинная неразгаданная тайна с участием беспокойных гробов. История Склепа Чейзов не просто содержит легенду; это сама легенда.
В начале 1980-х Джо Никелл собрал литературные доказательства того, что масоны были замешаны в появлении легенды. Ридаут, признавая, что некоторые из влиятельных людей острова были, вероятно, масонами, пишет, что «Трудности в поиске естественной причины привели к предположению, что беспорядочно перемещавшихся гробов никогда не было, и вероятными виновниками появления загадки были масоны. Нам сообщают (Никелл, 1982), что история наполнена масонской символикой, но это следует рассматривать с осторожностью... Символы не следует путать с фактами... Эпитафия Ордсона на его надгробном камне напоминает о его пылком благочестии, и трудно представить, как он потворствовал бы удалению останков семьи Чейза, чтобы их склеп могли использовать для масонского ритуала».
Но это неверно характеризует статью Никелла, который не утверждал и не предполагал, что Ордсон или кто-либо еще «потворствовал бы удалению останков семьи Чейза, чтобы их склеп могли использовать для масонского ритуала». Тот факт, что ранняя версия истории Склепа Чейзов, возможно, пронизана масонскими аллегориями, означает не что иное, как то, что записавший эту конкретную версию, был сведущ в масонстве и добавил эти элементы к уже существующей легенде, пересказывая ее – и теперь мы поговорим подробнее об этом.
Независимо от того, действительно ли перемещались гробы Склепа Чейзов, почему люди – и особенно барбадосцы – верят, что они перемещались? Для Си. Дж. Хайнса было неудивительно, что Чейзы погибли, потому что, как он сказал мне, «семья враждовала при жизни, и они продолжили раздор после смерти. И единственный способом остановить их вражду, в конце концов, стал перенос их в разные части церковного кладбища... Они увлекались темными магическими искусствами, которые последовали за ними в могилы. Они боролись между собой в жизни – за землю, за деньги, за отношения – у этой семьи всегда были проблемы, и они забрали их прямо в могилу».
Эта фольклорная тема «после смерти, как и при жизни», конечно же, служит моральным уроком для тех, кто слышит и повторяет ее: ладить со своей семьей, не ссориться с соседями и так далее. Обратите внимание, что Барбадос характеризуется Хайнсом как населенный высокоморальным, христианским (то есть англиканским) народом, которому зло было привнесено откуда-то извне в форме злой семьи Чейзов. Мне вспоминается еще одна легенда о карибских призраках, которую я исследовал на близлежащей Ямайке – Энни Палмер, Белая Ведьма Розового поместья (см. Fortean Times № 239, р. 44–49), еще одна история о жестокой и враждебной семье, обученной черной магии, которая настигла их в другом месте. (Говорят, что полковник Чейз, как и Палмер с плантации Розового Поместья, был особенно жесток к своим рабам и семье).
Другие позабытые легенды о гробах
История Склепа Чейзов – только одна из нескольких легенд – возможно, их существует полдюжины или более – о таинственно движущихся гробах в предположительно запечатанных склепах по всему миру.
Ланг излагает аналогичную историю о лютеранском кладбище в Аренсбурге 1, на острове Эзель в Балтийском море, якобы происходившую в июне 1844 года. Ланг добавляет, что, несмотря на тщательное расследование, никаких свидетельств таких событий не было обнаружено, и что «беспорядки в точности аналогичны» описанным в Склепе Чейзов: «Будет показано, что рассказы об Эзеле и Барбадосе абсолютно одинаковы во всех отношениях». Ланг описывает и другой случай в Саффолке, Англия, на который ссылается сэр Джеймс Клерк в 1833 году.
На самом деле нам не нужно посещать Британские острова или Балтику, чтобы найти другие идентичные легенды; Хотя Склеп Чейзов – самая известная загадка на Барбадосе, то же самое произошло всего лишь в семи милях (11 км) к северу, в приходе Святого Томаса. В этой истории участвовали валлиец по имени Уильям Эсигелл Уильямс, который переехал на остров в 1600-х годах, и движущиеся гробы его семьи. Записи датируют семейный склеп Уильямсов по крайней мере 9-м января 1741 года, демонстрируя, что Склеп Уильямсов старше Склепа Чейзов по крайней мере на 60 лет [6].
В своей книге «История Барбадосской епархии» 1928 года Кэннон Рис ссылается на отчет, в котором отмечается, что «довольно распространенным мотивом легенд Барбадоса является беспокойное поведение в склепах свинцовых и медных гробов. Конечно, есть знаменитая история Церкви Христа [а также] три или четыре других истории» (цитируется по [3]). Даже отдельная история о таком, казалось бы, необычном событии была бы любопытна, но четыре или пять таких историй о беспокойных гробах на таком маленьком островке действительно замечательны.
В таком контексте, тайна Склепа Чейзов не является ни истиной, ни обманом, ни естественной, ни сверхъестественной; это именно то, чем и кажется: просто легенда. Некоторые авторы преднамеренно приукрашивали рассказ, выдавая вымышленные подробности за факт, но нет никаких доказательств того, что кто-либо (масоны или другие люди) преднамеренно создал или подделал рассказ целиком; вместо этого они делали то, что делают все люди, когда слышат хорошую историю: они пересказывали и изменяли ее в процессе, подчеркивая и добавляя различные элементы в соответствии со своими убеждениями и текущими событиями. Она служила своей цели на протяжении более столетия, предоставляя пищу любителям тайн и призывая барбадосцев быть добрыми друг к другу.
Примечания переводчика
1. Ныне эстонский город Курессааре на острове Сааремаа (бывший остров Эзель). (Прим. пер.).
Ссылки
1. Robert Schomburgk, «The History of Barbados, Comprising a Geographical and Statistical Description of the Island; a Sketch of the Historical Developments Since the Settlement; and an Account of its Geology and Natural Productions», London: Longman, Brown, Green, and Longmans, 1848.
2. Joe Nickell, “Barbados’ restless coffins laid to rest", Fate, 35:4 (April), pp. 50–56; Part II, 35:5 (May), pp. 79–86, 1982.
3. Brian Ridout, “Research Note: An Analytical Review of the Chase Vault Mystery at Christ Church, Barbados”, Journal of the Society for Psychical Research, 82:4, pp. 219–239, 2018.
4. Несколько авторов указали неверную информацию о возвышении Склепа Чейзов. Ридаут утверждает, что «склеп находится на высоте около 100 футов над уровнем моря», а Никелл предлагает оценку «около 250 футов», что ближе; вход находится на высоте около 210 футов над уровнем моря, согласно измерениям iPhone GPS.
5. James Berdahl, “Geological Effects on Lightning Strike Distributions”, Masters thesis, King Abdullah University of Science and Technology, 2016. Доступно по ссылке: https://repository.kaust.edu.sa/handle/10754/610555
6. James Brandow (Ed.), Genealogies of Barbados Families: From Caribbeana and The Journal of the Barbados Museum and Historical Society, Baltimore, Maryland: Clearfield Company, 1983.
Об авторе: Бенджамин Рэдфорд автор дюжины или около того книг, в том числе «Tracking the Chupacabra: The Vampire Beast in Fact», «Fiction and Folklore», «Bad Clowns» и наиболее свежей «Investigating Ghosts: The Scientific Search for Spirits». Он является давним автором Fortean Times, членом Американского фольклорного общества, и в настоящее время один из организаторов подкаста под названием «Squaring the Strange».
Оригинальная публикация: Radford B. Lightning or legendry? The chase vault moving coffin mystery revisited / B. Radford // Fortean Times. – 2019. – № 11. – P. 44–49. Пер. с англ. Р. Солженицына, специально для сайта Проекта «Уфоком».
Перейдите к обсуждению этой статьи на форуме, чтобы ознакомиться с другой версией этой статьи с дополнительными подробностями.