По следам белорусских богов

На днях выходит книга кандидата исторических наук, постоянного автора сайта проекта «Уфоком» Дмитрия Скворчевского «Па слядах багоў. Нарысы беларускай мiфалогii». В ней рассматриваются дискуссионные вопросы существования отечественного пантеона, имен, атрибутов и характеристик богов. На основании фольклорных, исторических и ряда других источников, выделяются образы здешних богов, которые соответствуют древним индоевропейским и являются их своеобразным продолжением, учитывающим наши реалии. Пользуясь случаем, мы задали автору несколько вопросов.

- Расскажи о чем эта книга и как пришла идея ее написать?

- В литературе большое внимание уделяется персонажам низшей мифологии белорусов, духам природы и усадьбы, демоническим существам. Когда же речь идет о богах, то обычно авторы придерживаются следующих позиций. Это либо автоматический перенос на белорусские реалии летописных сведений, стремление наш материал подогнать под летописный без попытки критического рассмотрения и учета нашей этнокультурной специфики, либо переписываются данные "кабинетной" мифологии XIX в., в рамках которой было создано немало фантомов. То есть все это не отражает адекватно существовавшую мифологическую традицию на территории Беларуси.

Дмитрий Скворчевский возле камня с чашевидным углублением возле д. Жвирблишки Ошмянского р-на.
Дмитрий Скворчевский возле камня с чашевидным углублением возле д. Жвирблишки Ошмянского р-на.
 

В своей книге я попытался применить иной подход к проблеме богов, которым поклонялись предки белорусов. Я показал, как в белорусском фольклоре представлены образы богов, которые соответствуют древним индоевропейским и являются их отражением в нашей фольклорно-мифологической традиции. Также моя книга – это ответ на другую противоположную позицию, согласно которой, у наших предков не было развитого культа богов, а то, что было, полностью исчезло. На конкретных примерах я показал, что это не так, что образы богов не просто сохранились в белорусском фольклоре, но даже прослеживается общая индоевропейская структура божеств.

Книга "Па слядах Багоў. Нарысы беларускай мiфалогii".
Книга "Па слядах Багоў. Нарысы беларускай мiфалогii".
 

Обобщая сказанное, книга появилась как ответ на вопрос, "какие боги есть в белорусской мифологии?". И важно было продемонстрировать новый взгляд на эту исследовательскую проблему. Кроме того, сегодня существует немало фальсификаций и спекуляций на данную тему. Думаю, что моя книга может помочь разобраться в вопросе и защитить себя от явного обмана. Конечно, книга не охватывает всех возможных представителей высшей мифологии, но она даёт определенные четкие направления, позволяющие понимать сам принцип реконструкции круга богов, почитавшихся предками белорусов.

- На сайте проекта «Уфоком» есть твои статьи, посвященные, как археоастрономии (или астроархеологии), так и сакральной географии, мифологии. Каковы, с твоей точки зрения, точки соприкосновения археоастрономии и мифологии? Затрагиваются ли эти темы в книге?

- Эти темы связаны напрямую, так как в мифологических представлениях небо, в частности звездное небо, являются местом пребывания богов, полем их деятельности, а небесные тела – это либо сами божества, либо "продукт" их активности. Астрономические явления – это небесные знаки, позволяющие предсказать волю богов. Календарь – это отражение жизни богов, определенный инструмент связи богов и людей. Солярная, астральная, лунарная символика присутствует как в духовной, так и в материальной культуре. Изучая мифологию невозможно не затрагивать вопросы восприятия звездного неба и астрономических знаний, и наоборот, невозможно заниматься археоастрономией без понимания мифологии и ментальности изучаемого общества.

В моей книге эта тема также затрагивается, но не имеет широкого развития. Я лишь отмечал, с какими созвездиями и небесными телами может быть связано почитание того или иного божества. Для Беларуси эта тема актуальна еще и потому, что у нас не так много прямых источников, отражающих мифологические сюжеты. Астронимы, а также связанные с небесными телами поверья и практики, являются дополнительным и важным источником для реконструкции мифов.

- Если не секрет, что изображено на обложке?

- Это совсем не секрет. На обложке изображена антропоморфная фигура, включающая в себя окружающий мир. Это художественная интерпретация мифа о странствующем Боге, который путешествовал по земле, продолжая процесс творение мира и обучая людей. Также мы видим символическую "Небесную гору", земную дорогу, которая на вершине горы перетекает в дорогу небесную. Это Млечный Путь, который, согласно белорусским поверьям, является дорогой в Вырай. В целом, на создание обложки вдохновила картина "Пророк" Язэпа Дроздовича 1931 года. Автором всех иллюстраций книги является Анна Щуко, которая не так давно издала замечательную белорусскую иллюстрированную азбуку для детей.

Автор во время археологического обследования Святого камня в д. Кременец Логойского р-на.
Автор во время археологического обследования Святого камня в д. Кременец Логойского р-на.
 

- В одном из интервью ты говорил про то, что у белорусского «домовика» были типичные повадки современного полтергейста. А какие еще у достойных доверия белорусских этнографов встречаются описания явлений или персонажей, которые бы мы сейчас назвали «аномальными»?

- Скорее это у полтергейста повадки домовика. То есть то, что раньше бы посчитали проявлением активности домовика или иного духа, сегодня называют заимствованным термином, раскрученным в массовой культуре. Многие явления традиционной культуры есть и сегодня, просто иногда они по-другому называются, и на них накладываются дополнительные образы и характеристики. На самом деле мифология – это не застывший музейным экспонат. Она развивается вместе со временем.

Упоминания "аномальных" явлений можно найти практически во всех этнографических сборниках с 19 века и по наше время. Даже в классическом произведении "Шляхцiц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях" Яна Барщевского есть рассказ "Пра чарнакніжніка і пра цмока", в котором враждебные действия цмока описываются подобно современным описаниям активности полтергейста.

В сети доступен, например, "Полацкі этнаграфічны зборнік", собравший современные записи из региона Подвинья, в том числе касающиеся разного рода необычных явлений и происшествий. Вот один из примеров рассказа из данного сборника, в котором поведение домовика типично для того, что сегодня называют полтергейстом: "У доме радам з маім ніхто не жыў. Так там казалі, што іх дамавік выгнаў. Ноччу стучаў, шум рабіў. Я сама пошла, яшчэ ж малая была, і ўдруг з печы кірпічына паляцела. Мы спужаліся і ўцяклі адтуль. Гэта нас так дамавы выгнаў".

- Где можно будет купить твою книгу?

- На данный момент планируется, что в Минске она будет доступна в этномагазине "Рагна" (ул. Сухая 4), "Академкниге" (пр-т Независимости 72) и в сети "Белкнига". В Гродно – в этномагазине "Цудоўня" (ул. Кирова 3). Пока так.

Фото предоставлено автором.


Илья Бутов 10.08.2019
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Разговоры с полтергейстом
Полтергейст 1
Разговоры с полтергейстом
Распространение христианства в Римской империи и государствах, оставшихся от ее былого величия, решительно изменило представления о духах, призраках и нечистой силе. В житиях святых и трактатах христианских апологетов успешная борьба с нечистью стала чуть ли не обязательным стереотипом, доказывающим истинность новой религии. Каждый святой должен был доказать силу веры, успешно отбившись от посягательств демонов или помогая другим избавиться от чертовщины.
Наблюдения НЛО в Курской области
Аномальный фольклор 1
Наблюдения НЛО в Курской области
На основе наблюдений уфологических феноменов, не знающих каких-либо географических границ, сложился определенный «портрет» данного явления, что нашло отражение, в том числе, в массовой культуре. В какой же мере образ феномена в отдельно взятой местности соответствует «мировым уфологическим стандартам»? Попробуем рассмотреть этот вопрос на примере Курской области.