Лабиринты в мифах, культуре и истории

10 декабря в Музее Русского Искусства прошла юбилейная, десятая по счету «Необъяснимая встреча». В этот раз гостям мероприятия был представлен доклад Владимира Михайловича Мохова, который много лет занимается изучением проблематики лабиринтов.

В рамках своей лекции Владимир Михайлович рассказал о всевозможных видах и типах лабиринтов, а также об истории их изучения. Мотив лабиринта как некой структуры, организованной особым образом, прослеживается в наскальных рисунках и произведениях искусства задолго до нашей эры. Самые древние лабиринты можно найти в Европе, Древнем Вавилоне, на юго-западе США, в Бразилии, Мексике, Индии и Индонезии. Отдельно стоит упомянуть культуру шумеров. Самыми старыми изображениями лабиринтов в настоящее время считаются: петроглиф на острове Сардиния (Италия), датируемый примерно 2000 годом до н. э., при ориентировочном возрасте окружающих его петроглифов 3500 лет до н. э. и пилосская глиняная пластинка (Греция) с изображением лабиринта, датируемая 1200 лет до н. э. Лабиринты Европы расположены в основном в Средиземноморье и на севере (Карелия, Соловки, страны Скандинавии). Но, нужно сказать, что средиземноморские лабиринты представляют собой, как правило, рисунки в средневековых западноевропейских рукописях или в виде мозаик на полах культовых построек, а северные – сооружения в виде каменных выкладок или дорожек из дерна. Отдельные очаги появления изображений-лабиринтов зафиксированы на Кавказе (Дагестан, Осетия), а так же в Хакасии (т. н. Тесинские лабиринты).

В. М. Мохов
В. М. Мохов
 

В современной литературе по изучению лабиринтов принято различать термины labyrinth и maze, которые, хоть и переводятся на русский одинаково, но и имеют принципиальные смысловые различия. В настоящее время под термином Maze понимаются структуры, состоящие из запутанных и пересекающихся путей (в качестве русского эквивалента имеет смысл использовать выражение «лабиринт-путаница»). Тогда как термин Labyrinth подразумевает структуры, имеющие одну дорожку, у которой нет ответвлений, и она нигде не пересекается сама с собой или другими дорожками.

В своем докладе Владимир Михайлович отметил разновидности путаниц: это, в первую очередь, односвязные, к которым применимо «правило одной руки» – то есть, если при входе в такой лабиринт прикоснуться к его стенке на выбор правой или левой рукой и обходить его, не отрывая руки от стенки, то в конце концов цель будет достигнута. Существуют и более сложные путаницы, к которым озвученное выше правило не подойдет, они могут иметь один и более выходов – так называемые многосвязные лабиринты-путаницы. В качестве примера был представлен знаменитый Хэмптон-Кортский лабиринт, описанный в произведении Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки».

Закончив с темой путаниц, докладчик обратился непосредственно к теме лабиринтов. Так называемый «классический» лабиринт – это изображение, найденное среди руин микенского дворца в Пилосе (Южная Греция), датированное приблизительно 1200 г. до н. э. Такой лабиринт имеет одну дорожку, которая ведет в условный центр, и она же служит для выхода. Докладчик отметил, что имеются несколько разновидностей лабиринтов (это могут быть лабиринты с тупиком в центре, от которого могут отходить лучи-стенки или же лабиринты имеющие «сквозной» проход). Одно из самых распространенных изображений лабиринта имеет внутри центра крест и поэтому встречается в оформлении средневековых церквей.

В ходе своего выступления В. Мохов выделил некоторые особенности и других типов лабиринтов, например, у древнеримского – это наличие в них четырех секторов (соответствует принципам построения римских городов того периода). Нужно иметь в виду, что несмотря на то, что лабиринты по своей форме могут быть спиралевидной или концентрической формы, очень важно отличать их от спиралей или кругов, так как лабиринт – это более сложная структура. Разбирая свойства лабиринтов, Владимир Михайлович подчеркнул важное значение фрактальности лабиринта, то есть возможность наращивать свою структуру в пространстве.

Особое внимание спикер сосредоточил на лабиринтах северного типа, расположенных в Скандинавии и европейской части русского Севера (Соловецкие острова, Белое море). Владимир Михайлович подробно рассказал историю их открытия и изучения, академических (Никитин, Виноградов, Мулло, Куратов, Брюсов, Гурина, Мартынов) и современных (Мизин, Паранина) исследователях и их гипотезах – от утилитарного назначения лабиринтов до самых фантастических. Упомянул докладчик и общие мотивы в публикациях о лабиринтах – это связь с миром мертвых, мотив ритуальных действий, танцев и связь с плодородием. Упомянуты были и различные исследования в области влияния лабиринта на человека, изменение его состояния и эксперименты с биолокацией (В. Н. Сочеванов).

В ходе доклада был представлен анализ и других видов и типов лабиринтов (в том числе индийские типа Чакра-Вайюха, лабиринты американских индейцев, а так же церковные лабиринты, наиболее известный из которых выложен в виде мозаичного рисунка на полу собора Нотр-Дам в Шартре во Франции), особенности их построения и символическое значение. Не упустил Владимир Михайлович и мифологическое значение данного символа, представленное в литературных источниках (В, Р. Кабо и другие). Некоторое внимание было уделено лабиринтам в современности, в частности, их использованию в технических устройствах.

В конце своего увлекательного доклада, Владимир Михайлович рассказал и о своих собственных экспериментах с лабиринтами, проводимых на протяжении ряда лет и о полученных результатах. Несмотря на немногочисленную в этот раз аудиторию, тема лабиринтов вызвала бурное обсуждение у гостей встречи.

Фото автора.


Ссылки:

Вячеслав Акулов 13.12.2018
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Разговоры с полтергейстом
Полтергейст 1
Разговоры с полтергейстом
Распространение христианства в Римской империи и государствах, оставшихся от ее былого величия, решительно изменило представления о духах, призраках и нечистой силе. В житиях святых и трактатах христианских апологетов успешная борьба с нечистью стала чуть ли не обязательным стереотипом, доказывающим истинность новой религии. Каждый святой должен был доказать силу веры, успешно отбившись от посягательств демонов или помогая другим избавиться от чертовщины.
Наблюдения НЛО в Курской области
Аномальный фольклор 1
Наблюдения НЛО в Курской области
На основе наблюдений уфологических феноменов, не знающих каких-либо географических границ, сложился определенный «портрет» данного явления, что нашло отражение, в том числе, в массовой культуре. В какой же мере образ феномена в отдельно взятой местности соответствует «мировым уфологическим стандартам»? Попробуем рассмотреть этот вопрос на примере Курской области.