В Минске прошла презентация новой книги о культовых камнях

21 октября в г. Минске, в библиотеке им. Тетки, прошла презентация книги «Культовые камни Восточной Европы: Беларусь, Латвия, Литва, Россия» – первого всеобъемлющего издания по этой тематике. Также были представлены и две книги «Уфокома», которые вышли в августе-сентябре: «Таинственная Беларусь IV» и «Белорусская Магония». Всего выступило 4 человека, каждый из которых рассказал о своем участии в работе над этим проектом и представил тему, так или иначе связанную с изучением камней на территории Беларуси.
Презентация книги.
Презентация книги.
 

И. Бутов рассказал о находках новых камней в экспедициях «Уфокома» в 2018 году. По результатам 28 прошедших экспедиций, собрана информация о 8 новых, неизвестных ранее, камнях (в Узденском, Червенском, Воложинском, Столбцовском, Вилейском и др. районах), проверены сведения о нескольких малоизвестных камнях (в Брестском и Узденском районах), обнаружен новый камень с одной лункой в Шумилинском р-не. Информация о находках передана заинтересованным исследователям и частично опубликована в приложении к последнему выпуску «Таинственной Беларуси IV».

Археолог Л. Дучиц представила доклад о вехах истории изучения культовых камней на территории Беларуси. Впервые сведения о камнях с надписями (Борисовы камни) привел в XVI веке хронист М. Стрыйковский. Ряд сакральных валунов упоминают архивные документы и мемуары XVI–XVIII вв. В конце XIX века о необычных камнях и преданиях о них писали многие археологи, этнографы, журналисты, священники и др. Большой интерес к камням был в 1920-ые годы – время массового краеведческого движения. Позже изучение культовых и исторических валунов возродилось в 1970-ые годы, когда в Минске в микрорайоне Уручье создавался музей валунов.

Автор книг о мифологии и сакральной географии И. Климкович, в свою очередь, поведала о камнях, найденных в последнее время в экспедициях «Явара». Благодаря информации «Уфокома», удалось отыскать «лечебный» валун у д. Цитва Пуховичского р-на. В то же время поиски камня Чертова Чарка в окрестностях деревень Бринденяты, Обманичи и Гутны в Лидском р-не не увенчались успехом – буквально за несколько месяцев до прибытия группы его кто-то увез в неизвестном направлении. Зато удалось найти ранее неизвестный науке довольно большой по своим размерам камень в д. Шальцины Ошмянского района, а также доисследовать и зафиксировать сегодняшнюю сакральность огромного валуна возле д. Кудаево Оршанского района.

А завершил блок выступлений вилейский краевед А. П. Зайцев, который представил данные о камнях с ямками (лунками), найденных им с коллегами в полевом сезоне 2018 года в Вилейском и Мядельском р-нах Минской обл. Всего энтузиастами было выявлено 3 новых камня с ямками, включая один пятиметровый валун, с которым связаны несколько легендарных преданий. При этом был активно апробирован метод поиска камней по космическим снимкам, который себя блестяще зарекомендовал.

Гости мероприятия.
Гости мероприятия.
 

Всего презентацию посетило 15 человек, среди которых были фольклористы, историки, аспиранты, а также активные поисковики «Уфокома» и «Явара». Информационную поддержку оказали радио «Рацыя» и сайт ufo-com.net.

Фото и видео: Е. Шапошников.


Ссылки:

Уфоком 24.10.2018
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Разговоры с полтергейстом
Полтергейст 1
Разговоры с полтергейстом
Распространение христианства в Римской империи и государствах, оставшихся от ее былого величия, решительно изменило представления о духах, призраках и нечистой силе. В житиях святых и трактатах христианских апологетов успешная борьба с нечистью стала чуть ли не обязательным стереотипом, доказывающим истинность новой религии. Каждый святой должен был доказать силу веры, успешно отбившись от посягательств демонов или помогая другим избавиться от чертовщины.
Наблюдения НЛО в Курской области
Аномальный фольклор 1
Наблюдения НЛО в Курской области
На основе наблюдений уфологических феноменов, не знающих каких-либо географических границ, сложился определенный «портрет» данного явления, что нашло отражение, в том числе, в массовой культуре. В какой же мере образ феномена в отдельно взятой местности соответствует «мировым уфологическим стандартам»? Попробуем рассмотреть этот вопрос на примере Курской области.