Вышла книга: "Культовые камни Восточной Европы: Беларусь, Латвия, Литва, Россия"

В начале июня 2018 года в питерском издательстве "Гуманитарная Академия" вышла долгожданная коллективная монография "Культовые камни Восточной Европы: Беларусь, Латвия, Литва, Россия", где, в числе прочего, были опубликованы результаты астроархеологических экспедиций "Уфокома", прошедших в 2011–2016 годах. Сегодня мы публикуем небольшой комментарий от ее составителя – независимого исследователя Вячеслава Мизина – который как раз задумал и осуществил это начинание.

 

Вячеслав Мизин (Санкт-Петербург), независимый исследователь, действительный член Русского географического общества:

"Впервые, идея подобного проекта – создания информационной среды для будущих исследований культовых камней, возникла ещё в 2010–2012 годах в ходе работы над переводом книги М. Баруха "Божьи стопки" и совместной работы с американским этнографом Г. Р. Вэрнером над обзором чашечников "Portals to Other Realms. Cup-Marked Stones & Prehistoric Rock Carvings". Спустя несколько лет возможность осуществления обзора культовых камней обсуждалась с исследователями из Москвы, выпустившими неплохой сборник "Священные камни" (сост. В. Акулов, 2014), в которой были собраны в основном выборочные исследования, в целом не носящие обзорного характера. Однако предложение раскрыть данную тему на качественно ином уровне тогда отклика не вызвало. Таким образом, ниша обзорной работы по географии распространения культовых камней на просторах бывшего СССР продолжала пустовать, оставаясь тем не менее актуальной. При этом было понятно, что подобную работу необходимо осуществлять в более информативной плоскости и именно с акцентом на обзорные статьи по выбранным территориям. Можно сказать, что эта идея постепенно кристаллизовалась в течение нескольких лет.

Подойти вплотную к осуществлению данного проекта удалось в январе 2016 года в Минске, на конференции "Таинственная Беларусь", на которой особое внимание было уделено сакральным местам и их изучению. В ходе обсуждений подобной работы с коллегами из Беларуси и Латвии, возник определённый отклик, что вылилось в последующее обсуждение темы в интернете. Было очевидно, что подобную работу на должном уровне сможет осилить только коллектив заинтересованных авторов, каждый из которых детально знает специфику своего региона. Идею активно поддержал и одобрил ряд российских археологов и историков (А. В. Курбатов, И. Д. Маланин, М. М. Шахнович и др.). Почти год ушёл на сбор материала, подготовку, рецензирование и т. д. Можно сказать, что работа над этой книгой дала не только много пользы в плане рассмотрения и сравнения различных аспектов культовых камней, но также в плане организации и осуществления подобных проектов. Издание этой книги, объединяющей под одной обложкой обзорные работы международного коллектива авторов, впервые позволяет рассмотреть многие проблемные вопросы, касающиеся культовых камней, в сравнении с детальными данными из смежных регионов, что вполне может дать повод для дальнейшего обсуждения и дискуссий.

Обложка книги "Культовые камни Восточной Европы: Беларусь, Латвия, Литва, Россия".
Обложка книги "Культовые камни Восточной Европы: Беларусь, Латвия, Литва, Россия".
 

Становится очевидным, что решение вопроса о функциях и датировке тех или иных категорий культовых камней возможно только "при охвате всего наличного материала на широкой территории; одним из этапов решения общих задач будет сравнительная статистическая оценка материала отдельных регионов и областей (как географических, так и административных), что позволит локализовать материальные или фольклорные признаки данных объектов" (А. В. Курбатов). В книге специфика распространения культовых камней рассматривается в двух плоскостях. С одной стороны, это общие обзорные работы (Беларусь, Латвия, Россия), раскрывающие тематический фон в том или ином регионе восточной Европы. С другой стороны, работы, в которых обобщаются и анализируются сведения о распространении такой категории памятников, как камни с углублениями (ямками или лунками) так называемые "чашечники" (Беларусь, Латвия, Литва, Россия). Отметим, что представленные в данной книге обзорные работы по подобным камням в Беларуси, Латвии, Литве и Ленинградской области России дополняют ранее опубликованные работы А. Тваури по Эстонии и В. Матинолли по Финляндии, воссоздают полную картину распространения данного типа памятников в восточно-балтийском регионе.

Несмотря на то, что данная коллективная работа далеко не всеобъемлюща и на карте ещё остались нерассмотренные в плане культовых камней "белые пятна", представляется, что она также внесёт свой вклад в составление ещё более подробного каталога почитаемых камней европейской части России и сопредельных стран. Подобная работа является актуальной, поскольку позволит исследователям более детально ориентироваться в вопросах распространения, статистики, сходства и отличий того или иного типа культовых камней на определенной территории".

По вопросам приобретения книги просим обращаться на сайт издательства "Гуманитарная Академия": http://humak.ru/knigapost/. Сделать заказ можно, отправив письмо по адресу gumak@mail.ru, или позвонив по телефону 8 (812) 430-99-21. В ближайшее время ожидается появление книги в крупных интернет-магазинах России (Ozon, Лабиринт и др.).


Уфоком 10.06.2018
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Разговоры с полтергейстом
Полтергейст 1
Разговоры с полтергейстом
Распространение христианства в Римской империи и государствах, оставшихся от ее былого величия, решительно изменило представления о духах, призраках и нечистой силе. В житиях святых и трактатах христианских апологетов успешная борьба с нечистью стала чуть ли не обязательным стереотипом, доказывающим истинность новой религии. Каждый святой должен был доказать силу веры, успешно отбившись от посягательств демонов или помогая другим избавиться от чертовщины.
Наблюдения НЛО в Курской области
Аномальный фольклор 1
Наблюдения НЛО в Курской области
На основе наблюдений уфологических феноменов, не знающих каких-либо географических границ, сложился определенный «портрет» данного явления, что нашло отражение, в том числе, в массовой культуре. В какой же мере образ феномена в отдельно взятой местности соответствует «мировым уфологическим стандартам»? Попробуем рассмотреть этот вопрос на примере Курской области.