Прошла конференция «Белорусская Магония»
18 ноября в Минске в библиотеке им. Тетки состоялась конференция: «Белорусская Магония: странное и загадочное в дореволюционной белорусской печати». С докладами выступило пять человек из Минска, Бреста и Санкт-Петербурга. Это первая тематическая конференция такого рода в Беларуси и, надеемся, что не последняя.
Проект «Белорусская Магония» был задуман как хаб, призванный аккумулировать в себе информацию обо всех загадочных и необычных явлениях случавшихся на территории Республики Беларусь в прошлом, главным образом, еще до революции. Что же такое Магония? Магония – это некая вымышленная волшебная страна, что-то вроде страны Оз. Эта страна находится рядом с нами, но невидима и неощутима. Многочисленные наблюдатели даже утверждали, что видели, как иной раз она появляется среди туч. Существует несколько проектов по сбору архивных свидетельств о непознанном, например, международный проект «Magonia Exchange» и польский подход, который можно охарактеризовать как «живой фольклор» или польская Магония.
Перед началом мероприятия, координатор «Уфокома» И. С. Бутов рассказал о целях нового проекта и представил тематики, на освещение которых он направлен в первую очередь. Затем исследователь представил тематический доклад о хронологии наблюдений миражей на территории Беларуси и в приграничье сопредельных стран, в том числе и видений призрачного города. На сегодняшний день только в Беларуси насчитывается около десятка таких сообщений, однако еще ни разу они не становились предметом анализа. Были также впервые озвучены современные рассказы информантов о миражах, собранные автором в экспедициях.
Доклад В. Н. Гайдучика касался тематики мнимой смерти и погребения заживо в свете фольклорных данных и публикаций XIX – первой половины XX века. В своем исследовании автор рассмотрел ряд признаков (отсутствие трупного окоченения, сохранение тепла телом, румянец на лице и т. п.), которые косвенно могли свидетельствовать об ошибочной констатации смерти. Эти признаки оказались представленными в этнографических и фольклорных материалах, относящихся к приуроченным к погребальной обрядности поверьям и мифологическим текстам. Анализ собранных в литературе поверий и быличек, относящихся к территории Беларуси, Украины, Польши, частично России и Прибалтики, показал, что в народном сознании эти признаки преимущественно воспринимались либо в качестве плохой приметы о новых смертях, либо в качестве указания на то, что данный покойник является «упырем».
В свою очередь, Д. В. Скворчевский рассмотрел упоминания о природных явлениях, необычных происшествиях и мифологических представлениях на страницах белорусской мемуарной литературы 16–17 вв. Как раз в этот период в Беларуси появилась достаточно устойчивая мода на мемуары, откуда сейчас можно почерпнуть огромное количество ценнейших сведений о той эпохе. Например, о наблюдении необычных змей, «призраков», упоминаний об обрядах у исчезнувших ныне камней и т. п. Причем, что характерно, не у крестьянства, с чем мы обычно сталкиваемся в этнографической литературе, а в среде белорусской шляхты.
Гость из Санкт-Петербурга М. Б. Герштейн выступил с темой: «Аномальные атмосферные явления на западе Российской империи в XIX веке, их интерпретация в прессе и народном фольклоре». Он рассмотрел не только привычные наблюдения затмений, комет, гало, ложных солнц, комет и метеоров, но целый «фляп» необъяснимых происшествий – таинственных дирижаблей, миражей, полос и зигзагов в небе, «неправильных» метеоритов и многого другого.
Выступление Л. В. Дучиц было посвящено статистическим данным по аномальным природным явлениям на территории Беларуси в XIX веке (по страницам «Журнала Министерства внутренних дел»). В поле зрения докладчицы попали случаи необычайно большого града, крупных бурь, сведения о людях и животных, убитых молнией и т. п. Кроме этого Людмила Владимировна представила также карты распределения этих явлений по областям страны.
Изучение старых и архивных сообщений не только обогащает современную науку ценными этнографическими сведениями, оно помогает понять отношение населения Беларуси к тому, что мы сейчас называем «аномальные явления» или «необычные происшествия». Причем, благодаря участникам конференции, это удалось сделать на основании самых различных источников – газет, книг, архивов, полицейских протоколов и личных дневников.
Фото Е. Шапошникова и В. Гайдучика.