Плесень на иконе – симптом мироточения?
Плесень размножается спорами – не спорьте с плесенью!
Народная мудрость
Введение
Грибы и плесени распространены повсеместно и всегда незримо соседствуют с нами, составляя до 25% мировой биомассы и до 4–11% массы мелких частиц содержащихся в городском и сельском воздухе. Грибковых спор в воздухе содержится часто в 100–1000 раз больше, чем других биочастиц, таких как пыльца [1].
Поэтому не вызывает большого удивления тот факт, что вопрос о возможном существовании связи между некоторыми аномальными явлениями и сопровождающими их очагами распространения плесени неоднократно поднимался как представителями официальных научных институтов, так и исследователями-энтузиастами. В частности, существуют гипотезы о том, что некоторые случаи наблюдения призраков и полтергейста могут быть обусловлены воздействием на очевидцев нейротоксинов вырабатываемых плесневыми грибами [2, 3, 4]. Ряд свидетельств наводит на мысль, что подобные подозрения в отношении плесени звучат небезосновательно, однако, их детальное обсуждение – тема для отдельной статьи.
Гипотеза о причастности плесени к феномену мироточения уже обсуждалась нами ранее в статье «Феномен мироточения: новая гипотеза и химико-микробиологический анализ мироточащих объектов» [5]. В ходе работы над ней удалось получить еще одно свидетельство очевидца, хорошо согласующееся с данной версией, но перед тем, как мы перейдем к его рассмотрению и анализу, необходимо дать некоторые пояснения относительно корректности и уместности употребления терминов «миро» и «мироточение» в данной статье.
Следует отметить, что вопреки распространенному мнению, наличие особого «ароматного» запаха или маслянистой консистенции у вещества, не является обязательным атрибутом или признаком подлинности этого феномена. Что подтверждают как многочисленные свидетельства очевидцев, так и представители церковных кругов. А. М. Любомудров в связи с этим подчеркивает, что: «...Это может быть и густая, тягучая смола, и маслянистая жидкость разной насыщенности, и просто роса или испарина. Иногда она благоухает, иногда – нет. Ее практически невозможно собрать в таком количестве, чтобы хранить и помазывать большое число людей.
Под словом «миро» чаще всего понимают состав из различных благовонных веществ, который после освящения употребляется в таинстве миропомазания. Но в древности «миро» обозначало просто растительное масло и, очевидно, было в какой-то степени синонимом слова «елей». А согласно «Полному церковнославянскому словарю» «елеем» называют не только масло, но и смесь масел и других веществ. В свидетельствах о чудесах по молитвам к древнейшей Писидийской иконе употреблялось именно слово «елей». В актах современного периода иногда пишут «миро», даже если речь идет о росе без запаха, а иногда священник не благословляет называть «миром» и благоухающий елей, полагая, что это может утвердить только Священный Синод. Большинство сегодняшних случаев точнее было бы определять как «елеоточение» или «росоточение». Но поскольку привычнее все-таки говорить «мироточение», то в книге так и будет обозначено любое чудесное появление влаги на иконах...» [6].
Согласно информации на Белорусском православном портале «в широком смысле слова под мироточением понимается любое чудесное появление влаги на иконах и священных предметах» [7]. Именно такой широкой трактовки термина мы и будем придерживаться далее, как устоявшейся за постсоветский период, в т. ч. при употреблении в официальных церковных и научных публикациях [8].
«Миро» пахнет булочками
От кандидата медицинских наук Н. из г. Гродно нам стало известно, что у нее дома ежегодно «мироточили» старая деревянная икона и деревянная оправа старого зеркала. Мироточение проявлялось в возникновении на деревянных предметах капель, напоминающих росу несколько студенистой консистенции, возможно, слегка розоватого оттенка. Что характерно, очевидец сразу же расценила данное явление как проявление «чего-то живого», деятельности каких-то микроорганизмов, в связи с чем, поспешила убрать «заразное» зеркало в сени.
Мироточение начиналось обычно летом, 7 июня, после приезда Н. в свой частный дом, расположенный в районном городе. Она открывала дом, стоявший всю зиму запертым, и, спустя некоторое время, начиналось появление мелких капель на деревянных рамах. Капли вытирались, но, несмотря на это, появлялись позже вновь. Очевидец справедливо связывает это явление с переменой микроклимата в помещении. В пользу этой версии говорит также и то, что в этом доме, как и в случае с мироточащими наклейками, быстро плесневеет хлеб: в течение дня, приобретают его в расчете употребить за один раз.
Также очевидец позже вспомнила интересную особенность этих капель: они имели тонкий запах «булочек», вроде того, что возникает при замешивании теста. «Мироточение «прекратилось в 2016 году. Наиболее вероятной причиной этого Н. посчитала ремонт в доме – был уложен нвый сайдинг на потолок. По приезду после зимы, в июне, вновь около 7 числа, в доме стоял сильный «химический» запах от пластика, который, по мнению очевидца, оказал пагубное влияние на жизнедеятельность микроорганизмов, являвшихся причиной «мироточения» [9].
Стоит отметить, что еще в 2006 году в ходе обсуждения результатов анализа продуктов мироточения, где один из химиков-аналитиков вспомнил [10], что у его знакомой «как-то икона покрылась налетом, потом заблагоухала, потом еще – и тумбочка с телефоном...». Впрочем, случаи так называемых «бытовых» мироточений – под бытовым мироточением мы понимаем появление капель жидкости неясного происхождения, с запахом или без, на объектах, не относящихся к предметам религиозного почитания – требуют отдельного обсуждения и в рамках данной статьи далее затрагиваться не будут.
Анализ массива сообщений, имеющегося в нашем распоряжении, показал, что обильный рост плесени на иконах факт хоть и редко упоминаемый по ряду причин в официальных источниках, но вполне известный. Ниже мы рассмотрим несколько типичных примеров и предпосылки для проявления этого феномена.
Что растет на иконах?
В Михайло-Архангельском храме села Ворон-Лозовка Хлевенского района Липецкой области однажды замироточила икона Пресвятой Богородицы «Три радости». Настоятель храма иеромонах Диодор (Лаптев) сообщил, что об иконе стало известно от одной местной жительницы: «К нам обратилась местная женщина и сказала, что у нее дома хранится храмовая икона Пресвятой Богородицы. Однако, когда мы отправились туда, нас недоброжелательно встретили ее дети и заверили, что икону нам никто не отдаст. Спустя некоторое время они сами принесли сюда икону, которая была в ужасном состоянии. Когда мы счистили с нее верхний слой плесени, то увидели, что икона мироточит» [11].
Если за иконой ухаживают и регулярно вытирают, то на лицевой поверхности ничего заметного вырасти не успевает, но можно обнаружить плесень на тыльной стороне. В пещерном монастыре Св. Саввы Освященного (расположен на горе Челтер-Мармара под Севастополем), по словам наместника монастыря иеромонаха Агафона, летом 2009 года, за неделю до приезда в Крым Патриарха Кирилла, икона св. Саввы Сербского покрылась маленькими капельками мира и издавала аромат, похожий на запах карамели.
11 апреля 2010 года братия монастыря вновь обратила внимание на приятный аромат. Подойдя к иконе св. Саввы Сербского, обнаружили на ней маленькие капельки мира. По данному факту была создана специальная комиссия, в которую вошли представители духовенства, Министерства здравоохранения Крыма и ученые Крымского государственного медицинского университета. Постановление комиссии гласило: «Икона представляет собой литографию, закрепленную двумя фрагментами ДВП, на внешнем фрагменте с тыльной стороны четко просматривается плесень зеленого цвета, в верхней и нижней частях ДВП четко видны большие пятна мира, запаха плесени нет, ощущается обильное благоухание мира…» [12].
По словам д.м.н. Владимира Белоглазова: «Сначала мы осмотрели образ и убедились, что его оклад не вскрывался. Потом мы наметили очаги, из которых сочится жидкость. Она маслянистая, желтоватого цвета, а запах у нее меняется в зависимости от температуры. То пахнет, как цветущая роза, то смесью эфирных масел. Очагов мироточения было три: один в нижнем правом углу, еще два – в верхней части образа. Потом мы насухо вытерли икону и оклад. И пошли вместе с ней на молебен в храм Трех Святителей в Симферополе. После того как были прочтены молитвы, мы увидели, как из тех самых очагов опять начало выделяться миро» [13].
Почему она растет?
Следует отметить, что по свидетельствам специалистов микроклимат во многих храмах весьма способствует плесневению находящихся в них икон. Тому есть целый ряд причин. Иногда дело в пренебрежении к элементарным правилам эксплуатации здания: «…Например, когда моют храм «по-морскому», выливая на пол очень много воды и не обращая внимания, что тем временем по застекленным иконам стекает конденсат (обильные капли воды): не висит, а именно стекает – настолько высокая влажность стоит в храме. И не стоит после удивляться, что у недавно подновленного иконостаса даже позолота отворачивается чешуей – как новая, так и старая…» [14].
Рассадником плесени в храме могут стать и бумажные иконы. Вот мнение заслуженного художника РМЭ, руководителя иконописной мастерской Йошкар-Олинской и Марийской епархии Станислава Попова: «...Бумажные иконы, которые находятся во влажной среде, начинают плесневеть и становятся источником заражения более качественных и лучших икон...» [15]. Способствуют плесневению и металлические оклады, под которыми собирается конденсат [16]: «...когда приносят на реставрацию иконы в окладе, с ними бывает значительно больше проблем и трудностей, чем с обычными иконами. Под окладом собирается сырость, икона может заплесневеть и т. д.» [15].
Аналогичные проблемы создают и неправильно изготовленные киоты [17]. В полностью закрытых недостаток пространства между стеклом и поверхностью иконы ведет к застою воздуха и накоплению конденсата при перепадах температуры, что провоцирует активное развитие бактерий и плесени. Частично остекленные киоты защищают от воздействия поцелуев, но икону все равно протирают тряпкой и все неблагоприятные перепады внешних условий продолжают оказывать воздействие. Например, при кроплении храма в закрытую часть стекает и долго не испаряется вода, что также провоцирует рост плесени.
Тайная жизнь храмовых грибов
В целом же, к плесневению может вести не только несоблюдение температурно-влажностного режима хранения, но и последствия непрофессионально выполненной реставрации храма. По мнению директора реставрационной фирмы «Камерань» Вадима Пластинина: «...Храм – это не просто здание. Это единый организм. Это и роспись, это и иконы, которые требуют особых условий, это и микроклимат. Когда мы что-то подменяем другим, трескаются стены с восстановленной живописью, в храме становится сыро, неуютно, начинают плесневеть иконы...» [18].
Показателен пример Свято-Никольского деревянного храма (XVIII в.) в селе Ковда Кандалакшского района Мурманской области [19]. На его стенах обнаружились три вида дереворазрушающих грибов: серпула плачущая (Serpula lacrymans), кониофора колодезная (Coniophora puteana) и кориолеллус рядовой (Coriollelus serialis). При этом более новые постройки в деревне были поражены ими значительно сильнее, чем старинная церковь. Скорость гниения старых бревен была почему-то очень низка.
Причиной было то, что эти грибы – далеко не единственные микроорганизмы, поселяющиеся на дереве. Еще присутствуют лишайники, плесневые грибы, одноклеточные водоросли, бактерии. Часть этих организмов использует дерево просто как субстрат, а энергию получает за счет фотосинтеза. Другая часть питается за счет первых. Дереворазрушающие грибы переваривают древесину, но в свою очередь могут являться объектом питания для других микроорганизмов. Все вместе они образуют микробную экосистему.
Это сообщество микроорганизмов на стенах ковдской церкви очень старо, и, по-видимому, стало чрезвычайно устойчивым. Ясно, что грибы поселились там почти сразу после постройки, ведь их спорами пропитано все вокруг, а свежее дерево заражается легче.
На 90% взятых из церкви образцов был обнаружен плесневый гриб триходерма зеленая (Trichoderma viride) . Он не способен эффективно разлагать целлюлозу, но тоже заинтересован в жизненном пространстве на древесине и хорошо умеет за это пространство бороться. Триходерма подавляет рост дереворазрушающих грибов, выделяя глиотоксин, который может накапливаться в древесине, а гифы триходермы при прямом контакте с гифами серпулы плачущей убивают последние и, видимо, используют в пищу.
Ситуация меняется рядом с печами. Ковдская церковь почти всегда была летней, зимой не отапливалась. Печи в ней установили только в советское время, и два наиболее крупных очага разрушения – прямое следствие этого новшества. Стена рядом с печью регулярно прогревалась, а, остывая, конденсировала влагу, что в сумме создавало идеальные условия для грибов-разрушителей. При этом распилы трухлявых снаружи и, выглядевших совсем негодными бревен, показали, что они в очень хорошем состоянии внутри и даже сохранили смолистый запах.
Таким образом, рост опасных грибов в церкви угнетался под воздействием температурно-влажностного режима и другими представителями микробной экосистемы. Такое состояние «вооруженного нейтралитета» в сообществе микроорганизмов можно определить как естественную консервацию дерева.
Изменение условий внешней среды выводит микробное сообщество из состояния равновесия, что приводит к непредсказуемым реакциям с его стороны, которые могли бы проявляться в том числе и в форме мироточений. Возможно, что такого рода явления могли наблюдать в СССР в 1920-х и начале 1930-х годов. Известно, что к середине 20-х годов заражение зданий грибком достигло угрожающего эпидемического масштаба, охватив почти всю территорию СССР (за исключением Архангельской губернии и Крыма, вероятно, в силу климато-географических особенностей), а так же Польшу и Прибалтийский край [20]. Причиной этому стали скученность населения, дефицит сухой строительной древесины, небрежность строителей, отсутствие ремонта, низкий уровень санитарного и технического контроля и пр. Заражение выявлялось даже в старых зданиях, до этого благополучно простоявших более ста лет из-за изменившихся условий их содержания, охарактеризованных как «безобразные» и затронуло даже «важнейшие государственные и общественные постройки» [20, 21].
Плесневение – явление «духовное»?
Ведущий архитектор псковского института «Спецпроектреставрация» Андрей Лебедев сообщал в одном из интервью о том, что «...в летнее время на иконах придела, который не проветривали, растили плесень. После этого соборные попы еще и имели наглость заявлять, что иконы плесневеют из-за того, что их автор – еретик и не покаялся перед владыкой...» [22].
Можно предположить, что упоминать о плесени в связи с мироточением избегают, поскольку среди духовенства и простых прихожан достаточно распространен подобный взгляд на плесневение икон как на некое духовное явление, «индикатор молитвенного настроя», но с противоположным мироточению отрицательным знаком: «…На иконе в храме иногда выступает кровь, иногда – миро, иногда – плесень. Внешнее проявление образа зависит от того, кто перед ним молился, кто к нему взывал или с ним беседовал…» [23].
Известны и случаи, когда иконы начинают «благоухать» запахом плесени, при том, что визуально колонии грибов не обнаруживаются: «…Вот еще думаю, чем лучше тыльную сторону покрыть (обычно покрываю пчелиным воском), но с учетом того, что икона будет находиться в сыром и прохладном помещении. И еще вопрос, очень сильный запах плесени, требуется ли какая-то дополнительная импрегнация, визуально грибок или плесень не видны?» [24].
Иногда в подобной ситуации запах плесени пытаются перебить, пропитывая икону ароматным маслом, что само по себе может вызвать подозрения в попытке фальсификации благоухания или мироточения: «...Я тоже сталкивался с тем, что от иконы в результате плесени или, скажем, неправильного хранения, исходил запах. Пропитывал обратную сторону доски лампадным или пихтовым маслом, точно не помню, оно в любом храме продается и имеет очень тонкий, приятный запах. Только перед тем как вешать на стену нужно подождать, чтобы хорошо впиталось…» [24].
Зачастую дома иконы ставят в красном углу, вверху, почти под потолком, в излюбленном месте для роста плесени, откуда она легко может перекинуться и на сами иконы. Суеверными же людьми это иногда рассматривается как признак порчи, типичные вопросы на форумах в интернете: «Стена за иконами черная и с плесенью. Это может быть признаком порчи?» [25], «У меня на иконе Богоматери появилось пятно на глазах. Что это значит? Пятно не оттирается (похоже на сажу или мазут, икона весит над дверью и испачкать ее не могли)» [26], «Упали две иконы лицом вниз. Они стояли так, что физически невозможно, чтобы они лицом вниз упали. Поднял и увидел на иконе Иисуса над головой черную плесень. Причем ее много, а образовалась она явно за короткое время. Что случилось?» [27].
Многочисленные сайты оккультно-магической направленности также предупреждают читателя, что появление плесени может быть симптом «порчи» наложенной на дом или человека в нем проживающего. Понятно, что люди рассматривающие плесень с подобной точки зрения, так же не склонны афишировать ее появление на иконе и предпочитают решение проблемы искать у специалистов соответствующего профиля.
Но, с другой стороны, с учетом всех твердо установленных и потенциально возможных негативных последствий для здоровья от длительных контактов с плесневыми грибами, здесь сложно говорить о простых суевериях. Скорее, это народные приметы, отражающие давнее житейское наблюдение: «Там где появилась плесень – жди беды!». Недаром еще в Ветхом Завете приводилась подробная инструкция по действиям в случае поражения плесенью жилища (Лев.14:33–48).
К симптомам «порчи» насланной на дом или жильцов могли быть отнесены и проявления некоторых болезней связанных с плесенью. Так, сообщалось о семье, у пяти членов которой появились симптомы синдрома хронической усталости после контакта с плесенью и микотоксинами в поврежденном водой доме [28].
Не всегда развитие плесени сопровождается появлением ощутимого человеком запаха (это зависит от видов плесневых грибов, объема и длительности поражения, уровня влажности и других факторов). Однако все грибы испускают летучие органические соединения (ЛОС) представляющие собой вещества, которые легко испаряются при комнатной температуре и отвечают за характерные плесневые запахи, связанные с влажными внутренними пространствами. ЛОС представляют собой смеси спиртов, альдегидов, кислот, простых и сложных эфиров, кетонов, терпенов, тиолов и их производных. Качественный и количественный состав этих летучих смесей зависит от вида гриба и условий, в которых он растет. Растет число данных о том, что некоторые из этих ЛОС обладают токсическими свойствами [29].
Более того, недавно была опубликована гипотеза объясняющая симптомы, возникающие у некоторых людей при соседстве с плесенью, действием того, что эволюционный психолог Марк Шаллер назвал поведенческой иммунной системой [1]. Она чувствительна ко всему, что может сигнализировать о присутствии рядом болезнетворных организмов и токсичных веществ. И активизируется от специфических зрительных образов, звуков или запахов, исходящих от людей или определенных мест. Ее работу мы наблюдаем когда, к примеру, вид человека с высыпаниями на коже, кашель, запах нечистот, вызывает у нас реакции отвращения и брезгливости, чтобы уменьшить риск заражения. Поэтому значительная часть симптомов может быть объяснена преувеличенным ответом хозяина, а не прямым токсическим эффектом плесени. Фактически, такие симптомы, как понос и рвота, могут быть поведенческой реакцией на сигналы окружающей среды, связанные с видом и запахом плесени, высокой влажностью, у генетически восприимчивых к ним индивидуумов, побуждающей человека скорее покинуть «нехорошее», потенциально опасное для его здоровья место.
По ком плачут грибы?
Гуттация (выделение капель избыточной жидкости) – явление широко распространенное у грибов и растений. Однако в случае грибов химический состав капель, их биологическая функция и метаболические пути наработки выделяющихся веществ едва ли когда-то привлекали глубокий интерес исследователей [30]. Имеется лишь небольшое число разрозненных публикаций, не дающих целостной картины. Несмотря на то, что первое упоминание об этом явлении в научной литературе появилось еще в 70-х годах XIX в. [30], в статье, опубликованной сто лет спустя, упоминалось лишь несколько работ, в которых мельком затрагивалась тема состава жидкости [32].
Профессор Л. В. Гарибова с биологического факультета МГУ объясняет это таким образом: «Микологи называют эти капли экссудатом, он часто образуется на молодых, интенсивно растущих плодовых телах трутовиков и некоторых других грибов. Дело в том, что при бурном росте гриба происходит разложение гликогена на простые сахара. Гриб накачивает воду, и давление внутри клеток сильно увеличивается (а в грибах его значение огромно, оно достигает восьми атмосфер): чтобы его снять, гриб выбрасывает излишнюю воду наружу. Вместе с водой выходят и другие вещества, те же пигменты или сахара. Сложно сказать, насколько этот процесс помогает избавиться от ненужных продуктов жизнедеятельности. Скорее всего, они оказываются в экссудате просто потому, что растворимы в воде. Практического значения экссудат не имеет, и его изучение не привлекает внимания исследователей: какие-то полезные вещества из грибов получают, перерабатывая мицелий. Содержание веществ в нем несравнимо больше, чем в каплях слабого раствора» [33].
Обычно гуттация активнее проявляется при высокой влажности воздуха: рано утром, перед дождем, в сырую погоду. Капли чаще всего прозрачные, в основе их состава – вода с растворенными минеральными солями и органические вещества, иногда придающие каплям более густую консистенцию и окраску (от желтоватой до ярко-оранжевой, красной, коричневой и даже смолянисто-черной).
В последние годы стало известно, что в некоторых случаях капли также могут накапливать высокие концентрации микотоксинов1. Как уже упоминалось ранее, наиболее вероятно, что активное выделение микотоксинов может быть следствием того, что грибковые организмы конкурируют друг с другом и с другими организмами за питательные ресурсы [30, 34].
Рассматривая процесс выработки микроорганизмами продуктов мироточения, нам не следует упускать из вида возможность того, что это могут быть не только некие отходы метаболизма, но и целенаправленно синтезируемые при сочетании определенных факторов среды вещества, несущие собственную биологическую функцию.
Примечателен в этом плане факт, что при проведении исследователями «Уфокома» хромато-масс-спектрометрии, в составе подобного «миро» обнаружился такой высоко гигроскопичный компонент, как глицерин (поглощает до 40% воды по весу) [5]. Подобная жидкость может активно поглощать влагу из воздуха, что иногда несет прямую выгоду для плесени, локально повышая влажность. При этом сама жидкость значительно увеличивает свой объем за счет воды, что может служить «спусковым крючком» для единовременного выделения «миро», ранее удерживаемого капиллярными силами в порах и трещинах древесины, краски или, например, в текстуре обоев под наклейками.
Тем не менее, пока можно строить только догадки по поводу веществ которые могут выделяться в виде вторичных метаболитов. Благодаря широкому спектру ферментов, грибы могут использовать в качестве пищи самые различные и неожиданные субстраты. Очевидно, что для разных субстратов состав выделяемых веществ может значительно отличаться, особенно при росте на синтетических материалах. Так, было показано, что белая плесень способна разлагать фенолформальдегидные смолы, используемые при изготовлении фанеры и ДСП, а также полистирол [35]. Также известны виды грибов разлагающих полиуретан, причем для некоторых из них он может служить единственным источником углерода [36].
Хорошо ли это пахнет?
Затрагивая тему известных органолептических (то есть выполненных с помощью органов чувств человека) оценок продуктов мироточения, следует сказать, что поскольку сложившаяся церковная практика предполагает использование вещества в качестве средства для наружного применения, мы почти ничего не можем сказать о его вкусовых качествах. Имеются только единичные сообщения об употреблении его внутрь. Так, глава экспертной рабочей группы по описанию чудесных знамений при Московской патриархии, П. Флоренский описал свой опыт дегустации следующим образом: «Когда к кресту прикладывался – там много масла, я не удержался – лизнул его. Если бы из яблок делали масло, а не сок, я бы сказал, что это яблочное масло. Удивительный вкус» [37].
Вкус обычно является результатом присутствия многих летучих и нелетучих компонентов, обладающих разнообразными химическими и физико-химическими свойствами. В то время как нелетучие соединения вносят основной вклад во вкус, летучие вещества влияют и на вкус, и на аромат. Известно огромное количество соединений, формирующих аромат пищевых продуктов, таких как спирты, альдегиды, сложные эфиры, дикарбонилы, короткие и средние жирные кислоты, метилкетоны, лактоны, фенольные соединения и соединения серы [38, 39].
Запахи, которыми в некоторых случаях сопровождается феномен мироточения, заслуживает отдельного рассмотрения. Поскольку хорошо известны как случаи выделения жидкости без запаха, так и «обратные» случаи – благоухания, не сопровождающиеся видимым (во всяком случае, макроскопически) выделением вещества. Можно также допустить относительную независимость протекания этих двух явлений.
Предположения о том, что «благоухание» в некоторых случаях может быть «микромироточением», при котором выделившаяся жидкость не обнаружима невооруженным глазом, высказывались самими очевидцами, один из которых провел любопытный эксперимент с крестиком, подаренным ему отцом: «…Сказал, что купил у монахов, с частицами мощей каких-то святых. Крестик маленький, нательный, серебряный на цепочке, сделан довольно небрежно, как все дешевые сувениры. В одном месте большая капля припоя висит, хотел отломать, но не стал, а то весь развалится. Мне еще особо не понравилось, что в коробочку, в которой он лежит, какого-то восточного парфюма попрыскали, прямо как когда-то у кришнаита купил книжку по индийской кухне, она тоже была парфюмирована.
Прошло время, с год, наверное. Я обратил внимание, что запах этого «восточного парфюма» не улетучился. Впрочем, коробочка закрыта, почему бы и нет. А позже задумался - почему? Да еще ватка, точнее кусочек плотного синтипона, частично слегка пожелтел, как от масла. Вспомнил, что там частица мощей должна быть. Позвонил домой, отец, конечно же, давно забыл, что за святой или святые.
Я решил экспериментировать. Вынул крестик и ватку из коробочки, ее оставил открытой. Для сравнения взял на кусок прессованной ваты (для снятия косметики круглые такие) попрыскал самого сильного французского парфюма, что дома нашел. Все оставил в одном месте. Коробочка пластмассовая потеряла запах на следующий день. Ватка из-под крестика выветрилась за неделю. Крестик, в общем, тоже запаха не имел. Сам крошечный – 24х15х3 мм, что в нем спрячешь. Контрольную ватку долго тестировал. Через две недели запах сильно ослабел, а через месяц-полтора запах стал просто отвратительный, т. е. французский парфюм на открытом воздухе не живет.
Крестик положил на ту же ватку, в ту же коробочку. И стал регулярно следить. Запах вернулся, масляное пятно стало еще больше и ярче. Причем запах иногда усиливается, иногда ослабевает, иногда исчезает совсем (даже на длительное время). Последний раз запах пропал на два дня. Вы поняли, что в крестике мироточат мощи святого. Объем мощей крошечный, поэтому истечения не видно, только масляное пятно и запах. Запах меняется не только по интенсивности, но и по «содержанию». С чем изменения связаны, не знаю. Но источник сомнений уже не вызывает. Особенно учитывая, что продолжается это уже почти четыре года…» [40].
Характерно, что источаемые ароматы значительно различаются как по видам запаха, так и по их интенсивности и устойчивости, подобно тому, как наблюдается большой разброс и во внешнем виде продуктов мироточения по цвету, консистенции и объемам выделившегося вещества. Причем, в описании запахов существенную роль начинает играть субъективность восприятия очевидцев. Так, в одном из случаев первый очевидец сравнил запах с ванилью, а второму, часто посещавшему церковь, он напомнил ладан2 [41]. Но в целом, подобное разнообразие запахов вполне согласуется с версией о причастности к их появлению ароматобразующих микроорганизмов.
Ароматобразующие микробы можно обнаружить в почве, воде, грибах, фруктах, ягодах, молочных продуктах и иных местах. Способность к ароматобразованию не систематический признак, его демонстрируют самые разнообразные микроорганизмы – такие как дрожжи, различные бактерии, актиномицеты и плесневые грибы. Они обладают свойством выделять ароматические вещества, например сложные эфиры и летучие кислоты.
Ароматные запахи микробов часто напоминают фруктовые: ананасов, яблок и т. д. Этот аромат зависит от различных эфиров, возникающих при взаимодействии спиртов и органических кислот, образуемых микроорганизмами. Именно микроорганизмы формируют привычный для нас запах многих продуктов, например, вин, молока, масла, сливок, сыров и др. К примеру, при помощи дрожжей, находящихся на винограде, можно придать букет вина пивному суслу. Также известно, что специфический аромат особенно резко ощущается у микробных культур, только что выделенных из естественного местообитания, а в условиях искусственного культивирования ароматообразование у них постепенно ослабевает [42].
В настоящее время большинство ароматических соединений получают химическим синтезом или из растительных источников. Но в последние годы вызывают большой интерес альтернативные пути их получения на основе микробного биосинтеза и биотрансформаций. Получение ароматических соединений из микробных культур, или их ферментных препаратов, дает ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами. Микробные метаболиты могут быть получены в больших количествах и давать высокий выход продукта с лучшими характеристиками наряду с низкими экономическими издержками. Обзоры [38, 39] дают представление об известных на сегодня возможностях биосинтеза ароматов микроорганизмами и химической природе веществ эти ароматы формирующих.
В последние годы уже стало общепризнанным представление о том, что любой организм, объект или здание содержит свою, уникальную по составу формирующих ее видов, микробную экосистему (микробиом). Она регулируется сложными внутренними взаимодействиями и реагирует на влияние факторов внешней и внутренней среды. Выше эта тема нами уже затрагивалась в отношении церковных зданий. Различия в микробном составе зависят от таких факторов среды, как доступный набор питательных веществ, рН, влажность, температура и т. д. Имеются публикации, в которых микробиом трюфелей рассматривается как основной фактор в формировании их аромата, при этом обработка антибактериальными препаратами подавляет выработку летучих ароматических соединений [43, 44].
Именно взаимодействия между различными микроорганизмами, формирующими микробиом, могут вести к значительному разнообразию проявлений мироточения и благоухания икон и иных предметов.
Заключение
В некоторых случаях за выделяющееся «миро» могут быть приняты продукты метаболизма (т. н. экссудаты) плесневых грибов, обитающих на иконах, либо микроорганизмов, которые могут произрастать параллельно с ними в благоприятствующем этому микроклимате.
Хотя выявить причины каждого конкретного случая мироточения такого рода можно только с применением специальных методов лабораторной диагностики, как показывает многолетняя практика, их применение сопряжено с большими сложностями при получении материала для исследования: как самих мироточащих объектов (в том числе икон), так и непосредственно продуктов мироточения.
Сложность проведения подобных исследований признают и эксперты РПЦ. Так, в 2014 году, в ходе 22-х Международных Рождественских образовательных чтений на заседании секции «О чудесах истинных и ложных», участник экспертной рабочей группы по чудесным знамениям Сергей Миров отметил, что почти все иконы, которые берутся исследовать ученые, по каким-то причинам перестают источать вещество. В результате, по словам Мирова, сам процесс мироточения изучать становится невозможно: «Обычно если перед приходом ученых икона вдруг перестает мироточить, то это либо откровенная фальсификация, либо икона, что называется, «обиделась» на ученых – такое тоже бывает» [45]. При этом к настоящему моменту, по словам П. Флоренского: «Нашу рабочую группу на расследование таких происшествий давно уже не приглашают. Звонят, спрашивают, советуются. Когда мы только начали свою работу, это было сенсацией, мы пользовались громадным спросом. Сейчас же мы разработали принцип подобной работы, и все отлажено уже без нас. Мы не ревизионная комиссия, мы ученые» [46].
Здесь следует уточнить, что данная группа занималась фактически не столько исследованием, сколько описанием происходящих феноменов и систематизацией поступавшей к ней информации, а задачи по выявлению возможных фальсификаций перед ней не ставилось. В тех единичных случаях, когда группа все же провела химический анализ образцов жидкости (с домашних икон жительниц г. Клин Московской обл. и пос. Локоть Брянской обл., где наблюдались известные массовые мироточения), были обнаружены обычные растительные масла [8]. Но, поскольку никаких химических критериев святости или подлинности источаемого вещества не существует, для церкви выполнение подобного анализа интереса не представляет и данная работа развития не получила.
Тем не менее, даже после прекращения активной фазы мироточения независимый эксперт иногда способен дать заключение об аномальном характере источения вещества. Так, пермский реставратор Тимофей Шутемов в одном из интервью сообщил, что в реставрационной практике сталкивался с мироточившей иконой: «Это икона Пантелеймона-целителя, она находится в Перми в храме в честь Успения Божией Матери на старом Егошихинском кладбище. На ней видны характерные для мироточивой иконы подтеки. Меня попросили их сохранить после реставрации. Не знаю, как с научной точки зрения объяснить этот феномен, но как специалист могу сказать, что вздутия грунта на иконе свидетельствуют о том, что жидкость сочилась изнутри, поднимая и вспучивая грунт. Укладывая вздутия во время реставрации, я находил под ними маслянистую жидкость вишневого цвета. Еще раз повторю, не знаю, как объяснить этот феномен с научной точки зрения, могу лишь сказать, что мироточение как явление я наблюдал в своей практике...» [47].
Схожее мнение по поводу этого феномена сложилось и у реставратора Сергиево-Посадского музея-заповедника Ольги Воскресенской: «Самое интересное, работая много лет с иконами, иногда сталкиваешься с необъяснимым. Не постоянно, но это случается…». Сама Ольга случаи мироточения лично не наблюдала, но коллеги-реставраторы рассказывали об исследованиях миро, появляющегося на иконах, – полностью установить его состав в некоторых случаях так и не удавалось [48].
Основной причиной застоя в изучении явления мироточения можно считать отсутствие у очевидцев явления какой-либо мотивации для поиска научного объяснения случившемуся. В результате многие случаи, происходящие за порогом церкви, остаются вообще никому неизвестными. Несмотря на то, что некоторые из очевидцев далеки от религиозного мировосприятия и даже самостоятельно приходили к догадке о причастности к феномену плесени, попыток собрать образцы или просто проинформировать кого-либо из специалистов соответствующего профиля ими не делается.
Примечания
1. Не все токсичные соединения, выделяемые грибами, называют микотоксинами. Так, вещества, токсичные преимущественно для бактерий, называют антибиотиками, а токсичные для растений – фитотоксинами.
2. В данном случае речь шла о мироточении из пасхального яйца.
Литература
1. Daschner, A. An Evolutionary-Based Framework for Analyzing Mold and Dampness-Associated Symptoms in DMHS / А. Daschner // Front. Immunol. – 2017. – Vol. 7. – Art. 672. – Pp. 1–11.
2. Hay, R. J. Sick library syndrome / R. J. Hay // Lancet. – 1995. – Vol. 346. – Рp. 1573–1574.
3. Empting L. D. Neurologic and neuropsychiatric syndrome features of mold and mycotoxin exposure / L. D. Empting // Toxicol. Industr. Health. – 2009. – Vol. 25 (9–10). – Pp. 577–581.
4. Гайдучик, В. Новые версии: привидения и плесень / В. Гайдучик // Уфоком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ufo-com.net/ufolenta/detail.php?ELEMENT_ID=8196. – Дата доступа: 21.05.2015.
5. Феномен мироточения: новая гипотеза и химико-микробиологический анализ мироточащих объектов / В. С. Алексинский, Т. Н. Соколова, И. С. Бутов, В. Н. Гайдучик, Р. В. Солженицын // Лабораторная диагностика (Восточная Европа). – 2017. – Т. 6. – №1. – С. 121–129.
6. Любомудров, А. М. Знамения Божии от святых икон 1991–1996 / А. М. Любомудров // С-Пб.: Благовещенская Пискаревская церковь, 1997 – 152 с.
7. Любомудров, А. М. Мироточение и плач икон / А. М. Любомудров // Pravoslavie.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.by/slovar/mirotochenie-i-plach-ikon. – Дата доступа: 28.11.2011.
8. Иванов, А. А. Физико-химический анализ веществ, возникших в результате мироточения / А. А. Иванов, А. В. Московский, А. С. Сошинский, П. В. Флоренский // Труды международного совещания «Новые результаты в биофизике взаимодействия живых объектов с окружающей средой»: Москва, 7 декабря 2002 года. – М., 2004. – С. 229–230.
9. Из личного архива ассистента кафедры патологической анатомии УО «ГрГМУ» В. С. Алексинского.
10. Мироточение. Анализ состава // Российский химико-аналитический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anchem.ru/forum/read.asp?id=2490&recordnum=30. – Дата доступа: 17.05.2006.
11. В Михайло-Архангельском храме села Ворон-Лозовка мироточит икона // Липецкая митрополия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mitropolia-lip.ru/index.php/stati/v-mikhajlo-arkhangelskom-khrame-sela-voron-lozovka-mirotoch..... – Дата доступа: 11.02.2015.
12. Замироточила икона святого Саввы Сербского // Русская народная линия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/26/zamirotochila_ikona_svyatogo_savvy_serbskogo. – Дата доступа: 27.04.2010.
13. Гуленко, С. В. В Крыму замироточила икона святого Саввы Сербского / С. В. Гуленко // Комсомольская Правда – Крым. – Режим доступа: http://kp.ua/print/life/225384-v-krymu-zamyrotochyla-ykona-sviatoho-savvy-serbskoho. – Дата доступа: 27.04.2010.
14. Демина О. В. Как правильно обращаться с иконами / О. В. Демина // М.: «Центр Благо». – 2000. – 64 c.
15. Кулишова, Н. Домашний иконостас: с любовью к иконе / Н. Кулишова // Марийская правда. – Режим доступа: http://www.marpravda.ru/news/religiya/domashniy-ikonostas-s-lyubovyu-k-ikone. – Дата доступа: 17.12.2013.
16. Оклад иконы // Иконописная мастерская Екатерины Ильинской [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forum.icon-art.ru/viewtopic.php?p=328. – Дата доступа: 07.10.2011.
17. Наставление о киотах // РестПросвет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://restprosvet.ucoz.ru/publ/kak_pravilno/nastavlenie_o_kiotakh/10-1-0-58. – Дата доступа: 19.03.2010.
18. Кондрашов, А. Душа и камень / А. Кондрашев // Русский предприниматель. – 2004. – №12 (24). С. 38–40.
19. Кудрявцева Е. И. Как «реставрировали» ковдскую церковь / Е. И. Кудрявцева // Мастер-класс для Пантоподы: сб. ст. / под ред.: М. Калякина [и др.] – М.: КМК-Пресс. – 2006. – С. 31–40.
20. Мейснер А. Ф. Домовой гриб Merulius Lacrymans и другие. Борьба с грибами-разрушителями / А. Ф. Мейснер // М.: Мосгублит. – 1927. – 58 с.
21. Слудкий Н. Грибы домовые / Н. Слудкий // Техническая энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1938. – Т. 6. – С. 68–73.
22. О трагической судьбе икон архимандрита Зинона и Троицкого кафедрального собора Пскова в целом // Портал-Credo.Ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=65415. – Дата доступа: 18.09.2008.
23. Изгнание музейщиков из храма // Информационный портал города Гусь-Хрустальный [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gus-info.ru/forum/post55340.html#p55340. – Дата доступа: 22.07.2010.
24. Св. Мельхиседек // Форум проекта «Христианство в искусстве» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=4348. – Дата доступа: 22.07.2010.
25. Стена за иконами черная и с плесенью. Это может быть признаком порчи? // Ответы Mail.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otvet.mail.ru/question/179042706. – Дата доступа: 06.04.2007.
26. У меня дома на иконе Семистрельной Богоматери появилось черное пятно // Ответы Mail.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otvet.mail.ru/question/19522619. – Дата доступа: 06.04.2007.
27. Упали две иконы лицом вниз // Ответы Mail.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otvet.mail.ru/question/60858302. – Дата доступа: 06.04.2007.
28. A family with ME/CFS following exposure to molds, mycotoxins and bacteria in a water-damaged home: a case report / Thrasher J. D. et al. // Int. J. Clin. Toxicol. – 2016. – Vol. 4. – Pp. 14–23.
29. Bennett, J. W. Are Some Fungal Volatile Organic Compounds (VOCs) Mycotoxins? / J. W. Bennett, A. A. Inamdar // Toxins. – 2015. – Vol. 7 (9). – Pp. 3785–3804.
30. Gareis, M, Stachybotrys spp. and the guttation phenomenon / M. Gareis, C. Gottschalk // Mycotoxin Res. – 2014. – Vol. 30 (3). – Pp. 151–159.
31. Wilson, J. K. An Examination of the Exudate and Juice of Certain Fungi Found in Their Native Environment / J. K. Wilson // Mycologia. – 1948. – Vol. 40 (5). – Pp. 605–613.
32. Colotelo N. Chemical studies on the exudate and developing sclerotia of Sclerotinia sclerotiorum (Lib.) DeBary / N. Colotelo, J. L. Sumner, W. S. Sumner // Can. J. Microbiol. – 1971 – Vol. 17 (9). – Pp. 1189–1194.
33. Алексеев, С. Грибная кровь / С. Алексеев // Химия и жизнь. – 2006. – №7. – С. 69.
34. Gareis, M. Guttation droplets of Penicillium nordicum and Penicillium verrucosum contain high concentrations of the mycotoxins ochratoxin A and B / M. Gareis, E. M. Gareis // Mycopathologia. – 2007. – Vol. 163 (207). – Pp. 207–214.
35. Gusse A. C. White-Rot Fungi Demonstrate First Biodegradation of Phenolic Resin / A. C. Gusse, P. D. Miller, T. J. Volk // Environ. Sci. Technol. – 2006. – Vol. 40 (13). – Pp. 4196–4199.
36. Russell, J. R. Biodegradation of Polyester Polyurethane by Endophytic Fungi / J. R. Russell // Appl. Environ. Microbiol. – 2011. – Vol. 77 (17). – Pp. 6076–6084.
37. Романова А. География православных чудес / А. Романова // Актуальные новости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.praesto.ru/world/news-world/id_148925. – Дата доступа: 06.04.2007.
38. Gupta C. A Biotechnological Approach to Microbial Based Perfumes and Flavours / C. Gupta, D. Prakash, S. Gupta // J. Microbiol. Exp. – 2015. – Vol. 2 (1). – Art. 00034. – Pp.1–8.
39. Longo. M. A. Production of Food Aroma Compounds / M. A. Longo, M. A. Sandroman // Food Technol. Biotechnol. – 2006. – Vol. 44 (3). – Pp. 335–353.
40. Киево-Печерская Лавра, Чудеса // Форум портала «Дети сироты России и стран СНГ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=69857. – Дата доступа: 11.02.2007.
41. Из личного архива автора.
42. Техническая микробиология пищевых продуктов / под ред. А. Я. Панкратова. – М.: Пищевая промышленность, 1968. – C. 97–99.
43. Splivallo R. Bacteria associated with truffle-fruiting bodies contribute to truffle aroma / R. Splivallo et al. // Environ. Microbiol. – 2014. – Vol. 17 (8) – Pp. 2647–2660.
44. Vahdatzadeh M. The role of the microbiome of truffles in aroma formation: a meta-analysis approach / M. Vahdatzadeh, A. Deveau, R. Splivallo // Appl. Environ. Microbiol. – 2015. – Vol. 81 (20). – Pp. 6946–6952.
45. Майбуров К. Прошлое для грядущего / К. Майбуров // Православная газета Севера России «ВЕРА». – 2014. – № 701 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusvera.mrezha.ru/701/3.htm. – Дата доступа: 05.03.2014.
46. Зайнашев Ю. «На киотах масло при исследованиях оказывается подсолнечным» / Ю. Зайнашев // Деловая газета «Взгляд» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vz.ru/society/2017/3/7/860780.html. – Дата доступа: 08.03.2017.
47. Черепанов М. Реставратор Тимофей Шутемов: у нас молитва, как у монахов – в молчании / М. Черепанов // Пермская Трибуна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tribunaperm.ru/2016/01/19/restavrator-timofej-shutemov-u-nas-molitva-kak-u-monahov-v-molchani..... – Дата доступа: 20.01.2016.
48. Крючев В. Возвращение образа // Новости Сергиева Посада и Подмосковья. BezFormata.Ru / В. Крючев [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sergievposad.bezformata.ru/listnews/vozvrashenie-obraza/5512238. – Дата доступа: 07.10.2011.
Автор выражает благодарность В. С. Алексинскому и другим за предоставление ценной для подготовки этого материала информации и участие в его обсуждении.