Камни на сакральных памятниках Беларуси
С давних пор в нашей стране существовали различные виды сакральных камней, которые воплощали разные стороны верований.
Целая конструкция из камней, которая успела получить в литературе название «Белорусского Стоунхенджа», расположена на берегу озера Яново недалеко от Полоцка. На мысе Бикульницкий Рог в западной части озера находится П-образное сооружение из валунов, занимающее площадку 15х15 метров. Это фигура направлена своей открытой стороной на северо-запад, а поперечная перекладина ориентирована с юго-запада на северо-восток. Первыми этот комплекс исследовали отечественные геологи в начале 80-х годов прошлого века. В частности, Э.А. Левков описал его в своей книге «Маўклівыя сведкі мінуўшчыны». Поскольку озеро называется Яново, то он предположил, что комплекс каким-то образом связан с Яновым днем, то есть с празднованием Ивана Купалы [8, c.125]. Позднее уже автор также несколько раз обследовал это место и берега озера Яново. Но около этого сооружения при шурфовке культурный слой выявлен не был.
При определении азимута П-образного сооружения выяснилось, что направление поперечной перекладины не совпадает с азимутом восхода Солнца на Купалье. Поскольку «Белорусский Стоунхендж» имеет географические координаты 55º15' северной широты и 28º50' восточной долготы, то в день летнего солнцестояния солнце должно там всходить по азимуту около 45,5º на северо-востоке, а заходить – по азимуту около 314,4º на северо-западе. Между тем поперечная перекладина П-образного сооружения направлена по азимуту между 51–53º на северо-восток. На северном берегу озера Яново как раз по такому направлению находится городище Городец, обнаруженное нами в 1988 году. В период до летнего солнцестояния, по математическому горизонту, по азимуту 51–53º солнце всходит в период 20 мая – 26 мая. Средний реальный горизонт восхода солнца по этим азимутам – соответственно с 30 мая по 5 июня.
В период после летнего солнцестояния солнце всходит в пределах этих азимутов в период с 19 по 24 июля (математический горизонт), а для среднего реального горизонта – между 8 и 16 июля (математические расчеты любезно выполнены литовским исследователем археоастрономии Й. Вайшкунасом).
В церковном и народном земледельческом календарях, кроме праздника Иоанна (Ивана) Крестителя, которое совпадает с Купальем, имеется еще множество праздников в честь других святых Иоаннов. Из них самыми известными были Иван весенний («Міколін бацька») и праздник третьего обретения главы Иоанна Предтечи, которые отмечались 21 (8) мая и 7 июня (25 мая) соответственно. В июле особо почитаемых среди белорусских крестьян праздников в честь какого-либо святого Иоанна не было. Значит, остаются два упомянутых праздника в период до Купалья. С каким-то из этих двух праздников (скорее всего вторым), по нашему мнению, и связано название озера. Также у язычников-славян в начале июня был известен праздник в честь Ярилы (у полабских славян – Яровита), с ними совпадал древнеримский праздник в честь Геркулеса [9, p. 94–95]. Сакральному комплексу, состоящему из П-образного сооружения и городища Городец, начали поклоняться задолго до принятия христианства.
На городище Городец нами было раскопано более 100 м2. Культурный слой там имел незначительную толщину – около 0,16 м, и был достаточно беден на находки. В материке также было обнаружено множество ям самой причудливой формы, которые не являлись ни столбовыми, ни хозяйственными. Можно допустить, что это были геоглифы – рельефные изображения на поверхности земли каких-либо мифологических существ или целых мифологических сюжетов. Большинство керамики из культурного слоя относится к днепро-двинской культуре первых веков нашей эры [2, c. 24–26; 4, c. 25–34].
Второй известный сакральный памятник расположен как раз на главном Европейском водоразделе, там, где рядом находятся истоки Вилии и Березины, принадлежащих соответственно к бассейнам Балтийского и Черного морей. Это так называемый камень «Сцяпан» («Сцёп-камень») в Докшицком районе.
Об этом камне еще в XIX в. было записано несколько преданий. Согласно одному из них, жена во время ссоры прокляла Степана, и так случилось, что этот Степан превратился в камень. Согласно другому преданию, Степан добивался любви Вельяны (Ульяны) и решил продать душу черту. Но когда по требованию последнего он попытался расплющить свой нательный крестик, с неба ударила молния, и Степан окаменел. Его невеста Вельяна, которая на следующий день прибежала к тому месту, так безутешно плакала, что из ее слез потекла река, которую назвали Вельёй или Вилией. Если рассмотреть все упоминания о Степане в белорусском фольклоре, то выясняется, что прототипом фольклорного Степана был один из главных языческих богов – Велес. Вельяна (в других источниках Катерина) была его сакральной парой. Таких камней с названием «Степан» на территории Восточной Европы насчитывается несколько: есть такие камни в Толочинском районе Витебской области и в Славгородском районе Могилевской области, камень с надписью XIII в. «Степан» найден в Смоленске, похожая находка совершена и на верхней Волге в Тверской области.
Нами около Стёп-камня в 1993 году были проведены раскопки. Согласно первому из упомянутых преданий, Степан окаменел вместе с волами, на которых пахал. И вот те камни, которые находятся рядом, считаются окаменевшими волами. При раскопках рядом со Стёп-камнем обнаружена столбовая яма, в которой во времена язычества, вероятно, стоял деревянный идол [3, c. 8–11, 5, c. 8, 6, c. 262–263].
Еще один известный камень находится у деревни Кременец Логойского района. На его поверхности имеется 5 отшлифованных углублений, из которых два совершенно круглых, а еще три – овальной формы. На этот камень раньше приносили различные пожертвования. Этот обычай продолжается и сейчас. По поверью, если долго нет дождя, то должны собраться девять вдов и немножко сдвинуть с места или приподнять этот камень. Тогда, как считается, пойдет дождь.
Сам камень впервые был описан не геологами, но еще в 1909 году: в «Нашей ниве» его упоминал известный писатель Змитрок Бядуля. Когда пространство вокруг камня было расчищено, то выяснилось, что оно вымощено меньшими камнями и образует четырехугольную площадку, к которой с запада примыкает несколько дополнительных камней, которые выглядели как ступени для входа. Площадка ориентирована точно по сторонам света, что свидетельствует о ее использовании в языческие времена, потому что язычники многие свои постройки ориентировали по сторонам света. Этот камень в народе называли «Святым камнем» [1, c. 70]. Название «Даждьбогов камень» местные жители не знают, поэтому и считается, что оно ошибочно попало в литературу. Через несколько лет после раскопок в лесу в 200 метрах от этого камня случайно нашли целую курганную группу. Потом один курган был раскопан и в нем найдена керамика приблизительно XV в. Поскольку возле камня других находок не было, то приблизительно можно считать, что такие камни почитались во времена средневековья.
Камень с подобными отшлифованными углублениями был обнаружен также между деревнями Палашки и Карговды Вороновского района Гродненской области, но он оказался передвинут со своего прежнего исконного места при расчистке поля. Поэтому раскопки там было решено не проводить, так как они не представлялись целесообразными.
В Вилейском районе возле деревни Долгиново также обнаружен каменный крест, а точнее крестообразный идол. Он частично по форме напоминает идола. В нижней части его было рельефное изображение ребенка. С обратной стороны выбито несколько изображений крестиков. Около этого камня пытались проводить раскопки, правда, позже узнали, что он раньше стоял в другом месте [8]. Сейчас этот камень находится в Музее валунов (Минск).
На западе Гродненской области, около деревни Верховляны Берестовицкого района расположено малое городище-святилище раннего средневековья, которое для Беларуси является эталонным, а где-то на расстоянии около 70 метров от него находится исток реки, возле которого лежал раньше огромный камень. По народным поверьям, если этот камень сдвинуть с места, то вода хлынет из земли и затопит все вокруг. По сути, городище-святилище, исток реки и большой валун возле него составляли единый сакральный комплекс.
На этом святилище были проведены раскопки. В отличие от подавляющего большинства других городищ, здесь вал не имел оборонительного значения, потому что ров был размещен между валом и площадкой, а это с точки зрения обороны нерационально. Такой ров не мог использоваться против нападающего противника. Площадка совсем небольшая, диаметром около 7 метров. Такое маленькое городище невозможно было использовать ни для постоянного проживания, ни даже для временного убежища. Очевидно, что площадка выполняла культовую роль, впрочем, как и вал со рвом. Ров и вал отделяли сакральное пространство святилища от окружающего профанного пространства. При раскопках во рве была вскрыта каменная кладка, на которой обнаружен уголь и кости животных, которые приносились в жертву.
Когда площадку расчистили, то на ней в некоторых местах были выявлены столбовые ямы. Около одного края яма была значительно больше, и в ней присутствовали камни. Очевидно, там стоял достаточно большой по диаметру идол, который подпирался камнями. В малых ямах явно стояли идолы поменьше. В некоторых местах находилась каменная кладка. Она имела культовое значение: на ней могли разводить костер, либо складывать какие-либо жертвоприношения. По археологическим находкам самая ранняя керамика здесь датировалась концом Х в. Хотя в то время в Беларуси уже было принято христианство, но святилище не было так быстро заброшено, потому что сельское население еще долго оставалось язычниками. В это время начинался так называемый период двоеверья, и где-то в ХII веке вал был подсыпан еще выше. И очевидно, что это святилище функционировало еще в течение нескольких столетий, поскольку самые поздние находки керамики датируются XVI веком [5, с. 7–8, 6, с. 33–35]. В то время оно, возможно, могло лишь периодически использоваться для выполнения каких-либо сакральных действий.
Литература:
1. Зайкоўскі Э. Камяні шмат аб чым гавораць. Новыя звесткі аб паганскіх культавых помніках Беларусі / Э. Зайкоўскі // Мастацтва Беларусі. – 1990. – № 1. – С. 70–71.
2. Зайкоўскі Э.М. Справаздача пра палявыя археалагічныя даследаванні на паўночным захадзе Беларусі ў 1990 г. / Э.М. Зайкоўскі // Архіў археалагічнай навуковай дакументацыі ДНУ. Інстытут гісторыі НАН Беларусі. – № 1236.
3. Зайкоўскі Э.М. Справаздача пра палявыя археалагічныя даследаваньні ў 1993 годзе / Э.М. Зайкоўскі // Архіў археалагічнай навуковай дакументацыі ДНУ. Інстытут гісторыі НАН Беларусі. – № 1493.
4. Зайкоўскі Э. М. Справаздача пра палявыя археалагічныя даследваньні ў 1994 годзе / Э.М. Зайкоўскі // Архіў археалагічнай навуковай дакументацыі ДНУ “Інстытут гісторыі НАН Беларусі. – № 1528.
5. Зайкоўскі Э.М. Месца Вялеса ў дахрысціянскім светапоглядзе насельніцтва Беларусі / Э.М. Зайкоўскі / Нац. акад. навук Беларусі, Бел. кам. славістаў, Ін-т гісторыі НАНБ. – Мінск, 1998. – 15 с.
6. Зайкоўскі Э.М. Вілія – сакральная рака балтаў і славян / Э.М. Зайкоўскі // Матэрыялы па археалогіі Беларусі. № 5/ Інстытут гісторыі НАН Беларусі; навук.рэд. А.М.Мядзведзеў. – Мінск, 2002. – С. 262–270.
7. Зайкоўскі Э.М. Даследаванне свяцілішча каля в. Верхаўляны / Э.М. Зайкоўскі // Матэрыялы па археалогіі Беларусі. № 5 / Інстытут гісторыі НАН Беларусі; навук. рэд. А.М. Мядзведзеў. – Мінск, 2002. – С. 33–40.
8. Ляўкоў Э.А. Маўклiвыя сведкi мiнуўшчыны / Э.А. Ляўкоў / Рэдактар Л.В. Аляксееў. – Мінск: Навука i тэхнiка, 1992. – 215 с.
9. Zaikouski E. Astronomical and cosmological Ideas in prechristian Belarusian Culture and their connection with calendrical Rites / E. Zaikouski // Astronomy and Cosmology in Folk Traditions and Cultural Heritage.Abstracts / 15th annual meeting of the European Society for Astronomy in Culture and VIIIth Oxford International Conference on Archaeoastronomy and Astronomy in Culture. –Klaipėda: Klaipėdos universiteto leidykla, 2007. P. 94–95.
Об авторе: Зайковский Эдвард Михайлович, кандидат исторических наук, археолог
Фото автора
Перевод с белорусского - Анна Шамрук