Инфернальные явления на местах, где по легендам спрятаны «проклятые» сокровища
В белорусском фольклоре, в первую очередь в преданиях, довольно часто описываются такие инфернальные1 события, как появление на месте спрятанных в землю сокровищ таинственных огоньков и привидений, других странных и мистических существ. Согласно народным поверьям, такие сокровища считаются заколдованными, они время от времени поднимаются на поверхность земли и как бы «просушиваются» в виде красных (золото), синих или белых (серебро) огоньков. Но при приближении человека к сокровищу или прикосновении к нему, свечение внезапно исчезает. Согласно некоторым преданиям, подобные огоньки и различные инфернальные существа около них можно увидеть среди ночи на реках, озерах, болотах, курганах, кладбищах, городищах, холмах и около культовых камней...
Камни. Так, около д. Кольчуны Ошмянского р-на в лесу находится большой валун, на одной из сторон которого высечен крест. В народе верят, что под этим камнем зарыт клад, оставленный самим Наполеоном. Ранее валун лежал на горе, но многие кладоискатели пытались сдвинуть его с места, даже хотели взорвать. Да все попусту, камень наоборот начал «лезть» в землю. А жители деревни стали видеть по ночам на том месте необычное свечение. Люди думали, что кто-то ищет клад, однако, находились и те, кто называл это явление паранормальным [6].
Вблизи д. Именины Кобринского р-на на высокой горе, покрытой сосновым лесом, также некогда лежал большой камень. Однажды на нем решил переночевать один человек. Но невидимая сила отбросила его шагов на пятьдесят в сторону. Оттуда он увидел на камне поочередно вспышки то синего, то красного огня. Когда человек приближался к камню, огонь исчезал, а как только отдалялся от валуна, огонь снова появлялся. На другой день у камня нашли три серебряные монеты. Как говорит предание, огонь на том месте является и сейчас [4, С. 358].
Довольно часто в рассказах о таких камнях фигурируют не только огоньки, но и таинственные звуки, различные существа. Например, неподалеку от д. Лынтупы Поставского р-на, где-то 0,5 км к востоку от нее, в урочище Прыдатки2 некогда лежал «Чертов Камень». Местные люди утверждали, что слышали около него звон каких-то колокольчиков, видели огоньки и костры без дыма. Если же утром подходили ближе, то никакого кострища там не обнаруживали. Подобные явления люди наблюдают и в настоящее время около д. Полесье и Петрути Поставского р-на, а также д. Богданово Браславского р-на. Так, между д. Полесье и Петрути около Кривой Горы на берегу озера, недалеко от «Святого источника» есть валун, который местные жители называют «Чёртов Камень» и рассказывают, что раньше на нем черти играли в карты, а ночью на этом месте видели огоньки. Согласно легенде, как-то в сумерках с Полесья в Петрути возвращался с гулянки один парень. Когда он подошел к Кривой горе, перед ним внезапно возник богато одетый незнакомец и предложил парню поиграть с его друзьями в карты. Парень стал отказываться, ссылаясь на недостаток денег, но незнакомец одолжил ему полную ладонь золотых монет. От сияния денег парень потерял разум и пошел вместе с незнакомцем за Кривую гору, где на камне сидели еще двое мужчин, также шикарно одетые. Рядом с камнем пылал огонь, не дающий жара и дыма, что парня не удивило, и он начал играть в карты. Далее рассказывается, что, увлекшись игрой, парень чуть не заложил свою душу чертям (под видом состоятельных незнакомцев это были именно они), но пропел петух, и бесы исчезли [1].
В народном воображении заклятыя (проклятые) сокровища могли принимать вид и зооморфных существ. К примеру, около Сорочанского озера, в урочище Высокая пасека, что в 1,5 км от д. Микулки на Поставщине, лежит так называемый Жвірасты (гравийный) Камень. Говорят, что если кто-нибудь опаздывал и ехал ночью через это место, то из-под камня выскакивал и блестел ярким пламенем ягненок. При приближении к нему он начинал постепенно меркнуть до черноты. Лошади, запряженные в повозки, становились на дыбы, опрокидывали телеги, освобождались из упряжи и убегали. Местные жители уверены, что под камнем спрятано проклятое сокровище или бричка с золотом, и охраняет все это черт, который является людям в виде ягненка [3].
А в Россонском р-не на одном холме лежал так называемый Змеиный Камень. По преданию, в камень превратился уж, который ночью летел, «огнем полыхая», будто «неся с собой много золота и серебра грешнику, который черту душу продал». Но грянул гром, сверкнула молния, и уж, «поверженный небесными косами», упал на холм и превратился в камень. А те сокровища, что уж нес с собой, там же ушли в землю и появляются сейчас в разных местах холма в различных формах. Одним они показываются в виде Плачкі(Плакальщицы), она вытирала слезы носовым платком, который пылал огнем, другие видели черных и толстых карликов, третьим являлись черные козлы [4, С. 351].
Около д. Сутаровщина Браславского р-на есть Белы (Белый) или Вялікі (Большой) Камень с отпечатком человеческой ноги, который лежит на холме. В народе говорят, что под камнем спрятано золото, и у камня можно увидеть Желтую женщину с ребенком на руках, которые охраняют ценности. Однажды парень и девушка, которые хотели завладеть сокровищем, увидели на этом месте на заре золотистую собаку, шерсть которой искрилась и сияла, но та собака не далась им в руки. В д. Богданово Браславского р-на на местном чудодейственном камне после захода солнца видят «зубастое пламя» или старуху с огромным мешком. В полночь у камня якобы танцуют черти. Около Цудадзейнага (Чудодейственного) Каменя в селе Жарнелишки этого же района, по рассказам, тоже случаются чудеса: появляются три всадника, мерещится лесной пожар, разносится собачий лай... Говорят, что под камнем спрятан горшок с золотом [3].
В д. Ошмянец Сморгонского р-на есть камень, неподалеку от которого, по преданию, шведы при отступлении закопали карету с золотом, другие говорят, что здесь зарыта лодка с золотом. Местные видят у камня сияние, если подойти ближе – сияние исчезает. По преданию, один человек у камня встретил красивую девушку, она попросила его прийти сюда завтра в полдень (время службы в церкви). Назавтра вместо красавицы, на этом месте человек увидел ужа и проклял его. Это оказалась обращенная змеей девушка, которая сказала, что также прокляла его навеки, и исчезла. Археолог Константин Тышкевич проводил там исследования и обнаружил вокруг камня два круга из меньших камней. Он посчитал, что в языческие времена валун был жертвенником [3].
Камень под названием Семигаюн или Гаюн лежит в лесу на левом берегу Днепра вблизи города Орши Витебской обл. По преданию, во время дождя камень остается сухим и излучает целебное тепло, врачует болезни. Наибольшей силой камень обладает 14 сентября – в начале Бабьего лета [6].
В Белостокской области около д. Минковцы (прежде Гродненская губерния) в полдень огонь выходил из груды камней. Согласно легенде, там спрятан проклятый клад. Если кто-нибудь подходил ближе, оттуда вылетала «солдатская рука с саблей» и пыталась зарубить человека [4, С. 405].
Известно много преданий о заклятых кладах, закопанных на замчищах и городищах, или в холмах. Обычно такие сокровища, по преданиям, закапывали во время войн или шведы, или французы, или русские, и ночью они также могут являться в виде огоньков. Например, на городище около д. Большие Споры Поставского р-на и Латыгово Верхнедвинского р-на, а также некоторых других. Так, на городище около д. Дегтярево на левом берегу реки Дриссы и бывшей Латыгово Верхнедвинского р-на скрыты проклятые сокровища, которые выходят на поверхность на Купалье [5, С. 115].
Городище возле д. Збочно Слонимского р-на связано, по рассказам местных жителей, с войной со шведами или с борьбой князей ВКЛ с крестоносцами. Утверждают, что в городище зарыт клад, поэтому здесь часто видят огоньки [2]. В д. Лысково Волковысского уезда (ныне Пружанский р-н Брестской обл.) уверены, что и на их городище, которое находится неподалеку, также зарыт клад, который иногда «полыхает пламенем», а по-другому «просушивается» [4, С. 411]. В том же районе неподалеку от д. Мстибово на замчище и около него, как утверждают местные жители, очень часто появляется белый и красный огонь. Они уверены, что здесь зарыто много денег и всякого богатства. А однажды пастушки увидели на замчище «некую личность со щеткой в руке», которая все просила, чтобы ее почесали. Люди были уверены, что это сам клад в руки просился, а пастушки испугались и сбежали [4, C. 414].
Жители д. Шадинцы Гродненского р-на уверены, что у подножия их культовой горы Костёлок, в которую, по преданию, провалился костел, также закопан проклятый клад. Иногда они видят, как он выходит на поверхность и блестит огнем, обычно это происходит в полдень [6].
Горы, где по преданию, спрятан клад:
Варганская Гора – д. Варганы Докшицкого р-на, – сокровище выходит на поверхность в разных образах. Раньше здесь также был культовый камень.
Тамилава Гора между д. Брянчицы, Чепели и Пиваши Солигорского р-на. По преданию, швед закопал на горе три бочки с золотом на золотых колесиках, золото время от времени «просушивается», и тогда вся гора блестит. Если увидеть те огни и успеть перебросить через плечо снятый сапог, то куда он упадет – там и откопаешь клад. Сейчас гора уничтожена – засыпана терриконом.
Янавская Гора возле д. Смоляры Борисовского р-на. Тут неподалеку находится Здань-Камень (Призрак-Камень), святой источник, являются призраки в виде красивых молодых женщин. Если человек заблудился, они раздевали его и укладывали спать на камень неподалеку от болота, а ему в это время казалось, что он у себя дома. Также слышали там раньше ржание лошадей, блеяние овец.
Гора Чертовка у д. Вороничи Полоцкого р-на. На горе появляются призраки.
Горы Шаламы близ д. Шаламы-1, Славгородский р-н Могилевской обл. Якобы там провалились города вместе с храмами и людьми, там слышатся шум, звон, пение.
Золотая Гора – д. Минянка, Кобринский р-н Брестской обл. По легенде, Наполеон закопал здесь карету с золотом.
Золотая Горка в Минске – там воры закопали много сокровищ; по другой легенде – верующие насыпали горку золотых монет для постройки храма.
На горе Княжеская Могила (д. Перевоз Россонского р-на) зарыто княжеское богатство.
Лысая Гора в д. Лоточки Браславского р-на. Говорят, на горе зарыт проклятый клад, и чтобы раздобыть его, нужно: а) развести костер на горе; б) содрать с живого коня кожу; в) запрячь этого коня и провести на нем вокруг костра три борозды – тогда сокровище выйдет на свет.
Лысая Гора в д. Сперижье Брагинского р-на. По преданию, царица Екатерина закопала здесь золотую карету.
Покров-Гора или Красная Горка (д. Вищин, Рогачевский р-н) – зарыта золотая карета.
Шпилёва Гора между д. Полоневичи и Андриевщина Дзержинского р-на – французы закопали 100 бричек с золотом и оружие [6].
Иногда огоньки появляются на тех местах, где, по народным представлениям, в результате проклятия людей проваливается под землю какая-то постройка. Так, неподалеку от поселка Лысково Волковысского уезда (ныне Пружанский р-н, Брестская обл.), где в урочище Окопы в давние времена провалился дворец одной знатной пани Бени. Это было во время войны с русскими, когда дворец был разрушен, и пани, чтобы ее богатства не достались врагу, прокляла это место. Впоследствии здесь время от времени показывается огонь, который сразу гаснет с приближением человека [4, С. 342]. Согласно второму варианту легенды, когда кто-либо приближается к огоньку, то видит сундук, на котором горят свечи, а на нём сидит красивая барышня, рядом с ней две страшных собаки на цепях. Барышня просит человека забрать клад, но собаки не дают этого сделать, и барышня говорит, что вынуждена будет сидеть здесь еще триста лет [4, С. 410].
Следующая легенда рассказывает, что когда-то у д. Слобода Быховского р-на недалеко от леса стояла церковь, где служил батюшка по имени Хрол. Батюшка был хороший, все его уважали, но вдруг он испортился – стал засматриваться на чужих девушек. Матушка очень рассердилась и прокляла его, а вместе с ней разгневался и сам Бог: церковь провалилась под землю, а на ее месте образовалось озеро. Только ночью церковь всплывает на поверхность, а черти зажигают в ней свечи, поэтому кажется, что там что-то светит. После этого люди стали называть то место Чертовым. Говорят, что оно и сейчас так называется [6].
Очень часто упоминается, что проклятые сокровища затоплены в озере или речке. Как в упомянутом выше Сорочанском озере, где Наполеон якобы потопил карету с золотом. Время от времени она выходит на поверхность и «светится». То же самое говорят и про озеро Глухое или Дикое в д. Колпинские Дятловского р-на. Там якобы Наполеон затопил сокровище. Если кто-то пытается завладеть кладом, из озера выходит призрак и душит его. Неподалеку от д. Шебрин около Бреста на берегу реки Мухавец есть холм Замок Адама или Адамуха. По преданию, здесь жил пан Адам, который перед смертью закопал все свои деньги на дне реки. В ясную погоду люди видят, как деньги в сундуке всплывают на поверхность для «просушивания». А в озере Хотомля около д. Шепелевичи Круглянского р-на затоплена золотая повозка [2].
Иногда в преданиях упоминается болото, где утоплено проклятое сокровище. Например, как в д. Кукарево Березинского р-на. Там, согласно местным верованиям, в Ляшевском болоте при отступлении провалился сам Наполеон в своей золотой карете. И бывает, что кто-то из сельчан видит издалека, как там «просушивается» золото. Стоит подойти поближе, и клад исчезает [6]. В болоте возле д. Сычково в Бобруйском р-не якобы в шведскую войну было затоплено много оружия и конных повозок, среди них золотая карета. То же самое говорят и о болоте у реки Кревлянка на Сморгонщине, там якобы затоплена карета [2].
А бывает, что необычный огонь видят на кладбище или курганах. Между д. Новоселки и Милошевичи Слонимского р-на находится ельник, который называют Боярами. По легенде здесь когда-то жили богатые бояре, а после смерти их хоронили в том лесочке. На их могилах и по сей день находятся большие высеченные камни, поросшие издавна мхом. Говорят, что бояре один раз в год выходят с того света, и тогда в лесу поднимается страшная буря. А если они кого-нибудь застанут в это время на кладбище, то разрывают его на куски. Еще говорят, будто эти бояре вместе с волками поют песни и до самого утра жгут костер [4, С. 323].
В д. Деревной на Логойщине на старом кладбище якобы зарыт ящик с деньгами. В полночь, как говорят местные жители, здесь можно увидеть вспышки огня, а потом и некую «барышню» с коробкой в руках. Но не успеет человек сориентироваться, как коробка превращается в белого медведя. Около д. Именины Дрогичинского р-на на старом кладбище, по преданию, ежегодно в Великую Субботу во время сумерек и до полуночи являются вспышки, похожие на языки пламени, они бывают или белые, или красные, или синие. Говорят, что это «сушатся» проклятые деньги, зарытые здесь некогда шведами [2].
А на кургане у д. Лятохи Витебского р-на на месте клада является огонь и прыгает белый конь между насыпями. В Городокском р-не на курганном могильнике можно увидеть двух громадных коней и белую кибитку, запряженную тройкой лошадей. В д. Большой Рожан Солигорского р-на белорусским этнографом Александром Сержпутовским было записано предание, что на берегу реки, где много курганов, время от времени на каком-нибудь холме горит огонь. Говорят, что там «деньги цветут», а если кто хочет поближе подойти, то огонь и погаснет. По преданию, это проклятые деньги. Так деньги показывают, где они спрятаны, чтобы их освободили из земли [4, С. 404].
Огоньки видят и на так называемых «прошчах» (прощах). Пример – проща около д. Хутор Светлогорского р-на Гомельской области. Природные объекты здесь: холм, дубрава, ранее был святой источник и камень-следовик, рядом курганный могильник. Здесь некогда было спрятано золото, поэтому здесь видят огоньки. Говорят, будто одна женщина нашла то золото, но оно дается только тому, кому «предназначено» [6].
Заклятый клад может быть и под деревом. Пример: Никольский дуб в д. Миколка (бывшая Песчанка) Узденского р-на. По преданию, под дубом французы закопали золотой клад [6].
Сделаем выводы:
- больше всего информации об инфернальных явлениях, описанных выше, зафиксировано в местностях вроде культовых холмов и около культовых камней. Причем, на многих холмах находились, а кое-где и сейчас находятся культовые камни;
- кроме огоньков на месте проклятых сокровищ люди видят зрительные и чувствуют звуковые галлюцинации;
- время, когда происходят такие явления – это значительные календарные праздники (Купалье, Пасха, Бабье Лето и т.д.), а также в полночь, или полдень, на заре и в сумерках – тоже знаковое для древних людей пограничное время.
В белорусской мифологии с богатством и золотом отождествлялся образ бога Велеса. Скорее всего, на тех местах, где люди наблюдают такие инфернальные явления, вроде зрительных и звуковых галлюцинаций – видят огоньки и различные призрачные видения, слышат шум, колокола – были древние капища, где наши предки проводили дохристианские обряды и ритуалы, посвященные данному божеству или его аналогу. Известно, что древние люди строили свои капища на особых местах, которые с самого начала обладали определенной «силой», например таких, в которых геологи сейчас обнаруживают геомагнитные аномалии. После установления новой веры, эти места были дополнительно намолены теми людьми, которые приходили сюда справлять различные ритуалы, а наиболее восприимчивые из них могли входить в транс, во время которого могли видеть и слышать разного рода галлюцинации.
Примечания
1. Здесь в значении потусторонние, паранормальные.
2. В некоторых случаях, в тексте даны местные (белорусские) названия урочищ, к другим дополнительно приведена русская транскрипция.
Литература
1. Гарбуль А. Скарбы сівых валуноў. Паставы: Сумежжа, 2002. 103 с.
2. Дучыц Л., Клімковіч І. Сакральная геаграфія Беларусі. Мн.: Літаратура і Мастацтва, 2011. 384 с.
3. Карабанаў А.К., Вінакураў В.Ф., Дучыц Л.У., Зайкоўскі Э.М., Клімковіч І.Е. Культавыя і гістарычныя камяні Беларусі. Мiнск: Беларус. навука, 2011. 235 с.
4. Легенды і паданні /склад. М. Я. Грынблат і А. І. Гурскі. – Мн.: Навука і тэхніка, 1983. С. 342, 351, 358, 404–405, 410–411, 414, 323.
5. Міфалогія беларусаў: энцыклапедычны слоўнік / склад. І. Клімковіч, В. Аўтушка; навук. рэд. Т. Валодзіна, С. Санько. Мінск: Беларусь, 2011. 607 с.
6. Экспедиции Этноисторического центра «Явор».
Фото автора
Доклад был прочитан 25 января 2015 года на конференции «Таинственная Беларусь» (Минск). Перевод с белорусского – Анна Шамрук.