Рождение полтергейста: малоизвестные события в Дортмунде
Введение в этимологию полтергейста
Несомненно, многие слышали о феномене полтергейста, что в русском бытовом сознании уже довольно давно ассоциируется с проделками «барабашки». Более того многим знакома немецкая этимология это слова: Poltergeist (от нем. poltern – «шуметь», «стучать», «бушевать» и Geist – «дух», «гений», «призрак»; полный аналог рус. «барабашки») [1,2], т.е. дословно «шумный дух». Интересно, но значение существительного «Geist» не обязательно говорит о духе умершего или некую иную потустороннюю духовную сущность. Под «гейстом» в немецком языке также могут пониматься такие слова как «интеллект», «живой ум», «образ мыслей». Иначе говоря, совсем не обязательно, что «шумит» дух загробный. Вполне возможно, что неспокоен разум человека, неспокоен его живой ум, что в принципе совпадает с гипотезой «повторяющегося возвратного психокинеза1» [3].
Справедливости ради, нужно заметить (это знают уже немногие), что сами немцы довольно часто называют этот феномен другим словом – Spuk, которое имеет несколько значений. В литературном («высоком») немецком языке2 оно означает «призрак, привидение, нечистую силу», в разговорной же речи это ещё и «шум, гам, безобразие» [5]. Таким образом «шпук» в русском эквиваленте также может быть идентифицировано как «шумный дух». При этом в нижненемецком диалекте встречается аналог, диалектный вариант Spok, а также существительное Spökenkieker «ясновидец; духовидец» [6], чем, северные немцы, возможно, намекают, что феномен может видеть всё насквозь.
Интересно, но дотошные «бургеры» к известному нам понятию Poltergeist ввели дополнительную дифференциацию в виде Spukgeistern [7, 8]. В первом варианте под непосредственно полтергейстом понимается ограниченное по времени проявление некой незримой аномальной силы, стихии, способной порождать широкий спектр ощущений (слуховых, зрительных, тактильных), способной оказывать механическое воздействие на одушевлённые (животное, человек) и неодушевлённые (отдельные небольшие вещи, мебель) предметы, влиять на психическое и физиологическое состояние очевидцев. В случае же «шпукгейстерн« феномен проявляет себя внезапно и непредсказуемо, в основном в виде визуальных проявлений (призраков, привидений, теней отца Гамлета и т.п.), но уже не шумит и не кидается вещами. Кроме того, «шпукгейстерн» может быть, значительно и даже неограниченно растянут по времени. В немецких источниках присутствуют и иные подразделения этого феномена – Klopfgeist (klopfen – «стучать«) и Neckgeist (necken – «дразнящий«, «хитрый», «злобный») [1].
Известно, что англичане не торопились вводить в официальный обиход немецкий poltergeist. В 1838 году его уже стали использовать, но только в художественной литературе. В современном значении оно появилось лишь в 1911 году в одиннадцатом издании Британской энциклопедии, где Эндрю Лэнг весьма лаконично даёт определение странному феномену «в слове «полтергейст» явление приписывается действию духа - старое популярное объяснение всех оставшихся без объяснения явлений» [9]. В русском же языке полтергейст и вовсе «не спешил» появляться. Лишь в 1982 г. слово «полтергейст» появилось в одном переводном зарубежном журнале, но тогда его не особо заметили. Весной 1983 г. под редакцией Ф.Ю. Зигеля в самиздате вышла рукопись «Московский полтергайст 1982 года», представляющая собой своеобразный отчёт по изучению вспышки «шумного духа» конца в Москве 1982 году [10]. Рукопись была отпечатана в количестве 5 экземпляров, и вполне понятно, оказалась доступна только заинтересованным. Реальную известность в СССР термин «полтергейст» получил только после газетной публикации «Енакиевское «диво». Что о нём думают учёные» в газете «Известия» от 26 мая 1987 г. [11].
Но, по чести говоря, все эти этимологические изыскания не так важны в контексте одного вопроса: кто же собственно первым назвал полтергейст полтергейстом? Кто и когда впервые употребил этот термин именно для описания такого типа и набора аномальных явлений, который мы сейчас относим к проделкам «шумного духа»?
Немногим известно, но первым термин «полтергейст» в 1713 г. использовал врач Бертольд Флориан Герстман, житель немецкого города Дортмунд, расположенного в Северном Рейне-Вестфалия [12] (рис. 2). Благодаря его тщательно задокументированному труду «Точное и правдивое представление призраков и полтергейстов в Дортмунде» [13], нам известно, что в период с 5 мая по 2 июня в 1713 г. семью и дом Герстмана терроризировала некая аномальная стихия (самопроизвольно двигались шкафы, летали книги и подсвечники, билась посуда и т.п.). Эту стихию врач и окрестил «полтергейстом», сделав это, по всей видимости, первым.
Малоизвестные события в Дортмунде
В отличие от немецко- и англоязычных источников и публикаций на русском языке существуют лишь краткие обрывочные упоминания о давних событиях в Дортмунде. Именно поэтому отечественные исследователи практически не знакомы с этим интересным и значимым случаем. При этом его уникальность заключается не только в том, что именно с этой вспышки полтергейст собственно и стал именоваться «полтергейстом». Дело ещё и в том, что все аномальные происшествия в доме немецкого врача были подробнейшем образом задокументированы не только семьей Герстмана, но и параллельно, важным в то время свидетелем, пастором церкви Святой Марии в Дортмунде, Йоханом Дэвидом Брюгманном. Таким образом, здесь, вероятно, имел место еще и первый в мире исследовательский отчет об активности «шумного духа».
В отчёте (также его называют дневником. – Авт.) Гертсмана, изначально написанного на латыни его сыном, Флорином Бертрамом с примечаниями отца Бертольда Бертрама, на 159-ти страницах, были подробно описаны все эпизоды, которые имели место в их доме на протяжении этих четырёх недель. Члены семьи, которые были вовлечены в эти события – это, в первую очередь, сам Бертольд Герстман, его жена, и двое его сыновей. Сам Бертольд Герстман описывается как набожный лютеранен, пользовавший большим авторитетом в Дортмунде как врач общей практики, несмотря на критику за его использование фитотерапии в своих рецептах. Старший сын Флориан ещё был тогда студентом, а младший (его имя и возраст не указаны) очевидно, был достаточно зрелым, чтобы давать подробные отчёты о случившемся для отца и старшего брата, а также использовать последних в качестве свидетелей. Дочь при этом упоминается как первый человек, который столкнулся с необъяснимыми происшествиями. Более же поздние случаи были засвидетельствованы также и семейной горничной. Кроме того, многие очевидцы сообщали о том, что бывали в том районе и были непосредственны жертвами проказ «шумного духа» [12]. Еще одним источником информации является изображение дома семьи Герстманов, с указанием местонахождения гостиной, библиотеки, лабораторию (рис. 3).
Так что же произошло в доме Герстмана и что вызвало столь значительный резонанс в небольшом немецком городке? Как следует из отчёта, предвестником основных полтергейстных событий стали странные звуки, доносившиеся из курятника [13]. После этого, явления стали развиваться по классическому сценарию с бросанием камней. Утром 5 мая 1713 года, были сброшены две плитки с крыши дома. Пролетев через сливовые деревья, они упали на траву. Практически сразу после этого кто-то через оконное стекло швырнул камень в лабораторию Герстмана. Свидетелем обоих эпизодов оказался старший сын Бертольда, так как в тот момент работал в саду. Правда, Флориан не смог найти того, кто мог бросить камень. В итоге юноша посчитал всё детской шалостью, но при возвращении из сада, он встретил младшего брата, который сообщил ему, что ещё два окна были повреждены черепицей.
По приказу отца после полудня младший брат наблюдал за двором и улицей с крыши своего дома с целью уличить хулигана. В какой-то момент некто невидимый вновь швырнул камень, разбив две черепицы прямо над головой мальчика. После этого эпизода в резиденции Герстмана начался настоящий камнепад, который продолжался вплоть до 9 вечера. Преступника так и не смогли найти, несмотря на тщательные поиски и наблюдения. Как резюмирует немецкий исследователь Д.-р. Анна Катрин Пуле, «бомбардировка камнями и разрушение оконных стёкол продолжалась в течение 20 дней. В общей сложности были задокументированы 760 камней и 147 разбитых стекол» [12].
Известно, что камнеметание началось первоначально за пределами дома, но потом продолжалась уже и внутри. По всей видимости, все камни прилетели из сада или со стороны стены, но иногда их находили смешанными с глиной и гвоздями. Как это обычно бывает в таких случаях, при проверке, камни иногда оказывались теплыми. Интересно, но другой немецкий исследователь Х. Бендер отмечает, что бросание камней можно отнести к главному транскультурному варианту полтергейста с характерным поведением. Также, пытаясь объяснить повышенную температуру камней, он пишет, что «возможное повышение температуры проникающих объектов – большей частью камней, – видимо, имеет символическое значение и указывает на эмоциональную форму агрессии, о единообразии проявлений которой не может быть ничего известно лицу-объекту» [14, C. 24].
Сам глава семьи Бертольд Герстман так описывал свои ощущения от этих происшествий: «Мы были не в состоянии увидеть камни, до того как они пролетали сквозь оконные стекла и падали на землю, или приземлялись в саду, или даже, когда они падали на тротуар перед домом. Они могли быть собраны и идентифицированы. Они никого не ударяли и были бросаемы лишь для повреждения чего-то, уничтожая все, что попадалось им на пути»3 [13, С. 109].
Помимо бомбардировок камнями и разрушений, «барабашка» был инициатором довольно проказливых эпизодов в доме Герстмана, которые также влекли за собой разрушения. К примеру, 16 мая, когда отец семейства что-то писал за столом, разлетелась вдребезги и забрызгала весь стол стеклянная чернильница. Некоторые эпизоды выражались в переносе предметов, которые впоследствии находили в необычных местах. Два дня спустя, после происшествия с чернильницей, примерно в тоже время, кусок плавильного котла, сломанный парой дней раньше, исчез из закрытой лаборатории и позже был брошен в окно передней части дома, разбив два оконных стекла. В тот же день примерно в 4 часа дня на кухне был сброшен на землю и разбит вдребезги горшок. Данный эпизод был засвидетельствован Флорианом, который в тот момент сидел в гостиной. За горшком последовали три пары старых ботинок и гнилые тряпки, которые были закинуты в гостиную. Когда юноша бросил их обратно, они без всякого промедления влетели в комнату вновь. Кульминаций стало падение словно из ниоткуда старого рваного мешка полного перьев. После чего последовал звук, похожий на смех [13, с. 73].
Помимо классических для полтергейста проявлений, имели место и достаточно экстравагантные эпизоды: прикрепление шкурки бекона на спину младшего сына, или же стул, чудесным образом подвешенный на гвозде у двери. Последний был снят отцом семейства, но через некоторое время, его заново кто-то подвесил. Некоторые другие проказы «шумного духа» были, скажем так, более аномальны и необычны. Так, к примеру, двери могли открываться синхронно в разных комнатах дома. Или же в другом эпизоде, тяжёлый стол, первоначально стоявший в центре гостиной, самопроизвольно переместился к двери, словно полтергейст пытался заблокировать вход в гостиную [13, C. 92-93].
Дальнейшие происшествия почему-то сосредоточились в довольно пикантном месте дома – в районе туалета. При этом «шумный дух» сменил тип «снарядов»: камни – на человеческие испражнения. 26 мая 1713 г. имели место интенсивные метания фекалиями, о чём есть соответствующая запись в дневнике Герстмана «Между 9:00 и 10:00 часами стены средней гостиной были загажены человеческими экскрементами, как будто покрыты слоем краски» [13, C. 138-139]. Не только стены и другие предметы, но и люди также стали обмазанными ими. «Фекальные события» достигли своего апогея 20 мая. Вот что пишет об Флориан в отчёте: «Черная кошка, выскочив из туалета и пробегая по крышке, оставила лапами грязь, потом прошмыгнув мимо моего брата, запрыгнула с невероятной скоростью на верхнюю часть ограды. Когда я увидел это, то быстро вскарабкался на ограду, пытаясь следовать за кошкой с ножом, но она бесследно исчезла» [13, C. 90-91].
Семья Герстмана неоднократно фиксировала и другие видения в своём доме, в основном тени по очертаниям похожие на человека. По всей видимости, эти проявления можно было отнести к так называемым имитационным образам4 [15, 16]. Вот что пишет Флориан в дневнике от 15 мая «В 6 часов печь, построенная целиком из крупного кирпича и обитая железом, была полностью пробита с одной стороны, но не камнем, а неизвестным мне способом. Мой брат, однако, зайдя в лабораторию, случайно остановил свой взгляд на печи и утверждал, что видел чёрную тень в форме человека, парящую около печи». [13, C. 44-45]. Вообще, младшему брату везло на встречу с «тенями». В другой раз, он видел уже «белую тень», сидящую на скамейке с согнутыми коленями, но видение практически сразу исчезло [13, C. 111-112]. А когда были разбиты два оконных стекла, мальчик утверждал, что видел «голую красную руку», толкнувшую окно большим пальцем руки, отчего и посыпались осколки.
Итак, хулиганский полтергейст бушевал в доме Герстмана около 4 недель. 2 июня 1713 г. «шумный дух» попрощался с домочадцами в весьма театральной манере. Вот что было написано в дневнике в этот день: «Мой брат видел парящую тень в летнем доме, выкрикнувшую 6 раз фразу «Конец! Конец! Конец сегодня!». Вскоре после этого, около 6 часов оно выкрикнуло в десятый раз «Конец! Плохой конец! Очень плохой конец! В конце концов, через щель в дверях кухни, мой брат слышал довольно тонкий голос говорящий «Вонючий конец»» [13, C. 145-146].
Сам Бертольд Герстман смотрел на все аномальные происшествия в доме через призму своих религиозных убеждений. Последние были настолько глубоки, что он не предпринимал каких-либо иных мер противодействия, помимо постоянного прочтения молитв или цитирования определённых строк из Библии. Согласно христианскому учению, любые напасти на человека, в том числе и сверхъестественные, происходят с попустительства Бога, в качестве испытания. И активные попытки их прекратить могут быть расценены как действия против Божественной Воли. На этом основании, в самом начале дневника, он подчёркивает, что целенноправленно отказался от доступных и актуальных в ту эпоху средств избавления от «потусторонней активности», в том числе и от экзорцизма [13, C. 5-6].
При этом изначально Герстман не хотел сообщать о сверхъестественных происшествиях в его доме, но «неуважение со стороны других и различная ложь и её последствия» [13, C. 5-6], заставили врача обнародовать факт явления «шумного духа». Более того, к этому он подошёл более чем разумно, и постарался вольно или невольно привлечь свидетелей со стороны общественности Дортмунда. Бертольд сообщает в предисловии дневника, что «есть много надежных свидетелей – кто мог свидетельствовать для общественности и сделают это, если их попросят» [13, C. 7-8]. А на последних страницах своего отчёта он ещё раз подчёркивает, что «есть достаточно свидетелей этому; множество людей высокого, среднего и низкого ранга, которые наблюдали и слышали удары и бросания» [13, C. 152-153].
Как уже было отмечено выше, одним из лучших очевидцев «чертовщины» в доме Герстмана был, несомненно, пастор Йохан Дэвид Брюгманн, который параллельно с отчётом Герстмана, написал свой 48-ми страничный доклад о дортмундском полтергейсте под названием: «Трактат и вразумительная лекция: Что следует рассматривать под внешними проявлениями призраков в целом и в частности о призраке в Дортмунде? И что должно быть средством борьбы с ними?» [17]. Как указывает сам пастор, он опубликовал свой собственный отчёт из «его чувства ответственности, на основании того, что он был правдивым свидетелем событий, которые он испытывал, и был частым посетителем» [17, C. 3]. При этом Брюгманн не приводит конкретных подробностей полтергейстных происшествий. Зато он довольно обстоятельно рассуждает о возможных причинах их возникновения. И в этом отношении, стоит заметить, христианский священник выступает в роли трезвомыслящего (для своего времени) исследователя, который способен рассмотреть феномен с разных позиций.
Изначально пастор был убеждён, что в основе полтергейста в доме Герстмана лежит природное явление, а именно банальное мошенничество со стороны дурных людей. В своём отчете, он сообщает что «высоко ценимые служащие государственного суда были задействованы для обнаружения мошенничества». Но в итоге, «эту гипотезу должны были отвергнуть, так как зло проявлялось не только внутри дома, но и в пределах закрытых помещений. Это убрало все сомнения» [17, C.23].
Также Брюгманн рассматривал версию о применении колдовства в этом случае. Согласно этой точки зрения, потенциальная ведьма могла сделать себя невидимой для посторонних глаз, чтобы безнаказанно творить различные «чудеса» в доме Герстмана. Священник не отрицал существование подобных злых людей, но он логично полагал, что колдуны не могли бы преодолевать закрытые двери. Более того, они могли быть убиты мечом (которым неоднократно махал Герстман в своём доме), «потому что их тело невидимо для нас, но все же остаётся природным и может быть смертельно ранено» [17, C.27]. Интересно, но его «колдовская версия», довольно точно совпадает с современными гипотезами научной группы Исакова [18], которые предполагали, что потенциальный «колдун» мог вводить всех очевидцев в полтергейстной квартире в некий особый транс, при котором вытеснял себя из их восприятия.
Понятно, что, как священник, Брюгманн рассматривал и более сверхъестественные объяснения происходящего. В своём отчете, он отмечал эзотерическую гипотезу Парацельса, согласно которой, когда человек умирает, его тело предаётся земле, душа же устремляется на встречу с Богом или дьяволом, а вот дух, как неприкаянный, может блуждать по земле и творить различные безобразия. Несмотря на то, что Брюгманн упоминает о данной гипотезе, сам он её считает смешной, не заслуживающей дальнейшего внимания. Более всего немецкий пастор склонялся к двум другим, более христианским, объяснениям полтергейстной активности. Согласно воззрениям римско-католической церкви, за подобные аномальные проделки может быть ответственна душа умершего. Но Брюгманн же замечает, что после смерти душа может находиться только в двух местах – либо на Небесах, либо в аду, и не может проявить себя в мире живых. Поэтому причиной всего этого должно быть мошенничество со стороны дьявола [17, C.24-25], на что Брюгманн находит поддержку в трудах Тертуллиана, Златоуста и Фомы Аквинского. Развивая данную гипотезу, он приходит, к другому толкованию, которое считает «наиболее вероятным объяснением» [17, C.27]. Согласно этому объяснению «злой дух, ангел Сатаны» [17, C.27] и был ответственен за все сверхъестественные эпизоды в доме Герстмана.
Поиски дома Герстмана в современном Дортмунде
В рамках рабочей командировки автор данной статьи продолжительное время находился в городе Дортмунде, что позволило организовать на месте небольшое поисковое расследование по нахождению того самого жилища врача Герстмана или, по крайней мере, места, где оно было расположено. В материалах, которыми я располагал, адрес дома отсутствовал. Более того, во Вторую мировую войну, Дортмунд был буквально полностью разрушен бомбардировками и, по сути, отстроен позже заново, что значительно снижало шансы найти оригинальное старинное здание. При помощи моего немецкого друга, я обратился в местный городской архив, где сотрудники предложили мне изучить домовую книгу Дортмунда за период 1700–1850 гг. [19].
В этой книге удалось найти точный адрес дома Герстмана: Betenstrasse 20, а также дополнительное свидетельство необъяснимых событий в тот период в доме Герстмана [19, C. 10]. После адреса, шло примечание о том, что в этом доме в 1713 г. почти 4 недели (без 3 дней) буйствовал «призрак» (нем. Gespenst) [19, C. 10] (рис. 4). Кроме того, второе примечание свидетельствовало о том, что в 1778 по этому адресу был серьёзный пожар, в результате чего сгорел сарай и часть дома. Как там же отмечается, пожар сильно взволновал город, и только чудом удалось спасти от пламени соседние здания.
По годам регистрации в домовой книге также можно проследить собственников этого дома. Семья Герстманов зарегистрирована там с 1713 г. и эта первая регистрация для этого адреса. Таким образом, можно предположить, что полтергейст начался практически сразу после того, как Герстманы туда заселились, и до них там никто не жил. Вполне возможно дом был построен ими или же по их заказу. Семья Бертольда Герстмана прожила там, по крайней мере, до 1732 г. После этого периода дом зарегистрирован уже на другого врача Рётгера Маллинкродта, который был женат на вдове уже покойного Бертрана Герстмана. В последующие годы в доме жили разные люди, а после 1886 г., там открылось казино.
Найти указанный в домовой книге адрес, не составило труда. Оказалось, что в настоящий момент на месте бывшего дома Герстмана стоит новое 5-ти этажное здание (рис. 5). С лицевой стороны здания разместился магазин нижнего женского белья, а с тыльной – видимо то самое казино. Как явствует из рис. 5, от оригинального старинного дома Герстмана не осталось и следа (хотя в городе сохранились старинные здания и церкви). Само же здание расположено буквально в минуте ходьбы от городской ратуши, т.е. это самый центр современного Дортмунда (рис. 6).
Взгляд постфактум на полтергейстные события в доме Герстмана
Благодаря столь подробному описанию этого случая, сейчас предоставляется возможность оценить и проанализировать дортмундский полтергейст с точки зрения современного состояния дел в исследованиях этого феномена. Прежде всего, в протекании данного полтергейста хорошо угадываются основные фазы [16]. Довольно чётко выделяется «фаза предвестников» [15] – те самые звуки из курятника, которые предшествовали основным полтергейстным событиям. Далее следовала, непродолжительная по времени, начальная фаза с её простыми многократными эпизодами, а именно первые редкие броски камнями в сторону дома, словно «шумный дух» разминался перед основной атакой. Начальная фаза сменилась средней. Этот этап в протекании «шумного духа» обычно характеризуется стадией активных перемещений. В дортмундском же случае – это была бомбардировка камнями дома Герстмана. Уже в конечной фазе феномен стал создавать имитационные образы – призрачные тени, которые в основном наблюдал младший сын Герстмана.
То, что именно младший сын чаще видел тени, представляется неслучайным. Из прочтения дневника Герстмана, можно предположить, что именно этот мальчик являлся фокальным лицом. И на это указывает ряд дополнительных обстоятельств. Прежде всего первые броски камней и последующая бомбардировка происходили при частом присутствии подростка. Целый ряд своих причудливых эпизодов «дух» обращал именно на него. Ну и, в конечном итоге, именно самый младший Гертсман услышал прощальные фразы призрака, что довольно значимо.
Обращает внимание и продолжительность полтергейста в доме Герстмана, который продолжался 29 дней. Известно, что научные исследования активности различных вспышек «шумного духа» позволяют говорить о возможно устойчивой корреляции с гелиогеофизическими процессами [20-22] и фазами Луны [4, 23, 24]. Согласно результатам данных изысканий в дни магнитных бурь количество полтергейстных проявлений может значительно возрастать. К сожалению, основной показатель геомагнитной активности (аа-индекс) начали фиксировать только с 1868 года, поэтому проверить связь с геомагнитной активностью в нашем случае не представляется возможным. Но здесь мы можем сопоставить дортмундский полтергейст с так называемыми числами Вольфа - числовым показателем количества солнечных пятен, одним из самых важных показателей солнечной активности [25]. Согласно исследованиям Л. А. Гиндилиса, Д. А. Меньковой и И. Г. Петровской, интенсивность и количество полтергейстных проявлений увеличивается с ростом Солнечной активности [20].
Числа Вольфа начали официально рассчитать только с 1849 года, но существуют временные ряды этого показателя, восстановленные по ряду косвенных признаков (в частности, по концентрации бериллия-10) для эпохи, предшествующей 1849 году [26]. Правда, нужно оговориться, что оценки крайне приблизительны. Как явствует из рисунка 7, в 1713 г. могло быть начало нового 11-ти летнего цикла, когда активность Солнца возрастала, т.е. количество пятен увеличивалось.
Важно здесь также отметить, что в этот период времени заканчивался уникальный и загадочный в истории Солнца период – «минимум Маундера». Он начался в 1645 и закончился приблизительно в 1715 г., и был связан с резким уменьшением количества солнечных пятен. Такой необычайно низкий уровень солнечной активности отразился и на атмосфере нашей планеты. В это время отмечались очень низкая геомагнитная активность и совсем мало полярных сияний. Есть также предположение, что маундеровский минимум мог быть как-то связан с малым ледниковым периодом, который пришёлся на эту же пору.
Таким образом, в 1713 году имела место уникальная активность Солнца, которая была крайне низкой. С другой стороны, вполне возможно, что в этот год начинался новый 11-ти летний цикл, когда показатель Вольфа начал возрастать. И действительно, в [22] отмечается, что плотность распределения полтергейстных событий имеет 11-ти и даже 22-летние периоды, что совпадает по длине с циклами солнечной активности. Также стоит заметить, что у Солнца есть другой, значительно более короткий период – 27 дней, который примерно сопоставим с длительностью полтергейста в доме Гертсмана. Именно за такое время наше светило оборачивается вокруг своей оси.
Помимо рассмотрения гелиогеофизических процессов, важно подчеркнуть, что продолжительность дортмундского полтергейста практически полностью совпадает с синодическим периодом Луны, который приблизительно равен также 29 дням. Интересно вспомнить, что периодичность Красноярского полтергейста в 1990 г. совпала с другим важным лунным циклом – сидерическим периодом, равным 27,8 суток [4].
Несмотря на указанные совпадения, важно понимать, что всего этого недостаточно, чтобы утвердительно говорить о каких-то устойчивых взаимосвязях, тем более в рамках одного случая. Большая давность этой аномальной истории не позволяет точно сопоставить все детали. Но в любом случае, явление полтергейста в немецком городе Дормунд в доме врача Герстмана представляет собой наиболее точно задокументированное историческое свидетельство активности данного феномена. Его уникальность заключается также и в том, что именно тогда, по всей видимости, и родился термин «полтергейст». Более того, сам отчёт Гертсмана, несомненно, послужил толчком к более вдумчивому и скрупулёзному изучению этого необъяснимого явления.
Как было показано в данной статье, даже в наше время, детальный анализ данной вспышки через призму современных представлений, может дать нам много полезного для изучения текущих и будущих проявлений полтергейста.
Автор выражает благодарность научному сотруднику Техническокого университета Дортмунда, Антону Шаповалову и исследователю Анне Катрин Пуле за помощь в переводе с немецкого и поиске информации.
Сноски
1. «Повторяющейся спонтанный психокинез» (англ. RSPK – Recurrent Spontaneous Psychokinesis) - полтергейстно обусловленный психокинез может иметь место благодаря способности «агента полтергейста», как правило, подростка, неким образом манипулировать источниками энергии и перенаправлять, преобразовывать большие количества её в психокинетические действия [3, 4].
2. Термин «hochdeutsch» может употребляться в двух смыслах. С одной стороны, лингвисты понимают диалекты более южной, возвышенной части Германии, т.е. «верхненемецкие» – в противоположность диалектам северно-немецкой низменности, объединяемых названием «нижненемецких» («niederdeutsch»). С другой стороны, «Hochdeutsch» выступает как обозначение общенемецкой литературной формы национального языка.
3. Перевод с немецкого цитат из дневника Герстмана и отчёта Брюгманна выполнен А. Катрин Пуле, а также автором данной статьи, Н.В. Томиным.
4. Имитационные образы – информационные феномены, связанные с наблюдением изображений, часто возникающих при полтергейсте.
Литература
1. Faulmann, K. Etymologisches Worterbuch Der Deutschen Sprache. Halle. 1893. S. 31.
2. Das Digitale Wörterbuch der deutschen Sprache [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dwds.de/
3. Roll, William G., Pratt, J. G. The Seaford Disturbances. Journal of Parapsychology, Vol. 2, 1958, pp. 79–124.
4. Новгородов, Н.С. Исследование полтергейстов в Сибири / Н.С. Новгородов. – Томск: Томский политехнический университет, 1993. – 340 с.
5. Kluge, Etymologisches Wörterbuch der deutschen Sprache, 23. Auflage Berlin 1995, S. 784.
6. Duden, Das große Wörterbuch der deutschen Sprache in zehn Bänden, Bd. 8, Mannheim 3. Aufl. 1988, S. 3658f.
7. Houran, J., Lange, R., Schmeidler, Gertrude R., Beloff, J. Hauntings and Poltergeists: Multidisciplinary Perspectives. McFarland, 2007. – S. 3-7, 66-68, 163-166.
8. Auerbach, L. Hauntings and Poltergeists: A Ghost Hunter's Guide. Ronin Publishing, 2004 – S. 13-17.
9. Encyclopaedia Britannica Dict. A.S.L.G.I. 11th Ed. Chisholm. 1910-1911-1922.33vols. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archive.org/details/EncyclopaediaBritannicaDict.a.s.l.g.i.11thed.chisholm.1910-1911-1922.33vols
10. Московский полтергейст 1982 года: машинописный сборник / по ред. Ф.Ю. Зигеля. – М.: Самиздат, 1983.
11. Ивченко, Л. Лисовенко, Н. Енакиевское «диво«. Что о нём думают учёные / Л. Ивченко, Н. Лисовенко // Известия. – № 147. – 1987.
12. Puhle, A. Ghosts, Apparitions and Poltergeist Incidents in Germany between 1700 and 1900, Journal of the Society for Psychical Research, Vol. 63, No. 857, 1999, pp. 292-305
13. Gerstmann, Florian B.: Genaue und warhafftige Vorstellung des Gespenstes und Poltergeistes welches in der Käyserlichen und des Heil. Römischen Reichs Freyen Stadt Dortmundt, und zwar in dessen Vatters D. Barthold Florian Gerstmanns Hause 4. Wochen weniger 3. Tage viele wunderseltzame Auffzüge und Schaden verübet hat. – 1714. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://books.google.de/books?id=ruI6AAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=de&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false
14. Bender, H. Transcultural uniformity of poltergeist patterns as suggestive of an “archetypal arrangement. In W. G. Roll (Ed.), Research in parapsychology, 1979. Metuchen, NJ: Scarecrow Press. pp. 23–25.
15. Якличкин, Ю.И. Аскизский полтергейст: Пособие для специалистов изучающих физику аномальных явлений / Ю.И. Якличкин. М.: Профиздат, 1996. – 185 с.
16. Бутов, И.С. Методология исследования полтергейстной среды. 2008 [Электроный ресурс]. Режим доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-3976-metodologiya-issledovaniya-poltergeistnoi-sredi.html
17. Brügmann, D. Schrifft- und Vernunfft-mässiger: Unterricht Was von denen ausserlichen Wirckungen der Gespensten insgemein und sonderlich des Dortmundischen insonderheit: zu halten sey?, Ossnabrück: M. A. Fuhrmann, 1714. – 48 p.
18. Исаков, В.Т. Полтергейст – особая форма изменённого сознания / В.Т. Исаков // Парапсихология и психофизика. – 1994 – № 1. – С. 28-41.
19. Dortmunder Häuserbuch von 1700-1850, Robert v.d.Berken in Beiträge zur Topographie von Dortmund, Stadtplan, 1927, 392 s.
20. Гиндилис, Л. А., Меньков Д. А., Петровская И. Г. Наблюдения аномальных атмосферных явлений в СССР. Статистический анализ. М.: АН СССР, ин-т космич. исследований, 1979. – С. 11–12.
21. Фефелов, В. Н. Аналитическая записка // Исследование полтергейстов в Сибири. Томский политехнический университет. – Томск, 1993. – 340 с.
22. Бутов, И.С. Связь феномена полтергейста с солнечной и лунной активностью: исторические и современные реалии на примере Республики Беларусь / И.С. Бутов // Аномалия. М. – 2011. – № 1.
23. Полтергейст на ул. Новокшонова, г. Иркутск. [Электроный ресурс]: отчёт / Томин Н.В., Кузнецов В.. Лопатин М., Куликов Р. – Иркутск, 2012. Режим доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-6705-poltergeist-na-novoksonova.html
24. Витинский Ю. И., Копецкий М., Куклин Г. В. Статистика пятнообразовательной деятельности Солнца. – М.: Наука, 1986. – 201 с.
25. Томин, Н.В., Бутов, И.С., Вопсева, Ю.А. Итоги направления по изучению полтергейста ОНИОО «Космопоиск« за 2013 г. // 8-е Казанцевских чтения (13-е Научные чтения Космопоиска). – Лыткарино – 2013.
26. Бойченко, С.Г. Бериллий-10 как индикатор долгопериодных квазипериодических колебаний солнечной активности и приземной температуры в последнем тысячелетии / С.Г. Бойченко // Збірник наукових праць Інституту геохімії навколишнього середовища, – 2012. – Випуск 2. – C. 88–96.
Опубликовано в вестнике «Аномалия» №1, 2014.