Гольшанское привидение: разбор по косточкам
Черный замок Ольшанский. Месяц ныряет в тучах.
Башни во мраке туманные видят сны о былом дремучем.
Слушают ветер промозглый, волчий вой на далеких равнинах,
Слушают, как на зубцах трепещут от страха осины.
У, как мертво и тихо! Тьма, как в тысяче хлябей болотных.
Тихо! Ты слышишь вдали в аркадах шаги бесплотные?
Полночью каждой такою в замке, что стынет от страха,
По галереям проходят дама с черным монахом.
В. Короткевич, Черный замок Ольшанский (перевод с белорусского Валентины Щедриной)
18–19 апреля 2012 года состоялась очередная экспедиция Уфокома в Гольшанский замок. К сожалению, должного освещения она не получила, все это время мы собирали дополнительные сведения. И вот теперь пришло время рассказать о новых фактах в этой нашумевшей истории.
Овеянный легендами Гольшанский замок и ставший не менее, если не более, знаменитым монастырь в Гольшанах неоднократно привлекали внимание Уфокома. Небольшое местечко в Гродненской области могло стать родным домом для сразу нескольких привидений, концентратом сбывшихся проклятий и целым пластом современной мифологии. И хотя почти любой белорусский замок может дать фору Гольшанскому, здешние предания неоднократно муссировались на страницах газет и подкреплялись хорошо задокументированными свидетельствами.
«Богородица»
Появление привидения в Гольшанах нельзя рассматривать обособленно без связи с легендами и быличками этого места [7]. И первые дошедшие до нас свидетельства, за которыми явно проступает поступь «нашего» призрака, относятся к пятидесятым годам XIX в. Тогда на городище крестьянам являлась некая «Богородица» [19, 30]. Крестьянин Людовик Городецкий, задремав у горы-городища, во сне увидел красивую женщину, которая звала его за собой. Как оказалось, никаких далеких видов на труженика она не имела, а всего лишь силилась показать тайник в горе, забитый сокровищами. Удержаться от такого подарка судьбы было сложно, и дорогие украшения отправились за пазуху новоиспеченного миллионера. Раздался голос: «Погубил ты меня!» , и набранные драгоценности в миг стали камешками. Вскоре выяснилось, что особой разборчивостью молодая женщина не отличалась, и в 1855 году манила за собой уже восьмидесятилетнюю старуху. Она явилась перед селянкой в белых одеждах опять-таки на городище. Воздух при этом наполнился голосами. Старуха двинулась к холму, но не смогла пробраться сквозь колючий кустарник. Несолоно хлебавши, пришлось ей плестись домой. Третья история связана с именем некого Флориана Стриевского, который заметил рядом с этим местом в том же году девушку в белом одеянии, плывущую по воздуху. Стриевский очень испугался, но получил от нежданной визитерки команду идти по дороге до креста, но ни в коем случае не оглядываться. Стоит ли говорить, что побороть животный страх он не смог, увидел, как сзади что-то мелькнуло и упал на землю от необычной тяжести в теле…
После всех этих событий за городищем даже закрепилось название Божья Похвала [19] или Белая Гора [21, 22]. Стоит ли упоминать, что вышеописанные сюжеты далеко не оригинальны и в той или иной интерпретации встречаются в разных регионах Беларуси [13]. Можно даже предположить, что эти истории уходят корнями в более глубокое прошлое, но были переосмыслены на новый лад. В любом случае перед нами очень благоприятный субстрат для роста и развития привидений: именно в такие места зачастую направлялись экспедиции Уфокома, обнаруживая, что подзабытая легенда и до наших дней разгуливает по улицам какой-нибудь деревни [4]. Эволюция образа Богородицы в белых одеждах в современную Белую Пани или Белую Даму очень хороший пример изменения воззрений на аномальные явления в разрезе нескольких эпох. Что касается современного городища, то никаких более поздних преданий о нем местный краевед Эдуард Семенович Корзун не зафиксировал [32].
Через 150 лет после этих событий очевидцы сообщали о наблюдении неидентифицированных фигур в основном во францисканском монастыре и его окрестностях и замке, расположенном от городища на значительном удалении. Что любопытно, некоторые исторические данные говорят о том, что на городище ране находился деревянный замок, который впоследствии был полностью уничтожен пожаром [10]. Значит и привидению пришлось менять место своей прописки.
В здании францисканского монастыря в советские годы размещались то детский дом, то мебельный склад. И никто не рассказывал о каких-нибудь мистических явлениях [28]. Если исключить интерес к этим местам В. Короткевича, то не сохранилось каких-либо известных на сегодняшний день упоминаний о паранормальной активности в Гольшанах до начала привиденческого бума 2000-х годов. Сам Короткевич, хоть и упоминает про призраков, но нигде не ссылается на свои источники [21, 22]. Писатель утверждал, что «не надо искать в романе простого фотоснимка с Гольшан» (письмо писателя хранится в Гольшанском историко-краеведческом музее) [10].
Руины замка не отличаются наличием большого числа сообщений о чем-то аномальном. Выяснить, существуют ли они – дело будущих экспедиций. Есть лишь одно свидетельство от девочки, которая проживала в одном из ближайших к замку домиков. Ночью (?) она встала, подошла к окну и увидела, что над замком висит облако, напоминающее застывшего человека. Вскоре это образование начало медленно кружиться, как балерина, выполняющая фуэте. Девочка разбудила родителей. Отец отмахнулся, а мать вышла и потом божилась, что видела застывшее облако в виде женщины, которое танцевало над замком [36]. Галина Чимбор, бывший младший научный сотрудник музея в Гольшанах, добавляет, что разговаривала с этой женщиной и та описала девушку в «огромном луче света из-за стены» с белокурыми волосами. Потом луч вместе с девушкой начал очень медленно исчезать, скрываясь в земле [33]. А реставратор и художник из Литвы Сергиюс Ждановичус с женой под Новый год увидели, как в замке на него надвигается «нечто, похожее на миниатюрный смерч». Испугавшись, они бросились бежать [11].То есть не подкрепленные практически никакими сообщениями очевидцев свидетельства о Черном монахе, который упомянут произведении В. Короткевича, пока можно считать лишь литературной абстракцией. На самом деле кажется странным, что привидение выбрало для своих ночных похождений не замок, который представлялся бы для этих целей куда более антуражным, а «всего лишь» монастырь. Но это законное право привидений прописаться где-то и открытые всем ветрам руины видимо не подошли для этих целей. Впрочем, мы еще проверяем историю с оператором ОНТ, который случайно снял в замке странный силуэт…
«Замурованная заживо»
Реставрация францисканского монастыря началась в начале девяностых годов прошлого века, а в 1995 или 1996 году [25, 26, 39] при расчистке подвалов был обнаружен скелет, существенно увеличивший градус таинственности. Здесь история начинает становиться немного путанной, но в общем и целом все происходило по нижеследующему сценарию.
Со слов директора Гольшанского музея, Чеславы Окулевич, следует, что в конце осени, во время расчисток подвала в монастыре, под одной из стен был обнаружен скелет девушки. Ноги скелета лежали под стеной, а тело, с широко раскинутыми руками, обращено к центру помещения [26]. Другие варианты находки скелета: полусидя, ногами под стеной [39], с ногами, замурованными в стене [25]. В некоторых источниках прямо указывается, что находку извлекли прямо из бреши в стене, и рабочие увидели ее только потому, что отвалился большой кусок цемента [28, 29]. Но это маловероятно, скорее, можно говорить о нишах в стенах, которые экспедиция Уфокома обнаружила в большом количестве. Иногда также добавляется и про « насильственную смерть жертвы», другие идут дальше, указывая на «сломанные пальцы рук, которыми несчастная царапала стену в тщетных попытках выбраться» [9]. Последнее вообще из области фантастики: без детальной криминалистической экспертизы, которая на первых этапах проведена не была, подобное установить было невозможно. Все, что сделала Чеслава Францевна (с ее слов) – это показала находку знакомым медикам, которые отметили, что все зубы целые и «явно принадлежали молодой особи, а скелет по своему строению похож на женский... » [28]. Спустя некоторое время показания уже изменились и Чеслава Францевна рассказывала, что был приглашен специальный человек: « Мы заактировали [находку] и медик, который был в составе комиссии, сказал открытым текстом, что судя по строению скелета и состоянию зубов, кости принадлежат молодой девушке» [34].
Строителями были два местных рабочих. Они принесли коробку с костями в кабинет директора музея и якобы сообщили, что это останки «той девушки из легенды» [29]. Здесь стоит сделать лирическое отступление и рассказать об этом таинственном предании. Согласно ему при строительстве монастыря (6 августа 1618 г.) возникли проблемы – стена постоянно обрушалась. Ничего не помогало, ни добавление в раствор яиц, ни поучения и увольнения рабочих. Решили принести жертву: ту жену, которая первой принесет обед своему возлюбленному. Не повезло хозяйке молодого каменщика, ее схватили и навеки замуровали в проблемный участок стены. С того времени он больше не обваливался, и монастырь наконец-то построили [19]. Что характерно, в первом издании книги «Гольшаны» (1987), всесторонне освещающей жизнь и сказания местечка, про эту легенду не упоминается, она появляется только во втором издании (2005) [10, 19]. В середине 90-х годов о красивой средневековой истории еще не писали газеты и книги, знали о ней немногие, разве что некоторые музейные работники и краеведы, от которых ее могли услышать и строители [1]. В. Короткевич в своем произведении «Черный замок Ольшанский» описал куда как более романтическую историю про связь благородного разбойника из некогда богатого, а теперь доведенного до нищеты рода, с женой Ольшанского князя. Убиенные разгневанным князем, они «еще долго являлись под аркадами замка, чувствительно и тяжко воздыхая и пугая стонами добрых людей [22]». Даже если строители сказали совсем не это, а просто поставили, побрякивающую страшноватым грузом, коробку на стол, это никак не изменило ход дальнейших событий.
Строители показали место находки Чеславе Окулевич. Затем ударили морозы и коробка с костями осталась в угловой башенке монастыря. «Так неуютно себя чувствовала с этой коробкой, – рассказала Чеслава Окулевич корреспонденту газеты «7 дней», – переставляла ее с места на место. И наконец, решила, что надо ее закопать на кладбище, пометить это место, а весной похоронить по христиански, с отпеванием, поставить крест… И попросила сделать это двоих рабочих. Не знаю, сделали ли. Они умерли с интервалом в четыре месяца. Один – от повышенного давления, другой – от сердечной недостаточности [29] ». Одному было 43, другому – 46 лет (в других источниках они уже постарше – 55 и 62 года соответственно) [1, 31]. По другой версии, строители собрали останки в коробку и намеревались их позже похоронить. Но после смены мужчины отправились в бар «попить пивка», а кости попросту… потеряли. Вышли из бара, а коробки уже не было [11, 34]. Однако сын одного из строителей, Андрей, утверждает, что захоронение все-таки состоялось [31]. Также непонятно, одни и те же люди обнаружили кости и захоранивали их или разные, согласья в этом у очевидцев нет [1].
Есть данные, что в тот же день, когда были найдены кости на стене появилась трещина, идущая из подземелья по зданию [39, 31]. Вторая версия свидетельсвует о том, что трещина образовалась, когда останки вынесли из монастыря [1]. Трещина действительно существует, но когда она появилась, точно неизвестно.
Сотрудница музейного филиала в Гольшанах Галина Чимбор рассказала спустя много лет, что, возможно, история с костями отнюдь не завершена. По ее словам, примерно в 2004 году на экскурсию приехали чиновники из Ошмян, среди них был Грушевский [на самом деле Крушевский – прим. автора], который раньше был заместителем главного санитарного врача района. Он вспомнил, что видел эти кости. «Позже я узнала, что у хозяина гаража начались серьезные неприятности… Поверив, что причиной напастей могут быть загадочные останки, он вызвал военных, чтобы те вывезли ящик. Вскоре тот чиновник уехал из района, а Грушевский, занявший его пост, погиб в страшной автокатастрофе. А вот что стало с останками, я не знаю [11]».
Если дальнейшие события хоть немного правдивы, то аналогия с ними напрашивается только одна – с «проклятьем фараонов». В Уфоком обратился Михаил – сын последней жертвы «призрака» и рассказал следующее. Примерно в 1997 году Владимир Крушевский работал в Ошмянском центре гигиены и эпидемиологии (ЦГЭ или, как ее называли, – «Санстанции») на должности заведующего санитарным отделом. В задачи его профессии входило отслеживание и предупреждение эпидемиологических опасностей.
В один из дней на Санстанции раздался звонок, в котором сообщили, что дети в д. Гольшаны Ошмянского района «гоняют какой-то череп по дороге». Разрытое захоронение, конечно же, могло хранить в себе множество опасностей с точки зрения врача-эпидемиолога. В. Крушевский поехал проверять информацию. В Гольшанах, после опроса местных жителей, нашёлся тот череп и некая коробка с костями недалеко от дороги. Материал был собран для экспертизы (так как без нее захоронить останки нельзя), после чего кости были переданы местному судмедэксперту. Скорее всего, по забывчивости, коробка с костями была выгружена из служебного авто в гараже Ошмянского ЦГЭ, накрыта тряпкой и благополучно забыта. Через несколько лет судмедэксперт, проводивший экспертизу костей, скончался. Говорили, что перед смертью он весил не больше пятидесяти килограммов... За несколько лет нахождения костей в гараже было разбито несколько служебных автомобилей, и при странных обстоятельствах умер завхоз Санстанции. В 2005 году после поездки на врачебный семинар в Гродно во время возвращения домой группа врачей Ошмянской и Островецкой ЦГЭ попадают в аварию, несколько человек гибнет, в том числе и Владимир Крушевский.
Из беседы с бывшим главврачом Вилейской Санстанции удалось выяснить, что бесхозные кости из коробки после аварии были переданы для повторной экспертизы, и оказалось, что они на самом деле… мужские. Интересно, что краевед Эдуард Корзун упоминал, что накануне обнаружения останов несчастной девушки в 1995–1996 гг. к нему приезжали потомки знаменитого рода повстанца З. Минейки из Польши. Они рассказали, что слышали от родителей о рыцаре, замурованном в подвале замка [19]. Но это уже совсем другая легенда.
Здесь опять вспомнился «Черный замок Ольшанский», в котором описана любовь молодого парня Гремислава Валюжинича к знатной красавице – княжне Ганне-Гордиславе Гольшанской. Об их тайных встречах узнал отец княжны, злобный и мстительный магнат. Почитая жестокие традиции средних веков, он, «блюдя» родовую честь, приказал замуровать обоих в одной из полутораметровых по толщине стен замка [5, 23].
Так существовал ли вообще женский скелет?
В 2007 году во время экспедиции мы проводили исследования в подвалах монастыря и обнаружили нишу, заполненную костями [3]. При этом металлодетектор показывал, что там находится что-то металлическое. Извлечь всю находку целиком не получилось – размер отверстия оказался слишком маленьким. В захоронении был найден небольшой кусочек стекла, напоминающий фрагмент женского украшения. Тогда мы посчитали, что возможно перед нами как раз княжна из легенды или другая жертва. Однако на сегодняшний день кости опознаны по фотографиям научным сотрудником кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ С.П. Масловым не как человеческие, а по всей вероятности – коровьи или принадлежащие другому животному.
С. П. Маслов отметил, что «кости принадлежат, по-видимому, одной особи крупного рогатого скота, выросшей в условиях трехпольной системы земледелия, когда в хозяйстве всегда было мало лугов, зимой коровы питались только соломой, да и той к весне не хватало настолько, что к весне коровы были еле живы, и на первую весеннюю траву их часто, в буквальном смысле, выносили. В этом убеждает большая грацильность костей (тонкокостность, стройность их). Ни одной кости, принадлежащей человеку на фотографиях нет».
Остался только один вопрос: кому понадобилось замуровывать изможденное животное?
Строительная жертва
Стоит обратить внимание, что практика замуровывания молодой девушки в стены вновь возводимого здания или любой другой постройки – весьма распространенный мотив у многих народов мира. Чаще всего такая негуманная практика объединяется под общим термином «строительная жертва» (реже встречается термин: «фундаментная жертва») [14]. А.А. Суворова отмечает, что многие замки Чехии построены на местах жертвоприношений людей, в основном женщин и детей. Тройский замок, Чешский Штернберг, Конопиште, Карлштейн обнаруживают при раскопках останки женщин, замурованных живыми в стенах и основании фундамента [35].
Считалось, что основание города, постройка дома, моста, плотины и другого большого сооружения освящается через смерть человека, причем большей частью жертва каким-нибудь способом прикрепляется к фундаменту постройки. Согласно легендам славянских народов чаще всего в новостройках замуровывали молодых женщин. Широко известна сербская сага о городе Скутари (Скадр), подробно изложенная в сербской народной песне «Постройка Скадра». Три года строили крепость Скадр на р. Бояне братья, но мешала им в этом «облачная дева» вила. Чтобы строению вообще «вилы» не пришли, сама негодница дала совет заложить в фундамент крепостной башни жену одного из трех братьев-строителей. Пострадала жена младшего брата Гойко, которая сочла сначала за шутку, когда ее строители окружили бревнами и каменьями. В Болгарии, как и в Сербии, строительными жертвами служили вообще молодые женщины. В Нижегородском кремле жертвою жестокого обычая оказалась Алена, молодая жена местного купца Григория Лопаты. Она в злополучный день как раз проспала утром, спешила принести воды и возвращалась с ведрами воды на коромысле не кружною дорогой, огибая городскую стену, а более коротким путем – тропинкой по склону горы. Здесь ее уже поджидали строители… Итальянская легенда говорит о мосте через р. Арту, который все время обрушивался; наконец, в него заложили жену строителя, и мост держится, только он дрожит, как цветочный стебелек – согласно с тем заклятием, которое произнесла, умирая, несчастная жертва [14].
Аналогичная легенда есть и про соседний с Гольшанским Кревский замок. Рассказывают, будто призрачная Дама по ночам ходит по замковому двору и не одна, а с собачкой. По местной легенде, когда-то в замке жили два князя. Оба влюбились в красавицу. На дуэли один князь убил другого, после чего предложил девушке руку и сердце. Но она отказала. Раздосадованный князь наложил на нее заклятие и приказал замуровать. Вместе с красавицей замуровали и ее маленького песика [2, 18]. В 2010 году экспедиция Уфокома подтвердила, что наблюдения некой белой женщины в Кревском замке действительно имели место, но, как правило, это довольно старые наблюдения, современных не зафиксировано [2]. Говорят, что при строительстве оршанской мельницы в фундамент замуровали девушку. С той поры, по ночам, жернова мельницы скрипят сами по себе, а в темноте слышны стоны… [23]. Кстати, нечто подобное рассказывают и о мельнице в Гольшанах. Местные жители утверждают, что хотя она и закрыта уже давно и внутри ничего не осталось, в тихие лунные ночи можно услышать, как работают жернова, перемалывая зерно, а некоторые утверждают, что слышали даже ржание лошадей, скрип невидимых телег и разговоры мельника с заказчиком [31]…
И. Климкович, проанализировав древние белорусские легенды, касающиеся монументальных строек, в некоторых из них находит отголоски ужасного обряда «строительной жертвы». В некоторых легендах упоминаются якобы случайные несчастные случаи – погибает один из строителей. Сохранилось предание о подобном подозрительном случае: якобы во время возведения будславского костела сорвался с лесов сын одного из главных строителей, и его похоронили перед главным входом в костел. Но и в этом довольно позднем представлении прослеживается тема строительной жертвы. Так, повествование о возведении вильнюсского костела Святой Анны рассказывает о молодом и старом мастерах. Когда старик, учитель молодого, увидел, что ученик превзошел его в мастерстве, то от зависти и злобы сбросил его с лесов. Молодого строителя якобы похоронили в одной из стен храма. А Князь Гедимин, когда перенес столицу из Тракая в Вильнюс, решил возвести на Турьей горе мощный замок. И чтобы замок этот был неприступным для врагов, по совету жрецов, вознамерился при закладке первого камня в фундамент принести в жертву жизнь единственного любимого сына какой-нибудь женщины. Да так, чтобы сама мать толкнула его в яму и завалила большим камнем [18].
У многих народов перед сооружением дома полагается закопать или замуровать в его фундамент животных (или их части): ягненка, жеребенка, свинью. Отмечен обычай закапывать под дом конскую голову (немцы). У западных украинцев в XIX в. было принято прятать под печью черепа животных [14, 38]. Из белорусских легенд следует, что во времена Средневековья здесь тоже существовало сходное поверье. Так, жители местечка Мир рассказывают про замурованную в южной стене замка голову барана. Если ее оттуда достать, замок будто бы рассыплется [18]. Гродненские белорусы прежде верили, что при рубке первых бревен будущего дома строитель-плотник непременно кого-нибудь заклинает: или из числа членов семьи хозяина дома, или отдельное домашнее животное, или целую породу домашних животных, например, лошадей, коров и т. п. Заклятое существо непременно должно в скором времени умереть. В Витебской губернии считали, что плотник может заклясть чью-нибудь жизнь при рубке первого венца. Аналогичные данные зарегистрированы на Украине и в России [14].
Одни исследователи считают, что принесение «строительной жертвы» – символический повтор на земном уровне акта сотворения мира. В древних культурах жилище человека сравнивалось со Вселенной и человеческим телом. Так якобы из разных частей мифологического великана были созданы различные земные ландшафты. Другие утверждают, что жертва – плата духам за право строить на территории, на которой они господствуют. Третьи приходят к выводу, что «...черепа собак и других животных служили... оберегами, вместилищем злых духов» или использовались «для защиты обитателей дома от враждебных сил» [38]. В древности существовал культ деревьев, их считали живыми существами, чествовали. Поэтому, чтобы души погубленных деревьев не мстили людям, им и приносили жертву. За счет жертвы строение, с одной стороны, приобретает душу, а с другой, оказывается возможным снискать милость демонического существа, охраняющего место строительства [14, 18, 42].
«Белая Панна»
Неизвестно, чьи же все-таки останки покоились в подвале монастыря и были найдены в тот роковой день. Ведь как накануне, так и после, мрачные казематы являли миру большое количество неупокоенных душ. Вскоре уже любая белорусская газета считала за честь отправить в Гольшаны своего корреспондента для описания происходящих там событий. Благодаря красивой аналогии с историческими событиями и начавшейся после этого «чертовщине», Дама в журналистских пассажах сразу стала не иначе как «белой». Первым этот фразеологизм по отношению к здешнему призраку появился с легкой руки Сергея Малиновского в статье «Призрачный замок Гольшанский» в 2000 году [26]. Мы еще вернемся к гардеробу женщины с того света, но немного ниже.
В крыле здания, которое принадлежало музею (вся правая сторона была в собственности у католических священников), располагался кабинет Чеславы Окулевич. Он находился в единственной монастырской башне, где по всей вероятности ранее находилась каплица [10]. Именно там останавливались на ночевку многочисленные журналисты, археологи, поэты, художники и все те, кто мог предоставить руководству музея командировочный документ. Хотя поначалу не отказывали вообще никому – и шестиугольный кабинет вскоре приобрел славу «башни призраков». В этой башне у многих почти натурально «срывало башню»: кто-то видел бесформенное облако или силуэт, кто-то лицезрел на потолке загадочные картины, в приступах панического страха метался по комнате или лежал не в силах пошевелиться…
Иногда журналисты и интервьюируемые ими респонденты меняются местами, и им приходится отвечать на вопросы, касающиеся тонкостей профессионального жанра. Одной из первых, кто еще до шумихи встретился с «Белой Панной», оказалась журналистка Елена Леонидовна Левкович, ныне – заместитель главного редактора «Народной газеты». Что интересно, ни в одном из многочисленных репортажей о привидении (кроме непосредственно первоначальной статьи) ни имя, ни подробности инцидента не фигурировали. Елена Леонидовна рассказала нам обо всех обстоятельствах произошедшего.
«В 1997 году я работала в белорусской газете «Звязда». В Гольшаны мы отправились с коллегой, который в какой-то командировке услышал про происходящие там события. Мы договорились, что будем отслеживать хоть какие-то изменения, которые могли повлиять на психику. Хотя ни в какую мистику, честно говоря, я не верю, чувствовала я себя во время той поездки не в своей тарелке. В 1997 году все события концентрировались только в одной угловой комнате. События тогда еще только начинались. Тогда история еще не успела обрасти мистическим ореолом и нам рассказывали лишь «голую статистику» и от этого она казалось еще более невероятной и похожей на правду» – про прораба и архитектора, которым казалось, что они «ползали» по потолку и другое…
Мы остались ночевать в угловой келье. Наконец стемнело, но свет мы пока не выключали, думали дождаться полуночи – самого мистического времени суток. Кроме лампы, которая немного гудела, ничего не было слышно. Быстро настало отведенное для «появления привидения» время. Но само «привидение» не появилось. А воображали мы его в виде экстравагантного отца Гамлета, с тяжелой поступью и грозным взглядом. Ничего этого не было. «Оно» решило обойтись мелочами. После того как мы потушили свет, начали метаться небольшие тени – от стены к стене. Светло-серые, будто платочек из тонкой ткани. Они будто втягивались в центр паукоподобного потолка и крутились по кругу, превращаясь в немного поблескивающие точки. Сам потолок тянул к себе как магнит, казалось, что если потеряешь контроль, можешь и на самом деле взлететь вслед за серыми «платочками»… Оно ходило где-то рядом – в зеркале, которое стояло напротив около окна несколько раз менялись изображения (почему – неизвестно, так как то, что отражалось в нем – подмости, тяжелые шторы на окне – двигаться просто не могло). Потом в нем промелькнула серая тень».
По всей вероятности, это первое задокументированное на бумаге (если не считать В. Короткевича) свидетельство о наблюдении феномена Гольшанского монастыря, так как публикация об этом датирована 1997 годом [25]. Правда «светло-серые мечущиеся тени» очень уж напоминают летучих мышей, которые водятся в монастыре в изобилии.
О том, что, по крайней мере, не все журналисты нагнетали страха в материал для выполнения редакционных заданий, нам подтвердил и Дмитрий Корсак, который ездил в Гольшаны от трех разных газет [17, 20]. В тот единственный раз, когда он столкнулся с необъяснимым, он работал в газете «Советская Белоруссия». И в прогосудрственное издание попало далеко не все. «Я остался ночевать в «башне призраков». Буквально через час почувствовал себя как будто в бреду при большой температуре. Меня словно парализовало. Слышал как по коридору, находящемуся за дверью, идет процессия из человек 10–15. Вокруг мерещились шорохи и вздохи, в полудреме, на грани сна и яви, грезились самые жуткие кошмары, явственно различались женские голоса. Но в здании никого быть не могло – оно было закрыто на ночь. Меня «отпустило», как только шаги стихли. Не заснув до двух часов ночи, я отправился в соседнюю комнату к печке покурить. И в этот момент отчетливо услышал на втором этаже шуршащие легкие шаги. На грани паники бросился к посту сторожа. Он мирно сидел на своем месте. Но кто тогда ходит по второму этажу, куда можно попасть, лишь открыв железную дверь? Я был полностью трезв».
Именно процессию, а не некое единичное видение наблюдала и Олеся Ясулович, старший научный сотрудник музея, которая рассказывала нам в 2006 году следующую историю: «Сидела за столом, читала книгу, а потом положила голову на руки и задремала. И слышу – через музей идет толпа людей, проходят за моей спиной, шлепают босые ноги. Они двигались по направлению к ближайшей стене и исчезали там. И я все понимаю: что нахожусь в музее, что отвечаю за ценности, что должна остановить этих людей и спросить куда они идут, но не могу поднять голову. И так тяжело, что плачу от бессилия. И вдруг чьи-то руки ложатся мне на плечи, и становится легко-легко, и голова сама по себе поднимается… По комнате словно расстилается какая-то дымка [туман?], за спиной затихают шаги и речь. Отчетливая такая речь, только непонятно на каком языке…» [29, 40]. Не менее интересный случай рассказали нам во время экспедиции 2007 года. Однажды в музее проводилась выставка задержанных таможней контрабандных икон. Коллекция была дорогостоящая, поэтому в выставочном зале постоянно дежурили сторожа. Одина из охранниц (Анна Лосенок), задремав за столом у печи, услышала, как в зал из дверей с галереи ночью вошла толпа людей. Оторвать голову от стола оказалось невозможным, будто напало оцепенение. Слышались только различные шаги (можно было даже разобрать тип обуви – на высоких каблуках и т. п.), а также непонятная иностранная речь. «Толпа» прошествовала вдоль выставочного зала и удалилась за спиной сидящего за столом сторожа в… стену (выход находится по другую сторону стены). После этого все смолкло, сторож смогла оторваться от стола и оглянуться. В закрытом зале было пусто и тихо, все иконы оказались на своих местах (записал В. Гайдучик).
Не менее распространенным наблюдением в монастыре является ощущение воздействия некой фантомной руки. Чеслава Окулевич всем без исключения посетившим ее журналистам и исследователям рассказала приключившуюся с ней однажды историю: «Однажды утром я пришла на работу и обнаружила, что повсюду горит свет. Я рассердилась на забывчивых сотрудниц и принялась выключать электричество. В одной из комнат одновременно со мной к выключателю как бы потянулась серая призрачная рука, и свет погас до того, как я коснулась кнопки [11, 39]». Как оказалось, молния в этот момент попала в трансформаторную подстанцию [8]. Однако в более ранних публикациях Чеслава Францевна о руке не вспоминала, упоминается лишь о том, что, оставшись зимним вечером одна в помещении, она ходила из комнаты в комнату и нажимала на выключатели. Но… свет не гас даже после выключения [25]. Либо рука все же плод дальнейшей фантазии, либо это аналогичный случай электрических шалостей. Работники музея также упоминали об этой непривязанной к телу конечности. Галина Чимбор не раз ощущала на себе прикосновения чего-то невидимого [34]. Стоило одной молодой сотруднице заснуть во время ночного дежурства, как чья-то рука начинала ее будить, давая легкие подзатыльники [11, 29]. Другая сотрудница призналась своему директору, что во время экскурсии вдруг почувствовала, как чья-то рука обняла ее и так держала до ее окончания. Были случаи, когда рука водила кого-то из посетителей. Одна из туристок рассказала директору музея, что едва она переступила порог этого заведения, кто-то взял ее за руку и держал, пока она не вышла из здания. В зале есть темное место, там женщину как бы остановили, и она почувствовала запах крови [11].
По сведениям, собранным поисковиком Уфокома Анной Масюк, неравнодушна оказалась рука (или даже руки) к журналистам белорусского телеканала «ЛАД», впрочем, телевизионщики сами спровоцировали ее. Приехали журналисты телеканала с одной из передач, посвященных мистике. И вот они, три человека – оператор, ведущий и режиссер этой передачи – довели себя до полумедитативного состояния и ровно в полночь со свечами зашли в эту комнату. Одна женщина после утверждала, что она услышала что-то, но ничего не поняла из разговора. Вторая рассказывала, что ничего не слышала. А мужчина в это время обратил внимание на поведение свечей. Пламя не ровно светило и не изгибалось в одну строну, а тянулось в обратную сторону, образуя словно какой-то цветок. Он вдруг почувствовал, что сейчас должно появиться что-то, и сказал женщинам: «Выйдите отсюда». Когда они ушли, он явно ощутил, что [некая посторонняя] девушка стоит в проеме окна, хотя никого не видел. Он стал с ней разговаривать. Стал просить прощение за поведение мужчин из того далекого прошлого, за то, что она так страшно умерла, что не узнала материнства. А она вдруг появилась у него за спиной, и он почувствовал, что чья-то холодная рука стала гладить его по голове. Он говорит: «У меня отнялись ноги, я стал дергать за стул и прыгать на стуле к выходу. Я доскакал до этого места, и вдруг как какая-то сила вместе со стулом перенесла меня в ту комнату». И он там упал, стал кричать «мне плохо, мне плохо». Так они уехали и ничего не сняли [11].
Вообще музейные работники очень часто описывали некие мистические аудиовизуальные проявления. Галина Чимбор рассказала поисковикам Уфокома, что однажды во время ремонта диван поставили недалеко от подвала, где были найдены кости. В какой-то момент она присела на него, закрыла глаза и чувствует – кто-то надо ней стоит. «Меня сковал страх. Пыталась заставить себя открыть глаза, но понимаю, что не могу. Начала крестится и читать «Отче наш». И тут слышу – шаги такие «топ-топ-топ» в сторону двери, которая соединяет костел с музеем. Как только шаги стихли, я смогла открыть глаза». Однажды проходила обычная экскурсия. Школьник из 181-й минской школы вёл себя излишне оживлённо. Потом резко закрутился на одной ноге и упал на руки подоспевшей директрисе. Это был обморок. А когда он пришёл в себя, то рассказал, что посмотрел на потолок, заинтересовавшись рисунком свода, как вдруг эта звезда в центре начала вращаться и с такой силой, что его начало затягивать, приподняло и... он потерял сознание [12]. Как-то раз директор музея и одна из сотрудниц работали в директорском кабинете. Вдруг послышались шаги в коридоре. Они решили, что пришла сторож, зовут: «Анечка, иди сюда». Но никто не заходит. Вышли в коридор, все осмотрели – никого... [11]. Другой сторож (Галина?), ночуя в центральной галерее, была сильно напугана. Проснувшись посреди ночи, ночевавшая, подняв глаза к потолку, увидела склонившееся над собой женское лицо. «Оно» поднялось выше и растаяло в воздухе (записал В. Гайдучик).
Один коллега-музейщик из Молодечно днем зашел в кабинет Чеславы Францевны. Вернее, зайти не смог, на пороге упал на колени и начал усиленно молиться. Директор не на шутку испугалась – поведение посетителя было более чем странным, она попыталась проскользнуть мимо него из кабинета. Но молящийся схватил ее за руку... Однако все обошлось. Он словно опомнился и объяснил Чеславе Францевне, что едва ступил на порог кабинета, в двух нишах показались распятья и какая-то неведомая сила поставила его на колени... [29].
Не менее частым явлением, наблюдаемым в монастыре, являлась как бы потеря чувства ориентации в пространстве, человеку казалось, что вокруг нарушены законы гравитации. Один сторож рассказывал, что ощутил себя в центре круга, вокруг которого сыплется песок, затем начинают падать камешки, затем валуны, вот-вот перепонки лопнут. Ровно в половине четвертого утра все закончилось [40]. Архитектор Владимир Сергеевич Моспалев, который отвечал за реконструкцию костела и монастыря и командированный в Гольшаны, проснулся утром в «башне привидений», стоя перед кроватью на коленях и уткнувшись головой в подушку. Он честно рассказал: ночь была кошмарная. Было плохо, муторно, ходил по периметру комнаты, потерял чувство ориентации и не мог найти выход. Хотя в комнатке той – от силы десять квадратных метров. Все посмеялись, зная его многолетнюю приверженность Бахусу. А потом и ночевавший до него архитектор признался: ночью потерял чувство гравитации и... парил под потолком, переворачивался в воздухе, отталкиваясь ногами от стен и потолка, ощущая его холод ступнями. Со слов музейных работников, которые его хорошо знали, в злоупотреблении спиртным этого мужчину уж точно нельзя было заподозрить [25, 29].
Редактор программ белорусского телевидения Любовь Егоренкова и физик-ядерщик НАН Беларуси Наталья Метельская (в других источниках журналист, кстати, автор материала «О призраках и призрачном замка Гольшанского») также оказались в эпицентре проявления аномальной активности в злосчастной комнате монастыря. Рассказывает Любовь Егоренкова: «Я уснула. Просыпаюсь от стука в дверь нашей комнаты. Вижу, подруга встала и открыла дверь. В комнату упала полоска света. Она вышла, а свет не включила. Но мы же договаривались! Слышу её удаляющиеся шаги. Чувствую, что-то начинает происходить. Что-то реальное и нереальное, но не сон, потому что я открыла глаза и видела, как она вышла. Тогда я в предчувствии чего-то ужасного страшного, зажмурила глаза и сама себе сказала: «Делайте со мной что хотите, я глаза не открою и смотреть на это не буду». Глаза я, конечно, иногда приоткрывала, но ничего не видела. И вдруг, в очередной раз, открыв глаза, вижу, что сверху на меня опускается какая-то тёмная масса. Что-то вроде бетонной плиты, такое тяжёлое и чёрное. Я закрыла глаза и чувствую, как «это» с такой силой надавило на меня, что если бы это происходило в нашем материальном мире, то из меня должны были бы кишки выпрыгнуть. Но обошлось. «Это» опять поднимается и снова падает и придавливает меня. То же самое произошло и в третий раз. Я открываю рот, чтобы подать голос, а голоса никакого нет. И меня парализовало, сковало. Не могу встать с кровати, руками, ногами пошевелить не могу. Лежу. Думаю: «Будь что будет, вставать я не буду [12]».
Здесь стоит оговориться, что первоначально Любовь Егоренкова о призраках не упоминала, а говорила только о том, что ощущала некие «космические волны» [31].
Наталья Метельская рассказала, что видела одновременно, находясь в той же комнате:
«Я всегда пытаюсь объяснить непонятные явления с материалистической точки зрения. Возможно, звуки слышатся из-за того, что раньше всё это двухэтажное здание отапливалось тремя каминами. Стены там имеют толщину 1,5–2 метра. В толще стен располагалась система дымоходов. Всё строение отапливалось тёплым дымом. По этой системе дымоходов звуки доносятся до той части здания, где теперь живут священники. […] И вот я легла спать именно там, а моя подруга – у стены, в самом тёмном и тёплом месте, у печки. Подруга уже уснула. А где-то около часа ночи я почувствовала, что теперь должно что-то произойти. Это действительно было какое-то физическое ощущение. Смотрю на потолок. Рисунок его стал меняться, поочерёдно изображая узоры потолков других помещений. Ни в одном помещении монастыря рисунок потолка не повторяется. В нашей же комнате он напоминал шестиконечную звезду. Шесть нервюр (рёбер жёсткости) сходятся в центре. В свете полной луны происходящее виделось хорошо. И потом я увидела, что нервюры стали продолжаться, будто хотят сомкнуться вокруг меня. И всё это сопровождалось каким-то ритмичным стуком. Возможно, если бы я была одна, мне пришлось бы почувствовать то, что чувствовали одинокие командированные, которых утром находили в бессознательном состоянии у дверей комнаты и которые потом рассказывали, что ходили по потолку. Я сразу поняла, почему они ходили по потолку. Он смыкался вокруг них и создавал одно пространство. Вокруг них был только потолок. Однако проделать это со мной таинственным силам не удалось. Я думаю, потому, что рядом у стены спала моя подруга. И эти нервюры, дойдя до того места, где она спала, не могли сомкнуться – она им мешала. Так длилось примерно с полчаса. Это напоминало разрастающуюся черную школьную доску. Я обратила внимание на окно и чётко увидела за ним тёмный силуэт женщины в полуистлевшей одежде. Отчётливо было видно, что она в узкой длинной юбке, что её волосы зачёсаны наверх. Я отчётливо видела её тонкую шею, её тонкие руки. Это была молодая женщина. Было видно, что она движется вперёд и в то же время как бы остаётся на месте. Я не заметила, как силуэт каким-то образом перешёл через окно и был уже здесь, в комнате. Я не ощутила, чтобы от привидения исходила какая-то враждебность, наоборот. Однако становилось несколько неприятно от происходящего. Силуэт смотрит на меня, а я – на него, не в силах ни пошевелиться, ни закрыть глаза, ни крикнуть. Продолжалось это минут десять-пятнадцать. Силуэт то приближался, то отдалялся. Я зашевелилась – Дама тоже зашевелилась и потом немного отдалилась. Мне так запомнился этот образ, что если бы я была художником, даже сейчас смогла бы нарисовать ее. И вот эта тень с рисунком девушки стала плавно двигаться от ниши к окну и обратно, с каждым движением всё более ускоряясь и увеличивая амплитуду. Было похоже, что она бьётся о стекло и никак не может выйти на улицу. Совладав с собой, я посмотрела в ту сторону, где спала подруга. Над ее кроватью висело тёмное облако. Это облако трижды опускалось вниз. Я поступила так, как поступают дети: повернулась на бок, хотя это потребовало определённых усилий и накрылась с головой. Только через несколько минут одним глазом выглянула и увидела, что силуэт стал каким-то туманным, мглистым. Через несколько минут всё уже исчезло. Интересно, что подруга во время моего свидания с привидением отсутствовала. Как она выходила, я не видела. Утром я не знала, как сказать о том, что со мной призошло. Думала, что начнёт смеяться, не поверит, но та сама проснулась с большими глазами: «Знаешь ли ты, что я сегодня ночью почувствовала?» Её ощущения были отличны от моих, но соотносились с ними [12, 31]».
Но кто же видел саму «Белую Панну»? И почему она оказалась белой? Все наблюдения вертятся вокруг показаний нескольких человек. Вильнюсский школьник Александр (Алесь) Винцентович Лесницкий (в некоторых источниках – Десницкий [12]): «Прошлым летом (25 июня 2000 года – прим. автора, но в некоторых источниках 9 июля [12]) катался я на велосипеде, поздно уже, примерно час ночи, проезжаю тихим переулком, недалеко от монастыря, вижу, на расстоянии 3–4 метров от меня, приблизительно в 20 сантиметрах над землёй, висит фигура девушки в белой, словно подвенечной одежде, с фатой, рукава платья ниже пальцев, только вместо лица чёрное пятно. Левой рукой машет, подзывает меня. Бросил я велосипед и «дай бог ноги» к деду, который совсем рядом живёт, а в спину будто иголками кто-то колет. Прибежал, рассказал как всё было, пошли вместе с дедом забирать велосипед. Девушки уже не было, но в том месте словно холодом веяло, вдвоём это чувствовали, забрали велосипед и скорее домой. На следующий день рассказываю это друзьям, оказывается, ещё один из них то же самое видел, но несколькими днями раньше [17, 31]». На момент наблюдения Алесю было всего 14 лет [31].
Рассказывает учащийся Гольшанской средней школы Игорь Самсон: «В середине июня (по всей вероятности, 2000 года – прим. автора) я шёл с танцев. Было это где-то в половине двенадцатого. Проходя возле монастыря, заметил женщину между деревьев. Она была в белом, а на голове что-то вроде фаты. Женщина как бы парила над землёй. Ног её не было видно. Правой рукой она звала меня к себе. Заметив это, я стал бежать, но какие-то иголки тянули меня назад. Что-то не давало бежать быстро. Эти иголки отпустили меня, только когда я забежал за поворот. По вечерам теперь обхожу это место стороной [12]».
Максим Лютковский, школьник (12 лет): «Как-то мы с моим другом Игорем играли здесь у музея. Тогда тут была яма. Мы в нее спустились, а я решил пошутить, да как закричу: «Здесь мертвецы!». Игорь оттуда просто выпрыгнул. Мы еще посмеялись, а потом он говорит: давай, теперь ты попробуй выпрыгнуть. Я согласился, забрался в яму, а Игорь почему-то убежал. И тут мне вдруг стало так страшно, что я и вправду из ямы выпрыгнул. А потом оглянулся, а между вот этими двумя деревьями, что возле сарая, что-то белое висит прямо в воздухе, как бы женщина. Я, честно говоря, немного испугался и отвернулся. А когда опять посмотрел туда, ее уже не было. Так что видел я ее всего секунды 3-4, но запомнил хорошо. Она была в таком платье, вроде свадебного. Вся какая-то монотонная, лицо белое, платье белое. И висит над землей, где-то на полметра [1]».
В это же время съемочная группа Белорусского телевидения снимала сюжет для Новогодней программы (иногда утверждается, что это было в замке, но в личной беседе с автором Чеслава Окулевич подтвердила, что это было в монастыре). По сценарию актеры в образах Монаха и Дамы должны были пройти через импровизированный мост между стенами. Со слов музейных работников, роль легендарной дамы играла уже упомянутая выше Любовь Егоренкова [8]. Всего было сделано 12 дублей [11, 17]. Не могли ли школьники стать свидетелями съемок или их просто кто-то разыграл? Ведь белую женщину с фатой кроме них больше никто не видел. Кстати, с той съемочной группой также произошло несчастье – на 13-м дубле актриса, изображающая даму, стоя у перил настила над провалом в подвал, хотела что-то сказать, но на глазах у съемочной группы рухнула через перила вниз. Якобы она позже признавалась, что почувствовала удар в грудь. Травму получила нешуточную – расшибла голову, и ее повезли в больницу на операцию. Члены съемочной группы хотели было ночевать в здании музея, но после этого происшествия почему-то передумали. Пришлось среди ночи будить директора школы и размещать группу в школьном общежитии [11]. По словам Ч. Окулевич, перила на мостках были сделаны надежно, и упасть через них в подвал при всем желании было довольно проблематично.
Одним из тех, кто не только увидел «Даму», но даже зарисовал ее образ, оказался художник Алесь Пушкин из Минска. Поисковик Уфокома Анна Масюк выяснила некоторые подробности этой истории во время самостоятельной поездки в Гольшаны. «Когда он приехал, негде было жить. И он остановился на втором этаже, наверху. Ночью сторожу в дверь кто-то сильно затарабанил, открывает, а там художник, весь смертельно бледный». Более подробные детали происшествия удалось узнать экспедиции Уфокома от директора музея. Художник Алесь Пушкин попросился поработать и поночевать в течение нескольких дней в музее, на что и получил разрешение. В ту ночь «Белая Дама» привиделась ему во сне, когда он заснул за столом. Пробудившись, он испытал жуткую панику и попытался убежать из комнаты, из которой в соседнюю вели два пустых дверных проема. Однако он не смог пройти сквозь них, словно натыкаясь на невидимую преграду. После нескольких отчаянных попыток он немного успокоился и, сев за стол, стал писать письмо своей жене [8]. Другие добавляют, что ночью художник до утра не мог найти лестницу, ведущую вниз, убегая и пытаясь спрятаться от Белой дамы [31]. Сам очевидец отказался сообщать нам подробности.
Анна Масюк опросила еще одну сотрудницу музея, которая попросила не упоминать ее фамилию, а только инициалы (И. Е.). К тому моменту она уже 16 лет проработала в музее и помимо целой череды всяких мелкий странностей один раз увидела-таки виновницу торжества: «Это была летучая дама, которая висела, а с нее сыпался огонь. Это был как бы столп огня и искры из него. От страха я упала и так закричала, что все прибежали…» Дополнительные сведения о похожем инциденте собрал В. Гайдучик во время экспедиции в Гольшаны, состоявшейся в 2007 году. Одна из сотрудниц музея – Алена Песецкая – находясь в комнате башни на первом этаже, почувствовала, будто в лицо ударил сноп искр или будто опекло крапивой. После чего лицо опухло [8].
Петр Явидович во время опроса его представителями Уфокома рассказал свою историю встречи с привидением. Недавно он приобрел дом в непосредственной близости от монастыря. «Начиналось все с того, что кто-то начал ходить по лежащим возле дома веткам. Мы уже улеглись спать, но тут одной девушке показалось, что кто-то стягивает с нее одеяло: она потянула его на себя, но одеяло опять стало «ползти». Девушка открывает глаза и видит силуэт женщины. Она остолбенела и после пронзительно закричала. Мы все проснулись и увидели эту «постаць» как дымку возле кровати…. Очень плотная дымка, которая напоминала молодую девушку. Через некоторое время дымка стала двигаться в сторону монастыря и исчезла».
Среди других странных проявлений – детский плач из подвала, неидентифицированные шаги [11], позвякивание колокольчика [31], ощущение как бы «шумной пустоты» [33, 34], стуки и грохот [34], шаги на этажах в то время когда там никого нет, шорохи одежды, стоны [31] и др.
Исследования
На сегодняшний день в архиве Уфокома находится 33 сообщения о тех или иных странностях на трех локациях: городище, замке и в окрестностях францисканского монастыря. Учитывались только визуальные проявления или необычные ощущения, в расчет не брались звуки, шаги и прочие источники неидентифицированных шумов.
Нередко подчеркивается, что основным контингентом, который недолюбливает призрак, являются мужчины [43]. Процентное соотношение по половому признаку таково: в 16 инцидентах (43 %) были задействованы мужчины, в 21 (57 %) – женщины (количество очевидцев больше общего числа сообщений вследствие того, что наблюдателей могло быть несколько, и составляет 37 человек). Так что в отличие от народной молвы в наш просвещенный век, привидения тоже вполне бисексуальны.
По данным местного краеведа Э. Корузуна, среди проанализированных им лично свидетельств чаще всего говорилось о том, что в монастыре «вращается потолок, стены приходят в движение, гости ночующие здесь, словно лунатики, становятся акробатами, на них наваливается неведомая темная масса, слышатся шаги, скрип половиц [19]». Такие разнородные на первый взгляд проявления на самом деле группируются вокруг нескольких кластеров аномальных явлений:
- чувство парализованности и ощущение тяжести;
- нарушения координации и работы вестибулярного аппарата;
- наблюдения серой руки, ощущение прикосновений, шлепков;
- фантомные фигуры;
- другие аудиовизуальные проявления (голоса, шаги, плач и др.).
Обращает на себя внимание и тот факт, что многие видения, а также ощущения возникали в пограничном состоянии между сном и бодрствованием. Некоторые из описанных выше симптомов характерны для состояния «сонного ступора». Из многих описаний следует, что очевидцы находились либо в просоночном состоянии, или в состояниях перед засыпанием и после пробуждения. Именно в эти моменты сна/бодрствования есть большая вероятность впасть в сонный паралич, либо же иные нарколептические состояния, что может впоследствии вызывать чувство ужаса, ощущение давления (особенно на грудь), ощущение присутствия постороннего существа, учащение сердцебиения, ощущение движения тела. А также различные слуховые галлюцинации – голоса, шаги, или зрительные – люди или призраки в комнате.
К сожалению, не все сообщения подтверждены нами и некоторые источники, откуда взяты данные, зачастую не могут рассматриваться как надежные. Наиболее достоверны сведения, полученные в ходе трех экспедиций, в которых принимали участие поисковики Уфокома и Космопоиска (2005, 2006 и 2012 гг.), а также экспедиции «Парамира» (2001 г.).
Откуда же пошло название «Белая Дама»? Дело в том, что в своем произведении В. Короткевич всего один раз использует цвет для обозначения призраков: «И тут я не поверил своим глазам. В темном провале галереи, от внешней лестницы, ведущей на нее, медленно ползли две тени, тускло-светлая (в оригинале – «тьмяна-светлы», что можно перевести и как «темно-светлая») и темная». Скорее всего, сыграло свою роль то, что «труп невесты» должен быть белым – в подвенечном платье – и то, что под боком, в Крево, тоже видят женщину в белых одеждах [2]. Или это своеобразная музейная притча, которую рассказывали день за днем посетителям экскурсоводы и после поведали журналистам [1]. Однако у краеведа Э. Корузна в книге, посвященной Гольшанам, черным по белому написано, что Дама именно черная, он пишет: «Мистические события, описанные в романе, Черная дама, – все это воспринималось как что-то реально существующее в Гольшанах. Причем призраки будто бы покинули ныне забытый всеми замок и переселились в здание монастыря. Черная дама обычно появляется в ясную ночь в образе тонкого силуэта на фоне окна или ниши [19] ».
Распределение наблюдаемых образов по цвету следующее: белый – 5, серый – 3, темный, черный – 2, со свечением – 2, огненный – 1. Сообщали также о туманном силуэте – 2, силуэте в полуистлевшей одежде – 1, облаке, напоминающем человека – 1, толпе людей – 3, снопе искр – 1. Интересным представляется тот факт, что среди всех наблюдений о белом силуэте сообщали лишь подростки 9–15 лет: этой закономерности еще нужно найти логическое объяснение. Более того, все контакты с белым силуэтом происходили в некотором отдалении от монастыря и больше напоминали встречи с подзабытой уже Богородицей. Все остальные фигуры были либо черными, либо серыми, «огненными», или о цвете не было сообщено.
В кабинете Чеславы Окулевич ученые Национальной академии наук Беларуси проводили замеры и зафиксировали повышенное электромагнитное поле, но точных значений нам разыскать не удалось [26]. В соседних помещениях никаких магнитных аномалий не было обнаружено [43], не выявила в них отклонений в магнитных или электростатических полях и совместная экспедиция «Парамира» и «Космопоиска» [31]. Исследования, проведенные в 2001 году изыскателями из этих групп, также показали наличие сильных электромагнитных полей в кабинете директора музея, не являющихся, однако, наведёнными электрической сетью монастыря, так как исследования проводились и при полностью отключенном электроснабжении. Можно предположить, что эти поля влияют на состояние человека, долгое время находящегося под их воздействием. Результаты измерений нигде опубликованы не были [31, 6]. Главный врач Гольшанской участковой больницы Альфонс Брониславович Лавринович считает, что все образы являются галлюцинациями, но на вопрос, почему разным людям примерно в одном и том же месте являются схожие видения, ответить затруднился [1].
В 2000 году экспедиция «Парамира» использовала ультразвуковой датчик движения, оснащенный сигнализацией. Датчик был настроен на перемещение объекта размерами не менее средней величины собаки и на появление в зоне его действия плазменных образований (на огонь зажигалки, к примеру, он реагировал примерно с расстояния 5–6 метров, на приближающегося человека – с 12–15 метров), так что на пробежавшую мышь или крысу он бы не среагировал [31, 39]. Датчик постоянно срабатывал, что дало повод предположить наличие некой субстанции, перемещающейся ночью в коридорах монастыря [31, 39]. Однако, по словам А. Языкова, сконструировавшего датчик, летучие мыши, использующие для перемещения принцип ультразвуковой эхолокации, вполне могли вызывать ложные срабатывания прибора.
Никто из журналистов не сомневается также в том, что активность аномалии начинается ровно в полночь. Конечно, это пошло от В. Короткевича, который писал «Полночью каждой такою» (см. эпиграф). Точное время известно лишь в нескольких эпизодах, увереннее можно говорить о времени суток. Временная привязка выявляется нами в 22 случаях. Распределение всех наблюдений по этому показателю следующее: ночь – 13, день – 6, вечер – 2, утро – 1. Писатель оказался прав, только разбежка ночных наблюдений довольно широка и дневные наблюдения, которые тоже должны быть учтены, составляют немалые 27 %. Немалый процент упоминаний о «шагах», «шорохах», «стуках», «серых тенях» и прочем может быть объяснен наличием в монастыре устойчивой популяции летучих мышей, активизирующихся в темное время суток.
Во время нашей экспедиции 2007 года проводилась также термометрия некоторых помещений (см. рисунок). Один из датчиков зафиксировал скачки температуры, один датчик пропал. Наиболее вероятная версия его исчезновения на сегодняшний день состоит в том, что он оказался «добычей» каменной куницы, небольшая популяция которых обитает в монастыре.Хрональные аномалии отмечались как многими местными жителями и сотрудников музея, так и приезжающими людьми и простыми туристами. Так, за 6 дней часы всех участников экспедиции «Парамира» в 2000 г. стали спешить примерно на 10–15 минут. Кроме того, в одном из подземелий этой экспедицией найден участок, «где время течёт ещё быстрее, чем во всём остальном замке, разница же с нормальными условиями там составляет около 5–7 минут в сутки» [31]. Чеслава Окулевич утверждает, что за 9 лет сменила 12 наручных часов. В электронных быстро садится питание, а потом они просто выходят из строя; механические сначала начинают отставать, а затем также перестают идти [12]. Возможно, это связано с чрезмерной сыростью, быстрый разряд аккумуляторов фиксировался и во время экспедиции 2000 г. [39]. Во время пребывания в монастыре (2005 г.) поисковиков Уфокома Анны Масюк и Елены Илюхиной в комнате, где ранее часы «начинали врать», ничего сверхъестественного не произошло: часы и компас работали нормально.
Попытка повторить эти данные предпринята нами во время экспедиции 2007 года. Датчик на основе двух синхронизированных кварцевых генераторов (изготовленный А. Языковым) не зафиксировал в этот раз никаких отклонений в ходе времени. Аномалий не было выявлено ни в одном из участков подвала. В 2007 году также не показал никаких отклонений от фона и датчик эклетростатики. Возможно, потому что к этому моменту наблюдения привидения значительно сократились.
Инфракрасный датчик, используемый в 2007 году, был разделен на четыре секции, каждая из которых осуществляла мониторинг определенной области пространства перед ним, всего по четырем направлениям (изготовлен В. Скворцовым, Космопоиск). Установлен он был вначале на втором этаже, а потом в одном из подвалов. Сработали одновременно все индикаторы [3]. Эти срабатывания были идентифицированы как ложные и были объяснены тем, что он испытывался в тестовом режиме и требовал дополнительной настройки и калибровки.
Территориальное распределение случаев довольно пестро. Ниже представлена карта появления привидений в монастыре, составленная В. Гайдучиком по результатам экспедиции 2007 года. Серым цветом обозначена часть, занимаемая католическими священниками (проход туда закрыт). Радиационный фон, измеренный во время экспедиции 2007 года почти во всех доступных частях монастыря, был в норме, выявлено превышение только в нескольких участках: самое высокое однократное значение зафиксировано в одном из подвалов – 42 мкР/ч. Газоанализатор в подземельях не выявил содержания в воздухе посторонних примесей [3].
Иногда можно найти информацию о том, что сами Гольшаны расположены на разломе. Приводятся также слова старожилов, которые вспоминают, что еще 50–60 лет назад на месте одного из холмов была видна трещина в земной коре огромной глубины [41]. Установить того, кто сделал такое заключение, мы так и не смогли. Все это больше напоминает отголоски легенды о провалившемся на городище храме, когда якобы «образовалась огромная яма на вершине горы». Вообще разломы различных порядков присутствуют практически повсеместно (см. рисунок). Окончательно прояснить ситуацию смогут только высококвалифицированные геологи.
И все же, несмотря на ряд экспедиций и исследований, на сегодняшний день глубинные причины возникновения комплекса аномальных явлений в Гольшанах все еще остаются не выясненными. Вызывает ли их к жизни некое прошедшее или будущее событие, обстановка в стране или же они обладают какой-то более жесткой цикличностью? Например, некоторые цикады находятся в состоянии спячки в течение 12 лет, появляются на 13-й год на поверхности всего на несколько дней лишь для того, чтобы произвести на свет потомство и вновь исчезают на такой же период. Если начинать отсчет с предыдущего, известного нам появления женщины в белых одеждах, очередной виток этого стопятидесятилетнего цикла оставил немало пищи для ума нам и нашим будущим потомкам. Будем надеяться, что, если не мы, то хотя бы они смогут встретить это загадочное явление во всеоружии.
Если вы хотите поделиться с нами своими наблюдением или соображением, пишите на ufocom@tut.by
Литература:
1. Богданов, В. Мои поиски Белой Дамы / В. Богданов // БДГ. Для служебного пользования. – № 2 (13), февраль 2003.
2. Бутов, И. Крево: привидение в стадии ремиссии / И. Бутов // Уфоком. [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-4289-krevo-prividenie-v-stadii-remissi.html. 02.09.2010.
3. Бутов, И. Отчет об экспедиции в Гольшаны / И. Бутов // Уфоком. [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-3931-otchet-ob-ekspedicii-v-golshani.html. 10.03.2007.
4. Бутов, И. Разведпоездка по Кобринскому району вслед за подолом свадебного платья призрачной невесты / И. Бутов [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-4210-razvedpoezdka-po-kobrinskomu-rajonu.html // Уфоком. 18.07.2010.
5. Варган, С. Кто был прототипом призраков «Черного замка Ольшанских»? / С. Вараган // Школа жизни [Электронный ресурс] Код доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21227.
6. Вильямс, Б. Магнитные поля и феномен появления призраков: типичные примеры для исследователей паранормального / Б. Вильямс, А. Вентола, М. Вилсон // Современные исследования полтергейстной среды. Мн.: Права и экономика. 2012. –С. 133–137.
7. Гайдучик, В. Белорусская «Грабарка»: святое место Каменецкого района / В. Гайдучик // – Аномалия. 2010. – № 4. – С. 18–21.
8. Гайдучик, В. Случаи наблюдения призраков в монастырском комплексе. Приложение к отчету об экспедиции в Гольшаны 28 февраля–3 марта 2007 / В. Гайдучик // Уфоком. Рукопись.
9. Галаган, Э. Замурованные заживо / Э. Галаган [Электронный ресурс] Код доступа: http://tainy.info/history/zamurovannye-zazhivo // Тайны XX века.
10. Гольшаны / составитель Э. С. Корзун. – Минск: Полымя, 1987. – 85 с.
11. Гусева, Е. В Гольшанах Белая Панна до сих пор мстит за свою смерть / Е. Гусева // Комсомольская правда в Беларуси. 10 июня. 2010.
12. Гутовский, В. Гольшанские призраки / В. Гутовский // Русская Америка. 2007. –№384.
13. Дучiц, Л. Сакральная геаграфiя Беларусi // Л. Дучiц, I. Клiмковiч. – Мiнск: Лiтаратура i мастацтва, 2011. – 384 с.
14. Зеленин, Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934–1954 / Д.К. Зеленин. – М.: Индрик, 2004. – С. 145–175.
15. Карабанов, А.К. Неотектоника Беларуси. Дис. … д-ра геол.-минерал. наук , А. К. Карабанов. – Минск, 2002.
16. Казюлин, В. Ожившие тени Гольшанского замка / В. Казюлин // Туризм и отдых– 7 июня 2001. – №23.
17. Казюлин, В. Силуэты замка Гольшанского / В. Казюлин, Д. Корсак // Знамя юности. –2 сентября. 2000.
18. Клімковіч І. Ахвяры жахлівых абрадаў // Маладосць. 2010. – № 4. – С. 59–64.
19. Корзун, Э. С. Гольшаны / Э. С. Корзун, Ю. И. Николаев. – Минск, 2005. 131 с.
20. Корсак, Д. По следам «Белой панны» / Д. Корсак // Советская белоруссия. – 27 сентября. 2003.
21. Караткевіч, У. Чорны замак Альшанскі / У. Караткевіч. Мінск: Мастацкая літаратура, 1983. – 357 с.
22. Короткевич, В. Черный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха / В. Короткевич. Авторизованный пер. с белорусского Валентины Щедриной. Минск: Мастацкая лiтаратура. 1984. – 525 с.
23. Красневский, Н. Призраки Гольшанского замка. Народные легенды / Н. Красневский [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.olshansky2004.narod.ru/fonprizrak.htm.
24. Космогеологическая карта СССР: 1982 / Оформ. в центр. фотограмметр. предприятии ПГО «Аэрогеология». – М.: Аэрогеология, 1984. – 16 л.
25. Ляўковiч, А. Чорны Замак Гальшанскi / А. Ляўковiч, М. Лiтвiнаў // Звязда. – 14 чэрвеня 1997.
26. Малиновский, С. Призрачный замок Гольшанский / С. Малиновский // Комсомольская правда. – 14 июля 2000.
27. Метельская, Н. О призраках и призрачном замка Гольшанского / Н. Метельская, Ч. Окулевич // Архитектура и строительство. – 24 июля 2003.
28. Мытько, О. Белая панна: Гольшанское привидение / О. Мытько // 7 дней. – № 15. 12 апреля 2012.
29. Мытько, О. Замурованная в стене или Что происходит в Гольшанском музее / О. Мытько // 7 дней. 9декабря. 2000. – №50. – С. 7.
30. Покровский, Ф.В. Археологическая карта Виленской губернии / Ф.В. Покровский Вильна: Типография А. Г. Сыркина, 1893. – XVIII. 164 с.
31. Рафеев, Ю. Привидения Гольшанского замка-2, или неделя в монастыре / Ю. Рафеев // Секретные исследования. 2001. – 14 мая. С. 8–9.
32. Свiрко, I. Стагоддзi ужо плача там Белая Панна / I. Свiрко // Рэспублiка. 30 марта 2001.
33. Секретные территории: Куда ведет бездна // Рен-ТВ. 19.10.2012.
34. Секретные территории: Гости из параллельных миров // Рен-ТВ. 11.05.2012.
35. Суворова, А. А. «Замурованная невеста»: этюд на гендерную тему / А.А. Суворова [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/41190.php // Образовательный портал «Слово». 20.07.2009.
36. Существовал ли «Черный замок Ольшанский» Короткевича на самом деле? // СТВ. Программа «Утро». 16.09.2010.
37. Фантастические истории. Жизнь после смерти. Выпуск 25 // Рен-ТВ. 2007.
38. Формозов, А. А. Строительные жертвы на поселениях и в жилищах эпохи раннего металла // Советская археология. – 1984. – № 4. – С. 238.
39. Чернобров, В. Тайны параллельных миров / В. Чернобров. – М.: Вече, 2001. – 400 с.
40. Шарай, Н. Вечные призраки черного замка Гольшанского / Н. Шарай, А. Мызенко // Свободные новости. 13–20 июля. – 2001. – С. 20–21.
41. Экскурсия «Зодчество Налибокского края (Гольшаны–Боруны–Крево)» [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ekskursii.by/?go&obj=27.
42. Якушкина, Е.И. Жертва в традиционной культуре сербов / Е.И. Якушина // Живая старина. – № 1. – 2002. – С. 59.
43. Яновская, О. Гольшанские тайны / О. Яновская // Экспресс-новости [Электронный ресурс] Код доступа: http://expressnovosti.narod.ru/25/soc.htm.
44. Persinger, M. A., & Koren, S. A. (2001). Predicting the characteristics of haunt phenomena from geomagnetic factors and brain sensitivity: Evidence from field and experimental studies. In J. Houran & R. Lange (Eds.) Hauntings and Poltergeists: Multidisciplinary Perspectives (pp. 179–194). Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc.10.
Также опубликовано: вестник «Аномалия». № 3, 2013.