Путевые заметки 2: разведэкспедиция в поисках циклопических сооружений Скригалова
Шесть лет назад появилась первая часть наших «путевых заметок». Путешествие на велосипеде позволило пролить свет на бытующую в окрестностях Больших и Малых Сухаревичей древнюю легенду о таинственных одноглазых великанах. 30 июля 2011 года сменив двухколесного друга на автомобиль, мы отправились искать, по всей видимости, обиталища тех самых исполинов. Речь шла о сооружениях, выстроенных из немыслимых по размеру каменных блоков, аналогов которым в белорусской исторической науке никак не находилось.
Не так давно автор этих строк был в Институте истории Национальной Академии Наук Беларуси и беседовал с Эдуардом Михайловичем Зайковским – археологом, историком, одним из основоположников астроархеологии в нашей стране. «Есть для для Уфокома одно задание», – сказал он. У меня никак не получается его проверить, другие мои коллеги от него отмахиваются. Вам же оно как раз по плечу и по вашей части. Вацлав Ластовский в своем рассказе «Лабиринты» описывает, что недалеко от Скригалова до наших дней сохранились некие «остатки циклопических сооружений в форме огромных каменных блоков». Нужно проверить эти данные».
Правечны Кон даў права, закон людзям, звярам, птахам, полазам, рыбам, расцiнам i наогул усяму, што жыве, родзiцца i памiрае. Усталяваныя iм законы вечныя й непарушныя. Галоўнае месца ў нашым краi, дзе складалi яму чэсць, быў Тураў i мясцовасць Скрыгалава, недалёка ад Турава, дзе дагэтуль захавалiся рэшткi так званых цыкляпiчных будоўляў у форме аграмадных каменных блёкаў.
Вацлаў Ластоўскі «Лабiрынты»
Да, произведение художественное, но сам Ластовский, написавший «Лабиринты» историк, филолог, директор «Белорусского государственного музея» (кстати, позже ставший премьер-министром Белорусской Народной Республики) наряду с вымышленными событиями упомянул и найденные позже археологические памятники. Например, Уфоком уже подтвердил существование под Полоцком сети подземных ходов, а учеными из Института Истории установлено существование на Богинском озере в Витебской области «божницы», выполнявшей, по всей видимости, функции «солнечных часов». Через середину единственного окна этого еще и астрономического памятника луч солнца проходил только ровно в полдень. Это капище было позже уничтожено во время «польского восстания».
Я там ня ведаю, якое названне насiлi святары дахрысцiянскiх часоў. А што яны займалiся астраномiяй – гэта пэўна. Ваша, хiба ведаеш, – звярнуўся да мяне, – Богiнскае возера? Цiкавы закутак! Уся ваколiца поўная старога жыцця. На возеры ёсць паўвостраў Богiна, а таму Богiна, што там былi знамянiтыя бажнiцы. У канцы возера iдуць валатоўкi бронзавага веку, на пясчыстым урочышчы; гэта месца – жалю, смутку, па-нашаму – могiлкi – носiць найменне Жаль-Бор. На востраве, яшчэ да скасавання паншчыны, трымаўся высокi капец, у сярэдзiне каторага была старой веры бажнiца з адзiным аконцам, праз якое прамень сонца ўсярэдзiну падаў толькi роўна ў поўдзень. Капец гэты ўзарвалi маскалi ў часе польскага паўстання, думаючы, што гэта нейкая крэпасць.
Вацлаў Ластоўскі «Лабiрынты»
Так как краеведческого музея в Скригалово не оказалось, то мы направились в единственную местную среднюю школу. Побеседовали с ее директором. Женщина сообщила нам адрес учителя истории. Кто еще будет знать больше про окрестности своего города? Связавшись с «историком» выяснили, что ничего подобного в этих краях нет. Может быть замечание о мегалитах явилось попыткой создания адаптированного под старину современного мифа? Тем более автора «Лабиринотов» уже уличали в небольшом искажении фактов, а печатался Ластовский и в различных серьезных научных журналах. С другой стороны, не хотим ли мы слишком многого от художественного произведения?
Вторым человеком, проявляющим любопытство к своему родному краю, оказалась Майнгард Лариса Арсеньевна, которая ведет краеведческий кружок «Мая вёска». Хотя в окружающих лесах есть множество интересных названий, таких как Чертень или Гнилое болото, а про деревню Лешня можно выслушать отдельный доклад, но вот камнями окрестности Скригалова не обзавелись. Здесь нет ни известных следовиков, ни камней-кравцов, ни валунов с надписями. Нет здесь и «циклопических сооружений» Ластовского…
Досадно, что историей своих окрестностей интересуются так мало народа. Но рука не поднимается поставить точку в этой истории. Эдуард Зайковский предположил, что в начале века старожилы могли еще передавать легенду о каменной конструкции, но после, в годы советской власти, она могла забыться. Может быть читатели нашего сайта помогут нам в установлении истины? Может быть встречались они с какими-то странными сооружениями в окрестных лесах? Пишите нам о подобных встречах по адресу ufocom@tut.by