Разведпоездка по Оршанщине в поисках провалившейся «золотой церкви»
25-27 мая прошли несколько разведпоездок в Оршанском районе. Традиционный субботник в Купе, совмещенный с полевым сбором «Уфологического комитета» состоялся 25-26 мая. Затем участники направились в… «бермудский треугольник». Именно так одна из газет назвала окрестности деревень Черкасово, Заречье и Кашино, где по утверждениям той же газеты постоянно наблюдаются НЛО, привлекаемые провалившейся под землю золотой церковью. Но и это еще далеко не все…
Субботник в Купе
Камни Купы всего за год почти полностью скрылись под слоем растительности – выделяются только несколько наиболее крупных валунов. Несмотря на это были проведены съемки первой части документального фильма, который будет доснят в августе этого года на оз. Яново в другой каменной обсерватории (знаменитые «Камяни»). Усилиями семи человек урочище приобрело божеский вид. Самое пристальное внимание в этом году было уделено соседним с Купой камням-жертвенникам. Еще при подготовке этой поездки мы решили, что традиционный камень с целебной водой, мог быть чем-то вроде центра второй окружности. Что, если предположить, что рядом располагалось два урочища? Тогда Купа-2 тоже нуждалась бы во всестороннем изучении. Пока можно сказать лишь о том, что в Купе-2 меньше камней и они имеют неправильные очертания. Ответы на наши предположения дадут последующие экспедиции.
И забегая вперед сразу две хорошие новости. Во-первых, в Институте Истории все-таки заинтересовались нашими исследованиями и решили организовать собственный осмотр «Оршанского Стоунхенджа», как мы без обиняков обозвали его на нашем сайте. Почему вновь вспомнилось это более чем спорное название? Владимир Ларионов, научный консультант Белорусской Энциклопедии решил провести собственные расчеты, посетил Купу и теперь уверен, что это астрономическая обсерватория! Так что этот независимый эксперт немного поубавил пыл у любителей лишний раз поерничать над Уфокомом.
Слышали звон!
Вечером 26 мая участники разведпоездки выдвинулись на новое место с целью проверки информации журналитски Людмилы Маршалович, которая написала в газете «Белорусская нива»: В районе деревень Черкасово, Заречье и Кашино, что на территории Межевского сельсовета Оршанского района, образовался, как утверждают местные жители, свой бермудский треугольник...
Тут якобы не раз наблюдали... неопознанные летающие объекты. Вот и недавно пенсионерка из деревни Заречье Нина Морозова видела своими глазами светящийся в вечерней темноте тарелкообразный предмет. По словам женщины, НЛО даже пытался... преследовать ее!
- Ничего удивительного! - утверждает другой пенсионер, Михаил Атрашкевич, который искренне верит словам своей землячки. - Еще в детстве наши бабушки рассказывали легенду о том, что в этих местах, под землей, находится церковь из чистого золота. Вот она, небось, и привлекает инопланетян...
Старожилы рассказывают, что во время войны немцы хотели провести здесь раскопки, но не успели. Живой интерес к местности есть и у современных белорусских археологов, которые обследовали крутой - высотой в 10 метров - курган у деревни Черкасово. Судя по обнаруженным там находкам, в этом месте было самое древнее поселение Оршанщины. О чем теперь и свидетельствует специальная табличка. Между прочим, курган - охраняемый государством исторический памятник.
Жители окрестных деревень уверены: их местность таит много исторических и природных загадок [1].
Лагерь решили разбить возле кургана, на котором по легенде когда-то стояла золотая церковь (GPS-координаты: N 54º 36' 08.4" E 30º 16' 04.1"). Очень быстро стало понятно, что в курган вряд ли могло что-то провалиться, а если бы и провалилось, это бы обнаружили археологи. Ведь они не просто «обследовали» местность, а произвели раскопки и установили, что это городище 6-10 веков. Вот, что удалось разыскать в «Энциклопедии археологии и нумизматики»:
Городище. На сев.-вост. окраине деревни, на левом берегу р. Пачаница, в урочище Замчище (Городок). Площадка ровная, размеры 55 х 45 м, имеет крутые склоны высотой около 10,5 м. По периметру укреплена подковообразным валом высотой 1,5 – 4,5 м; со стороны поля вдоль городища прослеживается второй вал высотой около 2 , шириной 6-7 м и слабо выраженный ров. Известно с 1873. Исследовали в 1928 С.А. Дубинский (вскрыто 65 м кв.), в 1989 О.Н. Левко (вскрыто 60 м кв.), исследовал в 1971 Л.Д. Поболь. Культурный пласт 1 – 3,2 м.
В нижнем и среднем горизонтах, насыпанных углем, найдена лепная штрихованная, с расчесами и гладкая керамика, серпоподобный нож, косая горбуша, шпоры, наконечник копья, костяные проколки, амулеты, изделия из бронзы. Находки имеют черты пеньковской, тушемлинской и банцеровской культур. Выявлены остатки внутривальных деревянных конструкций 6-8 вв. н.э. В верхнем горизонте найдены материалы преимущественно эпохи Киевской Руси: керамика, бронзовые и фрагменты стеклянных браслетов, перстень, железные шпильки с кольцом. Среди наиболее интересных находок – амфорка киевского типа и свинцовая печатка. Кольцевой вал 3-й четверти 1-го тысячелетия н.э. в эпоху Киевской Руси был нивелирован, и площадка городища расширилась [2].
Сейчас на территории городища остались незасыпанными два раскопа размерами примерно 1 х 1,5 м: первый – на краю площадки городища у внешнего вала, второй – на втором подковообразном валу за остатками рва. Местные жители упоминали, что самовольные раскопки предпринимали и местные подростки. Но никто ни подростки, ни археологи не добрались даже до золотого купола…
Легенды о провалившихся под землю церквях распространены по всей территории Беларуси. Еще очень часто церкви "пришибают" камнями или топят в озерах. Одна из предыдущих экспедиций была также связана с подобной историей. Э. Левков видит корни этих легенд в том, что раньше был конфликт между христианством и "служителями культовых валунов", язычниками. Он пишет (перевод с белорусского наш):
«Среди жертвоприношений чаще других встречались лен, шерсть и другой материал для пошива одежды. Один только вид ткани на валуне, даже у человека с небогатой фантазией, мог породить историю про камень со способностью шевца. Во-вторых, мотивом могло быть и то, что служители культовых валунов занимались в основном этим ремеслом. Враждебность к церкви видна даже в рассказах про способности их продукции: в обуви или одежде, "сделанных" камнем, нельзя было ходить в церковь [3].
О расположенной рядом с курганом возвышенности довелось услышать, что там находилось кладбище (даже самые старые жители не знают – какое именно), на котором хоронили умерших от различных заразных болезней. В связи с этим крайне не рекомендовалось там собирать щавель и заготавливать сено для скота. Это «кладбище» оказалось на поверку селищем.
Селище. На сев.-вост. окраине деревни, за 100-150 м на восток от городища. Выявил в 1928 Дубинский, обследовала в 1989 Левко. Культурный пласт 0,5-0,8 м. Найдены фрагменты древне-русской лепной керамики. Раскопки не проводились [2].
Чтобы проверить слухи о многочисленных наблюдениях НЛО, мы опросили местных жителей. Нина Петровна Морозова оказалась единственным свидетелем наблюдения «тарелки» (в прошлом или позапрошлом году, точно не помнит). НЛО ее не преследовал, как написано, а напугал своим быстрым перемещением. Не только она, но и все, с кем нам удалось поговорить, были единодушны – никаких НЛО тут никто больше не видел, статью читали, но только смеялись. Оказывается, журналистка даже не приезжала в эту деревню, а услышала об этом наблюдении через каких-то сторонних людей в Орше. Белорусский «Бермудский треугольник» оказался очередной несостоявшейся сенсацией, высосанной из пальца. Автор статьи «услышала звон» провалившейся церкви, но не так и не удосужилась последовать мудрой пословице и узнать, откуда он.
Осталось проверить легенду с раскопками возле городища. Легенду или нет, но вот это в сознании старожилов действительно воспринимается как реальный факт. Нам рассказали, что некая немецкая экспедиция действительно решила провести раскопки возле вышеозначенного кургана, но не успела. Русские как раз перешли в наступление… Что могли искать немецкие историки третьего рейха у безвестной деревушки? Следы пребывания готов? Этого мы, скорее всего, никогда не узнаем.
1. Маршалович Л. Подземная золотая церковь привлекает НЛО? / Маршалович Л.// Белорусская нива. 27 января. 2007.
2. Ляўко В.М. Чаркасова // Археалогія і нумізматыка Беларусі: Энцыклапедыя. Мн: БелЭн, 1993. – С. 642.
3. Ляўкоў Э. А. Маўклiвыя сведкi мiнуўшчыны / Ляўкоў Э. А. Мн.: Навука и технiка, 1992.