Мифы и быль Беларуси о русалках
Со всеми тракторами, зверями, людьми.
Только ведьмы колдуют, шевелятся могилы
Да русалки всплывают, просят любви!
DDT ("Полная луна")
Когда-то давным-давно ангелы выбрали из себе же подобных одного и поставили начальником. Прошло немного времени, и он стал роптать на Всевышнего:
- За что, - говорит, - будем слушаться мы Бога? Что такого удивительного сделал Господь - сотворил человека. Мы и сами сделаем такого же, даже по лучше.
Некоторые из ангелов купились словами обманщика и подумали: и точно, зачем мы будем слушаться Бога? Пойдем и сделаем такого же, а может и лучшего.
Пошли и давай мутить озера и реки. Наработались так, что почернели, как уголь, но человека сотворить не сумели. Лица же непокорных сделались от работы страшными, на головах выросли рога, вместо языков - огненные жала.
Другие ангелы, посмотрев на "горе-мастеров", отреклись от них. Если уж они мутили воду, сделав из нее болото, значит, и назначено им жить там.
Это одна из Белорусских легенд, повествующая о происхождении водяных и прочей нежити, обитающей по поверьям в водоемах - начиная от колодцев и болот, а заканчивая безбрежным океаном.
На Витебщине издревле обитали и водяные, и русалки. Они, как отмечал еще В. Даль, здесь, на севере, в отличие от своих южных собратьев (мавок), "злые, из числа нежити". Причем есть у них характерный портрет, составленный именно со слов жителей области.
Водяной - это "глубокий старец среднего роста, с длинной густой бородой и такими же длинными волосами на голове в форме клина, с гладкой, блестящей кожей, расплывчатым (меняющим очертание - И. Б.) лицом, отвислым пузом и непропорционально длинными ногами (!), между пальцев которых расположены перепонки. Кроме того, и все тело водяного покрыто волосами, которые при ближайшем рассмотрении оказываются или струйками воды, или чем-то наподобие водорослей..."
Утопленниц-русалок, вечно юных и по-колдовскому красивых, отличал от обычных людей еле видный оттенок креста между грудей, который кстати говоря, был различим именно за девять шагов от водной обитательницы. Русалками становились "выродки человеческих дочерей" или дочки, проклятые родителями еще в утробе матери, могли это быть и те, которые умерли некрещеными (но обязательно в воде!), и молодые утопленницы, покончившие с собой в "тихом омуте". Чрезвычайно было распространено мнение, что русалки - это именно души детей женского пола, умершие в раннем возрасте, но затем преобразившиеся во взрослых "девок с распущенными волосами". Судя по этому русалок особенно много у нас расплодилось за годы Советской власти. Младенцев крестили редко, особенно в 30 - 40 годы. Самому души можно было лишиться…
Как только к нам поступил сигнал из Витебской области о наблюдении русалок в затерявшемся среди Городокского леса Святом озере, мы незамедлительно выехали по "паранормальному адресу". Двухчасовые блуждания по дремучему бору увенчались успехом - мы стояли на берегу чудесного озерца!
Что удалось выяснить?
Об озере сообщил в Могилевское представительство Евгений Рулько, житель г. Городок.. Он говорил и о встречах с русалками на берегу озера и, со слов отчима, о высовывающейся из под воды руке... Он сопровождал нас всю поездку и поиски озера в лесу. Причем странно то, что мы нашли озеро уже полностью отчаявшись - в самый последний момент, когда хотели повернуть назад.
Поиски сведений oб озере мы продолжили в районной библиотеке. По легенде сам Люцифер утопил некогда в озере церковь и поэтому дно его в самой преисподней. Еще странность - вода озера обладает неким усыпляющим эффектом. Скажем, однако, прямо - ничего "такого" мы не увидели, да и к рассказам отнеслись довольно скептически. Хотя, чем русалки хуже зеленых человечков? Судя по их волосам, они могут являться НЛО-навтам если не мачехами, то, по крайней мере, крестными матерями. Не говоря уже о том, что они любят похищать народ и утаскивать его, правда не в заоблачные высоты, а в водяную бездну…
Обитательницы витебских озер и болот, по словам этнографов, имеют ласковые голубые глаза, которыми так удачно приманивают своих жертв. Но поймав неудачника, эти глаза остаются стеклянными и неподвижными, как у покойника. По их прозрачному телу рассыпаны русые волосы, у некоторых русалок кудри напоминают клочья зеленой тонкой осоки.
Заходят русалки, по поверьям, в луга, поля и даже в лес. Там они качаются на ветках с криками "Ре-ли, ре-ли". А в поле - берегись, а то защекочут до смерти и утащат в ближайшее болото.
Но были, естественно, и проверенные способы защиты. Нужно было, только заметив русалку, быстренько сказать: "Чур моя!". Тогда русалка не только не тронет смельчака, но и пойдет с ним в дом, где будет, правда не очень долго, выполнять всю домашнюю работу. Питаться же будет только парами от горшков из печки. Идеальная жена! Другой способ: нужно было начертить на земле крест, обвести кругом и стоять. Русалки тогда не подступятся...
От лесных русалок было труднее всего защититься. Но если уж повстречался, отрывай рукав рубашки и кидай красавицам, иначе ждет неизбежная гибель!
Сегодня мы привыкли считать, что встречи с русалками и водяными - неотъемлемый атрибут седой старины. Однако, вот удивительно, в самые последние годы из разных частей Беларуси продолжают приходить сообщения о встречах с "хвостатыми"!
К примеру, под Мозырем есть Красное болото, в окрестностях которого грибники часто встречаются с непонятными существами, более всего похожими на мифических водяных. Сведения об этом месте собирет Мозырьская региональная группа. 26 июня 2001 года один из очевидцев поехал за водой на освященный источник вблизи д. Каменка (Мозырский район). Там очень чистая вода, и место само по себе очень хорошее и спокойное. Однако, не доходя метров 10 до криницы, он заметил там ребенка, лет 11-12, девочку. Она сидела и пила воду, набирая ее ладонями.
"Я уже хотел было позвать ее и спросить, не потерялась ли она, как та оглянулась. Мне стало не по себе - я уже сталкивался с такими глазами, цвета морской волны. Не помню, как, но я оказался на расстоянии вытянутой руки от этой девчонки. Она мне улыбнулась (скорее, одним взглядом, чем мимикой) и протянула ладонь полную ярко-красных ягод".
"...Где-то вдали хлопнула дверца автомобиля (это кто-то еще остановился набрать воды), девчонка оглянулась, и рванула куда-то в сторону. Через мгновение я осмотрелся-никого не было, кроме мужика с канистрой для питьевой воды.
О том, что это было реально, говорили рассыпанные ягоды и "тупая" головная боль (несильная). Я посмотрел на ягоды. Это оказались волчьи ягоды... Но я вспомнил, что когда-то мне описывали глаза у русалки, так вот-эти глаза я только что видел..."
Житель Столинского района Брестской области рассказывает: "Неподалеку, на берег выбрался здоровенного телосложения мужчина. Сел и волосы свои длинные спутанные перебирает. Руки и ноги, как столбы, спина, будто шкаф, а между пальцами кожа такая, как у уток или гусей". Человека с длинными когтями и зелеными волосами, который вылез из болота, также описывает со слов бабушки житель Дрогиченского района («За смугою мифа», Ненадавец А.М., Минск, «Беларуская наука», 1999)
Витебская область - излюбленное место действия демонологических героев Я. Борщевского. Один из рассказов "Варажбiтая русалка" повествует о странной способности жен водяных к перевоплощению в различные предметы, людей, зверей, чаще всего в водоплавающих птиц, например, уток.
На озере Нарочь по поверьям к русалкам уже привыкли и относятся так же, как к щукам, окуням, налимам. Всю белорусскую историю нас сопровождают эти игривые создания и впервые возник вопрос - а что если это реальность? Тогда в наши сети, быть может, уже скоро попадется этот самый сказочный русал...