Полтергейст, колдовство и охота на ведьм
Может ли полтергейст быть «наслан» с помощью черной магии?Во времена охоты на ведьм многие демонологи стали считать полтергейст не просто проделками чертей и демонов, с которыми надо сражаться духовным оружием, а результатом колдовства. По словам Натаниэля Крауча, более известного под псевдонимом Роберт Бертон, «ведьмы много раз были причиной странных беспорядков, что бывают в домах, населенных злыми духами» [1].
Один из самых знаменитых полтергейстов, закончившихся процессом над ведьмой и ее публичной казнью, произошел в городке Шильтах, тогда принадлежащем Швейцарии, а в наши дни находящемся в немецкой земле Баден-Вюртемберг. Он так потряс современников, что ему были посвящены два памфлета и «летучий листок» с рисунком ведьмы, сгорающей на костре в соседнем городе Оберндорф. Сам Шильтах уже не годился для проведения аутодафе – городок был полностью уничтожен пожаром, который, как считали современники, возник из-за нечистой силы [2].
Полтергейст впервые проявил себя в ночь «на день Благовещения Богоматери», т. е. с 24 на 25 марта 1533 г. В трактире «Золотая Звезда» раздался странный свист, не похожий на тот, что «человек мог бы издавать своим ртом». Он насвистывал мелодии «мирских песен» и в то же время бросал камни, деревяшки и другие предметы. Никто не смог «увидеть, схватить, услышать или почувствовать» бросающего. Хозяин трактира Яков Шернлин попытался как-то успокоить семью и работников, взывая к их «христианской вере, к страху и любви Божьей» и уверяя, что Господь их не оставит. Полтергейст ответил на его слова свистом, да таким, что присутствующие поняли: это не кто иной, как дьявол. Попытки найти источник свиста были безуспешными – он начинал звучать в другом месте, как только нему подходили поближе. Свист раздавался всю ночь то в гостиной, то под столом, то возле кухни, «так что многие его слышали».
В пятницу вечером, 28 марта, хозяин пригласил посмотреть на безобразие несколько духовных и светских лиц, чтобы они «сами узнали об ужасных и чудесных деяниях», потому что «тот, кто не слышал этого сам, не поверит». Не успели они с домочадцами лечь отдохнуть «во имя Божье», как «чудесные деяния» начались снова, еще более чудесные и «чем дальше, тем ужаснее». Священники призвали нечистую силу дать ответ, и он был дан в виде свиста и метания предметов, причем некоторые получили «чувствительные» удары. На вопрос, кто он, раздался такой свист, что и священникам стало понятно, что это дьявол.
Тут вмешался один из присутствующих мирян и спросил, как тот свистит и может ли засвистеть, как дрозд, синица или ворона. «И как у каждой птицы есть своя природная песня, так и он пел и свистел точно так же». Его вороний крик был особенно впечатляющим: «такого жуткого, дьявольского крика никто никогда не слышал». Потом выяснилось, что полтергейст может говорить. Сначала голос был похож на женский, но чем дольше говорил, тем грубее становился. Его спросили, может ли он сказать, кто находится в комнате. Тот назвал каждому имя и крестильное имя, «будь то женщина или мужчина, священнослужитель или мирянин»; он знал не только о присутствующих, но и об их родственниках. «Знает ли он также о злых женщинах, которых называют нечестивыми, и кто они?» На этот вопрос он отвечал «один раз да, другой раз нет».
Тут дискуссия закончилась, и священнослужители пришли к выводу, что не следует верить дьяволу, его словам и коварству, тем более что слово Божье ясно говорит, что он лжец. Поэтому они посоветовали мужественно придерживаться христианской веры и размышлять о любви Божьей. Бог хочет защитить всех людей от зла, и поэтому они могут спать спокойно «во имя Господа Бога».
Так говорится о случившемся в первом памфлете, который, судя по всему, написал по горячим следам городской священник Йоханнес Шварц. Второй памфлет написал мирянин, и в нем было рассказано то, что первый автор хотел бы скрыть. Шварц принялся торжественно вызывать дьявола, именем Бога приказывая оставить людей в покое. Сначала на него только зашипели, но когда Шварц воззвал к «силе всемогущего Бога», раздались оскорбления. Потом полтергейст заявил, что плевать хотел на их угрозы, потому что оба они воры, а священник из соседнего Шенкенцелля – еще и развратник, в доме которого живут «семь блудниц», назвав их поименно. Священникам пришлось поспешно бежать из трактира, потому что нечистая сила знала, о чем говорит. Иоахим Камерарий получил подтверждение, что так оно и было, из уст самого Шварца.
Прошло не так много лет с тех пор, как я услышал подробности этого страшного события из уст викария или священника того места, который был очень стар. Он показал записи о некоторых чудесных иллюзиях дьявола незадолго до печального происшествия, и о том, как этот коварный дух подделывал пение и мелодии многих птиц. Я удивился, что у викария на макушке была как бы корона из длинных волос разных цветов; он рассказал, что нечистая сила подстригла его так, набросив на голову обруч. Он добавил, что однажды тот же дух спросил его и некоторых других людей, слышали ли они когда-нибудь, как ворон каркает, и издал такое каркание, что поразил всех, и если бы такая адская музыка продолжалась долго, они бы убежали от страха. Далее старик, покраснев, утверждал, что враг нашего спасения не раз открывал ему и другим все тайные грехи, которые они совершали, так точно и детально, что все они были вынуждены покинуть это место и уйти с большим позором и смятением [3].
Заговоривший полтергейст заявил: «Я не призрак, я – дьявол во плоти», а на вопрос, зачем он пришел, ответил: «я здесь, чтобы сжечь этот дом», потому что «принадлежащая ему шлюха», служанка из трактира, изменяет ему. Полтергейст даже повторил вслед за жильцами молитвы «Отче наш», «Аве Мария» и «Верую», кроме ряда мест, которые он заменил свистом. Он распевал непристойные песни, предлагал некоторым из присутствующих половые акты гомосексуального типа, сыпал грязными оскорблениями – «я насру тебе в рот» и другими, не подходящими для печати. Наконец, «дьявол вихрем взлетел» на высокий дом «и свистел всю ночь, и бил как в барабан до рассвета». Так продолжалось весь следующий день, «так что все жители в городке слышали его, но не видели».
Тем временем хозяин установил виновницу, прямо указанную полтергейстом – некую служанку из Оберндорфа, не названную по имени ни в одном из первоисточников. Женщина недавно заняла свою должность, и нечистый появился вслед за ней, утверждая, что она «его шлюха». Эразм Роттердамский слышал из третьих рук, что служанка стала любовницей сына трактирщика, другие говорили, что она спала с хозяином, но это не остановило Шернлина. Трактирщик выгнал ее, и полтергейст пропал вместе с ней. Служанка возвратилась в родной город Оберндорф [4].
После 11-дневного перерыва, в Великий четверг 10 апреля 1533 г., когда «многие честные люди» пришли перекусить в трактир после утренней службы в церкви, там снова начались безобразия. Полтергейст поступал «как раньше с трубками и другими вещами» и объявил, что, поскольку его гонят, он хочет спалить весь городок. Трактирщик и его гости не восприняли угрозы всерьез, «презрели и оставили как сплетни».
В это же время изгнанная служанка вернулась в трактир под предлогом того, что она что-то забыла. На нее не обратили особого внимания, но вдруг дом «запылал и наполнился огнем, который невозможно было потушить». Потом загорелись другие дома. Ветер быстро разносил пламя, и вскоре городок выгорел дотла, за исключением трех маленьких домиков. Здания «сровнялись с землей, и мало что удалось вынести», а уцелевшего дерева не хватило бы, чтобы «сварить кашу для ребенка». Иоахим Камерарий описывал пожар еще красочнее: «Трактир вместе с городком в течение двух часов сгорел дотла от совершенно дьявольского пламени, так что жители соседних городов не могли прийти туда достаточно быстро, чтобы оказать им помощь, и не могли найти никакого средства, чтобы утихомирить бушующий огонь; видели, как несколько огненных кругов, летящих со всех сторон, сжигали один дом за другим, так что те, кто шел помогать тушить соседей, были вынуждены оставить их и со всей скоростью бежать к себе, где все было в огне. Сатанинский огонь был настолько неистовым, что пришлось приложить немало усилий, чтобы замок, построенный из камня и стоящий на большом расстоянии от городка, не был уничтожен так же, как и все остальное» [5].
Зарево горящего городка было видно даже в Альпирсбахе, за много километров, где в то время жил бывший градоначальник Оберндорфа Вильгельм Вернер фон Циммерн. Он уверял, что пламя приняло облик зловещей фигуры, и из-за этого люди «долго волновались». Циммерн, конечно, не подозревал о том, что наш мозг легко «видит» лица и фигуры в облаках или любых неясных очертаниях. Это чисто психологическое явление.
Когда погорельцы пришли в себя, люди вспомнили про служанку, которую видели в трактире перед пожаром. В результате расследования выяснилось, что она в тот день была в церкви в Оберндорфе и вместе с другими людьми ходила на причастие. Это противоречие они объяснили тем, что служанка преодолела расстояние между городами как ведьма, летая на метле или еще какой-нибудь утвари.
11 апреля женщину арестовали, заковали в кандалы и препроводили в городской суд. Поскольку она отрицала все обвинения, ее «скрупулезно допрашивали», то есть поднимали на дыбу и пытали. Палач добился ее признания, которое было зафиксировано в письменном виде и зачитано на следующем слушании суда. Служанка «призналась в постыдных, ужасных и вредных деяниях», а именно: она подожгла Шильтах, «отвергнув своего Бога, Богородицу и весь мир». Она прилетела в Шильтах как ведьма, оседлав вилы. Там дьявол ждал ее в доме и дал горшок с содержимым, сказав: «Ты должна вылить его на сено, тогда сгорит дом и весь городок». Совершив поджог, она снова улетела, чтобы показаться в церкви Оберндорфа. Она «наводила порчу, вредила скоту и людям», «убивала одних и парализовала других», вызывала бури и град. Она 18 лет была любовницей дьявола по наущению собственной матери. Она объяснила, почему от пожара уцелели три домика: два принадлежали бедным подмастерьям, а третий был городской богадельней, и дьявол не имел над ним власти. В этом признании содержится все, что, по мнению демонологов, составляло преступление колдовства: договор с дьяволом, сексуальная связь с ним, наведение порчи, вызывание катастроф.
Хотя признания ведьмы было достаточно для того, чтобы отправить ее на костер, суд не поленился порыться в прошлом и выяснил, что когда вышеупомянутый Вильгельм Вернер фон Циммерн был градоначальником Оберндорфа, то есть в 1512–1527 гг., ее с матерью уже подозревали в колдовстве. Обе женщины, понимая, чем может обернуться дело, вынуждены были бежать. Когда градоначальником стал его брат, молодая дочь вернулась, и ее больше не беспокоили – Готфрид фон Циммерн не увлекался охотой за ведьмами и скорее испытывал «отвращение к подобным делам». Поскольку она больше не привлекала внимания, прежние подозрения со временем забылись.
Всего через 11 дней после пожара, 21 апреля 1533 г., служанка была сожжена живьем в Оберндорфе. Местные жители опасались, что дьявол уничтожит и их город. Чтобы отвести беду, они совершили крестный ход вокруг города и просили Всемогущего Бога о милости. По словам одной из летописей, «Всевышний милостиво услышал их, он не позволил злому духу сделать свое зло, и жители были защищены от несчастья».
В наши дни трудно сказать, была ли безымянная служанка «фокальным лицом», или полтергейст ее попросту подставил. Демонологи не сомневались, что дьявол может поджечь дом или целый город как лично, так и послав ведьму с колдовскими зельями. Николас Реми в знаменитой книге «Демонолатрия» приводит немало подобных примеров.
Во владениях аббата Сент-Эвра, Жака де Тавиньи, человека весьма знатного и богатого, которого никогда достаточно не хвалили за его любезность, милосердие и порядочность, есть деревня Кольмар. Менее двадцати лет назад некий своенравный демон начал днем и ночью безостановочно бросать камни в слуг одного из жителей этой деревни; он долгое время делал это безрезультатно, и они стали относиться к этому как к шутке и, не колеблясь, отвечали насмешками и оскорблениями в его адрес. Поэтому глубокой ночью он в мгновение ока поджег дом, так что никакого количества воды не хватило, чтобы уберечь его от сожжения дотла. Этот рассказ я с нетерпением выслушал от слуг, так как был поражен серьезностью события и решил расспросить их, когда мне довелось побывать там всего через несколько дней после пожара.
Следующая история очень похожа на историю Медеи, которая послала в подарок Креусе, дочери Креона, волшебный огонь, заключенный в ящик, от которого сгорел дворец, в котором она тогда находилась. В марте 1588 г. Жанна Шварц из Лааха изо всех сил старалась уговорить Франсуазу Хайну дать ей кусок теста, прежде чем она отправит его в духовку, чтобы испечь из него пирог для своих детей. Но Хайна отказала, сказав, что тесто отмерено так, чтобы его хватило всей семье на определенное количество дней, и она не может отдать часть без того, чтобы в ее доме не было недостачи. Жанна не переставала думать, как бы достойно отплатить за этот отказ. Ей не пришлось долго ждать, потому что демон дал ей ткань, в которой было несколько крошечных кусочков, похожих на мякину, и сказал, чтобы она спрятала их в доме Хайны и быстро ушла, потому что может случиться так, что вскоре после того, как она это сделает, дом внезапно вспыхнет и обратится в прах со всей мебелью. Она скатала ткань и пошла к Хайне, когда та была занята в пекарне, предложив ее купить. И когда Хайна сказала, что ей это не нужно и она рассчитывает сама соткать более чем достаточно ткани, «добрая женщина» тем не менее положила ее в стоящий неподалеку бочонок с мукой, сказав, что если ткань ей не нужна, та может вернуть ее на досуге. Едва Шварц вышла из дома, как бочонок с тканью полыхнул, и весь дом загорелся так быстро, что его не успели потушить вовремя. Две женщины по отдельности рассказали об этом одинаково, тем самым устранив все возможные сомнения в правдивости вышеизложенного [6].
Реми знал и о событиях в Шильтахе, пересказав их со слов Эразма Роттердамского, то есть уже из четвертых рук.
В Швейцарии есть город Шильтах, который внезапно сгорел дотла в 1533 году. Судя по рассказам его жителей градоначальнику Фрейбурга, что в 8 немецких милях от того города, причина пожара была следующей. В одном из трактиров свистел демон, и хозяин, думая, что это вор, поднялся наверх, но никого не нашел. Свист снова раздался в комнате еще выше, и хозяин снова поднялся, чтобы поискать кого-нибудь, но никого не увидел. Когда свист раздался снова, на сей раз с самого верха печной трубы, ему пришло в голову, что это дело рук какого-то демона. Хозяин трактира призвал семью сохранять спокойствие, пригласил двух священников, и те совершили обряд изгнания. На заданные вопросы последовал ответ, что он воистину демон и собирается сжечь город дотла. Когда священники пригрозили ему святынями, демон сказал, что его не волнуют их угрозы, поскольку один из них развратник, и оба они воры. Вскоре он поднял в воздух молодую женщину, с которой блудил 14 лет (хотя все это время она регулярно исповедалась и причащалась), посадил на печную трубу, дал ей горшок и велел перевернуть. Она так и сделала, и в течение часа весь город сгорел дотла.
Нам не нужно сильно удивляться способности демонов вызывать такие быстрые и мгновенные пожары, ведь и по сей день есть люди, которые умеют делать подобное. Я не имею в виду порох и тому подобные зажигательные вещества, при использовании которых мы видим, как целые дома быстро поджигают и разрушают, ибо это обычные и повседневные вещи. Я имею в виду некий оккультный метод за пределами человеческого понимания. В прошлом году в свите некоего принца находился простой парень из Германии (я не называю имен, хотя легко мог бы это сделать), который утверждал, что у него есть вещество, и если он разбросает его по домам, весь город через много дней после его отъезда загорится и выгорит дотла. И наконец через переводчика он объяснил графу, сыну принца, природу того вещества, предварительно связав их клятвой никому не раскрывать эту тайну [7].
Подобные примеры можно было бы приводить очень долго, но цена вырванных под пыткой признаний ведьм невелика. Поэтому нам придется обратиться к нашумевшему делу в XIX веке, когда пытки вышли из моды. Вспышка полтергейста в Сидевилле в 1850–1851 гг. закончилась настоящим колдовским процессом, проведенным по всем правилам тогдашней юриспруденции. Случай этот не раз упоминается в литературе о полтергейсте, но все авторы как один рассказывают только про беспорядки в доме священника, замалчивая колдовскую подоплеку. Она сохранилась только в оригинальных документах суда, которые недавно были оцифрованы, и в трудах маркиза де Мирвилля, который лично видел полтергейст, выступал свидетелем на процессе и не поленился все, что знал, изложить в письменном виде.
Все началось с того, что в первых числах мая 1849 г. отец Тинель, кюре Сидевилля, повстречал в доме одного из прихожан знахаря Ж. Священнику уже доводилось хоронить тех, кого Ж. безуспешно пытался лечить. Он счел долгом высказать знахарю резкое порицание, приказав ему уйти, а прихожанину – идти к врачу. Несколько дней спустя Ж. был арестован за врачебную практику без лицензии, во многом, как он подозревал, благодаря священнику. Сам он сидел в тюрьме, но на свободе остался его ученик, 40-летний пастух Феликс Торель. Этот начинающий колдун много и громко высказывался в том смысле, что кюре еще пожалеет и что он будет лишь уполномоченным своего учителя и исполнителем приказов. Торель в толпе прикоснулся к двум ученикам кюре, мальчикам 12 и 14 лет. Вскоре после этого в доме кюре начался полтергейст, а оба мальчика стали нервными и жаловались на появление пугавших их призраков.
Рассказы о том, что творилось в доме, многочисленны и публиковались на русском языке [8], поэтому мы ограничимся кратким резюме, сделанным де Мирвиллем.
Стуки были то слабы, коротки и отрывисты, то такой силы, что потрясали весь дом, который едва ли не разваливался вдребезги, как, по слухам, и предсказывал это пастух в минуту откровенности. Удары иногда достигали такой силы, что их можно было слышать на расстоянии двух километров. Рассказывали, что большая часть жителей Сидевилля, пятьсот человек сошлись к дому священника, оцепляли его в течение долгих часов, исследовали со всех сторон и не могли открыть причины стуков. К этому явлению, замечательному самому по себе, присоединились тысячи других, еще более замечательных. Так, когда таинственные стуки производили свой нескончаемый концерт, в то время когда они воспроизводились в любом назначенном месте или воспроизводили в такт точный размер назначенных арий, кружки ломались и падали во все стороны, предметы передвигались, столы подпрыгивали или сдвигались, стулья сдвигались вместе, поднимались и висели в воздухе, собаки подбрасывались к потолку, ножи, щетки, молитвенники выбрасывались в одно окно и возвращались в противоположное; сковородки, щипцы отодвигались от печки и сами собой передвигались в комнату; утюги, находящиеся у камина, отодвигались, а огонь преследовал их до середины пола; молотки с силой летали по воздуху и опускались на паркет с такой медленностью и легкостью, с какой рука ребенка могла бы нажать на перо; все туалетные принадлежности внезапно оставляли полку, на которую были сложены и затем мгновенно сами собой занимали старые места; громадные пюпитры столкнулись между собой и разломались; более того, один из них, наполненный книгами, поспешно двинулся в горизонтальном положении к свидетелю и там, без чьего бы то ни было прикосновения, вдруг, нарушая все известные законы тяжести, стал в перпендикулярном положении к его ногам [9].
Полтергейст в доме кюре не говорил, но правильно выстукивал ответы на вопросы о чем бы то ни было. В этом лично убедился де Мирвилль и другие посетители кюре, причем осведомленность полтергейста простиралась очень далеко. Тем временем состояние одного из учеников резко ухудшилось.
Утомленное, а еще более чрезвычайно огорченное состоянием этого несчастного ребенка и прискорбными результатами, которые должны из этого проистечь прежде всего для религии, а потом для кюре Сидевилля, собравшееся у последнего духовенство задалось вопросом: как отделаться от врага, раз молитвы, повидимому, не помогают. Один предлагал одно, другой – другое, а третий рассказал, что прочел в специальных трактатах, касающихся этого предмета, что подобные таинственные призраки страшатся острия железа; тогда не колеблясь более и рискуя навлечь на себя обвинение в суеверии, они тотчас же приступили к делу. Они вооружились очень длинными гвоздями и всюду, откуда раздавались звуки, вбивали их с возможной поспешностью. Но так как трудно было попасть в цель, вследствие увертливости силы, то многие удары были сделаны без видимого результата и, вероятно, они отказались бы от предпринятой задачи, когда вдруг один из них вогнал гвоздь более ловко, чем остальные; взметнулось пламя и вслед за ним повалил такой густой дым, что из боязни совершенно задохнуться пришлось открыть все окна. Когда рассеялся дым и спокойствие сменило ужасную тревогу, возвратились к способу заклинания, оказавшемуся таким действительным. Опять взяли гвоздь и вбили – раздался стон; стали продолжать – стоны удвоились; наконец, отчетливо послышалось слово «простите».
«Простить! – ответили они, – конечно, мы тебя простим и сделаем даже больше - мы проведем ночь в молитве к Богу, чтобы Он в свою очередь тебя простил... но при условии, что кто бы ты ни был, ты придешь завтра лично просить прощения у этого ребенка». – «Вы всех нас прощаете»? – «А разве вас много?» – «Нас пятеро, включая пастуха». – «Мы всех вас прощаем». Тогда водворился порядок в доме священника и эта страшная ночь прошла в покое и молитве.
На следующий день постучались у дверей дома, их отперли, – и явился Торель. Вид его был покорный, речь несмелая и он старался прикрыть своей шляпой кровавые царапины, покрывавшие лицо. Ребенок увидел его и закричал: – «Вот этот человек, вот человек, который преследует меня уже пятнадцать дней». – «Что вам нужно»? Торель ответил: – «Господин кюре, я пришел от моего хозяина за органчиком, который у вас». – «Нет, вам не могли дать этого приказания. Еще раз, вы не для этого сюда пришли. Что вам нужно? Но прежде скажите, откуда у вас эти раны. Кто вам их сделал?» – «Это вас не касается, я на это отвечать не желаю». – «Полно, скажите, что имеете сказать; будьте откровенны, скажите, что вы просите прощения у этого ребенка; станьте на колени и сделайте это». – «Ладно, простите», – сказал Торель, падая на колени.
Стоя на коленях и прося прощения, он сближался и старался схватить ребенка за блузку. Ему это удалось, и свидетели констатируют, что с того момента страдания ребенка и таинственные шумы в доме сидевилльского священника удвоились. Во всяком случае, кюре пригласил Тореля отправиться с ним в мэрию; он пошел и там, в присутствии свидетелей, без всякого с чьей бы ни было стороны вызова, троекратно упал на колени и просил прощения. – «За что вы просите у меня прощения? – спросил кюре, – объясните пожалуйста». Торель продолжал свое; прося прощения, он поступал так же, как в доме священника: он полз на коленях, стараясь прикоснуться к Тинелю, так, как поступил с ребенком. – «Не дотрагивайтесь до меня, во имя неба, – вскричал тот, – не дотрагивайтесь до меня, или я вас ударю». Тщетная угроза. Торель приближался, пока кюре, зажатый в угол, не был вынужден, для своей законной обороны, отвесить ему тростью три удара по руке...
В другой раз Торель признался священнику, что все исходит от Ж. – «Ж. вышел из тюрьмы, – говорил он, – и зашел ко мне; он злится на господина кюре за то, что тот мешает ему зарабатывать хлеб и прогнал от больного, которого он хотел лечить. Господин кюре неправ, так как Ж. человек очень образованный, очень ученый; он может бороться со священником. Если господин кюре пожелает заплатить за мой кофе, я его избавлю от всего, что происходит в его доме».
Невозможно виновному более откровенно признать свою виновность и человек этот, требующий двести франков вознаграждения и убытков, готов был все закончить за чашку кофе. Тем, кто укорял за его образ действий, Торель отвечал: «я так хочу, мне так нравится». Тем же, кто спрашивал, почему он выбрал жертвой бедного невинного ребенка вместо того, чтобы приняться за кюре, Торель отвечал: «Разве вы не видите, что кюре не может жить без этих детей?! Нужно их убрать; они уберутся, и тогда всему конец» [10].
В конце концов терпение владельца стада кончилось, и он прогнал Тореля с работы. Торель подал в суд на священника, обвиняя его в клевете, из-за которой он потерял место, и в избиении. Ученик колдуна не знал, что длинным языком вырыл себе могилу. Свидетели не только подтвердили его угрозы в адрес кюре и хвастовство насчет колдовских способностей, но и рассказали, что своими глазами видели колдовство в действии. На глазах у одного из них Торель заставлял людей падать на расстоянии, завершая магическое действие ударом кулака по своему шалашу. Другие рассказывали, как Торель предсказывал то, что должно произойти через двадцать минут, причем это невозможно было предугадать или подстроить, и в нужное время так все и происходило. Суд полностью оправдал о. Тинеля, признав, что в его словах не было признаков клеветы и что он действовал в рамках необходимой самообороны, побив пастуха тростью. Все судебные издержки был возложены на Феликса Тореля. Полтергейст в доме кюре закончился, когда его учеников отправили учиться к священнику в другом городе, и там никаких безобразий не происходило.
Нет никаких сомнений, что пару веков тому назад Тореля и Ж. сожгли бы на костре, потому что доказательств их причастности к полтергейсту в доме кюре хватало и без пыток. Каким образом они вызвали беспорядки, осталось тайной. По мнению Станисласа де Гуайты, «перед нами современный и совершенно определенный пример черной магии в узком смысле этого слова» [11].
Русский помещик А. В. Щапов, ставший жертвой полтергейста в 1870–1871 гг., тоже не сомневался в его колдовской сущности и считал, что такие явления никак нельзя считать самопроизвольными. В них почти всегда есть «предшествующее, так сказать, вмешательство или участие со стороны какого-либо лица, «напустившего», как говорится попросту, эти явления. Термин этот – «напуска», «напущения» – создан народом, который бесспорно должен быть признан как первый источник и, так сказать, неиссякаемое хранилище всех этих явлений, а также представляющий и первого знатока и наблюдателя их существования с издревле, откуда лишь ничтожное сравнительно количество их, этих бесчисленных на самом деле явлений, начало за последнее время попадать в литературу».
О своем случае Щапов сообщил, что сосед, старый казак Роман Фролов, очень хотел приобрести его мельницу, но Щапову она была нужна самому. Фролов стал угрожать, и одна из угроз оправдалась в буквальном смысле во время полтергейста: «За волосы будут таскать!». «Привести к сознанию самого Фролова, умершего в 80-х годах, при жизни его, к великой досаде, не удалось, но есть точные данные, что он, желая во что бы то ни стало добиться от меня уступки ему моей мельницы, искал такого «знахаря» и, вероятно, нашел, так как сам он, конечно, ничего не знал по этой части».
А. В. Щапов приводит ряд примеров, доказывающих вероятность «предшествующего вмешательства постороннего лица – одаренного ли природными к тому способностями или приобретшего их искусственно». Так, виновником полтергейста в доме священника в деревне Лыченцы Владимирской губернии в 1900–1901 гг. была проворовавшаяся кухарка Прасковья. Она перед тем, как отправиться в тюрьму, бегала к местным колдунам и потом пригрозила о. Иоанну Соловьеву, что в день Покрова с ним случится «и смех и грех», что и «исполнилось действительно, как известно, самым прискорбным образом». В конце концов Щапов делает вывод, что при полтергейсте «вмешательство стороннего лица представляется неотъемлемым и несомненным», поэтому нужно «обратиться к практическому расследованию на месте, как и каким способом достигают этого люди простые, зачастую даже неграмотные, и производят эти «напуски» и «напущения», что, несомненно, существует в народе, как неопровержимый факт» [12].
Почти сто лет спустя исследователь полтергейста Игорь Винокуров (Мирзалис) был вынужден признать, что колдовство, как «одна из возможных причин запуска полтергейста», все еще не может быть снято с повестки дня и при этом «есть основания считать, что в деле о колдовстве замешаны и биоэнергоинформационные механизмы воздействия, противостоять которым в ряде случаев практически невозможно» [13].
Если связь между полтергейстами и некими магическими действиями подтвердится, значение открытия трудно будет переоценить. Способность влиять на такие события в малом масштабе означает, что то же самое возможно и в большем масштабе при соответствующем увеличении усилий. Способность управления большими призраками, вроде фантомных войск или горящих кораблей Северной Атлантики, может дать еще один ключ к разгадке феномена НЛО. Он во многом похож на эти явления и как минимум имеет некоторые общие черты или единое происхождение. Охотников на ведьм тоже придется реабилитировать, если истории о колдовстве окажутся не только необоснованными суевериями. Проверка магических практик гораздо проще, чем исследования НЛО дорогостоящими приборными комплексами, и вполне доступна отечественным энтузиастам.
Литература и примечания
1. Burton R. The Kingdom of Darkness. L., 1728, p. IX.
2. Немецкие первоисточники о событиях в Шильтахе перепечатаны в кн.: Harter Н. Der Teufel von Schiltach. Schiltach, 2005.
3. Burton R., p. 68.
4. The Correspondence of Erasmus. Letters 2803 to 2939, Volume 20. Toronto, 2020, p. 105–106. (Письмо 2846 к Дамиао де Гойсу, Фрайбург, 25 июля 1533 г.). Эразм Роттердамский описал случившееся со слов Генриха Глареана, разговаривавшего с погорельцами.
5. Burton R., p. 67.
6. Remy N. Demonolatry. L., 1930, p. 133–134. Первая история упоминается Реми и на р. 82–83, но там место, где это произошло, не Кольмар, а «Коломбьер, деревня в шести милях от Тула». Возможно, это просто опечатка.
7. Там же, р. 134–135.
8. Аксаков А. Предвестники спиритизма за последние 250 лет. СПб., 1895, с. 326–341.
9. Цит. по: Figuer L. Histoire du merveilleux dans les temps modernes. T. 4. Paris, 1861, p. 205–206.
10. Там же, р. 208–210.
11. Де Гуайта C. Змей Книги Бытия. М., 2004, с. 451.
12. Щапов А. Новая фаза так называемых «самопроизвольных» медиумических явлений // Ребус, 1903, № 11, с. 97–98, № 12, с. 108–109, № 13, с. 118–120, № 14, с. 125–126. Подробное описание полтергейста, который пережил Щапов, см.: Аксаков А. Предвестники спиритизма за последние 250 лет. СПб, 1895, с. 131–215. Упоминает о случае А. В. Щапова и знаменитый писатель В. Г. Короленко, знакомый с очевидцем (Короленко В. Полное собрание сочинений. Т. 6. СПб., 1914, с. 218–224).
13. Винокуров И. Полтергейсты. М., 1997, с. 284–285.